Читательский дневник фет это утро радость эта

Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист ,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Краткое содержание

И. Левитан. Солнечный день. 1876

Лирический герой, взглянув в окно, не может не ощутить радости от прекрасного пейзажа: в небесной синеве видны птичьи стаи, возвращающиеся из тёплых краёв, пробуждаются насекомые, пчёлы жужжат – в природе всё прекрасно! Но при этом, в душе поэта не всё так же идеально, как в природе. Поэт описывает целые сутки: рассказ начинается с описания утреннего и дневного света, а завершается описанием ночи. Лирический герой замечает всё самое важное в каждом времени суток.

История создания

Это произведение – образец позднего периода творчества Фета. Оно появилось в 1881 г. В это время поэт вышел в отставку и проживал в загородном имении. В произведении улавливаются философские нотки: они связаны с ранней утратой возлюбленной Марии Лазич. Поэт расстался с ней давно, а спустя некоторое время узнал, что девушка погибла.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой элегию. Пробуждающаяся природа способствует раздумьям поэта о вечности окружающего мира, о связи природы и человека. В строчках сквозит настроение грусти.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Используются два вида рифмы: параллельная и кольцевая.

Композиция

Стихотворение несложное по композиции. В нём описывается один день из жизни поэта:

Первая строфа повествует о раннем утре. Начало дня – это время, когда солнышко улыбается каждому человеку. Небо невероятно синее и высокое. Птичьи стаи тянутся, издавая манящие звуки.

Вторая строфа повествует о середине дня. В полуденное время воздух прогревается, мелкие мошки и пчёлы выглядывают в поисках нектара. Третья строфа описывает вечернее время, которое встречает лирического героя вздохом и зарёй.

Произведение делится на смысловые части. Поэт описывает всё, что наблюдает вокруг. В качестве основы для выстраивания сюжета он использует временные рамки: с раннего утра – до позднего вечера.

Образы и символы

Фет использует 24 образа, чтобы описать всего лишь одно время года – весну. Движение чувств и мыслей лирического героя отражено в постепенном сужении его поля зрения:

Первые строки – обращение поэта к радости: «Это утро, радость эта; Это мощь и дня, и света; Этот синий свод».

Постепенно световые образы перетекают в образы предметные. Весна ассоциируется с вереницей птиц, с «говором вод», с пчёлками и мошками.

Последние строки описывают состояние поэта весной: «Этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна, эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели, это всё – весна».

Поэт сумел большое число образов собрать в единую мозаику, вместив в неё ещё и образ главного героя, и тему своего повествования: наступление весны и перемены в природе.

Темы и настроение

Главная тема – это весна, её огромное влияние на состояние человеческой души. Окружающий мир представляется единым целым, поражая воображение лирического героя. Фет лишь намекает на присутствие человека в последней строфе. Яркий день сменяется «ночью без сна». Яркие эмоции не дают покоя незримому лирическому герою: его эмоционально взвинченное состояние объясняется приходом весны.

Читайте также:  Дерево настроения для рефлексии

Основная идея

Основная идея в том, что красота природы оказывает прямое влияние на человеческую душу. Даже стареющий поэт, которому довелось испытать немало бед, с приходом весны ощущает в себе прилив вдохновения, свежих сил.

В период позднего творчества Фет испытывал гнетущие мысли о своей неудачно сложившейся жизни. Но эти мысли не характерны для данного стихотворения: оно буквально пропитано оптимизмом, любовью к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении не так много выразительных средств. Фет не пытается красиво описать окружающий мир: он лишь коротко перечисляет всё то, что видит. В этом ему помогают следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «вздох ночей»;
  • сравнения – «эти капли – эти слёзы», «мощь дня и света»;
  • аллитерация – для передачи печали в душе поэта. Например, использование согласного звука «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод»;
  • анафора – повторение форм слова «это» в каждой строчке;
  • особый синтаксический приём: использование однородных членов предложения: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и др.

Особенность произведения – полное отсутствие глаголов. Несмотря на это, поэт сумел передать движение, жизненную энергию.

Источник

Краткий анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

Один из великих русских талантов XIX века — Афанасий Фет (1820—1892) — ставил перед собой задачу передать в стихах тончайшие оттенки настроения и душевного состояния личности.

На примере анализа стихотворения Фета «Это утро, радость эта…» можно увидеть, с каким мастерством подбирает поэт необходимые слова и звуки, создавая минимальными средствами мощный, яркий, эмоциональный и многогранный образ.

Немного о биографии поэта

Афанасий Афанасьевич родился в 1820 году в Орловской губернии, при рождении получил фамилию отца, помещика Шеншина, но будучи внебрачным сыном, утратил позже право на дворянство и стал носить фамилию матери — Фет. Молодой человек получил достойное образование, учился в Московском университете на факультете словесности, во время учёбы увлёкся поэзией, и его стихи вскоре стали публиковаться, первый сборник датируется 1840 годом.

Долгие годы Фет прилагал все усилия, стремясь добиться восстановления дворянского звания, для чего после окончания учёбы поступил на службу в армию. Для улучшения финансового положения Фет решил вступить в брак и в 1857 году женился на Марии Боткиной. Приданое позволило ему приобрести имение Степановка и стать настоящим помещиком. Одарённому поэту удалось успешно совмещать хозяйственную деятельность с литературной, поместье приносило неплохой доход.

В 1873 году Афанасий Афанасьевич достиг и первой своей цели: история с лишением дворянства закончилась, ему было возвращено прежнее звание и право носить родовое имя отца. Но стихи он по-прежнему подписывал ставшей уже знаменитой в России фамилией Фет.

Создание стихотворения «Это утро, радость эта…» относится к 1881 году, в этот период Фет жил уже в новом поместье Воробьёвка в Курской области, продолжая активно писать, готовя к выходу многотомное издание своей поэзии под названием «Вечерние огни».

Интересно, что стих о весне не вошёл в этот сборник, он был опубликован только в посмертном собрании сочинений в трёх томах (Санкт-Петербург, 1901 г.).

Композиция и структура образов стиха

Возможно, отбирая стихи для сборника, Фет посчитал это произведение слишком новаторским для современного ему читателя. Стихотворная форма действительно необычна, даже экспериментальна: весь текст представляет собой одно-единственное предложение, причём в этой фразе вовсе нет глаголов, а прилагательных всего два. Подобная безглагольность придаёт стихотворению сходство с неким каталогом, перечислением признаков, которое заканчивается обобщением.

Уникален и такой смелый приём, как сквозная анафора — одинаковое начало всех строчек со слов «это», «этот». Синтаксическая функция указательного местоимения заключается в отсылке к предыдущему упоминанию предмета, здесь многократный повтор его как бы открывает текст, направляет взгляд в мир настоящей весны. Тема разделена на три смысловые части, которые при внешней похожести имеют определённый план развития:

  • первая часть направлена ввысь и вызывает ассоциацию с утром — это небо, бескрайнее светлое пространство, в нём и цвет, и графический рисунок птичьих стай, и звуковой образ весеннего гама птиц и бегущей воды;
  • средняя часть напоминает день и взгляд по сторонам — это земля, пейзаж, деревья, насекомые, простор сужается, появляются мелкие детали и опять звук, уже более близкий, словно бы звенящий вокруг лирического героя;
  • в заключительной части описан вечер, погружение внутрь себя — это туманное состояние души, весеннее волнение, радостное возбуждение, бессонные ночи, а звучащие «дробь» и «трели» уже скорее метафоричны, чем реальны.
Читайте также:  Кто лечит людей с депрессией

Набор образов, характерных для рассказа о весеннем времени, довольно банален, каждый из них неоднократно встречается в предыдущих произведениях и самого Фета, и других русских классиков.

Автор словно создаёт реестр традиционных символов весны, отсылая читателя к стихам своих предшественников. Например, метафора «говор вод» вызывает в памяти стих Ф. Тютчева «Весенние воды», а «синий свод», как и образ пчелы или пуха вместо листвы, является почти прямой цитатой из пушкинского «Евгения Онегина».

Весьма популярны у русских литераторов также описания птичьих стай и любимых всеми деревьев — ив и берёз.

Идея Фета, вероятно, заключается в том, чтобы в рамках жанра пейзажной лирики дать обобщённую модель весны, выразить отношение к ней как к желанному времени ожидания чувственного расцвета души человека.

Особенности размера и ритма

Стихотворение «Это утро, радость эта…» написано размером, который называется хорей, он двусложный с ударением на первый слог. В тексте чередуются четырёхстопные строчки с женским окончанием (последний слог безударный) и трёхстопные строчки с мужским окончанием (последний слог под ударением), это третья и шестая строки каждой строфы, которые рифмуются между собой. Остальные строки рифмуются попарно: первая со второй, четвёртая с пятой (А-А-С-В-В-С).

Однообразное начало строчек с повторения указательного местоимения компенсируется разнообразием продолжений, которые всегда немного отличаются или порядком слов, или соединением однородных членов, или знаками препинания. Помимо этого, в произведении использовано немного средств художественного чтения, например:

  • метафоры — употребление слов в переносном смысле, словно скрытые сравнения — «говор вод», «вздох ночной селенья»;
  • эллипсис — пропуск слов, замена их на тире — «этот пух — не лист»;
  • ассонанс — звуковой приём, подбор слов, в которых преобладает гласный звук «Е» (Э);
  • аллитерация — также игра звука, основанная на повторе согласных звуков: это «ТР», «ДР» в начале и в концовке стиха, и большое количество звенящих «З», «С».

Автор словно стремился наиболее кратко передать в этом стихотворении непосредственное восприятие весенней поры во всех её проявлениях, порадовать читающего ощущением могущественной созидательной силы весенней энергии жизни.

Поэт был сторонником концепции «чистого искусства», считал, что задача поэзии вести человеческую мысль в мир красоты и радости, прочь от этических и социальных проблем. Поэтому разборы творчества Фета вызывали бесконечные споры среди критиков на протяжении десятилетий — одни восхищались его тонким лирическим дарованием, другие считали поэтический мир чистой красоты слишком пресным и однообразным.

Несомненно одно — вот уже более ста лет поэзия Афанасия Фета занимает достойное место в истории русской и всемирной литературы.

Источник

«Это утро, радость эта» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, образы

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображенные в его стихотворениях восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5-7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Это утро, радость эта» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.

История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.

Читайте также:  Чувствую что ты пойдешь далеко

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.

Метафоры«мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».

Эпитеты«вздох ночной».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.

Средства выразительности

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

Источник

Оцените статью