- Человек получает информацию только с помощью органов чувств
- Зрение
- Обоняние
- Осязание
- Как животные получают информацию
- Информацию можно получать по-разному
- Как компьютер получает информацию
- Как компьютер передаёт информацию
- Устройства ввода/вывода компьютера
- Как человек передаёт информацию
- Работаем с информацией
- Кузя считает
- Кузя ползёт с разной скоростью
- § 1. Информация вокруг нас
- Как человек получает информацию
- Виды информации по форме представления
- Самое главное
- Урок 2 Информация и знания. Восприятие информации человеком
- §2. Восприятие и представление информации
- Восприятие информации
- Информация и письменность
- Языки естественные и формальные
- Формы представления информации
- Коротко о главном
- Вопросы и задания
- Электронное приложение к уроку
Человек получает информацию только с помощью органов чувств
У человека пять органов чувств : , , , , . Эти органы позволяют получать информацию.
Чувствами восприятия информации называют: , , , , .
Чувство | Орган |
---|---|
зрение | глаза |
слух | уши |
обоняние | нос |
вкус | язык |
осязание | кожа |
Проверь, запомнил ли ты названия информации.
Чувство | Орган | Вид информации |
---|---|---|
зрение | глаза | . |
слух | уши | . |
обоняние | нос | . |
вкус | язык | . |
осязание | кожа | . |
Как животные получают информацию
Органы чувств есть не только у людей, но и у животных. Важность того или иного информационного чувства у животных может быть совсем иной, чем для человека.
Больше всего информации об окружающем мире человек получает с помощью )»>. , на втором месте — )»>. .
А вот для лисы, собаки, да и многих других животных основная информация та, которая поступает через орган обоняния — . .
Эта информация называется . .
Для летучих мышей, которые видят плохо, главная информация — . . Они воспринимают её своими большими чуткими . .
Информацию можно получать по-разному
Петя читает книгу, Вася решает задачу, Лена любуется картиной, Катя слушает радио, Рома пробует суп, Света нюхает цветы, а озорник Яша ощупывает свой ушибленный затылок.
Ребята работают с информацией. Петя — с текстом, Вася — с числами, Катя — со звуком, Лена — с графикой. Рома определяет вкус супа, Света — запах цветка, а Яша — форму своего затылка.
Информацию ребята получают с помощью различных органов чувств.
Описание | Задействованные органы чувств | Вид информации |
---|---|---|
Петя читает книгу, Вася решает задачу, Лена любуется картиной. | . | . |
Катя слушает радио. | . | . |
Рома пробует суп. | . | . |
Света нюхает цветы. | . | . |
Яша ощупывает затылок. | . | . |
Информацию о том же самом объекте можно получить и по-другому.
Описание | Задействованные органы чувств | Вид информации |
---|---|---|
Затылок можно увидеть в зеркало. | . | . |
Рассказ и пример по математике можно послушать по радио. | . | . |
Описание картины, вкуса супа и запаха цветка можно прочитать в книге. | . | . |
Глухие люди разговаривают жестами. |
Одну и ту же информацию можно получать по-разному.
Как компьютер получает информацию
Компьютер получает информацию от . , таких как клавиатура, мышь, дисковод, микрофон, сканер, флешка, вебкамера, винчестер.
Номер на рисунке | Что это? | Номер на рисунке | Что это? |
---|---|---|---|
1 | . | 2 | . |
3 | . | 4 | . |
5 | . | 6 | . |
7 | . | 8 | . |
Датчики на роботе-вездеходе. | Устройствами ввода могут быть и различные , которые измеряют расстояние до объекта, температуру, влажность, химический состав воздуха, скорость движения и другие параметры. |
Компьютер может принимать практически ту же информацию, что и человек. Даже запахи и вкусовые ощущения он может получать от датчиков, анализирующих химический состав объекта. |
Как компьютер передаёт информацию
Компьютер получает информацию при помощи . . А может ли компьютер отдавать информацию человеку и разным устройствам? Ответ: . !
Компьютер это делает при помощи , таких как монитор, принтер, дисковод, колонки, наушники, флешка, винчестер. Компьютер может передавать управляющие сигналы и на моторы робота, и робот приходит в движение»>. .
Номер на рисунке | Что это? | Номер на рисунке | Что это? |
---|---|---|---|
1 | . | 2 | . |
3 | . | 4 | . |
5 | . | 6 | . |
7 | . | 8 | . |
Устройства ввода/вывода компьютера
Существуют устройства, с которых компьютер получает информацию и на которые передаёт информацию. Такие устройства называются . .
К таким устройствам относятся:
Устройство ввода/вывода | Как называется? |
---|---|
. | |
. | |
. | |
. | |
. | |
. |
Как человек передаёт информацию
Мы передаём информацию друг другу разговаривая, при помощи . |
Но не только голосом! Моряки передают друг другу информацию при помощи флажковой азбуки:
Глухие люди передают информацию . :
Работаем с информацией
Жук Кузя любит гулять слева направо вдоль текста и что-нибудь делать с символами, например, считать их!
Такой уж Кузя жук!
Кузя считает
Кузя ползёт вдоль текста между двумя вертикальными чёрточками | и считает…
Кузя считает | Текст | Ответ |
---|---|---|
Число символов | | кот и пёс | | 9 Не забываем считать и пробелы, они тоже — символы.»>. |
Число букв | | кот и пёс | | 7 Пробелы не считаем, они не буквы.»>. |
Число цифр | | кот и пёс | | 0 Здесь нет ни одной цифры!»>. |
Число цифр равных 5 | | 152557 | | 3 «>. |
Число цифр больших 5 | | 152557 | | 1 Здесь только одна цифра, которая больше 5 — это цифра 7.»>. |
Число цифр меньших 5 | | 152557 | | 2 Здесь две цифры, которые меньше 5 — это цифры 1 и 2.»>. |
Кузя ползёт с разной скоростью
Кузя ползёт вдоль текста, расположенного между двумя вертикальными чёрточками | с разной скоростью.
С какой скоростью ползёт Кузя | Текст | За сколько секунд Кузя проползёт весь текст |
---|---|---|
Один символ в секунду. | | луна | | За 4 секунды Каждый символ за 1 секунду. В слове «луна» 4 символа.»>. |
Два символа в секунду. | | луна | | За 2 секунды Два символа за 1 секунду. В слове «луна» 2 раза по два символа. «>. |
Один символ за две секунды. | | луна | | За 8 секунд Один символ за две секунды. В слове «луна» 4 символа. Четыре раза по 2 секунды — это 8 секунд. «>. |
Буквы — 1 символ в секунду, остальные знаки — 2 символа в секунду. | | Ту-2 | | За 3 секунды «>. |
Буквы — 1 символ в секунду, остальные знаки — 1 символ за 2 секунды. | | Ту-2 | | За 6 секунд «>. |
Человек и животные воспринимают информацию при помощи 5 органов чувств:
Чувство | Орган | Вид информации |
---|---|---|
зрение | глаза | . |
слух | уши | . |
обоняние | нос | . |
вкус | язык | . |
осязание | кожа | . |
Компьютер получает информацию при помощи устройств . .
Источник
§ 1. Информация вокруг нас
Как человек получает информацию
Каждый день вы узнаёте что-то, чего не знали раньше, — получаете новую информацию.
Информация — это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от людей. |
Окружающий нас мир — мир информации. Первичную информацию об окружающем мире — о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов — люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.
В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) размещена анимация «Классификация информации по способу её восприятия людьми». Рекомендуем ознакомиться с этим ресурсом.
Больше всего информации мы получаем с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.
Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Взгляните на рис. 1. Что вы можете сказать о размере и форме представленных на этом рисунке фигур?
Скорее всего, вы заметили различия там, где их на самом деле нет. Убедитесь в этом, воспользовавшись линейкой.
В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) размещена виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии». Рекомендуем поработать с этим ресурсом, выполнить необходимые измерения виртуальными инструментами.
Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.
Виды информации по форме представления
Люди имеют дело с разными видами информации, воспринимаемой органами чувств. Получаемую информацию человек умеет обрабатывать и представлять в текстовой, числовой, графической и других формах (табл. 1).
Таблица 1
Виды информации
Потребность человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.
Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку — сохранить.
Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку — всё это примеры обработки информации.
Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации. |
Чтение газеты, заучивание правила или стихотворения, решение математической задачи, фотографирование — это действия человека с информацией. А вот, например, приготовление обеда — это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получится вкусно и полезно. Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.
Самое главное
Информация — это сведения об окружающем нас мире.
Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
Источник
Урок 2
Информация и знания. Восприятие информации человеком
§2. Восприятие и представление информации
Основные темы параграфа:
— восприятие информации;
— информация и письменность;
— языки естественные и формальные;
— формы представления информации.
Изучаемые вопросы:
— Информация как знания человека.
— Декларативные и процедурные знания.
— Информативность сообщения.
— Образная и знаковая формы восприятия информации.
— Язык – знаковая форма представления информации.
Восприятие информации
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).
Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаете, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:
• через зрение поступает информация в виде изображения;
• через слух воспринимается информация в звуковом виде;
• через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
• через вкус поступает информация от вкусовых ощущений;
• через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.
Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.
Информация и письменность
Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?
Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, потом — письменность. Письменность нужна для того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.
Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.
Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы (рис. 1.2).
Языки естественные и формальные
Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.
Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.
Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.
Формы представления информации
Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.
Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.
Подведем итог разговору о формах представления информации.
Формы представления информации человеком:
• текст на естественном языке в устной или письменной форме;
• графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
• символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.
Чтобы письменный текст на любом (естественном или формальном) языке был всем одинаково понятен, он должен соответствовать правилам языка. Синтаксис — это совокупность правил записи текста на языке. Их нарушение называется синтаксической ошибкой. Семантика — это система правил и соглашений, определяющая толкование и придание смысла конструкциям языка. Таким образом, правила синтаксиса определяют форму письменного текста, а правила семантики — его смысл, содержание.
Коротко о главном
Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.
Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.
Человек сохраняет информацию или обменивается ею с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.
Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая .
Письменный текст составляется в соответствии с правилами синтаксиса и семантики языка.
Вопросы и задания
1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.
2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?
3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?
4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?
5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.
6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?
7. Что такое естественные языки, формальные языки?
8. Какие существуют формы письменности?
9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне. Подготовьте сообщение.
Электронное приложение к уроку
Вернуться к материалам урока | ||
Презентации, плакаты, текстовые файлы | Ресурсы ЕК ЦОР | |
Видео к уроку |
Cкачать материалы урока
Источник