Что чувствует человек когда впервые убивает

Последний фейерверк: что происходит с телом, когда мы умираем

Когда пациент приближается к смерти, в его теле происходят изменения. Они касаются дыхания, кровообращения, сознания. Мы подробно объясняем, что происходит: если понять смерть, возможно, мы будем меньше ее бояться.

Автор статьи — в прошлом сотрудник паллиативной службы, которая курирует умирающих на дому. Он был поражен тем, как спокойно многие люди смотрят в лицо собственной смерти.

Когда начинается умирание? В какой момент человек начинает свой путь к смерти?

Умирание начинается задолго до того, как мы появимся на свет. Оно закладывается еще в утробе, в скоплении клеток, из которого формируется будущий ребёнок. Некоторые клетки лишние, и они должны освободить место для новых. Только так смогут появиться органы ребенка. Именно за счет этого почек только две, а пальцев на руке — только десять. В геноме каждой клетки уже заложены программы, которые действуют как своеобразная «катапульта». Она включается в тот момент, когда клетка становится ненужной или опасной для организма. В этом случае клетка добровольно уничтожает саму себя.

Становление человека — это процесс, в котором участвуют как жизнь, так и смерть. По словам доктора паллиативной медицины Жана-Доменико Боразио, смерть — это «необходимое условие для того, чтобы мы в принципе могли появиться на свет как жизнеспособные организмы».

«Что нам известно доподлинно, так это то, что человек не умирает внезапно, в одночасье» –
Жан-Доменико Боразио, врач паллиативной помощи

Смерть вездесуща — но, появившись на свет, мы забываем об этом.
И, если всё хорошо, то смерть снова появится в нашей жизни только через несколько десятков лет. Нередко это будет заболевание, которое нельзя вылечить: рак, болезнь сердца или заболевание почек, из-за которого они больше не могут очищать кровь. И вот тогда начинается процесс умирания.

«Что нам известно доподлинно, так это то, что человек не умирает внезапно, в одночасье. Органы человеческого тела прекращают функционировать постепенно, не все одновременно, а затем в какой-то момент их работа прекращается» — рассказывает доктор Боразио.
В результате цепной реакции перестают работать печень, почки, лёгкие и сердце.

Заболевания бывают самые различные, однако в конце жизни всё всегда идёт по одной и той же схеме: сердце прекращает биться, останавливается дыхание и в последнюю очередь угасает сознание.
При этом очень трудно разделить работу сердца и головного мозга. Если сердце перестает качать кровь, насыщенную кислородом, клетки мозга начинают гибнуть уже через несколько секунд. А через несколько минут наступает смерть мозга: на ЭЭГ в этот момент будет видна прямая линия вместо привычных кривых и зубцов. Перестают работать и рефлексы, которыми управляют глубинные отделы мозга, ответственные за дыхание, глотание и сознание. Таким образом, когда сердце останавливается, вслед за ним прекращает свою работу и головной мозг.

Бывает и наоборот. В головном мозге находятся центры, которые регулируют все жизненно важные функции: кровяное давление, работу сердца, дыхание. Если произойдет повреждение этих центров — дыхание прекратится, сердечный ритм нарушится. Часто такое повреждение наступает, когда в результате автокатастрофы или несчастного случая резко повышается внутричерепное давление. Кости черепа твёрдые, поэтому при сильном ударе мягкие ткани мозга выдавливаются в единственное естественное отверстие, которое есть в черепе, — большое затылочное отверстие. Через него полость черепа сообщается с позвоночным каналом (спинной мозг переходит в ствол головного мозга). Если ствол мозга пережат или повреждён, человек умирает.

Однозначных признаков нет, но есть общие закономерности

Последние годы, месяцы и дни жизни умирающие проживают по-разному.
«Процесс умирания очень индивидуален», — рассказывает Лукас Радбрух, президент Немецкого общества паллиативной медицины и профессор Университетской клиники Бонна.
Часто он длится месяцы и даже годы.
Медики разделяют умирание на три стадии: в начале наступает «терминальная» стадия, которая продолжается один-два года. В это время постепенно снижается функционирование отдельных внутренних органов, умирающий всё чаще испытывает усталость. Затем следует «предфинальная» стадия, которая может длиться несколько недель или месяцев. В это время появляются такие симптомы, как одышка и боль. И, наконец, «финальная» стадия — последние дни. Больной перестаёт есть и пить и медленно угасает.
«Важно помнить, что такое разделение умирания на этапы — не более чем условность» — отмечает Радбрух. Оно важно для обеспечения лечения и ухода, но не даёт точной картины, «не помогает определить, когда больной умрёт».

«Раньше считалось, что о приближении смерти свидетельствует бледность кожи в области носогубного треугольника» — говорит Радбрух. Но это тоже ненадёжный признак.
Сейчас исследования, которые позволяют точно определить время смерти, находятся на начальной стадии. Некоторые ученые исследуют пробы крови на наличие маркеров, при помощи которых можно будет рассчитать оставшуюся продолжительность жизни. По словам Радбруха, лучше всего спросить лечащего врача: удивилась бы она, если бы узнала, что больной умер этой ночью или на будущих выходных? Если врач скажет, что не удивлена, — значит, пора готовиться к смерти.

Часть 2. Предсмертный хрип

Несмотря на то, что умирание — процесс строго индивидуальный, есть определённые физические изменения, общие для большинства пациентов (Palliative Care Review: Plonk&Arnold, 2005).
По мере приближения к смерти схожих черт всё больше, хотя причина смерти может быть разной. Умирающие обессилены, дышат с трудом и испытывают боль. Дыхание меняется: сначала оно становится неглубоким, затем — прерывистым, однако через некоторое время умирающий снова может сделать глубокий вдох.

Врачи предполагают, что к этому моменту центры мозга, отвечающие за дыхание, уже поражены. Они с опозданием реагируют на наличие в крови углекислого газа, позволяя ему накопиться в большом количестве. В некоторых случаях при дыхании возникают шумы, один из них раньше носил название «предсмертного хрипа». Из-за невозможности отхаркивания и откашливания в глотке и бронхах скапливается секрет, который влияет на прохождение воздушного потока при дыхании.

Предсмертные хрипы — это нередко ужасный звук, однако нет никаких данных о том, что умирающий в этот момент страдает. То же самое касается повышения уровня углекислого газа в крови — предполагается, что это оказывает скорее успокаивающее и усыпляющее действие. Предсмертный хрип (как следует из названия) свидетельствует о том, что смерть близка (American Journal of Hospice and Palliative Medicine: Morita et al, 1998). Когда остаётся совсем немного времени, хрипы могут стать неконтролируемыми.

Читайте также:  Неожиданная радость это очень хорошо

Кроме того, в последние дни и часы перед смертью наблюдаются изменения в кровообращении. Организм пытается доставить то небольшое количество кислорода, которое сердце ещё в состоянии прокачать с кровью, к жизненно важным органам. «Пульс слабеет и часто едва прощупывается, руки холодеют, а губы могут посинеть, — объясняет Лукас Радбрух. — Это стрессовая реакция». В некоторых случаях сердце начинает биться быстрее, а давление падает, может даже появиться небольшая лихорадка.

Когда сознание меркнет

Радбрух говорит: «Кто-то до последнего вздоха остаётся в сознании. Другой может испытывать беспокойство и даже галлюцинации. А третий просто тихо угасает».

Причин для таких изменений достаточно. С одной стороны, вследствие неравномерного притока крови и кислорода нарушается метаболизм головного мозга. С другой стороны, некоторые органы перестают работать, и из-за этого в крови накапливаются токсичные вещества. Например, мочевина, которая выводится через почки, может в больших концентрациях повреждать нервные клетки. (Но и от этого умирающий не страдает. Забытье, вызванное высокой концентрацией мочевины в крови, схоже с наркозом — человеку не больно, даже приятно.)

Кроме мочевины, в крови умирающего в большом количестве накапливаются кетоновые тела, которые тоже воздействуют на сознание человека. Они вырабатываются из жира и в условиях дефицита энергии используются организмом как заменитель глюкозы, необходимой для питания головного мозга и мышц. Именно это и происходит при умирании: человек перестает есть, но не испытывает чувства голода (JAMA: McCann et al., 1994).

Умирая, многие пациенты тихо угасают или, напротив, возбуждены и что-то взволнованно шепчут. Может сложиться впечатление, что они уже покинули этот мир, однако несмотря на это, «мы должны относиться к умирающим так, как будто они всё понимают», — подчеркивает Лукас Радбрух. «Нам точно не известно, как много они способны воспринять».

Многие пациенты продолжали воспринимать происходящее даже после остановки сердца. Об этом свидетельствуют результаты крупного исследования. Учёные опросили 140 человек из Великобритании, Австрии и США, переживших остановку сердца. Девять процентов опрошенных сообщили, что испытали околосмертные переживания: чувствовали страх, видели свет или членов семьи.

Двое из опрошенных помнили процесс собственного реанимирования. Один из них рассказывал о том, что наблюдал за действиями врачей сверху, из угла комнаты. Он помнит, что врачи включили дефибриллятор и пытались «запустить» сердце, заставить его снова биться в нужном ритме. И это совпадало с тем, что происходило в действительности. Интересно, что больной пришёл в сознание только через несколько минут после остановки сердца.

Когда сердце останавливается и перестаёт снабжать головной мозг кислородом, нервные клетки гибнут не сразу. Напротив, их активность резко возрастает. Об этом сообщают учёные, которые исследовали электрическую активность мозга у лабораторных крыс (мозг крысы во многом схож с мозгом человека). Через несколько минут после того, как у грызунов переставало биться сердце, можно было наблюдать всплеск электрической активности — исключительно сильный. «Это может объяснить, почему воспоминания больных, переживших клиническую смерть, настолько реальные и точные», — пишет один из авторов исследования, анестезиолог Джордж Машур (George Mashour) из Медицинской школы при Мичиганском университете.

Когда останавливается сердце, в головном мозге происходит настоящий «фейерверк». Нервные клетки выбрасывают колоссальное количество норадреналина, который воздействует на лобные доли мозга и обостряет внимание. Также происходит выброс серотонина, поэтому возможны галлюцинации и мистические озарения. И в самый последний момент из среднего мозга поступает дофамин. Он отвечает за чувство удовлетворения, дарит ощущение тепла и радости. Возможно, даже счастья.

Оригинал интервью — на ZEIT ONLINE.

Благодарим волонтёра фонда «Вера» Вениамина Сапожникова за перевод этой статьи.

Как поддержать пациентов хосписов?

Поддержать пациентов хосписов очень легко. Можно подписаться на ежемесячные пожертвования (поставив галочку напротив «Хочу жертвовать ежемесячно») или совершить разовое пожертвование:

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

The Guardian (Великобритания): что произойдет в вашей жизни после того, как вы случайно убили человека?

Я мечтаю о том дне, когда будут проводиться подобные конференции, на которых случайные убийцы смогут почувствовать целительное воздействие сообщества.

Страдающие от моральной травмы люди задают вопрос: а смогут ли они когда-нибудь стать частью нормального человеческого общества? Перевернутая с ног на голову моральная вселенная предоставляет многочисленные возможности для совершения поступков, которые заставляют нас сомневаться в том, что мы еще находимся на стороне добра.

«Не бывает такого момента — даже когда я смеюсь на вечеринке, — когда бы я не думала об этом», — говорит Пэм Ур (Pam Uhr).

Это был теплый летний день перед окончанием ее выпускного класса в школе. Ур с друзьями купались в реке недалеко от ее города, расположенного в центре штата Техас. Домой она возвращалась на машине и ехала по сельской дороге. Помимо нее, в машине находились еще двое ее друзей. В какой-то момент передние колеса потеряли сцепление с дорогой. Она слишком сильно сработала рулем. Машина пошла в занос. Другая машина, выехавшая со стороны холма, находившегося в слепой зоне, врезалась в ее машину с пассажирской стороны, и после этого все погрузилось во тьму.

Она пришла в себя в больнице. Никто из докторов или медсестер не говорил ей ничего о том, как чувствуют себя те двое парней, который были в ее машине. Ее отец, наконец, сказал ей, что они погибли.

Через много лет после аварии Ур вышла замуж, у нее трое собственных сыновей, но ей не дает покоя мысль о том, что ее дети могут погибнуть из-за своего рода вселенской расплаты.

Я кивал головой, слушая ее историю. Она очень похожа на другие истории, которые я слышал в течение многих лет о случайных убийствах. Сначала, сразу после такого происшествия, возникает шок. Затем появляется наполненная стыдом память о том, что произошло. После этого начинают появляться мысли о неминуемой кармической справедливости, и они нависают над случайными убийцами, как дамоклов меч — в любой момент, даже когда они смеются на вечеринке.

Читайте также:  Связь речевых нарушений при подкорковой дизартрии с эмоциональным состоянием

Могут ли люди продолжать нормальную жизнь после случайного убийства? Я много думал по поводу этого вопроса. Я сам тоже случайный убийца.

Мне было 19 лет, за несколько недель до этого я покинул тренировочный лагерь Корпуса морской пехоты и готовился стать студентом первого курса Библейского университета (Bible college) в Западной Виргинии. Это был воскресный вечер, а мой сосед и я были одеты для посещения церкви в соответствии с правилами университета — пиджак и галстук. Мы были двумя молодыми парнями, погруженными в фундаменталистско-евангелический мир нашей юности, мы направлялись на то, что многие евангелисты считают самой святой из церковных служб — на воскресную вечернюю службу.

Я был за рулем моего приведенного в порядок «Супер-жука» компании «Фольксваген» выпуска 1973 года. Около 17:30, когда мы совершали поворот, блеск лучей заходившего солнца ослепил мне глаза. Я зажмурился и попытался опустить солнцезащитный козырек автомобиля. Я почувствовал себя уязвимым в своем ряду и решил перестроиться в правый ряд. Когда я начал перестраиваться направо, я увидел, что на этой полосе уже находится красный автомобиль марки «Джип». Я вывернул руль, пытаясь вернуться в свой прежний ряд, но сделал это слишком резко.

Мой автомобиль ударился о стальную плиту, установленную на разделительном бетонном ограждении. Эта плита сразу же разбила переднюю часть машины, заблокировав при этом колеса и раздробив мою коленную чашечку, после чего нас выбросило на встречную полосу.

Вот следующая вещь, которую я помню: я сижу в своей остановившейся машине и пытаюсь понять, жив ли мой сосед по комнате, находившийся на пассажирском сидении. Я вышел из машины и почувствовал резкую боль в ноге. Все движение на шоссе было остановлено. Там была еще одна сильно разбитая машина, она находилась у края дороги. Я увидел также мотоцикл, лежавший на боку.

Всего в нескольких десятках сантиметров от него лежала женщина в шлеме. Ее шея была наклонена под странным углом, и каким-то образом я сразу понял, что она мертва. Я увидел также лежащего на земле мужчину, и я подошел к нему. Он лежал на животе, и я увидел кровь, вытекавшую на асфальт между его ног.

Он посмотрел вверх и сказал: «Да пошел ты к черту». Я сказал, что мне жаль. Вероятно, я произнес эту фразу тысячу раз и течение того короткого момента, когда наши глаза встретились. Я снял свой красный галстук и попытался остановить у него кровотечение.

Позднее, в больнице медсестры извлекли осколки ветрового стекла из моей руки, а также поставили стабилизатор на мое колено. Они сказали, что какое-то время будет больно. И, действительно, было больно, но я хотел, чтобы было больно. Я хотел, чтобы появилось какое-то другое чувство кроме того, что я должен был умереть вместо той женщины.

В тот же вечер я вернулся в студенческое общежитие. Мой сосед был уже там, — он был потрясен, но его ранения были легкими. Я заснул, а утром ко мне пришел декан, отвечавший за студентов мужского пола. Я все еще лежал в постели. Он пододвинул стул и открыл свою гигантскую Библию короля Иакова. Он прочитал отрывок из Еврейской Библии (Танах) о мистическом Городе-Убежище, древнем прибежище для тех людей, которые нечаянно убили человека. Преступник, пытаясь скрыться от мести со стороны членов семьи погибшего, направлялся в Город-Убежище, и жил там до смерти иудейского первосвященника. Когда умирал первосвященник, случайные убийцы могли вернуться в свои дома, и им уже не грозила месть за убитого.

После прочтения этого отрывка из священной книги, декан сказал: «Господь все предусмотрел на тот случай, который произошел с тобой». Я не помню, что я ему ответил. Я только помню, что не мог понять, почему он прочитал мне именно этот отрывок.

Я не ходил ни на какие консультации, да и никто мне их не предлагал. Я больше не говорил ни с кем о том, что произошло. У меня было чувство вины по поводу того, что я выжил, а та женщина погибла, и я понимал, что этот груз будет со мной всегда. Я помню, как я смотрел на белую стену и чувствовал, как будто я стремительно к ней приближаюсь. Если я засыпал, то затем просыпался вдруг от чувства, что я как будто столкнулся с мотоциклом.

Пару недель я ходил на костылях, но со следующего месяца я уже мог водить машину. Когда я первый раз сел за руль, я испытал симптом посттравматического стресса, — у меня вновь возникало чувство беспомощности, а также постоянное ощущение близкого столкновения в тот момент, когда я ехал по строительной площадке.

Спустя несколько месяцев по решению суда я должен был выплатить 2,5 миллиона долларов. Я выступил с показаниями о том, что произошло, и поскольку я был бедный студент университета, а мой отец был бедным пастором с шестью детьми, а также по другим неизвестным мне причинам, обвинение было с меня снято. Возможно, это произошло потому, что я не употреблял алкоголь и не превысил скорость во время аварии.

Но я знал, что я был неправ, — я совершил зло на каком-то уровне. Я убил женщину. Я понимал, что ничего вернуть назад я уже не могу. Я никуда не мог пойти, чтобы отделаться от чувства, что больше не являюсь хорошим человеком. И конечно же не было никакого Города-Убежища, где я мог бы жить до тех пор, пока не умрет Билли Грэм (Billy Graham) или Папа.

Контекст

Определена скорость движения смерти

Однако большинство из нас предпочитают хранить молчание, мы охвачены стыдом и обеспокоены тем, что имеющийся кровавый долг когда-нибудь придется заплатить.

Я не только случайный убийца, но и ветеран. Я служил капелланом в Ираке. Вернувшись домой, я узнал о появившейся концепции «моральной травмы» (moral injury). Моральная травма имеет отношение к чувству вины и раскаяния, которое возникает у многих ветеранов после участия в операциях, которые разрушают их моральный кодекс. У вас может возникнуть посттравматический сидром от того, что кто-то попытался причинить вам боль, но вы можете получить моральную травму из-за того, что вы сами — иногда случайно — оказывались хищником.

Читайте также:  Каковы особенности профессионального стресса

Страдающие от моральной травмы люди задают вопрос: а смогут ли они когда-нибудь стать частью нормального человеческого общества? Перевернутая с ног на голову моральная вселенная предоставляет многочисленные возможности для совершения поступков, которые заставляют нас сомневаться в том, что мы еще находимся на стороне добра. Я заметил, что некоторые мои боевые товарищи стали вегетарианцами или даже радикальными вегетарианцами. Они больше не хотят убивать. Большую часть времени я нахожусь в их лагере.

Хотя я толком не понял, что говорил мне мой декан в то утро после моего случайного убийства, я в течение многих лет размышлял над этой историей. Может ли быть мудрость в этих древних обычаях?

Психолог Марианн Грэй (Maryann Gray) именно так и думает. Грэй — тоже случайный убийца, хотя она предпочитает термин «человек, ставший непреднамеренно причиной смерти или ранения» (CADI). Я говорил с ней по телефону и поблагодарил ее за то, что она делает для случайных убийц. Ее веб-сайт помог многим людям, ставшим причиной гибели других людей, и они получили возможность поделиться своими историями. Это единственный интернет-ресурс для случайных убийц, который мне удалось найти.

Этот веб-сайт является настоящим Городом-Убежищем. Многие его посетители рассказывают свои истории, и он обеспечивает им понимание, информацию и крайне важное чувство, что случайный убийца не одинок. На самом деле Грэй показала, как случайный убийца может найти себе применение, помогая людям, недавно получившим подобный опыт, ориентироваться в жизни в первые дни, недели и месяцы после случайного убийства.

Способность поделиться своей историей с другими людьми, имеющими похожий опыт, сама по себе обладает исцеляющими свойствами, — и это редкая возможность. Я помню, как много лет назад рассказал свою историю подруге, и вот что я тогда от нее услышал: «Это ужасно. Я не думаю, что я теперь буду также тебя воспринимать, как раньше». Тогда я понял, что не могу рассказывать свою историю всем подряд. Мне нужна была надежность и понимание.

Я считаю, что случайные убийцы испытывают чувство вины, несмотря на то, что все считают, что это произошло не по нашей вине, и причиной этого является находящийся глубоко внутри нас инстинкт, который говорит нам: мы должны заплатить за жизнь. Даже если это была случайность, кто-то должен заплатить. Спустя много лет после моего случая я купил мотоцикл и много ездил на нем, рассчитывая на то, что справедливость восторжествует, если я разобьюсь и погибну.

Никто из случайных убийц, с которыми мне пришлось поговорить, не сказал мне о том, что существует единственный и ясный путь для выздоровления. Тот путь, который я выбрал для себя, совсем не ясен. Он погружен в древние практики ритуального примирения, и это не та вещь, которую можно легко представить в рамках нашей современной и основанной на очевидности культуре.

Древние религии были направлены на восстановление гармонии в племени или в сообществе после смерти человека, которая всегда была потерей для безопасности и силы сообщества. Что касается древней еврейской концепции Города-Убежища, то случайным убийцам предлагалось примирение после смерти первосвященника; получалось так, как будто его смерть оплачивала долг всех случайных убийц в этой стране.

Несколько лет назад на конференции ветеранов я принял участие в ритуале коренных американцев, посвященном очищению после войны. Этот ритуал, сохранившийся в племени Кушатта (Coushatta) в Луизиане, оказался драматичным и простым одновременно: женщина, которая вела церемонию, рассказывала о том, как использовала перья орла для того, чтобы ритуальным образом разрезать кожу, и это делалось для того, чтобы новый человек смог выйти из старой кожи в вернуться в сообщество после войны. Такие же ритуалы есть у племени Зуни Пуэбло (Zuni Pueblo) и Навахо (Navajo), а Национальное управление США по делам коренных американцев (US Administration for Native Americans) стимулирует ветеранов из числа коренных американцев к тому, чтобы они рассматривали эти ритуалы как компонент их процесса выздоровления после участия в войне.

Христианство, моя собственная религия, не является исключением в том, что касается той важности, которая придается теме кровавого долга. Христиане считают, что Иисус Христос умер за их грехи, а литургии и учение об искуплении Христа на кресте часто подчеркивают очищение от греха, особенно от таких грехов и проступков, которые невозможно загладить с помощью простого извинения.

Многочисленные направления в христианстве предлагают различные подходы для достижения подобного примирения. Возможно, наиболее известным является практика исповеди в присутствии священника. Но существует множество других ритуалов: призыв к покаянию в Баптистской церкви, совместная молитва у Пятидесятников, когда братья и сестры произносят какие-то непонятные слова и «говорят на языках», — все это именно те места, где люди могут попытаться освободиться от моральной травмы, вызванной случайным убийством.

Я основал организацию под названием Товарищество епископальных ветеранов (Episcopal Veterans Fellowship), целью которой является информирование членов моей конфессии о моральной травме, а также образование сообщества для ветеранов как внутри, так и за пределами церкви. Каждый год мы проводим конференцию и обсуждаем моральные травмы у ветеранов на семинарах в городе Остине, штат Техас. Во время недавнего Дня ветеранов 75 ветеранов и социальных работников собрались у нас для обсуждения проблемы моральной травмы и форм помощи ветеранам со стороны сообщества. Я мечтаю о том дне, когда будут проводиться подобные конференции, на которых случайные убийцы смогут почувствовать целительное воздействие сообщества, как это испытали ветераны на своей конференции.

Что касается меня, то я постоянно думаю о той аварии. И я никогда не забываю о том моменте, когда я встал на колени перед священником в пустой церкви, а он положил мне руку на голову и произнес такие слова: «А теперь радость на небесах; поскольку ты был потерян, а теперь найден; ты был мертв, а теперь ты жив во Христе нашем Господе. Иди с миром. Господь отпустил все твои грехи».

Дэвид Питерс — священник в Епископальной церкви в городе Остине (Техас).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Оцените статью