Человечек с органами чувств

Сколько чувств у человека?

Мы пользуемся ими каждый день, каждую секунду нашей жизни. С их помощью мы познаем окружающий нас мир и исключительно с их помощью ориентируемся в нем. Они предупреждают нас об опасностях и позволяют наслаждаться всеми прелестями жизни. Они сделали нас теми, кем мы есть в конце концов. Но о обладании ими большинство из нас зачастую не догадывается, по крайней мере о немалой их части.

Речь конечно идет о чувствах. Впервые вопросом чувств человека задался великий древнегреческий мыслитель Аристотель. Он пришел к выводу, что зрение, слух, обоняние, осязание и вкус составляют полный набор чувств человека. До начала 20 века заключение Аристотеля было общепринятым и ни у кого не вызывало сомнений. Но оно оказалось ошибочным.

Вообще-то вопрос «Сколько чувств у человека?» достаточно сложный и до конца не разрешен по сей день. Ученые, физиологи и медики никак не могут прийти к консенсусу и определиться с тем, что можно считать чувством, по каким критериям их оценивать и самое главное как их считать. В итоге специалисты, придерживающиеся самой консервативной точки зрения, насчитывают только 3 чувства, а их более радикальные визави выделят более 30 чувств.

При большом желании можно насчитать намного больше 30 чувств.

Увеличенные при помощи микроскопа фоторецепторы в глазу человека. Колбочки на снимке отмечены фиолетовым, палочки — серым. Первых существует несколько типов, что дает нам цветное зрение, однако в абсолютном выражении таких клеток в разы меньше, чем светочувствительных палочек.

Чувства человека

Согласно наиболее распространенной точки зрения в распоряжении каждого человека имеется 9 чувств:

  • Зрение
  • Слух
  • Обоняние
  • Осязание
  • Вкус
  • Термоцепция — чувство тепла и его отсутствия. Орган: кожа.
  • Эквибриоцепция — чувство равновесия, направления движения и ускорения. Орган: вестибулярный аппарат. Это часть внутреннего уха, где содержаться особые полости наполненные жидкостью. Такой себе аналог строительного пузырькового уровня, снабженный множеством рецепторов.
  • Ноциоцепция — чувство боли. Органы: кожа, суставы и практически все внутренние органы.
  • Проприоцепция — осознание тела, ощущение отдельных его частей. Даже с закрытыми глазами, не чувствуя ни холода, ни тепла, ни боли вы все равно знаете в каком положении находится ваша рука или нога, ведь так.

Консервативный подход

Консерваторы выделяют только 3 основных чувства, основывая свой подход на характере процессов внутри соответствующих органов чувств:

  • химическое (обоняние и вкус)
  • механическое (слух и осязание)
  • световое (зрение)

Новая четверка (чувство тепла, боли. ) сюда не включена, поскольку считается, что эти чувства являются составными частями или если угодно подвидами основных трех. Так ноциоцепцию, эквибриоцепцию и термоцепцию, приверженцы данного подхода относят к механической группе и в частности к осязанию, поясняя их непосредственную связь с кожей. Эквибриоцепция по принципу своего действия также относится к механической группе. Некоторые другие чувства, существование которых не отрицается консерваторами, относят к химической группе.

Кто больше?

И так, имеем 9 чувств. Но неужели это полный набор? Как насчет чувства голода, жажды или более деликатных позывов? Эти ощущения более, чем реальны — с их позывами не поспоришь, но можно ли их рассматривать как самостоятельные? Ощущения полного мочевого пузыря и прямой кишки многие физиологи относят к внутреннему (интероцептивному) осязанию, а вот с голодом и жаждой все намного сложнее, их классификация пока остается под вопросом.

Еще интересней дело обстоит с нашими внутренними часами. Они конечно не такие точные и порой нас немного подводят, но в их существовании сомневаться не приходиться. Чувство времени уникально. Оно в отличии от прочих не имеет собственных рецепторов и не связано с органами чувств. Тем не менее, американские нейрофизиологи полагают, что нашли сложную систему, регулирующую восприятие времени, которая затрагивает сразу несколько отделов головного мозга и состоит из нескольких центров (ядер).

Помимо всего прочего существует довольно широкий перечень так называемых безсознательных чувств. У каждого из них есть в распоряжении собственная система рецепторов, а организм действует определенным образом при их активизации, но происходит это без участия сознания. Сюда относится система легочного растяжения, регулирующая частоту дыхания; «датчик» уровня углекислого газа в крови; хеморецопторы уровня pH в спиномозговой жидкости; и др.

Остается еще экстрасенсорика, которая большинством людей и наукой воспринимается скептически. Тем не менее, несколько экспериментов с неоднозначными результатами были официально задокументированы. В любом случае шестым чувством обладают лишь единицы.

Читайте также:  Процент излечения от депрессии

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Наши умные помощники-органы чувств». Конспект совместной образовательной деятельности «В Город весёлых человечков»

Ольга Уварова
«Наши умные помощники-органы чувств». Конспект совместной образовательной деятельности «В Город весёлых человечков»

«В ГОРОД ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ»

Концептуальные основы.

Образовательная деятельность: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Тема : «Наши умные помощники – органы чувств»

Возрастная группа: средняя группа

Цель: Закреплять и расширять имеющиеся у детей представления об органах чувств человека.

Задачи:

— Закреплять знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние)

— Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.

— Обобщать имеющиеся у детей знания о профессиях (художник, музыкант, повар, садовод)

— Продолжать учить анализировать, делать самостоятельные выводы.

— Развивать память, внимание, мыслительную деятельность, любознательность.

— Развивать зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные ощущения.

— Развивать умение оберегать и укреплять свои органы чувств (гимнастика для глаз, массаж для ушей, артикуляционные упражнения для языка)

— Развивать умение определять эмоциональное состояние людей.

— Развивать моторику артикуляционного аппарата.

— Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны и гигиены.

— Воспитывать у детей сопереживание, желание прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

— Воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы.

— Профилактика нарушения зрения, слуха.

— Обогащать словарный запас детей словами антонимами, прилагательными, активизировать их употребление в речи.

Методы и приемы.

Метод наглядного обучения: показ, использование демонстрационных пособий, ТС.

Словесный метод: использование стихотворных форм (стихи, загадки,заклички, задания-инструкции, пояснения, рассказ, беседа, вопросы – ответы.

Игровой метод: путешествие, дидактические игры «Что не правильно нарисовал художник», «Что ты слышишь?», «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Назови настроение», «Доскажи словечко».

Практический метод: гимнастика, массаж.

Предварительная работа:

— уточнение, расширение знание детей по теме «Человек» в рамках совместной деятельности,

-чтение и рассматривание книг: энциклопедии – раздел «Человек», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»;

— разучивание загадок об органах чувств, игры «Выбери настроение», «Чей голосок?»,

— беседа о профессиях.

Материалы и оборудование:

— принтер с письмом и фотографиями;

— изображения домиков, грустных и весёлых человечков.

— рисунок к игре «Что напутал художник?»

— огурец, апельсин, лук к игре «Узнай по запаху»

— звукоимитации через использование компьютера к игре «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»;

— конфеты, лимон, напиток «цикорий», солёная вода (на каждого ребёнка, влажные салфетки к игре «Определи вкус».

Алгоритм

Организационный момент.

— Получение электронного письма от жителей «Весёлого города»;

-Чтение письма «весёлых человечков»

-Игра «Назови настроение»

— Приглашение к путешествию в «город весёлых человечков»;

-Игра «Доскажи словечко» (перед каждой остановкой)

2. Основная часть .

— Остановка у домика «художника»

— Д/и «Что напутал художник?»

— Гимнастика для глаз

— Остановка у домика «садовода»

— Д/и «Узнай по запаху»

— Остановка у домика «музыканта»

— Д/и «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»

Остановка у домика «повара»

— Д/и «Определи вкус»

3. Заключительная часть.

— Возвращение из путешествия.

-Подведение итогов (рефлексия).

— Получение факса с фотографией весёлых человечков.

Ход

Факс– фотографии города, грустных жителей, письмо-послание

Воспитатель спрашивает о настроении человечков, можно ли их назвать весёлыми?

Изображены лица человечков, они очень грустные.

Дети разбираются в мимике человечков. Они определяют их настроение как грустное, печальное, задумчивое, тревожное и т. д.

Педагог находит письмо весёлых человечков, в котором они рассказывают о своей беде.

«Уважаемая Ольга Николаевна, дорогие ребята!

На наш весёлый город опустился необычный туман и произошло невероятное: нас стали подводить зрение и слух, мы перепутали все вкусы и запахи…. Помогите нам!»

Дети сопереживают, они готовы помочь весёлым человечкам.

— Чтобы помочь исправить грустное настроение наших новых знакомых, нам просто необходимо поддержать собственное хорошее настроение!

Совместное приветствие педагога и воспитанников:

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Пусть каждый день начинается весело!

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Отправляемся в путь.

Дети отправляются в предложенное педагогом путешествие по городу весёлых человечков.

В разных частях игровой комнаты оформлены домики весёлых человечков.

1. Игра «Доскажи словечко».

Педагог объявляет о первой остановке. Предлагает детям сказать: человечек какой профессии живёт в этом доме?

Комментарии детей (предполагаемые):

-Дом украшен картиной.

— Мы видим кисточки и краски.

Читайте также:  Какие продукты помогают бороться со стрессом

— В этом доме живёт художник

-У художника грустное выражение лица.

— Молодцы ребята, вы правильно определили, что в этом доме живёт художник. Но вот беда — художник разучился пользоваться глазами, поэтому его картины никому не нравятся и от этого ему очень грустно.

Педагог предлагает рассмотреть рисунки художника и исправить его ошибки.

Д/и «Что художник нарисовал неправильно»

Дети рассматривают рисунки, сравнивают, находят и объясняют ошибки в рисунках художника.

Помогут нам (глаза)

После выполнения задания педагог с детьми обобщают, для чего нужны глаза.

Предполагаемые ответы детей: глаза нужны для того, чтобы видеть друг друга, чтобы любоваться природой, читать, рисовать, видеть куда идёшь и многое другое.

Педагог подводит детей к выводу, что глаза – необходимый для человека и очень ранимый орган и их нужно беречь.

Предлагает сделать гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз проводится под руководством педагога. Необходимо следить за правильностью выполнения упражнения -выполняем движения глазами, стараясь избегать движения головы.

1,2,3,4,5 будем глазками играть!

Вверх и вниз танцуя!

Влево, вправо повернём,

Заниматься вновь начнём!

Педагог предлагает отправиться дальше.

2. Вторая остановка «Домик садовода»

— Кто такой – садовод? Чем он занимается?

Предполагаемые ответы детей: садовод выращивает в своём саду разные овощи и фрукты, ягоды, цветы.

— Какое у него настроение?

Дети рассматривают мимику садовода и определяют, что настроение у него печальное.

Педагог высказывает предположение, что печальное настроение у садовода от того, что он совсем разучился распознавать запахи в своём саду.

— Ребята, как помочь садоводу?

— Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?

— Предмет надо понюхать.

Запах хлеба, запах мёда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет…. (нос)

— Для этого у человека есть нос.

— Кто знает, а через что попадают запахи в нос?

— Запах попадает в нос через воздух

— Давайте проверим, как ваши носы чувствуют разные запахи. Закройте глаза и по моей команде набирайте воздух в нос.

Д/и «Узнай по запаху»

Дети стараются определить по запаху предложенный предмет.

Успешно отгадывают: огурец, апельсин, лук.

— Молодцы, всё правильно отгадали.

Запомните ребята, нос – это орган обоняния. Он ощущает все запахи. Ещё мы дышим через нос. Поступающий воздух ещё надо согреть. Он греется в носу как в печке и только после этого воздух попадает в лёгкие. Дети подносят ладошки к носу, дышат через нос, ощущают при выдохе горячий воздух.

3. Педагог предлагает отправиться дальше и объявляет о третьей остановке.

— Ребята, рассмотрите внимательно домик, что на нём изображено?

— Определите профессию этого человечка.

Дети рассматривают оформление третьего домика.

Предполагаемы комментарии детей:

— На домике изображены музыкальные инструменты

— Похоже, что в этом домике живёт музыкант.

— Рассмотрите мимику, скажите, что вы можете сказать о настроении этого человечка? — У человечка плохое настроение, он сердится

— Вы не ошиблись, музыкант разучился хорошо слышать и совершенно запутался в звуках.

Есть у зайца на макушке,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушками, Бывают неслушками.

Что же это? Наши (ушки)

— Что нам помогает слышать?

Нам помогают слышать уши!

— Правильно, уши – это орган слуха. Ими мы слушаем. Ухо очень интересный инструмент. Оно может воспринимать как тихое тиканье часов, так и рёв сирены.

Д/и «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»

Определяем звуки музыкальных инструментов (комп.)

— За ушами, как и за другими органами надо ухаживать — чистить ватными палочками.

— Я научу вас делать массаж ушей, а чтобы нам было не скучно, мы во время массажа будем проговаривать чистоговорки.

— Повторяйте за мной:

1,2,3,4,5 будем ушки растирать

По краям их разотрём, (провести по краям ушных раковин.)

Крепко кончики возьмём

Вверх потянем, вниз потянем, (потянуть ушные раковины вниз, вверх)

Мочку уха разотрём.

Очень хорошо выполнили массаж, и музыканту помогли. 6. 6.

4. Путешествие продолжается.

Педагог предлагает детям рассмотреть домик и определить профессию и настроение человечка.

Дети отвечают (предполагаемые ответы):

— На домике нарисована посуда.

— Мы видим кастрюлю, сковороду, поварёшку.

— В этом домике живёт повар.

— Повар чему-то удивляется.

— Правильно, ребята, повар очень удивляется, что случилось с результатом его труда. Раньше он готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что компот у него солёный, суп сладкий…

Читайте также:  Что такое биосоциальное чувство

— Что нужно сделать, чтобы определить на вкус ту или иную еду?

— Чтобы определить на вкус еду, её надо попробовать.

— Какой орган чувств есть для этого у человека?

Чтоб попробовать компот,

Есть у человека (рот)

— Для этого у человека во рту есть язык.

— Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по вкусу»

Д/и «Узнай по вкусу»

Детям предлагается попробовать: конфету, кусочек лимона, напиток «цикорий», воду с разбавленной в ней солью

Дети закрыли глаза и пробуют на вкус предложенные продукты

— Мы съели конфету, она сладкая

— Я съел кусочек лимона, он очень кислый.

— Мы попробовали напиток – горький.

— А эта вода оказалась солёной, в ней растворили соль.

— Теперь вы можете ответить, какие вкусы различает наш язык.

— Наш язык различает четыре вкуса: сладкий, солёный, кислый, горький.

— Всё верно, язык – орган вкуса. При помощи его мы разбираем вкус. Язык можно назвать нашим сторожем. Если в рот попадает что-то неприятное, он это тут же выплюнет.

— Ещё язык – это одна из наших мышц. Что ещё помогает делать нам язык?

— Язык помогает нам разговаривать.

— Все мышцы надо укреплять и язык тоже.

Педагог предлагает выполнить упражнения для укрепления языка.

1 упражнение «Блинчики»

— Повар блинчик испечёт

На тарелочку кладёт

2 упражнение «Чашечка»

— Будешь пить с друзьями чай

Ты из чашки новой

Эту чашку показать

Ты сейчас попробуй

3 упражнение «Вкусное варенье»

— Если у повара плохое настроение

Ест наш повар вкусное варенье

Надо верхнюю губу вареньем помазать

И широким язычком облизнуть всё сразу.

Перед каждым упражнением педагог читает стихотворение, и показывает, как правильно выполняется упражнение.

После протирают рот салфеткой.

Педагог предлагает детям вернуться туда, откуда начиналось путешествие по городу весёлых человечков.

— Ребята, вам было интересно путешествовать?

— Вы узнали что-нибудь нового во время путешествия?

— Вы молодцы, дружно отвечали на вопросы, правильно выполняли задания, весело играли в разные игры.

— Нам было очень интересно путешествовать по городу весёлых человечков.

— Мы узнали много нового об органах чувств и как они помогают человеку.

Пришло время возвращаться домой.

— Как вы считаете, мы помогли весёлым человечкам справиться с их бедой?

— Думаем, что помогли

— Мы напомнили человечкам, что при помощи глаз мы всё видим.

— Уши для того, чтобы слышать.

— При помощи носа мы распознаём разные запахи.

— А язык у нас для того, чтобы различать разные вкусы.

С помощью факса дети получают фотографию улыбающихся человечков.

Наше путешествие было не напрасно!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Глаза — наши помощники» Муниципальное детское образовательное учреждение «Детский сад № 25» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности.

Конспект НОД по ЗОЖ «Органы чувств» Конспект НОД в средней группе по теме «Органы чувств». Задачи: 1. Обобщить сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих.

Конспект познавательного занятия «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе Конспект познавательного занятия «Наши помощники – органы чувств» в старшей группе. Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Наши помощники» ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ № Этап Содержание Примечание I. Вводная.

Конспект занятия по познавательному развитию «Органы чувств и их защита» Тема: «Органы чувств и их защита». Задачи: Познакомить с органами чувств, как за ними нужно ухаживать, учить делать гимнастику для глаз,.

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств». Лукьяненко Любовь Петровна старшая группа «Незабудка» МБДОУд/с№18 «Колобок».

Конспект занятия для старшего возраста «Органы чувств» Цель: Знакомство детей с органами чувств человека. Материал: Карточки со схематичным изображением органов чувств. Непрозрачные ёмкости,.

Конспект НОД «Органы чувств-помощники человека» Цель: Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, дать детям сведения об элементарных функциях и защите организма, об органах.

Проект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста «Помощники Красной шапочки» Цель: формирование развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов у детей. Задачи: Обучающие: Формирование применения.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя «Органы чувств» Самоанализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя Каргаполовой Ларисы Владимировны МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Радуга».

Источник

Оцените статью