Главные темы поэзии Рубцова — это родина-Русь, ее природа и
история, ее люди, их духовный мир, нравственные ценности, краса и любовь.
Конечно, правы те, кто отмечал, что его творчество не сводится только к
понятиям тихой лирики , деревенской поэзии, но сельская природа и быт всегда
были необыкновенно привлекательными для поэта.
Теснее в его ранних стихах (Деревенские ночи , 1953),
проникнутых лирико-романтичным настроением, выступают главные образы его
творчества:
Ветер под окошечками, тихий, как мечтание,
А за огородами в сумерках полей
Вопли перепелок, ранешних звезд сияние,
Ржание стреноженных юных коней.
Удивительным образом в его стихотворениях переплетаются
романтика и действительность, поэзия и проза; картины возвышенные, просветленные и
обыденные, неясные. Вот тоже ранне стихотворенте 1957 года «Воспоминание»:
: Помню, луна смотрела в окно.
Роса блистала на ветке. .
Помню дождь и грязюка во дворе,
Вечер черный, беззвездный.. .
. Но почаще всего на
смену беспокойным нотам приходит успокоение. И тогда обращение к родной природе
вызывает поэтическую, возвышенную картину мира. В стихотворении Ночь на Отчизне
поэт рисует ночь ясными красками тишины и спокойствия.
Высочайший дуб. Глубочайшая вода.
Смирные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Тут крыши сёл не слыхивали грома.
Не встрепенется ветер у пруда
И на дворе не зашуршит трава.
При создании и передаче такого умиротворенного,
романтичного настроения автор необыкновенную роль отводит эпитетам. В стихотворении
Я буду прыгать по буграм Рубцов пишет о Родинеи, неразрывно с этой темой- о
природе. И снова тема тишины и умиротворения.
Останьтесь, останьтесь, небесные голубые своды!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Древней короной собственных восходящий лучей! .
В образной системе Н. Рубцова главную роль играет поэтическая
символика, которая
питает многие стихотворения Н. Рубцова, к примеру, Утро
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — всюду о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красу,
Я не создам, наверняка, иную. .
Во всем этом поэт лицезреет и раскрывает особую, таинственную
глубину.
Читая стихотворения Н. Рубцова, нельзя не отметить, что
картины природы представляют удивительное соответствие искреннему состоянию
лирического героя. К примеру, в стихотворении Ночь на Отчизне эта параллель
дана в виде сопоставленья:
И всей душой, которую не жалко
Всю потопить в тайном и милом,
Завладевает ясная печаль,
Как лунный свет завладевает миром.
В стихотворении Старая дорога детали пейзажа служат для передачи душевного
состояния героя: Все облака над ней,
В пыли веков секундны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в вечной синенькой рубахе,
По сторонам качаются ромашки,
И гул звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса. . .
Начинается и кончается стихотворение
одной и той же картинкой плывущими по небу тучами. Это тоже неоднозначный
образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем
просто, прекрасно и проходящее. Облака знак постоянной природы. Как и дорога
ветхая дорога , много повидавшая на собственном веку, безграничная. Да и у июльских
деньков вечная синенькая рубашка.
Рубцов в этом стихотворении нередко использует прием
олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские дни
идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в
истинном медли, подчеркивая сиюминутность воспоминаний.
Сейчас невероятно представить для себя лирическую поэзию без
стихотворений Н. Рубцова, который по-настоящему обожал свою отчизну и ей предназначил
свои лучшие песни и наихорошие минутки собственного поэтического воодушевления.полагаюсь посодействовала..
Источник
Задания по литературе для 5 класса
Сравните летний пейзаж в стихотворениях Ф. И. Тютчева и И. С. Никитина. Чем отличаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актёры?
Фёдор Иванович Тютчев
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый жёлтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу.
В своих стихотворениях «Как весел грохот» и «Утро» поэты Тютчев и Никитин выбрали совершенно разные моменты лета, такого прекрасного и неповторимого времени года.
Тютчев описал летнюю грозу. В его стихотворение проглядывают нотки тревоги и даже испуга пред могуществом стихии, но все вместе дарит читателю чувство восторга и преклонения перед красотами природы. В этом стихотворении все гремит и грохочет, но деревья уже предчувствую приближение осени.
В стихотворении Никитина напротив все очень тихо и мирно. ведь он описывает предрассветный час, когда природа еще только-только просыпается. Поэт рисует очень мирную картину и читателя охватывает ощущения покоя и спокойствия, ожидания приближающегося рассвета.
В стихотворении Тютчева «Как весел грохот. » поэт постарался передать свой восторг перед летними бурями. Это стихотворение наполнено движением и эмоциями. Деревья дрожат, гнутся, ропщут. Автор показывает величие природы и гордится им. Это стихотворение несет настроение восторга и какого-то благоговения.
В стихотворении Никитина «Утро» мы видим тихую и спокойную картину на берегу озера. Природа еще спит, камыш дремлет, пробуждаются рыбаки и птицы. Скоро рассвет. Это стихотворение несет настроение покоя, умиротворения.
Главная мысль сказки «Царевна Лягушка» в том, что ради свое любви человек должен быть готов пройти любые испытания, любые трудности, потому что оно того стоит.
Но это только одна главная мысль.
Интересное начинается в этой сказке с самого начала. Ведь сперва Ивану-Царевичу лягушка совсем не понравилась, недооценил он посланную судьбой супругу. А отсюда вывод — не суди о человеке по первому впечатлению, по внешнему виду, а суди по его делам. В каждом человеке может скрываться сокровище, надо только уметь его обнажить и обработать.
Еще одна интересная мысль в этой сказки — доверяй своим близким, своим друзьями, своим любимым и не лезь в из тайны. Иначе может случится такое, что и сама любовь не выдержит, а исправлять последствия невольного любопытства можно будет очень долго.
Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.
Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.
Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.
Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.
Пересказ сказки «Царевна-лягушка» от лица Иван можно выполнить по плану:
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» (иногда его называют повестью) был напечатан в 1872 году.
Как часто бывает, идею создания подсказали сразу несколько событий.
Во-первых, автор сам служил на Кавказе. И был с ним случай, когда он вместе со своим другом, отъехав от отряда далеко, чуть не попал в плен к чеченцам. Повезло, что чеченцы не стреляли, т. к. хотели взять друзей живыми, особенно второго — Садо, который был их соотечественником, но воевал на стороне русских.
Толстой легко мог ускакать от погони, но друга не оставил. Им удалось почти добраться до отряда, и тогда по тревоге им выслали помощь, что и заставило чеченцев отказаться от преследования.
Второе событие — это публикация «Воспоминаний кавказского офицера» в журнале «Русский вестник». Рассказ полковника Ф. Ф. Торнау о любви пленного русского офицера и кавказской девушки впечатлил Льва Николаевича.
Эта история в чем-то перекликается с историей Дины и Жилина в «Кавказском пленнике».
Кстати, произведения с тем же названием есть и у Пушкина, и у Лермонтова.
Возможно, и Толстой хотел и решил назвать свой рассказ так же. Конечно, пленников было двое.
Но, хотя в повествовании невозможно было не упоминать Костылина, главный герой во всех смыслах этого слова именно Жилин и только Жилин. Он вел себя мужественно, отважно, не опозорил чести русского офицера в отличие
от Костылина, который по сути никаких поступков-то и не совершал, только мешал Жилину.
Действующий герой — действительно действующий — один, вот отсюда и «пленник», а не «пленники».
Идея рассказа — нельзя забывать о чести, нельзя отказываться от надежды в любых обстоятельствах, нельзя опускать руки, надо бороться — и ты победишь. Стойкость, мужество не должны покидать человека никогда.
Кроме того, Толстой учит уважать людей независимо от их национальности, и люди это чувствуют, вот и помогают. Горская девушка Дина помогла Жилину несравнимо больше, чем русский Костылин.
Жилин не возненавидел окружающих его в плену людей только за то, что они одной национальности с пленившими его врагами. И простые люди относились к нему с добром и уважением, что помогало вынести тяготы неволи.
Источник
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
Раздел «Краски осени». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Ты прочитал произведения, которые написаны в стихотворной и прозаической форме. Что может их объединять?
Их объединяет тема. Это Осень.
2. Чем стихи отличаются от прозы? Обсудите с другом. Назовите несколько признаков.
3. Любишь ли ты осеннюю пору? Какие чувства и настроения вызывает у тебя осень?
Я люблю, когда осень сухая, когда светит солнце, а лес становится золотым. Такая осень у меня вызывает радость и даже восторг.
Но если постоянно льют дожди, если холодно и грязно, мне грустно. Такую осень я не люблю.
4. Какие из прочитанных стихотворений созвучны твоему настроению? Кто их автор? Найди в них слова, которые подтверждают твою мысль.
Моему настроению созвучны стихотворение Александра Пушкина «Осень» и стихотворение Аполлона Майкова «Осень». В них авторы радуются осени.
Пушкин называет эту пору «Очей очарование» и говорит, что ему приятна «прощальная краса».
Майков пишет, что «любо в лесу бежать», загребая листья ногами.
5. Выучи наизусть то стихотворение, которое тебе больше всего понравилось.
Я с удовольствием выучу стихотворение Майкова «Осень», потому что оно весёлое и задорное.
6. Сравни стихотворения Майкова «Осень» и Плещеева «Осень наступила». Одинаковы ли они по настроению?
Это противоположные по настроению стихотворения.
Если у Майкова лирический герой счастлив, весело бежит по лесу и загребает листья ногами, то у Плещеева осень ассоциируется с унынием: всё вянет и желтеет, небо в тучах, идёт дождь, а птицы улетели.
7. Обсудите с друзьями и подготовьте материал в газету на тему «Прогулки по осеннему лесу». Какие художественные тексты можно туда включить? Как описать настроение, которое возникло у вас в лесу? Не забывайте использовать средства художественной выразительности.
В качестве эпиграфа к такому материалу я бы поставила отрывок из стихотворения Майкова «Осень», потому что он будет хорошо выражать настроение, которое я постараюсь передать.
Описать своё настроение мне помогут средства художественной выразительности, восклицательные знаки в тексте и рассказ о своих чувствах и поступках.
Осенний лес — это нечто особенное. Он не такой как летний, весенний или зимний. Он совершенно иной.
Его отличают яркие краски — золотые, оранжевые, красные. Они наполняют лес и превращают его в сказочный терем.
Мы с друзьями очень любим гулять по осеннему лесу. Эти прогулки дарят нам отличное настроение и большой заряд бодрости. И мы никогда не возвращаемся из леса с пустыми руками.
Только представьте: середина сентября, ярко светит солнце с голубых небес, часть листьев уже облетела с деревьев и лес кажется прозрачным.
Ты идёшь по лесной тропинке, прямо по чистым, жёлтым и сухим листьям, и слышишь, как они трещат под твоими ногами. А вокруг стоит изумительная тишина!
Твое дыхание перехватывает от восторга. Ты наклоняешься, чтобы поднять с земли красивый лист клёна, потом другой, и ещё один. И вот в твоих руках осенний букет, яркий и пахнущий влажной свежестью.
Что может быть прекрасней этого простого букета!
А рядом идут твои друзья, и по их горящим глазам ты понимаешь, что они испытывают те же восторженные чувства. И вы покидаете лес с твёрдым намерением прийти сюда завтра, и послезавтра. Приходить, пока осенние тучи не затянут небо и холодные дожди не построят вокруг леса решётку из струй.
Как же хороша наша золотая осень!
8. Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим. Эпитет — это слово, которое подчёркивает признак предмета и позволяет автору его ярко описать.
9. Выпиши из текстов, которые ты прочитал эпитеты и сравнения. Как эти слова помогают нам представить картины, нарисованные поэтами?
Стихотворение Никитина «Встреча зимы».
Сравнения: что белый пушок, из-под чёрных кудрей, словно рад, как алмазы, капли слёз.
Эпитеты: белый, осеннюю, безлюдных, побелевших, чёрных, сдержанных.
Стихотворение Бунина «Листопад»
Сравнения: точно терем, стеной стоит.
Эпитеты: расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою, светлою.
Стихотворение Майкова «Летний дождь»
Источник