Что бы не потерять чувства этого языка

ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §9. Словосочетание как единица синтаксиса. Упражнение №*

Прочитайте фрагмент очерка из книги К. Паустовского «Алмазный язык». Вспомните, что вы знаете о словосочетании.
Ответы подтверждайте выделенными в тексте примерами.
Из каких частей состоит словосочетание?
Как устанавливается связь слов в словосочетании?
Словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании?
Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вам известны?
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами и старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из−под куста лещины
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Решение

Из каких частей состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Как устанавливается связь слов в словосочетании?
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросом, которые ставятся от главного к зависимому.
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога.
Словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании?
Главное слово может быть выражено глаголом, именем существительным.
Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вам известны?
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога.

Источник

Золотая роза.
Язык и природа

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Читайте также:  Правая рука не чувствует боли

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

Но вернемся к дождям.

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

— Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!

Читайте также:  Год депрессии по воз

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:

— Пойдем смотреть грома!

Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.

Мальчик сказал «смотреть грома», и я вспомнил слова из «Божественной комедии» Данте о том, что «солнца луч умолк». И тут и там было смещение понятий Но оно придавало резкую выразительность слову.

Я уже упоминал о зарнице.

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», — освещают его по ночам — и от этого хлеб наливается быстрее.

Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться — все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.

Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю.

сумерки и в ночь.

Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда — это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.

Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:

Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.

Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ.

Источник

Что бы не потерять чувства этого языка

Язык является очень чувствительным органом нашего тела, одним из пяти органов чувств. Помимо вкусовой чувствительности, он, подобно коже, обладает и весьма высокой тактильной чувствительностью, не уступающей в этом отношении кончикам пальцев на руке. Поэтому то или иное нарушение ощущений в области языка, в частности онемение, сразу замечается человеком и в ряде случае вызывает тревогу. Почему возникает такое субъективное ощущение, как онемение языка?

Читайте также:  Темперамент рекомендации по общению

Онемение языка может быть временным и постоянным или приступообразным. Временное онемение, как правило, не несет никакой опасности и связано с приемом каких-либо лекарственных препаратов, в состав которых входят анестетики. В частности, это может быть спрей для горла Каметон, таблетки, применяющиеся при болях в желудке — Белластезин. Другой причиной временного онемения языка (парестезии) может быть кратковременное повреждение чувствительных нервов, иннервирующих слизистую оболочку языка. Такое явление происходит при некоторых стоматологических вмешательствах (при удалении зуба мудрости).
Также онемение языка может наступать в результате неправильно проведенной стоматологической анестезии.

Совсем другое дело, когда онемение языка носит постоянный или приступообразный характер и сопровождается другими явлениями парестезии — покалыванием, зудом, жжением. Комплекс этих ощущений без видимых изменений в самом языке носит название глоссалгии и может свидетельствовать о различных заболеваниях — сдавлении черепных нервов опухолью или окружающими тканями в результате их отека при воспалительных или аллергических заболеваниях.

В таком случае локализация ощущений поможет определить, какой конкретный нерв поражен — при онемении в области корня языка следует сразу проверять языкоглоточный нерв, поскольку именно он иннервирует эту область, онемение и парестезии на кончике и боковых поверхностях языка свидетельствуют о поражении язычного нерва. Онемение языка неврологического происхождения характеризуется постепенным (при опухоли) или резким (при воспалении) началом, нередко, начавшись с языка, парестезии могут переходить на область щек, губ, нёба. Также могут сопровождаться другими неврологическими симптомами — параличами и парезами.

Другими причинами онемения языка могут служить местные и общие расстройства микроциркуляции и возникающие после них дегенеративные процессы в капиллярах, нервах и других тканях. Такая ситуация может возникнуть при сахарном диабете, хронической алкогольной интоксикации, гиповитаминозах. При этом явления парестезии развиваются медленно, постепенно, от кратковременных «непонятных» ощущений в языке, до приступов онемения, в основном по утрам и ближе к вечеру. Со временем онемение становится постоянным.

Слизистая оболочка языка не изменяется в первые недели и даже месяцы заболевания, однако со временем становиться заметной ее гладкость (признак разрушения вкусовых сосочков языка), на поверхности слизистой становятся видными расширенные вены, уменьшается слюноотделение. Все это происходит в результате дистрофических процессов в тканях органа из-за недостаточной микроциркуляции.

Также онемение языка может служить косвенным признаком заболеваний желудочно-кишечного тракта — глистной инвазии (особенно часто парестезии возникают при аскаридозе), гастритах, холециститах, язвенной болезни. Нарушение системы крови также может приводить к парестезиям (анемия), кроме того, замечено, что при неправильном прикусе также развивается онемение языка.

Отдельно стоит сказать про парестезии языка после стоматологических процедур. Помимо уже названной неправильной анестезии, онемение языка может возникать после установки искусственных протезов и пломб. Все дело в том, что иногда их делают из нескольких металлов, спаянных между собой. Под воздействием слюны эти разнородные металлы начинают взаимодействовать между собой, создавая нечто вроде обычной батарейки. Электрический ток, возникающий при этом (его часто называют гальванический ток) способен раздражать слизистую оболочку языка, вызывая онемение и парестезию.

Что делать, если вдруг онемел язык? Если вы не связываете это явление с приемом каких-либо препаратов или со стоматологической процедурой — необходимо обратиться к врачу и пройти полное медицинское обследование для выяснения основного заболевания и его лечения. Если онемение возникло в результате воздействия гальванических токов, то необходима замена некачественного протеза или пломбы. При парестезиях, вызванных нарушениями микроциркуляции то необходимо принимать поливитаминные препараты и другие лекарственные средста, улучшающие обмен веществ.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Источник

Оцените статью