СРОЧНО!! ! Как карамзин показывает развитие чувств между Лизой и Эрастом? Произведение «Бедная Лиза»
Главные герои — Лиза и Эраст. Лиза — простая крестьянка. Она воспитывалась в бедной. но любящей семье.
Молодые люди знакомятся, случайно встретившись в городе, и впоследствии влюбляются.
Эрасту вначале нравились их платонические отношения, он «с отвращением помышлял.. . о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства» . Но постепенно отношения развивались, и целомудренных, чистых взаимоотношений ему уже недостаточно.
Лиза понимает, что не подходит Эрасту по социальному положению, хотя он и утверждал, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю» .
Однако, когда исчезла новизна ощущений, Эраст переменился к Лизе: свидания становились все реже, а затем последовало сообщение о том, что ему необходимо отправиться на службу. Вместо того чтобы сражаться с неприятелем, в армии Эраст «играл в карты и проиграл почти все свое имение» . Он, забыв все обещания, данные Лизе, женится на другой с целью поправить свое материальное положение.
В этой сентиментальной повести не столько важны поступки героев, сколько их чувства. Автор пытается донести до читателя, что люди низкого происхождения тоже способны на глубокие чувства, переживания. Именно чувства героев — объект его пристального внимания. Особенно подробно автор описывает чувства Лизы («Все жилки в ней забились, и, конечно, не от страха» , «Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста.. . и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти») .
Пейзаж в произведении не только служит фоном развития событий («Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу.
Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании») , но и показывает отношение автора к изображаемому.
И в этой повести Лиза, узнав об измене Эраста, покончила жизнь самоубийством. Чувства простой крестьянки оказались сильнее чувств дворянина. Лиза не думает о матери, для которой смерть дочери равносильна собственной смерти; о том, что самоубийство — большой грех. Она опозорена и не представляет жизни без своего возлюбленного.
Поступки Эраста характеризуй его как ветреного, легкомысленного человека, но все же до конца жизни его мучило чувство вины за смерть Лизы.
Писатель раскрывает внутренний мир своих героев через описание природы, внутренний монолог, рассуждения рассказчика, описание взаимоотношений между героями.
Название повести можно истолковать по-разному: эпитет «бедная» характеризует главную героиню Лизу по социальному положению, то что она не богата; а также то, что она несчастна.
Источник
Произведение «Бедная Лиза»Характерные черты героев.
1. Прочитайте повесть «Бедная Лиза»
2. Изучите материал лекции и подготовьте устный ответ
3. дайте характеристику главным героям по следующим положениям:
5)отношение к любимому человеку,
6)авторское отношение к герою,
7)приёмы и средства выразительности, используемые для изображения героев,
8)Ваше отношение к герою.
1) Характеристика главных героев:
Лиза :молоденькая, привлекательная девушка, в 15 лет осталась без отца. Трудолюбивая и усердная Лиза усиленно работает, помогая своей старой матери. Она вяжет носки, изготавливает холсты, в летнее время собирает ы и цветы, и носит все это на продажу в Москву. Это чистая и скромная девушка, с чувствительной и ранимой душой. Влюбившись в молодого офицера, полностью отдается своим чувствам. Доверчивая и наивная, она искренно верит в любовь Эраста. Узнав о его женитьбе, не может пережить измены, и заканчивает жизнь самоубийством.
В «Бедной Лизе» герои не только вызывают симпатию, но и заставляют усомниться в подлинности чувств. Поведение Эраста в случае с Лизой – яркий пример этому несоответствию слова и дела. Эраст – молодой, богатый дворянин, умный и добрый человек. Вместе с этим, он слабохарактерный и безвольный. Влюбившись в Лизу, испытывает новые чувства впервые столкнувшись с нравственной чистотой. Завладев Лизой, он снова стал самим собой. Проиграв состояние, женится на богатой даме своего круга.
3) Автор :рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю Социальное положение :Дочь зажиточного поселянина; позже сирота, живущая с матерью старушкой. Простая девушка, крестьянка.которых узнал от Эраста. Это хороший и честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей, и посещает Лизину могилку из самых светлых побуждений.
8) Мое отношение к главной героине:повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» весьма противоречивое. С одной стороны, мне искренне жаль доверчивую, наивную девушку, для которой ее первая любовь стала страшным разочарованием. Однако такого исхода следовало ожидать, и поведение самой Лизы не всегда было безупречным.
Так, простая крестьянская девушка должна была понимать, что связь с молодым богатым дворянином не сможет закончится законным браком – в те времена это не было принято. Старушка-мать, несмотря на все старания Эраста понравится ей, не одобряла увлечение дочери. Она советовала ей выбрать мужа среди простых деревенских парней, однако Лиза не последовала материнскому совету. Когда же она узнала об измене Эраста, то поступила весьма эгоистично по отношению к матери, решив покончить жизнь самоубийством. Одинокая женщина не выдержала горя, и вскоре умерла сама. Причиной всех бед Лизы стала ее излишняя доверчивость и чувствительность.
Вопросы по произведению
1)Какое место занимает героиня в повести?
2)Какой предстаёт Лиза в семье? Как её воспитали родители?
3)Какие эпитеты использует автор по отношению к своей героине?
4)Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?
5)В чем Лиза видит свой долг перед матерью?
6)Почему Лизе пришлось работать? Что значит для неё труд?
7)Как развивается любовь Лизы к Эрасту?
8)Почему её чувство оказалось серьёзнее и глубже, чем чувство Эраста?
1) Лиза-главная героиня повести Карамзина «Бедная Лиза»
2) Лиза — бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной бедной старушкой», от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.
3) Эпитеты: невинная, добрая, красивая, умная, нежная трудолюбивая, отзывчивая, Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ..натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».
4) После смерти отца они сильно обеднели у мамы было плохое самочувствие и Лиза бралась за любую работу чтобы прокормить себя и мать.Лиза была хорошей дочерью и мать заботилась о ней то есть их связывают близкие и доверительные отношения. Они относятся к уважение друг к другу с пониманием.
5) Лиза безумно любила свою мать, а мать — ее. . Лиза же ухаживала за больной матерью, искала различные пути заработать денег на скудный обед. Лиза считала, что обязана оправдать надежды матери, но она влюбилась в беспечного Эраста и тем самым погубила себя.
6) Лизе пришлось работать, потому что у когда ей было 15 лет, у неё умер отец, и в семье остались только она и её старая матушка, не способная к работе. Поэтому ей надо было работать, чтобы прокормить себя и свою маму.
7) Любовь Лизы и Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и практически с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не может забыть таинственного незнакомца.
8) Главные герои — Лиза и Эраст. Лиза — простая крестьянка. Она воспитывалась в бедной. но любящей семье.
Молодые люди знакомятся, случайно встретившись в городе, и впоследствии влюбляются.
Эрасту вначале нравились их платонические отношения, он «с отвращением помышлял.. . о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства» . Но постепенно отношения развивались, и целомудренных, чистых взаимоотношений ему уже недостаточно.
Лиза понимает, что не подходит Эрасту по социальному положению, хотя он и утверждал, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю» .
Однако, когда исчезла новизна ощущений, Эраст переменился к Лизе: свидания становились все реже, а затем последовало сообщение о том, что ему необходимо отправиться на службу.
1)Какое место занимает герой в повести?
2)Что мы узнаём об Эрасте до того момента, когда он повстречался с Лизой?
3)Какими положительными чертами наделён герой?
4)При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?
5)Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
6)Показывает ли писатель, как развивается чувство Эраста?
7)В чём проявляется слабость героя? Почему чувство Эраста оказалось не таким глубоким и серьёзным, как любовь Лизы?
8)Какой поступок по отношению к Лизе совершил Эраст? Как можно оценить этот поступок?
9)В какой части произведения автор высказывает своё отношение к Эрасту?
10)Как автор относится к своему герою?
11)Почему он упоминает об Эрасте в конце повести и вскользь?
1) Эраст — один из главных героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Это приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской жизни. Сам автор описывает его так: «сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным.
2) Эраст был богатым дворянином, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветренным. Он вёл рассеянную жизнь, думая только о своём удовольствии, искал его в светских забавах. Но общественная жизнь и светские
удовольствия ему быстро надоедали и он скучал и жаловался на свою судьбу.
С появлением в его жизни любви все переменилось.
3)добродушный, приветливый, положительный во всем человек, умеющий привлечь внимание к своей персоне, умный, приятный в общении, умеющий сострадать, воспитанный, культурный, интеллигентный.
4) Их встреча произошла на улице, когда она пошла продавать ландыши. Он увидел ее и захотел купить ландыши. Купив ландыши он сказал что хочет всегда покупать цветы у нее.
5) Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ..натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».
6) Эраст добрый,но ветряный человек
2)Автор не может осуждать поступок Эраста
3)Они оба умерли и любили друг друга а на том свете может они вместе нет
больше причин и обстоятельств для того чтобы они продолжали злится друг на друга.
7) Он проявил низменность своих нравственных принципов.
Вместо искренней и любящей его всем сердцем девушки, он выбирает богатство и славу.
8) Повесть,как вам известно,очень трагична.Поступок Эраста не может вызывать у автора положительных характеристик,поступок вызывает резко негативные эмоции,собственно,всё понятно становится в конце,судьба Эраста описана четко и понятно,он будет жить с богатой вдовушкой,уже в этом видно презрение автора к поступку Эраста.
9) Но ближе к окончанию повести автор называет Эраста безрассудным и осуждает его за самообман.
10) Изначально можно проследить, что автор старательно выделяет каждую положительную черту персонажа. Он описывает его ум, чувствительность, душевность. Но по ходу развития сюжета, отношение и чувства автора к Эрасту начинают меняться. Равно как и предательство становится апогеем ненависти Карамзина к нему.
Источник
Конспект урока на тему «Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме:
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть». (1792г)
1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» .
2. Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь.
3. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Тип урока: урок-беседа с применением технологии критического мышления
Оборудование: презентация, эпиграф, видеофильм
1) Организационный момент. (4 мин) Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите притчу о любви.
-Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы говорили на прошлом уроке? (в притче говорится о любви, в повести тоже)
— а о каком произведении идет речь?
— Вспомните, какие вопросы по повести «Бедная Лиза» мы с вами обсудили?
(Роль природы в повести, любовь между Эрастом и Лизой, разделили повесть на части и дали каждой название)
2 ) Введение в тему урока . ( 1мин) Итак, сегодня на уроке мы продолжим говорить о самой известной повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло не одно поколение русских читателей.
-Ребята, а давайте вспомним, к какому литературное направление относится произведение «Бедная Лиза»? ( сентиментализм )
Игра «Да-нет» ( на листах записать ответ, потом взаимопроверка)
-Сентиментализм – это литературное течение эпохи Просвещения? (да)
— Главное для сентиментализма разум человека? (нет, душа)
-Чувственность и способность к сопереживанию рассматриваются как главные достоинства человеческой личности? (да)
— Главные герои сентиментализма воины, монархи и мифические персонажи? (нет, это свойственно классицизму, а в сентиментализме люди, чаще всего из низших сословий: крестьян, мещан или незнатных дворян)
— Природа для сентиментализма идеальный мир? (да)
— Центральным сюжетом таких произведений чаще становились войны, сражения? (нет, трагическая история несчастной любви)
Слайд с ответами, дети меняются листами
Слайд Своей повестью Карамзин заявил всему миру: «И крестьянки любить умеют!»
Как вы понимаете смысл этой фразы?
— Это высказывание Николая Михайлович Карамзина подчеркивает новаторство повести: обычно такое высокое чувство, как любовь, описывалось в отношениях между благородными и знатными по происхождению героями. Тут же автор пишет про чувства обычной, крестьянской девушки.
Исходя из ваших размышлений, попытайтесь сформулировать цели урока.
Слайд (Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», Образ Лизы в повести)
— как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о любви Лизы к Эрасту)
6) (2мин)Работа над названием произведения.
— Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? ( она главный герой, с ней связана основная мысль повести)
-Почему произведение называется именно « Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная,то есть несчастная)
-Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)
— Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сегодня и попытаемся разобраться.
Слайд -А сейчас, ребята, обратите внимание на экран. Как вы думаете, кто изображен на картине? (Лиза)
— Художник Кипренский Орест Адамович пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Кипренский изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок. Что за цветок мы видим в руке у Лизы? (ландыш)
— символом чего является этот цветок? (любви,)
— На прошлом уроке я просила вас посмотреть значение слова «ландыш». Кто хочет прочитать?
слайд .Л атинское название «ландыш» в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».
Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд.
В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.
В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.
. –Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза. Так же эти цветы в произведении – символ ее весеннего расцвета, чистоты.
(12 мин ) Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи .
(3 мин) – Давайте посмотрим на взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми.
— Для этого я предлагаю вам сделать мини-проекты. Вам предлагаю проанализировать образ Лизы, а вам – Эраста. Вам нужно с делать мини- презентацию: возможно, это будут высказывания – цитаты из произведения, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразите на ватмане. На столах есть ватман, фломастеры, журналы, картинки, которые, возможно, пригодятся вам для работы. Время работы 10 минут. Каждая группа получает инструкцию – схему. Не обязательно все ответы на вопросы изображать на своем проекте, что- то можно проговорить устно.
Слайд — Критерии презентации:
Каждой группе дается инструкция-схема .
Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
4. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
5. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
6. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
7. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
8. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?
Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)
1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы? .
2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
3. Что привлекло Эраста в Лизе?
4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?
8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?
Рассказать о губительной силе денег
Защита презентаций учащимися. (7 мин)
После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось.
«Синквейн» (3 мин) Групповая работа.
Повесть «Бедная Лиза»
Учит, увлекает, наставляет
В жизни правит любовь
Притча:Никто не достоин слёз
Девушка очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И могла бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел!
Но он не смог ее полюбить! Но вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он заставлял ее мучаться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее любит, а на утро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял простить его, и вновь пропадал! И так история продолжалась.
Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, «что никто не достоин её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать». После чего она переборола себя, и не простила молодого человека, который постоянно её мучал. И пусть ей было больно с ним проститься на всегда. Зато она знала, что в мире есть человек, который «не заставит её плакать».
«Соловьи монастырского ада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада – в любви…»
(5 мин) Организация рефлексивного пространства.
Сегодня на уроке мне понравилось…………
На уроке мне не понравилось……..
На уроке мне было сложно…….
(2 мин) Дом задание: разного уровня
5-4: написать свой вариант развязки произведения .
1.В каком году написано произведение?(1792)
2.Каков жанр произведения «Бедная Лиза»? (повесть)
3.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой)
4.Кто главные герои повести? (Лиза,Эраст и мать Лизы).
5. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин)
6.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора).
7.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала ягоды).
8.А почему Лизе пришлось работать?
9.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши)
10.Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы? (1 рубль)
11.Что случилось с главной героиней?
12.Какие слова из повести стали афоризмом? И крестьянки любить умеют..
Инструкция-схема для группы №1. Лиза:
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Помогают ли ей доводы рассудка?
4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?
Источник