Комментарии 8
Мне нравится 8
Психологам и психотерапевтам в процессе консультаций постоянно приходится сталкиваться с тем, что клиенты очень часто не могут ответить на простой вопрос: что ты сейчас чувствуешь? В таких случаях можно сразу предположить, что у клиента есть трудности в осозновании и проживании чувств и эмоций. Данное состояние называют алекситимией. Собственно говоря, алекситимия — это не заболевание, как таковое. Его как диагноз, вам не может поставить психиатр или психотерапевт, так как его нет в классификации болезней. Пожалуй, его можно назвать особым состоянием, которое характеризуется трудностью в понимании собственных чувств, невозможностью различать тонкие нюансы своих переживаний и сложностью с их выражением (как с помощью жестов, позы и мимики, так и при словесном общении с другими людьми).
Люди с алекситимией как бы вычеркивают чувства из своей жизни, заменяя их размышлением, у них самым важным становится не прожить чувства, а понять что-то. На вопрос «что ты сейчас чувствуешь» алекситимики часто отвечают: «ничего не чувствую». В это можно было бы поверить, если бы не одна деталь: здоровый человек всегда испытывает какие-либо чувства. Эмоциональная окраска действительности естественна для человека и является одним из признаков здоровья его психики.
Как же так получается, что некоторые люди не способны ориентироваться в своих чувствах и выражать их? Чувства и эмоции есть у любого человека (исключения — тяжелые заболевания психики, травмы, дефекты развития). Однако, в процессе воспитания, многие взрослые мешают нормальному формированию эмоциональных переживаний у детей, поскольку у них самих есть с этим проблемы.
Получается своеобразный замкнутый круг, поскольку человек, которому трудно понять и выразить свои чувства, не может этому научить ребенка. Кстати, именно поэтому алекситимия чаще встречается у мужчин. Ведь считается, что «настоящий мужчина» должен быть сдержан в проявлении своих чувств: «мужчины не плачут», они «сильные». Алекситимия может развиться и у взрослого человека при столкновении с различными стрессовыми переживаниями, которые сопровождаются сильными эмоциями. Не умея переживать свои эмоции, человек может научиться их игнорировать, как бы «блокировать», и поэтому они не осознаются. Таким образом, человек охраняет себя от внутренних переживаний путем невозможности осознать их и поделится ими с другими людьми.
Основные признаки алекситимии:
Наличие непонятных состояний, которые находятся где то внутри человека (в душе кошки скребут), часто их пытаются описать как телесный дискомфорт (камень на сердце).
Для этих неопределенных состояний нет конкретных слов, которыми их можно описать. Если нет слов, то невозможно делиться с другими людьми своими переживаниями, он все остаются внутри. Чувства могут «раздирать грудь», но как их выразить — человек не знает.
Путаница с чувствами, мыслями и телесными ощущениями. На вопрос о том, что они сейчас чувствуют, вместо чувств и эмоций они могут сказать: «боль в сердце, ноге, неудобно сидеть» (т.е. пересказать свои ощущения боли или дискомфорта в теле), или высказать свои мысли — «непонимание», «уверенность в своих силах».
Подмена чувств и эмоций на мысли или социально привычное поведение. Алекситимики часто путают воспоминания о чувствах или размышления с проживанием самих чувств. Разницу они распознать не могут. В некоторых ситуациях многие алекситимики показывают то поведение, которое уместно в данной ситуации, не проживая их в полной мере, например: «милочка, посмотрите какая прелесть».
Алекситимики боятся проявления своих чувств и эмоций. Идея разрешить себе быть эмоциональным(ой) вызывает у них сильное сопротивление.
Страх собственной эмоциональности приводит к желанию контролировать свои чувства и эмоции. Для этого люди часто используют правила усвоенные с детства от алекситимичных взрослых: «нельзя злиться», «надо быть интеллигентным(ой), «мужчины не плачут», «нельзя быть истеричной», «нельзя грубить старшим», надо быть выдержанным(ой), и т.д.
Контролировать удается только слабые чувства и эмоции. Они запоминаются, накапливаются, что приводит в так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает взрыв чувств и эмоций, явно неадекватно ситуации. Это может быть что угодно: слезы, крик, ругань, человек может убегать, хлопать дверью, кидаться с кулаками, ломать мебель, бить посуду и т.д. Когда это состояние проходит, человек понимает, что событие не стоило той реакции, которую он выдал. Ему становится не удобно, стыдно, беспокоит чувство вины за произошедшее. Появляются мысли о своей чрезмерной эмоциональности, человек пугается соей вспышки, опасается проявления своих чувств.
Страх чувств и эмоций усиливается, потребность их контролировать нарастает, что приводит к их накоплению, и следующим аффективным вспышкам. Они пугают человека еще больше, желание контролировать чувства усиливается, что опять так приводит к их накоплению и следующим аффективным вспышкам. Получается такой замкнутый круг, с каждым оборотом которого алекситимия нарастает, из легкой она может переходить в среднюю степень выраженности или в тяжелую.
Понятна идея избегать проживания неприятных для человека чувств. Зачем нужно горе, зависть, злость, печаль, стыд? Они только делают жизнь тяжелее, поэтому, хорошая казалось бы, идея от них избавится. Однако не все так просто. Избавляясь от неприятных для себя чувств и эмоций, человек блокирует чувства вообще. Поэтому так незаметно исчезает интерес к жизни (это ведь тоже чувство). Жизнь становится обычной, пустой, скучной, тягомотной, неинтересной. Все превращается в привычную рутину, все можно предсказать заранее. Дом, метро, работа. Появляется чувство внутренней пустоты. Жизнь дает очень маленькую отдачу: вроде бы чего-то достиг человек, что то сделал в своей жизни, а ничто не радует. Многие называют это кризисом среднего возраста, а это… просто, прогрессирующая алекситимия.
Многие алекситимики чувствуют себя какими-то не такими, не живыми, им чего-то не хватает внутри. Поэтому они стараются эту нехватку чем-то заполнить, чем угодно на самом деле, только что бы почувствовать себя живым и уйти от внутренней пустоты. Тут годится любая деятельность, которая поможет отвлечься от этого или любое поведение, которое напротив даст много чувств и эмоций сразу. Из-за этого многие алекситимики попадают в химическую зависимость, ведь алкоголь как и наркотики симулируют чувства, делают мир интереснее и ярче, наполняют его чувствами и эмоциями. Закончилось действие, очень просто, прими снова и снова. Так же есть множество не химических, поведенческих зависимостей, которые так же позволяют получить чувства и эмоции.
Поскольку люди с алекситимией не умеют проживать свои чувства вовне, они проживают их «внутри своего организма», что приводит к нарушению работы вегетативной нервной системы. В организме это проявляется в виде спазмов кровеносных сосудов и нарушению работы внутренних органов. С течением времени у алекситимиков возникают различные заболевания «на нервной почве». Перечень заболеваний может быть очень длинным, ну, например: ИБС, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки, колиты, гастриты и др.
К сожалению, нет никаких лекарств или так модных сейчас «биологических добавок», которые помогали бы человеку осознавать и выражать свои чувства. Лечить алекситимию трудно, но можно. Помочь в этом может творчество, искусство, постоянный поиск красоты вокруг себя, полноценные насыщенные отношения, к сожалению это очень долгий путь и на него могут потребоваться годы сознательного изменения себя. Более эффективна в этом отношении психотерапия. Однако, необходимо отметить, что некоторые методы психотерапии совершенно не эффективны в отношении алекситимии. Например, традиционный психоанализ и многие его направления мало чем могут помочь, так как там существует запрет на предъявление чувств терапевтом, и в сессиях стоит задача всячески их избежать. Наоборот, многие подходы гуманистического направления очень хорошо помогают (в первую очередь — гештальт-терапия). Поможет также терапия творческим самовыражением (арт-терапия). Хотя и здесь результат, в первую очередь, зависит от желания пациента сделать свой мир чувств открытым для себя и других.
Источник
Прекрасное не требует доказательств.
В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного.
Прекрасное не требует прикрас.
Себе назначит цену только нищий.
Моя любовь напрасных слов не ищет —
Она и так безмерно разрослась.
Уильям Шекспир. Ромео и Джульетта
Чувство прекрасного как качество личности – способность к переживанию и состояние переживания удовольствия, восхищения, восторга от духовности, красоты и гармонии в природе, в человеческих отношениях, в произведениях искусства, во внешнем и внутреннем облике человека.
Прохладным апрельским утром на вашингтонской станции метро появился мужчина с футляром для скрипки. Он не спеша расположился у стены, достал инструмент, поставил у ног открытый футляр и стал играть. Целых 45 минут он со всем рвением души играл на скрипке. За это время мимо него прошло более тысячи человек. По прошествии первых трех минут какой-то мужчина средних лет обратил внимание на музыканта, замедлил шаг, остановился на несколько мгновений и… поспешил далее. Еще минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр, но не остановилась. Еще спустя какое-то время рядом остановился мужчина послушать, но вскоре посмотрел на часы и продолжил свой путь. Затем трехлетний мальчик остановился, чтобы посмотреть на скрипача, но мама потянула его за руку, и ребенок пошел за ней, постоянно оглядываясь. То же повторилось с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту. За 45 минут игры только 7 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги в скрипичный футляр. Заработок музыканта составил $32. Никто из прохожих не знал, не чувствовал, не понимал и не догадывался, что слышал игру Джошуа Белла — одного из лучших музыкантов мира. Играл он на скрипке Страдивари стоимостью $3.5 млн. Билеты на концерт Белла в Бостоне, состоявшемся за два дня до этого выступления в метро, стоили по $100, и в зале был аншлаг. Этот социальный эксперимент проводила газета «Вашингтон Пост».
Далеко не всем людям присуще чувство прекрасного, хотя, наверняка, они думают о себе иначе. Природа автоматически не наделяет человека этим чувством. Конечно, чего Бог не дал, в аптеке не купишь, но глупо ожидать от двухлетнего малыша переживаний чувства прекрасного при виде картин Рафаэля и Рубенса. Прекрасное внутри, в душе, в ходе взросления просто нужно не убить его, не завалить пороками.
Показателен в контексте этих мыслей рассказ одного учителя: «Когда-то, будучи начинающим учителем, я увлёкся Рихардом Вагнером. И конечно же, не удержался — принёс эту затёртую пластинку в свой девятый «Б». Я всегда таскал в класс сокровенное. Как-то не мог в одиночку наслаждаться Моцартом или Бахом, Шаляпиным или Марио дель Монако. А сейчас вот – Вагнер. Поставил арию Лоэнгрина. И застыл – в предвкушении триумфа. Пел знаменитый тенор Иван Семёнович Козловский. Это очень длинная ария – целая баллада. Ведь так и называется «Рассказ Лоэнгрина».
Прошло две-три минуты, и откровенно зевнул отличник Юра. А потом… потом зашуршал весь класс. Козловский выводил свои рулады, а детки сражались в «морской бой», играли, в «балду», шушукались и не могли дождаться, когда закончится эта тягомотина. В общем, провалился я со своим Лоэнгрином. На переменке ко мне подошёл Петька, мы на одной улице жили. — Это… а можно я… это… к вам домой . Вы мне поставите свою пластинку? С тех пор он ходил ко мне каждый вечер. И каждый вечер был Лоэнгрин. Петька уже не мог без него. Ходил и ходил. И ничего другого слушать не хотел, как я ни предлагал… Для меня это до сих пор – загадка…»
Чувство прекрасного связано не с материальной, а духовной природой человека. Душа – это вечность, счастье и знание. Если человеку удалось защитить свою душу от грязи пороков, он видит прекрасное, тянется к нему. Прекрасное возвышает душу, предлагает более высокий, духовный вкус счастья.
Если «лампочка» души накрыта темным сукном пороков, внутри и вокруг человека беспросветная тьма. Где уж тут увидеть прекрасное? Например, душа махрового эгоиста находится под непроницаемым «колпаком» эго. До нее не достучаться. Ее невозможно ничем расшевелить. Ей недоступны вершинные переживания. Она, как мертвая царевна, заколдована пороками и не может выполнять свои функции – освещать внутренний мир человека, принимать вместе с разумом активное участие в принятии решений. Когда душа «арестована», переживать чувство прекрасного также невозможно, как обедать в противогазе.
Прекрасное видят люди, у которых душа свободна от пороков. Если душа не закрыта наглухо в скорлупе эгоизма и корысти, она открыта к пониманию духовности, красоты и гармонии в природе, в человеческих отношениях, в произведениях искусства, во внешнем и внутреннем облике человека.
Если человек способен проявлять чувство прекрасного, значит, он обладает духовностью, значит, в перечне его потребностей весомое место занимают духовные потребности. Тот, кто ест, пьет, спит и совокупляется, больше похож на животное. Ему неведомы «души прекрасные порывы». Его удел — удовлетворение физиологических потребностей.
Чувство духовного родная сестра чувства прекрасного. Духовность предлагает душе отношения «по вертикали», и душа охотно идет на это. В связке с духовностью она приходит к Богу, к вершинам человеческого духа, к прекрасному внутреннему миру личности.
Душа сравнивает Бога с солнцем, а себя с лучом. Луч скользит по лугам, холмам и долинам, но его Родина — солнце. Идя по лучу, можно прийти к его прекрасному источнику — постигнув душу, можно пережить чувство прекрасного от осознания в себе представительства Бога. Пауло Коэльо мудро подметил: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя».
Например, поверхностный, несерьезный мужчина концентрирует внимание исключительно на внешних «параметрах» женщины, на ее красоте. Ее внутренний мир его нисколько не интересует. Таким мужчинам попадаются и соответствующие девушки, которые, придя домой с дискотеки, слышат от матери: «Вернулась? Ладно, одевайся и ложись спать». Так находят пару два одинаковых сапога.
Прекрасное и красота далеко не равнозначны. Красота проходит, а прекрасное остается. Если у девушки прекрасный внутренний мир, разглядеть его может человек, способный переживать чувство прекрасного. Обычно это ответственный, глубокий, целостный мужчина. В отличие от прекрасного, красота характеризует человека преимущественно с внешней и не всегда существенной стороны. Прекрасное же раскрывает личность с точки зрения ее сущности.
Чтобы познать чувство прекрасного, нужно опуститься на дно собственной души. Не все это могут сделать – «кислороду» не хватает. Пороки душат. Если бы люди были менее порочны, сколько бы прекрасного они увидели в себе и других. Сколько прекрасного они увидели бы вокруг, если бы души их не закрыли ложь, злоба и зависть. Сколькие бы из них могли от души пропеть:
Ты не можешь не заметить, —
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Источник