Наступает в жизни человека период, когда он интересуется, чем отличается разум от ума. Связаны ли эти понятия с чувствами и эмоциями, как их контролировать тогда? Первоначально необходимо понять, какие функции выполняют ум и разум, чтобы впоследствии осознать разницу между ними.
Предполагается, что чувства занимают самую низкую позицию в данной системе. Они легко подвергаются влиянию ума, который и контролирует их. Выше ума может находиться разум, так как именно он отвечает за мысли человека о чем-то прекрасном, возвышенном. Душа замыкает эту последовательность, являясь в некотором понимании высшей степенью проявлений разума.
Подобный взгляд на вещи в сознании многих людей отличается, поэтому важно понимать, чем отличается разум от ума, чтобы отметить их местоположение в иерархии.
Чувства и эмоции в какой-то степени разные понятия. Чувства помогают людям воспринимать мир вокруг, а эмоции служат ответной реакцией. Не зря же первое понятие делится на пять групп. Это обоняние, осязание, вкус, зрение и слух.
Справедливо говорить, что основная функция чувств — это давать сведения об окружающей реальности.
Вся эта плоскость подконтрольна уму, который уже дает распоряжения, что делать дальше. Информация, полученная за счет чувств, немедленно поступает именно туда. Если говорить коротко, чем отличается ум от разума, то различие в восприятии подобной информации. Разум может на нее вообще не реагировать.
Ум не только получает полную информацию о мире вокруг, он также способен отвергать или принимать ее по необходимости.
Как правило, приятные вещи вроде еды, сна, алкоголя он воспринимает хорошо. Но то, что уму отвратительно (например, правильное питание), он не будет брать в расчет. Важно, что именно такая его работа говорит об искаженности восприятия, которое сейчас считается нормой.
Дополнительные функции ума, которые раньше считались основным, — это чувствовать, желать и размышлять. Сегодня можно сказать о том, что ум работает только по одной системе, предполагающей постоянно чего-то желать и хотеть.
В чем разница ума и разума? Неужели только в восприятии? Нет, не только, ведь разум выполняет обширные функции, которые подтверждают отличие от ума.
Разум считается наиболее тонким воплощением человеческого сознания, тоньше, чем чувства или ум. Как и последний, разум отвергает все неблагоприятное и принимает лишь полезное. Но суть в том, что такими параметрами измеряются разного значения вещи. Например, ум будет отвергать невкусную еду, а принимать лишь деликатесы, а разум будет отвергать бесполезную работу, которая не ведет к карьерному росту по ряду причин. Он воспримет лишь то, что в будущем сулит спокойную жизнь без нужды.
Основное отличие в том, что разум работает в высокой плоскости, где он отметает плохие идеи, принимая благотворные. Для этого он собирает много информации, структурирует ее, впоследствии выводит причины, почему именно это плохо, а то хорошо.
Ум не руководствуется длительными думами о вреде и пользе, он просто вторит «делай» или «не делай».
Например, ребенок, который достиг полового созревания. В нем бушует много эмоций, он также немало чувствует вокруг себя, а ум ему говорит попробовать все. Он начинает противиться воле разумных людей, считая, что пустые желания его к чему-то приведут.
Пожалуй, это единственное, в чем ребенок не ошибается, потому что спустя время до него доходит осознание, что все было сделано странным образом, неправильно и неэтично. В этот период и берется за дело сам разум.
Неразумная личность будет всегда идти на поводу желаемого, не делая какие-то выводы из последствий, полученных в конце.
Человеческий вид на то и назван «человеком разумным», чтобы в своей деятельности руководствоваться именно им. Ум, порой создает много ложных потребностей, опускает человека до уровня животного. Вот в чем разница между умом и разумом.
По этой причине в жизни необходимо совмещать правильно оба понятия. Люди ложно полагают, что чувства руководят некоторыми людьми. Ими как раз руководит ум, а вот разум в этой системе отсутствует.
Каким образом должен человек контролировать свои чувства? Их он вряд ли сможет сделать подвластными, ведь работают они не по его воле, а только потому, что они просто есть. Необходимо работать в первую очередь с разумом, питать его полезной информацией, услаждать красивой музыкой, давать общаться с разумными людьми, чтобы он мог развиться.
В итоге он возьмет руководство над чувствительным умом, не даст ему заставлять бедного человека курить, пить, лениться. Разум станет гораздо сильнее, поэтому сможет работать во всю свою мощь.
Такое явление принято называть человеческой волей, которая подразумевает, что разум контролирует все желания ума.
Но полный отказ от чувственной деятельности ума — это тоже нехорошо. Иногда можно дать отдохнуть и разуму.
Источник
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
Однако разум берет контроль над ситуацией и говорит вам, что это неправильно, а, возможно, опасно для вас же. Разумнее будет не иметь больше с этим человеком никаких дел, спокойным тоном сказать, что вы знаете о предательстве и попрощаться.
Мужчина влюблен в девушку друга. Он уверен, что и она испытывает к нему симпатию.
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Его опыт и знания, а также чувства предлагают броситься в омут с головой, то есть предать друга и быть с этой девушкой. Однако разумом он понимает, что это неправильно, низко, подло.
Пример из сферы этических дилемм. У человека болеет домашнее животное, врачи говорят, что шансов нет – гуманнее усыпить, чтобы не мучилось. Это противоречит всем убеждениям человека: нужно бороться до конца, друзей не бросают, никого нельзя убивать, нельзя предательств и т.д.
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
Кстати, и для ветеринаров это непростое решение: признать, что несмотря на все свои знания, ты не можешь помочь животному и вынужден предложить только единственный вариант.
Мужчина хочет ребенка, а женщина нет. Они понимают, что, оставляя все как есть, делают несчастным его, да и в отношениях сохраняется напряжение, накапливается недовольство, обиды. А если женщина родит, потому что физически может, но психологически не хочет, то это сделает несчастной ее, его и ребенка.
Единственный разумный вариант – разойтись, даже если вы отлично понимаете друг друга, и найти тех людей, которые закроют все актуальные потребности.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
Что такое ум и разум, подскажет видео:
Теперь вы знаете, в чем разница между умом и разумом. Думаю, вы слышали подобное высказывание (надеюсь, не в свой адрес): «Вот ты, вроде, умный человек, а поступаешь как-то неразумно».
Это означает, что человек при всем своем опыте и знаниях принимает опрометчивые решения, часто поддается эмоциям, много ошибается, возможно, противоречит на деле своим же словам.
Если умный человек просто что-то знает, то разумный еще и знает, как разумно использовать свои знания. От природы все люди умные, то есть имеют способность к обучению (мы сейчас говорим о здоровом и нормативном развитии индивида). Однако не все люди становятся разумными, то есть мудрыми, нравственными, моральными.
Источник
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эмоциональная сфера человека до сих пор недостаточно изучена. В философии и науке часто можно встретить точку зрения, которая осознанно или нет, но противопоставляет рационалистическое и эмоциональное начало в человеке. Как возникают чувства? Это продукт сознания или оценки ситуации? Что быстрее – чувства или рассудок? Этими вопросами задавались философы и ученые с самых древних времен.
Ч. Дарвин в 1872 году опубликовал свою книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней автор показал свой взгляд на эволюцию эмоций и обосновал их появление из физиологических проявлений. По его мнению, эмоции могут быть рудиментами различных целесообразных реакций, которые были выработаны людьми в процессе борьбы за существование. Например, разгневанный человек краснеет и тяжело дышит, сжимает кулаки, поскольку в первобытном обществе гнев часто приводил к драке, а такая реакция обеспечивает подготовку к ней. Руки при страхе потеют потому, что так обезьянам было легче хвататься за деревья.
Основоположник психологии В. Вундт считал, что представления, возникающие в сознании, влияют на испытываемые эмоции. Однако эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения. Его теория носит название ассоциативной, поскольку Вундт указывал на связь между мимикой, эмоциями и низшими чувствами и ощущениями, которые возникают в процессе ассоциации. Так, характерная для чувства презрения мимика (выпяченная вперед губа) появляется из-за схожести этого проявления с тем, когда человек что-то выплевывает.
Ученые соглашаются с тем, что наличие эмоций не может быть биологически бессмысленным, хотя определить их назначение весьма непросто. Изард полагал, что эмоции возникли для закрепления отношений между матерью и ребенком. При этом первыми возникают именно «отрицательные» эмоции, что, вероятно связано с передачей опасности, тревоги для организма. «Положительные» эмоции, напротив, говорят о благополучии, поэтому нет необходимости его долго поддерживать, в то время как тревога должна мобилизировать организм для защиты и действия. Застревание человека именно на отрицательных эмоциях может существенно повредить его здоровью.
Разум стал предметом пристального внимания со стороны ученых и философов с 17 века. С этого момента шло накопление знаний о человеческом мышлении, что привело к появлению нескольких теорий, объясняющих его природу:
С точки зрения механистического подхода мышление человека обусловлено воздействием внешней ситуации, человек подчиняется либо собственным ассоциациям, либо объективным стимулам согласно некой имеющейся у него программе. Телеологический подход обращал внимание на самостоятельность мышления и его направленность на решение задачи, таки образом, оно носит активный характер основывается на прошлом опыте субъекта. Целостный подход обращал внимание на внезапность понимания существенных отношений в проблемной ситуации, что приводит к ее решению. С точки зрения психолога Ж. Пиаже мышление представляет собой высший познавательный процесс, который формируется под влиянием внутренней и внешней среды, т.е. выступает и биологическим, и логическим.
Кроме того, исследователи выяснили, что мышление носит общественно-исторический характер и такую же обусловленность. Это значит, что мышление определяется уровнем развития культуры общества. С точки зрения Выготского, у человека существует натуральное мышление, которое присуще человеку как биологическому существу, такое же мышление есть и других животных (обезьян, ворон и т.д.).
Кроме того, у человека есть специфическое мышление, которое формируется только в ходе его развития в обществе и усвоения культурных ценностей. Специфика этого мышления заключается в специфике того общества, в котором рос и воспитывался человек.
В философии разум (мышление) и чувства (эмоции) часто противопоставлялись друг другу. Поднимался вопрос, что же руководит человеческими поступками – всегда ли разум? Философами эта проблема относилась еще к библейским временам. Филон в рассуждениях архимандрита Рафаила (Карелина) указывал:
«Ева – это чувства, Адам – это разум. Чувство обольстило разум, и потому в самих себе мы беспрестанно видим падение Адама. Видим, как наши чувства и страсти обманывают и пленяют наш ум».
Такое стремление разделить разум и чувства досталось философии от Аристотеля. Он создал учение о произвольных и непроизвольных действиях, в котором приходит к выводу о необходимости гармонии рационального и иррационального начала в человеке. Это, в свою очередь, порождает проблему силы воли. Однако на протяжении длительного времени в социальной истории употребление прилагательного «умный» обозначало не только наличие знаний или следование рациональному пути в мышлении, но и наличие духовных сил, моральных скреп.
Один рационализм, лишенный духовной опоры, таит в себе опасность. На это обращал внимание Ж.-Ж. Руссо. Он писал, что разум без инстинктов и страстей становится чрезмерно академичным, а потому бесплодным, что ведет к индивидуализму, анархии и хаосу. О необходимости совмещения рационального начала и умения «видеть сердцем» писали многочисленные представители религиозной философской мысли в России (например, П. Флоренский).
С точки зрения современного философа Эпштейна, философия основывается на чувствах, поскольку «любовь к мудрости» включает в себя чувство (любовь) и разум (мудрость). Философская мысль охватывает все законы мироздания в целом. У человека, тонко чувствующего этот мир, отношение к миру превращается в эмоциональную драму. Философия невозможна без эмоций, поскольку необходимость рассуждать над проблемами мироздания возникает только от чувства неустроенности, когда личность охватывает «меланхолия всеобщей бренности и обреченности», неумолимого хода вещей. Ответом на такое философское чувство может быть только философское размышление.
Источник