Больно умирать или нет – ощущения в момент смерти
Каждый человек в осознанном возрасте задумывается о смерти.
Что ждёт нас после смерти? Существует ли потусторонний мир? Являемся ли мы чисто биологическими существами, или же в каждом из нас всё-таки есть некая душа, которая после смерти отправляется в мир иной?
Одним из множества вопросов, возникающих в сознании, является неизвестность ощущений, которые испытывает человек перед самой смертью. Испытывает ли человек муки, боль или же наоборот, все ощущения перед отходом в мир иной притупляются? Рассмотренные вопросы волновали людей с момента их появления и волнуют до сих пор. Учёные продолжают изучать данное загадочное явление, однако лишь на немногие вопросы удаётся найти ответы.
Ощущения умирающих людей
Физические ощущения умирающего человека будут зависеть прежде всего от того, что привело его к смерти. Он может испытывать как сильную боль, так и приятные ощущения. Что касается психологического восприятия, то в момент умирания большинство людей инстинктивно чувствуют страх, панику и ужас, пытаются «сопротивляться» смерти. Согласно биологии, после того, как сердечная мышца перестаёт сокращаться, и сердце останавливается, головной мозг продолжает функционировать в течение примерно пяти минут. Считается, что в эти последние минуты в сознании человека происходит обдумывание своей жизни, всплывают яркие воспоминания, и человек как бы «подводит итоги» своего существования.
Учёные-биологи разделяют смерть на две категории: Естественная; Неестественная.
Естественная смерть протекает согласно законам нормальной физиологии и возникает из-за естественного старения организма или же в случае недоразвития плода в утробе матери.
Неестественная смерть может возникнуть по следующим причинам: Из-за различных серьёзных и смертельных заболеваний (онкологических, кардиоваскулярных и т.п.); Механическое воздействие: удушье, удар электрическим током; Химическое воздействие: передозировка наркотиками, лекарственными веществами или передозировка алкоголем; Неуточнённая – вполне здоровый с виду человек умирает внезапно от скрытого заболевания или резко возникшей острой формы болезни. С юридической точки зрения смерть подразделяют на: Ненасильственную; Насильственную. Ненасильственная смерть возникает при старости, длительного течения болезни и в других подобных случаях. К насильственной смерти относят убийство и суицид.
Чтобы лучше понять, что может испытывать человек во время кончины, можно рассмотреть стадии процесса, выделенные с медицинской точки зрения:
В этот момент происходит сбой в системе циркулирования крови и дыхания, ввиду чего в тканях развивается гипоксия. Данный период протекает от нескольких часов до нескольких суток;
В этот момент человек перестаёт дышать, происходит сбой функционирования миокарда;
Организм пытается вернуться к жизни. На этом этапе у человека периодически останавливается дыхание, сердце работает всё слабее, из-за чего происходят сбои в функционировании всех систем органов;
Происходит остановка дыхания и циркуляции крови. Этот этап длится около пяти минут, и именно в этот момент с помощью реанимационных мероприятий человека можно вернуть к жизни;
Биологическая смерть – человек окончательно умирает. Важно! Только люди, пережившие клиническую смерть — единственные, кто точно может сообщить, какие ощущения возможны у умирающего человека.
Болезненность при различных смертях
Причина Время умирания Боль
Передозировка рецептурных препаратов 129 минут 8,5
Падение с высоты 5 минут 17,78
Утопление 18 минут 79
Выстрел в голову из пистолета 3 минуты 13
Пожар 1 час 91
Больно ли умирать от рака
Онкологические заболевания – одна из самых частых причин смерти. К огромному сожалению, лекарственное средство от злокачественной карциномы пока не открыли, и рак на 3 и 4 стадии является неизлечимым заболеванием. Всё, что могут сделать доктора в данной ситуации – это уменьшить боль пациента с помощью специальных анальгетических средств и немного продлить жизнь человека.
Человек с раковой опухолью далеко не всегда испытывает боль при смерти. В некоторых ситуациях, перед кончиной онкобольной начинает очень много спать и в конечном счёте погружается в коматозное состояние, после чего умирает, не чувствуя никакого физического недомогания, то есть, непосредственно во сне.
В иной ситуации, стадии умирания онкологического больного следующие: Перед кончиной пациент может испытывать мигрень, видеть галлюцинации и терять память, ввиду чего не узнавать своих близких людей; Происходит нарушения речи, больному тяжелее сказать связанные предложения, он может нести несуразные фразы; У человека может возникнуть слепота и/или глухота; В итоге нарушается моторные функции организма. Тем не менее, это лишь общая среднестатистическая картина ощущений больного раком человека перед смертью.
Если рассматривать непосредственно конкретные типы раковых опухолей, то локализация карциномы в печени заставляет человека умирать, испытывая муки, ввиду множественных кровотечений. Кончина от рака лёгких также вызывает значительную боль ввиду того, что пациент начинает задыхаться, рвать кровью, после чего возникает припадок эпилепсии, и больной умирает. В случае с раком кишечника больной также чувствует мучительные боли в животе, помимо этого его мучает головная боль. Перед тем, как умирать, боль также чувствуют пациенты раком гортани. При данной локализации человек также испытывает сильные болевые ощущения соответствующей области.
Важно! Не стоит забывать, что описанные симптомы ликвидируются врачами с помощью специальных анальгезирующих, а перед смертью – наркотических препаратов, поэтому в отдельных случаях можно добиться практически полного снижения боли вплоть до её исчезновения. Таким образом, на вопрос «больно ли умирать от рака» можно ответить с наибольшей вероятностью отрицательно, поскольку в современной медицине имеются все средства, помогающие снизить боль пациента.
Больно ли умирать от старости?
Согласно медицинским исследованиям, люди в старческом возрасте испытывают при смерти чувство облегчения. Лишь 1/10 часть опрошенных перед смертью ощущают страх. Непосредственно перед кончиной старые люди чувствуют дискомфорт, боль и полную апатию ко всему. Умирая, люди начинают видеть галлюцинации, могут «разговаривать» с умершими. Что касается физических ощущений, то умирать больно только ввиду затруднённого дыхания.
Большинство стариков могут умирать во сне, и данная смерть не связана с тяжёлыми болезненными ощущениями и физическими страданиями. Больно ли умирать от передозировки таблеток? Физические ощущения человека, умирающего из-за принятия чрезмерного количества лекарственного средства, зависят, прежде всего, от типа медикамента и индивидуальных особенностей организма. Фактически, смерть наступает из-за развития сильнейшей интоксикации организма, и перед кончиной человеку может испытывать боль из-за рези в животе. Помимо этого, он испытывает головокружение, тошноту и рвотные позывы.
Исключительным случаем будет человек, принявший чрезмерную дозу сильнодействующего седативного препарата, поскольку последствиями такого поступка будет наступление глубокой комы и отключение всех инстинктивных механизмов защиты. Ввиду этого, человек отходит в мир иной непосредственно во сне и не чувствует боль.
Больно ли умирать от инсульта?
Поскольку инсульт может возникнуть в различных областях головного мозга, ощущения перед смертью у человека также могут быть разными. Если был затронут двигательный центр, может возникнуть слабость в отдельной конечности или её паралич. Общая картина чувств человека кончиной обычно следующая: Ему слышатся непонятные голоса или звуки; Хочется спать; Запутанное сознание; Сильная головная боль; Общая слабость. Некоторые пациенты, перенёсшие инсульт, также могут умереть во сне или впасть в глубокую кому.
Больно ли умирать от инфаркта?
Во время инфаркта в сердце из-за сбоя циркулирования крови возникают резкие перепады давления, что ощущается человеком как сильная боль в области за грудиной. Помимо этого, нарушается кровоснабжение всех органов, что также вызывает болезненные ощущения – в частности, кровь застаивается в лёгких и возникает отёк последних. Пациент испытывает затруднения в дыхании и общую слабость организма. В первые минуты, когда кровь перестала поступать в головной мозг и началась гипоксия, человек также будет ощущать сильную головную боль. Однако, как правило, во время такого приступа практически сразу человек может потерять сознание, так как органы не кровоснабжаются в нормальном порядке. Без оказания медицинской помощи человек в таком состоянии может прожить не более 5 минут, при этом не ощущая боль.
Больно ли умирать от пули?
Всё зависит прежде всего от места, куда попала пуля и её калибра. Если пуля пробила головной мозг, то очень часто смерть наступает почти мгновенно, и орган отключается быстрее, чем человек успел бы что-то почувствовать. В иных ситуациях, как правило, вначале человек ощущает резкий толчок, затем некое тепло в теле и лишь после – сильнейшую боль. Через несколько минут наступает болевой шок, когда боль уже не ощущается ввиду включённых механизмов защиты организма, и человек теряет сознание. При не оказанной медицинской помощи он умирает от потери крови, но при этом физических страданий нет.
Больно ли умирать от падения?
Смерть от падения с большой высоты наступает почти мгновенно – через несколько секунд или минут. Ощущения во многом зависят от позы, в которой приземлился человек и от поверхности, на которую он упал. В случае приземления на голову смерть наступает мгновенно, и единственное, что возможно испытать в этом случае – психологическую панику во время полёта. Смерть в результате падения возникает из-за множественных переломов, разрыва внутренних органов и большой потери крови. В первые секунды после падения человеку испытывает сильную боль от удара, затем наступает слабость из-за развивающейся гипоксии и потеря сознания.
Больно ли умирать от потери крови?
Время наступления смерти в данном случае зависит от калибра повреждённых сосудов. В частности, если разрушены стенки аорты, человек умирает практически мгновенно, боль при этом не испытывает. Теряя много крови, у человека нет болевых ощущений. При кровотечении он сначала испытывает головокружение, тяжесть в теле и слабость. Постепенно к этим чувствам прибавляется сильная жажда. В конце из-за недостаточного кровоснабжения человек может потерять сознание и умереть.
Больно ли умирать от холода?
В условиях сильного мороза человек может умирать достаточно долго, однако боль при этом испытывать не будет. Находясь длительное время на холоде, человек вначале испытывает сильную дрожь и ломоту в теле. Постепенно он также начинает терять память и способность узнавать лица близких людей. Затем наступает сильная слабость и, как правило, люди просто падают на снег. Замедленная скорость кровотока в головном мозге при этом провоцирует галлюцинации. Сильно суженные капилляры на коже могут внезапно расширить свой просвет, чтобы произошёл прилив тепла, из-за чего люди в этот момент часто пытаются снять с себя одежду из-за ощущения «жара». После этого человек теряет сознание и умирает как бы «во сне».
Больно ли умирать от СПИДа?
Поскольку смерть в данном случае возникает не от самого СПИДа, а от той болезни, с которой организм не сможет справиться, то ощущения перед смертью могут разниться. Чаще всего это цитомегаловирус, цирроз печени, туберкулёз, развивающиеся на фоне СПИДа. Однако смерть может наступить также и от обычного бронхита. Физические ощущения будут полностью зависеть от той болезни, которую организм не может побороть. Человеку больно умирать лишь в том случае, если он болен тяжёлыми заболеваниями внутренних органов. К примеру, если смерть наступает от туберкулёза, больной будет испытывать сильную боль в области груди, может нарушаться дыхание и сердцебиение, а также возникнуть кровавая рвота. В случае, когда кончина возникает из-за цирроза печени, больной может испытывать мучительную боль в животе и правом подреберье.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что больно умирать людям скорее психологически. Лишь в некоторых случаях перед смертью человека мучает сильная боль. Чаще всего людям тяжело принять сам факт умирания.
Дата публикации: 28.03.2019
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
The Guardian (Великобритания): что произойдет в вашей жизни после того, как вы случайно убили человека?
Я мечтаю о том дне, когда будут проводиться подобные конференции, на которых случайные убийцы смогут почувствовать целительное воздействие сообщества.
Страдающие от моральной травмы люди задают вопрос: а смогут ли они когда-нибудь стать частью нормального человеческого общества? Перевернутая с ног на голову моральная вселенная предоставляет многочисленные возможности для совершения поступков, которые заставляют нас сомневаться в том, что мы еще находимся на стороне добра.
«Не бывает такого момента — даже когда я смеюсь на вечеринке, — когда бы я не думала об этом», — говорит Пэм Ур (Pam Uhr).
Это был теплый летний день перед окончанием ее выпускного класса в школе. Ур с друзьями купались в реке недалеко от ее города, расположенного в центре штата Техас. Домой она возвращалась на машине и ехала по сельской дороге. Помимо нее, в машине находились еще двое ее друзей. В какой-то момент передние колеса потеряли сцепление с дорогой. Она слишком сильно сработала рулем. Машина пошла в занос. Другая машина, выехавшая со стороны холма, находившегося в слепой зоне, врезалась в ее машину с пассажирской стороны, и после этого все погрузилось во тьму.
Она пришла в себя в больнице. Никто из докторов или медсестер не говорил ей ничего о том, как чувствуют себя те двое парней, который были в ее машине. Ее отец, наконец, сказал ей, что они погибли.
Через много лет после аварии Ур вышла замуж, у нее трое собственных сыновей, но ей не дает покоя мысль о том, что ее дети могут погибнуть из-за своего рода вселенской расплаты.
Я кивал головой, слушая ее историю. Она очень похожа на другие истории, которые я слышал в течение многих лет о случайных убийствах. Сначала, сразу после такого происшествия, возникает шок. Затем появляется наполненная стыдом память о том, что произошло. После этого начинают появляться мысли о неминуемой кармической справедливости, и они нависают над случайными убийцами, как дамоклов меч — в любой момент, даже когда они смеются на вечеринке.
Могут ли люди продолжать нормальную жизнь после случайного убийства? Я много думал по поводу этого вопроса. Я сам тоже случайный убийца.
Мне было 19 лет, за несколько недель до этого я покинул тренировочный лагерь Корпуса морской пехоты и готовился стать студентом первого курса Библейского университета (Bible college) в Западной Виргинии. Это был воскресный вечер, а мой сосед и я были одеты для посещения церкви в соответствии с правилами университета — пиджак и галстук. Мы были двумя молодыми парнями, погруженными в фундаменталистско-евангелический мир нашей юности, мы направлялись на то, что многие евангелисты считают самой святой из церковных служб — на воскресную вечернюю службу.
Я был за рулем моего приведенного в порядок «Супер-жука» компании «Фольксваген» выпуска 1973 года. Около 17:30, когда мы совершали поворот, блеск лучей заходившего солнца ослепил мне глаза. Я зажмурился и попытался опустить солнцезащитный козырек автомобиля. Я почувствовал себя уязвимым в своем ряду и решил перестроиться в правый ряд. Когда я начал перестраиваться направо, я увидел, что на этой полосе уже находится красный автомобиль марки «Джип». Я вывернул руль, пытаясь вернуться в свой прежний ряд, но сделал это слишком резко.
Мой автомобиль ударился о стальную плиту, установленную на разделительном бетонном ограждении. Эта плита сразу же разбила переднюю часть машины, заблокировав при этом колеса и раздробив мою коленную чашечку, после чего нас выбросило на встречную полосу.
Вот следующая вещь, которую я помню: я сижу в своей остановившейся машине и пытаюсь понять, жив ли мой сосед по комнате, находившийся на пассажирском сидении. Я вышел из машины и почувствовал резкую боль в ноге. Все движение на шоссе было остановлено. Там была еще одна сильно разбитая машина, она находилась у края дороги. Я увидел также мотоцикл, лежавший на боку.
Всего в нескольких десятках сантиметров от него лежала женщина в шлеме. Ее шея была наклонена под странным углом, и каким-то образом я сразу понял, что она мертва. Я увидел также лежащего на земле мужчину, и я подошел к нему. Он лежал на животе, и я увидел кровь, вытекавшую на асфальт между его ног.
Он посмотрел вверх и сказал: «Да пошел ты к черту». Я сказал, что мне жаль. Вероятно, я произнес эту фразу тысячу раз и течение того короткого момента, когда наши глаза встретились. Я снял свой красный галстук и попытался остановить у него кровотечение.
Позднее, в больнице медсестры извлекли осколки ветрового стекла из моей руки, а также поставили стабилизатор на мое колено. Они сказали, что какое-то время будет больно. И, действительно, было больно, но я хотел, чтобы было больно. Я хотел, чтобы появилось какое-то другое чувство кроме того, что я должен был умереть вместо той женщины.
В тот же вечер я вернулся в студенческое общежитие. Мой сосед был уже там, — он был потрясен, но его ранения были легкими. Я заснул, а утром ко мне пришел декан, отвечавший за студентов мужского пола. Я все еще лежал в постели. Он пододвинул стул и открыл свою гигантскую Библию короля Иакова. Он прочитал отрывок из Еврейской Библии (Танах) о мистическом Городе-Убежище, древнем прибежище для тех людей, которые нечаянно убили человека. Преступник, пытаясь скрыться от мести со стороны членов семьи погибшего, направлялся в Город-Убежище, и жил там до смерти иудейского первосвященника. Когда умирал первосвященник, случайные убийцы могли вернуться в свои дома, и им уже не грозила месть за убитого.
После прочтения этого отрывка из священной книги, декан сказал: «Господь все предусмотрел на тот случай, который произошел с тобой». Я не помню, что я ему ответил. Я только помню, что не мог понять, почему он прочитал мне именно этот отрывок.
Я не ходил ни на какие консультации, да и никто мне их не предлагал. Я больше не говорил ни с кем о том, что произошло. У меня было чувство вины по поводу того, что я выжил, а та женщина погибла, и я понимал, что этот груз будет со мной всегда. Я помню, как я смотрел на белую стену и чувствовал, как будто я стремительно к ней приближаюсь. Если я засыпал, то затем просыпался вдруг от чувства, что я как будто столкнулся с мотоциклом.
Пару недель я ходил на костылях, но со следующего месяца я уже мог водить машину. Когда я первый раз сел за руль, я испытал симптом посттравматического стресса, — у меня вновь возникало чувство беспомощности, а также постоянное ощущение близкого столкновения в тот момент, когда я ехал по строительной площадке.
Спустя несколько месяцев по решению суда я должен был выплатить 2,5 миллиона долларов. Я выступил с показаниями о том, что произошло, и поскольку я был бедный студент университета, а мой отец был бедным пастором с шестью детьми, а также по другим неизвестным мне причинам, обвинение было с меня снято. Возможно, это произошло потому, что я не употреблял алкоголь и не превысил скорость во время аварии.
Но я знал, что я был неправ, — я совершил зло на каком-то уровне. Я убил женщину. Я понимал, что ничего вернуть назад я уже не могу. Я никуда не мог пойти, чтобы отделаться от чувства, что больше не являюсь хорошим человеком. И конечно же не было никакого Города-Убежища, где я мог бы жить до тех пор, пока не умрет Билли Грэм (Billy Graham) или Папа.
Контекст
Определена скорость движения смерти
Однако большинство из нас предпочитают хранить молчание, мы охвачены стыдом и обеспокоены тем, что имеющийся кровавый долг когда-нибудь придется заплатить.
Я не только случайный убийца, но и ветеран. Я служил капелланом в Ираке. Вернувшись домой, я узнал о появившейся концепции «моральной травмы» (moral injury). Моральная травма имеет отношение к чувству вины и раскаяния, которое возникает у многих ветеранов после участия в операциях, которые разрушают их моральный кодекс. У вас может возникнуть посттравматический сидром от того, что кто-то попытался причинить вам боль, но вы можете получить моральную травму из-за того, что вы сами — иногда случайно — оказывались хищником.
Страдающие от моральной травмы люди задают вопрос: а смогут ли они когда-нибудь стать частью нормального человеческого общества? Перевернутая с ног на голову моральная вселенная предоставляет многочисленные возможности для совершения поступков, которые заставляют нас сомневаться в том, что мы еще находимся на стороне добра. Я заметил, что некоторые мои боевые товарищи стали вегетарианцами или даже радикальными вегетарианцами. Они больше не хотят убивать. Большую часть времени я нахожусь в их лагере.
Хотя я толком не понял, что говорил мне мой декан в то утро после моего случайного убийства, я в течение многих лет размышлял над этой историей. Может ли быть мудрость в этих древних обычаях?
Психолог Марианн Грэй (Maryann Gray) именно так и думает. Грэй — тоже случайный убийца, хотя она предпочитает термин «человек, ставший непреднамеренно причиной смерти или ранения» (CADI). Я говорил с ней по телефону и поблагодарил ее за то, что она делает для случайных убийц. Ее веб-сайт помог многим людям, ставшим причиной гибели других людей, и они получили возможность поделиться своими историями. Это единственный интернет-ресурс для случайных убийц, который мне удалось найти.
Этот веб-сайт является настоящим Городом-Убежищем. Многие его посетители рассказывают свои истории, и он обеспечивает им понимание, информацию и крайне важное чувство, что случайный убийца не одинок. На самом деле Грэй показала, как случайный убийца может найти себе применение, помогая людям, недавно получившим подобный опыт, ориентироваться в жизни в первые дни, недели и месяцы после случайного убийства.
Способность поделиться своей историей с другими людьми, имеющими похожий опыт, сама по себе обладает исцеляющими свойствами, — и это редкая возможность. Я помню, как много лет назад рассказал свою историю подруге, и вот что я тогда от нее услышал: «Это ужасно. Я не думаю, что я теперь буду также тебя воспринимать, как раньше». Тогда я понял, что не могу рассказывать свою историю всем подряд. Мне нужна была надежность и понимание.
Я считаю, что случайные убийцы испытывают чувство вины, несмотря на то, что все считают, что это произошло не по нашей вине, и причиной этого является находящийся глубоко внутри нас инстинкт, который говорит нам: мы должны заплатить за жизнь. Даже если это была случайность, кто-то должен заплатить. Спустя много лет после моего случая я купил мотоцикл и много ездил на нем, рассчитывая на то, что справедливость восторжествует, если я разобьюсь и погибну.
Никто из случайных убийц, с которыми мне пришлось поговорить, не сказал мне о том, что существует единственный и ясный путь для выздоровления. Тот путь, который я выбрал для себя, совсем не ясен. Он погружен в древние практики ритуального примирения, и это не та вещь, которую можно легко представить в рамках нашей современной и основанной на очевидности культуре.
Древние религии были направлены на восстановление гармонии в племени или в сообществе после смерти человека, которая всегда была потерей для безопасности и силы сообщества. Что касается древней еврейской концепции Города-Убежища, то случайным убийцам предлагалось примирение после смерти первосвященника; получалось так, как будто его смерть оплачивала долг всех случайных убийц в этой стране.
Несколько лет назад на конференции ветеранов я принял участие в ритуале коренных американцев, посвященном очищению после войны. Этот ритуал, сохранившийся в племени Кушатта (Coushatta) в Луизиане, оказался драматичным и простым одновременно: женщина, которая вела церемонию, рассказывала о том, как использовала перья орла для того, чтобы ритуальным образом разрезать кожу, и это делалось для того, чтобы новый человек смог выйти из старой кожи в вернуться в сообщество после войны. Такие же ритуалы есть у племени Зуни Пуэбло (Zuni Pueblo) и Навахо (Navajo), а Национальное управление США по делам коренных американцев (US Administration for Native Americans) стимулирует ветеранов из числа коренных американцев к тому, чтобы они рассматривали эти ритуалы как компонент их процесса выздоровления после участия в войне.
Христианство, моя собственная религия, не является исключением в том, что касается той важности, которая придается теме кровавого долга. Христиане считают, что Иисус Христос умер за их грехи, а литургии и учение об искуплении Христа на кресте часто подчеркивают очищение от греха, особенно от таких грехов и проступков, которые невозможно загладить с помощью простого извинения.
Многочисленные направления в христианстве предлагают различные подходы для достижения подобного примирения. Возможно, наиболее известным является практика исповеди в присутствии священника. Но существует множество других ритуалов: призыв к покаянию в Баптистской церкви, совместная молитва у Пятидесятников, когда братья и сестры произносят какие-то непонятные слова и «говорят на языках», — все это именно те места, где люди могут попытаться освободиться от моральной травмы, вызванной случайным убийством.
Я основал организацию под названием Товарищество епископальных ветеранов (Episcopal Veterans Fellowship), целью которой является информирование членов моей конфессии о моральной травме, а также образование сообщества для ветеранов как внутри, так и за пределами церкви. Каждый год мы проводим конференцию и обсуждаем моральные травмы у ветеранов на семинарах в городе Остине, штат Техас. Во время недавнего Дня ветеранов 75 ветеранов и социальных работников собрались у нас для обсуждения проблемы моральной травмы и форм помощи ветеранам со стороны сообщества. Я мечтаю о том дне, когда будут проводиться подобные конференции, на которых случайные убийцы смогут почувствовать целительное воздействие сообщества, как это испытали ветераны на своей конференции.
Что касается меня, то я постоянно думаю о той аварии. И я никогда не забываю о том моменте, когда я встал на колени перед священником в пустой церкви, а он положил мне руку на голову и произнес такие слова: «А теперь радость на небесах; поскольку ты был потерян, а теперь найден; ты был мертв, а теперь ты жив во Христе нашем Господе. Иди с миром. Господь отпустил все твои грехи».
Дэвид Питерс — священник в Епископальной церкви в городе Остине (Техас).
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник