- Оскорбляются ли чувства верующих?
- Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ)
- Статья 148 УК РФ
- Пояснение
- Наказуемые деяния
- Все ли религии одинаково защищены?
- Уголовная и административная ответственность за оскорбление чувств верующих
- Признаки преступлений, оскорбляющих чувства верующих
- Ответственность по ст.148 УК РФ
- Какие действия можно предпринять для привлечения к ответственности
- Судебные прецеденты по ст. 148 УК
Оскорбляются ли чувства верующих?
Чуть более недели назад в Санкт-Петербурге состоялся пикет против закона об оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ). Некоторые пикетчики назвали себя священниками «Апостольской православной церкви». В руках они держали плакаты с надписями типа: «Чувства верующего оскорбить невозможно», «Бог поругаем не бывает» и проч. Людей собралось совсем немного, можно было и не заметить подобный микропикет, но алчные до всяких протестных акций СМИ тут же распространили новость по всевозможным каналам. Дескать, вот продвинутые питерские священники ничем таким не оскорбляются, а кондовые православные все продолжают выдумывать какую-то ерунду об «оскорблении» их чувств.
Тему активно обсудили на некоторых блогах, со всеми обычными «за» и «против». Инцидент в очередной раз показал, что данный вопрос продолжает быть актуальным, вызывает разные мнения, и требует серьезного обсуждения в церковной среде. К сожалению, тезис «Бог Сам постоит за Себя» приходится слышать не только от неканонических священников Петербурга, но и от многих наших церковных людей.
Итак – можно ли оскорбить чувства верующего? Когда я слышу этот вопрос, приходит на ум следующая ситуация. Если при мне будут поносить моего земного отца, какова должна быть моя реакция? Допустим даже, что отец еще в силах, и сам может покарать обидчика – буду ли я хладнокровно молчать, никак не реагируя на оскорбления моего родителя? Вряд ли нормальный человек в таком случае останется безучастным. А что же говорить о хуле на Отца Небесного, Которого мне заповедано любить больше отца земного? Неужели моим ответом станет равнодушное молчание? Конечно, далеко не всякий случай богохульства требует привлечения именно к уголовной ответственности. Есть очень разные ситуации. Но сам принцип «невозможности оскорбления чувств верующего» ошибочен даже в такой, простейшей нравственной оценке.
На тезис «невозможности оскорбления чувств» можно взглянуть и с антропологической точки зрения. Оставим сейчас чувства верующего и спросим про обычные чувства любого человека – можно ли их оскорбить? Конечно можно! Вообще, значение глагола «оскорбить» словарь Ушакова определяет как «крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-чему-нибудь». Относится ли данный глагол к чувствам вообще? Несомненно. Вряд ли стоит доказывать, что чувствам можно причинить боль. А теперь вновь соединим словосочетание «оскорбить чувства» с личностью верующего человека. Неужели у верующего, кроме духовного чувства, нет и обычных, душевных чувств по отношению к своей вере? Есть, и они могут быть унижены, оскорблены. Верующему любой религии естественно испытывать боль, когда у него на глазах попирается самое святое в его жизни.
Если говорить конкретно о христианстве, то Священное Писание уж точно нигде не говорит, что издевательство над святыней надо молчаливо попускать под видом «любви» и «неосуждения». В Ветхом Завете богохульника побивали камнями (см.Лев.24,10-16). В Новом Завете апостол Павел пишет, что противящихся здравому христианскому учению необходимо обличать, а упорным противникам веры заграждать уста (см.Тит.1,9-11). Да, о заявлениях в милицию в новозаветных текстах ничего не сказано, но в то же время, равнодушие христианина к хуле на христианское учение также исключается. Какая-то реакция, с оглядкой на ситуацию, должна иметь место. Как пример можно вспомнить поступок Священного Синода в отношении богохульника Льва Толстого.
Очень важный для нашей темы эпизод дает книга «Апокалипсис». В 13й главе описывается зверь с семью головами и десятью рогами, выходящий из моря. Церковные экзегеты традиционно видят в нем личность антихриста. Тайнозритель указывает, что на головах зверя были имена богохульные… и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно… и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе (Отк.13:1, 5, 6). Антихрист, которому с удовольствием поклонятся все, живущие на земле (см.Отк.13,8), будет великим богохульником. Он похулит не только Самого Бога, но и жилище Его (Церковь и святых), а также живущих на небе (ангелов). Самое поразительное, что подобное кощунство уже никого не оскорбит – ведь сказано, что большая часть людей добровольно поклонится антихристу, говоря: кто подобен зверю сему? (Отк.13,4).
Очевидно, тогда уже всех все устроит, ибо люди будут к этому подготовлены. Хула станет обычным делом, к ней вполне привыкнут. Вначале по фальшивому снисхождению к грешнику, «по любви». Дескать, Бог ему судья, пусть говорит что хочет, а мы должны терпеть и «молиться за него». Возможно, впоследствии право на кощунство получит юридический статус, а потом закрепится как некий параллельный вид религиозности. «Можно хвалить Бога, а можно и хулить Его. Какая разница? Я свободен в своих желаниях, а верующие пусть не обижаются. Они вот и сами признают, что их чувства оскорбить невозможно». Подобный образ мыслей будет в тренде, и богохульство станет нормой.
Жутко? Еще как. А ведь мы сами приближаем это страшное время своей легкомысленностью и… теплохладностью. Потому что кто сильно любит, тот сильно и ревнует. Отстаивание права на хулу и всякого рода сюсюканье с кощунниками обличает нас в отсутствии подлинной любви к Богу и святости. Уверен, что убиенный священник Даниил Сысоев никогда не потерпел бы рядом с собой богохульство. Также, никто из современных нам старцев и опытных духовников не предложил «попить чаек и поговорить» со скандально известными девицами, плясавшими в главном храме страны. Кто любит Господа, не может быть снисходителен к поношению Его. Да, понятно, что жесткая риторика Иосифа Волоцкого или Феодора Студита в отношении еретиков и богохульников сегодня уже не всегда уместна – но как тысячу лет назад, так и сейчас грех разлагает общество изнутри. А самый страшный из них – открытое издевательство над святыней, глумление над Богом и верой в Него.
Конечно, в разговоре на эту тему можно открыть Писание и на других страницах, и подойти к вопросу с иных сторон. Здесь еще не все понятно – что именно расценивать как нарушение статьи, и какие меры вообще могут быть уместны или неуместны. Дискуссия допустима и необходима. Но равнодушие – недопустимо. А слова о «невозможности оскорбления чувств» — это и есть маска равнодушия, да еще и одеваемая сразу на всех верующих без разбора. Я, по крайней мере, носить эту маску не согласен. Надеюсь, что и вы тоже.
Источник
Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ)
Оскорбление чувств верующих – это сложный вопрос современного законодательства. На сегодняшний день вопрос о смысле изменений в законодательной базе по вопросу оскорбления чувств верующих остается открытым. До сих пор не учтено, что конкретно является «оскорблением чувств», какие именно религии защищены, как именно будет регулироваться вопрос о контроле над антирелигиозными высказываниями в 2021 году.
Статья 148 УК РФ
- а) лицом с использованием своего служебного положения;
- б) с применением насилия или с угрозой его применения, —
Пояснение
Закон, регламентирующий права верующих (ст. 148 УК РФ) был изменен в 2013 году. Раньше уголовное наказание предусматривалось лишь за действия, препятствующие отправлению религиозных служб и препятствующие деятельности религиозных организаций. Теперь же преступными считаются любые действия, совершенные публично и оскорбляющие чувства представителей различных конфессий, то есть речь идет о проявление неуважения к тем членам общества, которые являются приверженцами той или иной религии. Интересно, что особой необходимости в такой редакции не было, так как в УК РФ уже есть подобные статьи, которые говорят об уголовной ответственности в случаях:
- проявления открытого неуважения к членам общества, в том числе и к верующим;
- разжигания вражды в обществе, в том числе и на почве вероисповедания;
- осквернения культовых зданий и сооружений, прямом вандализме.
Также интересно, что статья, подобная современной 148, уже была в отечественном законодательстве и действовала на протяжении нескольких лет (с 1993 по 1996 годы). Единственным отличием той статьи от современной является тот факт, что квалификационным признаком считалась публикация своих оскорблений в СМИ. Теперь этот вопрос не рассматривается столь детально. Также в законодательстве существует административная статья, которая накладывает административное наказание за правонарушение в конфессиональной сфере, хотя напрямую речь об оскорблении верующих и их чувств в ней не идет. КОАП РФ регулирует лишь свободу совести и вероисповедания, а также предусматривает наказания за вандализм в отношении культовых сооружений и символики. Таким образом, получается, что особой необходимости в столь радикальном редактировании закона не было, но, все-таки, было принято решения ужесточить меру юридической ответственности за правонарушения в этой области.
Не проступок, а преступление…
Итак, еще раз уточним: оскорбление чувств верующих теперь не проступок, но преступление. Естественно, у него есть определенные квалификационные признаки:
- публичность;
- проявление явного неуважения к обществу;
- оскорбительная форма (явно читающаяся, без контекста, оскорбление – это, прежде всего вещь, которая может привести к занижению самооценки и психологической травме).
Вообще вопрос о том, как отличить оскорбления от банальной характеристики (личностной, например) очень сложен. Юристы говорят о том, что у оскорбления есть ряд специфических признаков:
- оскорбления должны быть адресными, и оскорбитель должен понимать и даже предполагать, что его высказывание дойдет до адресата;
- оскорбление – это высказывание, негативно характеризующее верующего или верующих;
- оскорбление – это высказывание, выраженное через мат, брань или иную другую отрицательную форму;
- оскорбление – это публичное высказывание;
- оскорбление – это высказывание, оскорбляющее и унижающее честь и достоинство верующего человека.
Последний признак преступления ставит очень многих правоохранителей в тупик, так как он прямо указывает на необходимость доказать прямой умысел, то есть прямое желание оскорбить именно чувства верующих. Это довольно сложная процедура, как с юридической, так и с философской точки зрения. Любому адвокату или прокурору придется доказывать, что злоумышленник знал и понимал, что он делал и желал именно оскорбить, тогда как злоумышленник может «напирать» на то, что он не знал и не предполагал подобных последствий своих деяний.
Наказуемые деяния
Привлекать к уголовной ответственности по этой статье возможно лиц (или лицо), которые совершили противоправные действия в отношения религиозной организации, то есть:
- откровенно и грубо высказывались в адрес ее адептов;
- пытались сорвать религиозные мероприятия;
- причинили вред имуществу религиозной организации;
- угрожали членам религиозной организации.
Речь об религиозных организациях в статье не случайна. В России все объединения верующих делятся на два больших типа: группы и организации. Первые – официально зарегистрированные и действующие на территории страны не менее 1 года. Вторые – добровольные объединения, от которых не требуется официальная регистрация. То есть, чтобы привлечь к ответственности человека, который совершил незаконное действие оскорбившее чувства верующих, самим верующим нужно быть объединенным именно в организацию. Естественно, в случае отсутствия религиозной организации привлечь хулигана к ответственности тоже можно. Но «в ход» пойдут другие статьи.
Все ли религии одинаково защищены?
Очень многих верующих волнует этот вопрос. Здесь важно помнить один момент: Россия – светское государство и, соответственно, официальной государственной религии в стране нет. И православное христианство, и буддизм, и ислам, и иудаизм одинаково защищены законом. Более того, существующие на сегодняшний день национальные религии и даже язычество также защищены, и правоохранители не делают разницы между конфессиями.
Источник
Уголовная и административная ответственность за оскорбление чувств верующих
Признаки преступлений, оскорбляющих чувства верующих
- В силу ст. 148 УК уголовно наказывается оскорбление именно религиозных чувств. Это какие-либо публичные действия, которые производятся с целью оскорбить и отражают открытое неуважение к обществу. Такими действиями могут быть высмеивание религиозных норм и канонов, или публично выражаемое неуважение к человеку из-за его религиозных убеждений. Оскорбление может выражаться в самых различных формах: словесной или письменной, в виде комментариев в соцсетях, размещения в Интернете роликов со сценами осквернения святых для верующих предметов или мест и т.д.
- Действия должны быть совершены публично, то есть их свидетелями должны стать посторонние люди. Все, что происходит при личной беседе или встрече верующего и его обидчика, под действие данной статьи не попадает. О публичном оскорблении и виде юридической ответственности за него читайте в статье https://lexconsult.online/5858-publichnoe-oskorblenie-lichnosti.
- Данные деяния должны явно демонстрировать неуважение не только к верующим, но и к обществу в целом. По этому признаку подобные действия аналогичны хулиганским, наказание для которых устанавливает ст. 213 УК . Этой статьей предусмотрено наказание, в том числе, для хулиганских действий, которые совершаются на почве религиозной ненависти. Ответственность за осквернение зданий, совершаемое по тем же мотивам, определяется ст. 214 УК . За унижение человеческого достоинства по религиозному признаку ответственность наступает согласно ст. 282 УК .
Поскольку предусмотренный этими статьями состав преступлений во многом схож с деяниями, описанными в ст. 148 , может показаться, что отдельная статья об оскорблении чувств верующих не нужна. Однако она направлена именно на защиту права человека на свободу вероисповедания. - Еще одним условием привлечения виновного к уголовной ответственности является выражено оскорбительный характер его действий. То есть необходимо будет получить подтверждение того, что правонарушение имело конкретную цель – оскорбить религиозные чувства, что виновный отдавал отчет в своих действиях. Если же он сможет доказать, что не задумывался о последствиях своих поступков и совершал их неумышленно, то привлечь его по данной статье будет сложно. Тут узнайте, как подать в суд на человека за оскорбление.
Ответственность по ст.148 УК РФ
- Отсутствие наказания – в светских государствах, где власть полностью отделена от церкви, а во главе стоит свобода слова (США, Великобритания);
- Штраф или небольшой срок – большинство стран. В зависимости от законов страны различаются суммы штрафов и сроки заключения;
- Казнь – исключительно некоторые мусульманские страны, где законы основаны на религиозных убеждениях.
- Согласно данной правовой норме оскорбление религиозных чувств наказывается денежным штрафом до 300 тысяч, исправительными работами или лишением свободы. Срок такого наказания — до одного года.
- Если подобные действия совершались в помещении для религиозных обрядов, то размер штрафа возрастает до 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы или исправительных работ – до трех лет.
- Так же статья предусматривает наказание за незаконное ограничение деятельности религиозных организаций, проведения обрядов в виде штрафа, исправительных работ или ареста. При совершении этих действий с использованием служебного положения либо с применением силы виновный подлежит такому же наказанию, и кроме того, на срок до двух лет лишается права занимать некоторые должности.
В следующем видеоматериале — информация об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих
Какие действия можно предпринять для привлечения к ответственности
Потерпевшему следует обратиться с заявлением в полицию, а еще лучше вызвать сотрудников на место совершения преступления. При подаче заявления факт совершения правонарушения желательно подтвердить свидетельскими показаниями. В заявлении следует подробно описать действия преступника, его внешность, если это незнакомый человек, перечислить пострадавших от этого преступления. В случае фиксации полицией факта правонарушения в отношении виновного возбуждается уголовное дело.
Кроме того, потерпевший может сам обратиться в суд с иском к своему обидчику. Обращаться в данном случае следует в мировой суд, поскольку в соответствии со ст. 131 УПК мировой судья рассматривает уголовные дела, за которые наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет. Исковое заявление также можно подкрепить показаниями свидетелей.
Если религиозные чувства оскорблены с использованием сети Интернет и адресованы широкому кругу лиц, гражданин может написать заявление в прокуратуру (подробнее об оскорблении личности в интернете можно прочитать здесь). На основании этого обращения прокуратура организует проверку размещенной в сети информации с привлечением экспертов. Если экспертами будет выявлены признаки оскорбления чувств верующих, то прокурор обращается с заявлением в суд, и данный информационный ресурс блокируется на основании судебного решения.
Судебные прецеденты по ст. 148 УК
Информацию о привлечении к уголовной ответственности по данной статье найти сложно в силу того, что довольно сложно доказать все признаки преступления и особенно умысел в действиях виновного. Часто дело переквалифицируется по другим статьям. Поэтому осуждение по ст. 148 УК бывает достаточно редким.
Так в 2016 году была осуждена жительница Крыма за совершение в пьяном виде действий, оскорбляющих религиозные чувства, в предназначенном для богослужений месте. Городской суд прекратил в отношении нее уголовное дело, однако прокурор направил аппеляционное представление, и дело было передано на новое судебное разбирательство. (Апелляционное постановление Верховного суда Республики Крым от 13.12.2016 по делу N 22-3631/2016 )
Источник