- Раскольников после убийства
- После преступления раскольников
- Теория главного героя о двух типах людей
- Преступление
- Страдает ли герой из-за убийства старухи?
- РАСКОЛЬНИКОВ ПОСЛЕ УБИЙСТВА напишите всего его действия и момент из отрывка.
- Итог эксперимента
- Сочинение почему раскольников страдает и терзается после преступления
- После преступления раскольников
Раскольников после убийства
Так, словно в забытьи, Раскольников пролежал очень долго. Очнувшись, он бросился к окну и стал себя оглядывать с головы до ног. На бахроме внизу панталон оставались густые следы запекшейся крови. Он обрезал бахрому ножом и вдруг вспомнил, что вещи, которые он взял в квартире старухи, до сих пор лежат у него в карманах.
Он вытащил все и спрятал в углу, за отставшие обои. Родион понимал, что спрятал плохо, но ничего другого придумать не мог. Он действовал как в бреду. Абсолютно без сил и мыслей сел на диван и укрылся пальто, но через пять минут вскочил, вспомнив о петле. Уничтожив её, он в лихорадке продолжал осматривать одежду и обувь и то тут, то там опять находил следы крови. Но вместо того, чтобы
Что-то предпринять, он опять забылся.
Разбудил Раскольникова стук в дверь: дворник принес повестку с приказанием явиться в контору квартального надзирателя. Пришлось идти. Он думал, что его хитростью хотят заманить в полицию, и решил: как только войдет в контору, упадет на колени и все расскажет.
В конторе молодой поручик, помощник квартального надзирателя, начал распекать Раскольникова за то, что тот пришел позже назначенного времени. Пришедший в себя Родион отвечал на равных, без подобострастия. Поручик был озадачен такой дерзостью. Оказалось, что с Раскольникова требуют деньги по заемному письму, которое он дал своей хозяйке 3арницыной, а та передала надворному советнику Чебарову.
Вскоре появился сам квартальный надзиратель, Никодим Фомич. Он так любезно и дружески разговаривал с подчиненными и Раскольниковым, что тому захотелось вдруг сказать им всем что-нибудь приятное. Он попросил прощения у поручика Ильи Петровича и зачем-то начал объяснять Никодиму Фомичу, почему вовремя не заплатил хозяйке.
Он поведал даже, что живет у хозяйки уже около трех лет, собирался жениться на ее дочери, поэтому хозяйка открыла ему кредит, а потом девушка умерла от тифа, а он остался жильцом, и вот теперь 3арницына пустила в ход это заемное письмо.
Затем Раскольников написал под диктовку письмо водителя обязательство никуда не выезжать из города и не продавать свое имущество и вдруг ощутил непреодолимое желание подойти к Никодиму Фомичу и все ему рассказать.
В этот момент он услышал, что квартальный с помощником говорят об убийстве старухи, и упал в обморок. Когда он пришел в себя, Никодим Фомич спросил, не болен ли он и выходил ли вчера вечером из дому. Раскольников отвечал отрывисто и резко. Его отпустили. На улице он совсем очнулся, и давешний страх возвратился: его всё же подозревают!
Раскольников боялся, что в его каморке уже сделали обыск, но никто туда даже не заглядывал. Он забрал похищенное у старухи и вышел из комнаты, оставив дверь
открытой настежь.
Сперва Родион хотел бросить все в канал, но это оказалось опасно: народу на набережной было много, и каждый мог увидеть или услышать всплеск. Тогда, увидев на одной из улиц вход в глухой двор, он уложил вещи под находившийся там большой камень.
На мгновение им овладела сильная, почти невыносимая радость, которая незаметно сменилась злостью и раздражением. Он думал о том, что сделал все как-то по-дурацки, даже не проверил, что в кошельке. Очевидно, это потому, что он болен.
В лихорадочной рассеянности Родион и не заметил, как оказался на Васильевском острове, неподалеку от квартиры Разумихина. Зашел. Приятель был дома, занимался переводом с немецкого для какого-то бульварного журнала и предложил Раскольникову. хорошо знавшему немецкий язык, поделиться с ним работой. Раскольников сначала согласился работать, а потом молча швырнул листки с немецким текстом на стол и ушел, не попрощавшись.
Раскольников на Васильевском острове
Он ничего не соображал и не помнил, как добрался до дому, где лег на диван, накрылся шинелью и забылся. Очнулся он в сумерки от громкого крика. Кричала его хозяйка, которую избивал Илья Петрович.
Раскольников хотел выйти на лестницу, но, обессиленный, не смог и лишь лежал с открытыми глазами. Вдруг яркий свет озарил его комнату: вошла Настасья со свечой в руках. Она принесла ему поесть. На вопрос, за что били хозяйку, удивленная кухарка ответила, что ничего подобного не было и в помине. Раскольников попросил воды, но тут же опять впал в беспамятство.
Когда Родион пришел в себя, у его постели стояли Настасья и какой-то незнакомый парень, принесший тридцать пять рублей, посланные Раскольникову матерью.
Подошедший Разумихин объяснил приятелю, что тот четвертый день болен и его уже два раза осматривал молодой врач Зосимов. Настасья принесла обед на двоих и пива от хозяйки.
Разумихин был в доме уже своим человеком; он рассказал, как разыскал товарища и занялся его делами, познакомился с Никодимом Фомичом, Ильей Петровичем, дворником, письмоводителем Заметовым и, наконец, хозяйкой, которую усовестил, так что она забрала вексель у Чебарова и теперь заботится о постояльце по-прежнему.
Раскольников же все это время был в бреду, никого не узнавал, лишь слезно молил, чтобы ему дали его старый носок, и очень переживал о бахроме от панталон.
Взяв из денег Раскольникова десять рублей, Разумихин ушел. Оставшись один, больной вскочил с постели, долго стоял посреди комнаты, соображая, знают ли уже о его преступлении, потом в печке, в золе, нашел кусочки бахромы от панталон и клочки разорванного кармана.
Вспомнив про носок, он обнаружил его под одеялом, внимательно рассмотрел и успокоился: носок до того затерся, что увидеть на нем следы крови было просто невозможно.
Родион выпил немного пива, лег и заснул крепким целебным сном.
Его разбудил Разумихин, принесший одежду, купленную на рынке. Все было уже не новое, но в приличном состоянии. Раскольникова переодели, и тут в комнату вошел человек, как будто уже знакомый Раскольникову.
Это был Зосимов, которому Разумихин очень обрадовался. Разумихин рассказал, как вел себя больной, и напомнил, что сам сегодня справляет новоселье, а Зосимов обещал прийти; будут гости, среди них — его дальний родственник, пристав следственных дел Порфирий Петрович и письмоводитель Заметов.
У Разумихина с Заметовым сейчас образовалось общее дело: они решили помочь маляру, которого обвиняют в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы.
Как только заговорили об убийстве, Раскольников отвернулся к стене и стал внимательно разглядывать цветочек на обоях. Он чувствовал, что у него онемели руки и ноги, но даже не пробовал шевельнуться и упорно разглядывал цветок.
Источник
После преступления раскольников
Теория главного героя о двух типах людей
От вопиющей нищеты у главного героя рождается теория, которая призвана оправдать многие моральные аспекты жизни и спасти от бедности и других несчастий тех, кто нуждается. Суть рождённой героем теории в том, что люди от природы делятся на “великих”, тех, кто правит миром, создаёт историю; и на тех, кто просто “материал”, кто не способен на судьбоносные поступки, жизни таких людей ничего не стоят. Себя Раскольников причисляет к первой категории, он практически уверен, что является своеобразным “наполеоном”. Герой жаждет проверить свою теорию в действии, во имя идеи он планирует убить старуху-процентщицу, которая уже отжила своё и губит чужие жизни.
В итоге Раскольников провалил собственную теорию. Он считал себя на порядок выше других людей, но оказался таким же, как и остальные: чувствующим, слабым, эмоциональным, человечным. Его беда в том, что он живой человек с душой, совестью и чувствами. Он не способен убить человека и наслаждаться жизнью, как ни в чём ни бывало. Это откровение шокирует героя, и он долгое время находится на грани сумасшествия, пытаясь наладить равновесие между душой и разумом.
Преступление
Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности. Будучи молодым человеком и нигилистом, считающим, что все правила и устои изжили себя и ничего хорошего новому обществу не приносят, он хочет перевернуть вес мир. Он желает наполнить его сильными личностями, способными на всё, а, как известно, хочешь изменить мир – начни с себя. За идеал сильной личности Раскольников принимает выдающегося человека своего времени – Наполеона Бонапарта. Именно он в его глазах – сильная личность, способная на всё ради власти, в том числе и на убийство. Убийство старухи-процентщицы для Родиона становится испытанием собственной души. Поставив себя на порядок выше обычных людей, «тварей дрожащих», Раскольников считает, что сможет убить и остаться спокойным, так как данное преступление в его голове выглядит как благо во имя общества.
Страдает ли герой из-за убийства старухи?
После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало – перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Он не выдержал душевных терзаний, пошёл и сдался в полицию, явился с повинной – лишь об этом жалеет герой, что он “тварь дрожащая”.
Само по себе убийство процентщицы не мучает героя. Он искренне проникся идеей и её смерть была неотвратимым фактом. Старуха снится Родиону – это его душа мучается от греха. Страшнее смертного греха для героя страх осмеяния и разоблачения: не даром во сне ему чудится, будто бы он убивает жертву, а она смеётся над ним. Смех слышен из соседних комнат, с лестницы – это символ того, что Раскольников боится осмеяния и осуждения.
РАСКОЛЬНИКОВ ПОСЛЕ УБИЙСТВА напишите всего его действия и момент из отрывка.
ПОЖАЛУЙСТА НУЖНА ПОМОЩЬ
Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу, лгать себе и другим, и эта ложь, эта «игра» иссушают, опустошают душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей.
При встреча Раскольникова с матерью и Дуней Раскольникова охватывают то же ощущение разъединенности, отчуждения. Естественные формы общения даже с близкими людьми кажутся ему невозможными:
«Еще немного, и это общество, эти родные, после трехлетней разлуки, этот родственный тон разговора при полной невозможности хоть о чем-нибудь говорить, стали бы, наконец,ему решительно невыносимы»
. Но живая натура героя, не охваченная теорией, увертывающаяся от ее беспощадной власти, не выдерживает отчужденной позиции.
Вопреки убеждениям и доводам рассудка его постоянно тянет к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи. Но поведение героя невольно воспринимается со стороны как подозрительное: от него отмахиваются, его принимают за сумасшедшего. В острые минуты душевной депрессии Раскольников пускается в рискованную игру с Заметовым, чтобы на мгновение испытать чувство свободы, вырваться из подполья, из пустоты одиночества.Раскольникова тянет к Разумихину, как к человеку живойжизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросердечному.
К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку.Волей-неволей он плетет вокруг себя сеть неизбежных подозрений. «Язык» фактов, материальные последствия преступления герой легко уничтожил, но он не может спрятать от людей «язык» души. Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинаетпринимать уже болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию.
Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения.
Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Сонечке Мармеладовой.
Именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну.
Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте.
Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете.
Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории.
Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».
Итог эксперимента
Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.
Он мучается лишь от осознания собственной слабости, от того, что его теория провалилась. “Разве я старушку убил? Я себя убил!” – так рассуждает молодой человек. Две недели после убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы он находится в состоянии, близком к помешательству: теряет сознание, его бьёт озноб, бросает в дрожь, накатывает ужас от понимания того, что случилось, он боится, что его “раскусят”.
Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.
Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?”
Сочинение почему раскольников страдает и терзается после преступления
Родион Романович Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», появляется перед читателем на первых страницах произведения. Внешне это самый обычный молодой человек, бедный, одетый в лохмотья, бывший студент, доведённый до отчаянного положения. Но именно в его душе разворачивается сложнейший нравственный конфликт всего человечества — имеет ли человек право преступить закон во имя высшей цели или нет. По мнению Раскольникова все люди делятся на два типа — «твари дрожащие» и те, кто «право имеют». Излагая свои мысли в статье, Родион пишет, что величайшие личности, «творцы истории», нарушают законы, их не останавливают ни жертвы, ни кровь, ни насилие. Именно такие люди, по мнению Раскольникова, имеют власть нам всем «муравейником», руководят всей «тварью дрожащей». Р. Раскольников задаётся вопросом, а к какой же категории принадлежит он: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Преступив закон, он убивает старушку — процентщицу Алёну Ивановну и её сестру Елизавету. Этот день, день преступления, оказался для него роковым. Всё, что было дальше, до каторги, до финальной встречи Роди с Соней в «Эпилоге» — это наказание. На страницах романа читатель видит, что эксперимент Раскольникова над собой не удался, убийство привело его к другому результату, нежели чем тот, которого он ожидал. Герой не может совладать с собой, он мучается, страдает, терзает себя, постоянно находится в состоянии, близком к сумасшествию, в нём происходит внутренняя борьба. Он не похож ни на Лужина, ни на Свидригайлова, которые, совершив преступление, продолжают спокойно жить дальше, не обращая внимания на свои прошлые грехи. Родиону не удаётся жить по правилам людей, которые «право имеют». Совесть, мучающая Раскольникова после убийства, именно она объединяет его с человечеством и не даёт ему спокойно пожинать плоды своего преступления. Спустя две недели Р. Р. Раскольников является на явку с повинной.
После преступления раскольников
С изумительным искусством рисует Достоевский в «Преступлении и наказании» состояние души Раскольникова после убийства. Прежде всего, он – весь во власти кого-то жалкого, животного страха. Деньгами он не воспользовался, – зарыл их в каком-то дворе и затем, больной, нравственно измученный, заперся у себя в комнате, весь порабощенный одним только инстинктом самосохранения, боясь, что его поймают, что его посадят.
Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия
Теперь «мания величия» сменяется у него «манией преследования». Прежних гордых мечтаний о том «новом слове», которое скажет он людям своим «делом» (убийством старухи), – не осталось и следа. «Наполеон» – обратился в затравленного зайца. Он заметает всяческие следы, он хитрит, подличает (сцена в участке; разговор с Никодимом Фомичом).
Потом он испытывает ужас одиночества. В теории он легко рвал связи свои с человеческим обществом, с его «принципами». Но когда он, на деле, порвал эти связи и оторвался от того целого, «круглого, цельного», о котором говорит и Толстой в «Войне и Мире» – он почувствовал одиночество: он со страхом чувствовал, что не может радоваться приезду матери и сестры, что трудно ему, «преступнику», дышать одним воздухом с ними, что порвались какие-то невидимые связи его с людьми. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг охватывает всю его душу.
Он ясно ощущает, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже, с чем бы то ни было, ему уже нельзя более обращаться к этим людям в квартальной конторе, и, будь это все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда ещё до сей минуты не испытывал подобного странного, ужасного ощущения. И, что всего мучительнее, это более ощущение, чем сознание, непосредственное ощущение мучительнейшее ощущение из всех, до сих пор пережитых им в жизни ощущений.
Он то доходит до ясного понимания, что сделанное им гадко и подло [1], то его мучат страшные кошмары, доводящие до временного помешательства, то мелькает в нём его прежняя, потускневшая теперь «гордыня», – ему опять хочется поиграть роль «героя». Письмоводителю Заметову он, бравируя, говорит о том, как неумело иные преступники скрывают себя от рук правосудия. Когда, не зная, что он убил старуху, при нем говорят об убийстве, говорят, что «убийца не обокрал старуху потому, что руки дрогнули: обокрасть не сумел, не выдержал, – Раскольников как будто обиделся», – делает характерное замечание Достоевский.
Но эти беглые проблески прежнего эгоизма и мании величия не могли спасти его от сознания, что он – не великий человек, а – «вошь», что своего «нового слова» он не доказал, – что всей тяжестью легло на него проклятие его совести, – что он – не протестующий реформатор, а жалкий «отщепенец», «отверженец».
Но неожиданно как раз в это время ему удается совершить доброе дело, – все свои деньги он отдал осиротелой семье Мармеладова. Сознание сделанного доброго дела, радость, что чувство альтруизма не чуждо его душе, что не навсегда оторвался он от других людей, наполнила его существо.
«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение.
«Довольно! – произнес он решительно и торжественно, – прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил!»»
Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия
Он смутно начинает сознавать, что спасение для него – в том, чтобы слиться опять с людьми, от которых он оторвался. Нужно было подчинить себя требованиям жизни человечества, – и чтобы войти в него, нужно согласиться на несение «наказания», нужно было открыть свое преступление. И вот, Раскольников чувствует позывы выдать себя в руки правосудия – но борется с этим чувством, пока на его пути не встречается Соня Мармеладова.
[1] «Если действительно всё это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел?» – говорит он сам себе.
Источник