Человек который чувствует звуки

Синестезия: что это простыми словами, примеры, причины

Приветствую Вас, друзья!

Необычные способности и особенности восприятия встречаются довольно часто. Большинству из нас сложно понять их, а иногда и поверить в их существование, но они вполне реальны. Одной из таких особенностей восприятия является синестезия – способность испытывать некоторые чувства иначе, совмещая их между собой. Синестеты видят цвета букв, ощущают «прикосновение» звуков, слышат «мелодию» движения, могут почувствовать «вкус» предмета, прикоснувшись к нему рукой. Давайте изучим синестезию более подробно и узнаем много интересного.

Что такое синестезия?

Синестезия – это нейрологический феномен, заключающийся в том, что у человека связаны два чувства. К примеру, слыша определенные звуки, он может видеть их цвет, ощущать вкус или аромат. Данный термин образован от греческих слов σύν (син) – «вместе» и αἴσθησις (эстезис) – «ощущение». Таким образом, его можно перевести как «совмещенные ощущения», и эта формулировка достаточно точно передаёт суть явления.

При синестезии человек по-особенному воспринимает различные образы: символы, названия, имена, звуки, запахи, телесные ощущения. Такие образы в его восприятии дополняются другими чувствами: запахами, вкусами, цветами, ощущением прикосновения или перемещения в пространстве. При этом дополнительные образы никак не мешают восприятию основной информации. То есть, человек прекрасно осознаёт, что ассоциативное ощущение, которое он испытывает, является лишь дополнением к основному.

У любого человека могут формироваться ассоциации между образами, воспринимаемыми через разные органы чувств, особенно если у него хорошо развито воображение. Эти образы могут быть достаточно отчетливыми, и многие люди используют подобный трюк для запоминания больших объемов информации. Однако в данном случае синестетическая связь отсутствует, это просто ассоциация.

Проще всего объяснить суть синестезии можно на примере её графемно-цветовой формы. Она проявляется в том, что человек видит цвета букв. При этом ему не обязательно всматриваться в каждый символ, чтобы различить его цвет. Весь текст, напечатанный достаточно крупным шрифтом, сразу выглядит для него цветным.

Писательница Патрисия Линн Даффи, обладающая графемно-цветовой синестезией, в одном интервью рассказала, как в детстве она обнаружила, что из буквы «P» можно сделать «R», добавив одну черточку. И она была очень удивлена тем, что жёлтую букву можно превратить в оранжевую одним простым движением.

Для синестета взаимосвязь между образами постоянна. Она возникает сама собой, и ему не нужно прикладывать усилия для выработки ассоциаций. Кроме того, если одна буква для него выглядит зелёной, а другая – сиреневой, то поменять этого он не может. Эти ассоциации возникают в мозге автоматически, и механизм их возникновения пока что изучен недостаточно хорошо.

Как проявляется синестезия?

Человеку, никогда не сталкивавшемуся с данным феноменом, сложно понять, на что похожи эти ощущения. Для синестета же это вполне привычное чувство, никак не мешающее нормальной жизни. Одни образы в его восприятии порождают другие, как правило, более простые. К примеру, сложный образ буквы дополняется более простым образом – дополнительным ощущением конкретного цвета.

Чаще всего дополнение происходит за счёт другого чувства. Например, пациенты сообщают о таких симптомах синестезии как:

  • способность «слышать» звуковой тон цвета;
  • способность «видеть» цвета музыкальных или бытовых звуков;
  • способность «слышать» звуки при наблюдении движения;
  • способность видеть цвета букв и цифр.

Обратите внимание, что последний симптом не подразумевает совмещения разных чувств. И символы, и цвета являются зрительными образами, но обрабатываются они разными участками нашего мозга.

Совмещение различных образов позволяет людям видеть в них необычные закономерности, благодаря чему они часто демонстрируют талант в музыке, живописи и других видах творчества.

Виды синестезии

Пытаясь лучше понять, что такое синестезия и какой она бывает, исследователи обнаружили, что взаимосвязь может возникать между любыми двумя чувствами. У человека, как известно, имеется пять органов чувств: глаза, уши, язык, нос и кожа. При этом список самих чувств несколько обширнее. В него входят:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • вкус;
  • осязание;
  • ноцицепция (чувство боли);
  • термоцепция (ощущение температуры);
  • эквибриоцепция (ощущение положения в пространстве и движения);
  • проприоцепция (ощущение расположения частей тела).

Синестезия – это взаимосвязь между двумя разными чувствами из этого списка либо между разными образами в рамках одного чувства. На сегодняшний день известно более 80 различных вариантов проявления данного феномена. Наиболее распространёнными являются следующие виды синестезии:

  1. Графемно-цветовая. Это смешение образов из разных видов зрительного восприятия. При графемно-цветовой синестезии буквы, цифры и другие знаки получают дополнительную окраску. Это самая распространенная форма синестезии. Нередко благодаря ей люди обладают феноменальной памятью и могут запоминать длинные последовательности цифр, букв или слов.
  2. Хроместезия. Данный вид синестезии иногда называют «цветным слухом», поскольку для человека звуки окрашиваются в определенные цвета. Хроместезия практически всегда сопровождается музыкальным талантом. Многие выдающиеся композиторы обладали (или обладают) такой особенностью восприятия.
  3. Кинестетико-слуховая. Такие синестеты слышат звуки, наблюдая за движущимися предметами. При этом возникающие в их голове звуки обычно никак не связаны со звуками, которые мог бы издавать данный предмет.
  4. Вкусовая. Это очень распространенная форма синестезии, позволяющая человеку чувствовать вкус слов, которые он слышит или произносит, и объектов, которые он видит или к которым прикасается.
  5. Акустико-тактильная. Слыша звуки человек ощущает почти реальные прикосновения к своему телу. Интересно, что обладатели данной формы синестезии часто даже не догадываются, что являются синестетами. Им кажется, что все люди чувствуют нечто подобное.
  6. Пространственная (локализация последовательностей). У таких людей определенные последовательности (чаще всего числовые) выстраиваются в виде определенных пространственных фигур, иногда плоских, а иногда и объемных. Обладатели пространственной синестезии могут отождествлять дни недели, месяцы и некоторые другие понятия с определенными точками вокруг себя. К примеру, четверг – это где-то сзади, а понедельник – справа вверху.
  7. Эмпатия зеркального прикосновения. У людей с данной формой синестезии настолько развита эмпатия, что они физически ощущают воздействия, которые видят со стороны. Это могут быть тактильные чувства, ощущение вкуса, температуры, боли или щекотки. Данная форма синестезии встречается очень редко, но многие люди, даже не будучи синестетами, хотя бы однажды чувствовали нечто подобное.
  8. Мизофония. Данный вид синестезии считается неврологическим расстройством, поскольку оказывает существенное влияние на качество жизни. Проявляется мизофония в том, что определенные звуки вызывают у человека негативные переживания: гнев, отвращение, ненависть и прочее.
Читайте также:  Слабость во время депрессии

Интересно, что синестезия носит индивидуальный характер. К примеру, у двух разных людей с графемно-цветовой формой одинаковые буквы окрашиваются по-разному («палитры» не совпадают). При этом у каждого из них связь конкретных звуков и букв обычно сохраняется постоянной на протяжении всей жизни.

Причины синестезии

Несмотря на то, что современная медицина достаточно хорошо понимает, что такое синестезия и как она проявляется, механизмы её возникновения пока что изучены недостаточно хорошо. Существует несколько научных теорий, объясняющих смешение чувств. Наиболее популярными «претендентами на истину» являются три из них:

  • Перекрестные связи между разными отделами ЦНС. Наш мозг представляет собой сложную сеть из миллиардов нейронов, между которыми формируются связи, имеющие разные «веса». Иногда такие связи могут возникать между участками, которые не должны быть связанными. И тогда вместе с образами одного чувства в мозгу начинают активироваться образы другого чувства.
  • Особенности миелиновой оболочки. Миелин – это изолирующее вещество, покрывающее нервные волокна и препятствующее нежелательному взаимодействию нейронов. Если на каких-то участках появляется брешь в миелиновой оболочке, независимые отделы мозга могут контактировать между собой.
  • Врожденная способность. Согласно этой теории, все чувства человека взаимосвязаны от рождения. Но по мере развития разные отделы мозга приобретают специализацию и обосабливаются, в результате чего взаимосвязи между ними ослабевают и полностью исчезают у большинства людей.

Синестезия может быть врожденной особенностью, передающейся по наследству. Интересно, что по мужской линии она передаётся лишь в 10-20% случаев, а по женской – в 60-80%. Также известны случаи, когда синестезия возникала после органических повреждений мозга. К примеру, у одного из самых известных савантов и синестетов современности Дэниела Таммета его способности возникли после перенесенного в 4 года приступа эпилепсии.

Известные синестеты

Исследователи считают, что порядка 4% людей обладают той или иной формой синестезии. При этом среди выдающихся личностей, особенно тех, чья деятельность связана с различными видами творчества, доля синестетов примерно вдвое больше.

Известные исторические личности с синестетическими способностями:

  • Джими Хендрикс. Композитор и музыкант, которого называют величайшим гитаристом в истории, видел цвета нот и аккордов.
  • Мэрилин Монро. Племянница известной актрисы утверждает, что её тётя «видела вибрацию звука». А в её биографии написано, что совмещение чувств давало ей ощущения, которые её коллеги пытались получить через наркотики.
  • Эдвард Мунк. В своих мемуарах художник описывает ситуации, в которых он видел цвета или испытывал странные переживания, глядя на природные явления. Самая известная картина Мунка «Крик» написана под впечатлением от одного из таких переживаний.
  • Вольфганг Амадей Моцарт. Великий композитор видел цвета нот, причем его воображение окрашивало и клавиши, и нотные знаки. Некоторые произведения он записывал на бумаге разноцветными чернилами.
  • Владимир Набоков. Писатель утверждал, что является синестетом и видит некоторые цифры цветными. Он нередко наделял синестезией героев своих произведений либо использовал метафоры, намекающие на его собственные ощущения.

Среди современных знаменитостей также немало синестетов. В частности, таковыми являются:

  • Стив Уандер. Несмотря на то, что музыкант слеп практически от рождения (он ослеп в роддоме из-за врачебной ошибки), он «видит» цвета отдельных нот и аккордов.
  • Дэниел Таммет. Чемпион мира по запоминанию чисел утверждает, что его феноменальная память связана с тем, что каждая цифра порождает в его мыслях определенный образ. В 2004 году он поставил рекорд, запомнив 22 514 цифр числа Пи.
  • Тори Амос (Эймос). Как и многие другие музыканты, певица способна видеть цвета нот и аккордов. По её собственным словам, каждая песня для неё – уникальный цветной калейдоскоп.
  • Синестетами являются актриса Тильда Суинтон (Старейшина в фильме «Доктор Стрэндж»), музыкант Джон Мэйер, писатель Дуглас Коупленд, певец Патрик Стамп и многие другие знаменитости.
Читайте также:  Чувственный бред при каком синдроме

Синестезия – это преимущество или недостаток?

Как было отмечено выше, некоторым синестетам удаётся применять свою способность с пользой. Довольно часто синестезия за счёт усиления образов даёт человеку хорошую или даже феноменальную память. Известно, что среди знаменитостей, занимающихся творческой деятельностью, много синестетов. Особенно часто синестезия оказывается полезной для композиторов и художников.

Согласно опросам, многие синестеты воспринимают свою особенность не как странность или патологию, а как дар или скрытую суперспособность, которую они не хотели бы потерять, даже если она никак не помогает в жизни.

Конечно, некоторые формы синестезии могут создавать серьезные неудобства. Но в большинстве случаев она является достаточно безобидной особенностью. И даже если синестет никак не может применить синестезию с пользой, это не повод расстраиваться из-за её наличия. Единственное неудобство заключается в том, что окружающие часто воспринимают её как отклонение от нормы, думая, что это синдром или заболевание.

Можно ли развить синестезию?

Многим людям хотелось бы стать синестетами, поэтому они начинают искать способы, как развить синестезию. Но важно понимать, что данный феномен возникает из-за реальной физиологической связи между разными отделами мозга. И сформировать подобную связь при помощи упражнений или каких-то направленных воздействий невозможно. Таким образом, нельзя специально стать синестетом, не имея естественных предпосылок.

В то же время любой человек может развить ассоциативное мышление, научившись отождествлять одни образы другим. Конечно, взрослому человеку тяжело формировать новые нейронные связи в мозге, создавая нужные ассоциации. И всё же это вполне возможно. К примеру, многие методики по развитию памяти (а точнее – способности к запоминанию) используют устойчивые ассоциации.

Заключение

Синестезия представляет собой интересный научный феномен, ещё раз доказывающий, что каждый человек – это уникальная личность со своими особенностями характера, мышления и восприятия. Она проявляется в наслоении разных чувств, благодаря чему у некоторых синестетов появляются удивительные способности, которые другие люди не могут даже вообразить. Конечно, далеко не всем удаётся применить синестезию с пользой. И всё же большинству синестетов нравятся их необычные способности, и они не хотели бы их потерять.

Источник

Аудиотриггеры: как человеческая психика реагирует на разные звуки

Сохранить и прочитать потом —

Внешний мир постоянно бомбардирует нас информацией на самых разных уровнях: это образы и звуки, прикосновения и запахи. Аудиофон — один из самых настойчивых информационных потоков, с которым мы контактируем каждый день.

При этом мы почти не влияем на то, какие именно звуки мы слышим: нас окружает гул машин, грохот вагона метро, разговоры соседей в очереди, музыка из наушников коллеги, шум стройки. Часто мы пытаемся перекрыть этот фон собственным — музыкой или, например, аудиокнигами.

Вся эта какофония преследует нас целыми днями, и мы мало что можем с этим сделать.

При этом всё, что мы слышим (хотим мы того или нет) влияет на наше настроение, психику и даже мозговую активность. Разбираемся, какие звуки бывают триггерами и что они вызывают, почему от одних звуков хочется плясать, а от других — плакать и как можно контролировать влияние аудиофона на свою жизнь.


Фото Maxim Mogilevskiy / CC BY-ND

Nature vs Nurture

Люди слышат звуки одинаково (это физиологический процесс), но могут воспринимать их по-разному — это уже зависит от работы каждого конкретного мозга. Именно мозг решает, как отнестись к каждому конкретному звуку. Поэтому кто-то может находить пение одних и тех же птиц приятным, а кто-то — раздражающим. Наше отношение к звукам формируется нашим воспитанием, предыдущим опытом и персональными когнитивными особенностями.

Существует понятие «шумовое загрязнение»: это ситуация, когда шум, производимый человечеством и его «производными», становится настолько громким, нетипичным и неконтролируемым, что он начинает нарушать порядок жизнедеятельности человека и других живых существ. Например, исследования показывают, что длительное пребывание в «загрязненном шумом» пространстве повышает кровяное давление и увеличивает риск сердечного приступа. Это связано с тем, что человек не привыкает к уровню окружающего его шума, а тратит на его подавление энергию, которую организм мог бы направить в другое русло.

Само различие между шумом и звуком (noise vs sound) для человека не всегда врожденное и не естественное — оно зависит от нашего предыдущего опыта. Например, мы входим в кафе и слышим целую гамму звуков — кофе-машина перемалывает зерна, пищит микроволновка, люди общаются, официант зачитывает меню. Мы привыкли к ним, поэтому почти не обращаем на них внимания. А тот, кто никогда не был в кафе в большом городе, скорее всего найдет этот звуковой фон очень напрягающим. Собственно, даже мы, уставая, иногда теряем способность не раздражаться на эту привычную, но всё же какофонию.

При этом есть звуки, на которые реакция у человека выработана эволюцией: например, мы находим неприятным скрежет ногтей по стеклу или ножа по тарелке. Мы реагируем на них инстинктивно, на подсознательном уровне, потому что в наших генах заложена ассоциация — со звуком, издаваемым когтями хищников. Но не все громкие, раздражающие или нежелательные звуки необязательно воспринимаются нами негативно. Это может зависеть от социального контекста — например, громкие звуки на рок-фестивале не вызывают у посетителей отторжения.

Читайте также:  Как проводят стресс интервью

Наша память тоже может трансформировать наше восприятие звука. Например, какой-то очень неприятный шум — газонокосилка, дробилка льда, что угодно — может вызывать теплые чувства и ностальгию, если в прошлом он ассоциировался с чем-то приятным. Для остальных этот звук так и останется жутким шумом.

Иными словами, то, как мы воспринимаем звук, зависит от очень многих факторов — психологических, социальных, биологических и других.

Обучение, настроение и продуктивность

Звуковой фон оказывает большое влияние на нашу жизнь — от него зависит даже наша способность к обучению, наше настроение и активность на работе.

В 1974 году было проведено исследование: два шестых класса учились в разных концах здания. В одном было тихо, до другого постоянно доносился шум проезжающих мимо поездов. В результате оказалось, что школьники, учившиеся в тишине, почти на год обогнали по уровню знаний своих одногодок с шумной стороны. Дети, которые росли в более шумной обстановке (под воем самолетов или грохотом поездов) хуже читают, говорят и демонстрируют более медленное когнитивное развитие чем те, кто рос в тишине.

Звуки влияют и на продуктивность. Исследования показывают, что гул опенспейсов часто ослабляет способность сотрудников к концентрации, запоминанию, решению сложных задач и вызывает настоящий стресс. Тот же постоянный шум в открытых офисных пространствах не просто постоянно отвлекает, но и мешает сконцентрироваться после исчезновения непосредственного раздражителя.


Фото Stinging Eyes / CC BY-ND

Звуки-триггеры

Мы писали о том, как использование бинаурального аудио позволило создать игру, которая довольно точно могла передать игроку ощущения, испытываемые человеком с психотическими расстройствами.

Звук зачастую может вызывать реакцию, которую мы слабо можем себе объяснить, или которую и вовсе воспринимаем несознательно.

Например, есть теория, что так называемый эффект «дома с привидениями» может быть вызван именно звуком, причем «специальным» — инфразвуком, звуковыми волнами, чья частота ниже воспринимаемой человеческим ухом. В некоторых ситуациях мы можем испытать чувство тревоги, страха и «мурашек» — не понимая, почему.

А для больных OCD (обсессивно-компульсивным расстройством) часто вообще весь звуковой мир — источник всевозможных триггеров, которые могут вызвать тревожность и даже повлиять на общую способность к функционированию. Зачастую это какие-то совершенно бытовые звуки — кашель, чавканье, щелчки ручки, хлопок двери.

В психологии есть специальный термин — гиперчувствительность к шуму. Она работает на нескольких уровнях. Самый очевидный — неприятные ассоциации (часто бессознательные), которые связаны с определенными звуками, и именно они вызывают у человека тревожность.

Кстати, речь необязательно идет о каких-то отдельных звуках. Неприятные ассоциации могут вызывать песни, даже когда-то горячо любимые — например, если вы долго репетировали выступление, а оно в итоге провалилось. Или если с красивой мелодией в вашей памяти оказался связан драматичный жизненный эпизод. Тогда, услышав песню снова, вы вряд ли захотите ей подпевать.

Следующий уровень реакции — бегство (некоторые звуки могут вызывать страх, и включается первобытный инстинкт, желание спрятаться от опасности), раздражение и стресс (вспомните про звук, с которым в почтовом ящике появляется новое электронное письмо в особенно напряженный рабочий день).

Что касается расстройств, связанных с повышенной чувствительностью к шуму, у них довольно широкий спектр. Например, у людей с сенсорными нарушениями (sensory processing disorder) самые обычные звуки могут вызывать совершенно неожиданную реакцию — это связано с тем, что человеческий мозг обрабатывает внешние раздражители, но реагирует на них несоразмерно. Поэтому звук лопнувшей жвачки, на который здоровый человек может даже не обратить внимания, у человека с расстройством может вызвать желание немедленно заткнуть уши.

Терапия в данном случае почти не связана с тем, как мы слышим звуки, но с тем, как их воспринимает наш мозг. Человек с повышенной восприимчивостью может слышать звуки точно так же, как и все остальные, но воспринимать их как более громкие, назойливые или раздражающие. Возможные причины могут быть различными — от мигрени или неприятных воспоминаний, до психических расстройств.

Один из методов борьбы с повышенной восприимчивостью — создать вокруг себя максимально комфортную обстановку, поставить в наушниках звуки, которые вызывают тревогу, и выключать их, когда ощущение станет совсем дискомфортным. Повторение может снизить тревожность — психика привыкает к тому, что со звуком не связано никакого реального дискомфорта.

Потом процесс можно повторить и в менее комфортной обстановке. Но если речь идет о психических расстройствах, а не просто о неприятных ассоциациях, такие эксперименты, разумеется, стоит проводить только под наблюдением врача.

В остатке

Индустриализация, рост городов, техническая революция, ускорение жизни — это десятки факторов, которые сформировали наше звуковое окружение. Его перегруженность влияет на психику человека, его когнитивные способности, внимание и здоровье.

На наше восприятие звуков влияет окружение, воспитание, настроение, предыдущий опыт, а также гены, биологические предрасположенности и даже возраст.

Поэтому бывает полезно послушать тишину, добавить в ежедневную рутину белый шум и более осознанно подходить к тому, как именно «озвучена» ваша жизнь.

Источник

Оцените статью