Воспитание нравственных чувств на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему
В этой статье говорится о том, как учитель на уроках литературного чтения должен способствовать развитию нравственных чувств у детей, как учить их радоваться и удивляться обыденному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvennyh_chuvstv_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных чувств на уроках литературного чтения
Статью подготовила учитель начальных классов Ильина Лидия Николаевна
МКОУ Кирсановская СОШ
В современной школе в младших классах возникли новые формы обучения, появилось творческое отношение учащихся к своему труду. Дети сейчас более активны и осведомлены чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и увереннее. Многие ученики переоценивают свою поверхностную информированность , пренебрегают авторитетом и мнением других. Мы , учителя, часто замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Чаще всего эти детские недостатки мы выявляем на уроках чтения. Хотя на этих уроках у учителя самые богатые возможности для нравственного воспитания и для обучения мыслить.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: « Чтение-это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без чувствования, без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов, глухой к окружающей жизни. »
Да, мы соглашаемся с Ушинским, что урок чтения – это всегда творчество. Нравственное чувство- это есть основа воспитания человека. Умение сочувствовать, восхищаться, жалеть, негодовать, уважать, гордиться, радоваться и печалиться — это та почва, на которой только и могут раскрыться все грани души.
Нравственная жизнь читателя учит логически мыслить, развивает разум. В этом огромную роль играет творческий процесс учителя. На современных уроках учитель вместе с детьми ставит проблему урока и вместе ищут её решение. Современный учитель намечает пути стимулирования переживаний детей и способы руководства деятельностью их разума.
Горячей точкой урока является беседа на основе прочитанного, которую учитель готовит особенно тщательно. Беседа на уроке – это всегда «диалог на равных».
Чаще всего сопровождается анализом обобщающая беседа после повторного чтения. Каждый ученик на уроке обязан иметь своё мнение и уметь его обосновать, подтвердить.
После прочтения сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» учитель поставил проблему: Кто главный в сказке?
Посыпались ответы: называли царевну, Гвидона, царя Салтана. Причем каждый ответ был хорошо аргументирован. Учитель только руководил порядком общего разговора. Затем идет похвала учителя: интересный разговор у нас получился, потому что вы внимательно слушали сказку и вдумчиво её прочитали. Вместе вы доказали, что все герои заслужили радость и счастье. После этого дети работают с листками успеха и оценивают свои достижения.
Как мы увидели, что было достаточно одного нестандартного вопроса, чтобы побудить детей к активной работе мысли. Каждый высказывал своё мнение и умело обосновывал его. Дети любят доказывать свою мысль и радуются такой возможности.
После прочтения рассказа Л.Пантелеева «Честное слово» дети получают задание на дом творческого пересказа: мальчик дома объясняет, почему он поздно вернулся домой. В продолжительной беседе выяснилось, что настоящая смелость в преодолении страха. Учитель делает короткое резюме: честность и честь – это хорошие качества человека.
Многие учителя стремятся на уроках чтения как бы распахнуть, расширить душу учеников, сблизить художественные образы и мысли книги с жизнью.
Учителя должны стараться, чтобы дети поверили в правдивость книги, чтобы книга стала подлинным средством познания жизни. Учитель должен внушать детям это ощущение, помогая беседой перевести ощущение в убеждение.
Детям очень нужны рассказы, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для молодой души необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Разговоры о великих людях на уроках литературного чтения никогда не проходят бесследно.
После прочтения рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» учитель ставит проблемный вопрос: почему Дагни плакала?
Ответы детей были разными:
1 Она удивилась, что простой старичок, который нёс корзину, был великий человек.
2 Дагни удивилась, что великий человек запомнил деревенскую девочку.
3 Дагни плакала, потому что радовалась выполнению обещания.
4 Она плакала от радости, что есть хорошие добрые люди.
Одним словом, у детей очень много поводов удивляться при чтении.
Для постановки маленькой проблемы урока можно использовать и заголовок.
Перед чтением рассказа С. Баруздина «Страшный клад» ставим вопрос: зачем ищут клад, чем может порадовать находка.
После этого учитель предлагает детям задать вопросы для учителя и для товарищей.
Очень важно на уроках чтения учить чувствованию силы и красоты языка. Перечитывая произведения И.Соколова – Микитова , мы называем голоса птиц, затем ищем сказуемые для голосов других птиц. А затем нам обязательно захочется назвать и «голоса» деревьев.
Очень важно научить детей выявлять в произведении ту нравственную направленность, которая дорога самому автору.
Очень много ещё надо сделать в начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности.
Учительское умение прочитать чутко и по- своему каждое художественное произведение, степень нашей культуры значат очень многое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье.
В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва.
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения — одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе.
Статья о взаимодействии семьи и школы.
Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован.
Источник
Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 27.01.2015
Статья просмотрена: 1470 раз
Библиографическое описание:
Трофимова, С. В. Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся / С. В. Трофимова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7146/ (дата обращения: 11.10.2021).
Вопрос о нравственном воспитании школьников не новый, но весьма актуальный. Здесь особое внимание следует обратить на воспитание в семье, в школе. В учебном процессе это особенно касается уроков литературного чтения. От постановки обучения чтению зависит формирование личности ребёнка, и потому на уроках должны создаваться условия, которые помогают ему читать и чувствовать, читать и думать, читать и рассуждать.
Нравственные чувства играют значимую роль в овладении нравственной нормой. Когда тот или иной поступок затрагивает чувства, возникает стремление поступать так, как предписывает норма. Эта норма становится достоянием личности, если воспринимается не только умом, но и чувством. У детей необходимо пробудить эмоциональный отклик к происходящему. Под нравственным чувством психологи понимают эмоциональное отношение к поведению людей и своему собственному, отражающее общественную мораль, сложившиеся традиции, реальное отношение между собой.
На уроках литературного чтения важно научить детей «переживать те или иные чувства, вызванные различными действиями и поступками, собственными и чужими, оценивая их, исходя из освоенных представлений и понятий о нормах нравственности». Важно заинтересовать детей нравственной проблемой. Само произведение только ориентирует педагога на эмоциональное развитие детей, поэтому от учителя от методов и приёмов, которые он использует, во многом будет зависеть то, какие чувства будут испытывать учащиеся на уроках при работе над произведением.
Материал для чтения в каждом классе позволяет поднять ученика на новую ступень в умственном, нравственном, эстетическом отношении на основе нового, более сложного осмысления жизни. Подбор произведений предполагает работу над воспитанием чувства патриотизма, бережного отношения к природе, уважения к людям, друзьям, доброты, честности, над воспитанием способности чувствовать прекрасное, получать удовлетворение от благородных, честных поступков.
Выразительное чтение учителя, является важным приёмом способствующим формированию нравственных чувств у детей. Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе ребёнка никакого следа, а можно прочитать его по-иному, так что ученики после чтения будут называть целые строчки, предложения, четверостишия, будут изъявлять желание читать его сами, и таких желающих будет очень много.
Педагог выразительно читает произведение. Если это условие соблюдается, дети полнее, глубже усваивают то, что изображено посредством слова, слова не остаются для них пустыми звуками. При чтении учитель раскрывает эмоционально-образное содержание произведения, воздействует на учащихся, стремится пробудить у них ответную реакцию, вызвать нравственные чувства: сострадание, сочувствие, радость, удовольствие и т. п.
После выразительного чтения учителем дети испытывают желание поделиться своими чувствами, впечатлениями, из них уже не надо «вытягивать» ответы, они сами рассказывают, что им понравилось.
Выразительное чтение педагога, рассказывание им наизусть является эталоном чтения для детей и сильным средством воздействия на их чувства, облегчает понимание моральных оценок, понятий, заключённых в содержании произведения. Педагогу самому необходимо готовиться к выразительному чтению произведений. Это постоянная подготовка, направленная на совершенствование своей речи: систематические упражнения по технике речи (дыхание, дикция, голос), использование опыта мастеров художественного слова, запись на диктофон собственного чтения с последующим его прослушиванием.
Непосредственная подготовка к конкретному уроку: чтение про себя с выделением главной мысли произведения (чем хочу взволновать слушателей, что хочу передать, какие чувства пробудить); деление произведения на части, уяснение главной мысли каждой части, обозначение логических ударений, психологических и логических пауз, проверка орфоэпического чтения некоторых слов по словарю; тренировочное чтение: чтение вслух всего текста или трудных частей, выявление подтекста произведения; мимика, интонация (постоянное обращение к детям), жесты, «не играть», а переживать вместе с учащимися.
Выразительное чтение учащихся. Читать выразительно самому и учить выразительно, читать детей — не одно и тоже. Обучение выразительному чтению основано на принципе: читать — значит проникать в смысл произведения, в образ слова. Наблюдая пример учителя, дети сами стараются хорошо понять и представить себе то, что стоит за словом, и передать это в устной речи и чтении. Важно обращать внимание на усвоение смысла, прочитанного образного содержания слова.
Опыт работы с детьми позволяет сделать вывод: параллельно с работой по технике чтения надо развивать у детей навыки и умения выразительной речи и чтения. Например, дети начинают складывать буквы в слоги, работают по «Букварю». На доске может появиться картинка, на которой изображен аист и написано четверостишие:
Аист азбуку учил
И пятёрку получил,
И теперь он без подсказки
Сам себе читает сказки.
Учитель читает стихи несколько раз, дети запоминают. Даётся задание: произнести стихи так, чтобы похвалить аиста. «За что мы будем хвалить аиста?» — спрашивает учитель. Дети отвечают: «Аист азбуку учил и пятёрку получил, и теперь он без подсказки сам себе читает сказки». Выделенные слова показывают, что дети без всякой подсказки со стороны учителя делают логическое ударение на нужных словах и с особой интонацией «хвалят» аиста. Рациональное техническое чтение может оставить ребят равнодушными к тому, о чём они читают, а выразительное не может, так как оно всегда оценочное. Система заданий при выразительном чтении всегда нацелена на то.
Чтобы пробуждать в детях эмоциональные чувства. Получается так, что дети сами включают эту оценку в процесс чтения. Работая над произведениями из учебника «Литературное чтение», учитель обязательно останавливает внимание детей на отрывках, в которых есть контрастные образы: «Найдите в стихотворении описание оленёнка. Как автор его называет? Как прочитаем эти строки?»
При обучении выразительному чтению учащихся важно не забывать:
1. Обучать выразительности чтения на основе глубокого анализа произведения, выявления главной мысли и понимания идеи произведения.
2. Предлагать творческие задания, задачи, добиваться решения этих задач. Здесь может решаться проблема многочтения: один и тот же отрывок читается несколькими учащимися, а учитель решает, кто из детей лучше справился с поставленной задачей.
3. Развивать индивидуальные способности учащихся. Не «натаскивать» на слуховой образец чтения, а добиваться постановкой творческих задач «своего» чтения, «своей» интонации, выражения «своих» чувств.
4. Предъявляя требование к детям: «Читайте выразительно!», нужно разъяснить им, что значит читать выразительно: представьте себе то, о чём читаете; поставьте перед собой задачу: «Каково авторское и моё отношение к героям и событиям? Какое чувство я могу передать при чтении?» Читайте, чётко произносите слова и в словах окончания; выделяйте голосом важные мысли, соблюдайте знаки препинания.
В классе обращаю внимание на работу над выразительным чтением, учащиеся очень скоро, без специальных заданий, сами проявляют отношение к героям: хвалят, порицают, сообщают, кто вызывает симпатии, кто- нет, выражают своё мнение к тому или иному поступку, определяют, нравствен он или безнравствен. Всё это ярко проявляется в живых, естественных и потому верных интонациях ребят. Так связь между жизнью и литературным произведением является основой, которая позволяет детям эмоционально переживать те или иные чувства, вызванные действиями и поступками — собственными и чужими.
Литературное развитие — процесс длительный и сложный, который начинается с первых шагов приобщения учащихся к настоящей литературе на уроках литературного чтения. Это обусловлено активностью мысли и чувства, памяти и воображения, степенью наблюдательности и общим речевым развитием ребёнка.
Однако учащиеся начальных классов имеют ограниченный круг жизненных и художественных впечатлений, язык их беден, эмоциональный их опыт недостаточен. Именно поэтому в начальной школе восприятие произведения происходит чаще всего на уровне его сюжетно-событийной основы, с наивной верой в подлинность героев и происходящих с ним событий.
Опыт работы показывает, что уже с первых лет обучения, основываясь на искреннем доверии детей к автору, можно начать формирование творческих, «талантливых» читателей. Конкретность мышления младших школьников, естественная потребность расширить свои впечатления об окружающей действительности даёт возможность оживить в их воображении художественный мир произведения и этим способствовать обогащению новыми эстетическими чувствами.
Свои уроки литературного чтения стремлюсь строить так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик 25- 30 минут на уроке был занят чтением и с удовольствием читал: это участие в комбинированном чтении, в чтении цепочкой, в выборочном чтении, в чтении по ролям и других видах чтения.
Стараюсь пробуждать у ребят жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать своё мнение о событиях и героях прочитанных произведений. На своих уроках учу детей обращать внимание на средства выразительного чтения: паузы, логическое ударение, темп, ритм. На каждом уроке даю 5–7 минут для тихого чтения своих любимых книг; в эти минуты они готовятся к выразительному чтению понравившихся отрывков, т. е. на практике каждый использует средства выразительного чтения, совершенствуя навык чтения, приобретая свой личный опыт.
1. Астафьева. О, Денисова.А. «Детская литература. Выразительное чтение». 2007 г.
2. Буяльский Б. А. «Искусство выразительного чтения». 2006 г.
3. Шигина С. Ю. «Говорим и читаем выразительно». 2002 г.
4. Черноморов А. И, Шустова А. И. «Практикум по выразительному чтению». 2000 г.
Источник