Что чувствует мама когда кормит малыша грудным молоком

СЛИШКОМ СИЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС ПРИЛИВА МОЛОКА

Ребенок, который слишком быстро съедает слишком много молока, может быть беспокойным, раздраженным у груди и можно подумать, что у него «колики». Обычно такой ребенок очень быстро набирает вес. Также типичная картина: ребенок начинает сосать и, спустя несколько секунд или минут, начинает кашлять, захлебываться и «сражаться» с грудью. Он может оторваться от груди – и вы видите, что у мамы молоко бьет фонтаном. После ребенок снова присасывается, но снова начинает беспокоиться – и представление повторяется. Он может быть недоволен «фонтаном», но нетерпелив, если струя течет медленно. Это может быть временем испытаний для всех. В редких случаях ребенок может вовсе отказаться от груди, обычно в возрасте около трех месяцев. Что происходит? Малыш съедает сразу очень много переднего нежирного молока. Оно довольно быстро покидает желудок, и в кишечник одномоментно поступает большая порция молочного сахара – лактозы. Фермент (белок), который помогает усвоению лактозы, может не справиться с таким большим количеством его сразу, и у малыша будут симптомы лактазной недостаточности – крик, газы, бурные отрыжки, частый водянистый зеленый стул.

Симптомы усиленного прилива молока во время кормления:

  • Ребенок давится, быстро и шумно глотает, хватает ртом воздух, закашливается во время сосания, как будто молоко бьет ему в рот струей.
  • Оттягивает грудь во время кормления
  • Стискивает сосок при приливе, чтобы замедлить истечение молока
  • Издает щелкающий звук при сосании
  • Много срыгивает, образуется много газов.
  • Много писает, обильный, иногда зеленый пенистый стул, иногда с прожилками крови
  • Периодически отказывается от груди.
  • Не берет грудь для успокоения.

Что с этим делать?

Есть два способа исправить ситуацию: 1) помочь ребенку сладить с сильной струей и 2) принять меры, чтобы количество собственного молока адаптировать к нуждам ребенка. Поскольку мощный выброс молок есть следствие его избыточной выработки, большинству мам придется поработать по обеим программам. Чтобы справиться с избыточным количеством молока, может потребоваться пара недель, поэтому старайтесь быть терпеливыми и не оставляйте стараний.

Помощь ребенку:

  • Положение тела. Расположите ребенка так, чтобы он сосал молоко как бы «в гору», чтобы сила гравитации препятствовала напору струи. Наиболее эффективны положения, когда голова и горлышко ребенка находятся ВЫШЕ уровня соска. Вот некоторые из них.
  1. Обычное положение (см фото №1) , но мама откидывается назад на подушки.
  2. Ребенок как футбольный мяч, но мама откидывается назад(фото№2).
  3. Ребенок как футбольный мяч, но приподнят и как бы сидит напротив маминого соска (фото 3)
  4. Иногда очень хорошо помогает прилечь во время кормления. Если лежание на боку не помогает – лягте на спину или почти на спину, водрузив ребенка на себя. Однако не используйте часто это положение– оно может привести к закупорке протоков.

  • Постарайтесь давать одну грудь за одно кормление, если вы еще этого не делаете. В некоторых случаях нужно кормить два-три кормления из одной груди, подцеживая наполненную соседнюю грудь до комфортного состояния.
  • Кормите ребенка чаще – между кормлениями будет скапливаться меньше молока и малышу будет легче с ним справиться.
  • Кормите ребенка до того, как он станет голодным как волк. Не откладывайте кормление, давая воду (грудничку не нужна вода даже в очень жаркую погоду) или соску. Зверски голодный ребенок может накинуться на грудь и вызвать очень активный рефлекс прилива молока. Кормите ребенка, как только увидите признаки голода.
  • Кормите малыша, когда он полусонный и расслабленный – он сосет более нежно и струя бывает меньше.
  • По возможности кормите ребенка в спокойной, расслабленной обстановке. Громкая музыка, яркий свет не способствуют правильному кормлению.
  • Когда во время сосания чувствуете прилив – отнимите малыша от груди и пусть струя молока выйдет на пеленку. Когда она ослабнет – снова приложите ребенка.
  • Если есть время – сцедите немного молока перед кормлением. Но не хватайтесь за это средство в первую очередь (ведь это стимулирует выработку молока).
  • Ребенок может не любить фонтан, но также беспокоиться и сердиться, когда струя течет медленно. Если вы подозреваете второе – подцеживайте грудь во время кормления.
  • Проблема усложняется, если ребенок неправильно прикладывается к груди. Правильное прикладывание – ключ к тому, чтобы кормить легко.
  • Иногда помогает назначение ребенку препарата лактазы, 2 -4 капли перед каждым кормлением. Он продается без рецепта, но дорог и срабатывает только иногда.
  • Можно попробовать накладку для соска, если ничто другое не помогло. Это второе средство отчаяния.
  • Наконец, можно давать ребенку сцеженное молоко из бутылочки, чем переходить на смесь.
  • Давайте ребенку чаще срыгивать, если он заглатывает много воздуха.

Приспособить количество своего молока к нуждам ребенка

  • Если ребенок хорошо прибавляет вес – постарайтесь кормить его из одной груди за одно кормление.
    • Если малыш кончил сосать первую грудь и хочет сосать еще – просто приложите его снова к той же груди.
    • Если во второй груди появился дискомфорт – сцедите ее немного, просто чтобы получить небольшое облегчение, а затем приложите холодный компресс. Ваша цель – сцеживать с каждым разом все меньше и меньше, чтобы наконец вы перестали в этом нуждаться.
  • Избегайте как либо стимулировать молочную железу, например, не сцеживайтесь без нужды, не поливайте подолгу грудь душем, не носите накладки для сбора молока.
  • Между кормлениями прикладывайте холодный компрессы к груди (на 30 минут, снимая как минимум на час). Это уменьшит приток крови и выработку молока.
  • Если кормить из одной груди за одно кормление не помогает в течение недели – попробуйте прикладывать малыша к одной груди в течение какого-то периода времени, прежде чем поменять сторону. Это называется «блокирующимкормлением».
  • Начните с 2-3 часов и прибавляйте по полчаса, если это необходимо.
  • Не сокращайте время кормления в целом, но всякий раз, когда ребенок снова захочет есть – просто давайте ему одну и ту же грудь в течение этого периода времени.
  • Если во второй груди появился дискомфорт – сцедите ее немого до комфортного состояния, а затем приложите холодный компресс. Ваша цель – сцеживать с каждым разом все меньше и меньше, чтобы наконец вы перестали в этом нуждаться.
  • В более упорных случаях маме, может быть, придется попробовать кормить из одной груди больше 4 часов, чтобы определить то количество времени, которое работает наилучшим образом.
  • Дополнительные меры при избытке молока, которые следует использовать лишь в самых упорных случаях – компрессы из капустных листьев и травы.
Читайте также:  Как жить если чувствуешь себя одиноким

Даже если все эти меры не разрешат проблему до конца, у многих мам избыточное отделение молока и прилив его к соску до некоторой степени нормализуются около 12 недель. Происходящие в это время гормональные изменения делают лактацию более стабильной и более соответствующей потребностям ребенка.

Иногда дети матерей с обильным и быстрым истечением молока очень хорошо привыкают к такому положению дел и бывают недовольны, когда истечение нормальным образом ослабевает между 3 неделями и 3 месяцами. Даже если струя на самом деле не слаба – ребенку она может казаться таковой. Смотрите советы в статье « Let-down Reflex: Too Slow?» на сайте «Kellymom.com».

Источник: сайт «Kellymom.com»

Перевод Вероники Масловой

Проконсультироваться можно по телефону нашей «горячей линии» по грудному вскармливанию : (495) 926-63-23

Источник

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Читайте также:  Слышать чувства других людей

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

Читайте также:  Тип темперамента ранимость переживаниям

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Источник

Оцените статью