Тест с ответами: “Научный стиль”
1. Главная задача научного стиля речи:
а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов +
б) непосредственное повседневное общение
в) изображение и воздействие на читателя
2. Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи:
а) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
б) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств +
в) общественно-политическая лексика
3. Три пласта научного стиля речи:
а) общенаучные, общеупотребительные, просторечия
б) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства
в) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные +
4. Термины относятся к:
а) узкоспециальной лексике +
б) общеупотребительной лексике
в) общественно-политической лексике
5. Важнейшее качество термина:
а) многозначность
б) многозначимость
в) однозначность +
6. Тепло, скорость, колёса – это:
а) заимствованные термины
б) исконно русские термины +
в) приобретенные термины
7. Выберите термины с интернациональными словообразовательными элементами:
а) агрохимия, кнопка, дрель
б) кардиоскоп, вибрация, сейсмология
в) суперобложка, биосфера, полифония +
8. Выберите терминологические словосочетания:
а) выйти на связь, цепная реакция, состояние невесомости +
б) болевая точка, состояние невесомости, пойти на прогулку
в) зимний день, тёмная ночь, показать крупным планом
9. Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса:
а) макрокосмос, стереофония, наладчик
б) бароаппарат, видеотелефон, селенограф
в) монорельсовый, автобиографический, полифонический +
10. Выберите общенаучные слова:
а) величина, орфоэпия, персонаж
б) энергия, деталь, скорость +
в) центр, сила, пять
11. Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие, называется:
а) термином +
б) архаизмом
в) неологизмом
12. В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон:
а) общеупотребительном
б) узкоспециальном +
в) широкоспециальном
13. Сферой применения научного стиля является:
а) научное общение
б) сфера научного общения
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа
14. Научный стиль используется в сфере … деятельности человека:
а) общеупотребительной
б) спортивной
в) научной +
15. Сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки, представляет такой стиль:
а) научный +
б) учебный
в) специальный
16. Основное назначение научных произведений:
а) бытовое общение
б) изложение исследуемых данных +
в) освещение важных проблем общества
17. Основное назначение научных произведений:
а) освещение важных проблем общества
б) бытовое общение
в) знакомство с научной информацией +
18. Главной для научной речи является функция:
а) воздействия
б) сообщения +
в) обмена информацией
19. Характерной разновидностью научного текста является:
а) полилог
б) диалог
в) монолог +
20. Диалогичность научной речи выражается в использовании:
а) обобщенного характера речи
б) вопросно-ответных комплексов +
в) вводных слов и словосочетаний +
21. Научный стиль выполняет функцию:
а) информативную +
б) управленческую
в) коммуникативную
22. Жанровое многообразие научного стиля реализуется в текстах произведений:
а) художественной литературы
б) научной литературы, учебной литературы +
в) публицистической литературы
23. Тип мышления, свойственный научному стилю речи:
а) образный
б) конкретный
в) абстрактный +
24. Понятия, служащие языковым выражением научного стиля речи:
а) просьба
б) суждение умозаключение +
в) требование
25. Один из основных признаков научного стиля речи:
а) мономичность
б) стандартность
в) отвлеченность +
26. Один из основных признаков научного стиля речи:
а) стандартность
б) обобщенность +
в) полемичность
27. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в:
а) лексике +
б) синтаксисе
в) морфологии
28. Признак, не свойственный научному стилю:
а) аргументированность
б) обезличенность информации
в) выразительность +
29. Информация, чаще отсутствующая в научном стиле:
а) абстрактная
б) объективная
в) субъективно-оценочная +
30. Информация, чаще отсутствующая в научном стиле:
а) объективная
б) эмоциональная +
в) абстрактная
Источник
Вопрос об эмоциональности и экспрессивности научного стиля
Научному функциональному стилю языка, стремящемуся к объективности и точности, в принципе не свойственна эмоционально-экспрессивная окрашенность языковых средств. Все приводившиеся выше (в § 2) языковые средства этого стиля: лексемы, морфологические формы, словосочетания, предложения, а также тексты характеризовались нейтральной (нулевой) эмоционально-экспрессивной окраской.
Однако в лингвистической литературе встречаются многочисленные утверждения, что довольно часто в научных текстах можно встретить экспрессивные средства. Например, A.M. Пешковский в статье «Вопрос о вопросах» сравнивает механическое использование вопросов при синтаксическом анализе предложения с «пробковым поясом, на котором учитель смело (и даже иногда задорно) плавает по поверхности языка, не умея ни плавать, ни тем менее нырять в его глубины. » (Пешковский 1959:33). Оспаривая приведенное мнение об эмоционально-экспрессивной нейтральности научного стиля, Н.Я. Милованова пишет: «Среди некоторых лингвистов существует мнение, что научный стиль изложения абсолютно лишен экспрессивности — эмоциональности, так как это якобы противоречит самой природе и функциональному своеобразию стиля научной прозы. На наш взгляд, это неверно. Известно, что каждый стиль характеризуется наличием ведущих, органически вытекающих из задач того или иного стиля лингвистических признаков и суммой подчиненных лингвистических признаков. Возможно, что экспрессивность — эмоциональность относится к числу подчиненных признаков и находит некоторое сопротивление со стороны других стилевых черт научной речи. Но то, что элементы эмоционального способны проникать в научную литературу, а проникнув, сосуществуют, «уживаются» с элементами нейтральными в эмоциональном отношении, несомненно. [. ] В подлинно научном стиле [. ] экспрессивность — эмоциональность естественна и необходима, так как она обычно усиливает, оттеняет уже аргументированную логически мысль автора». (Милованова 1976:142). Совершенно очевидно, что здесь речь идет лишь о проникновении экспрессивных средств в научную речь, в конкретные научные тексты. Очевидно также, что могут быть (и очень часто бывают) тексты, полностью лишенные этих средств и, тем не менее, отвечающие нормам этого стиля, но нельзя себе представить подлинно научного, а не пародийного текста, построенного с преобладанием этих элементов. Здесь уместно напомнить мысль И.Р. Гальперина, что «если ведущим признакам не ставятся количественные пределы, то для подчиненных, и в особенности факультативных, они обязательны. Чрезмерное пользование образными средствами языка в научной прозе может привести к расшатыванию норм данного стиля речи» (Гальперин 1956:70). Пример чрезмерного употребления эмоционально-экспрессивных средств, вызывающего «расшатывание» норм научного стиля, находим в монографии В.В. Виноградова «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика»: это отрывок из рассказа И. Грековой «За проходной», где повествуется о работе и быте сотрудников одной физической лаборатории:
Вот Кирилл, по прозвищу Каюк, пишет научный отчет. В отчеты он вкладывает чувство, поэзию, драматизм. Он выходит за всякие рамки. Товарищи потешаются над ним. Каждый раз, когда Каюк заканчивает отчет, начинается «номер»: коллективное художественное чтение.
Братцы, вы только послушайте, что он пишет: «Бесподобный метод интегрирования».
—Нет, дальше лучше: «Решение задачи дрожало у нас на кончике пера. »
—«Испытания носили двусмысленный характер. »
—«Интеграл ведет себя вполне прилично. » И так далее. Каждая фраза встречается хохотом.
Таким образом, оценочная лексика, сравнения, метафорические переносы и другие эмоционально-экспрессивные средства действительно могут быть употреблены в научных текстах, т. е. в речи, но отсюда отнюдь не следует, что эмоциональность—экспрессивность — свойство научного функционального стиля языка. Во-первых, эти экспрессивные средства употребляются лишь в конкретных текстах определенных жанров, чаще всего — в полемических статьях, лекциях, научно-популярных статьях и докладах, а многие жанры лишены их полностью (например, жанр научного отчета); следовательно, они факультативны. Встречая их в научных текстах, мы «узнаем» научный стиль не по ним, а вопреки им.
Во-вторых, их назначение в научной речи совсем не то, какое они выполняют в тех стилях, где эмоциональность—экспрессивность составляет неотъемлемое качество функционального стиля или функциональной разновидности языка (например, в газетно-публицистическом стиле, в разговорной речи или в языке художественной литературы). Так, в языке художественной литературы эти средства выполняют, как было сказано выше, эстетическую функцию, служат для создания художественных образов; в разговорной речи их использование обусловлено непосредственным и неофициальным характером общения, где возможно непосредственное выражение эмоций говорящими. В научной же речи эти средства употребляются для пояснения, конкретизации мысли, позволяют сделать мысль автора более понятной, доступной аудитории (именно так использовал, например, A.M. Пешковский развернутое сравнение учителя русского языка, использующего вместо подлинного синтаксического анализа «вопросы», с учителем плавания, который плавает только по поверхности, но не умеет нырять, а вопросы — с пробковым поясом, который держит такого горе-учителя на поверхности). Заметим, что эта статья обращена к широкому кругу учителей и представляет собой жанр научно-популярной статьи. В-третьих, использование элементов с эмоционально-экспрессивной окраской зависит во многом от авторской индивидуальности. Когда мы отмечали, что эмоционально-экспрессивная окрашенность языковых средств не свойственна научному стилю, то мы подчеркивали, что она не свойственна именно функциональному стилю языка, т. е. что эмоционально-экспрессивные языковые средства не входят в ту подсистему литературного языка, которую мы и называем научным функциональным стилем. «В этом случае, — пишет Д.Н. Шмелев, — обсуждается вопрос о стилях языка, между тем как исследователи (считающие, что эмоциональность и экспрессивность свойственна научному стилю. — O.K.) обращаются к стилю определенного текста. Совершенно ясно, что язык проявляется в текстах, что об особенностях языка мы и узнаем из текстов, из речи. Но почему в процессе спора как бы ставится знак равенства между понятиями «научный стиль языка» и «научный стиль произведения?» (Шмелев 1977:44). И далее: «. наше представление о стиле существует как представление об определенной системе норм, от которых, как от всяких норм (языковых), владея ими, можно в известных случаях отступать» (выделено нами. — O.K.) (Там же: 46). Эти «известные случаи» — конкретные авторские тексты конкретных жанров, а включение эмоционально-экспрессивных средств — не нормы стиля языка, а именно такие отступления.
(1) Таким образом, об эмоционально-экспрессивных средствах можно говорить только применительно к некоторым стилям научной речи,к конкретным речевым произведениям; что же касается научного функционального стиля языка,его норм, системы языковых средств этого стиля, то им эмоционально-экспрессивная окраска не свойственна.
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
§1.Общая характеристика
Официально-деловой функциональный стиль современного русского литературного языка — это та его разновидность, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности. Он реализуется в основном в письменной форме: в текстах законов (в частности, конституции как основного закона государства), указов, приказов, распоряжений, договоров, различных официальных документов (актов, заявлений, справок, удостоверений, доверенностей, расписок и др.), в деловой переписке учреждений и граждан (т. е. юридических и физических лиц); реже — в устной форме: в дипломатических и деловых переговорах, а также в судебных речах.
В сфере административно-правовой и административно-хозяйственной деятельности, в судопроизводстве, где имеет место отчетность, документация, речь имеет двойственную природу: ей свойственна конкретность содержания и абстрактность средств выражения. Объяснение двойственному характеру официально-делового стиля находим у Ш. Балли: «Сущность административного языка заключается в том, что он имеет в своей основе научный характер и в то же время соприкасается с обыденной жизнью» (Балли 1961:274).
Сказанным определяются общие экстралингвистические и собственно языковые черты официально-делового стиля, такие как:
1) точность изложения, не допускающая возможности инотолкований;
2) детальность, исчерпанность изложения;
3) стереотипность, стандартизованность изложения;
4) долженствующая модальность изложения.
Отмечая первую особенность официально-делового стиля, Л.В. Щерба писал, что язык законов требует прежде всего точности, на допускающей каких-либо кривотолков; быстрота понимания при этом не является необходимой, так как заинтересованный человек «без всякого понукания» прочитает статью закона и два, и три раза. Сказанное Л .В. Щербой о языке закона может быть распространено на все тексты, выдержанные в официально-деловом стиле.
Н.А. Кожевникова указывает, что «разнородные явления жизни в деловом стиле укладываются в ограниченное количество стандартных форм (анкета, справка, инструкция, резолюция, протокол, акт, приказ, постановление, закон, заявление, деловое письмо и т. п.). Деловая речь безлична, стереотипна, в ней отсутствует эмоциональное начало» (Кожевникова 1968:7).
Названные черты официально-делового стиля проявляются не только в системе языковых средств, но и в неязыковых способах оформления конкретных текстов перечисленных жанров: в композиции, в характере рубрикации, выделении абзацев, т. е, в их стандартизованном оформлении, позволяющем представлять их в виде готовых бланков, где часть текста закреплена, зафиксирована и не может быть изменена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник
Тест с ответами по теме: “Функциональные стили речи”
1. Выберите неправильное утверждение:
а) Рассказ – это жанр художественного стиля
б) Произведения художественного стиля создаются в форме монолога
в) Нет правильного ответа+
г) Автор художественного текста делится своим мнением или впечатлениями с читателем
2. Выберите ряд, в котором представлены слова, которые свойственны научному стилю:
а) Читалка, болтунишка
б) Вышеизложенное, докладная записка
в) Тепловые явления, следовательно+
г) Красной нитью, притча во языцах
3. Какому стилю речи присуща эстетическая функция:
а) публицистический
б) художественный +
в) разговорный
4.Определите стиль речи, для которого характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции:
а) разговорный
б) официально-деловой
в) научный +
5. Отметьте, какого подстиля научного стиля не существует:
а) Учебно-научный
б) Научно-монографический+
в) Научно-популярный
г) Научно-справочный
6. Выберите, кому адресованы научно-популярные тексты:
а) Тем, кто интересуется определенной научной темой
б) Школьникам
в) Всем перечисленным адресатам+
г) Тем, кто интересуется наукой в целом
7. Определите, верны ли утверждения:
А) Научному стилю свойственно строгое, безэмоциональное перечисление фактов и их интерпретация.
Б) В текстах научного стиля часто используются яркие, выразительные слова, тропы
1) Верны оба утверждения
2) Верно только А+
3) Оба утверждения ошибочны
4) Верно только Б
8. Научному стилю свойственно использование:
а) Простых нераспространенных предложений
б) Риторических фигур
в) Монологического высказывания+
г) Уменьшительно-ласкательных суффиксов
9. Отметьте стиль текста:
«Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»
а) художественный
б) научный
в) разговорный+
г) публицистический
д) официально-деловой
10. Цель научного стиля такова:
а) Сообщение точных фактов+
б) Убеждение адресата в чем-либо
в) Все вышеперечисленное
г) Общение
11. В текстах научного стиля часто можно встретить:
а) Канцеляризмы
б) Термины+
в) Ничего из перечисленного
г) Диалектные слова
12. Выберите, к какому стилю относится текст:
«Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».
а) художественный
б) научный+
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой
13. Цель сообщения текстов официально-делового стиля:
а) создание картин и образов;
б) непосредственное повседневное общение;
в) убеждение, воздействие на слушателя;
г) точная передача информации;+
д) передача научных сообщений.
14. Выберите жанры, которе есть в художественном стиле речи:
а) письмо, беседа, записка;
б) диссертация, конспект, доклад;
в) очерк, фельетон, репортаж;
г) резолюция, заявление, докладная записка;
д) поэма, драма, рассказ.+
15. Определите стиль текста:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово». (Лихачёв Д.С.)
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический+
д) официально-деловой
16. Определите стиль текста:
«Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».
а) художественный
б) научный
в) разговорный+
г) публицистический
д) официально-деловой
17. Определите черты публицистического стиля речи:
а) логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность;
б) эмоциональность, конкретность, простота речи;+
в) оценочность, образность, эмоциональность, призывность;
г) образность, эмоциональность, конкретность;
д) смысловая точность.
18. Обычно в русском языке выделяют __ стилей текста.
а) 5 +
б) 3
в) 4
19. Выберите правильное утверждение:
а) в тексте художественного стиля важно передать точные факты
б) в художественном тексте создается образ +
в) текст художественного стиля призван убедить в чем-то адресата
20. Определите стиль речи, для которого характерна стандартизованность:
а) публицистический
б) официально-деловой +
в) научный
21. В каком стиле речи уместно употребление междометий:
а) официально-деловой
б) разговорный
в) разговорный +
22. Отметьте, какой стиль речи используется на собраниях и митингах:
а) официально-деловой
б) публицистический +
в) разговорный
23. Отметьте, какой из стилей речи не относится к книжному стилю:
а) официально-деловой
б) разговорный +
в) художественный
24. Выберите стиль речи, для которого важнейшая функция – не передача информации, а общение:
а) разговорный +
б) публицистический
в) научный
25. Отметьте жанр, который не является жанром научного стиля:
а) Лекция
б) Интервью+
в) Энциклопедическая статья
г) Монография
26. Что редко встретится в тексте научного стиля?
а) Данные исследований
б) График
в) Лозунг+
г) Теорема
27. Выберите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание +
28. Выберите правильное определение:
а) стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка
б) стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения +
в) стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
29. Выберите правильное определение:
а) публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение
б) публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества
в) публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию +
30. Выберите основные функциональные стили:
а) книжный, разговорный, литературный, канцелярский, научный;
б) высокий, низкий, полный, нейтральный, разговорный;
в) литературный, нелитературный, просторечный, канцелярский, газетный;
г) разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.+
Источник