«Человек эмоциональный»: Современная социология эмоций
Курс ознакомит с перспективной и сравнительно молодой областью социологического знания — социологией эмоций, с основными концепциями эмоций и эмоционального поведения
- Общеуниверситетский факультатив на платформе «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ»
- Октябрь 2021; расписание уточняется
- 7 недель (3 кредита)
- Лекции: 28 часов; семинары: 10 часов; самостоятельная работа: 76 часов
- В онлайн-формате
- Сертификат
О курсе
В курсе будет уделено внимание пониманию эмоций как живого опыта в повседневной жизни индивидов – в контексте межличностных взаимодействий, идентичностей, социальных отношений и сообществ
Цели курса
01
Знать тенденции современных концепций эмоций
02
Получить начальное представление о специфике эмоций как социокультурного феномена
03
Самостоятельно использовать подход к изучению эмоций в своей научной работе
Вы научитесь
1. Распознавать гнев, радость, ярость и боль
2. Анализировать эмоциональные состояния с позиции социологии
3. Управлять эмоциями на рабочем месте
4. Понимать, почему эмоциональный интеллект и его изучение чрезвычайно важны в современном мире
Программа обучения
Тема 1. Что такое эмоции? Как возможна социология эмоций?
Что такое эмоции. Трудности социологического определения эмоций. Сколько существует эмоций. Первичные, вторичные и третичные эмоции. Эмоции и мотивация поведения. Когнитивные и эмоциональные процессы. Социология и психология эмоций. Социальное конструирование эмоций. Происхождение эмоций. Биология и социология эмоций. Социологическая концептуализация эмоций. Социальная структура и эмоции. Основные подходы к изучению эмоций в социологии. Идентификация эмоций в социологических исследованиях. Методы и методики исследования эмоций в социологии. Общая характеристика современных социологических теорий эмоций. Эмоции в работах социологов-классиков. Г. Зиммель, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Шелер. Классификация теорий эмоций Дж. Тернера. Дра-матургические и культурные теории эмоций. Ритуалистические концепции. Исследования эмоций в рамках символического интеракционизма. Психоаналитические теории эмоций. Эмоции в теориях обмена. Структурные теории эмоциональных процессов. Эволюционистские теории эмоций.
Тема 2. Эмоции в личной жизни и культуре
Культурный словарь эмоций. Эмоциональная культура и эмоциональные идеологии. Эмоциональная социализация и идентичность. Культурная теория эмоций и управления эмоциями А. Хохшильд. Правила чувствования (интенсивность, направление и длительность) и правила выражения эмоций. Эмоциональная работа. Техники управления эмоциями. Телесная работа, эмоциональная работа и работа с идентичностью. Гендерные аспекты эмоциональной работы. Эмоциональная работа в приватной сфере жизни общества: в семье и близких отношениях. Изучение эмоциональной работы в социологии: методы исследования расхождения между выражаемыми и переживаемыми эмоциями.
Тема 3. Эмоции на рабочем месте
Эмоциональная работа и эмоциональный труд. Эмоциональный менеджмент. Техники управления эмоциями. Эмоции в различных профессиональных сферах. Профессиональные эмоциональные идеологии. Соотноше-ние эмоциональной культуры и профессионально-специализированной эмоциональной идеологии. Сервисные занятия в современном обществе и эмоциональный труд. Эмоциальная работа в медицине, социальной работе, юриспруденции и других профессиях и родах занятий. Профессиональная этика и эмоциональный труд.
Тема 4. Эмоции и социальная структура
Вклад Т. Парсонса в социологическое изучение эмоций. Социально-структурные ожидания как источник возникновения эмоций. Теория Т. Кемпера: структурные эмоции, ситуативные эмоции и эмоции ожидания в отношениях статуса и власти. Позитивные эмоции (удовлетворение, чувство безопасности и доверия) и негативные эмоции (тревога, страх, потеря доверия и уверенности) в процессах воспроизводства социальной структуры. Теория статуса и власти Р. Тамма. Диалектика статусных отношений и эмоций. «Периодическая таблица эмоций» как универсальная модель структурных условий возникновения эмоций. Теория социоэмоционального поведения и статуса С. Риджвей. Набор правил выражения эмоций в различных типах групп и статусные отношения. Роль эмоций и статусные ограничения в достижении групповых целей: совпадение и несовпадение статусного положения и аффекта. Макроструктурная теория эмоций Дж. Барбалета. Эмоции как связующее звено между разными уровнями социальной структуры. Роль стыда в воспроизводстве социальной структуры и его эволюция в современных обществах. Рессентимент как ведущая эмоция в классовых отношениях. Рессентимент, социальные конфликты и социальные движения. Страх и социальные изменения.
Тема 5. Гнев и страх: социологический анализ
Гнев и страх, социологическое понимание. Страх и социальный контроль. Гнев как первичная и универсальная эмоция. Социальные причины гневных переживаний. Социальные контексты гнева – работа, семья, соседские общины и др. Социальная дистрибуция гнева: гендерный аспект, воз-раст, социальный класс. Власть, социальный контроль и функции гнева (Т. Кемпер). Правила выражения гнева (Дж. Аверилл). Открытый и скрываемый гнев (К. Льюис). Диалектика гнева и чувства стыда (Т. Шефф).
Тема 6. Социологическое понимание гордости и стыда
Подход Э. Гоффмана к эмоциям смущения и стыда. Место эмоций во взаимодействиях лицом-к-лицу. Управление впечатлениями с помощью эмоций. Стратегическое манипулирование эмоциями и культурные предписания. Анатомия замешательства при срыве драматической постановки. Замешательство как форма стыда. Техники выхода из замешательства. Эмоциональный аспект феномена зеркального Я в теории Ч. Х. Кули. Гордость, стыд и страх как составляющие социального контроля и связанные с формированием Я индивида. Контроль над идентичностью как часть социального контроля: роль негативных и позитивных эмоций. С. Шот и теория социального контроля. Социальный контроль как самоконтроль. Эмоции и принятие роли другого. Анализ стыда, чувства вины, замешательства, гордости, эмпатии с точки зрения социальной солидарности, социального порядка и работы над собственной идентичностью. Теория стыда Т. Шеффа. Процессы индивидуального самоощущения в связи с чувствами гордости и стыда. Чувство гордости и социальная солидарность. Стыд и индивидуальные и социальные патологии. Интенсивность гордости и стыда и социальные санкции выражения этих эмоций. Открытый стыд и скрытый стыд. Стыд и социальные конфликты.
Тема 7. Социология любви и дружбы
Любовь. Любовь как эмоция и как отношение. Психологические и социологические теории любви как эмоции. Классификация видов любви. За-дачи социологического исследования разных видов любви. Любовь как универсальная эмоция. Социально-культурный контекст любви. Модели любви и социальная структура (Т. Кемпер). Социально-историческая перспектива любви (Э. Гидденс). Ф. Кансиан: феминизация любви. Любовь и гнев. Р. Белла, Э. Свидлер: представления о любви и идеалы современного общества и их влияние на поведение людей. М. Джекмен: любовь как инструмент социального порядка. А. Хохшильд: любовь как товар.
Тема 8. Симпатия и эмпатия как эмоции и социальные механизмы
Теория эмпатии, роль эмпатии в эволюции общества и человека. Эмпатия как моральная эмоция. Теория симпатии К. Кларк. Симпатия как ключевая эмоция в межличностных взаимодействиях. Микроэкономика и микрополитика эмоций. Симпатия как условие социальной солидарности. Культура симпатии и онтологическая безопасность. Гендерные отношения и выражение симпатии. Условия выражения симпатии.
Тема 9. Социология горя
Печаль как первичная, универсальная эмоция. Социальный смысл печали и социологические трактовки печали. Горе. Горе как эмоция, возникающая вследствие потери социальных связей. Медицинская, психологическая и социологическая модели горя. Горе как сложная, вторичная эмоция. Социальное конструирование горя и его последствия для социальных отношений. Горе, печаль, траур и скорбь, их повседневные интерпретации. Идентификация и привязанность в переживании горя. Кросс-культурные и исторические данные в социологическом понимании переживания и выражения горя. Горе и его роль в социальных движениях. Горе и коллективная память. Горе и социальная структура в современных обществах: медицинские практики преодоления горя. Теория Л. Лофланд: социальные практики, связанные с горем. К. Чармац: горе и потеря идентичности. Теряемые объекты и поведенческие стратегии.
Тема 10. Социологическое понимание зависти и ревности
Зависть и ревность. Ревность как реакция на вторжение в отношения. Социальные функции ревности. Сравнительно-исторический и антропологический подход к ревности (Б. Малиноский, М. Мид). Ревность и социальные изменения. Основные механизмы управления ревностью. Ревность и самооценка: отношения непонимания (Г. Клантон). Ревность и власть: балансирование отношений. Зависть как ведущая негативная эмоция в неравных социальных отношениях. Зависть в контексте повседневных взаимодействий: что не является завистью, почему зависть отрицается. Избегание зависти. Зависть и ресентимент. Политика и управление завистью. Культура зависти. Зависть и социальные движения. Зависть и социальная справедливость.
Источник
«Человек эмоциональный»: Современная социология эмоций
Контакты:
Аннотация
Основной целью данного курса является ознакомление с перспективной и сравнительно молодой областью социологического знания, с основными концепциями эмоций и эмоционального поведения. Эмоции определяют нашу жизнь: эмоции укоренены в социальных явлениях, а социальные явления эмоциональны. Поэтому неудивительно, что социологи сейчас уделяют эмоциям так много внимания. Социология эмоций хотя и относительно новая, но уже институционализированная и развитая область социологических исследований, пересекающаяся с социальной психологией, историей и антропологией. В международной социологической Ассоциации постоянно работает комитет по социологии эмоций, тем самым, демонстрируя заинтересованность ученых в исследовании такого сложного явления как эмоции с социологической точки зрения. Современная социология идет по пути все большей детализации поведения личности и включает теперь анализ эмоций, которые существенно меняются в современных обществах. В курсе будет уделено внимание пониманию эмоций как живого опыта в повседневной жизни индивидов – в контексте межличностных взаимодействий, идентичностей, социальных отношений и сообществ. Также в рамках курса предполагается рассмотреть эмоции как часть макроявлений социальной жизни, таких процессов как социализация, нормы, социальные проблемы, социальные структуры и социальные движения. Микро- и макроаспекты эмоциональной жизни будут осваиваться через лекционные занятия, чтение текстов, дискуссии, возможно общение с приглашенными лекторами, обсуждение фильмов, материалов СМИ, личного опыта. Иными словами, курс представляет собой раскрытие скорее социальных, не психологических, аспектов эмоций на уровне общей социально-гуманитарной грамотности современных студентов бакалавриата.
Цель освоения дисциплины
Основной целью данного курса является ознак омление с перспективной и сравнительно молодой областью социологического знания, с основными концепциями эмоций и эмоционального поведения.
Планируемые результаты обучения
- Слушатели знают о многообразии и трудностях определения эмоций в социологии и других дисциплинах. 2. Знают о классических и современных теориях в социологии эмоций, могут ориентироваться в них. 3. Знают о трудностях эмпирического исследования эмоций в социологии и различных методах исследования эмоциональных аспектов социальных явлений в социологии.
- Слушатели знают в целом культурные теории эмоций в социологии, основные понятия социологии эмоций: управление эмоциями, эмоциональные нормы, эмоциональные культуры, идеологии, эмоциональная девиация, эмоциональная социализация.
- Слушатели усвоили понятие эмоционального труда и управления эмоциями на рабочем месте, в публичной профессиональной сфере. Слушатели знают различные типы исследований управления эмоций в контексте работы в социологии.
- Слушатели знакомы со структурными теориями эмоций в социологии и могут анализировать эмоциональные аспекты социального неравенства.
- Слушатели могут анализировать эмоциональные состояния гнева и страха с позиций социологии, знают основные подходы к концептуализации и исследованию страха в социологии.
- Слушатели могут анализировать с позиции социологии эмоциональные состояния гордости и стыда, знают основные подходы к теоретическому и эмпирическому исследованию указанных эмоций.
- Слушатели могут анализировать сложные социальные явления — любовь и дружбу — с позиции социологии эмоции, знают основные социологические подходы к этим явлениям.
- Слушатели знают о социологических теориях симпатии и эмпатии, могут анализировать социальные явления в этом ключе.
- Слушатели могут анализировать с позиции социологии феномены человеческого горя, знают об эмпирических исследованиях горя.
- Слушатели знают социологические подходы к изучению ревности и зависти, трудности социологического исследования зависти и ревности
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Что такое эмоции? Как возможна социология эмоций?
Тема 2. Эмоции в личной жизни и культуре.
Тема 3. Эмоции на рабочем месте.
Тема 4. Эмоции и социальная структура.
Тема 5. Гнев и страх: социологический анализ.
Тема 6. Социологическое понимание гордости и стыда.
Тема 7. Социология любви и дружбы.
Тема 8. Симпатия и эмпатия как эмоции и социальные механизмы.
Тема 9. Социология горя.
Тема 10. Социологическое понимание зависти и ревности.
Источник
Человек эмоциональный современная социология эмоций
В статье исследуется одна из главных проблем социологической теории – проблема социального порядка и связанное с ней понятие социальной солидарности в контексте социологии эмоций. Эмоции сегодня рассматриваются как неотъемлемая часть человеческого поведения, выполняющая определенную роль в поддержании социального порядка и социальной солидарности. Концептуализация эмоций позволяет связать микро- и макроуровни социальной структуры, поскольку эмоции способствуют согласованным социальным взаимодействиям и коррекции нормативного поведения. На основе анализа корпуса работ по социологии эмоций автор приходит к выводу, что в изучении причин и последствий социальной солидарности социологи склонны рассматривать конкретные, так называемые «моральные эмоции» как обладающие наиболее ощутимым воздействием на поведение отдельных индивидов, социальных групп и организаций. Моральные эмоции, с точки зрения автора, в силу своих особенностей являются частью поведенческих комплексов, формирующих эмоциональные режимы общества, и тем самым поддерживают социальную солидарность.
В книге
Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. Малиновой О.Ю. и Сунгурова А.Ю. – СПб.: Норма, 2005. – 272 с. В книге представлены материалы Международного научно-практического симпозиума «Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире» (Санкт-Петербург 8-9 июля 2005 г.), целью которого был анализ проблем, возникающих в связи с включением «идентичности» в понятийный аппарат, используемый для обоснования, признания и обеспечения прав человека. Проблемы идентичности и прав человека рассматриваются с точки зрения юриспруденции, философии, политологии, социологии, социальной психологии и богословия. Представляя разные области знания, авторы предлагают разные подходы к анализу обозначенных выше проблем. Книга будет полезна как ученым, аспирантам и студентам, изучающим проблемы идентичности и реализации прав человека, так и практикам – сотрудникам государственных и неправительственных организаций, реализующих эти права в российском контексте. Книга посвящена памяти Н.М.Гиренко, ученого и правозащитника, трагически погибщего летом 2004 г.
Книга представляет собой сборник трудов IV Всемирной конференции «Интеркультурализм. Значение и идентичность», прошедшей в Праге, 8-10.03.2011.
Традиционно главной характеристикой города как объекта социологического изучения называют особый характер взаимоотношений, более приближенный к тому, что Ф. Тённис обозначил как Gesellschaft. Функциональное, статусное восприятие личности, интерес выгоды вместо чувства единства, утеря непосредственности в общении, формализация отношений, снижение значения родственных и территориальных связей, разобщенность горожан и, как следствие частый симптом – чувство одиночества. В этой связи интересно обратиться к тем аспектам жизни горожан, которые формируют связи типа Gemainschaft, основанные на чувстве общности, интересе к личности. Это те элементы городской жизни, которые заставляют людей ощутить себя членами сообщества горожан и почувствовать соотнесенность с такой группой, членство в которой определяется территориальным критерием – конкретными зонами, районами города и в конечном итоге – городом в целом. Идентичность с территориальной группой, равно как и с любой другой, формирует заинтересованное отношение, инициативность и чувство ответственности за благополучие жизни сообщества.
В главе обсуждаются задачи развития ранней взрослости, особенности когнитивного развития и профессиональной деятельности, личностного развития и социальных взаимоотношений.
В статье рассматривается центральная проблема персонологии — идентичность «Я». От Д. Юма ведет начало скептический подход к этой проблеме, якобы не подлежащей научному решению. Современные персонологи (П. Рикёр и др.) переводят решение этой проблемы в план культурологического исследования, сообщающего «Я» «нарративную идентичность». Культурно историческая психология является «Мостом интерпретаций», на котором происходит встреча философии культуры и психологии; психологические данные о «личности» интерпретируются на основании той или иной культурфилософской концепции. «Конфликт интерпретаций» играет существенную роль в персонологии, участвующей в процессах, связанных с возникновением и преодолением культурного кризиса. Формулируются философско-методологические проблемы, определяющие ближайшую перспективу развития персонологии: существуют ли «инварианты Я», сохраняющиеся при всех возможных культурных детерминациях; обладает ли «Я» ригидностью по отношению к культурной детерминации и если да, то какова природа этой ригидности; происходит ли разрушение «Я идентичности» при ослабевании или прекращении культурной детерминации и др.
Сборник статей, посвященных современным проблемам философии.
Источник