Части тела с чувствами по ермошину
«Вам приходилось когда-нибудь получать подарки?» – спросил меня один специалист по нейро-лингвистическому программированию, с тем, видимо, чтобы «заякорить» состояние в процессе воспоминания мною приятных переживаний, соответствующих получению подарков, и затем использовать для каких-то своих, неведомых мне целей. Не знаю, достиг ли своих целей сей специалист, скорее всего, нет, но я благодарен ему. Когда я добросовестно обратился к своему опыту, то с ужасом обнаружил, что не помню ни одного случая, когда получал бы подарки, пока вдруг не понял, что главный подарок – это жизнь, а все остальные по сравнению ним просто теряются.
Кто мне его сделал? Я не знаю. Но знаю, что к нему причастны мои родители, сумевшие выжить в мясорубке истории. Им я благодарен за жизнестойкость и заботу обо мне. Это относится и ко всем моим близким.
Благодарю за постановку моего мышления или даже шире – отношение к жизни, позитивную направленность которого я сумел оценить только с годами, – свою мать Елену Сергеевну, бывшую также и первой моей учительницей. Всех учителей, среди которых с особым теплом вспоминаю Колобину Галину Алексеевну, Тарасову Валентину Константиновну, учителя истории Чекалина Михаила Ивановича; преподавателя философии 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова Черняка Лиона Семеновича, доцента кафедры психотерапии ЦОЛИУВ Бурно Марка Евгеньевича, моего наставника в ординатуре, ассистента этой же кафедры Смирнова Владимира Елизаровича, клиницизм мышления которого до сих пор остается для меня образцом. Моих сподвижников Вячеслава Николаевича Цапкина, Веру Керпелевну Лосеву, которые помогли мне, врачу по образованию, приблизиться к психологическому видению человека. Моего друга – художника, «символического примитивиста» Болдырева Владимира Ивановича, своим творчеством подсказавшего мне ряд идей. Всех моих пациентов, без сотрудничества с которыми не было бы этой книги. Благодарю всех коллег, с которыми мне приходилось общаться. Особенно хочу выделить И. Канифольского (С.-Петербург), А.Ф. Бондаренко (Киев), Стивена Шона (США). Впечатления от их работы, стиля поведения были чрезвычайно значимы для меня.
Благодарю всех, с кем я когда-либо встречался.
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Два пациента разговаривают в хирургической палате в присутствии третьего, только что пришедшего в себя после операции: «Наш хирург постоянно что-то оставляет в телах своих пациентов. Вот у меня, например, оставил перчатку». – «А у меня – свою шапку». Вновь прооперированный смотрит на них с беспокойством. Тут входит хирург: «Пальто мое никто не видел?»
Вещи в теле… Сразу хочу сказать, что речь не идет о вещах, забытых хирургом в полостях тела больных, а о предметах в «теле» сознания. И те предметы, которые там «забывает» человек – это не тампоны или скальпели, а злость и обида, разочарование и скорбь, ревность и беспокойство. Эти предметы нельзя увидеть с помощью рентгена, но от этого их губительное воздействие на здоровье не меньше.
Обычно о чувствах, эмоциональных зарядах, аффектах (как называют психиатры сильные чувства, возникающие в экстремальных условиях), говорят не как о вещах, а как о чем-то подвижном, направленном, стремящемся к выражению. Любовь побуждает обнимать, а отвращение – отталкивать, злость – убивать, а сострадание – залечивать раны ближнего. В латинском корне глагола emovere слышится «возбуждать», «заставлять двигаться».
Эмоциональный заряд подобен топливу, выделяющемуся для совершения той или иной работы.
Как задумано природой? Совершается «работа»– наступает чувство удовлетворения. И все было бы хорошо, если бы не ситуации, в которых эмоции не находят своего естественного выхода.
Что происходит с выделившимся зарядом? Нередко эмоции долгие годы горят – не сгорают, если нет возможности направить их к «адресату» или «отменить». Тогда сгорает человек. В других случаях они «перегорают», образуя не всегда приятный «осадок».
То самое «топливо», которое первоначально было светом, загустевает до консистенции газа, газ – до консистенции жидкости, жидкость – до массы, а масса – до камня. И вот мы имеем «окаменевшую эмоцию». Иногда «камни» психических травм попадают в душу человека. Такие «чужеродные предметы» ранят его, трудно поддаются переживанию, проработке, переработке.
И хотя это два разных класса ситуаций, однако и окаменевшие эмоции «собственного производства», и камни, принятые в душу извне, в равной степени способны нарушать состояние человека…
Самая мягкая форма потерь, связанных с ношением «камней за пазухой», – отвлечение сил от восприятия, от активности. Ощущение обиды в груди «обездоливает» руки, ощущение страха в животе – ноги и все части тела. Но внимание забирается не только от частей организма, но и от частей жизни. Человек оказывается «завернут».
Собранные негативные заряды расхищают потенциал человека. Но не только: они еще и искажают его, а значит, повышают риск в жизни человека. И этот риск касается практически всех сфер: здоровья, семьи, работы.
В сфере здоровья такой риск при определенном стечении обстоятельств реализуется в виде психосоматических заболеваний. И наиболее известными из них: язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонией, бронхиальной астмой – перечень явно не ограничивается, а занимает целые страницы во врачебных руководствах.
В сфере межличностных отношений вред, наносимый неотработанными комками обиды в груди или шарами раздражения в висках, или туманом беспокойства во лбу и т. п., – хорошо известен каждому. Именно они приводят к тем «завихрениям» в отношениях, которые так осложняют жизнь. Рушатся судьбы целых поколений, народов, а не только отдельных людей и семей. В истории человечества можно найти более чем достаточно примеров.
То, что творческая активность страдает от воздействия зарядов, не находящих своего исхода, также не подлежит сомнению. И опять речь идет не только о том, что человек в полной мере не распоряжается своим потенциалом, – неотработанные заряды придают творческой активности особую «окраску», портящую результаты. Не говоря уже о том, что разовый сбой в психическом функционировании может стоить человеку жизни. Инфаркт, драка, роковая ошибка на работе – риск может реализовываться тысячами разных путей, и он «умеет ждать». Вряд ли стоит позволять ему это.
Каждый человек понимает это даже интуитивно. Можно понадеяться на саморегуляцию: ведь организм стремится решить какие-то проблемы во сне, какие-то – в процессе самой жизни. Но в том-то и дело, что при невротических состояниях саморегуляция дает сбой и время – не лечит.
Некоторые люди в подобной ситуации пускаются во все тяжкие – в ход идут алкоголь, наркотики. Но они не могут решить проблем души.
При сбоях саморегуляции организма разумные люди обращаются к психотерапевту. При этом пациенты нередко задают вопрос: а как Вы предполагаете мне помочь?
Речь идет не о назначении лекарств, не о гипнозе и не о психоанализе. Хотя и то, и другое, и третье возможно. Разговор пойдет о работе с ощущениями.
Источник
Части тела с чувствами по ермошину
«Вам приходилось когда-нибудь получать подарки?» – спросил меня один специалист по нейро-лингвистическому программированию, с тем, видимо, чтобы «заякорить» состояние в процессе воспоминания мною приятных переживаний, соответствующих получению подарков, и затем использовать для каких-то своих, неведомых мне целей. Не знаю, достиг ли своих целей сей специалист, скорее всего, нет, но я благодарен ему. Когда я добросовестно обратился к своему опыту, то с ужасом обнаружил, что не помню ни одного случая, когда получал бы подарки, пока вдруг не понял, что главный подарок – это жизнь, а все остальные по сравнению ним просто теряются.
Кто мне его сделал? Я не знаю. Но знаю, что к нему причастны мои родители, сумевшие выжить в мясорубке истории. Им я благодарен за жизнестойкость и заботу обо мне. Это относится и ко всем моим близким.
Благодарю за постановку моего мышления или даже шире – отношение к жизни, позитивную направленность которого я сумел оценить только с годами, – свою мать Елену Сергеевну, бывшую также и первой моей учительницей. Всех учителей, среди которых с особым теплом вспоминаю Колобину Галину Алексеевну, Тарасову Валентину Константиновну, учителя истории Чекалина Михаила Ивановича; преподавателя философии 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова Черняка Лиона Семеновича, доцента кафедры психотерапии ЦОЛИУВ Бурно Марка Евгеньевича, моего наставника в ординатуре, ассистента этой же кафедры Смирнова Владимира Елизаровича, клиницизм мышления которого до сих пор остается для меня образцом. Моих сподвижников Вячеслава Николаевича Цапкина, Веру Керпелевну Лосеву, которые помогли мне, врачу по образованию, приблизиться к психологическому видению человека. Моего друга – художника, «символического примитивиста» Болдырева Владимира Ивановича, своим творчеством подсказавшего мне ряд идей. Всех моих пациентов, без сотрудничества с которыми не было бы этой книги. Благодарю всех коллег, с которыми мне приходилось общаться. Особенно хочу выделить И. Канифольского (С.-Петербург), А.Ф. Бондаренко (Киев), Стивена Шона (США). Впечатления от их работы, стиля поведения были чрезвычайно значимы для меня.
Благодарю всех, с кем я когда-либо встречался.
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Два пациента разговаривают в хирургической палате в присутствии третьего, только что пришедшего в себя после операции: «Наш хирург постоянно что-то оставляет в телах своих пациентов. Вот у меня, например, оставил перчатку». – «А у меня – свою шапку». Вновь прооперированный смотрит на них с беспокойством. Тут входит хирург: «Пальто мое никто не видел?»
Вещи в теле… Сразу хочу сказать, что речь не идет о вещах, забытых хирургом в полостях тела больных, а о предметах в «теле» сознания. И те предметы, которые там «забывает» человек – это не тампоны или скальпели, а злость и обида, разочарование и скорбь, ревность и беспокойство. Эти предметы нельзя увидеть с помощью рентгена, но от этого их губительное воздействие на здоровье не меньше.
Обычно о чувствах, эмоциональных зарядах, аффектах (как называют психиатры сильные чувства, возникающие в экстремальных условиях), говорят не как о вещах, а как о чем-то подвижном, направленном, стремящемся к выражению. Любовь побуждает обнимать, а отвращение – отталкивать, злость – убивать, а сострадание – залечивать раны ближнего. В латинском корне глагола emovere слышится «возбуждать», «заставлять двигаться».
Эмоциональный заряд подобен топливу, выделяющемуся для совершения той или иной работы.
Как задумано природой? Совершается «работа»– наступает чувство удовлетворения. И все было бы хорошо, если бы не ситуации, в которых эмоции не находят своего естественного выхода.
Что происходит с выделившимся зарядом? Нередко эмоции долгие годы горят – не сгорают, если нет возможности направить их к «адресату» или «отменить». Тогда сгорает человек. В других случаях они «перегорают», образуя не всегда приятный «осадок».
То самое «топливо», которое первоначально было светом, загустевает до консистенции газа, газ – до консистенции жидкости, жидкость – до массы, а масса – до камня. И вот мы имеем «окаменевшую эмоцию». Иногда «камни» психических травм попадают в душу человека. Такие «чужеродные предметы» ранят его, трудно поддаются переживанию, проработке, переработке.
И хотя это два разных класса ситуаций, однако и окаменевшие эмоции «собственного производства», и камни, принятые в душу извне, в равной степени способны нарушать состояние человека…
Самая мягкая форма потерь, связанных с ношением «камней за пазухой», – отвлечение сил от восприятия, от активности. Ощущение обиды в груди «обездоливает» руки, ощущение страха в животе – ноги и все части тела. Но внимание забирается не только от частей организма, но и от частей жизни. Человек оказывается «завернут».
Собранные негативные заряды расхищают потенциал человека. Но не только: они еще и искажают его, а значит, повышают риск в жизни человека. И этот риск касается практически всех сфер: здоровья, семьи, работы.
В сфере здоровья такой риск при определенном стечении обстоятельств реализуется в виде психосоматических заболеваний. И наиболее известными из них: язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонией, бронхиальной астмой – перечень явно не ограничивается, а занимает целые страницы во врачебных руководствах.
В сфере межличностных отношений вред, наносимый неотработанными комками обиды в груди или шарами раздражения в висках, или туманом беспокойства во лбу и т. п., – хорошо известен каждому. Именно они приводят к тем «завихрениям» в отношениях, которые так осложняют жизнь. Рушатся судьбы целых поколений, народов, а не только отдельных людей и семей. В истории человечества можно найти более чем достаточно примеров.
То, что творческая активность страдает от воздействия зарядов, не находящих своего исхода, также не подлежит сомнению. И опять речь идет не только о том, что человек в полной мере не распоряжается своим потенциалом, – неотработанные заряды придают творческой активности особую «окраску», портящую результаты. Не говоря уже о том, что разовый сбой в психическом функционировании может стоить человеку жизни. Инфаркт, драка, роковая ошибка на работе – риск может реализовываться тысячами разных путей, и он «умеет ждать». Вряд ли стоит позволять ему это.
Каждый человек понимает это даже интуитивно. Можно понадеяться на саморегуляцию: ведь организм стремится решить какие-то проблемы во сне, какие-то – в процессе самой жизни. Но в том-то и дело, что при невротических состояниях саморегуляция дает сбой и время – не лечит.
Некоторые люди в подобной ситуации пускаются во все тяжкие – в ход идут алкоголь, наркотики. Но они не могут решить проблем души.
При сбоях саморегуляции организма разумные люди обращаются к психотерапевту. При этом пациенты нередко задают вопрос: а как Вы предполагаете мне помочь?
Речь идет не о назначении лекарств, не о гипнозе и не о психоанализе. Хотя и то, и другое, и третье возможно. Разговор пойдет о работе с ощущениями.
Источник
Части тела с чувствами по ермошину
ЖИЗНЬ НАЛАЖИВАЕТСЯ
Клиентка: Что-то у меня кожа на голове побаливает, может, какой-то другой уход нужен?
Мастер: Ничего тут не поделаешь: невралгия от жизни.
Разговор в парикмахерской
Все первые книги, рассказывающие о своем, об авторском, неуловимо похожи друг на друга. Все мы, впервые объясняясь с неведомым нам читателем, впадаем то в пафос, то в самоиронию, то еще во что-нибудь. Всех одолевают сомнения: а не велосипед ли мы изобрели? Пополам с гордостью: но ведь ездит! Нетвердо зная, для кого пишем, мы на всякий случай смешиваем языки: академический с разговорным, рабочий жаргон своего “цеха” — с лихим публицистическим. А то и вовсе начинаем в наивной отваге сражаться с оппонентом, который нас и знать не знает.
А еще первые книги — всегда самые личные, как будто мы не уверены, будет ли вторая, и спешим сказать все, что важно. Будут, будут и вторая, и четвертая, но что-то изменится бесповоротно. Мы научимся соизмерять усилия, учитывать подводные течения и встречный ветер — а вот так выкладываться на дистанции, как в первый раз, уже не станем.
Перед Вами — первая книга автора, рассказавшего о своем. Пытаться притянуть ее к существующим “раскладам” — дело совершенно неблагодарное. Все равно не понять, почему почтенный аутогенный Шульц оказался главнее других “отцов-основателей”, в том числе и классиков телесно-ориентированных подходов; почему одним столько внимания, а другие упомянуты почти небрежно; что имеется в виду под кажущимися понятными терминами и вообще — по какой “исправленной карте звездного неба” автор путешествовал, как учитывал контекст. Да, здесь запросто встречаются Дон Хуан и святые старцы, Кречмер с Роджерсом, мануальная терапия с рисуночными тестами и даже — в одной строчке! — Эриксон с Алексейчиком. Бывают, прямо скажем, “странные сближенья”, и на этом карнавале полно знакомых масок. Приглашены же они автором в таком невероятном составе по самым разными причинам: кто из личной признательности и почтения, кто для солидности, кто по любви, кто по протоколу, а кто и просто так, для компании. Ну ладно, дело хозяйское.
Гораздо интереснее другой вопрос — о тех, без кого нельзя обойтись. Ради кого, собственно, и завертелся весь хоровод авторитетов, для кого придумалась предлагаемая автором терапия, как ее ни назови. Вы их узнаете, их нельзя не узнать. “Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. ”* Ну, допустим, даже и непьющая, и не женщина вовсе, а дядька из электрички — но ЗДЕСЬ и ТЕПЕРЬ.
Любезный читатель, вспомните (или представьте) себя вне своего профессионального контекста — сегодняшнего, разумеется. То есть отобранного, очищенного от случайностей. Так вот, сидите Вы, допустим, на приеме в ПНД или поликлинике, центре психологической помощи или консультативном кабинете. Улица, скорее всего, Строителей. За окном — сами знаете что. На улице, разумеется, зима. И приходит к Вам на прием тетка — а мысленно их называют именно так — и в ее лице жизнь бросает вызов Вам и всему нашему профессиональному цеху.
Она могла бы быть красивой — и даже, может быть, очень недолго была. Усталая, скособоченная, в дорогой шапке и нелепых вязаных рейтузах, ничего про свою жизнь и душу не стремящаяся понимать и тем более в них менять, мучительно стесняющаяся самого своего прихода к “такому” врачу. И какая ей разница, что у Вас за диплом, какие сертификаты каких тренингов и что за теоретическая ориентация? “Душа болит, муж изменил, обида гложет, все время плачу и плачу, все лицо уже разъело. Может быть, что-нибудь можно. ” Отправить ее к психиатру глотать таблетки “от плача”? В группу? Какую — личностного роста, прости Господи? На семейную терапию? Тоже бред, не придет, и предлагать нечего. Отреагирование? Но она ничего не видит на том самом “пустом стуле”, а услышав это предложение, со своего-то вот-вот сбежит. Что с ней делать, с этой женщиной? Разговаривать? Ну, уйдет, немного успокоенная, да и отправится к колдунье “снимать порчу”. (И уж, конечно, будет навсегда потеряна для какой бы то ни было психотерапии.) И ведь не пожалеет, снесет колдунье немалые для себя деньги. почему? Потому что понятно, за что. Вот и весь сказ.
Источник