- Пушкин «Пиковая Дама» Почему автор убивает графиню? Почему герман обдернулся (проиграл) в последней игре ?
- Обсуждение первого моста. Явление графини
- Образ и характеристика Германна в рассказе Пиковая дама Пушкина сочинение
- Главные герои
- Германн
- Графиня Анна Федотовна
- Лизавета Ивановна
- Томский, внук старой графини
- Презентация на тему: Пиковая Дама. Характеристика Германа
- Второстепенные персонажи
- Граф Сен-Жермен
- Чаплицкий
- Проблемы
- Известные арии и номера
- История создания
- Чему учит произведение?
Пушкин «Пиковая Дама» Почему автор убивает графиню? Почему герман обдернулся (проиграл) в последней игре ?
Германн встречается с графиней.
Он уговаривал старуху, просил поведать ему тайну, взывал ее
к нежным чувствам любви супруги, любовницы, матери..
Германн умолял ее на коленях!
Но словами «Старая ведьма! так я ж заставлю тебя отвечать»-
все его старания становятся бесполезными.
Услышав угрозы от Германна, вооруженного пистолетом
графиня умирает от сердечного приступа.
Она возрождается уже в качестве мстительного фантома —
Пиковой Дамы.
На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня
открывает глаза и бросает на него взгляд.
Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты
(тройка, семёрка, туз ) принесут ему выигрыш, но он не
должен ставить больше одной карты в сутки.
В Москву приезжает знаменитый картёжник миллионер
Чекалинский.
Германн ставит весь свой капитал на тройку, выигрывает и
удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги
на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал.
На третий день Германн ставит деньги (уже около двухсот тысяч)
на туза. Выпадает туз.
Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит,
что дама Германна проиграла.
Каким-то невероятным образом Германн обдёрнулся:
поставил деньги вместо туза на даму.
Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую
пиковую даму, которая напоминает ему графиню.
Разорившийся Германн попадает в лечебницу для
душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно
бормочет»Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама. «
Источник
Обсуждение первого моста. Явление графини
Перечитайте эпизод явления графини к Германну после ее смерти. Графиня утверждает, что пришла не по своей воле. Подумайте, по чьей воле открывает она Германну тайну и какой мотив усиливает Пушкин с помощью этой детали. Напишите небольшое эссе на эту тему.
Графиня приходит к Герману как призрак, но ему всё видится очень реалистично: она шаркает, слышится шум скрипящей двери. Кроме того, графиня приходит не по своей воли: «Я пришла к тебе против своей воли, – сказала она твёрдым голосом, – но мне велено исполнить твою просьбу.» Обращаем внимание на слово «велено», значит есть высшие силы, которые её отправили? Вспоминая предложение Германа в спальне графини, когда он предлагал взять грех старухи или заключённую ею сделку на себя, закрадываются мысли о сделке с Дьяволом. Но дальше читаем у Пушкина, что графине велено так же передать, что должен сделать взамен Герман за знания (жениться на Лизавете Ивановне). Тут веет фольклорными мотивами, когда доброму герою предлагаются знания или волшебный предмет взамен на оказание услуги (только такой уж добрый герой Герман?) В любом случае, есть высшие силы, которые отправляют графиню и дают ей указания, а добрые они или злые каждый читатель может решить сам. Возможно, если бы Герман сделал предложение Лизавете Ивановне, старуха бы не подшутила над ним?
Герман на столько практик, настолько же и романтик! Борьба противоположностей! И именно к этому реалисту приходит призрак старухи, а он совершенно не боится! Что это? Настолько сильно было его желание узнать карты? Восстановить справедливость жизни, ведь он говорит старухе: Ваши дети и внуки и так богаты, да и не сохранят, не направят выигранное в нужное русло! Возможно, поэтому Судьба направляет умершую рассказать Герману о трёх картах?! Воля Судьбы, именно этот мотив усиливает Пушкин, на мой взгляд. Ведь до этого Герман ведёт вполне разумный образ жизни, он умеет «властвовать» на своими желаниями: смотрит, но не играет. Проверка! Сможет ли выдержать, сможет ли и дальше быть человеком положительным? И вот для этого ещё одно условие: женись на бедной девушке. От самой старухи или от Судьбы эта просьба, не знаю. Мне не верится, что старая графиня, живя взбалмошно и любя только себя, не думая ни о ком, теперь вдруг задумалась о Лизе. Поэтому вероятнее всего, что сила Судьбы играет с Германом в игру: проверим тебя , мой друг! И по законам и русского фольклора ( согласна с Мареной) и Русской классики герой, не исполнив доброго дела, наказан.
Графиня — образ Рока (судьба, грозящая бедами). У Пушкина есть стихотворение, написанное в 1828 году — «Предчувствие»: «Рок завистливый бедою / Угрожает снова мне«. Германн настолько упоён мечтою «Наполеоном сделаться», что даже не задумывается о том, что видение — это что-то неподвластное желаниям земных существ.
Источник
Образ и характеристика Германна в рассказе Пиковая дама Пушкина сочинение
Описание героя. Главный герой произведения А.С.Пушкина «Пиковая дама» — Герман. Это молодой, интеллигентный, образованный человек. По специальности он военный инженер. Вопреки наличию хорошей профессии, Герман является гражданином со средним достатком. Он не может позволить себе лишних трат и довольствуется малым.
Отец Германа — обрусевший немец, который не оставил сыну богатого наследства.Его друзья, привыкшие к большим растратам, живут исключительно в своё удовольствие и частенько посмеиваются над рациональными тратами Германа. Герой желает поправить свое финансовое положение, и найти возможность обогатиться.
По характеру Герман игрок и авантюрист, однако, до откровения Томского, никогда ранее не сидел за игральным столом. Стремление к быстрому обогащению и страстная натура авантюриста с подвигнут героя к глупому поступку.
Герман — человек, который постоянно чем-то интересуется и увлекается. В попытках улучшить своё финансовое положение, Герман пытается узнать секрет трех карт, которые приблизят его к мечте. Он не может более думать ни о чем, им движет азарт и алчность. Эти пагубные черты характера в конечном итоге губят Германа. Решив, во что бы то ни было, разузнать тайну трех карт, герой пускается во все тяжкие: соблазняет молодую девушку, к которой не испытывает ни малейшего влечения и даже угрожает пожилой женщине. Последняя, к слову, умирает от страха, но это не очень заботит героя. Герман становится одержимым: его навязчивая идея фикс не позволяет герою трезво смотреть на окружающий и мир и адекватно мыслить.
Судьба героя трагична, так как он в итоге сходит с ума. Молодой инженер хотел просто быть счастливым и богатым человеком. Он мечтал тратить деньги по желанию, не ущемлять себя ни в чем, жить беззаботно, как его друзья. Однако его методы достижения счастья оказались непродуктивными, потому как циничность, безжалостность, чрезмерный азарт и алчность ни к чему хорошему не приводят.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Графа в повести Выстрел↑ ПушкинОбраз и характеристика Дуни в повести Станционный смотритель →
Главные герои
Германн
Графиня Анна Федотовна
Лизавета Ивановна
Томский, внук старой графини
Презентация на тему: Пиковая Дама. Характеристика Германа
Описание слайда: Впрочем, голос совести еще раз заговорит в Г. — спустя три дня после роковой ночи, во время отпевания невольно убитой им старухи. Он решит попросить у нее прощения — но даже тут будет действовать из соображений моральной выгоды, а не из собственно моральных соображений. Усопшая может иметь вредное влияние на его жизнь — и лучше мысленно покаяться перед ней, чтобы избавиться от этого влияния.И тут автор, который последовательно меняет литературную прописку своего героя (в первой главе он — потенциальный персонаж авантюрного романа; во второй — герой фантастической повести в духе Э.-Т.-А. Гофмана; в третьей
действующее лицо повести социально-бытовой, сюжет которой постепенно возвращается к своим авантюрным истокам), вновь резко «переключает» тональность повествования. Риторические клише из поминальной проповеди молодого архиерея («ангел смерти обрел ее бодрствующую в помышлениях благих и в ожидании жениха полунощного») сами собой накладываются на события страшной ночи. В Г., этом «ангеле смерти» и «полунощном женихе» вдруг проступают пародийные черты; его образ продолжает мельчать, снижаться; он словно тает на глазах у читателя. И даже «месть» мертвой старухи, повергающая героя в обморок, способна вызвать улыбку у читателя: она «насмешливо взглянула на него, прищурившись одним глазом».Исторический анекдот о трех картах, подробное бытоописа-ние, фантастика — все спутывается, покрывается флером иронии и двусмысленности, так что ни герой, ни читатель уже не в силах разобрать: действительно ли мертвая старуха, шаркая тапочками, вся в белом, является Г. той же ночью? Или это следствие нервного пароксизма и выпитого вина? Что такое три карты, названные ею, — «тройка, семерка, туз» — потусторонняя тайна чисел, которым Г. подчинен с того момента, как решил завладеть секретом карт, или простая прогрессия, которую Г. давным-давно сам для себя вывел («я утрою, усемерю капитал. »; то есть — стану тузом)? И чем объясняется обещание мертвой графини простить своего невольного убийцу, если тот женится на бедной воспитаннице, до которой при жизни ей не было никакого дела? Тем ли, что старуху заставила «подобреть» неведомая сила, пославшая ее к Г., или тем, что в его заболевающем сознании звучат все те же отголоски совести, что некогда просыпались в нем при звуке Лизиных шагов? На эти вопросы нет и не может быть ответа; сам того не замечая, Г. попал в «промежуточное» пространство, где законы разума уже не действуют, а власть иррационального начала еще не всесильна; он — на пути к сумасшествию.
Второстепенные персонажи
Граф Сен-Жермен
Чаплицкий
В повести “Пиковая дама” герои подобраны Пушкиным с искусством настоящего ювелира художественного слова. Все они, за исключением одного, живут богатой светской жизнью. Центральный же персонаж – Германн – относится к среднему классу, он яростно желает разбогатеть. Молодой человек готов предложить старой графине стать её любовником, жажда денег побеждает разум и здравый смысл. Характеристика персонажей и анализ произведения могут быть полезны для читательского дневника, подготовки к сочинению.
Проблемы
Проблематика богата, но мы перечислим только основные проблемы:
- Алчность разрушает внутренний мир главного героя. Жажда богатства толкает его на самые ужасные поступки: обман, лицемерие, угрозы и убийство. Германн, сам того не понимая, переходит на сторону Дьявола. Мы видим, что он готов идти по головам ради своей ложной мечты. Внутренние монологи героя до и после преступления ещё ярче раскрывают этапы очерствения его души и помрачения рассудка.
- Двуличие и лицемерие. В обществе Германн пытается выставить себя скромным тружеником, который презирает риск, а на деле он поиграл бы, но у него просто нет денег. Также он хочет казаться богаче и значительнее, чем есть на самом деле. Это мучительное несоответствие желаемого и действительного губит молодого человека, он становится все более лицемерным и скрытным. Если бы у него не было утомительной обязанности отыгрывать роль, пускать пыль в глаза, персонаж не стал бы ставить свое будущее на кон.
- Равнодушие. Все герои безразличны к судьбе друг друга, поэтому у каждого из них нет никого, кроме себя. Все остальные люди (их родственники и друзья, даже кавалеры) преследуют только меркантильные цели, только это их вместе и удерживает. Но, по сути, Лизе наплевать на графиню, что взаимно, а Германну наплевать на них обеих. Да и все высшее общество пронизано равнодушием, так что судьба человека считается за их игральным столом самой ничтожной разменной монетой.
Известные арии и номера
Внешние аудиофайлы | |
Поют участники петербургской премьеры «Пиковой дамы» | |
Ария Германа «Прости, небесное созданье» в исполнении Николая Фигнера (запись 1901 г.) | |
Ариозо Лизы «Ax, истомилась я горем» в исполнении Медеи Мей-Фигнер (запись 1901 г.) |
Из первого действия —
- Хор детей, нянек и др.
- Ариозо: «Я имени её не знаю» (Герман)
- Интродукция и баллада: «Однажды в Версале (Три карты)» (Томский)
- Дуэт: «Уж вечер» (Лиза и Полина)
- Романс: «Подруги милые» (Полина)
- Ариозо: «Откуда эти слёзы» (Лиза)
- Ария: «Прости, небесное созданье» (Герман)
Из второго действия —
- Ария: «Я вас люблю» (Елецкий)
- Дуэт: «Мой миленький дружок» (из пасторали «Искренность пастушки» — Прилепа и Миловзор), музыка заимствована у Моцарта из оперы «Волшебная флейта» — вторая ария Папагено.
- Сцена и романс: «Ах, постыл мне этот свет» (Графиня), цитата из оперы Андре Гретри «Ричард — Львиное сердце»
Из третьего действия —
- Ариозо: «Ax, истомилась я горем» (Лиза)
- Песенка: «Если б милые девицы» (Томский)
- Хор: «Игрецкая»
- Ария: «Что наша жизнь? Игра!» (Герман)
История создания
Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. С 1885 года от имени дирекции театров велись переговоры о создании оперы на этот сюжет с несколькими людьми, в том числе, с композиторами А. А. Вилламовым и Н. С. Кленовским, а также либреттистами И. В. Шпажинским и В. А. Кандауровым. В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским, которому было предложено написать музыку на этот сюжет, однако композитор решительно отказался, в частности, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». С начала 1888 года за составление либретто на этот сюжет (для Кленовского) взялся Модест Ильич Чайковский, который писал об этом своему брату Петру Ильичу в письме от 7 февраля 1888 года:
Вторую картину либретто кончил. Общим видом этой картины я ужасно доволен Если бы ты написал на это музыку, с каким удесятеренным старанием я кропал бы мои стихи![1]. |
Отношение Чайковского к этому сюжету изменилось в конце 1889 года, когда во время репетиций его балета «Спящая красавица» в Мариинском театре возобновились переговоры по поводу будущей оперы. В письме к Ю. П. Шпажинской от 26 января 1890 года Чайковский отмечал:
…я мало-помалу начал чувствовать неотложную потребность заняться в виде отдыха своим настоящим делом, т. е. сочинением. А тут, как нарочно, И. А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы. Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом Я его прочел, оно мне понравилось, и вот в один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать[2]. |
19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс её создания шёл необычайно быстро: клавираусцуг оперы был закончен 6 апреля, а к 8 июня того же года была завершена вся партитура. В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский вставил в седьмую картину застольную песню (арию) Германа, и сделал новую редакцию его предсмертного ариозо.
Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.
Киевская премьера «Пиковой дамы» состоялась 31 декабря 1890 года (дирижёр Иосиф Прибик), а московская, в Большом театре, — 4 ноября 1891 года (дирижёр Ипполит Альтани). Постепенно опера вошла в репертуар многих театров Европы и Америки:
- 11 октября 1892 года — первая постановка за пределами России, премьера в Праге (исполнялась на чешском в переводе В. Новотного)
- 1902 — первая постановка в Вене, Венская государственная опера, дирижёр Густав Малер
- 1904 — постановка в Большом театре (Москва), за дирижёрским пультом — Сергей Рахманинов
- 5 марта 1910 года — первая постановка в США, Нью-Йорк, дирижёр Густав Малер (исполнялась на немецком)
- 29 мая 1915 года — первая постановка в Великобритании, Лондон (исполнялась на русском языке)
Чему учит произведение?
Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.
Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.
Источник