Что чувствует человек вдали от родины

Русский вдали от Родины

Пасха в Окленде. Новая Зеландия

Бог нужен всем, но не все одинаково это чувствуют. Бывает, что человеку нужно утратить всякую опору, всякие ориентиры и ощутить себя беспомощным и одиноким, для того чтобы Бог стал первой и главной реальностью, а душа обратилась к Нему, не отвлекаясь ни на что и по сторонам не оглядываясь.

Так бывает не только у обычных людей. Из общего закона не изъяты и такие «любимцы» Господни, как апостолы. Павлу Христос сказал: «Сила Моя в немощи совершается». И сам Павел затем говорил «Когда я немощен, тогда силен». В этих словах скупо, но очевидно проявляет себя закон Господень, согласно которому человеку необходимо терпеть смиряющие неприятные обстоятельства. Иначе он, как необрезанная лоза, будет неспособен к плодоношению.

Что смиряет человека? Список пространен. Это болезни, старость, житейские нужды, злоба человеческая, обжигающая везде: и на работе, и по соседству, и дома. Это беды, случающиеся с теми, кого ты любишь. И это, конечно, разлуки и расставанья. Одной из видов разлук является беженство, изгнанничество, вынужденное прощание с Родиной. Войны, бедность и болезни вкупе с частными и личными причинами не перестают вырывать людей из привычного быта и переносить на большие расстояния в поисках хлеба, счастья, безопасности. Беде этой не видно конца, хотя человечество и стало терпимее, милосерднее, гуманнее. Так, по крайней мере, само человечество о себе думает. Видимо, есть в странничестве какой-то высший смысл, раз нравы смягчаются и комфорт увеличивается, а скитания по миру огромных масс людей не прекращаются.

Странником и беглецом на этой печальной Земле был во дни Своего младенчества Господь Иисус Христос. Злоба Ирода согнала с места Его Мать и старца Иосифа и повела их в Египет.

Долго не имел на земле пристанища Авраам. Ни к чему не привязанный, свободный, как небесные тучи в стихотворении М.Ю. Лермонтова, этот праведник жил Богом и ходил перед Богом, будучи вечным странником.

Страннику нужен Бог. Странник не пускает в почву корни и не обрастает мхом, как лежащий на месте камень, но, как звезда, он находится в движении и тоскует по той тишине и покою, какие дарятся Духом Святым.

Вот и наша Родина, спустя уже скоро столетие после революционного 1917 года, не устает выталкивать за свои пределы волну за волной своих детей – эмигрантов первого, второго, третьего, четвертого поколений. Одних выгнали озверевшие строители всемирного счастья, других – голод и разруха, третьих – страх репрессий, четвертых – вынужденный плен. Потом пришла пора диссидентства, а вскоре за ней – развал страны и полное смятение в миллионах голов. Эта последняя волна эмиграции самая горькая. Она без всякой войны и идеологических преследований разрушила множество семей и рассеяла по миру тысячи, десятки тысяч наших людей, поехавших кто куда в поисках счастья, денег, куска хлеба, смысла жизни.

Может ли быть в этом печальном явлении хоть какая-нибудь польза? Может!

Люди, теряя все, становятся способными обрести Бога. А обретя Бога, становятся способными вновь обрести все: смысл жизни, радость, друзей, Родину. Так Иов, потерявший все, был испытан и получил обратно то, что ранее утратил. Так и наш соотечественник, оказавшись под жарким солнцем другого континента или под яркими звездами другого полушария, начинает по-новому или даже впервые любить свою землю, интересоваться ее историей, вникать в ее веру.

Рассеяние – не только русская беда. Костлявая рука истории сеяла по ветру не один народ. Но всякий раз это были разные посевы. По степени человеческого горя они похожи или одинаковы. Но по степени влияния на жизнь мира – различны. Если рассеянный народ хранит в своей душе нечто далеко превосходящее этнографический материал, если в душе народа есть нечто всемирно-ценное, то его рассеяние несет миру благо посреди самих несчастий.

Если русские чем и богаты, то только Православием. До революции Православие могло казаться культурным придатком народной души, опорой царизма и привычной стихией. После революции вынужденные эмигранты первой волны ощутили в странах изгнания, что они обладают великой силой и огромным богатством. По-разному религиозные «во время оно», эти беженцы стали организовывать приходы везде, куда ни забросила их судьба. А вместе с приходами – газеты, фонды взаимопомощи, пастырские курсы и прочее. Они не спились, не деградировали, не растворились в иноязычном море, владея многими языками. Они сохранили Русь в изгнании и познакомили мир с Православием.

Уже было сказано, что нынешние, последние волны эмиграции самые печальные. Печальны они также и потому, что, покидая Родину, нынешние эмигранты никакой особой культуры и традиции с собой не уносят. Только тоску и боль, смущение и смятение уносят они. Все остальное приходится открывать и приобретать в новой земле и под чужим небом.

Великая тоска (вечный спутник любого мигранта) заставляет наших людей искать Бога. Так получается, что вдали от Родины, среди пальм, а не березок, нынешний искатель счастья находит молитву, Евангелие, икону Богоматери и воскресную службу в одном из бедных и зарождающихся приходов. И эта находка, быть может, и есть то самое, для чего человек покинул Родину. Живи он там, Церковь была бы для него облеплена ярлыками расхожих предрассудков и отгорожена забором привычности. Родную Мать в Церкви легче узнать среди скорбей и вдалеке от привычного быта.

И еще одну пользу усматривает око в положении изгнанника. Изгнанник вольный или невольный учится во всех людях видеть братьев. Дома мы ослеплены национальной гордыней или просто бытовой спесью. Мы дома ограниченны. По крайней мере, так бывает часто. За рубежом мы в людях узнаем людей. Мы пользуемся гостеприимством туземцев, принимаем их любовь и участие в нашей судьбе. Мы видим вблизи их жизнь со своей спецификой и неизбежными тяжестями. Общечеловеческая драма, одетая в местные одежды, бросается нам в глаза. Наша мысль и чувство вырастают до всечеловечности. И если кто-то при нас со временем унизит человека другого цвета кожи, другой культуры, мы восстанем против этой узости и мелкой спеси, потому что мы уже разглядели брата в бывшем чужаке. Это наша беда так нас смирила и научила уму-разуму.

В наши храмы за пределами Родины ходят жители всех стран, среди которых живут наши люди. Это естественная и ненавязчивая форма миссии. Ф.М. Достоевский говорил, что «русский человек без Православия – дрянь». Он имел право на такие слова. Зато с Православием русский человек если и не сразу Серафим Саровский, то хотя бы келейник его. Русский человек в святоотеческом Православии мягок и глубок, задумчив и отзывчив. Его нельзя не полюбить, и веру его не полюбить нельзя. Поэтому приходят и будут больше приходить, если мы будем самими собой, в наши зарубежные храмы гостеприимные туземцы на всех континентах. И мы будем вставлять ради них в службы молитвы и чтения на местных языках. Мы будем проповедовать им, крестить и венчать их, будем причащать их. Мы сможем принести свежее дыхание апостольской веры в новые земли, туда, куда еще сотни лет не добрались бы наши миссионеры. Это уже есть, и это уже чудо!

Читайте также:  Нет плохих или хороших эмоций

Поэтому за каждой частной бедой и отдельной историей нам предлагается ныне увидеть Божий Промысл, неусыпно и неустанно действующий в мире. Одна из граней этого Промысла заключается в том, что русский человек, живущий вдали от Родины, призван к тому, чтобы открыть для себя впервые или заново сокровище веры, хранимое святой соборной и апостольской Церковью. Открыв это сокровище, он не удержит его в себе, но, в силу широты и простоты душевной, поделится этим сокровищем со всеми нуждающимися, и это будет похоже на огонь малой свечи, от которой зажгутся миллионы новых лампадок.

Источник

Что испытывает человек, когда покидает свою Родину? (ЕГЭ по русскому)

Что испытывает человек, когда покидает свою Родину? Именно над этим вопросом предлагает задуматься писатель Роман Сенчин.

Размышляя над проблемой, автор рассуждает над тем, какую боль испытывают люди, покидая родные места, и какая тоска пребывает в их сердцах, когда они находятся далеко от отчего дома. В своём произведении автор описывает состояние одного из жителей деревни, которому пришлось ее покинуть. Он не хочет встречаться с односельчанами, потому что считает, что их встреча будет «только душу бередить». Он старается интересоваться окружающим его миром, однако любое упоминание о родной деревне заставляет «всё внутри заныть», потому что «пустоту залила тоска». Этот пример показывает, как тяжело приходится человеку, когда он находится далеко от родного дома.

Не только люди ощущают тоску по родному месту.

Сенчин обращает внимание на Трезорку — собаку родителей главного героя. Привезенный на новое место, пес тоскует по своему родному, начинает скулить и лаять на всех в округе. Он так и не смог обжиться на новом месте, стал грустным, нежизнерадостным: «слегка шевельнет хвостом, но не выберется на воздух, не заулыбается, как раньше…». Так автор передает тоску своих героев по Родине.

Позиция писателя ясна: он убеждён, что каждому живому существу важно знать, что у него есть родное место, куда он всегда может вернуться. А у наших героев его не было, на месте их деревни построили электростанцию

Нельзя не согласиться с писателем. Действительно, покидая место, дорого сердцу испытываешь тоску по нему.

В жизни многих писателей и поэтов тоска по Родине имела место быть. К примеру, Сергей Есенин, находясь в Москве или даже за границей, постоянно думал о своем отчем доме, хотел вернуться в родное село Константиново, которое было для него источником огромного вдохновения.

Таким образом, я пришла к выводу, что Родина, родной дом играют ключевую роль в жизни людей. Покидая их, люди испытывают сильную тоску, и, бывает, никакие посторонние дела не могут заглушить мысли людей об этом.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Готовые сочинения я очень плохо знаю деревенскую жизнь с проблемами и текстом

ПОДЕЛИТЬСЯ

7 готовых лучших сочинений по тексту Гришковцу Е. В (я очень плохо знаю деревенскую жизнь. Точнее, я не знаю её совсем…), с кругом проблем и полным текстом для варианта №11 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

В чем значимость воспоминаний о детстве?

Можно ли передать свои воспоминания?

Чем обусловлена любовь человека к малой родине?

Что чувствует человек, расставаясь с малой родиной?

Нужно ли помнить свое прошлое?

Готовое сочинение ЕГЭ №1

В чем значимость детских воспоминаний? Вот проблема, которую ставит в своем тексте Е.В. Гришковец.

Рассуждая над поставленным вопросом, рассказчик повествует нам о любимой с детства деревне Колбихе. Используя детализацию в тексте, он, отталкиваясь от пушкинских слов «Там русский дух, там Русью пахнет», во-первых, подробно расписывает всего лишь одну мелочь деревенского быта — запахи, запомнившиеся с детства: запах сырого, холодного тумана, дыма из бани, солярки, свежескошенной травы и сухого сена. И все потому, что эти самые обыкновенные запахи живут в его памяти долгие годы. Во-вторых, рассказчик, придавая значимость детским воспоминаниям, с высоты своего возраста говорит о такой способности человеческой памяти, как забывчивость. Он приводит такую яркую деталь того, что уже не помнит всех учителей и одноклассников, людей, с кем ему «доводилось много лет работать», но помнит всех жителей Колбихи! И все оттого, что «там не было ни одного незаметного человека».

Оба примера-иллюстрации, дополняя друг друга, доказывают, что самые яркие воспоминания детства живут с человеком. Вот она, их значимость! На мой взгляд, в этом и заключается позиция автора. Я полностью согласен с точкой зрения писателя, потому что забыть то, что личности дорого, забыть место, где прошли самые яркие эпизоды ее детства, невозможно.

Таким образом, значимость ранних воспоминаний связана с тем, что человек всегда стремится сохранить в своей памяти самые незабываемые картины именно детства как счастливой и беззаботной поры.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Нужно ли помнить свою малую Родину? Вот проблема, которую ставит Е.В. Гришковец.

Рассказчик, используя прием детализации, повествует нам о том, как дорога ему память о его любимой деревне Колбихе. Во-первых, на удивление себе, он помнил каждого жителя этой деревни, их лица и имена. И все потому, что «там не было ни одного незаметного человека». Во-вторых, герой даже помнил ароматы Колбихи: запах тумана, солярки, свежескошенной травы, сухого сена. И все оттого, что дух родной деревни для героя – это частичка Родины. Не случайно он цитирует А.С.Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет». Фокусируя взгляд читателя на этих основных деталях, рассказчик подводит нас к выводу, что память о малой Отчизне остаётся в детских сердцах и не пропадает спустя десятилетия. И это очень важно! Считаю, что в этом и состоит авторская позиция.

Я разделяю точку зрения Е.В.Гришковца: когда нам трудно или радостно, мы всегда вспоминаем родные места, которые остаются в наших сердцах, согревая их своих теплом. Таким образом, помнить свою малую Родину просто необходимо каждому человеку.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Какое значение имеет для человека малая родина? Конечно, это место, которое невозможно забыть, потому что здесь ты родился и провёл детские годы. В тексте Е.В. Гришковца поднимается проблема отношения к малой родине.

Рассказчик вспоминает родительский дом в Колбихе и размышляет о самых приятных моментах деревенской жизни. Его привязанность к этому месту кажется удивительно сильной, потому что он до сих пор с лёгкостью может воскресить в памяти запахи Колбихи, интонации, слова и истории её жителей. Это подвластно только искренне любящему сердцу. Думая о малой родине, рассказчик испытывает ностальгическое чувство, а также «неуёмное и очень тревожное желание что-то важное сохранить».

Кроме того, герой понимает, что сама по себе Колбиха ничем особенным не выделялась среди других деревень. Однако человеку памятно именно то место, где он прожил лучшие мгновения. Именно поэтому рассказчик считает забвение предательством. Актуальна ли пословица «где родился, там и пригодился»? Возможно, что рассказчик не смог бы провести всю жизнь в деревне, но в любом случае он продолжает любить Колбиху, которую ласково называет «матушкой». Не только место влияет на человека, возможна и обратная последовательность, потому что с малой родиной нас связывают крепкие узы. Конкретизируя данную мысль, Е.В. Гришковец подчёркивает, что любовь к родному уголку может усиливаться, даже если сам человек находится вдали от него.

Читайте также:  Депрессия как часть речи

Итогом размышлений автора становится такая позиция: малая родина – это мир, с которым связаны воспоминания человека о людях, особенностях их речи, о местах и запахах. Именно этим обусловлено то, что у нас появляется потребность отплатить родине за любовь.

Нельзя не согласиться с мнением писателя. Действительно, забыть то место, где ты жил в детстве, невозможно, потому что там ты вырос и стал человеком. Именно поэтому главные герои повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» не собираются переезжать в посёлок городского типа. Им сложно смириться с затоплением острова, где они провели всю жизнь.

В заключение хочется сказать, что благодарный человек не должен забывать родные места. Очень важно чтить и помнить своё прошлое и относиться к малой родине с любовью и вниманием.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

«Малая родина». Эти слова сладкой грустью отзываются в сердце. Этот уголок земли, навсегда вошедший в наши души, манит и тянет к себе на протяжении всей жизни. Мне кажется, именно проблеме любви к малой родине посвятил свои рассуждения автор.

Писатель, вспоминая деревню Колбиха, цитирует Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет». Ведь и для самого Евгения Гришковца эта деревня и этот дом имеет свой непередаваемый запах. Непередаваемый и неописуемый, ведь он живёт в памяти, в сердце и принадлежит только тому, кто любит.

Неслучайно автор подчеркивает, что дом этот – «наш», то есть принадлежащий ему и его семье. Это то, что принадлежит не одному человеку, а всем поколениям. Тем самым, мне кажется, писатель хочет сказать, что малая родина — это то, что хранит память не одного человека, но всей семьи; это то, что связано с понятием корня

Автор уверен, что Колбиха — это огромная ценность для него. Именно поэтому его радует, что он не может по-настоящему рассказать о ней. Малая родина — это то, что принадлежит и будет принадлежать всегда только самому человеку.

Я согласен с автором: то, что по-настоящему любишь, всегда считаешь своим, очень близким и родным. Сколько бы ни было у женщины детей, для каждого из них она «моя мама». Именно поэтому малая родина так близка сердцу человека. Мне вспоминаются в связи с этим слова Константина Симонова из стихотворения «Родина». Упомянув о необъятности Отечества, поэт пишет: Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Какое значение имеют наши воспоминания о детстве? Какие чувства мы испытываем, обращая свой взгляд в прошлое? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного писателя и публициста Евгения Гришковца.

Раскрывая проблему значимости воспоминаний о детстве, автор обращается к личным впечатлениям, полученным от пребывания в деревне. В течение пятнадцати лет рассказчик приезжал с родителями летом в настоящий сибирский дом из брёвен в деревню Колбиху, что находится в восьмидесяти километрах от Кемерово. Он помнит до сих пор лица и имена всех жителей деревни, хотя не может вспомнить имена всех учителей и одноклассников. Это говорит о том, что наша память избирательна и сохраняет в своей кладовой только самые яркие и свежие впечатления. Говоря о своей любви к Колбихе, автор цитирует слова Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет». Ему вспоминается множество запахов: запах дыма из бани, солярки, свежескошенной травы. Из этого следует, что герой часто обращается к детским воспоминаниям, так как хочет сохранить их в себе навсегда. Оба примера проникнуты лиризмом и подчёркивают значимость воспоминаний детства.

Авторская позиция заключается в следующем: когда мы обращаемся к воспоминаниям детства, то испытываем желание сохранить в душе что-то важное, то что прошло и уже не повторится.

Позиция автора мне близка. Действительно, воспоминания о детстве навсегда остаются в нашей памяти и греют нам сердце.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» замужняя Татьяна Ларина, став светской дамой, признаётся Онегину, что всю эту «мишуру» готова поменять на родительский дом, бедный сад, полку книг – всё то, что приносило ей радость в детстве. Эти воспоминания помогают ей сохранить цельность и гармоничность натуры.

В заключение хочу подчеркнуть, что у каждого должны быть детские воспоминания, которые помогают в трудную минуту преодолеть отчаяние и укрепляют веру в лучшее.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

В чём проявляется любовь человека к малой родине? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Евгений Валерьевич Гришковец — российский писатель, драматург, театральный режиссёр.

Автор, рассуждая над вопросом от лица рассказчика, говорит о том, как он прекрасно проводил время в своей деревне Колбихе. Спустя годы он может вспомнить жителей этого поселения и их задушевные истории. Память о своём доме дарит ему сладкое чувство грусти, которое он не может передать словами. Так читатель понимает, что для рассказчика очень много значит его малая родина.

Писатель обращает наше внимание на то, что его деревня самая обыкновенная и ничем не выделяется.

Но, несмотря на это, именно там остались его чистые, светлые воспоминания о мгновеньях детства. Для рассказчика забыть свой дом означает предать свои воспоминания, свои ценности и даже тех людей, кто не имеет «обратного билета». Поэтому он с нежность вспоминает свой родной край. Действительно, как правило, находясь вдали от малой родины, любовь к ней лишь усиливается.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, в чём проявляется настоящая любовь к дому.

По мнению автора, родной край — место, с которым у каждого человека много нежных воспоминаний. Поэтому у людей порой возникает жгучее желание не только вернуться домой, но и оставить свой след в истории.

Мысли автора мне импонируют. Место, где были проведены годы юности, скорее всего, забыть невозможно, потому что именно в детстве были проведены самые беззаботные годы жизни. Читая текст я вспоминаю главных героев повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Они с тоской покидают родной край, жители до последнего борются за сохранение своей земли.

Таким образом, любовь к малой родине проявляется в способности быть бесконечно благодарным и преданным месту своего рождения.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Можно ли удержать жизнь? Можно ли сберечь и сохранить то, что происходит в данный момент? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте российский писатель Е.В. Гришковец.

Проблема быстротечности и невозвратности времени раскрывается через воспоминания рассказчика о жизни в деревне Колбихе.

Рассказчик утверждает, что «жизнь не терпит остановок и неподвижности». Здесь выражается мысль о быстротечности времени, о постоянстве изменений. Данные мысли дополняются мыслями о невозвратности времени и невозможности сохранить моменты уже прошедшей жизни. Рассказчик признается, что воспоминания о Колбихе приводят его к «неуемному и очень тревожному желанию что-то важное сохранить». Однако рассказчик понимает, что он не может претворить данное желание в реальную жизнь, поскольку «сохранить ничего нельзя». Рассказчик говорит о том, что пытался рассказать о том, что он чувствовал в Колбихе, что полюбил там и чего касался, но у него не было «средств и возможностей» для этого, потому что «жизнь не зафиксировать, не передать, не удержать».

Читайте также:  Чувствую что жизнь закончена

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: жизнь никогда не останавливается, поэтому невозможно сохранить то, что происходит в данный момент или уже произошло.

С автором текста трудно не согласиться. Настоящее очень быстро переходит в прошлое: то, что было всего лишь секунду назад, уже является прошлым, которое невозможно сохранить. Человеку не хватает возможностей передать словами все то, что он чувствовал в тот момент. Невозможность сохранить момент жизни связана с неизбежностью изменений. Чтобы доказать эту позицию, можно обратиться к нескольким художественным произведениям.

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» продемонстрирована неизбежность общественных и личных изменений. Неумолимость времени приводит к тому, что имение с вишневым садом переходит из рук Раневской и Гаева Лопахину. Автор показывает гибель «дворянских гнезд» и временное торжество капиталистов-Лопахиных, которых в свое время сменят уже другие. А.П. Чехов выражает мысль о неизбежности тех общественных изменений, которые произошли: если бы помещикам удалось выкупить имение, то они все равно потеряли бы его, хоть и чуть позже. Раневская и Гаев хотят сохранить имение с вишневым садом, но в борьбе со временем они проигрывают. Подчеркивая невозможность сохранить момент, А.П. Чехов выражает мысль: как не могут сейчас Раневская и Гаев вспомнить все то, что было в их детстве и юности, так и потом они не смогут вспомнить всего того, что происходит сейчас.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Уже пожилая старуха повествует рассказчику о собственной жизни, подчеркивая, что все описываемые ею события были очень давно. М. Горький демонстрирует, что время быстротечно. Старуха Изергиль сохраняет некоторые события в своей памяти, однако прожить их еще раз она не может. Это подчеркивает мысль о том, что сохранить моменты жизни просто невозможно.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что время неумолимо идет вперед, поэтому сохранить момент настоящего невозможно, так как настоящее резко превращается в прошлое, прожить которое уже нельзя.

Полный текст ЕГЭ я очень плохо знаю деревенскую жизнь (Е. В. Гришковцу):

(1)Я очень плохо знаю деревенскую жизнь. (2)Точнее, я не знаю её совсем. (З)Хотя я наблюдал жизнь в деревне. (4)У моих родителей был дом в деревне, который мы называли «дача». (5)Но это не была дача в подмосковном смысле, и это не был летний домик. (6)Это был старый деревенский дом, сложенный из брёвен и с крытой досками крышей. (7)Такой настоящий сибирский дом. (8)Дом этот стоял в середине деревни Колбиха, а Колбиха живописно расползлась своими сорока дворами по красивому и холмистому левому берегу реки Томи. (9)От города Кемерово до Колбихи было в аккурат 80 километров. (10)Мы владели этим домом в деревне около пятнадцати лет. (11)И около пятнадцати лет, когда я приезжал в Колбиху, мне удавалось наблюдать деревенскую жизнь.

(12)Наш дом (а мы все и всегда будем называть его «наш» дом) так и стоит по сей день в деревне. (13)Колбиха. (14)Если будете там, то без труда его найдёте. (15)Он довольно большой, стоит в самом центре деревни…

(16)Удивительное дело! (17)Я помню все лица и почти все имена жителей деревни Колбиха, хотя лично я там проводил не больше полутора месяцев в год. (18)Я уже не могу вспомнить имён всех своих учителей или одноклассников. (19)Помню многих, но не всех. (20)Я не смогу вспомнить всех, с кем мне доводилось много лет работать. (21)А вот жители Колбихи не забываются. (22)Там не было ни одного незаметного человека.

(23)А ещё — и это я знаю точно — жители Колбихи не считают свою деревню ни маленькой, ни большой. (24)Они об этом не думают. (25)Город для них был непостижимо велик. (26)Город им был непонятен как место, а главное, как способ жизни. (27)А Колбиха была их миром.

(28)А теперь я понимаю, что Колбиху-то я люблю. (29)Люблю сильно и преданно. (З0)Видимо, поэтому и не могу забыть ни одного лица, ни одного дома. (31)Пушкин писал: «Там русский дух, там Русью пахнет». (32)Не знаю, что он подразумевал, какой запах. (ЗЗ)Но для меня это запах Колбихи. (34)Это запах сырого, холодного и страшноватого тумана, который вечером выползал из леса и накрывал деревню. (35)Это запах дыма из бани зимой, а баню топили мёрзлыми берёзовыми дровами. (З6)Это запах солярки, свежескошенной травы, сухого сена, пыли, что летит с дороги в наш двор и долго висит в воздухе… (37)Много запахов.

(38) Я люблю Колбиху, понимаю это и чувствую всё сильнее и сильнее.

(39) Когда я вспоминаю Колбиху, меня охватывает неуёмное и очень тревожное желание что-то важное сохранить. (40)Но я понимаю в то же самое мгновение, что сохранить ничего нельзя. (41)Жизнь не зафиксировать, не передать, не удержать! (42)Я не смогу передать или пересказать, как говорила наша соседка Клавдия Владимировна. (43)Не смогу передать её интонации, её обороты, её словечки, её истории. (44)И даже если бы я сделал тысячи снимков, записал бы массу рассказов, всё равно эти записи и фотографии ничего не сохранят и не сберегут. (45)Даже для меня они будут только иллюстрациями к моим воспоминаниям, переживаниями к моей любви.

(46)А любовь не нуждается в иллюстрациях, как жизнь не терпит остановок и неподвижности.

(47)Я пытался рассказать что-то про то, что я видел, чего коснулся и что полюбил.

(48)И вот я с ужасом и радостью понимаю, что у меня нет средств и возможностей передать словами то, что я видел, слышал, вдыхал и знал.

(49)Я же догадываюсь, даже точно знаю, что наша Колбиха ничем не особенная деревня. (50)Купили бы мы дом в другой деревне, были бы другие лица, другие истории, имена. (51)Но «наш» дом был в Колбихе. (52)У меня в моей жизни есть эта деревня, а не другая.

(53)А ещё я помню, когда мы после последней нашей зимы в Сибири приехали проститься с Колбихой, помню, как радостно нас встретила наша Бася — сиамская кошка не очень чистых кровей. (54)Бася явно собиралась с нами в город. (55)А мы ощущали себя предателями.

(56)Мы успокаивали себя, мол, будет трудный и далёкий переезд в другой далёкий город, а там неизвестно что. (57)Мы говорили друг другу, что нашей Басе в Колбихе только лучше. (58)Что в деревне свобода и простор. (59)И ещё мы знали, что Клавдия Владимировна Басю любит и в обиду не даст.

(60)Но ничего не помогало. (61)Мы всё равно чувствовали себя предателями. (62)Смогли бы мы остаться в деревне навсегда?! (6З)Прожили бы?

(64)Мы приезжали в деревню, дышали воздухом, слушали птиц, парились в бане, беседовали с деревенскими, но у нас был «обратный билет». (65)Вот и любили мы деревню-матушку. (66)Любили и любим до сих пор. (67)Я люблю, хотя совсем не знаю деревенской жизни. (68)Я её только видел. (69)Видел из окна нашего дома. (70)Но такого «нашего» у нас уже не будет. (71)Это ясно.

(72)Но я уверен, что в Колбихе до сих пор встречаются котята с тёмными острыми мордочками и необычным цветом глаз. (73)Они шустры и своенравны. (74)Это следы диковинной сиамской породы, которая смешалась с деревенским густым кошачьим замесом. (75)Так мы смогли повлиять на колбихинскую жизнь. (76)Такова наша лепта. (77)Неболыпая плата за любовь и такую серьёзную и глубокую грусть, которая позволяет мне без сомнений, запинки и обиняков говорить слово «Родина».

Источник

Оцените статью