- Различия людей и животных: интеллект, физиология и психология
- Различия мышления людей и животных
- Физиологические отличия
- Психологические и эмоциональные особенности
- Чем человек отличается от животных: отличительные черты человека
- Чем человек отличается от животных
- Социальные факторы эволюции человека
- Сходства и различия человека и животного: интеллект, поведение, эмоции
- Какое чувство отличает человека от животного?
- Человека отличие от животного способен проявлять эмоции
Различия людей и животных: интеллект, физиология и психология
Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.
Различия мышления людей и животных
Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:
- Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
- Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
- Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
- Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.
Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).
Физиологические отличия
На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.
Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.
Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.
Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.
Психологические и эмоциональные особенности
Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.
Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.
Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.
Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.
Источник
Чем человек отличается от животных: отличительные черты человека
Согласно биологической систематике, люди принадлежат к классу Млекопитающие. Благодаря развитию головного мозга и в связи с прямохождением у человека сформировался ряд отличий. Важно знать, какой признак отличает человека разумного от животных, вернее, комплекс признаков. Сходство людей и современных приматов ещё в 1871 году привело Ч. Дарвина к созданию теории о происхождении человека от обезьяноподобного предка.
Чем человек отличается от животных
Современные люди — представители рода Человек, вида Человек разумный (Homo sapiens). Вид сформировался за последние 100-200 тыс. лет. До этого был период эволюции предков человека протяжённостью в сотни миллионов лет.
Положение вида в системе животного мира:
Есть характерные морфологические, анатомические и биохимические признаки, указывающие на принадлежность человека к семейству человекообразных обезьян. Если требуется перечислить особенности строения, присущие только человеку, то надо привести примеры различий в строении и поведении.
Видовой кариотип человека насчитывает 46 хромосом, у высокоорганизованных обезьян — 48. Гоминиды приобрели в процессе эволюции отличия в строении скелета (в т. ч. скелета) и головного мозга. Сформировалось прямохождение — это вертикальное положение туловища и головы, передвижение на нижних конечностях и приспособление верхних конечностей для хватания предметов.
Отличительные черты человека от животного:
- истинное прямохождение;
- двойная сводчатость стопы;
- освобождение рук для трудовой деятельности;
- умение изготавливать и использовать орудия труда;
- противопоставление большого пальца кисти остальным;
- S-образный изгиб позвоночника, плоская форма грудной клетки;
- больше объём переднего мозга, более развитая кора больших полушарий;
- более сложная высшая нервная деятельность;
- абстрактное мышление;
- членораздельная речь.
Череп человека отличается от черепа других млекопитающих меньшими размерами лицевого отдела по сравнению с мозговым отделом, отсутствием надбровных дуг. Объём мозга человека составляет в среднем 1600 см3 (в 2,5 раза больше, чем у обезьян). Благодаря значительному развитию коры больших полушарий поверхность мозга у людей в 3,5 раза больше, чем у обезьян.
В отличие от животных человек способен проявлять вторичные эмоции (благодарность, эмпатия, ревность, зависть, месть), обусловленные жизнью в обществе. Животные испытывают базовые эмоции — тревогу, боль, радость.
Социальные факторы эволюции человека
Первоначальным этапом на пути превращения обезьяноподобных предков в древнейших людей было прямохождение. Считается, что эта особенность возникла в связи с изменением климата, исчезновением густых лесов и переходу человекообразных существ от древесного к наземному образу жизни.
Руки освободились от функций хватания за ветки и опоры, превратились в орган, использующий орудия труда. Предки людей стали сознательно изготавливать орудия труда. Члены общества должны были общаться для ведения совместной охоты и трудовой деятельности. На определённом этапе развития начала формироваться членораздельная речь.
Усложнившееся поведение и образ жизни содействовали развитию головного мозга, высшей нервной деятельности. Эти и другие особенности формировались под воздействием социальных факторов. Таким образом, человек — биосоциальное существо.
Источник
Сходства и различия человека и животного: интеллект, поведение, эмоции
В современных условиях люди отделяют себя от природы, считая, что они достигли апогея эволюции. Да, эволюция сделала нас такими, какие мы есть, но не стоит забывать, что у нас есть много общего с «братьями нашими меньшими» — млекопитающими. Сегодня мы расскажем о сходствах и различиях человека и животного.
Мы не будем зацикливаться на каких-то общих понятиях, которые известны нам со школы, а лучше поговорим об интересных фактах. Например, знали ли вы, какие общие болезни есть у людей и животных? А ведь из-за схожести внутреннего устройства человек и животное могут переживать одни и те же болезни и вирусы. Больше всего к нашим болезням близки обезьяны: они часто болеют гриппом, холерой, гепатитом, туберкулезом и т.п. Также стоит сказать, что и человек, и животное одинаково переживают бешенство.
Теперь поговорим об интеллекте. Понятно, что у людей и зверей он разный, да и вообще наличие высокого уровня мыслительных способностей считается главным отличием человека от животного. Ни одно млекопитающее не может превзойти человека по уровню интеллекта, поскольку оно не может так же, как и мы, мечтать, думать о прошлом и будущем. Более того, человек – это существо, которое умеет планировать и активно этим пользуется, а животное принимает решение только в конкретный момент, когда это требуется. Человек может использовать речь в то время, как животное – лишь ограниченную сигнальную систему. Но стоит отметить, что животные, как и люди, способны к обучению.
Поведение животного зависит от его инстинктов. Человек себе такого позволить не может: он контролирует свое поведение, исходя из возникшей ситуации. А вот эмоции есть и у тех, и у других. Но стоит отличать эмоции человеческие от эмоций представителей животного мира. Животные испытывают определенные эмоции, которые имеют биологический характер и которые связаны с их инстинктами. Например, животное может почувствовать страх, когда понимает, что здесь и сейчас оно находится в опасной ситуации. Человек же может почувствовать страх даже тогда, когда для этого нет никаких предпосылок, просто представив себе опасную ситуацию в своем сознании.
Источник
Какое чувство отличает человека от животного?
Животные обладают чувствами. Страх, ярость, паника, сострадание и т. д. На примере домашних питомцев можно более отчетливо видеть чувства испытываемые животными в разных ситуациях. Немало новостей, в том числе видеороликов о котах и собаках, в тот момент когда подчиняются каким-то эмоциям, чувствам. Не буду пересказывать то, что было в СМИ, расскажу о том, чему я был свидетелем. Была у меня кошка и как-то она разродилась. Была зима, холодно, мороз, так что я ее оставил с котятами в комнате, где топилась печь. Почти столетний каменный дом на крутом склоне горы, рядом дорога, в отдалении, в зыбком мареве, снежные вершины. Котята уже прозрели и вовсю куролесили. Бывало, что люди избавлялись от котят и подкидывали их куда-нибудь подальше от своего дома. В тот день, выйдя на улицу, я услышал жалобное мяуканье. Ну вот подкинули котенка сразу подумалось. Котенок забился куда-то между камнями и боялся вылезать. Я оствил его и, подойдя к двери в дом, открыл ее. В это время кошка услышала котенка на улице и что с ней сделалось! Как она побежала на улицу на этот жалобный звук. Найдя котенка она взяла его — он был еще грудной — и принесла в дом. Я был приятно удивлен. Не ожидал, что она сразу примет постороннего котенка. Она кормила его и заботилась о нем также как и о своих родных котятах. И это чувство сострадания и милосердия которое проявила эта кошка.
Животные обладают чувством привязанности, преданности, любви, сострадания, гнева, злобы. Но вот одно чувство не присуще животным. У них просто нет этого чувства. Это чувство стыда. Животные не стыдятся справлять нужду на виду у других животных и людей. Животные не стыдятся вступать в интимные отношения на виду у других животных и людей. Это чисто человеческое чувство.
Чем меньше стыда испытывает человек тем больше он оскотинивается. Туалеты без перегородок или без дверей способствуют угасанию единственного чувства отличающего человека от животного. Публичное оголение из той же категории. Нет в стыдливости ничего, кроме блага.
Источник
Человека отличие от животного способен проявлять эмоции
Что отличает человека от животного?
1) наличие физиологических потребностей
2) забота о потомстве
3) способность к сознательной деятельности
4) приспособление к природной среде
Можно выделить несколько важных эволюционных приобретений человека: способность к прямохождению, абстрактное мышление, прямо отстоящий большой палец на руках, большая площадь поверхности коры головного мозга, способность к членораздельной речи. Основным отличием человека от животных вне религиозных представлений считается разум и способность осознавать себя частью общества. Однако основное фундаментальное отличие человека от животного заключается в способности человека с помощью орудий труда преобразовывать окружающую природу, изменяя ее в соответствии со своими потребностями.
Правильный ответ указан под номером 3.
Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов
2) приспособление к природным условиям
3) наличие сознания
4) поведенческая активность
Можно выделить несколько важных эволюционных приобретений человека: способность к прямохождению, абстрактное мышление, прямо отстоящий большой палец на руках, большая площадь поверхности коры головного мозга, способность к членораздельной речи.
Основным отличием человека от животных вне религиозных представлений считается разум и способность осознавать себя частью общества. Однако основное фундаментальное отличие человека от животного заключается в способности человека с помощью орудий труда преобразовывать окружающую природу, изменяя её в соответствии со своими потребностями.
Правильный ответ указан под номером 3.
Что отличает человека от животного?
1) наличие физиологических потребностей
2) забота о потомстве
3) способность к сознательной деятельности
4) приспособление к природной среде
Можно выделить несколько важных эволюционных приобретений человека: способность к прямохождению, абстрактное мышление, прямо отстоящий большой палец на руках, большая площадь поверхности коры головного мозга, способность к членораздельной речи. Основным отличием человека от животных вне религиозных представлений считается разум и способность осознавать себя частью общества. Однако основное фундаментальное отличие человека от животного заключается в способности человека с помощью орудий труда преобразовывать окружающую природу, изменяя ее в соответствии со своими потребностями.
Правильный ответ указан под номером 3.
Человека от животного отличает
1) инстинкт самосохранения
2) использование природных объектов
3) стремление понять окружающий мир
4) способность приспосабливаться к условиям среды
Человека от животного отличает стремление понять окружающий мир, так как человек единственное живое существо, обладающее разумом. Все остальные качества присутствуют и у человека, и у животных.
Правильный ответ указан под номером 3.
нет правильного ответа. т.к. животные тоже понимают окружающий мир.
Большинство ученых считает, что нет
Человек от животного отличается тем, что он
1) обладает словесной речью
2) обладает наиболее совершенным слухом
3) может обучать потомство
4) не зависит от природных условий
Может обучать потомство и не зависит от природных условий свойственно и животным, слух некоторых животных более совершенен чем слух человека, но ни одно животное не обладает осмысленной словесной речью.
Правильный ответ указан под номером 1.
Человека от животного отличает способность
1) проявлять заботу о потомстве
2) использовать предметы, данные природой
3) воспринимать и передавать информацию
4) создавать условия и средства жизни в совместной деятельности
Деятельность предполагает цель, целеполагание, к целеполаганию способен только человек, животные действуют под давлением инстинкта, животные совершают действия для удовлетворения своих инстинктивно обусловленных потребностей, но не способны к деятельности, основанной на целеполагании.
Правильный ответ указан под номером 4.
В вопросе ничего не спрашивается про «целеполагание» и «инстинкты». Только про то, что присуще только человеку. А создавать условия и средства жизни животные тоже могут. Об этом вскользь, как я понял, сказано в пояснении. Возможно, что это пояснение к другому вопросу.
Деятельности не может быть без целеполагания.
Животные способны создавать условия и средства жизни в совместной деятельности,например,самки соловьёв обустраивают жилище до рождения птенцов.
Запомните, животным не свойственна деятельность.
Валентин Иванович Кириченко
Запомните, животным не свойственна деятельность.В точку
Вопрос некорректен, так как в нем два правильных ответа: правилен не только 4, но и 3 ответ, так как животные не могут воспринимать и передавать информацию.
Они могут воспринимать и передавать чувственные образы
В приведённом списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
1) умение планировать деятельность
2) потребность в пище и воде
3) наличие сознания
4) способность к чувственному познанию
Черты сходства | Черты отличия |
Сходства: потребность в пище и воде; способность к чувственному познанию.
Отличия: умение планировать деятельность (только для человека); наличие сознания (только для человека).
у животных есть сознание!
Либо замените другим словом
Наличие сознания у животных пока еще не доказано. Придерживайтесь общепринятых взглядов иначе нахватаете ошибок на экзамене.
Пункт один является двояким. Ведь уже известно, что некоторые виды птиц умеют планировать свою деятельность
Возможно Вы и правы, но в данном вопросе школьный курс обществознания крайне консервативен. Необходимо это помнить, когда отвечаете на подобные вопросы.
Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп? Как по мнению автора «и философия, и религия, и биология» рассматривают человека? Укажите две характеристики.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы.
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) Различные дисциплины, изучающие человека.
2) Понимание сущности разума биологией и философией.
3) Необходимость определить место и роль человека в природе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.
Могут быть приведены следующие примеры:
1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и
способности рационально мыслить.
2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.
3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который в отличие от всех других живых организмов не только приспосабливается к окружающей его среде, но и приспосабливает её к своим потребностям.
Могут быть приведены иные примеры.
Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Названа проблема: экологическая.
2. Приведены два примера с объяснениями, например:
а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком. Деятельность таких организаций основывается на убеждении, что человек не имеет права истреблять другие живые существа ради собственного удовольствия и развлечения.
б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды. Данные законы основаны на представлениях, что деятельность человека не должна наносить ущерба окружающей среде, разрушать природу.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу, формулировках.
Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.
В ответе должны присутствовать следующие элементы.
1. Природная сторона — физиологические потребности, половые различия.
2. Разумная сторона — членораздельная речь, логическое мышление.
Могут быть приведены иные примеры.
В верном ответе должны содержаться следующие элементы:
1. Названы две группы наук: к одной группе наук, относятся науки, исследующие разумную сторону человека (философия и другие гуманитарные дисциплины), а к другой — науки, исследующие животную сторону человека (биология, медицина и др.).
2. Ответ на второй вопрос:
а) Согласно философии только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.
б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
3. Ответ на третий вопрос:
— возвышают человека над остальной природой;
— признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие.
Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расцениваются две стороны человеческой сущности каждой из групп наук? Назовите два положения.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.
Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то над природным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Марков Б. В. «Философская антропология». — СПб., 1997.
Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, доказывающему утверждение автора относительно этих трёх видов знания.
Могут быть приведены следующие примеры:
1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и способности рационально мыслить.
2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.
3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который, в отличие от всех других живых организмов, не приспосабливался к окружающей его среде, а приспосабливал её к своим потребностям.
Могут быть приведены иные примеры.
1. Названы две группы наук: разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.
2. Приведены два положения об оценке человеческой сущности:
а) Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.
б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.
Б. У человека и животных есть схожие потребности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Для человека характерно наличие сознания. Одно из главных отличий его от животных. Человек — существо биосоциальное, поэтому у него много потребностей, схожих с животными, все биологические, хотя они и имеют социальный окрас.
Правильный ответ указан под номером 3.
Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы.
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) Различные дисциплины, изучающие человека.
2) Понимание сущности разума биологией и философией.
3) Необходимость определить место и роль человека в природе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп? Как по мнению автора «и философия, и религия, и биология» рассматривают человека? Укажите две характеристики.
В верном ответе должны содержаться следующие элементы:
1. Названы две группы наук: к одной группе наук, относятся науки, исследующие разумную сторону человека (философия и другие гуманитарные дисциплины), а к другой — науки, исследующие животную сторону человека (биология, медицина и др.).
2. Ответ на второй вопрос:
а) Согласно философии только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.
б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
3. Ответ на третий вопрос:
— возвышают человека над остальной природой;
— признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие.
Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.
Могут быть приведены следующие примеры:
1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и
способности рационально мыслить.
2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.
3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который в отличие от всех других живых организмов не только приспосабливается к окружающей его среде, но и приспосабливает её к своим потребностям.
Могут быть приведены иные примеры.
Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.
В ответе должны присутствовать следующие элементы.
1. Природная сторона — физиологические потребности, половые различия.
2. Разумная сторона — членораздельная речь, логическое мышление.
Могут быть приведены иные примеры.
Автор пишет об ошибочности подхода к восприятию человека как высшего существа, противостоящего всему остальному миру. Какая глобальная мировая проблема порождена таким подходом? Приведите два примера решения современным обществом этой проблемы, объясните, как каждый пример иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Названа проблема: экологическая.
2. Приведены два примера с объяснениями, например:
а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком.
б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды.
Элементы ответа могут быть приведены в иных формулировках.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Названа проблема: экологическая.
2. Приведены два примера с объяснениями, например:
а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком. Деятельность таких организаций основывается на убеждении, что человек не имеет права истреблять другие живые существа ради собственного удовольствия и развлечения.
б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды. Данные законы основаны на представлениях, что деятельность человека не должна наносить ущерба окружающей среде, разрушать природу.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу, формулировках.
Автор пишет об ошибочности подхода к восприятию человека как высшего существа, противостоящего всему остальному миру. Какая глобальная мировая проблема порождена таким подходом? Приведите два примера решения современным обществом этой проблемы, объясните, как каждый пример иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы.
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) Различные дисциплины, изучающие человека.
2) Понимание сущности разума биологией и философией.
3) Необходимость определить место и роль человека в природе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп? Как по мнению автора «и философия, и религия, и биология» рассматривают человека? Укажите две характеристики.
В верном ответе должны содержаться следующие элементы:
1. Названы две группы наук: к одной группе наук, относятся науки, исследующие разумную сторону человека (философия и другие гуманитарные дисциплины), а к другой — науки, исследующие животную сторону человека (биология, медицина и др.).
2. Ответ на второй вопрос:
а) Согласно философии только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.
б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
3. Ответ на третий вопрос:
— возвышают человека над остальной природой;
— признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие.
Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.
Могут быть приведены следующие примеры:
1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и
способности рационально мыслить.
2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.
3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который в отличие от всех других живых организмов не только приспосабливается к окружающей его среде, но и приспосабливает её к своим потребностям.
Могут быть приведены иные примеры.
Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Названа проблема: экологическая.
2. Приведены два примера с объяснениями, например:
а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком. Деятельность таких организаций основывается на убеждении, что человек не имеет права истреблять другие живые существа ради собственного удовольствия и развлечения.
б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды. Данные законы основаны на представлениях, что деятельность человека не должна наносить ущерба окружающей среде, разрушать природу.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу, формулировках.
Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.
В ответе должны присутствовать следующие элементы.
1. Природная сторона — физиологические потребности, половые различия.
2. Разумная сторона — членораздельная речь, логическое мышление.
Могут быть приведены иные примеры.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Названа проблема: экологическая.
2. Приведены два примера с объяснениями, например:
а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком.
б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды.
Элементы ответа могут быть приведены в иных формулировках.
Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы.
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) Различные дисциплины, изучающие человека.
2) Понимание сущности разума биологией и философией.
3) Необходимость определить место и роль человека в природе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп? Как по мнению автора «и философия, и религия, и биология» рассматривают человека? Укажите две характеристики.
В верном ответе должны содержаться следующие элементы:
1. Названы две группы наук: к одной группе наук, относятся науки, исследующие разумную сторону человека (философия и другие гуманитарные дисциплины), а к другой — науки, исследующие животную сторону человека (биология, медицина и др.).
2. Ответ на второй вопрос:
а) Согласно философии только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.
б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
3. Ответ на третий вопрос:
— возвышают человека над остальной природой;
— признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие.
Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1. Названа проблема: экологическая.
2. Приведены два примера с объяснениями, например:
а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком. Деятельность таких организаций основывается на убеждении, что человек не имеет права истреблять другие живые существа ради собственного удовольствия и развлечения.
б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды. Данные законы основаны на представлениях, что деятельность человека не должна наносить ущерба окружающей среде, разрушать природу.
Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу, формулировках.
Укажите объекты изучения гуманитарных и общественных наук? Приведите примеры.
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
1. Указаны объекты изучения гуманитарных и общественных наук: гуманитарные науки изучают человека, общественные — различные стороны общества.
2. Приведены примеры общественных наук: социология, экономика, политология.
Могут быть приведены иные примеры.
Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.
В ответе должны присутствовать следующие элементы.
1. Природная сторона — физиологические потребности, половые различия.
2. Разумная сторона — членораздельная речь, логическое мышление.
Могут быть приведены иные примеры.
Могут быть приведены следующие примеры:
1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и
способности рационально мыслить.
2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.
3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который в отличие от всех других живых организмов не только приспосабливается к окружающей его среде, но и приспосабливает её к своим потребностям.
Могут быть приведены иные примеры.
Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, доказывающему утверждение автора относительно этих трёх видов знания.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.
Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то над природным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Марков Б. В. «Философская антропология». — СПб., 1997.
Источник