Человек управляет эмоциями или эмоции управляют человеком

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ. ПОДАВЛЯТЬ, ИЛИ УПРАВЛЯТЬ?

Не так давно на глаза мне попалась очередная заметка в соцсетях из серии «а давайте избавимся от страхов, ибо испытывать их — это не круто». И я решил поделиться своим видением на эту тему. Хочется все же разобраться, надо ли с испытываемыми нами чувствами и эмоциями что-то делать, убирать их или контролировать, проявлять или наоборот, не проявлять.

Прежде всего, давайте выясним, что же такое эмоции, а для этого определим их функцию.

Эмоции – это направленный энергозаряд, который дает первый импульс к действию.

То есть эмоции обеспечивают энергией движение, направленное на достижение желаемого для нас результата. Вот в этом и заключается их очень важная роль – побудить к нужному нам действию и дать энергию для этого действия.

Причем это касается абсолютно любых эмоций – и приятных, и не приятных, от которых мы, как правило, хотим избавиться, не желая их проживать. В любой гармонично развивающейся системе обязательно должны присутствовать такие процессы, как созидание, разрушение, и силы, которые поддерживают в балансе оба эти процесса. «Положительные» (приятные) эмоции даны нам в помощь при созидании, «отрицательными» эмоциями мы разрушаем то, что необходимо разрушить, чтобы на смену старому, отжившему, пришло новое.

И тут можно провести аналогию с отверткой и набором насадок к ней под различные виды шляпок. Удобный такой инструмент, нужный в хозяйстве – «отвинтить-привинтить» 🙂 . Где-то мы используем крестовую насадку, где-то плоскую, где-то шестигранник. И так далее. То есть от того, что нам нужно «отвинтить-привинтить» будет зависеть, какую насадку мы будем использовать.

Так же и с эмоциями. В зависимости от того, на решение какой задачи направлен вектор нашего движения и будет зависеть, какую эмоцию необходимо использовать. Поэтому я считаю, что эмоции – это инструмент, которым надо уметь пользоваться. Управлять, но управлять не в плане подавления, а в плане определения КАКАЯ должна быть эмоция и какой силы в данный конкретный момент, под определенную задачу.

Итак, что необходимо для правильного использования такого инструмента как «эмоция»:

  • Определение типа эмоции под задачу (выбираем насадку).
  • Определение силы эмоции (определяем, какую силу надо приложить к отвертке).

Теперь давайте поразмышляем, чем чувства отличаются от эмоций? Чувства – они менее энергетически заряжены, в них нет импульса действия. То есть это некий пассивный отклик на внутреннее или внешнее воздействие, придающий окраску событию, энергетически окрашенный вывод об этом событии.

У нас есть физические органы чувств, с помощью которых мы получаем необходимую нам информацию для тела из внешней и внутренней среды: зрение, обоняние, осязание и так далее. А как же нам получить информацию из тонкого мира? Так вот, у нас есть и для этого свои «органы чувств», некие «сенсоры», от которых мы получаем информацию в виде таких импульсов, как «приятно» — «неприятно», «нравится» — «не нравится» и многое другое.

Что происходит потом? Происходит обработка нами этой информации так же, как и информации, полученной через физические органы чувств, после чего принимается решение о необходимом действии, либо о его отсутствии (ежели все хорошо). Так вот тут и вступают в игру наши эмоции. То есть надо сначала обработать информацию и принять решение о необходимости использования той или иной эмоции, а затем уже ее проявлять. Разные эмоции, естественно, направлены на различные действия. Ярость, гнев – на разрушение, воодушевление — на созидание, интерес – на расширение. Мы имеем эмоциональную палитру, с помощью которой и обеспечиваются энергией все процессы нашей жизни.

Эта обработка информации, вывод и принятие решения о первом отклике происходят на уровне подсознания, следовательно на эти процессы оказывают влияния все те программы, шаблоны, якоря, которые мы практически всегда не осознаем.

Вот как выглядит весь цикл от получения сигнала и до реакции на него:

Взаимодействие с реальностью — восприятие информации через чувства – обработка этой информации и определение необходимой под конкретную задачу эмоции – эмоция, которая дает импульс и вектор направления движению – действие, которое приводит к изменению реальности.

Теперь вернемся к страху, с которого мы начали. Вообще любой страх говорит нам «не ходи сюда, здесь опасно». Есть страх – как рефлекс тела. Его задача — обеспечить безопасность физической оболочки, ее сохранность. Есть страх психологический (мысль о том, «как бы что-нибудь не случилось»). Есть страх на страх (боимся испытывать страх, так как есть убеждение, что бояться – это плохо). И получается, что в это слово вложено несколько значений. Страх как чувство, страх как состояние и страх – как эмоция. То есть под общим термином «страх» может пониматься несколько процессов: получение информации об опасности, первое реагирование на нее и энергоимпульс уже для конкретного действия: замереть, бежать или драться.

Читайте также:  Как рассчитать тип темперамента

Таким образом, называя различные явления одним словом мы имеем некоторую путаницу. И еще надо осознавать, что как ощущения, так и эмоции перетекают один в другой, поэтому не всегда возможно четко разграничить, где заканчивается ощущение и начинается эмоция. Да и не это важно. Важно, на самом деле, понимать общий механизм, который дает нам возможность управлять этим прекраснейшим инструментом Творца – инструментом создания реальности.

Так откуда к нам пришла идея о подавлении эмоций? Скорее всего эта идея пришла из-за невозможности самим ими управлять. Управление нашими эмоциями зачастую перехватывают неосознаваемые нами программы подсознания, программы коллективного бессознательного, переводя живую систему человека под свое полное управление. И, как результат, человек начинает творить заложенную именно этими программами реальность, а не свою собственную.

И теперь, для того чтобы осознанно снова использовать этот инструмент, нам необходимо будет вывести его из-под контроля подобных программ.

Конечно же мы все стараемся не проявлять во вне «негативные» состояния – ярость, гнев, обиду, вину и так далее. Проявление некоторых из них даже считается грехом… Либо же пытаемся заместить те эмоции, которые под запретом на социально приемлемые. Но все эти методы плохо работают.

Запрещая себе проявление какого-либо чувства или эмоции, мы не можем начать то действие, которое предполагается в данном случае. Если проводить аналогию с насадками, нам необходимо использовать какую-то насадку, но мы не можем это сделать, так как часть насадок «запрещены» к использованию. Следовательно, выпадает целый пласт нашей реальности, который дан нам в «управление — преобразование». А как его преобразовывать, ежели инструмент отобрали?

Вот так и появляется «страх на страх», или вина от того, что испытываешь гнев, ярость или другую разрушающую эмоцию. И чтобы избежать ощущения вины или страха мы начинаем сами себе блокировать природный механизм работы эмоций.

Эмоции направлены на то, чтобы началось действие, а когда оно не происходит (допустим, при наличии блокирующей действие программы), не происходят изменения в реальности, то на вход поступает один и тот же импульс. И снова генерируется эта эмоция. И снова нет действия. Как результат – эмоциональный заряд одного типа и знака накапливается, и тут уже возможны два варианта развития событий: либо в определенный момент произойдет эмоциональный взрыв, либо эмоциональный заряд будет спрятан глубоко «в недра» психики, а затем – в тело, где послужит причиной психосоматики, либо психическими отклонениями. Чем больше таких блоков внутри, чем больше непроявленных эмоций – тем меньше у человека энергии (энергия уходит на удерживание от проявления всех этих энергозарядов).

Так что же делать с такими неприятными для нас чувствами и эмоциями как гнев, обида, стыд и прочие? С одной стороны, ну никак не хочется нам их переживать. С другой стороны, мы не можем себе позволить их проявить, так как существуют правила, нормы поведения в этих пространствах. Вот и придумываем различные методики, чтобы подобного было в нашей жизни меньше. В основном – волевым запретом, сами себе блокируя течение собственных энергий. И тогда получается борьба с самим собой — один импульс идет на действие, а другой – на блокировку этого действия. Это очень распространенный вариант. Блокируют нам действия наши собственные убеждения, нормы социума, человеческие правила поведения. Энергия эмоции не уходит в действие, следовательно, и нужного результата мы не получаем.

На самом деле, эмоция — это уже следствие, результат обработанной подсознанием информации, сделанного вывода, сознательного или бессознательного. И чтобы не допустить в проявление тот или иной тип эмоции, необходимо убрать причину, которая ее вызывает.

А можно поэкспериментировать и попробовать использовать этот инструмент по назначению. Вот некоторые техники, позволившие мне задействовать природную функцию эмоций.

Давайте на примере. Стыд. Ох, какое неприятное чувство (а затем и эмоция, так как напрочь блокирует то явление, которого мы стыдимся).

А теперь представьте, что эту эмоцию можно использовать во благо. Как? Допустим, подставить после «стыдно» то состояние, которое вы не хотите иметь. Не хотите болеть? Тогда попробуйте проощущать такое: «стыдно болеть». Работает на «ура». Или «стыдно обижаться» — это вообще из разряда «клин клином выбивать». Но тоже работает великолепно.

Эмоции – это инструмент, позволяющий достигать желаемого, творить нашу реальность; это энергоимпульс, переводящий силу внутреннего намерения в конкретное действие.

Если вас не устраивают ваши реакции то бесполезно блокировать сами эмоции, необходимо находить и убирать причину их возникновения. Исследовать свой способ восприятия и все те программы подсознания, которые в ответе за ваши выводы о ситуации, или событии, и запуск той или иной эмоции на нее.

Читайте также:  Не осталось чувств у мужу

Источник

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Читайте также:  Нормальное чувство юмора это

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

  • Управление отношениями

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Источник

Оцените статью