Черты темперамента могут маскироваться за счет воспитания

Маскировка темперамента.

Маскировка темперамента зависит от мотивации, возрастных особенностей, уровня развития, условий жизни и профессии, воспитания и самовоспитания.

“Вообще портреты темперамента отразили тот суровый факт, что никому не удается все сразу. Не в человеческих силах, оказывается, так живо воспринимать мир, как сангвиник; при этом так бесстрашно действовать, как холерик; так честно страдать, как меланхолик; да еще чтобы всегда какие-то силы оставались на черный день как у флегматика” (К. М. Гуревич)

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление мо­жет искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чис­тые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы пове­дения и общения, например, сангвиник почти всегда ини­циатор в общении, он чувствует себя в кампании незнако­мых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, сму­щает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отно­шения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с осо­бенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода за­нятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напро­тив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламента­ции и монотонного труда обнаруживают большую продук­тивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамичес­кие, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «вели­кая», и социально-ничтожная личность.

Учет темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том,что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстанов­кой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздей­ствиями. От темперамента зависит влияние различных фак­торов, определяющих уровень нервно-психического напря­жения (например, оценка деятельности, ожидание конт­роля деятельности, ускорение темпа работы, дисципли­нарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор, одна из за­дач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темпера­мента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. Сангвинику легче приспособиться к командам руководства и к группе, чем флегматику. Меланхолику не следует поручать задания, требующие выдержки, решительности, например, пульт в диспетчерской.

Второй путь приспособления темперамента к деятель­ности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (инди­видуальный подход). Например, часть работы, где нужно все тщательно просчитать и продумать, то с этим справиться только флегматик. Но и времени ему нужно больше, это также нужно учитывать. И наоборот, холерику нужно поручать работу, требующую активности, постоянного движения, хорошей реакции.

Читайте также:  Главное чтобы всегда было хорошее настроение

Третий путь заключается в преодолении отрицательно­го влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствую­щих мотивов. Для сангвиника монотонность работы провоцирует потерю интереса к ней. Но опираясь на мотив доверия ответственности работы данному человеку, можно получить хороший результат.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельнос­ти — формирование ее индивидуального стиля. Под инди­видуальным стилем деятельности понимают такую инди­видуальную систему приемов и способов действия, кото­рая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Например, нельзя поручать одну работу флегматику и холерику, так как они не смогут продуктивно работать из-за разных подходов: флегматику нужно все продумать и просчитать еще до начала работы, а холерику не терпится сразу приступить к работе, а потом, по ходу, он и будет думать и считать.

Необходимо учитывать, что чем меньше ребенок, тем больше нужно учитывать тип темперамента. Деятельность ребенка меланхолика и флегматика необходимо чаще стимулировать положительной оценкой, чем сангвиника или холерика. Для них допустимы более строгие оценки, также необходимо предоставлять больше самостоятельности в деятельности.

Источник

Задания на выявление исходного уровня знаний

Какие из приведенных особенностей характеризуют человека как инди- Ви Да, а какие — как личность?

Тема V. Психология личности . Практ

■ это
1. Характеристика индивида. 2. Характеристика личности.

A. Хорошая координация движений.

Б. Большая эмоциональная возбудимость.

B. Высокая сенсорная чувствительность.
Г. Высокий уровень притязаний.

Д. Медленная скорость узнавания. Е. Инициативность. Ж. Застенчивость. 3. Высокая скорость усвоения навыка.

В чем проявляется преобладание биологического и в чем — социаль­ного?

3. Преобладание биологического. 4. Преобладание социального.

Б. В подструктуре опыта.

B.В особенностях познавательных процессов.

Г. В направленности.

Д. В особенностях эмоциональных процессов.

Верны или неверны следующие утверждения

Чертами характера определяются динамические особенности деятельности

В темпераменте отражается отношение человека к определенным людям

Способности целиком определяются обучением и воспитанием.

Характер обладает структурностью и иерархичностью.

Особенности темперамента могут маскироваться за счет воспитания.

Заполните пропущенные места 10. Подструктуры личности, состоящие из элементов других подструктур,

11. Характер формируется на основе_______ .

12. Способности формируются на основе________ .

13. По Г. Айзенку к интровертированным типам темперамента относятся.

14. К эмоционально устойчивым типам темперамента относятся________ ,____ .

15. Если какое-либо качество личности способствует достижению успеха в не­которой деятельности, оно выступает в роли .

16. Усваивая______ , человек усваивает стандарты поведения в определенных

Вопросы и задания для обсуждения на семинаре

Задание1.Для диагностики темперамента существуют аппара­турные методики (т.е. использующие электроэнцефалограф, а также приборы, позволяющие измерить время реакции и т.п.) и опросные методы. Какие методы, на ваш взгляд, более показательны в отношении определения темперамента? Почему?

Задание2.Возможно ли совпадение темперамента двух людей при большом различии их характеров? Обоснуйте ваш ответ или приведите пример.

Задание№ 3. Что общего между способностями и характером чело­века как подструктурами личности?

Задание 4.Как может направленность личности влиять на ее спо­собности? В чем выражается такое влияние?

Задание № 5.Приведите примеры социально-ролевого поведения.

Задание № 6.Определите, в каком из описанных случаев наблюдается маскировка, а в каком — изменение свойств темперамента. Дайте обо­снование своего ответа.

A) М. в детстве отличался спокойным, уравновешенным темперамен­
том. Был сдержан, терпелив, настойчив. В младших классах учился хоро­
шо. Изменения в поведении стали наблюдаться с 12 лет: часто срывался,
грубил учителям, чего прежде не бывало. Разорвал тетрадь «от злости,
что задача не получается». Был резок, нетерпелив, раздражителен, часто
ссорился с товарищами. Указанные изменения наблюдались в течение
4 лет в разных ситуациях семейной и школьной жизни. В 9-м классе М.
стал спокойнее, сдержаннее. Школу окончил хорошо.

Читайте также:  Депрессия симптомы у девушек подростков 16 лет

Б) В. в раннем детстве перенес тяжелое заболевание. До болезни, по словам родителей, отличался спокойным и бодрым настроением и вполне уравновешенным поведением. После заболевания замедлилось физическое развитие и резко изменилось поведение — появилась нервозность, повы­шенная возбудимость, а в подростковом возрасте — резкость, раздражитель­ность, грубость. Эти проявления наблюдались в разнообразных ситуациях семейной и школьной жизни при различных мотивах и отношениях лично­сти. В 16 лет поведение снова приобрело уравновешенный характер.

B) А. в детстве отличалась настойчивым и агрессивным поведением.
Крайне несдержанная и привередливая, она вызывала постоянные на­
рекания учителей и родственников, хотя училась хорошо. Когда девочка
Училась в 7-м классе, семья сменила место жительства. В новой школе
А. была избрана старостой и с большой ответственностью отнеслась к
поручению. Поведение А. изменилось. В учебной и общественной ра­
боте она проявила большую активность и настойчивость. С завидным

ерпением и сдержанностью работала с подшефными. Изменения в по-

ТемаУ. Психология личностиПрактика
278 4————————————————————————————————

ведении были устойчивы и наблюдались в течение всего последующего обучения. Вспыльчивость, несдержанность проявлялись только дома по отношению к родителям, чрезмерно опекавшим девочку.

Г) И. в подростковом возрасте пережил конфликт в связи с разруше­нием семьи. До этого мальчик отличался спокойным, бодрым, жизне­радостным настроением, был вполне эмоционально уравновешенным, сдержанным. В результате конфликта стала наблюдаться повышенная раздражительность, капризность. По словам матери, с И. дома трудно сладить. Для него характерны срывы в поведении. Когда в 10-м классе начались неудачи в школе, И. совсем вышел из равновесия и устраивал дома скандалы по пустякам. В школе он вел себя более уравновешенно, но и тут наблюдались «срывы».

Задание № 7. В приведенных ниже описаниях, взятых из клинической практики (по К. Леонгарду «Акцентуированные личности») выделите черты, характеризующие темперамент, характер, направленность личности. Проследите, как различные подструктуры личности взаимодей­ствуют, влияют друг на друга.

А) Хорст X., 43 лет. По желанию отца выучился на механика по точ­ным работам, хотя с детства мечтал стать музыкантом. Позднее обучился игре на духовом инструменте. Затем — война, принесшая солдату X. много тяжелых переживаний: он не мог примириться с бессмысленными и безответственными требованиями военачальников.

После войны играл в разных оркестрах. Как музыканта его ценили, однако он часто менял место работы, так как не уживался с коллегами. До открытых ссор не доходило, напротив, X. внешне отличался сдер­жанностью, но не мог продолжать сотрудничество с людьми, против которых таил в душе глубокую обиду. Очередная перемена места работы была связана с тем, что начальник якобы сказал ему «пару острых слов», хотя тот, как выяснилось, вовсе не хотел задеть его. X. был хорошим семьянином, много помогал жене по дому, считал, что половой жизнью ему не следует злоупотреблять, так как это вредит здоровью.

В школе очень боялся, когда его вызывали к доске. Настроение вечно колебалось, то он ликовал, то приходил в отчаяние, плакал. Вместе с тем он превыше всего ставил порядок, аккуратность, его жестким правилом было: «Каждая вещь должна знать свое место». То же и в работе: он часто! собственноручно переписывал партию своего инструмента, чтобы дома «еще потренироваться». Постоянно проверял, выключено ли электриче-j ство, газ, закрыты ли замки на дверях.

Читайте также:  Что делать когда эмоционально тяжело

Б) Хельмут К., 12 лет. С малых лет очень боязлив, неохотно уходит из дому, контакт со сверстниками находить не может. Боится матери (мать раздражительна, плохо слышит). Если о чем-либо хочет попросить ро­дителей, посылает младших братьев. Боится детей, которые часто бьют!

его, со взрослыми крайне робок. В школе хорошо учится, один из луч­ших учеников в классе. Весьма аккуратен в одежде, экономно расходует карманные деньги. Говорить начал в два года, но артикуляция многих слов была неправильной. Позже это перешло в заикание, которое уси­лилось, когда он поступил в школу: его непрерывно дразнили и сделали посмешищем класса. Когда мальчика журили, он плакал.

Хельмут поступил в клинику по поводу заикания. Был боязлив и заторможен. Над предлагаемыми заданиями думал очень долго. При трудностях у него сразу опускались руки. Прошло много времени, пока он привык к персоналу. Всегда искал общения с младшими детьми. Когда Хельмут свыкся с обстановкой, лечение пошло хорошо. В процедуры и тренировки вкладывал много рвения.

В) Хельмут Ц., 22 года, связист. Медлительный, малоподвижный мужчи­на. Без особого внешнего повода не ищет общества, но даже и при наличии стимула включается в общение весьма туго. Ц. очень любит детей, живот­ных, собственными усилиями еще подростком смастерил себе аквариум.

Его нельзя характеризовать как человека, оторванного от коллектива, хотя он малоконтактен. Самый ничтожный повод вызывает у него воз­буждение, стресс, хотя он отлично отдает себе отчет в том, что сам повод «выеденного яйца не стоит». Когда Ц. обнаружил, что невеста его обманы­вает, он впал в бессильную ярость. С этого момента он начал пить, причем выпивка долгое время не выводила за рамки дозволенного. Но и в этой начальной стадии его нередко преследовали мысли о самоубийстве.

Родители Ц. в конце концов обратились к офицеру его воинской части, хотя он здесь еще ни разу не был замечен в злоупотреблении ал­коголем. Он пришел на прием в клинику в сопровождении двух офице­ров: оба расхваливали честность Ц., его скромность, готовность помочь товарищу, трудолюбие, отличную профессиональную подготовку.

Г) Моника К., 7 лет 11 мес. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправ­ляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невы­носимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было и в помине. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила воз­бужденно и без умолку. Вообще, настроение у девочки всегда припод­нятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие Дети в клинике не хотели с ней играть, так как она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако ко взрослым она пыталась втереться в доверие, льстила напропалую, старалась им понравиться.

Д) Ханс Ш„ 45 лет. Любит бывать в обществе, где всегда находится Центре внимания. С детства мечтал стать актером, так как прекрасно

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)

Источник

Оцените статью