Человека отличает от животного наличие 1 эмоций 2 инстинктов 3 восприятия

Человека отличает от животного наличие 1 эмоций 2 инстинктов 3 восприятия

Что отличает человека от животного?

1) наличие физиологических потребностей

2) забота о потомстве

3) способность к сознательной деятельности

4) приспособление к природной среде

Можно выделить несколько важных эволюционных приобретений человека: способность к прямохождению, абстрактное мышление, прямо отстоящий большой палец на руках, большая площадь поверхности коры головного мозга, способность к членораздельной речи. Основным отличием человека от животных вне религиозных представлений считается разум и способность осознавать себя частью общества. Однако основное фундаментальное отличие человека от животного заключается в способности человека с помощью орудий труда преобразовывать окружающую природу, изменяя ее в соответствии со своими потребностями.

Правильный ответ указан под номером 3.

Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов

2) приспособление к природным условиям

3) наличие сознания

4) поведенческая активность

Можно выделить несколько важных эволюционных приобретений человека: способность к прямохождению, абстрактное мышление, прямо отстоящий большой палец на руках, большая площадь поверхности коры головного мозга, способность к членораздельной речи.

Основным отличием человека от животных вне религиозных представлений считается разум и способность осознавать себя частью общества. Однако основное фундаментальное отличие человека от животного заключается в способности человека с помощью орудий труда преобразовывать окружающую природу, изменяя её в соответствии со своими потребностями.

Правильный ответ указан под номером 3.

Что отличает человека от животного?

1) наличие физиологических потребностей

2) забота о потомстве

3) способность к сознательной деятельности

4) приспособление к природной среде

Можно выделить несколько важных эволюционных приобретений человека: способность к прямохождению, абстрактное мышление, прямо отстоящий большой палец на руках, большая площадь поверхности коры головного мозга, способность к членораздельной речи. Основным отличием человека от животных вне религиозных представлений считается разум и способность осознавать себя частью общества. Однако основное фундаментальное отличие человека от животного заключается в способности человека с помощью орудий труда преобразовывать окружающую природу, изменяя ее в соответствии со своими потребностями.

Правильный ответ указан под номером 3.

Человека от животного отличает

1) инстинкт самосохранения

2) использование природных объектов

3) стремление понять окружающий мир

4) способность приспосабливаться к условиям среды

Человека от животного отличает стремление понять окружающий мир, так как человек единственное живое существо, обладающее разумом. Все остальные качества присутствуют и у человека, и у животных.

Правильный ответ указан под номером 3.

нет правильного ответа. т.к. животные тоже понимают окру­жа­ю­щий мир.

Большинство ученых считает, что нет

Человек от животного отличается тем, что он

1) обладает словесной речью

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) может обучать потомство

4) не зависит от природных условий

Может обучать потомство и не зависит от природных условий свойственно и животным, слух некоторых животных более совершенен чем слух человека, но ни одно животное не обладает осмысленной словесной речью.

Правильный ответ указан под номером 1.

Человека от животного отличает способность

1) проявлять заботу о потомстве

2) использовать предметы, данные природой

3) воспринимать и передавать информацию

4) создавать условия и средства жизни в совместной деятельности

Деятельность предполагает цель, целеполагание, к целеполаганию способен только человек, животные действуют под давлением инстинкта, животные совершают действия для удовлетворения своих инстинктивно обусловленных потребностей, но не способны к деятельности, основанной на целеполагании.

Правильный ответ указан под номером 4.

В вопросе ничего не спрашивается про «целеполагание» и «инстинкты». Только про то, что присуще только человеку. А создавать условия и средства жизни животные тоже могут. Об этом вскользь, как я понял, сказано в пояснении. Возможно, что это пояснение к другому вопросу.

Деятельности не может быть без целеполагания.

Животные способны создавать условия и средства жизни в совместной деятельности,например,самки соловьёв обустраивают жилище до рождения птенцов.

Запомните, животным не свойственна деятельность.

Валентин Иванович Кириченко

Запомните, животным не свойственна деятельность.В точку

Вопрос некорректен, так как в нем два правильных ответа: правилен не только 4, но и 3 ответ, так как животные не могут воспринимать и передавать информацию.

Они могут воспринимать и передавать чувственные образы

В приведённом списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.

1) умение планировать деятельность

2) потребность в пище и воде

3) наличие сознания

4) способность к чувственному познанию

Черты сходства Черты отличия

Сходства: потребность в пище и воде; способность к чувственному познанию.

Отличия: умение планировать деятельность (только для человека); наличие сознания (только для человека).

у животных есть сознание!

Либо замените другим словом

Наличие сознания у животных пока еще не доказано. Придерживайтесь общепринятых взглядов иначе нахватаете ошибок на экзамене.

Пункт один является двояким. Ведь уже известно, что некоторые виды птиц умеют планировать свою деятельность

Возможно Вы и правы, но в данном вопросе школьный курс обществознания крайне консервативен. Необходимо это помнить, когда отвечаете на подобные вопросы.

Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп? Как по мнению автора «и философия, и религия, и биология» рассматривают человека? Укажите две характеристики.

Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.

Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы.

Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Различные дисциплины, изучающие человека.

2) Понимание сущности разума биологией и философией.

3) Необходимость определить место и роль человека в природе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.

Могут быть приведены следующие примеры:

1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и

способности рационально мыслить.

2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.

3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который в отличие от всех других живых организмов не только приспосабливается к окружающей его среде, но и приспосабливает её к своим потребностям.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.

Читайте также:  Что не хватает человеку при депрессии

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Названа проблема: экологическая.

2. Приведены два примера с объяснениями, например:

а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком. Деятельность таких организаций основывается на убеждении, что человек не имеет права истреблять другие живые существа ради собственного удовольствия и развлечения.

б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды. Данные законы основаны на представлениях, что деятельность человека не должна наносить ущерба окружающей среде, разрушать природу.

Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу, формулировках.

Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.

В ответе должны присутствовать следующие элементы.

1. Природная сторона — физиологические потребности, половые различия.

2. Разумная сторона — членораздельная речь, логическое мышление.

Могут быть приведены иные примеры.

В верном ответе должны содержаться следующие элементы:

1. Названы две группы наук: к одной группе наук, относятся науки, исследующие разумную сторону человека (философия и другие гуманитарные дисциплины), а к другой — науки, исследующие животную сторону человека (биология, медицина и др.).

2. Ответ на второй вопрос:

а) Согласно философии только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.

б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

3. Ответ на третий вопрос:

— возвышают человека над остальной природой;

— признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие.

Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расцениваются две стороны человеческой сущности каждой из групп наук? Назовите два положения.

Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.

Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то над природным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

Марков Б. В. «Философская антропология». — СПб., 1997.

Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, доказывающему утверждение автора относительно этих трёх видов знания.

Могут быть приведены следующие примеры:

1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и способности рационально мыслить.

2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.

3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который, в отличие от всех других живых организмов, не приспосабливался к окружающей его среде, а приспосабливал её к своим потребностям.

Могут быть приведены иные примеры.

1. Названы две группы наук: разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.

2. Приведены два положения об оценке человеческой сущности:

а) Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.

б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.

Б. У человека и животных есть схожие потребности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Для человека характерно наличие сознания. Одно из главных отличий его от животных. Человек — существо биосоциальное, поэтому у него много потребностей, схожих с животными, все биологические, хотя они и имеют социальный окрас.

Правильный ответ указан под номером 3.

Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.

Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.

Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы.

Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Различные дисциплины, изучающие человека.

2) Понимание сущности разума биологией и философией.

3) Необходимость определить место и роль человека в природе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп? Как по мнению автора «и философия, и религия, и биология» рассматривают человека? Укажите две характеристики.

В верном ответе должны содержаться следующие элементы:

1. Названы две группы наук: к одной группе наук, относятся науки, исследующие разумную сторону человека (философия и другие гуманитарные дисциплины), а к другой — науки, исследующие животную сторону человека (биология, медицина и др.).

Читайте также:  Уголовное дело оскорбление чувств верующих

2. Ответ на второй вопрос:

а) Согласно философии только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.

б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

3. Ответ на третий вопрос:

— возвышают человека над остальной природой;

— признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие.

Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.

Могут быть приведены следующие примеры:

1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и

способности рационально мыслить.

2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.

3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который в отличие от всех других живых организмов не только приспосабливается к окружающей его среде, но и приспосабливает её к своим потребностям.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.

В ответе должны присутствовать следующие элементы.

1. Природная сторона — физиологические потребности, половые различия.

2. Разумная сторона — членораздельная речь, логическое мышление.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет об ошибочности подхода к восприятию человека как высшего существа, противостоящего всему остальному миру. Какая глобальная мировая проблема порождена таким подходом? Приведите два примера решения современным обществом этой проблемы, объясните, как каждый пример иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Названа проблема: экологическая.

2. Приведены два примера с объяснениями, например:

а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком.

б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды.

Элементы ответа могут быть приведены в иных формулировках.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Названа проблема: экологическая.

2. Приведены два примера с объяснениями, например:

а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком. Деятельность таких организаций основывается на убеждении, что человек не имеет права истреблять другие живые существа ради собственного удовольствия и развлечения.

б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды. Данные законы основаны на представлениях, что деятельность человека не должна наносить ущерба окружающей среде, разрушать природу.

Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу, формулировках.

Автор пишет об ошибочности подхода к восприятию человека как высшего существа, противостоящего всему остальному миру. Какая глобальная мировая проблема порождена таким подходом? Приведите два примера решения современным обществом этой проблемы, объясните, как каждый пример иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.

Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.

Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы.

Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Различные дисциплины, изучающие человека.

2) Понимание сущности разума биологией и философией.

3) Необходимость определить место и роль человека в природе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп? Как по мнению автора «и философия, и религия, и биология» рассматривают человека? Укажите две характеристики.

В верном ответе должны содержаться следующие элементы:

1. Названы две группы наук: к одной группе наук, относятся науки, исследующие разумную сторону человека (философия и другие гуманитарные дисциплины), а к другой — науки, исследующие животную сторону человека (биология, медицина и др.).

2. Ответ на второй вопрос:

а) Согласно философии только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.

б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

3. Ответ на третий вопрос:

— возвышают человека над остальной природой;

— признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие.

Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.

Могут быть приведены следующие примеры:

1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и

способности рационально мыслить.

2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.

3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который в отличие от всех других живых организмов не только приспосабливается к окружающей его среде, но и приспосабливает её к своим потребностям.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Названа проблема: экологическая.

2. Приведены два примера с объяснениями, например:

а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком. Деятельность таких организаций основывается на убеждении, что человек не имеет права истреблять другие живые существа ради собственного удовольствия и развлечения.

б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды. Данные законы основаны на представлениях, что деятельность человека не должна наносить ущерба окружающей среде, разрушать природу.

Читайте также:  Депрессия во время влюбленности

Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу, формулировках.

Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.

В ответе должны присутствовать следующие элементы.

1. Природная сторона — физиологические потребности, половые различия.

2. Разумная сторона — членораздельная речь, логическое мышление.

Могут быть приведены иные примеры.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Названа проблема: экологическая.

2. Приведены два примера с объяснениями, например:

а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком.

б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды.

Элементы ответа могут быть приведены в иных формулировках.

Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.

Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.

Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы.

Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Различные дисциплины, изучающие человека.

2) Понимание сущности разума биологией и философией.

3) Необходимость определить место и роль человека в природе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп? Как по мнению автора «и философия, и религия, и биология» рассматривают человека? Укажите две характеристики.

В верном ответе должны содержаться следующие элементы:

1. Названы две группы наук: к одной группе наук, относятся науки, исследующие разумную сторону человека (философия и другие гуманитарные дисциплины), а к другой — науки, исследующие животную сторону человека (биология, медицина и др.).

2. Ответ на второй вопрос:

а) Согласно философии только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.

б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

3. Ответ на третий вопрос:

— возвышают человека над остальной природой;

— признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие.

Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Названа проблема: экологическая.

2. Приведены два примера с объяснениями, например:

а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком. Деятельность таких организаций основывается на убеждении, что человек не имеет права истреблять другие живые существа ради собственного удовольствия и развлечения.

б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды. Данные законы основаны на представлениях, что деятельность человека не должна наносить ущерба окружающей среде, разрушать природу.

Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу, формулировках.

Укажите объекты изучения гуманитарных и общественных наук? Приведите примеры.

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1. Указаны объекты изучения гуманитарных и общественных наук: гуманитарные науки изучают человека, общественные — различные стороны общества.

2. Приведены примеры общественных наук: социология, экономика, политология.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.

В ответе должны присутствовать следующие элементы.

1. Природная сторона — физиологические потребности, половые различия.

2. Разумная сторона — членораздельная речь, логическое мышление.

Могут быть приведены иные примеры.

Могут быть приведены следующие примеры:

1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и

способности рационально мыслить.

2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.

3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который в отличие от всех других живых организмов не только приспосабливается к окружающей его среде, но и приспосабливает её к своим потребностям.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, доказывающему утверждение автора относительно этих трёх видов знания.

Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.

Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то над природным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

Марков Б. В. «Философская антропология». — СПб., 1997.

Источник

Оцените статью