Азбука эмоций
Эта книга об эмоциях и чувствах, которые мы испытываем в той или иной ситуации. Чувства рассказывают нам о том, что происходит с нами и с окружающим миром, и помогают нам отыскать правильную дорогу к своей цели. Как понять чувства другого человека? Как выразить собственные чувства? Как реагировать на чужие чувства и понимать себя и других?
Книга детского психолога и гештальт-терапевта Наталии Кедровой адресована младшим школьникам и подросткам, а также взрослым, ведь им тоже необходимо понимать переживания детей.
В книге описание 25 эмоций:
- Симпатия
- Радость
- Печаль
- Страх
- Злость или гнев
- Удивление
- Смущение
- Отвращение
- Удовольствие
- Обида
- Зависть
- Ревность
- Уважение
- Восхищение
- Гордость
- Стыд
- Вина
- Нежность
- Унижение
- Надежда
- Справедливость
- Тоска
- Жалость
- Отчаяние
- Разочарование
Фотогалерея
Об авторах
Наталия Кедрова — детский психолог, гештальт-терапевт, член профессионального совета МГИ Общества Практикующих Психологов (Гештальт Подход), член Европейской Ассоциации Гештальт Терапии, доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ, мама пяти детей, бабушка десяти внуков, и вообще, друг детей и родителей.
Рецензия: Папмамбук
Что такое азбука? Книга для обучения грамоте, а еще азы, первоначальная информация о чем-то. «Азбука эмоций» совмещает в себе и то, и другое. Она и помогает научиться «читать» эмоции, и дает базовые представления о многих из них.
«Когда ты еще только учился читать, ты узнавал буквы и слова из своей первой Азбуки. Хотя у каждой буквы есть свое место в алфавите, в Азбуке был свой порядок. Потом ты научился читать, раз ты читаешь эту книгу, и уже не обращаешь внимания на отдельные буквы, а сразу понимаешь смысл. Так и в нашей Азбуке: ты узна́ешь простые и ясные эмоции и познакомишься с более сложными и запутанными эмоциональными переживаниями, а потом будешь просто понимать, что происходит с тобой и с другими людьми». Пожалуй, «просто понимать» – это слишком сильно сказано, привычка к саморефлексии формируется не за один день и не с первого прочтения, но первые шаги в ту сторону наверняка будут сделаны.
Автор обращается к читателю на «ты» (все-таки это книга для детей и разговор ведется с ребенком), хотя и оговаривается в первой фразе: «Не знаю, сколько тебе лет, ты еще маленький или уже совсем взрослый человек». Совсем взрослому человеку напрямую адресовано послесловие, потому что эта книга не для одинокого детского чтения. Подросткового – да, возможно, но младшему нужен взрослый, который готов сопереживать, подбирать слова и помогать ребенку находить слова.
Но на «ты» – это не «мой маленький друг» или того хуже «дружок», это спокойный разговор с конкретным читателем, обращение лично к нему, а не к среднестатистической единице. Такое обращение интересным образом задерживает внимание ребенка на том, что он, возможно, хотел бы миновать, исключить. Когда мы с сыном читали главу об обиде, первые две страницы он соглашался с каждым словом: «Да, это так… это тоже верно… и это про меня… у меня тоже так». На этих страницах рассказывалось, как обида воспринимается изнутри, как она переживается на телесном уровне, чем она помогает и как может превратиться во враждебность. Сын таял и кивал, когда вдруг услышал: «Обидевшись на всех, так сладко себя жалеть и думать, какие все плохие, а ты такой бедный и хороший. И незаметно ты подыскиваешь подходящий повод, чтобы снова обидеться». Вот тут мы остановились и долго разговаривали, потому что сын такое предположение сразу отверг и… приготовился обидеться. Он же такой хороший, бедный и несчастный! Призвав на помощь сочувствие (ох, о нем в книге нет отдельной главы!), уговорила его послушать. Просто послушать дальше, а в следующем же предложении акцент смещается со второго лица на третье – на обиду. Она становится активным деятелем, это она «мешает тебе увидеть твою собственную силу». («Силу? Вот, это про меня! Я сильный!») Это она «не позволяет подумать, что ты тоже мог быть в чем-то неправ». Это она расставляет ловушку. Тут можно, конечно, говорить о перекладывании ответственности («Это она! Это не я!»), но в нашем случае это ослабление напряжения дало возможность пойти дальше, не отвергая происходящего и не обижаясь.
Сразу после этого активным субъектом снова становится читатель: «Когда ты обижаешься… ты сердишься на человека… может быть, ты любишь его…» ‒ но это читатель, который уже готов услышать и пережить такие слова. И если не принять их, то примерить. На следующий день, когда сын снова решил обидеться, он вдруг вернулся из своей комнаты, куда убежал горевать, и спросил: «Ты заметила, я не попал в ловушку обиды?» Конечно, заметила! Еще бы.
Не только эта глава, но и вся книга построена волнообразно: автор дает прикоснуться к эмоциям, которые испытывать по большей части приятно, потом к тем, с которыми встречаться мало кому нравится: симпатия, радость, печаль, страх, злость или гнев, удивление, смущение, отвращение, удовольствие… И так далее, из «положительной» зоны в «отрицательную», проговаривая каждый раз, насколько важны «неудобные» чувства: страх предупреждает об опасности, зависть может помочь развиваться, добиваться желаемого, злость – это всегда энергия, отвращение – своего рода стоп-кран… Проговаривая, какие опасности таят в себе позитивные чувства: восхищение может привести к безоглядному подражанию и обесцениванию себя, симпатия способна ослепить, радость – заставить переоценить свои возможности.
Встреча с книгой – как встреча с человеком, она ведь тоже вызывает разные эмоции (выше я сказала про свой интерес и тревогу), в этом смысле первая и последняя главы – первый и последний пункты идеальной встречи: симпатия и благодарность. Ну а между ними целая жизнь – мы проходимся по всему спектру эмоций, от печали и унижения до надежды и нежности.
Наталия Кедрова по-разному подводит читателя к мысли о том, что чаще всего он «сам способен решить, каким чувствам дать место в своей душе, а каким нет». Для этого важно научиться распознавать их и регулировать то, как они проявляются. И заметьте, автор не предлагает соблюдать «эмоциональную гигиену» и не обещает быстро развить «эмоциональный интеллект ребенка», книга написана не потому, что есть такой тренд, а потому что автор – психолог, который работает с детьми каждый день, год за годом, и предлагает не панацею за пять занятий, а «всего лишь» развитие осознанности. Как у детей, так и у взрослых.
Когда мы читаем сказку, повесть или роман, мы испытываем самые разные чувства, включая те, что непривычны или даже недоступны для нас в реальности. Мы отчаянно трусим и справляемся со своим страхом вместе с героем. Оплакиваем умерших и, закрыв книгу, с облегчением понимаем, что скорбь касается вымышленных героев, или обнаруживаем, что теперь мы можем встретиться с реальной скорбью в невымышленном мире. Переживаем восторг, эйфорию – и разочаровываемся, вернувшись в настоящее. Мы ныряем в любимую историю за эмоциональной подпиткой и возвращаемся, ощутив, но не отрефлексировав. Так же нередко происходит и в жизни: ребенок закричал – родители отругали, ребенок заплакал – его пристыдили. А что при этом произошло на самом деле? Крик, плач – о чем они говорили в этот момент? Или что прятали?
«Мы не привыкли говорить об эмоциях», – разводят руками бабушки и дедушки. «Поговорите об эмоциях с нашими детьми», – просят родители, подчас оставшиеся как раз в такой «слепой зоне», откуда они нащупывают книги по сказкотерапии или стихи и сказки для развития эмоционального интеллекта.
Образы, без которых нет стихов и сказок, важны и для разговора об эмоциях, Наталия Кедрова тоже это подчеркивает. Она использует образы и сравнения для того, чтобы описать то или иное переживание: «Злость может быть похожа на вулкан, на тигра, на ураган. Когда появляются подходящие слова и образы, мы можем легче научиться регулировать проявления и переживания чувств», – говорится в обращении ко взрослым. Тут нет попытки подменить описание злости аллегорическим рассказом о маленьком вулкане или ужасном урагане. Зато образы оживают в иллюстрациях Елизаветы Хломовой, которые помогают нам непосредственно прикоснуться к описываемым эмоциям, пережить их, читая. На иллюстрациях есть и люди, и странные существа, и ситуация их контакта. Именно с ними ребенок познакомится сначала, еще до чтения, когда начнет листать книгу, познакомится и сразу заметит, что вот эти чудики боятся, эти хотят подружиться, а вот тот удивляется. Подростков такие существа тоже не оттолкнут, так рисуют не только для детей, это работы художника, адресованные людям-человекам, сколько бы лет нам ни было, а не определенной возрастной категории.
С миром чудны́х созданий пересекается мир людей. Картинки, на которых главный герой – человек, выполнены чуть в другом стиле, они еще более пастельные, прозрачные, все эмоции в исполнении художницы прекрасно узнаваемы, но даже самые неприятные из них – не тяжелы. С этими состояниями можно встретиться, посмотреть на них с разных сторон и почувствовать их.
Кто-то лучше воспринимает звучащие слова, кто-то ‒ написанные. Кто-то – картины, а кому-то обязательно нужно потрогать объект, чтобы понять и запомнить его. В книге Наталии Кедровой есть еще один «ключик» к теме, еще один тип «иллюстраций» к тексту: маленькие стихотворные вставки, заключенные в рамки. Стихотворная подборка кажется удивительно разношерстной: тут есть цитаты из стихов Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Ахматовой, Цветаевой, Квитко, Барто, Маршака, Самойлова, Чуковского, Берестова… Но если вдуматься, перед нами русская классика XIX‒XX-го веков и «детская классика» ХХ-го. Достаточно привычный и понятный набор, я бы даже рискнула сказать «надежный» ‒ на него можно опереться, говоря на такую зыбкую и волнующую тему. Снова сошлюсь на послесловие к книге: «Когда ребенок сильно охвачен чувствами, нет никакого смысла с ним об этом разговаривать (как и с нами, взрослыми, впрочем, тоже). Сперва приходится снижать накал страстей, а потом уже можно разглядеть, что собственно происходит». Эти рамки-врезки могут помочь снизить накал страстей, если он намечается, переключиться на другой язык, поговорить не прямо о своей злости, а о том, как она, например, звучит в стихах.
Найти правильные слова, чтобы распознать свои чувства, чтобы описать их – непростая, но очень важная задача, и книга Наталии Кедровой и есть такие найденные слова. Теперь очередь читателя искать свои.
Источник
Вышла моя книга «Азбука чувств и эмоций»!
Представляю вам свою печатную книгу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Азбука чувства и эмоций» (издательство Феникс-премьер).
Книга практически сразу стала бестселлером и сейчас издается уже шестой раз. Я этому очень рада! Ведь чувства и эмоции — важнейшая тема для каждого ребенка.
Благодаря главному герою книги Лисенку Мартину, читатели узнают про 18 разных чувств и эмоций, как их распознавать и выражать. А родители прочитают о том, как реагировать на те или иные чувства ребенка.
Книга переведена на украинский язык, также готовится перевод на другие языки.
В книге много простых и понятных маленьким детям диалогов, а также изумительные иллюстрации художницы Марины Мичкиной.
Я уверена, что эта книга будет одной из самых любимых в вашей домашней библиотеке (у многих ее читателей именно так).
Книгу можно приобрести в книжных магазинах России, а также на сайтах:
«Лабиринт» (доставка по всему миру).
В Украине — на книжных сайтах и в книжных магазинах, книга переведена на украинский язык.
«Umniza.de» — доставка по Германии.
Инстаграм @sunduchok_knig_usa — для жителей США.
Во многих странах книга появилась на сайте Amazon.
Мои подписчики из Филадельфии могут заказать и приобрести книгу в магазине «Книжник».
Сейчас я пишу продолжение. Так что, скоро выйдет вторая книга с историями про Лисенка Мартина!
Взрослым рекомендую мою книгу «Воспитание без криков и наказаний» (издательство Эксмо).
P.S. Имя для Лисенка выбрано не случайно. Моего сына зовут Мартин. А Нора и Макс — в реальной жизни мои любимые племянники.
Спасибо вам огромное за такие чудесные и добрые отзывы о книге, которые вы оставляете на книжных сайтах и в соц. сетях. Это невероятно приятно!
О чём эта книга?
Знакомьтесь, это Лисёнок Мартин. Он живёт в сказочном лесу со своей семьёй – папой, мамой и младшей сестричкой Норой.
Каждый день с ним случаются разные события: одни грустные, другие – радостные. Лисёнок смеётся и удивляется, беспокоится и сердится, гордится и стесняется. И делится чувствами и эмоциями с маленькими читателями.
Благодаря историям, рассказанным Лисёнком, дети станут лучше понимать свои чувства и эмоции окружающих. Вместе с ним ребята узнают, что такое печаль, гордость, удивление, радость, гнев и многие другие чувства.
В книге много простых и понятных маленьким детям диалогов и изумительные иллюстрации художницы Марины Мичкиной.
Книга «Азбука чувств и эмоций» рассчитана на детей дошкольного возраста, но судя по отзывам родителей, её с удовольствием читают младшие школьники.
Я уверена, что эта книга будет одной из самых любимых в вашей домашней библиотеке. Читайте на здоровье вместе с детьми!
P.P.S. Вот какие отзывы о книге пишут читатели:
«Чудесная книга! Взяла для дочери 3,5 года, очень хотелось просто и доходчиво объяснить ей про чувства и эмоции. Из достойных знаю только Наталью Кедрову-Азбука эмоций, но она скорее уже для школьного возраста. Потратив вечер на поиски в интернете поняла, что книг для детей про эмоции практически нет.
На основании выложенных фотографий в Лабиринте мне показалась эта книга неплохой. Думала верну по гарантии в случае неудачной покупки.
НО я честно в восторге! Читать одно удовольствие! Дочка просит по три раза заново перечитывать истории из жизни лисёнка Мартина и его друзей ёжика Макса, медвежонка, сестрёнку Нору, папу, маму и других. Настолько доступно описаны ситуации, в которых мы испытываем то или иное чувство, что у меня даже нет необходимости дополнять рассказ своими словами.
Очень приятные картинки и добрые истории. Замечательно подобраны слова. Я очень довольна покупкой! В конце книги есть интересные тесты…»
– Марта Камолова
«Книга настоящий кладезь! Читаю сыну и сама набираюсь уму разуму. А ему как нравится!! Не передать. В доступной доброй форме описываются все эмоции, и что с ними делать. Я бы так никогда не рассказала. Мало того, читала даже 14-летняя дочь, и тоже была в восторге)! Екатерина, спасибо вам большое за книгу!! Надеюсь, будут выходить и другие книги, вас люблю, слежу за вашими публикациями во всех сетях»
– Лариса Сазонова
«Словами не описать как мне и детям (3 и 6 лет) понравилась эта книга! Красивые яркие картинки, качественные плотные листы, удобный формат. Книга, которая должна быть в каждой семье! Она помогает понятно и просто рассказать об эмоциях и показать, что все эмоции нужны, все эмоции важны. На примере семьи зверят рассказывается о чувствах, как они называются, чем они вызваны и главное как их проживать. После прочтения мои детки стали называть свои эмоции, проговаривать что конкретно их расстроило, разозлило или чем они гордятся. Делятся своими эмоциями за прошедший день. Стоит каждого потраченного на неё рубля»
– Линник Алина
«Моему сыну, которому 2,5 года, очень нравятся истории про лисёнка Мартина. Он сам просит почитать ему «Азбуку чувств и эмоций», и внимательно смотрит в книжку и слушает. Для меня самой эта книга оказалась очень полезной. Несмотря на то, что я знаю, как говорить о своих чувствах, иногда я об этом забываю. А теперь у меня есть возможность вместе с ребёнком лучше развить эмоциональный интеллект»
– Альбина Плаксина
«Екатерина, здравствуйте. Спасибо за книгу про эмоции. Иллюстрации шикарные. А текст… Руководство для всех родителей. Моя малышка ещё, и смысл оценить не может(1,5нам),но когда придёт время, я буду знать, как рассказать… А пока мы с удовольствием смотрим картинки и слушаем мой голос, интонацию, эмоции»
– @dok.katrin
«Здравствуйте, Екатерина! Хочу оставить свой отзыв о Вашей книге. Не совсем обычный.Мои дети уже достаточно большие. Сыновьям 17 и 13,дочери 14. Вообще не любители читать. От слова ВООБЩЕ. Особенно младшие. Я заказала книгу просто потому, что очень люблю, все, что Вы делаете. Вчера с младшим договорились, что будем каждый день читать по одной главе вслух. Согласился. Прочитал. Видимого неудовольствия, как это бывало обычно, не высказал. Прочитал. Сегодня тоже согласился прочитать следующую главу. Честно прочитал.
Но чудо даже не в этом. Так получилось, что пока он читал, дочь оказалась рядом. Подсела, слушала. Когда сын ушел, предложила тоже почитать мне вслух. Такого вообще не было! Читает мне вслух уже пятую главу. Катенька, спасиииииибооооо. Чуть больше чем за полчаса моя Катейка ( она тоже Катя, обожаю это имя) прочитала всю книгу! Я не верю происходящему! У меня внутри все прыгает от восторга! Ещё! Ещё! Много Ваших книг хочу! А эту сохраню, чтобы внукам показывать,как реликвию.»
– @me.lnikova5609
«Екатерина, огромное спасибо за чудесную книгу! Привезли из России месяц назад и с тех пор читаем каждый вечер! Дочка в восторге от Мартину и с интересом изучает мир эмоций! Спасибо, спасибо, спасибо!»
– @elena_sibi
«Екатерина, спасибо, Вам огромное. Книга просто удивительная! У меня ребёнок на следующий день, после прочтения пару первых историй(а нам надо было идти к зубному), шёл, боялся и делился всеми своими чувствами. И я его так поняла, успокоила, что мы вошли и вышли из кабинета потом без слез и страха. А потом сынуля захотел эту книгу в садик взять, чтобы воспитатели почитали. Так воспитатель, была просто восхищёна этой книгой. Сказала, что обязательно купит такую же своему внуку»
– @rozaliia5189
«Книга отличная. Читаем с дочерью каждый вечер! Причем она просит читать именно эту книгу! Ребенок примеряет на себя ситуации из книги, и в 4 года начинает рассуждать о том как она злилась, и что нужно делать, если она опять будет злиться. »
– @makhonina.tv
«Екатерина, хочу поблагодарить Вас за книгу, мы в полном восторге! Очень хорошо написано, ребенку нравится, и иллюстрации замечательные, ну просто 10 из 10! Спасибо огромное.»
– @alexandra_kavalenka
«Спасибо)) книга очень классная. Больше месяца читаем, а сейчас начал задавать вопросы, о том, что такое зависть, злость. И даже, пару раз объяснял свои эмоции, по книге)) это очень круто)) не перестаю благодарить, за то что вы делаете. Единственный минус в книге — это тонкие страницы) он любит читать выделенные слова, и часто надрывает их. Но это не главное. Спасибо вам огромное»
– @nevashkina
«Здравствуйте, Екатерина! Хочу сказать Вам спасибо за книжку » Азбука чувств и эмоций». Недавно приобрела книжку для дочки, и она стала для меня открытием! Так легко и понятно описаны чувства. И я поймала себя на мысли, что сама не все свои чувства осознавала и не знала как с ними справляться. Так сложилось, что в детстве мы с родителями не говорили о чувствах. Получается, эта замечательная книжка не только для детей, но и для родителей.. Спасибо Вам от души!❤»
– @o_trifony
«Очень классная книга. Дочери 7. Читали, обсуждали. Раньше были проблемы с выражением эмоций, сейчас с книгой прорабатываем, стало меньше. Дочь хочет прочитать второй раз, видимо остались вопросы)))) Спасибо за книгу»
– @olgakuznetsova5029
«Екатерина, здравствуйте! Пишу Вам, чтобы выразить слова благодарности за книгу «Азбука чувств и эмоций», думаю, не я первая искренне скажу, что тут столько информации для самих взрослых, что, читая, понимаешь, что вырос, а не всему научился))) даже сейчас в трудные минуты, возвращаюсь к книге, так как она, помимо нужных тем содержит ещё и доброту, и милые истории и чудесные иллюстрации, наполняющие чувством счастья. Спасибо, что имею такую прекрасную возможность растить счастливого и осознанного ребёнка дочке 1.4, читаем с удовольствием. Благодарю Вас»
– @nastka_jackowska
«Екатерина, здравствуйте! Хочу выразить вам большую благодарность за вашу книгу! Мы с дочкой (2г9мес) прочитали ее, откровенно растягивая, за 2 дня, и с очень большим удовольствием) Честно говоря, не ожидала, что книга окажется настолько интересной, гармоничной, доброй и одновременно полезной и для ребенка, и для родителей! Теперь это любимая дочкина книга, сама «читает» ее по картинкам несколько раз в день) Спасибо за Ваш труд!»
– @zemlya.nichka
«Спасибо Вам! Книга правда чудо! Сын неделю другие книжки даже читать не хотел, только эту наизусть уже выучил))»
– @lena_textosphera
«Екатерина, здравствуйте! Прочли книгу Азбука Чувств! Она такая крутая, сказал сынок. Но вот не задача) с Мартином прощаться не хочет. Просит купить продолжение))) хочу узнать будет ли оно?)) читаем по второму кругу! Что для нас впервые, а Мартин и его друзья очень полюбились))) спасибо Вам за понятность, доступность. Книга станет настольным пособием!»
Источник