- Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова — героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Портреты: описание внешности, манера поведения, речь
- Происхождение, воспитание
- Характеры: сходства и различия
- Деятельность
- Любовь, семейная жизнь
- Духовные искания
- Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова (таблица)
- Заключение
- Любовь Пьера Безухова к Наташе
- Тема истинной любви и душевной красоты как одна из основных в романе «Война и мир». Отличие чувств Пьера Безухова от любви князя Андрея. Главная причина душевной апатии героини. Семья Наташи и Пьера как образ идеальной семьи по мнению Льва Толстого.
- Подобные документы
Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова — героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» важное место занимают два центральных героя. Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова сложны, многогранны. Их многое сближает, но есть и существенные различия. Сравнительная характеристика этих персонажей поможет понять, почему они являются любимыми героями Толстого.
Портреты: описание внешности, манера поведения, речь
Андрей Болконский и Пьер Безухов — молодые люди светского петербуржского общества. В начале романа Болконскому 27 лет, а Безухову — 20. Внешность, манера поведения и речь этих героев различны.
Андрей Болконский — красивый, молодой человек, появляющийся в свете в военном мундире. Рост у него невысокий, руки маленькие. Лицо его выразительно. Усталый, скучающий взгляд этого героя говорит о том, что ему надоели светские вечера. Он «сухо-неприятно» общается с людьми света, иногда с презрительной улыбкой или с гримасой, которые портили его красивое лицо. Голос его при общении со светскими людьми становится неприятным, резким. Но с теми, кого он уважает или любит, он говорит ласково, с доброй улыбкой. Болконский умеет говорить хорошо, ясно, чётко, речь его убедительна. Он умеет держаться в светском обществе и знает, что там нельзя говорить всё, что думаешь. Князь Андрей умеет и любит танцевать.
У Пьера Безухова совершенно другая внешность и манера поведения. Это толстый молодой человек во фраке, рост его выше среднего, руки красные, огромные. Он носит очки. Взгляд его наблюдательный, умный, лицо «серьёзное и даже несколько угрюмое», улыбка детская, добрая. Он неуклюж, рассеян, с людьми общается просто и, в основном, дружелюбно. Говорит горячо, не скрывая своих мыслей. Не очень умеет убеждать. Его естественную манеру поведения светское общество не приемлет.
Происхождение, воспитание
Оба героя — богатые, знатные люди, но Андрей Болконский носит с рождения титул князя, а Пьер Безухов получает титул графа в 20 лет, когда государь признал его законным сыном графа Безухова.
Отец князя Андрея — генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский. Род их древний, его родоначальником считается Рюрик. Отец Пьера — знаменитый екатерининский вельможа граф Безухов.
Воспитанием князя Андрея занимался его отец, он помог ему развить ум, память и выработать привычку к чтению и деятельному образу жизни.
Пьер с десятилетнего возраста до двадцати лет жил за границей и воспитывался гувернёром. Пьер тоже умён, читает много, но видимо, неразборчив в выборе книг.
Характеры: сходства и различия
Пьера Безухова и Андрея Болконского объединяет такая важная черта характера как порядочность. Кроме того, сходство их состоит в том, что они оба:
- умны;
- добры, великодушны;
- справедливы;
- стараются облегчить положение своих крепостных крестьян;
- любят Родину.
В характерах героев присутствуют и противоположные качества.
Князю Андрею свойственны следующие черты характера:
- гордость, честолюбие;
- сильная воля;
- скептицизм;
- деловитость, трудолюбие, практичность;
- сдержанность;
- несклонность к мечтательному философствованию.
Отличительные черты характера Пьера Безухова:
- добродушие;
- слабохарактерность;
- наивность;
- лень, непрактичность;
- не может сдерживать себя, видя наглость;
- склонен к мечтательности.
Деятельность
Князю Андрею была не по души светская жизнь, он решил посвятить себя военной службе и, став адъютантом Кутузова, участвовал в 1805 году в военных действиях в Европе. В сражении под Аустерлицем он поднял в атаку батальон, бросившись вперёд со знаменем, и был ранен в голову. Вернувшись в Россию, князь Андрей стал обустраивать своё новое имение Богучарово. В 1812 году князь Андрей командовал полком и был ранен в живот во время Бородинского сражения.
Пьер, приехав в двадцать лет в Россию, долго не мог решить, чем ему заняться, и так и не выбрал себе карьеру. После приёма в братство масонов Пьер поехал в свои имения, где хотел освободить крестьян от крепостной зависимости. Но управляющий убедил его, что сначала нужно заняться поправлением дел, которые были в плохом состоянии. В итоге, намерение Безухова так и осталось только намерением. А дела он доверил вести управляющему, так как сам не имел «практической цепкости».
Любовь, семейная жизнь
В браке князь Андрей не был счастлив, не была счастлива и его жена Лиза. Видимо, князь женился на ней, очарованный её красивым личиком и весёлым нравом. Но потом охладел к ней, наверно, потому, что ему надоело её легкомыслие и кокетство. Но он не мог ни в чём упрекнуть Лизу и понимал, что с ней можно быть спокойным за свою честь. Князь Андрей жалел, что женился, так как после женитьбы должен был всегда сопровождать жену на светские вечера, где видел только тщеславие и ничтожество людей. Лизе же светское общество было просто необходимо, так как она выросла в нём. После смерти Лизы князь Андрей винил себя в том, что относился к ней холодно. Через несколько лет он полюбил Наташу Ростову, сделал ей предложение, отложив свадьбу на год по настоянию отца. Наташа не выдержала испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и отказала жениху.
Пьер в браке тоже был несчастлив. Красавица Элен вскоре после свадьбы стала ему изменять. Пьер расстался с ней, хотя они всё же считались мужем и женой. После смерти князя Андрея и Элен, Пьер Безухов женился на Наташе Ростовой, которой всегда восхищался, их брак оказался счастливым.
Духовные искания
Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова продолжалась с 1805 по 1812 год, то есть до гибели князя Андрея. Их объединяло то, что они видели друг в друге думающих людей, ищущих смысл жизни. Суждения их о жизни не всегда схожи, но друзья в своих беседах всегда были искренни.
В начале романа оба героя были поклонниками Наполеона. Андрей Болконский хотел отличиться во время войны, обрести славу, найти «свой Тулон», подобно Бонапарту. Но когда Болконский лежал под Аустерлицем раненый и к нему подъехал Наполеон со свитой, князь понял, всю его ничтожность и разочаровался в кумире. Он понял, что главное в жизни — это не слава, а счастье близких людей.
Пьер в начале романа тоже был горячим поклонником Наполеона, который, по его мнению, много хорошего сделал для французов, но в 1812 году его отношение к Наполеону в корне изменилось — он стал для него врагом. Пьер решил убить его, но попал в плен.
До Отечественной войны 1812 года Болконский и Безухов прошли каждый свой путь духовных исканий.
Поправившись после ранения под Аустерлицем, князь Андрей разочаровался в военной службе и решил жить для близких, для сына. Но через некоторое время он захотел быть полезным Отечеству, составил проект о военном уставе и повёз его государю. В Петербурге князь Андрей стал членом комиссии по составлению воинского устава. Видя деятельность Сперанского по составлению государственной конституции, Болконский понял невозможность что-либо изменить в государстве, да и вообще в жизни. После тяжёлого ранения в Бородинском сражении князь решил, что истинный смысл жизни — в такой любви, когда любишь не только близких людей, но и врагов.
Безухов до 1812 года вступил в братство масонов, надеясь встать на путь добродетели. Он стал считать, что делать добро — это единственно верное счастье. Но скоро Пьер разочаровался в масонстве, и у него пропал интерес к жизни. Попав в плен к французам, Безухов познакомился с пленным солдатом Каратаевым и научился у него осознавать себя частью народа. Он решил, что смысл жизни состоит в любви к людям и всепрощении.
Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова (таблица)
Параметры сравнения
Андрей Болконский
Пьер Безухов
Возраст 27 лет (в 1805 году) 20 лет (в 1805 году) Внешность, манера поведения Красив, небольшого роста, с выразительным лицом. На вечере у Шерер взгляд у князя Андрея скучающий, улыбка презрительная. Одет он в военный мундир. Хорошо держится в обществе. Неуклюж, толст, носит очки. Взгляд умный, улыбка добрая. Одет он в модный фрак. Ведёт себя в высшем обществе естественно, не как светские люди. Речь Умеет хорошо выражать свои мысли, в салоне Шерер его слушают. Считает, что не всё, что думаешь, можно говорить в светском обществе. Не умеет хорошо излагать свои мысли. Когда говорит, часто горячится. На светских вечерах говорит всё, что думает. Происхождение Титул князя носил с рождения. Получил титул графа в 20 лет, когда отец попросил у государя разрешения усыновить своего незаконного сына. Воспитание Воспитывался отцом в семье. Воспитывался гувернёром, находясь за границей с десятилетнего возраста. Занятия Служил в армии адъютантом Кутузова, в 1812 году командовал полком. Одно время стоял во главе петербургского масонства, но потом в масонстве разочаровался. Характер Это человек с твёрдым характером, волевой. Слабохарактерный и безвольный человек. Строг, сдержан, самостоятелен в поступках и суждениях. Легко подчиняется другим людям. Свои чувства скрывает от окружающих (например, когда Наташа разорвала с ним отношения). Своё плохое настроение не скрывает от всех (в частности, когда Элен изменила ему с Долоховым). Трудолюбив, деятелен, практичен. Ленив, непрактичен. Не склонен к мечтательному философствованию. Склонен к мечтательности. Имеет атеистические убеждения. Был атеистом, но потом стал верить в высшие силы. Патриот России. Патриот России.Заключение
Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский и Пьер Безухов в своих характерах и жизненном пути имеют и сходство, и различие. Сравнительная характеристика Болконского и Безухова показывает пути искания этими героями счастья и гармонии. В итоге они поняли, что истинный смысл жизни — в любви и всепрощении.
Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова показывает основное различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник
Любовь Пьера Безухова к Наташе
Тема истинной любви и душевной красоты как одна из основных в романе «Война и мир». Отличие чувств Пьера Безухова от любви князя Андрея. Главная причина душевной апатии героини. Семья Наташи и Пьера как образ идеальной семьи по мнению Льва Толстого.
Рубрика | Литература |
Вид | сочинение |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.10.2013 |
Любовь Пьера Безухова к Наташе
война мир любовь безухов
Тема истинной любви и душевной красоты — одна из основных в романе «Война и мир». Следует отметить, что испытанию любви подвергаются практически все герои романа. К истинной любви и взаимопониманию они приходят, испытав страдания, муки, пройдя через многие препятствия.
Когда Пьер встретил Наташу, он был поражен и привлечен её чистотой и естественность. «Этот самый её взгляд иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему» (том 1). Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость их счастья смешивалась в его душе с грустью. «Что-то очень важное происходит между ними», — думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться… Да, да, — подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная» (том 2). В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Курагиным. Вначале он презирал её: «Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новыми представлениями о ее низости, глупости и жестокости». Хотя Пьер и старался презирать Наташу, но увидев её, измученную, исстрадавшуюся, «еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера». Любовь вошла в его «расцветшую к новой жизни душу». На мой взгляд, Пьер понял Наташу, потому что её связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Пьер был пленен внешней красотой Элен, но её «загадочность» обернулась душевной пустотой, глупость, развратом. Также и Наташа увлеклась внешней красотой Анатоля, а в общении « с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды». Но также «ей никогда в голову не приходило, чтобы из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь с ее или, еще менее, с его стороны, но даже и тот род нежной, признающей себя, поэтической дружбы между мужчиной и женщиной, которой она знала несколько примеров» (том 3).
Когда Наташе было плохо, она «рада была только Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа бессознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе» (том 3). Он был единственный, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда Наташа мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил её. А Наташа боготворила его только за то, что он есть на свете и что он для неё единственное утешение. Он был ей дорог и жил в её сердце всё это время «Я сама не знаю, но я ничего бы не хотела сделать, что бы вам не нравилось. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меня важны и как вы много для меня сделали. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека» (том 3).
Пьер никогда не говорил ничего о своих чувствах к Наташе; Представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить» (том 3).
Пьер сохранил в себе любовь к Наташе, прошел с нею через многие препятствия, и, встретившись с Ростовой, он не узнал её. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить радость, в их сердцах проснулась любовь: «вдруг пахнуло и обдало давно забытым счастьем, и забили силы жизни, и овладело ими радостное сумасшествие». «Проснулась любовь, проснулась жизнь». Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Любовь Наташи была наградой Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, вошла в его жизнь, озаряя её теплом, ласковым светом. Наконец Пьер нашел счастье в жизни.
Никто не знает, была бы счастлива Наташа, выйдя замуж за Андрея, или нет. Но я думаю, что ей будет лучше с Пьером, потому что они любят друг друга, уважают. При этом, Толстой не соединяет их вначале романа, я думаю, потому что и Пьеру и Наташе стоило пройти через все испытания, все мучения и страдания, чтобы обрести счастье. И Наташа, и Пьер выполнили огромную душевную работу, пронесли любовь через года, и за эти годы накопилось столько богатства, что их любовь стала еще серьезнее и глубже. Только чуткий и понимающий человек может приблизиться к счастью, потому что счастье — это награда за неустанную работу души.
Семья Наташи и Пьера — это образ идеальной семьи, по мнению Толстого. Та семья, где муж и жена — одно целое, где нет места условностям и ненужному жеманству, где сияние глаз и улыбка могут сказать гораздо больше, чем длинные, запутанные фразы. Наташе было важнее всего чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, угадывать его желания, «она чувствовала, что те очарования теперь только были смешны в глазах её мужа, она чувствовала, что связь её с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, а чем-то другим, неопределенным, твердым, как связь её собственной души с её телом».
Подобные документы
Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого «Война и мир». Выделение темы родины в творчестве А. Блока.
контрольная работа [20,1 K], добавлен 31.05.2010
Пьер Безухов и Андрей Болконский — главные герои романа. Жизненные искания Пьера Безухова. Различные взгляды на жизнь. Жизненные искания Андрея Болконского. Устоявшиеся ранее принципы рушатся. Общее и различное в исканиях героев.
реферат [22,2 K], добавлен 21.12.2003
Краткая биография писателя. Изучение Л.Н. Толстым человеческого сознания на основе самонаблюдения. Духовные искания главных героев. Андрей Болконский — одна из самых трагических фигур романа «Война и мир». Постоянное развитие образа Пьера Безухова.
реферат [22,3 K], добавлен 14.11.2010
Описание в романе Л.Н. Толстого жизни нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге — Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Влияние истинных семейных ценностей на формирование личности.
реферат [50,7 K], добавлен 29.09.2011
Образ Наташи Ростовой в романе: описание внешности, черты характера в начале произведения и в эпилоге, необычайная бурная жизнь души, борьба и постоянное движение и изменение. Первый бал Наташи, его значение в произведении. Участие героини в войне.
презентация [1,1 M], добавлен 30.06.2014
Изучение истории создания романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир». Исследование роли статичных и развивающихся женских образов в романе. Описания внешности, черт характера и мировоззрения Наташи Ростовой. Анализ отношений героини с Андреем Болконским.
презентация [1,5 M], добавлен 30.09.2012
Афанасий Фет как самый талантливый композитор среди поэтов, творчество последователей. Причины духовного падения Дмитрия Ионыча Старцева. Основания дружественных отношений Пьера Безухова и Андрея Балконского. Суть гуманизма творчества Достоевского.
контрольная работа [12,0 K], добавлен 29.06.2010
Тема любви в мировой литературе . Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Многоликость романа «Мастер и Маргарита». Тема любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Две картины смерти влюбленных.
реферат [42,3 K], добавлен 08.09.2008
Особенности любовной лирики в произведении «Ася», анализ сюжета. Действующие лица «Дворянского гнезда». Образ тургеневской девушки Лизы. Любовь в романе «Отцы и дети». Любовная история Павла Кирсанова. Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви.
контрольная работа [57,3 K], добавлен 08.04.2012
Отношение автора к людям и событиям. Портреты действующих лиц, авторская интонация. Критерии добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми и обществом. Душевное богатство Наташи. Чудесный женский характер.
сочинение [9,9 K], добавлен 14.01.2007
Источник