- Пять чувств
- Зрение
- Осязание
- Обоняние
- Как мы пробуем пищу?
- У ЧЕЛОВЕКА МИНИМУМ 9-ЧУВСТВ, А НЕ 5-ПЯТЬ
- 5 — Пять — те чувства, что всем нам известны, то есть
- Исходя из общепринятого мнения, у людей есть ещё 4 чувства.
- 1. НОЦИЦЕПЦИЯ
- 2. ТЕРМОЦЕПЦИЯ
- 3. ПРОПРИОЦЕПЦИЯ (осознание тела)
- 4. ЭКВИБРИОЦЕПЦИЯ
- Можно сказать, что чувств всего 3-три:
- Так что чувств вкуса у человека, скорее всего, 6-шесть.
- ЗРЕНИЕ
- ОБОНЯНИЕ
- МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА
- 1. Чувство Насыщения
- 2. Ощущение Тепла — Холода
- 3. Ощущение нехватки Кислорода
- 4. Ощущение Тошноты
- 5. Чувство Направления движения
- 6. Чувство Равновесия
- 7. Чувство Зуда
- 8. Чувство Боли
- 9. Чувство Времени
- ОЩУЩЕНИЯ И ЧУВСТВА — ЭТО ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ
- СИНЭСТЕЗИИ
- * Равновесие (вестибулярка + мышцы + зрительный горизонт).
- * Тонкий вкус (вкус + запах).
- * «Осознание тела».
- История чувств: как мы видим, слышим, обоняем и чувствуем
- Читайте также :
- Читайте также :
- Обоняние
- Читайте также :
- Осязание
- Читайте также :
- Зрение
- Читайте также :
Пять чувств
Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
Зрение
Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.
По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.
Осязание
Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.
Обоняние
Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.
Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.
Как мы пробуем пищу?
Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.
Источник
У ЧЕЛОВЕКА МИНИМУМ 9-ЧУВСТВ, А НЕ 5-ПЯТЬ
5 — Пять — те чувства, что всем нам известны, то есть
1. Осязание
2. Вкус
3. Обоняние
4. Слух
5. Зрение
— были впервые перечислены ещё Аристотелем, который, будучи выдающимся учёным, всё же нередко попадал впросак.
Исходя из общепринятого мнения, у людей есть ещё 4 чувства.
1. НОЦИЦЕПЦИЯ
– это восприятие болевых ощущений органами тела, суставами и кожей.
Оказывается, сюда не относится мозг, так как в нём нет болевых рецепторов.
Несмотря на то, что нам кажется, головные боли исходят не изнутри мозга.
2. ТЕРМОЦЕПЦИЯ
– это чувство тепла на коже.
3. ПРОПРИОЦЕПЦИЯ (осознание тела)
— это понимание, где находится части тела, даже если мы не видим их и не чувствуем.
Когда человек закрывает глаза и качает ногой в воздухе, то он будет знать, где находится его ступня по отношению к другим частям тела.
4. ЭКВИБРИОЦЕПЦИЯ
— чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.
Некоторые невропатологи убеждены, что их не меньше 21-двадцати одного.
Но физиологи и медики тоже не согласны между собой.
Самые осторожные из них насчитывают сейчас у человека только 3-три чувства, самые радикальные — 33.
Можно сказать, что чувств всего 3-три:
— химическое (обоняние и вкус)
— механическое (слух и осязание)
— и световое (зрение).
Реакция соответствующих органов чувств основана на разных физико-химических механизмах.
Но и эти три чувства можно классифицировать более подробно.
Например, вкус на самом деле включает пять чувств:
1. Сладкого
2. Солёного
3. Кислого
4. Горького
5. И «умами» (японское слово, означающее вкус глутамата натрия — приправы, которая непременно входит в состав супов-концентратов).
Несколько лет назад учёные выяснили, что на языке есть отдельные рецепторы для вкуса «умами».
Французские физиологи недавно нашли рецепторы, реагирующие на вкус жира, и имеются они не только на языке, но и в тонком кишечнике (недаром хорошая порция масла клещевины, известного в обиходе как касторка, пробирает нас до самых кишок).
Так что чувств вкуса у человека, скорее всего, 6-шесть.
ЗРЕНИЕ
Зрение можно рассматривать как одно чувство — ощущение света, как два — света и цвета либо как четыре — света и основных цветов: красного, зелёного и синего.
У лягушек и некоторых других животных в сетчатке глаз есть отдельные рецепторы, реагирующие на движение в поле зрения — ещё одно чувство (у человека таких рецепторов, насколько известно, нет).
Это одно чувство или несколько сотен, по числу волосковых клеток во внутреннем ухе, каждая из которых реагирует на свою частоту колебаний?
Интересно также, что в результате старения или некоторых болезней человек может потерять восприятие отдельных частот, причём остальные будут слышны по-прежнему.
ОБОНЯНИЕ
Что касается обоняния — в нём участвуют не менее 2.000 типов рецепторов.
Среди них есть весьма специализированные, например реагирующие на запах моря, на запах ландышей.
Считать ли эти ощущения вместе, единым чувством обоняния, или по отдельности?
Все мы способны ощущать температуру окружающих предметов, степень сгиба конечностей в суставах (что и позволяет с закрытыми глазами довольно точно найти пальцем кончик носа), чувствуем нарушение равновесия (что при качке приводит к морской болезни).
Испытываем чувство пустого желудка или полного мочевого пузыря.
А можно ли считать чувствами те ощущения, которые не доходят до сознания, поскольку в этом просто нет нужды?
Например, человек обладает датчиком, чувствующим рН спинномозговой жидкости, но регулировка этого параметра происходит без участия сознания.
Возможно, в список стоит включить и чувство времени.
Хотя мало кто из нас может без часов с большой точностью ответить, который час, многие достаточно уверенно оценивают протекшие промежутки времени, и все обладают внутренними биоритмами.
Даже консерваторы согласны с тем, что кроме классических 5-пяти человек обладает чувством боли.
А радикалы выделяют три болевых чувства:
— кожное
— телесное (боль в суставах, костях и позвоночнике)
— и висцеральное (боль во внутренностях).
Сейчас большинство учёных признают существование у человека 21 чувства.
Верхний предел пока не установлен.
МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА
1. Чувство Насыщения
Мы всегда знаем, когда мы голодны и всегда знаем, когда уже наелись и напились.
Эти сигналы посылает нам именно мозг, как в случае и с привычными пятью чувствами.
Когда мы поглощаем пищу, стенки желудка растягиваются и достигая максимального растяжения посылается необходимый сигнал.
Подтвердить такое утверждение легко.
Когда мы едим медленно тщательно пережевывая пищу, мы съедаем необходимую организму порцию для насыщения и понимаем, что уже наелись.
Если же эту порцию съесть очень быстро, то чувство голода останется и мы будем есть ещё, и только потом поймём, что переели.
Происходит это из-за того, что сигнал от стенок желудка до мозга не доходит моментально, это более медленный процесс.
2. Ощущение Тепла — Холода
Многие могут назвать это чувством осязания.
На самом деле, тепло и холод ощущает спинной мозг, доводя сигнал до головного мозга.
3. Ощущение нехватки Кислорода
В организме человека находятся рецепторы, называемые периферийными.
Именно они мониторят количество кислорода и углекислого газа в организме.
При недостатке кислорода или избытке углекислого газа в окружающей среде, организм перестраивается на другой ритм дыхания – менее частый.
Именно эти рецепторы определяют, когда лёгкие наполняются воздухом, давая мозгу сигнал на проведение вдохов и выдохов.
4. Ощущение Тошноты
Человеческий организм имеет специальные рецепторы, отвечающие за чувство тошноты.
Они дают четкий сигнал организму, когда придёт время.
Бывают и нарушения функций этого рецептора, тогда рвота не прекращается или, наоборот, человек не способен к рвоте.
5. Чувство Направления движения
Считается, что человек имеет способность определять направление движения даже с закрытыми глазами, основываясь на ощущении магнитного поля земли.
Конечно же находясь месяц в Таиланде вы с лёгкостью укажите на отели Пхукета с собственным пляжем.
У большинства людей такое чувство развито плохо, в отличии от животных (пчёл, птиц, коров).
6. Чувство Равновесия
Оно регулируется внутренним ухом человека, но всё же считается отдельным чувством.
Вспомним, что происходит с человеком, который перебрал алкоголя.
Он теряет чувство равновесия, но не теряет слух, поэтому два этих чувства не связаны между собой, не смотря на место размещения регулирующих органов.
7. Чувство Зуда
Отметим, что зуд нельзя отнести к чувству осязания.
Если на кожу человека попадают микроорганизмы, которые способны навредить человеку, именно чувство зуда посылает сигнал мозгу человека, чтобы обратить внимание на пораженный участок (который чаще всего визуально не обнаружить).
Человек чешет место, где поселяются микроорганизмы, тем самым извлекая их оттуда.
8. Чувство Боли
Боль тоже не относится к чувству осязания.
У неё иная, более сложная, природа возникновения.
Основная функция этого чувства – обратить внимание о наличии нарушений в органах, на коже или в костной ткани.
9. Чувство Времени
Особенно оно развито у молодых людей.
Отрицать его существование бессмысленно, ведь все мы его ощущаем.
Но и обмануть это чувство тоже очень легко.
А как насчёт чувства Электричества?
Или чувства опасности — когда волосы становятся дыбом?
. Кроме того, существуют чувства, которые есть у некоторых животных, но отсутствуют у людей.
Акулы, например, обладают сильной электроцепцией, позволяющей им чувствовать электрические поля;
— магнитоцепция определяет поля магнитные и используется в системах навигации птиц и насекомых;
— эхолокация и «боковая линия» практикуются рыбами для ориентации,
— а инфракрасное зрение необходимо оленям и совам для ночной охоты или поиска пищи.
ОЩУЩЕНИЯ И ЧУВСТВА — ЭТО ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ
* Зрение, слух, обоняние, вкус — это, так сказать, «головные» ощущения.
* Ощущения тепла и холода — как ни странно, это два разных канала, и можно их одновременно воспринимать, даже на одном участке кожи.
(Например, помазать ментоловым кремом: ментол стимулирует холодовые рецепторы, а организм отвечает приливом крови, чтобы согреть якобы замёрзшее место).
Опять же, пытливый наблюдатель заметит, что тепло и боль сосуществуют независимо (жжение — разновидность боли, а не тепла).
* Прикосновение (тактильность) и давление.
* Вестибулярное.
Это, алфавит, из которого далее складываются синтетические ощущения — синэстезии.
СИНЭСТЕЗИИ
* Равновесие (вестибулярка + мышцы + зрительный горизонт).
Тут и троекратное резервирование, но и широкие возможности для рассогласования!
* Тонкий вкус (вкус + запах).
Сам по себе вкус — ощущение довольно грубое (четыре модальности всего), но вкупе с запахом, проникающим в нос снаружи или изнутри, получается букет!
* «Осознание тела».
В основном, это мышцы + зрение + УМ.
Останавливая ум, можно заметить, что воспринимаемая форма тела и взаимное расположение его частей становятся невнятным и даже неожиданным.
Зрение здесь служит подспорьем уму, передавая сведения о форме.
А дальше работает память и воображение.
В равновесии тоже ум пролезает, предельное переживание равновесия — это невесомость.
Диссоциирующие психоактивные вещества (в т.ч. алкоголь) выборочно или повально отрубают каналы ощущений, что приводит к синэстезиям, которые в обычном состоянии не возникают.
Если отрубается боль, — можно стать берсерком.
Если отрубается вестибулярка — танцором брейка.
А если всё отрубается — пережить демо-версию смерти.
(Обученный йог способен, управляя внимательностью, обходиться без психоактивных веществ, чтобы достигать тех же эффектов).
Источник
История чувств: как мы видим, слышим, обоняем и чувствуем
Путешествие в необъятный мир человеческих ощущений — в новой книге поэта и натуралиста Дианы Акерман.
Чувства порой нас обманывают, но это единственная связь с реальностью, которая у нас есть. К остальному мы приходим опосредованно, через умозаключения. Тело с его органами чувств — центр, вокруг которого всё вертится. Даже в самых вольных мечтах и фантазиях, даже в глубоком сне мы остаёмся пленниками собственного тела.
Герой романа «Моби Дик» Германа Мелвилла однажды сказал: «Ахав никогда не думает, он только чувствует; этого достаточно для всякого смертного. Размышление должно протекать в прохладе и покое, а наши бедные сердца слишком сильно колотятся, наш мозг слишком горяч для этого». Может быть, это и хорошо: абстрактная, голая мысль имеет мало привлекательного. Поэтому рассказы о рае всегда кажутся какими-то бледными по сравнению с насыщенной телесностью адских мучений.
Читайте также :
Недавно переведённая на русский язык «Всеобщая история чувств» Дианы Акерман — настоящий гимн сенсуализма. Акерман рассказывает о пяти основных человеческих чувствах — обонянии, осязании, вкусе, слухе, зрении, а также синестезии — о том, как они возникли, чем отличаются в разных культурах, за что мы их так ценим и почему всё-таки часто ими пренебрегаем. Чтение этой книги — хороший способ перезагрузить своё восприятие и заново научиться видеть, слышать, нюхать и трогать окружающий мир. Она не обогатит ваши сенсорные впечатления (в конце концов, это всего лишь знаки на белом фоне), зато научит лучше их понимать.
В истории можно заметить немало колебаний между миром мышления и миром непосредственных ощущений. Античность жила культом форм, тела и видимого мира; христианство предпочло мир невидимый. На самом деле, никакого противоречия здесь нет: ведь если чувства порождают мышление, то мышление возвращается к чувствам и изменяет их на свой лад. В своей основе эти вещи неразделимы. Один из главных теоретиков телесности философ Морис Мерло-Понти писал в своём знаменитом эссе о Сезанне:
Читайте также :
Ту же самую операцию проделывает и Диана Акерман: она сталкивает множество данных из истории, психологии и естественных наук с нашим непосредственным опытом, который уже всегда «здесь», всегда в наличии и только ждёт, чтобы мы обратили на него внимание. Такое можно испытать после эмоционального потрясения или чтения хорошего романа: мир предстаёт новым, слишком ясным и немного загадочным, как будто мы явились откуда-то с другой планеты и смотрим на него впервые.
Даже в бездействии каждый из нас плавает в потоке ощущений. Они могут быть навязчивыми и неприятными, а могут переполнять нас восторгом и теплотой. Какими бы они ни были, нам не дано выйти за их пределы. Именно чувства соединяют нас друг с другом и со всем окружающим. Это хороший повод уделить им чуть больше внимания.
Обоняние
Каждый человек в среднем способен различить около 10 тысяч различных запахов (у женщин этот показатель несколько выше, чем у мужчин). Запахи тесно связаны с нашей памятью: необязательно читать роман Пруста, чтобы знать, как легко определённый запах может пробудить воспоминания о самом далёком прошлом. При этом запахи очень трудно описать с помощью речи. Можно сказать, что «кровь пахнет пылью», а фиалки — «кусочками жжёного сахара, выдержанного в лимоне и завёрнутого в бархат», но это будет всего лишь образное сравнение. Запахи, пишет Акерман, чем-то похожи на наших далёких родственников, чьи имена мы никак не можем запомнить.
С биологической точки зрения чувство обоняния утратило для человека свою былую важность. Тем не менее, никто из нас не готов от него отказаться.
Люди, потерявшие обоняние в результате травмы или болезни, очень от этого страдают: еда кажется пресной, они могут вовремя не заметить утечки газа или пожара, даже отношения с другими людьми становятся более холодными. По запаху мы можем определить пол и настроение человека (даже если никогда его не видели). Запахи — важнейший язык общения у многих животных; мыши, например, способны по запаху определять генетический профиль будущего полового партнёра. Мы уже не реагируем на запахи так непосредственно, но они всё-таки очень важны для нас, даже если мы этого не замечаем.
Читайте также :
Осязание
Осязание — может быть, самое базовое из наших ощущений. Мы можем представить мир без обоняния, слуха и зрения, но как представить мир без осязания? В этом мире мы бы не смогли отличить себя от пейзажа, свою ногу — от ножки стола.
Главный орган осязания — кожа, самый крупный орган человеческого тела. Рецепторы осязания распределены по ней неравномерно: больше всего их на лице, кистях рук и в области гениталий. Даже малейшее изменение в окружении — например, лёгкий ветерок — тут же регистрируется рецепторами, но многие из них мозг автоматически отсеивает. Наши ощущения настроены на новизну, иначе нам приходилось бы всё время чувствовать ткань одежды, давление воздуха и тяжесть собственного тела.
Телесный контакт с другими людьми очень важен с самого младенчества. Дети, к которым чаще прикасаются, быстрее растут, меньше плачут и лучше спят — прикосновения формируют «чувство базового доверия» к миру. Без прикосновений даже у взрослого человека развивается тактильное голодание, а это приводит к стрессу и депрессии. Самые интимные человеческие отношения обозначаются глубиной телесного контакта. Даже общение с незнакомцем начинается с пожатия руки — как будто без прикосновений мы не можем быть до конца уверены в существовании друг друга.
Чувством вкуса принято наслаждаться в обществе других людей: еда — важнейшая часть многих общественных ритуалов. Помимо телесных функций еда имеет и символическое значение.
Читайте также :
Разные народы исключали разные предметы из рациона питания: некоторые питаются насекомыми, грызунами и жареными собаками, но не употребляют определённые виды растений. Коалы питаются только эвкалиптом, но человек всеяден. Есть много видов пищи, которую мы отвергаем — и очень часто мы делаем это не потому, что она ядовита или плоха на вкус, а потому, что мы так привыкли.
У нас есть пять видов рецепторов вкуса, сгруппированных по специализации: солёное, кислое, сладкое, горькое. Многообразие вкусовых ощущений образуется благодаря их смешению, а во многом — благодаря запахам (некоторые гурманы говорят, что вино без запаха — просто подкрашенная вода). Рецепторы вкуса есть на языке, нёбе и даже на щеках, но с возрастом их чувствительность сильно снижается. Большинство людей питают пристрастие к сладкой и жирной пище — она нам кажется вкусной, но дело скорее в её энергетической ценности. Эволюция управляет вкусом, чтобы добиться своих целей. Но и мы управляем вкусом, исключая или предпочитая те или иные продукты и наделяя их символическим смыслом.
Звук — это волна молекул воздуха, которая возникает при движении любого предмета и распространяется во все стороны. Звуковые волны заставляют дрожать барабанную перепонку, та приводит в движение три мелкие косточки, которые передают сигнал к жидкости внутреннего уха, которая заставляет колебаться волоски, которые включают нервные клетки, которые передают сигналы в мозг, которые мы воспринимаем как звук. Без длинных предложений с придаточными оборотами тут не обойтись: орган слуха — одна из самых запутанных систем в человеческом организме.
Первый звук, который мы слышим — звук биения материнского сердца. Музыка, речь и язык приходят потом, но уже с самого рождения ребёнок реагирует на звук (и производит множество звуков сам). Диапазон человеческого слуха ограничен: многие животные, в том числе крокодилы, киты и слоны, общаются на недоступных нам частотах. Когда вы слышите сверчков, вы на самом деле их не слышите: они общаются в ультразвуковом диапазоне, а мы слышим только бессмысленный для них шум.
Значение, которое мы придаём музыке и речи, очень велико. Музыку можно даже назвать отдельным, универсальным языком, который существует во всех культурах. Если слово — это абстракция, то музыка всегда исходит из эмоций, и поэтому способна захватить нас целиком.
Зрение
Человек — существо с глазами хищника: они расположены в передней части головы и направлены вперёд (так легче выслеживать жертву). В процессе познания мира мы в первую очередь полагаемся именно на зрение: нам нужно «видеть собственными глазами», чтобы во что-то поверить. Впрочем, смотреть — не значит видеть: в одних и тех же предметах разные люди всегда видели разное. Как и другие чувства, зрение часто нас обманывает. Цвета — это обман планетарного масштаба, ведь мы видим лишь те цвета, которые отражаются от предметов, но не содержатся в них.
Читайте также :
В разных культурах цвета кодируются и воспринимаются по-разному. Некоторые сливают синий и зелёный в одно, у других есть множество обозначений белого. То, что мы представляем, накладывается на то, что мы видим: биолог, прогулявшись по городу, увидит не то же самое, что геолог или программист.
Животные не знают искусства, как его не знают и фотоаппараты. Задача буквального отражения мира для человека невыполнима. Всё, что мы можем — это плодотворное творческое искажение природы. Она настигает нас через органы чувств, и мы вплетаем своё восприятие в мир отношений с предметами, животными и другими людьми. Поэт Абрахам Каули написал в XVII веке: «Красота, ты фантастическая дикая обезьяна, в каждой стране являющаяся в ином облике».
Источник