Человек который не понимает чувства других это

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Читайте также:  Меня распирает от эмоций

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

  • Управление отношениями

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Источник

Эмпатия в психологии: что это простыми словами (4 фото)

Эмпатия – это одна из самых полезных способностей в современном мире. Она помогает и в личной жизни, и в общении с друзьями, и даже в работе. Действительно, этот навык помогает понимать эмоции и переживания других людей по жестам, мимике, движениям глаз, смене интонации и прочим едва заметным мелочам. Сегодня мы подробно разберёмся с тем, что такое эмпатия, какой она бывает, какие преимущества даёт и как можно развить в себе эту способность.

Что такое эмпатия?

Эмпатия — это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, осознавать степень его переживаний.

Эмпатия является ключевым элементом эмоционального интеллекта, она полезна в общении и помогает находить общий язык с разными людьми. При этом у неё есть и отрицательная сторона – порой её сложно контролировать. Те, у кого хорошо развита данная способность, сильнее сопереживают людям, попавшим в беду. А чрезмерное сочувствие может доставлять неудобства.

Читайте также:  Тест оценка эмоциональных состояний

Несмотря на некоторые «побочные эффекты», эмпатия считается ценным талантом, помогающим человеку в жизни. Людей, способных сопереживать, всегда ценят как друзей, им доверяют и в целом относятся к ним лучше. Умение чувствовать эмоции и делиться ими необходимо и для того, чтобы построить романтические отношения и создать крепкую семью.

Эмпатия присутствует у каждого из нас с рождения. Маленький ребёнок, ещё не научившись говорить, уже тонко чувствует, когда его мама чем-то расстроена или обрадована. По мере взросления мы учимся понимать слова и говорить, а вот способность чувствовать чужие эмоции постепенно ослабевает. Отчасти это объясняется защитным механизмом нашей психики: каждый человек со временем «черствеет», чтобы проще справляться с негативными переживаниями. Параллельно с этим притупляется и эмпатия.

Слово «эмпатия» начал использовать в своих работах Эдвард Титченер в конце 19 века. В психологии и смежных науках есть разные трактовки данного термина. Так Зигмунд Фрейд утверждал, что психотерапевт, чтобы понять психическое состояние пациента, ставит себя на его место и анализирует собственные чувства. В этом он видел одно из проявлений эмпатии. Современные психологи также считают, что этот навык является одним из важнейших в их профессии.

Уровни эмпатии

Сила эмпатии у разных людей может варьироваться в широких пределах. Чтобы упростить классификацию, в психологии выделяют четыре уровня эмпатии:

1. Низкий. Людей, у которых уровень эмпатии очень низок, называют антиэмпатами. Они практически полностью лишены способности к сопереживанию, поэтому им сложно посмотреть на ситуацию чужими глазами. Обычно таких людей сторонятся, считая их холодными и черствыми. Но они сами и являются первоочередными жертвами собственной антиэмпатии. Им гораздо сложнее вливаться в коллектив, находить друзей и строить романтические отношения.

Не следует путать антиэмпатов с социопатами. И те, и другие практически полностью лишены способности к сопереживанию. Но в отличие от социопатов, антиэмпаты умеют отличать добро от зла. Все их проблемы ограничиваются неспособностью понимать других людей, находить общий язык и сближаться с ними.

2. Нормальный. Это самый обычный уровень эмпатии, свойственный большинству людей. Среднестатистический человек хорошо понимает чужие эмоции, но относится к ним равнодушно. Сочувствие он обычно проявляет только по отношению к друзьям и членам семьи, причём по-настоящему искренним это сочувствие бывает, только когда речь идёт о действительно близком человеке.

3. Высокий. Высокий уровень эмпатии подразумевает не только понимание чужих эмоций, но и сопереживание. Человек с высоким уровнем эмпатии обычно сочувствует сильнее и искреннее, но реже высказывает сочувствие вслух, поскольку старается быть деликатнее. Такие люди быстро сближаются с новыми знакомыми, им проще заводить друзей и строить романтические отношения, поскольку они без лишних слов видят, кому симпатичны.

Эмпаты (люди с высоким уровнем эмпатии) обычно хорошо ладят с окружающими. Но сами они часто бывают недовольны, когда другие люди непроизвольно игнорируют их чувства. Подобная «черствость», особенно со стороны самых близких, иногда выводит их из себя.

4. Повышенный. Этот уровень эмпатии можно считать болезненным. Человек настолько сильно проникается чужими переживаниями, что порой не способен отличить их от собственных. Это создаёт ему серьёзные проблемы. Он испытывает дискомфорт, подавленность, необоснованное чувство вины и даже физическое недомогание. В психологии это называется «аффективной эмпатией». Если человек наделён такой сильной эмпатией, но при этом способен контролировать её, она может помочь во многих профессиях (например в психологии или некоторых видах торговли).

Виды эмпатии

В психологии выделяют три формы эмпатии:

  1. Эмоциональная. Человек буквально проецирует на себя чужие чувства, полностью перенимает эмоциональное состояние. Он может наравне с другим человеком испытывать его радость, тоску или разочарование. Благодаря зеркальным нейронам эти чувства для него неотличимы от собственных, хотя в большинстве случаев менее интенсивны. Обычно такие эмпаты болезненно воспринимают новостные сюжеты о катастрофах и бедствиях, поскольку на них сваливается огромный груз сострадания к незнакомым людям.
  2. Когнитивная (рациональная). У этой формы эмпатии несколько иная природа. Прежде чем начать сочувствовать, человек рационально оценивает ситуацию. Обычно анализу подвергается сама ситуация, поведение другого человека, его мимика, жесты и прочие аспекты поведения. Когнитивная эмпатия полезна в деловых отношениях, поскольку позволяет достаточно точно понимать чувства собеседника, не растрачивая при этом эмоциональную энергию.
  3. Предикативная (интуитивная). Данная форма эмпатии позволяет предсказать чувства и переживания другого человека в конкретных обстоятельствах. Обычно люди с данной формой эмпатии очень тактичны, они тщательно продумывают и взвешивают каждый шаг. Планируя какое-то важное дело (например, свидание), интуитивный эмпат на первое место ставит эмоции своего партнера и продумывает каждую деталь, оценивая предполагаемую реакцию.

Все три формы эмпатии могут быть развиты в разной степени. У одних людей они все развиты достаточно хорошо, у других отчетливо выделяется какая-то одна. И только когда ни одна из форм эмпатии не проявляется достаточно сильно, говорят, что человек – антиэмпат.

Плюсы и минусы эмпатии

Эмпатия – это ценная способность, необходимая во всех сферах жизни. Она помогает нам лучше понимать деловых партнеров и клиентов, находить друзей, строить романтические отношения и создавать крепкие семьи. Однако есть у неё и недостатки, которые также следует учитывать. Чтобы тщательно взвесить плюсы и минусы эмпатии, рассмотрим их подробнее.

  • успешность в любых формах отношений с другими людьми;
  • способность к сочувствию и эмоциональной поддержке;
  • умение быстро выявлять ложь и мошенничество;
  • умение хорошо ладить с окружающими и избегать конфликтов;
  • успешность в карьере и деловых отношениях.
  • болезненное переживание чужих неудач;
  • повышенная тревожность;
  • вспыльчивость, негативная реакция на черствость близких;
  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • высокая вероятность психических расстройств.
Читайте также:  Кот выделяет запах при стрессе

Как видите, все минусы эмпатии связаны с ситуациями, когда она выходит из-под контроля. Если человек перестаёт её контролировать, он начинает страдать из-за чужих эмоций и накапливать в себе негатив. Результатом может стать эмоциональная нестабильность, вспыльчивость и даже расстройства психики. Те же, кто способен контролировать свою эмпатию, обычно получают существенные преимущества от данной способности.

Как развить эмпатию?

Основательно разобравшись в том, что такое эмпатия, можно заключить, что это очень полезный навык. Её действительно стоит развивать ради того, чтобы улучшить свои отношения с окружающими. Существует несколько универсальных советов, которые помогут развить эмпатию любому человеку, даже если от природы у него эта способность практически отсутствует.

1. Расширяйте круг общения

С годами нам становится сложнее пускать в свою жизнь новых людей, особенно если они сильно отличаются от нас. Нужно бороться с этой консервативностью и чаще взаимодействовать с людьми не из своего круга общения. Вас пугают многочисленные татуировки, пирсинг, необычные прически и странная одежда? Попробуйте пообщаться с таким человеком, и вполне вероятно, что вы избавитесь от части предубеждений, а вместе с тем повысится и ваш уровень эмпатии. Общайтесь с «другими» людьми и учитесь смотреть на мир их глазами. Это очень мощное упражнение, которое научит вас лучше понимать чужие мотивы, цели и эмоции.

2. Учитесь слушать

Умение слушать – один из главных навыков эмпатов, ведь они замечают, как меняется настроение людей, когда им позволяют выговориться. Учитесь слушать и заставляйте себя делать это постоянно. Каждый раз при общении обращайте внимание на то, слушаете ли вы собеседника или просто стремитесь побольше рассказать от себя, не особо вслушиваясь в его реплики. Умение слушать – важная составляющая умения сочувствовать.

Чтобы стать хорошим собеседником, выполняйте пять несложных упражнений:

  1. Сосредотачивайтесь на теме разговора. Во время общения мы часто «витаем в облаках», думая о работе или семейных проблемах. Старайтесь избегать этого, вникая в тему, о которой говорите. Слушайте собеседника и отвечайте вдумчиво.
  2. Не перебивайте. Всегда давайте собеседнику завершить фразу, даже если вам кажется, что вы уже уловили его мысль и готовы отвечать.
  3. Периодически подытоживайте сказанное. Когда собеседник завершает мысль, перефразируйте её кратко и уточните, всё ли вы правильно поняли. Это разовьёт в вас привычку слушать более внимательно, детально анализирую смысл сказанного. Собеседнику же будет приятно, что вы внимательно слушаете и придаёте значение его словам.
  4. Задавайте уточняющие вопросы. Это упражнение, как и предыдущее, научит вас внимательнее слушать собеседника, а ему покажет, что вам интересны его мысли.
  5. Делайте паузы. Не нужно начинать говорить сразу после того, как договорит собеседник. Пауза в одну-две секунды позволит вам лучше сформулировать мысль, а собеседник сможет добавить что-то к сказанному, не перебивая вас. Кроме того, людей, выдерживающих подобные паузы, обычно считают очень адекватными и рассудительными.

Активное слушание – это не только отличное упражнение для развития эмпатии, но и ценный социальный навык. У каждого собеседника после общения с вами будет сохраняться положительное впечатление, ведь все люди очень любят, когда их внимательно выслушивают.

3. Читайте художественные произведения

Даже прекрасно осознавая, что персонажи романа вымышлены, мы всё равно сочувствуем им. При этом большинство художественных произведений пишется так, чтобы акцентировать внимание читателя на переживаниях главных героев. Авторы стремятся максимально передать эмоции персонажа, показать его развитие с учетом пережитого опыта. Благодаря этому эмпатия может пробудиться даже у человека, который в обычной жизни лишён данной способности. Существуют исследования, показывающие, что классическая художественная литература гораздо лучше развивает эмпатию, чем современная беллетристика.

4. Общайтесь в стрессовых ситуациях

Известно, что стрессовые ситуации способствуют быстрому и сильному эмоциональному сближению людей (учитывайте это, планируя следующее свидание). В связи с этим и эмпатия в состоянии стресса проявляется гораздо сильнее. Разумеется, под стрессом подразумевается любая волнующая ситуация, провоцирующая выброс адреналина. Активные игры, спортивные состязания, даже обычные видеоигры, если в них достаточно азарта, делают людей более открытыми в эмоциональном плане. И это отличная возможность для тренировки эмпатии.

Заключение

Дорогие друзья, вот мы с Вами и узнали, что такое эмпатия. Давайте подведем краткий итог. Эмпатия – это способность чувствовать чужие эмоции и разделять их. Настоящие эмпаты не просто различают чужие эмоции, они буквально погружаются в эмоциональное состояние другого человека. Иногда эмоциональная связь может быть излишне сильной и даже мучительной для эмпата. Но в большинстве случаев эмпатия является очень ценным навыком, который помогает устраивать личную жизнь, находить друзей и даже продвигаться по карьерной лестнице. Поэтому эмпатию необходимо развивать. А сделать это помогут несложные упражнения, которые мы сегодня рассмотрели – обязательно запомните их или запишите.

Источник

Оцените статью