Чем отличается вина от чувства вины

Разница между виной и чувством вины

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

Каждый хотя бы раз испытывал гложущее чувство вины перед родителями, друзьями, детьми, коллегами или самим собой. Попытаемся разобраться, как возникает это переживание, каковы его симптомы, разновидности, влияние на качество жизни.

Вина и чувство вины: есть ли разница

Вина — понятие неоднозначное. Трактуется от сугубо юридической, где под этим термином понимается отрицательное отношение субъекта к сделанному проступку, до социальной, когда под такой эмоцией понимается проявление человеческой совести. Единым является некое раскаяние, наказание за содеянное в виде материального возмещения урона или стремлении загладить ошибку.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

Чувство вины — это тягостное ощущение, которое испытывает субъект, причинивший обиду, ущерб, эмоциональный дискомфорт своими действиями или бездействием другому.

Прокрастинация, при которой человек систематически уходит от выполнения каких-либо обязательств, тоже вызывает муки совести, но уже перед самим собой.

Однако, несмотря на взаимосвязь явлений, есть большая разница между понятиями «быть виноватым» и «чувствовать себя виноватым». Человек объективно виновен, когда он заведомо знает, что его действия, слова несут деструктивный характер, но все равно делает или говорит это. А вот с ощущением собственной виновности все сложнее. Помимо объективных внешних причин людям свойственно считать себя виноватыми даже в тех случаях, когда реально причиненного ущерба нет. Такое негативное отношение к себе может быть продиктовано подсознанием или навязано извне.

Природа чувства вины

Если разговор заходит о чувстве вины, первое, что приходит на ум — представление о наиболее часто встречающемся переживании, когда, совершив нелицеприятный поступок, человек испытывает недовольство собой, своим поведением. Он стремится исправить сложившуюся ситуацию, не повторять ее впредь. Но на практике природа возникновения этого чувства гораздо обширнее. Рассмотрим некоторые случаи.

Объективное

Объективное чувство вины — естественная реакция на совершенное негативное действие, которое повлекло за собой недовольство со стороны окружающих либо внесло резонанс между личностью и общественными нормами. Такая эмоция является логичной, обоснованной, полезной для личностного роста, формирования правильной системы ценностей, построения здоровых взаимоотношений с окружающими.

Примером объективной реакции является ситуация, когда родитель из-за тяжелого трудового дня незаслуженно обругал ребенка, просившего помощи при подготовке домашнего задания. Взрослый адекватный человек в таком случае осознает свою неправоту, извинится за грубость. Такое неприятное ощущение имеет реальную подоплеку, быстро проходит с решением конфликтной ситуации.

Иногда может не быть реальной причины для возникновения переживания, но человек все равно подавлен, его «гложет совесть». Тогда стоит проанализировать ситуацию, задуматься: действительно ли есть за что себя винить? Это переживание может быть навязано окружением, не несет ничего, кроме ненужного самобичевания. Бывает, когда родители развивают в ребенке «синдром виноватого» с самого детства: если я кричу, то ты априори виноват, признай это. Ребенок вырастает, привыкает постоянно жить с чувством вины. Такое явление подлежит корректировке. Следует пересмотреть отношения с провокаторами, отделить реальное от внушенного, больше полагаться на собственную систему ценностей.

Как средство манипуляции

Излишне совестливая личность — находка для манипуляторов, многие стараются этим воспользоваться для своих целей. Особенно часто такой механизм взаимодействия встречается в семейных отношениях. Диагонали строятся по-разному: муж-жена, родители-дети, а давление на чувство вины идет с двух сторон. Банальная фраза «Я отдала тебе свою жизнь, а ты неблагодарный» или «Мы столько сил в тебя вложили, а ты получил двойку» — примеры манипуляции. Естественной реакцией становится подавленность, недовольство собой из-за несоответствия образу «хорошего мужа» или «примерного ребенка», который создал манипулятор.

В попытках искупить несуществующую провинность партнер идет на уступки, выполняет установленные требования, либо просто становится зависимым от манипулятора, полагая, что это единственный человек, который готов принять его таким.

Перед умершим

Еще одним распространенным поводом для возникновения неловкого чувства является смерть родственников. Человек так устроен, что, пока есть хоть малейшая вероятность что-то исправить, мозг способен сопротивляться депрессии. Однако смерть ставит жирную точку на любых возможных изменениях.

Фрустрация, которая охватывает субъекта, потерявшего близкого, приводит к развитию комплекса вины перед умершим. Не в силах что-либо изменить, как-то справиться со сложившейся ситуацией, он испытывает стресс. Корит себя за то, что не уделял должного внимания, редко говорил слова любви, обижал, не настоял на лечении, переезде. Иногда сперва проявляется гнев на усопшего — как ты мог меня оставить? — а затем приходит гадкое ощущение собственной низости, какой я мерзавец, что злюсь на умершего.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники .

В любом из сценариев важно осознавать, что возникновение подобных эмоций по отношению к усопшему совершенно иррационально. Люди не могут контролировать все, поэтому надо вовремя отпускать другого, прощать себя, делая выводы, применяя полученный опыт в отношении живых.

За измену

Измена — это аморальный поступок для социума, грех для религии, серьезный проступок с точки зрения гражданского права, так как связи на стороне выступают причиной развода. Поэтому после акта измены приходит чувство вины перед супругом. Партнер переживает, мучается угрызениями совести, ощущает себя предателем недостойным любви.

Невозможность поделиться душевными терзаниями усугубляет внутреннее беспокойство, нередко приводит к нервным срывам.

Для выхода из кризисной ситуации необходимо:

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники .

  • признать свою ошибку;
  • проанализировать причины, подтолкнувшие к измене;
  • простить себя за совершенный проступок, даже если супруг не смог, не захотел этого сделать;
  • сделать выводы, не допускать повторения ситуации;
  • принять меры по урегулированию ссоры: искупить либо расстаться.
Читайте также:  Эмоционально волевая сфера учащихся коррекционного

Проводить подобную работу над ошибкой можно самостоятельно или обратиться к психологу.

Признаки чувства вины

Человека, испытывающего муки совести, сложно не заметить. Находясь в конфликте с собственным я, он заметно меняется, становится замкнутым, раздражительным в зависимости от психотипа, избегает разговоров тет-а-тет. Подобная самоизоляция снижает самооценку виновного, делает его неуверенным.

Так как беспокойство иногда возникает без внешних причин, важно вовремя заметить первые признаки зарождающегося деструктивного поведения. Это может быть:

  • ощущение своей несостоятельности, бесполезности;
  • утрата внутренней уверенности в себе, своих способностях;
  • пристрастие к самокопанию, поиску исключительно негативных черт;
  • неадекватная оценка своих успехов;
  • бессознательное чувство жалости к себе или неоправданная ненависть.

Подобные эмоции негативно сказываются на психическом здоровье личности, при их игнорировании приводят к затяжной депрессии или проблемам со здоровьем.

Причины

Несмотря на то что чувство вины человек впервые испытывает еще в раннем возрасте, это не врожденный инстинкт, оно культивируется социумом, зависит от принятых общественных норм.

Причинами возникновения этого ощущения могут быть:

  • Объективно неправильное действие по отношению к другому субъекту, причинившее ему вред. Тогда угрызения совести исчезают после устранения ошибки, извинений.
  • Бездействие. Не достигнутый результат, вовремя не решенная задача, несказанные слова заставляют чувствовать себя виноватым перед теми, кого подвели, или перед самим собой.
  • Неверно принятое решение. Когда от распоряжения или приказа одного зависит благополучие людей, на него автоматически возлагается ответственность перед ними.
  • Внутренний конфликт личности. Человек, осознанно совершая негативное действие, испытывает бессознательное чувство вины. Он недоволен собой, но продолжает поступать так же вопреки общественному мнению, тем самым закольцовывая ситуацию.
  • Гедонизм также иногда выступает причиной душевной распри с самим собой. Живя для себя, индивидуум параллельно испытывает муки совести перед родителями, которые всю жизнь работали не покладая рук.
  • Конфликт между эмоциями и долгом. В этом случае субъект всегда будет ощущать вину, какое бы решение он ни принял.

Ярким примером такой ситуация является рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах», по сюжету которого часовой у Зимнего дворца становится свидетелем того, как в Неве тонет прохожий. Автор красочно описывает метания караульного между служебным и человеческим долгом, последующее чувство вины главного героя, выбравшего человечность. Осознавая, что нарушил устав, он корит себя, радуется, получив наказание в двести розг, искупив таким образом свою вину.

Чрезмерное чувство вины

Угрызения совести — нормальная реакция зрелой личности на совершенный проступок, однако во всем важна мера. По данным статистики 80% самоубийств происходят из-за чрезмерного чувства вины, загнавшего человека в глубокую депрессию, из которой он не смог самостоятельно выбраться.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья .

Чувство вины, которое появляется беспричинно, не исчезает по мере решения проблемы, становится навязчивым, получило название «невротическое».

Оно относится к психологическим расстройствам, требует серьезной самостоятельной работы для его устранения, помощи. При необходимости надо пойти к врачу.

Чувство вины — всегда ли это плохо

Такое состояние нельзя расценивать только как резко негативное явление.

При правильной дозировке, объективных причинах оно имеет следующие свойства:

  • стимуляция совести;
  • предупреждение повторения негативных ситуаций;
  • формирование образа правильного поступка или решения за счет анализа допущенной ошибки;
  • подтверждение психологического здоровья;
  • улучшение взаимоотношений с окружающими после осознания ошибки, раскаяния, извинений.

По данным криминалистов, маньяки и люди с психологическими отклонениями не способны испытывать чувство вины или сострадания, что позволяет им совершать преступления без угрызения совести. Поэтому появление подобных переживаний свидетельствует об адекватности человека.

Как избавиться от чувства вины

Не все переживания, связанные с муками совести, созидательны, лучше вовремя избавляться от их деструктивных воздействий. Существует несколько рекомендаций, которые способны убрать ощущение виновности или сделать его менее ярким.

К ним относятся такие:

  1. Проанализировать причины возникновения эмоции, чтобы отличить реальную объективную вину от навязанной или надуманной.
  2. Подробно разобрать какие нормы нарушены, чтобы не переоценивать ситуацию, не гипертрофировать чувство вины.
  3. Не подавлять возникшее переживание, а разбираться, решать проблему.
  4. Предоставить себе право на ошибку, принять, что идеальных людей нет, каждый может оступиться.
  5. Не зацикливаться на ситуациях, где уже невозможно ничего изменить. Излишнее самоедство, анализ не дают двигаться дальше.
  6. Не завышать требования к себе, научиться прощать себя.

Эти советы помогут легче, быстрее справиться с последствиями, вынести правильные выводы из проблемных ситуаций.

Отличие чувства вины от стыда

Чувство стыда и вины очень похожи, но они имеют одно важное различие — это источник эмоции. Второе формируется человеком самостоятельно, исходит изнутри. Оно базируется на нормах морали, принципах, нравственности личности, возникает независимо от окружающих.

Стыд же — это эмоция навязанная извне, возникает в том случае, если проступок был совершен при свидетелях. Индивидуум может по-разному реагировать на одно и тоже совершаемое им действие, исходя от того, есть вокруг люди или нет. Если поступок получает публичное осуждение, то субъекту автоматически становится стыдно, он не доволен своим поведением. Но, соверши он ровно то же самое наедине с собой, ни о каком чувстве вины не шло бы и речи.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья .

Александр Горбунов

Я главный редактор сайта турбо-суслик.орг. Спасибо за Ваше время! Надеюсь, публикация была Вам полезна.

Источник

Как отличить мнимую вину от реальной вины?

Чувство вины — то, что обязательно должно быть у верующего? Или это то чувство, с которым надо бороться? И как?

Доклад психолога Ольги Красниковой на Рождественских чтениях 2011.

Я хочу поделиться с вами своими размышлениями и рассказать об интересной теме, которой мы занимаемся очень давно.

Читайте также:  Если вы не можете общаться со мной когда у меня нет настроения

Эта тема касается каждого человека, на мой взгляд. Эта тема — чувство вины. Сегодня мы с вами будем говорить о вине, о виноватых, об ответственности адекватной и неадекватной, о чувстве греха.

photosight.ru. Фото: Len

И для начала мы с вами нарисуем небольшой портрет. Портрет человека, который чувствует вину. Он грустный, он боится, ему стыдно. Внутри него возникает колющее, режущее, тянущее неприятное чувство, которое принято называть «чувством вины».

Интересно, что с чувством вины мы знакомимся не с самого рождения. Оно проявляется у нас чуть позже. У маленького ребенка нет чувства вины. Если мы возьмем грудного ребенка, то он не чувствует вину, если он не хочет есть, если он не хочет спать. Он воспринимает себя в своем естестве, совершенно нормально. И у него нет еще ни критериев, ни ценностей, с которыми он мог бы сравнивать себя. Такое сравнение, если бы оно было и было бы не в его пользу, оно бы вызвало чувство вины.

Чувству вины мы учимся. Постепенно взрослея, мы начинаем осознавать, что в чем-то мы не дотягиваем до того идеального образа себя, который у нас внутри существует. И это несовпадение моего идеала с тем, кем я являюсь в реальности, и вызывает у меня все вышеперечисленные негативные ощущения.

Но здесь важно различать чувство вины и вину.

Что такое вина? Очень интересно, что негативный оттенок это слово приобрело не так давно. Если мы вспомним, например, «виновник торжества» — здесь нет никакого неприятия этого человека. Наоборот, слово «виновник» в данном случае, в данном контексте показывает нам ценность этого человека. Потому что «виновник торжества» — это человек, который стал причиной какого-то радостного события. То есть оказывается, слово «вина» указывает нам на то, что существует некоторая связь с причиной какого-то события, какой-то ситуации.

В современном мире, как правило, мы рассматриваем вину достаточно односторонне, как причину какого-то ущерба. Но что делать, если ущерба нет, а чувство вины возникает? И почему это происходит? Каким образом связано наше чувство вины с чувством греха и с практикой покаяния? И почему люди иногда после исповеди говорят, что, вот, каюсь-каюсь, вроде бы вину свою признаю, и раскаиваюсь, и на исповедь сходил, а излечения не происходит, и чувство вины все равно мучает?

Вот с этими вопросами мы постоянно сталкиваемся и на консультациях, и на семинарах, которые проводим. Сегодня некоторые ответы хотелось бы обсудить.

Что такое вина, реальная и мнимая?

Чувство вины, связанное с реальной виной (если я действительно стала причиной какого-то ущерба) в норме должно приводить к раскаянию, покаянию, исповеди (если мы говорим о христианах и православной традиции). И дальше это чувство вины исчезает, уходит.

Функция чувства вины – сигнальная. Испытывая чувство вины, мы получаем сигнал, что что-то сделали не так. Мы совершили какую-то ошибку, какой-то грех. И грех «давит на наши плечи». Мы это ощущаем буквально, как тяжесть. Получая сигнал о чувстве вины, мы должны задать себе вопрос: «А что случилось? Что произошло, что я такого сделал?» И как только мы осознаем, что мы совершили, дальше мы можем уже производить какие-то действия.

Но представьте себе, что чувство вины есть, а реальной вины нет. Часто бывает, что соотношение реальной вины и чувства вины искажено, причем искажено может быть в разные стороны.

Возьмем две крайности. Человек стал причиной серьезной катастрофы, серьезного происшествия, но при этом он отрицает свою вину. Это одна крайность.

Другая крайность, когда человек ни в чем не виноват, просто присутствовал рядом, но от него не зависело ничего, но при этом он чувствует свою вину, как будто это сделал он.

Более мягкие случаи — когда человек преуменьшает или преувеличивает свою вину. Есть некая вина, а виновник может как из мухи сделать слона, так и из слона сделать муху. И возникает вопрос у нас как у психологов – зачем человеку это нужно?

Ценность личности

Оказывается, что здесь есть прямая связь с ощущением ценности личности. Если у человека недостаточно внутри чувства собственной ценности, то он может таким странным, казалось бы, совершенно нелогичным способом эту ценность повысить. Он объявляет себя причиной какого-то события, пусть даже плохого. Для него в данном случае важно, что он не пустое место, что от него что-то зависит: если из-за меня что-то случилось, то я в этой жизни что-то значу.

Конечно, он это делает не специально, как правило, бессознательно, но тем не менее делает.

А теперь давайте с вами подумаем, сможет ли он покаяться вот в этой вине? Нет, конечно. Потому что эта вина для него имеет особую выгоду (неосознаваемую), и ему с ней нелегко расставаться.

photosight.ru. Фото: Антон Чукреев

Более понятен случай, когда человек преуменьшает свою вину, потому что здесь хотя бы прослеживается логика. Если мой образ себя далек от реальности, если я себя идеализирую, то, совершив какой-то проступок, став причиной какого-то неприятного события, мне будет очень сложно признать свою ответственность за то, что я совершила. Потому что если я признаю свою ответственность и свою вину, тогда придется корректировать свой идеальный образ себя. А не хочется, это неприятно.

Здесь понятно, почему мы преуменьшаем собственную виновность. И становится понятно, зачем нам ее преувеличивать, хотя, казалось бы, это не очень логично.

Когда мы говорим о вине, важно упомянуть слово «ответственность». Что такое адекватная ответственность и что такое неадекватная ответственность? За что мы можем отвечать? Что мы можем контролировать? Что мы можем изменять?

На эти вопросы есть несколько ответов, и они лежат в разных плоскостях. Первая плоскость – это те области жизни, за которые отвечаем только мы и больше никто. Таких областей жизни на самом деле не так много. Это наше призвание, наше дело, которому мы себя посвящаем, и никто со стороны не может нам сказать: «тебе не стоит этим заниматься, это не твое». Сказать-то они, конечно, могут, но знать наверняка мою внутреннюю жизнь, мои чувства, мои мысли другие не могут. Они не могут разгадать мое призвание.

Читайте также:  Нужно ли жить вместе если нет чувств

Советы бывают очень верные и очень точные, но самоопределение – здесь очень важно начало этого слова «само» – оно самостоятельно.

Какая еще область жизни не нуждается в постороннем вмешательстве? За что мы несем ответственность в одиночку?

  • Конечно, выбор спутника жизни. Потому что жить-то нам. И аргумент «батюшка благословил» семейную жизнь не спасает, к сожалению.
  • Если посмотрим дальше в область семейной жизни, то решение о рождении детей, о количестве детей, хочу я детей, не хочу я детей, сколько я хочу детей — тоже лежит внутри человека. Нельзя человека заставить не иметь детей или заставить иметь детей. Материнство и отцовство – это очень большая ответственность, и только сердце самого человека знает, готово ли оно к тому, чтобы принять ребенка, и сколько у него есть талантов к родительству.
  • Ответственность за здоровье — это тоже наша ответственность. Кроме нас, никто не знает, когда мы плохо себя чувствуем, когда мы нуждаемся в медицинской помощи. Наша ответственность – проходить обследования и лечиться, выбирать способы, как лечиться.
  • Самая главная, пожалуй, ответственность для зрелого человека — это ответственность за его веру. Нельзя человеку навязать веру. Потому что мы считаем, что вера – это личная встреча. Встреча личности человека с Личностью Бога.

Так вот — это те области жизни, за которые отвечаем мы сами.

Что же тогда будет неадекватной ответственностью? За что я не могу отвечать и что я не могу контролировать?

Я не могу отвечать за ваши выборы. И я не могу переложить на вас ответственность за свои выборы. То есть эти области ответственности – это только мое дело, и я здесь никого не могу обвинить. Но с другой стороны, если я что-то делаю, то последствия моих действий я принимаю сама.

И помимо областей жизни есть еще те проявления личности, за которые мы сами несем ответственность: наши поступки, это наши мысли, это наши чувства. Это отношения, желания, потребности.

Можно ли обвинять кого-то в том, что этот человек «меня обидел», вывел из себя, заставил что-то сделать? Он ли виноват в том, что я испытываю те или иные чувства, что я совершаю те или иные поступки, что я думаю таким образом, а не как-то иначе? Или все-таки я отвечаю? И могу ли я отвечать за то, что другие чувствуют? Могу ли я быть виноватым в том, что кто-то мной недоволен? Или наоборот – за то, что кому-то я нравлюсь?

Здесь мы разделяем зоны ответственности и в связи с этим разделяем и нашу виновность на реальную и не реальную, мнимую.

Мнимая вина – это та вина, где я не являюсь причиной того, что произошло. И, соответственно, я ничего не могу сделать, я ничего не могу контролировать, и мне не в чем каяться.

Очень сложная тема – тема перехода чувства вины в чувство греха. Это больше пастырская тема, поэтому я ее касаться не буду.

Если мы говорим о назначении чувства вины, то оно в том, что, испытав неприятное чувство, осознав, с чем оно связано, я признаю свою ответственность за совершенное деяние, и признаю — то, что я совершила, не является мной. Я не могу «в себе» раскаяться, но я могу раскаяться в том, что я сделала.

Так вот, я признаю что-то, что я сделала, и мне неприятно, мне противно, я прихожу на исповедь и в этом раскаиваюсь. Я говорю, что я отказываюсь от этого поступка, я его не принимаю, то есть я ненавижу свой грех. Но при этом сохраняется отношение к себе — как к личности, как к личности богоподобной. То, что я сделала, не свидетельствует о том, что я плохая.

И вот здесь ключевой момент, на котором я бы хотела закончить. Когда мы говорим о чувстве вины, очень важно не «переходить на личности». То есть человек сделал плохо, но он не плохой.

Любимый мой вопрос студентам: покаявшийся разбойник, распятый на кресте, – он плохой или хороший? Все дела его жизни говорят о том, что поступал он плохо. Но можем ли мы сказать о том, что это плохой человек? Особенно зная, что он первым вошел в Царствие Небесное?

Чувство вины не должно нас приводить к самоосуждению, самобичеванию. Да, мы ненавидим грех, но при этом мы призваны любить грешника. Наше отношение к себе — как к человеку, который ошибается, но при этом встает и идет дальше. Он исправляет свои ошибки, если это возможно, и делает выводы на будущее.

Это безоценочное отношение к личности не как к плохому и хорошему, а как к живому, как к богоподобному существу, на мой взгляд, очень важно сохранять, когда мы в нашей практике сталкиваемся с чувством вины у тех, кто обращается к нам за помощью.

Читайте также:

О вине подлинной и мнимой

Как понять, где подлинная вина, а где мнимая? Есть ли разница между христианским покаянием и самоедством? Где искать истоки комплекса вины? ПРАВМИР беседует с кандидатом психологических наук Андреем Копьевым.

Лекарство от вины. Заметки православного психотерапевта

Депрессия, попытки самоубийства, беспричинная тревога и страхи — нередко с этими тяжелыми проблемами люди обращаются к психологу. Чтобы помочь пациенту, специалист должен понять причину его страданий. И нередко этой причиной оказывается оставшееся нераскаянным, часто глубоко запрятанное чувство вины. Грех без покаяния, совершенный в прошлом, прорастает в настоящем душевной трагедией. И человек часто не понимает: за что? А лекарство, оказывается, совсем близко

Источник

Оцените статью