Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Эмоции и чувства |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | |
13.1 Содержание темыПонятия эмоции в широком и узком смыслах, экспрессия, импрессия. Функции: отражательно-оценочная, сигнальная, защитная, управляющая, Виды чувств: морально-нравственные, интеллектуальные, эстетические, практические. Страсти. Свойства и закономерности: стенические и астенические эмоции; амбивалентность. Индивидуальные особенности: эмоциональная возбудимость, глубина переживания, эмоциональная лабильность- ригидность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость, оптимизм- пессимизм. Методы изучения эмоций: экспериментальные (Д.Олдз и П. Милнер), диагностические (методики наблюдения; шкала дифференциальных эмоций; методика САН; методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В.Бойко; методика определения личностной тревожности Ч.Спилбергера и др.). 13.2 Вопросы для обсуждения1 Что такое эмоции? Таблица 10 — Характеристика функций эмоций 5 Заполните таблицу 11 Таблица 11 — Характеристика психологических теорий эмоций 4 Составьте схему классификации эмоциональных явлений по различным основаниям. Рисунок 2- Эмоциональные проявления 7 Приведите примеры, иллюстрирующие функции воздействия эмоций на познавательные процессы, на организм, на внешний облик, на поведение и речь. 13.4 Тестовые задания для проверки знаний1 Эмоции — это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как: 30 Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как: Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2017. — 343 с. Источник Чрезмерное эмоциональное возбуждение определяется как ответТест 17. Эмоции 1. Эмоции – это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как: а) непосредственное; 2. Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые отношение субъекта к жизненным обстоятельствам: в) представляют собой; г) определяют. 3. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств: а) экспрессивная (выразительная); в) регуляторная; 4. Переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется: б) эмоцией; 5. Образ воображаемого объекта, с которым сопряжено переживание того, что этот объект ранее не встречался в опыте субъекта, называется: г) имажинацией. 6. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию(и): а) только приспособительную; б) только мобилизационную; в) только приспособительную и интегративную; г) приспособительную, мобилизационную и интегративную. 7. Эмоциональное регулирование поведения– иерархическая система, включающая уровень: а) полевой реактивности; б) стереотипов и штампов; в) эмоционального контроля; г) социального регулирования. 8. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид: а) познания; 9. Периферическую теорию эмоций выдвинул(и): б) У. Джемс и Н.Н. Ланге; 10. Утверждают, что человек не потому смеется, что ему смешно, а человеку потому смешно, что он смеется, представители теории эмоции: в) периферической; 11. Эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями согласно теории эмоций: б) периферической; 12. Неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами биологическая теория эмоций, разработанная: б) Ч. Дарвиным; 13. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме согласно теории: а) Кеннона – Барда; б) Джемса – Ланге; 14. То, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций: а) Кеннона – Барда; б) Джемса – Ланге; 15. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное– когда не соответствуют, согласно теории: б) когнитивного консонанса; в) когнитивного диссонанса; 16. Сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, является уязвимым местом: а) биологической концепции эмоций Ч. Дарвина; б) биологической теории эмоций П.К. Анохина; в) информационной теории эмоций П.В. Симонова; г) теории эмоций Джемса – Ланге. 17. Эмоции как отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент рассматриваются: а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина; б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина; в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова; г) в теории эмоций Джемса – Ланге. 18. Эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира рассматриваются: а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина; б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина; в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова; г) в теории эмоций Джемса – Ланге. 19. Теория дифференциальных эмоций Изарда рассматривает фундаментальные эмоции как базовые структуры: б) сознания; 20. Трактовка эмоций в терминах эффекторно-аффекторной стимуляции предложена в концепции: а) Джемса – Ланге; г) Кеннона – Барда. 21. Возникновение эмоций обусловлено процессами формирования и удовлетворения потребностей и влечений, с точки зрения: в) П.К. Анохина; 22. С.Л. Рубинштейн утверждает, что эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности как проявления: а) уровня потребностей личности; б) формы потребностей личности; в) свойства потребностей личности; г) механизма потребностей личности. 23. Эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности, по мнению: а) Л.С. Рубинштейна; в) А.Н. Леонтьева; г) П.Я. Гальперина. 24. С точки зрения У. Джемса, причиной эмоций являются реакции: а) только вазомоторные; б) только мышечные; в) только висцеральные и вазомоторные; г) вазомоторные, висцеральные и мышечные. 25. Эмоции как способ понимания и «превращения» мира трактовал: б) Ж.П. Сартр; 26. Связь между общностью анатомо-физиологических особенностей организма и внешним выражением эмоций установил: б) Ч. Дарвин; 27. Не органические процессы вызывают эмоции, а эмоции и органические процессы порождаются одновременно единым источником теории согласно теории: в) Джемса – Ланге; г) У. Кеннона. 28. По Э. Титченеру, различие между эмоциями и ощущениями состоит в том, что к эмоциям неприложим параметр: в) ясности; 29. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является (ются): а) мобилизация ресурсов организма; в) сила и длительность проявлений; 30. Эмоции на стенические и астенические делил: в) И. Кант; 31. Критерием разделения эмоций на низшие и высшие является(ются): а) мобилизация ресурсов организма; б) потребность; в) сила и длительность проявлений; 32. Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является(ются): а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций; б) доминирующие (ведущие) компоненты; в) время протекания; г) степень глубины. 33. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется: б) радостью; 34. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем-либо – это: а) горе; 35. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой – это: б) стыд; 36. Показателем аффекта является: а) незначительное изменение сознания; б) нарушение контроля воли за своими действиями; в) сохранение самообладания; г) сохранение контроля воли за своими действиями. 37. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется: а) собственной эмоцией; в) настроением; 38. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т. е. без решающего смыслового влияния, называется: в) заражением; 39. Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности, называется: в) сензитивностью; 40. Предрасположенность к повышенной эмоциональной возбудимости– это: в) гипомания; 41. Чрезмерное эмоциональное возбуждение определяется как: б) гипертомия; 42. То, что общий эмоциональный запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных ситуаций и их количества, утверждает закон: б) эмоциональной константности; г) оптимума мотивации. 43. Достижение эффекта (цели) вызывает положительную эмоцию в форме чувства эффективности: достигнув ожидаемого результата, человек как бы получает подкрепление в виде положительных эмоций согласно концепции: а) кумулятивной причины; б) кумулятивно-факторной причины; в) «мотивации эффекта»; г) Йеркса – Додсона. 44. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами: б) интеллектуальными; 45. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется: б) страстью; 46. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, – это: а) аффект; 47. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией – угрозой для благополучия личности, – это: б) фрустрация; 48. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как: в) тревога; 49. То, что в организме человека (как и у животных) постоянно накапливается энергия агрессивности, которая периодически разряжается, считает: б) К. Лоренц; 50. Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются: б) фобиями; 51. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется: в) эмпатией; 52. Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна – это… б) радость; 53. Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение – это… в) интерес; 54. Не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, тормозящая все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект – это… в) удивление; 55. Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным – это… в) страдание; 56. Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта – это… г) отвращение. 57. Отрицательное эмоциональное состояние, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности – это… а) гнев; 58. Действия, направленные на причинение вреда (физического, морального и пр.) другому человеку – это… г) агрессия. 59. Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства – это… б) презрение; 60. Негативное влияние стресса на организм человека — … г) дистресс. 60. Отрицательных эмоциональных состояний, переживаемых людьми… а) примерно столько же, сколько и положительных эмоциональных состояний; б) больше, чем положительных эмоциональных состояний; в) меньше, чем положительных эмоциональных состояний; г) ровно столько же, сколько положительных эмоциональных состояний. 61. Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей – это… а) когнитивный диссонанс; б) неприятная новость; в) страх; 62. В отличие от эмоции ………., вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию ………. располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. а) страдания/страха; 63. ……, если он(о) сочетается с ……, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется ……. а ………… — желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо». в) отвращение/гневом/гневом/отвращение 64. Деперсонализация является одним из вероятных следствий… б) презрения; 65. Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике – это… Источник |