Финансовая травма: как появление больших денег влияет на психологию людей
«Один пациент пришел ко мне после того, как выиграл в лотерею огромную сумму денег», — рассказывает выпускник Принстона, профессор психологии Фредерик Ньюман. По его словам, сначала бедолагу уволили с работы — начальник счел, что его богатство деморализует других сотрудников. От нечего делать он подсел на азартные игры, это довело до ручки его жену, и она подала на развод. Друзья испарились один за другим, потому что чувствовали себя неуютно в компании богача. В итоге — ни жены, ни работы, ни друзей.
Это один из примеров, когда большие деньги часто не приносят счастья. Почему так происходит? По мнению доцента лаборатории социальной и экономической психологии РАН Татьяны Дробышевой, многое зависит от того, какую коннотацию несет богатство. Например, доход от высокооплачиваемой работы или прибыль от собственного бизнеса — это подтверждение заслуг. А выигрыш в лотерее означает, что за кратковременным эмоциональным подъемом следует разочарование — обладатель состояния по-прежнему не может считать себя успешным. Директор центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн говорит, что в этом случае деньги не подтверждают факта признания ваших заслуг.
«Кроме того, деньги — это ресурс, и удовлетворение от него наступает только когда он используется, способствует переменам», — добавляет завкафедрой психоанализа ВШЭ Андрей Россохин. Если же вы становитесь заложником финансовой стабильности, «консервируете» богатство, как бальзаковский Гобсек, — это, напротив, приводит к фрустрации. С какими психологическими проблемами сталкиваются богатые люди и почему это происходит?
Отстраненность и одиночество
Богатство заставляет нас действовать в одиночку. К такому выводу в 2006 году пришли авторы исследования «Психологические эффекты денег» — Кейтлин Вогс, профессор Карлсонской школы менеджмента университета Миннесоты, и ее коллеги Николь Мид и Миранда Гуд. В рамках исследования они разделили респондентов (всего около 200 человек) на две группы. Одну ничем не выделили, а второй постоянно напоминали о финансах. Например, беседовали с ними за столом, заваленным неоплаченными счетами, или заставляли пройти тест на компьютере с изображениями купюр на рабочем столе. В простых логических заданиях на перестановку слов в предложении им также предлагали работать с ориентированными на деньги фразами — например, «оплачиваемая работа высоко», тогда как остальным респондентам давали фразы вроде «холодно улице на очень».
Затем испытуемому предлагали зайти в комнату, где уже сидел другой участник интервью, и поставить свой стул в любом удобном месте. «Ориентированная на деньги» группа устанавливала дистанцию до 118 см, в то время как у «обычных» участников она доходила только до 79–80 см. В ситуациях, где можно сделать выбор в пользу себя или группы, первые вдвое чаще отдавали предпочтение собственной выгоде и пытались решать задачи самостоятельно (в 70% случаев), в то время как 60% «обычных» участников просили помощи преподавателя.
Получается, что деньги действительно убеждают людей ориентироваться в первую очередь на себя: не помогать другим — но и не просить помощи. «Когда люди вспоминают о деньгах, они мгновенно переключаются с коллективных целей на личные», — говорится в исследовании. «Они становятся более бедными с социальной точки зрения, теряют чувство команды», — предполагает Вогс в интервью американскому изданию The Boston Globe.
Склонность к зависимости
Богатые люди (тут, впрочем, речь идет только об американцах) выпивают чаще бедных, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Такой вывод можно сделать на базе данных американского Центра контроля заболеваний (подразделение Департамента здравоохранения США) за 2010 год. Из документа следует, что только 42% семей, чей доход ниже уровня бедности, выпивает ежедневно. При этом из тех, кто получает в четыре раза больше, это делают 79%. Похожий результат дал и ежегодный опрос Gallup (американский институт общественного мнения) за 2015 год. В его рамках 1009 американцев от 18 до 50 лет отвечали на вопрос о том, пили ли они алкогольные напитки в последние 24 часа. Утвердительно на него ответили 45% респондентов с доходом выше $75 тыс. в год, и только 18% из тех, кто получает меньше $30 тыс.
Gallup предлагает такое объяснение этого феномена: богатые люди чаще оказываются в ситуациях, которые подразумевают употребление напитков — например, ужины в ресторане или путешествия. В исследовании, впрочем, не говорилось, что именно и в каких количествах пьют те и другие. Есть и другое мнение. Профессор медицинской школы университета Джона Хопкинса Дэвид Линден в своей книге «Компас удовольствий» говорит о том, что люди с высоким доходом больше склонны к различным зависимостям. Те качества, которые позволяют зарабатывать много — нацеленность на успех, умение жить конкретной целью, не отвлекаясь на побочные факторы, — могут стать и причиной для зависимостей.
Неспособность к эмпатии
Так называемый эмоциональный интеллект — то есть способность считывать эмоции других — зачастую ценится не меньше высокого IQ. При этом у богатых людей этот навык развит довольно слабо. По крайней мере, так считает группа ученых из университета Калифорнии под руководством профессора Майкла Крауза. В рамках исследования 2011 года он попросил 240 студентов заполнить простой опросник: надо было указать свой возраст, национальность, годовой доход и т.д.
Затем он пригласил респондентов на очную встречу, разбил их на пары и предложил каждому придумать никнейм для своего партнера, а также забавную историю его появления. Во время рассказа этой истории респондент должен был внимательно наблюдать за реакцией партнера и пытаться понять, какие эмоции тот испытывает. После этого Круз сравнивал, как сам участник исследования оценивал собственные эмоции во время презентации и как их считывал его партнер. Результат трактовался так: чем больше совпадений — тем выше уровень эмпатии.
В итоге гораздо больше совпадений оказалось у тех, чей доход ниже среднего (среди участников исследования). Представителям низких социальных слоев, вероятно, чаще приходится взаимодействовать с другими людьми для решения различных проблем. Кроме того, они сильнее зависят от других и вынуждены внимательно следить за переменами в настроении окружающих, поясняет Круз.
Скудное воображение
Казалось бы, чем меньше вам надо думать о том, как свести концы с концами, тем больше у вас времени для креативных идей. Но, если верить исследованию группы ученых из университета Иллинойса под руководством профессора Рави Мехта, это не так. В 2015 году они провели эксперимент, используя так называемый тест Торренса. Суть в том, что испытуемому дают лист с изображенными на нем фигурами, линиями и просто закорючками. Его задача — нарисовать картинку на базе каждого из этих изображений и дать ей название.
Результат оценивают в баллах по пяти параметрам, среди которых «абстрактность названия», «оригинальность» и т.д. Кроме того, участникам исследования предложили различные странные задачи. Например, требовалось, прикрепить свечку к стене, используя спички или гвозди.
На основе этих экспериментов Мехта и его коллеги пришли к выводу, что творческие способности выше у тех, чей доход был ниже среднего в группе респондентов. По мнению ученых, причина в том, что у более состоятельных людей нет необходимости придумывать предметам дополнительное назначение (например, использовать обычную чашку в качестве горшка для цветов). «Воображение — как мускул, чем меньше мы его используем, тем быстрее он атрофируется», — рассказывает Мехта на сайте университета Иллинойса.
Источник
Мое настроение зависит от количества денег
Когда настал тот момент, в который мое настроение стало зависимо от количества денег на карте и в кошельке? Задавали себе этот вопрос? Только вот с ответом не спешите. А зря…
Это проблема не только взрослых людей, которые работают, но к сожалению, и подростков, и иногда и детей возраста десяти лет.
Пример бытовой первый. День зарплаты или аванса – настроение отличное. Ловлю себя на мысли, что позитивный настрой явно связан с ожиданием долгожданного смс оповещения. Вот телефон «мяукнул», и чувство блаженного удовлетворения растеклось в моем сознании. Чувствую себя человеком — деньги есть.
Пример бытовой второй. Хожу по бутикам в торговом центре. Настроение не очень позитивное. Примеряю сапоги, ищу подходящие. Я знаю, что у меня нет денег, чтобы совершить покупку, если я найду обувь «своей мечты».
Другое дело, когда на карте есть деньги. Настроение отличное, могу обойти сотни магазинов, так и не купив заветные сапоги. Но я чувствую себя человеком от осознания того, что смогу мгновенно расплатиться за покупку.
Дальше с примерами из своей повседневной жизни каждый читатель справится «на ура», перебирая в голове тысячи подобных моментов.
Повзрослели настолько, чтобы иметь возможность самостоятельного материального обеспечения своих потребностей, получения от этого радости и позитивного настроя. Но сознание не повзрослело. Уровень душевной организации как у младенца: «я не плачу, потому что у меня есть яркая погремушка».
Это статья не психологическая, и разбора причин и следствий зависимости от материального состояния ниже не последует.
Каждый и так интуитивно понимает, в чем дело и где собака зарыта. Мы все живем в этом современном мире. А потому будет только один совет: задавайте себе вопросы:
— «почему я счастлив, когда в моем кошельке много денег?»,
— «почему мне грустно, когда денег нет?».
И давайте ответы. Любые ответы. Ведите диалог сами с собой. Ответы будут меняться, всегда будут разные ответы. Но результат будет един – вы разберетесь в себе, без всяких умных книг по психологии, без тренингов в сети Интернет и т.д.
Может через год, а может раньше, когда в очередной раз «мяукнет» телефон с извещением о поступлении денег, вы удивитесь и зададите себе совсем другой вопрос: «Когда настал тот момент, когда мое настроение перестало быть зависимо от количества денег на карте и в кошельке».
Не оставляйте вопросы без ответов. Меняйте свою жизнь путем изменения сознания.
Источник
Можно ли купить счастье: что говорит на эту тему наука
Многие считают, что за деньги счастье не купишь, но все больше исследований показывают, что между финансами и психологическим благополучием есть крепкие и разносторонние связи.
Опираясь на научные данные, рассказываем о том, как деньги влияют на нашу психику.
Ученые давно обнаружили взаимосвязь между бедностью и ментальными заболеваниями: потеря работы и снижение дохода повышают риски депрессии и тревожного расстройства.
Вот лишь пара примеров: в сельскохозяйственных районах Индонезии потеря урожая из-за непогоды и, как следствие, потеря дохода регулярно вызывает рост количества самоубийств и случаев депрессии. Закрытие заводов в Австрии привело к росту потребления антидепрессантов и количества случаев госпитализации, связанных с психическим здоровьем.
Ментальные проблемы родителей, испытывающих нужду, переходят к детям. Крупное австралийское исследование, проводившееся 30 лет, показало, что выросшие в бедных семьях в три раза чаще страдают от депрессии и тревожности даже после совершеннолетия. К похожим выводам пришли британские исследователи, которые проанализировали судьбы более 6 тысяч детей, родившихся в 2000 году.
По всей видимости, бедность так опасна для ментального здоровья из-за хронического стресса, вызванного повышенной неопределенностью будущего. Он делает нервную систему более чувствительной: типичные физиологические реакции вроде повышения уровня кортизола, давления и частоты сердечных сокращений срабатывают, даже если большой угрозы нет. Например, из-за перепалки в очереди или потери незначительной суммы.
Чем дольше человек в стрессе, тем больше времени ему нужно, чтобы восстановиться. Организм находится в режиме выживания, в котором нет места спокойствию и счастью.
Важные навыки в периоды стресса — ВОЗPDF, 5,7 МБ
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Тем не менее высокий доход не означает, что человек счастлив. В начале 1990-х вышла книга американского психолога Дэвида Майерса «Стремление к счастью»: в ней он рассматривал, как разные факторы, в том числе финансовое положение, влияют на эмоциональное благополучие.
Чтобы продемонстрировать, что деньги — далеко не главный его элемент, ему хватило графика с двумя кривыми: доходами американцев с 1956 года и их субъективным уровнем счастья. Доходы за это время увеличились более чем в три раза, а количество счастливых людей лишь уменьшилось.
Другие исследования, проведенные на очень состоятельных людях, также продемонстрировали, что высокий доход не гарантирует счастья. Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Нортон спросил около 2 тысяч человек с состоянием от 1 млн долларов, сколько им денег нужно для счастья. Подавляющее большинство миллионеров ответило, что в два-три раза больше, чем у них есть.
Чтобы объяснить, почему недостаточный доход гарантирует неудовлетворенность жизнью, а повышенный не гарантирует обратного, ученые предположили, что есть планка дохода, после которой деньги не влияют на счастье. В 2010 году лауреаты Нобелевской премии по экономике Дэниел Канеман и Ангус Дитон продемонстрировали, что уровень удовлетворенности жизнью у американцев переставал расти, когда доходы достигали планки в 75 000 $ в год — по нынешнему курсу 90 000 $ ( 6 551 100
Р ).
Но эта планка вызывает споры. Одни исследования подтверждают, что она есть, а другие ее не находят. По всей видимости, это противоречие вызвано тем, что ученые по-разному определяют счастье: для одних это чувство осмысленности жизни, а для других, как для Канемана и Дитона, это психологическое благополучие, основанное на преобладании позитивных эмоций.
Метаанализ 357 исследований с общим количеством участников 2,3 миллиона человек показал, что более удовлетворены жизнью те, кто зарабатывает больше своих знакомых: при этом не так важно, о какой именно сумме идет речь.
Если уровень доходов вырастает у всех, это приносит человеку гораздо меньше позитивных эмоций, чем если заработок увеличивается только у него. Норвежцы прочувствовали это на собственном опыте: в 2001 году налоговая отчетность любого человека стала доступной онлайн — чтобы узнать, сколько зарабатывает сосед, достаточно было зайти на сайт налоговой.
В течение следующих 12 лет этот сайт стал одним из самых посещаемых в стране. Ученые выяснили, что субъективный уровень счастья был больше связан с размером дохода у людей, которые пользовались интернетом хорошего качества и могли узнать о зарплате других, чем у тех, кто почти не проводил время в онлайне.
Эффект прозрачности дохода на психологическое благополучие — NBERPDF, 978,4 КБ
В результате в стране на 29% вырос разрыв в уровне счастья между богатыми и бедными: сравнивая свои доходы с чужими, первые ощутили себя более счастливыми, чем раньше, а вторые, наоборот, оказались меньше удовлетворены жизнью.
Люди ориентируются на уровень жизни окружающих. Если они не могут его поддерживать, то испытывают ощущение относительной депривации. Именно оно заставляет многих тратить деньги не на удовлетворение базовых потребностей, а на вещи, которые они едва могут себе позволить.
Относительной депривации подвержены и миллионеры. Исследовательница Брук Харрингтон, которая изучает привычки очень богатых людей, говорит, что они редко задаются вопросом «хватит ли у меня денег на дорогие вещи, которые я хочу?». Их гложет другой вопрос: «Не меньше ли у меня денег, чем у людей, с которыми я себя сравниваю?» Это влияет на потребительское поведение: они покупают очень и очень дорогие вещи не для удовольствия, а для того, чтобы сохранить свой статус.
Пока не хватает исследований, чтобы утверждать это наверняка, но уже есть работы, показывающие, что источник дохода важен для самоощущения. Исследование с участием 4 тысяч миллионеров показало, что более счастливы те из них, кто самостоятельно заработал состояние, а не получил его в наследство или благодаря браку.
Эксперименты психолога Арбера Тасими показали, что доллар, полученный от хорошего парня, ценится выше, чем доллар, участвовавший в сомнительных операциях, — причем к подобным оценкам склонны даже пятилетние дети. Более того, моральная оценка денег приводит к разному поведению: деньги, полученные честным путем, подталкивают людей к щедрым и справедливым поступкам, а «грязные» деньги — ровно наоборот.
Большинство людей предпочли бы получать кристально чистый доход, но если сумма становится слишком привлекательной или если окружение часто позволяет себе лишнего, многие готовы на сделку с совестью. В таком случае мозг запускает реакции в префронтальной коре, которые позволяют рационализировать самый нерациональный выбор. Но несмотря на большие усилия, вряд ли эти деньги принесут человеку столько же удовольствия, сколько принесли бы заработанные честно или этично.
Есть две крайности: жить сегодняшним днем и тратить деньги на удовольствия или откладывать и периодически отказывать себе в приятном. Казалось бы , в первом случае шансов на позитивный настрой больше, но статистика говорит об обратном.
Исследователи опросили 585 клиентов британского банка о том, насколько они удовлетворены своей жизнью. Оказалось, что наличие приличной суммы на счете гораздо важнее для этой удовлетворенности, чем высокая зарплата сама по себе.
Клиенты с высокой зарплатой, которые при этом тратили деньги, а не сберегали, были менее счастливы. Как полагают ученые, дело в свободном доступе к деньгам: мысль о том, что деньги есть в любой момент и для того, чтобы их получить, не надо обращаться за кредитом или продавать машину, освобождает от тревоги.
Чем большая сумма у вас отложена, тем лучше для вашего мироощущения. Хотя даже небольшие суммы улучшат ситуацию. Американское исследование с 12 тысячами участников показало, что даже отложенные 500 $ повышают уровень удовлетворенности жизнью на 15% по сравнению с ситуацией, когда сбережений нет вообще.
Гедонистическая адаптация — психологический феномен, из-за которого люди привыкают к новому уровню комфорта и перестают его ценить. Если вы купили новый гаджет, как правило, довольно скоро радость обладания им угаснет.
Исследования показывают, что деньги, которые тратятся на новые впечатления, приносят гораздо больше радости. Работает эффект ретроспективного удовольствия — когда воспоминания о событии повышают настроение и уровень удовлетворенности жизнью. Траты при этом могут быть разного размера — путевка на море или билеты в кино: главное, чтобы новый опыт приносил удовольствие или подкреплял позитивные представления человека о собственной личности.
Особенно стоит тратиться на новый опыт, который можно разделить с родными или друзьями: походы с ними в рестораны, на выставки и в другие места заставят наши эволюционные механизмы работать на позитивный настрой. Люди — социальные существа, на протяжении почти всей истории человечества хорошие связи с другими увеличивали шансы выжить.
Сегодня одиночество не несет угрозы выживанию, но по-прежнему все действия, которые помогают нам улучшить контакты с другими, приносят больше всего счастья.
Правда, из этих правил есть важное исключение. Людям с низким достатком — в США это ниже 2500 $ на домохозяйство в месяц — все же большее удовлетворение приносят материальные покупки. Большинство таких респондентов предпочли бы получить телевизор или новую пару обуви, а не бесплатную поездку на выходные. Так что в новый опыт имеет смысл вкладываться, только когда удовлетворены базовые потребности.
Несколько лет назад в Канаде провели эксперимент с участием 60 работающих взрослых. Каждому из них выдали 80 $. Половину суммы надо было потратить на то, чтобы сэкономить себе время, например заказать доставку обеда вместо того, чтобы готовить самостоятельно, а другую половину — на любую материальную вещь. Оказалось, что в те выходные, когда респонденты экономили время, их настроение было значительно лучше.
Ученые объясняют это снижением давления времени, ведь нехватка времени — распространенный фактор стресса. Но, как видно из опросов, очень немногие это осознают. Те же исследователи выяснили, что лишь 2% респондентов предпочли бы потратить 40 $ на экономию времени, остальные хотели купить что-то материальное.
О психологической ценности сэкономленного времени говорят и более крупные исследования. В 2017 году ученые опросили 6 тысяч человек из разных стран. Им задавали вопросы о том, насколько они удовлетворены жизнью и есть ли у них статьи расходов на экономию времени.
Оказалось, что те, кто заказывал на дом готовую еду, нанимал клинеров и пользовался другими услугами для экономии времени, ощущали себя более счастливыми. Важная деталь: этот вывод справедлив не только для богатых людей, но и для тех, чьи доходы ниже среднего.
Иногда желание миллиардеров отдать большую часть состояния на благотворительность может казаться странным, но исследования Гарвардской школы бизнеса показывают, что это помогает им увеличить уровень счастья.
И это касается не только людей с очень высокими доходами. Известное исследование с участием 632 американцев показало, что те из них, кто тратил деньги на благотворительность или просто на других людей, оценивали свой уровень счастья выше. Чем больше было потрачено на эти цели, тем заметнее был результат. При этом размер суммы, потраченной на себя, не имел влияния на уровень счастья.
Эффект может иметь даже единичная трата. В Университете Британской Колумбии группе студентов выдали разные — не очень большие — суммы и поручили потратить их на себя или на других до конца дня. Вечером студентов протестировали. Те, кто все деньги потратил на других, находились в лучшем настроении. Причем от размера потраченной суммы это не зависело.
Почему траты на других так позитивно влияют на нас? Когда мы жертвуем деньги, в мозге активируются полосатое тело и орбитофронтальная кора — эти же области работают, когда мы получаем вознаграждение.
Эти зоны активируются и в тех случаях, когда деньги переводятся на благотворительность в обязательном порядке, например вместе с налогами, и когда это личный выбор. Но во втором случае активность зон существенно больше.
Психологи объясняют это так: когда мы проявляем искреннюю заботу о других, мы убеждаемся, что можем сделать мир лучше. Ощущение, что мы можем контролировать ситуацию и влиять на нее, улучшает наше эмоциональное состояние.
Источник