Человеческая чувственность ответственное за целостное образное постижение мира как предмет эстетики

Предмет и задачи эстетики

Слово «эстетика» часто употребляется в разных сферах нашей жизни: эстетика интерьера, одежды, эстетика художественного произведения и т. д. Однако, при всем различии использования на обыденном и профессиональном уровнях понятия эстетика,эстетичность обозначают некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневности, феноменов природы. Эстетика – это дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности эстетического отношения человека к действительности, и в частности искусство как специфическую форму эстетического познания и освоения мира. Эстетическое отношение – это восприятие и оценка окружающего мира сквозь призму категорий прекрасное, возвышенное и т.п.

Эстетика как отдельная философская наука сформировалась во второй половине ХVIII в. (1750 – 1758) Ее основал немецкий философ Александр Баумгартен, который впервые использовал и термин «эстетика». От греческого “aesthёtikos” – чувственный (“aistesis” – чувственное восприятие). Мысля в духе рационализма, А. Баумгартен исходил из концепции Г. Лейбница о трех сферах духовного мира человека – воля, разум и чувства. Разум и воля давно уже были предметами исследования наук философии, логики, этики.

А. Баумгартен впервые подверг научному анализу сферу чувства. В работе «Эстетика» он обобщил все сложившиеся знания о прекрасном, возвышенном и т. п. чувствах человека по отношению к воспринимаемому и постигаемому миру, и создал отдельную систему знаний. Новая наука рассматривалась Баумгартеном как «теория совершенного чувственного познания». Он исходил из убеждения, что чувственное познание человеком мира является важной формой познания, обязательно предшествующей более совершенным знаниям, получаемым рациональным путем. Заслуга мыслителя в том, что раскрыл важность чувственной сферы человека и специфику эстетического.

Однако историю эстетики надо рассматривать уже с глубокой древности, поскольку главные стороны чувственного постижения человеком мира – эстетическое (прекрасное) и искусство – издавна были предметом анализа философов. История эстетической мысли восходит своими корнями к мифологическим текстам и сочинениям античных мыслителей.

Предметом эстетики изначально стала человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное – эстетическое – постижение человеком мира. И. Кант обозначил эту эстетическую способность человека как «способность суждения» о прекрасном или вкус. В центре внимания эстетики находится состояние человеческого чувства в отношение к эстетическим качествам мира в его неисчерпаемом богатстве.

Определение предмета эстетики как эстетического вбирает в себя и прекрасное, и возвышенное, и комическое и трагическое, и другие эстетические категории, характеризующие чувственное постижение человеком мира. Оно также охватывает и искусство, которое развивает и воспитывает эту сферу человеческого духа. Эстетическое – всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно эстетическое в природе, обществе, в сфере духовного творчества и материального производства; эстетическая деятельность, или творчество по законам красоты; субъективно эстетическое, или эстетическое сознание (эстетические чувства, потребности, оценки, идеалы и пр.); художественная культура. Своеобразие фундаментальной категории эстетического в отличие от прекрасного в том, что она охватывает и прекрасное, и возвышенное, и безобразное, и низменное, и трагическое, и комическое и т.д.

В основе понятия эстетическое лежиткатегория прекрасного. Понятия возвышенное, трагическое, комическое и др. обретают свой смысл через соотнесенность с категорией прекрасного. Эстетику обоснованно называют наукой о прекрасном. Чувства трагического, сентиментального или комического становятся эстетическими, преломляясь в прекрасном. То есть, будучи осмыслены и выражены в художественной форме – в произведении искусства, рассказе, которые придадут эмоциональному переживанию особое эстетическое выражение, структуру, рассчитанную на определенный эффект.

Эстетическим началом являются воображение и память, «оформляющие» наши эмоции. «Что пройдет, то будет мило» — эта поэтическая строка А. С. Пушкина ярко отразила механизм порождения эстетических представлений. Великий ученый М.М. Бахтин высказывал наблюдения о том, что именно наша память эстетизирует жизнь. Дистанция времени придает эмоциональным переживаниям законченные формы, сообщает им композиционную целостность, выразительность, т.е. эстетическую форму.

Задачи курса эстетики в системе высшего образования следующие:

· изучение теоретико-методологических проблем и категорий эстетики;

· приобщение к философско-эстетическим исканиям ученых и знакомство с эстетическими концепциями, сложившимися в истории;

· овладение основами теоретических знаний в области искусства и развитие способности адекватно оценивать эстетические феномены;

· расширение представлений об эстетическом многообразии мира и основных принципах эстетического преобразования жизни;

· совершенствование навыков самообразования на базе освоения текстов по эстетике и произведений искусства.

Это важно для всех, кто претендует на высшее образование и принадлежность к интеллигенции. Однако смысл эстетики гораздо глубже. Стратегические задачи эстетики как особой сферы знания можно, пожалуй, свести к трем взаимосвязанным, но все-таки заметно выделяющимся пунктам.

1. Познавательная. Эстетика исследует проблемы чувственного познания, образного мышления, художественные методы постижения мира и человека.

2. Воспитательная. Важнейшей задачей эстетики является воспитание человеческого чувства, развитие эстетического и художественного вкуса.

3. Мировоззренческая. Эстетика носит мировоззренческий характер и преследует целью формирование и теоретическое обоснование эстетического отношения человека к действительности. Эстетическое знание способствует правильному и осознанному самоопределению человека в мире ценностей.

Относительно 1 задачи необходимо учесть следующее. Эстетика как философская наука призвана заниматься проблемой чувственного познания мира. Как теория чувственного познания она и была задумана А. Баумгартеном. Чувственное познание занимает важное место в процессе постижения нами мира. Известно, что у людей с преимущественным развитием правого полушария мозга образное мышление даже в какой-то степени преобладает над рациональным. Искусство нередко открывает мир и человека глубже науки. Баумгартен верно заметил, что чувственное восприятие является важным условием целостного и адекватного познания действительности.

Читайте также:  Как ты выражаешь свои эмоции ответы

Освоение мира человеком с самого рождения осуществляется в эстетической форме, через целостное чувственное восприятие, прежде всего, прекрасных форм, цветов, звуков. Первое наше понятие о чем либо или даже о ком-либо – эстетическое. Это запечатлелось в народных пословицах. Например – по одежке встречают, по уму провожают. Созерцая природу, горы, море, лес, мы не анализируем рационально горные породы или породы деревьев, климат, температуру и т.п., но, тем не менее, мы получаем посредством эстетического созерцания ценную информацию. Только эта информация носит особый – эмоционально-чувственный характер. Знания, приобретенные путем чувственного созерцания, участвуют в процессах духовной жизни человека наряду с рациональными знаниями. К тому же именно эстетический интерес часто побуждает нас к более глубокому научному познанию – историческому, философскому, математическому и т.д. Еще Платон гениально отметил, что мы знает то, что любим. Любовь к цветам может сделать человека хорошим ботаником, восхищение звездным небом – астрономом, и т.д.

2 задача актуальна на всех этапах образования и духовного развития человека. Если задачи логики – воспитание ума, организация мышления и т.п., то эстетика изначально нацелена на воспитание чувств человека, развитие эстетического и художественного вкуса, способности разграничивать прекрасное и безобразное, улавливать гармонию. Стремление жить и творить по законам красоты актуально для любой сферы деятельности человека, но особенно – для образования, науки, искусства.

Основой эстетического мировидения является понятие «прекрасного», которое наиболее ярко выражено в искусстве, создающем и хранящем эстетические ценности. Эстетика учит понимать и ценить искусство. Художнику она позволяет теоретически обосновать свое творчество, сформировать концепцию мира. Читателям, зрителям, слушателям эстетическое знание раскрывает сущность произведения, его духовную ценность, помогает теоретически обобщить информацию художественной выставки, книги, фильма, а также сделать важные моральные выводы.

Важное место занимает эстетическое знание и вкус в формировании собственного образа или имиджа человека. Именно развитый эстетический вкус, который всегда избирателен и строг, способствует самоопределению человека в мире моды, обусловливает способность человека «быть самим собой» и в то же время его элегантность и современность. Ф. М. Достоевский в свое время обоснованно утверждал, что «эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим же человеком для самосовершенствования». Стремление к гармонии – сущностная черта человека.

3-я задача – мировоззренческая. Уровень эстетической культуры во многом определяет степень зрелости личности, целостность ее мировоззрения и ее способность к верному самоопределению в потоке бытия и в мире ценностей. В нынешнюю эпоху, которая характеризуется пересмотром духовных ценностей, традиционных идеалов, потоком псевдокультурных явлений, нередко выдаваемых и принимаемых за истинные культурные ценности, величайшую значимостьприобретают знания по истории и теории эстетики и искусства. Подготовленному и самостоятельному сознанию гораздо легче противостоять псевдоценностям и разрушительному потоку негативной информации, безобразному и пошлому в искусстве и жизни.

Итак, эстетика как автономная наука сосредоточена на проблемах чувственного познания человеком мира, развитии эмоционально-духовной сферы человека через воспитание вкуса, чувства прекрасного, формировании мировоззрения и культуры личности, ее духовных ценностей и способности к правильному нравственному самоопределению в мире эстетического и искусства.

Источник

Предмет эстетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня, когда Россия переживает сложный период структурных изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни, человек оказывается в непростой ситуации выбора моральных, нравственных и эстетических ценностей своего общественного бытия. Быстро меняющиеся реалии, в которых сталкиваются противоречивые тенденции общественного развития, обостряют потребность личности в гармоничном отношении к миру, в адаптации традиционных культурных ценностей, выработанных цивилизацией. Эстетика призвана дать представление о прекрасном, о красоте как важнейшей составляющей духовной эволюции человечества. А прекрасное – это искусство, творческий труд, окружающая нас природа, люди и, наконец, мы сами.

Оглавление

Введение 3
Предмет эстетики. Что изучает эстетика. 4
Основные разделы эстетики (периодизация) 7
Функции эстетики 10
Методы эстетических исследований 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Предмет эстетики. Что изучает эстетика. 4

Основные разделы эстетики (периодизация) 7

Функции эстетики 10

Методы эстетических исследований 16

Список использованной литературы 20

Введение
Сегодня, когда Россия переживает сложный период структурных изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни, человек оказывается в непростой ситуации выбора моральных, нравственных и эстетических ценностей своего общественного бытия. Быстро меняющиеся реалии, в которых сталкиваются противоречивые тенденции общественного развития, обостряют потребность личности в гармоничном отношении к миру, в адаптации традиционных культурных ценностей, выработанных цивилизацией. Эстетика призвана дать представление о прекрасном, о красоте как важнейшей составляющей духовной эволюции человечества. А прекрасное – это искусство, творческий труд, окружающая нас природа, люди и, наконец, мы сами.

Читайте также:  Составьте с другом словарь настроений стихотворения цветаевой бежит тропинка с бугорка

Всякая наука имеет свой предмет. Выявить его значит определить специфику, сферу деятельности и задачи этой науки. Определение предмета каждой науки есть акт ее самосознания. Сама наука осознает свои цели, круг своих проблем, сферу своих интересов, свою практику, определяющую угол зрения, под которым рассматривается мир и его связи и благодаря чему только определенные связи и стороны мира входят в предмет данной дисциплины и выявляются ею.

История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и .круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи. Эстетика то была частью философии и служила созданию картины мира в целом, (греческие натурфилософы, пифагорейцы); то затрагивала проблемы поэтики, общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения его опыта (Аристотель); то присоединяла к этому кругу проблем вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. 1

Эстетика (от др.греч. – aijsqavnomai -чувствовать; aijsqhtikov» -воспринимаемый чувствами) – наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство. 2

Впервые термин «эстетика» ввёл в обиход немецкий философ эпохи Просвещения Александр Готлиб Баумгартен ( 1714 – 1762 ) . Он выделял три сферы духовного мира человека : разум , волю , чувство . Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой . Баумгартен , уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой . Баумгартен положил начало традиции сведения чувственного восприятия к характеристике двух явлений – прекрасного и искусства как сфере наивысшего проявления красоты . Но искусство и прекрасное издавна были предметом изучения философов . Именно поэтому эстетике не два с половиной века , а два с половиной тысячелетия. 3

Что же такое с современной точки зрения предмет эстетики как, науки?

Предметом эстетики является человеческая чувственность,
ответственная за целостное, образное постижение человеком мира .Такое
определение вбирает в себя и сферу прекрасного, и. возвышенного, и. комического, и трагического, и др. эстетических категорий, характеризующих
чувственное постижение человеком: мира. Оно также охватывает и сферу
искусства, которое развивает и воспитывает эту особую сферу человеческого духа — чувственность.

Эстетика — наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства — таковы основные вопросы этой науки.

Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

Эстетическое воспитание ни в коем случае не сводится к морально-этическому аспекту. Нельзя отрицать, что некоторые произведения массового искусства несут в себе морально-нравственный аспект; но в то время, как произведения подлинного (иногда называемого элитарным) искусства призваны учить видеть, слышать, чувствовать, т. е. призваны воспитывать человеческую чувственность. 4

Факторы, влияющие на становление предмета эстетики

Уже отмечалось, что до середины XVIII в. эстетические проблемы не вычленялись в чистом виде. Рассуждения о сущности прекрасного и искусства возникали в связи с философскими, моральными, богословскими, политическими и художественными размышлениями. Некоторые исследователей вычленяют ряд факторов, серьезно повлиявших на формирование эстетики (см. Волкова Е. В., Новикова Л, .И. К вопросу о предмете и методах эстетики//Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975):

1. Философия как наука

2. Искусство как художественная практика.

3. Социальный заказ.

4. Внутренняя логика развития, науки.

Все эти факторы, естественно, действуют сообща в одну и ту же эпоху, но всегда можно проследить решающее влияние какого-то одного. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. Фактически нельзя назвать такой, период в развитии эстетики, когда эстетическая проблематика не была бы связана с философией. Другое дело, что философия могла быть и религиозной, и позитивистской. И ее влияние могло быть решающим, а могло быть второстепенным. Естественно, что характер философского учения отражался на особенностях эстетики и формировании ее предмета. В античности, например, логика философствования определяла постановку конкретных эстетических задач. Так, разработка понятия прекрасного Платоном явилась необходимой частью его гносеологии.

Читайте также:  Интуиция то чувство которое

Социальный заказ в разные периоды развития эстетической мысли (средневековая эстетика, Просвещение и др.) заставлял ее концентрировать внимание на определенных вопросах, связанных с идеологическими и социальными проблемами, чем, естественно, также развивал ее сферу. 5

Основные разделы эстетики

Предыстория развита эстетики это мифология. Именно она была источником философского знания. В ее рамках впервые ставились вопросы о красоте, об искусстве, о том, как связаны между собой эти феномены.

Первый этап развития теоретической эстетики начался в древней Греции в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в начале ХУ111 столетия.. Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства (художественного творчества), о границах искусств носили теоретический характер. Этот этап распадается на несколько подпериодов:

— античность(VI в. до н.э. V в. н.э.);

-средневековье (VI -XIII вв.);

-Возрождение (XIV- XVI вв.);

-начало Нового времени (частично Просвещение) .

Своеобразие каждого подпериода составляет влияние определенного фактора. В подпериод античности эстетика складывалась под влиянием философии. Религиозная идеология, богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья. Художественная практика на эстетику Возрождения. Политика, искусствоведение оказали мощное влияние на Эстетику Просвещения.

Своеобразие каждого из перечисленных подпериодов не
ограничивается лишь влиянием конкретного внешнего фактора. Каждый из
этих подэтапов имеет собственную внутреннюю историю т.е. время становления данного типа эстетического сознания, время его расцвета, кризиса и подготовки нового периода.

Второй этап истории эстетики (с XVIII но середину XIX в.) период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный,. емкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. Это период немецкой классической философии.

Третий этап истории эстетики начался в середине XIX в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку. С другой стороны, атропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику. Ее же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории (Г. В. Плеханов пытался создать цельное марксистское эстетическое учение).

Все это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики: физиологическую, социологическую, семиотическую, кибернетическую и др. И все же именно философская эстетика является базовой для всех других ее разновидностей.

Следующие разделы эстетики

Теория эстетики изучает эстетическую деятельность (ее виды), эстетическое сознание (его структуру). Особое место в разделе «Эстетическое сознание» занимает раскрытие основных эстетических категорий.

В рамках эстетической деятельности главной установкой является деятельность по законам красоты. Разработанными и самостоятельными формами эстетической деятельности являются, искусство и дизайн.

Дизайн — сознательное художественное формообразование предметной среды. В дизайне присутствует единство художественности и утилитарности. Дизайн близок архитектуре, которая, также совмещает художественные и. чисто утилитарные цели. Художественное конструирование стремится к цели единства прекрасной формы и утилитарного содержания.

Искусство также является традиционной, естественно, более старшей, чем дизайн, формой эстетической деятельности. Раздел, посвященный искусству, включает в себя особенности процесса художественного творчества, проблемы содержания и формы искусства, морфологию (классификацию) искусства, проблемы эстетического восприятия. К проблемам художественного творчества относится изучение художественных направлений в искусстве стиля, индивидуальной манеры творчества..

Эстетическая культура современного общества. В этом разделе особое внимание уделяется анализу таких понятий, как элитарное искусство, массовое искусство, контрискусство. 6

Синтетичность искусства, многоплановость и одновременно целостность его воздействия на человека предопределяют функциональность художественной культуры. Чаще всего выделяются следующие функции эстетической культуры:

познавательная, выражающая специфику эстетической культуры как познания жизни через систему художественных образов;

воспитательная, заключающаяся в воздействии эстетической культуры на людей, в ее возможностях формировать духовный мир человека;

коммуникативная, которая означает, что эстетическая культура является средством духовного общения людей и служит каналом передачи не только знаний, но и чувств;

семиотическая т.е. художественные ценности представляются как система знаков);

гедонистическая (способность эстетической культуры возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое удовольствие и наслаждение);

зрелищная (эстетическая культура как развлечение, зрелище, игра).

Зрелищная функция сближает эстетическую культуру с другой сферой культуры — сферой развлечения (с проблемой свободного времени, культурного отдыха). Значение развлечений возрастает в условиях интенсификации общественной жизни, повышения нервных нагрузок, расширения СМИ.

Эстетическая культура способствует развитию и совершенствованию всей духовной сферы общества. Воздействие эстетической культуры на духовную жизнь многопланово (отношение людей к труду, природе, человеческие отношения, поступки и действия). 7

Основные эстетические ценности.

Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности непосредственным чувственно-духовным бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности реальных объектов.

Соответственно, эстетической ценностью могут обладать:

— предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию;

Источник

Оцените статью