Бывают чувства разные прекрасные опасные
3. Назовите приятные чувства. (Ответы детей.) Когда люди испытывают приятные чувства? Приведите примеры. (Ответы детей.)
Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задает вам различные вопросы».
Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребенку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.
Примерные вопросы и незаконченные предложения:
Когда люди смеются?
Что вы чувствуете, когда другие смеются? Почему?
Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет? Почему?
Люди сердятся, когда.
Люди обижаются, если.
Люди удивляются, когда.
Люди радуются, если.
Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Бывают чувства разные
Бывают чувства разные:
Сердитые и славные,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Взглянув на небеса.
Попробуй шею важно,
Как лебедь, выгибать
-Все скажут: «Он отважный!»
И будут уважать.
Работа по тетради (см. с. 6-8, задания 1-5).
С целью повышения эмоциональности детям предлагают научить робота выражению различных эмоций.
С целью уменьшения эмоциональной окраски поведения или снижения воздействия отрицательных эмоций просят детей описать эмоциональное состояние замедленным «механическим» голосом, т.е. так, как это сделал бы робот.
Источник
Полезные игры для дошкольников: проявляем эмоции и формируем личность
Важными рекомендациями с родителями делится специалист нашего консультационного центра, педагог-психолог Наталия Смирнова
Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека, никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.
Предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений по развитию эмоционально-личностной сферы.
Упражнение «Море волнуется».
Начинаем так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т.д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
Упражнение Составь эмоции»
Детям предлагается составить лицо с выражением эмоции из предложенных материалов – карточки «брови», «глаза», «губы», «нос» (можно части лица вырезать из журнала или нарисовать).
Упражнение «Превращения»
— нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
— позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
— испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
— улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
«На что похоже мое настроение»
Детям предлагается рассказать о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка. («Мое настроение похоже на белое пушистое облако, которое плывет по голубому небу»).
Упражнение «Расскажи о себе»
Ребенок называет свое имя (как ему нравится) и рассказывает о том, что он любит/что не нравиться делать больше всего. (Я Маша, больше всего я люблю смотреть мультфильмы).
v Упражнение «Маска»
Дети рассматривают различные картинки, маски: -радость,- удивление,- интерес, — гнев, злость, -страх,- стыд, — презрение, -отвращение, Задача детей определить, какое чувство выражает маска и попробовать изобразить – «примерить эту маску».
v Упражнение «Способы повышения настроения»
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение,
постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало,
попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело
другому, нарисовать себе картинку, послушать музыку, потанцевать и тд.).
Игра «Волшебный мешочек»
Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он
чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в
«волшебный мешочек» все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. Этот мешочек,
со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один
«волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные
эмоции, которые он хочет.
Упражнение «Музыка и эмоции»
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она:
веселая — грустная, довольная, сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная,
задушевная — отчужденная, добрая — усталая, теплая — холодная, ясная — мрачная. Можно настроение музыки изобразить в цвете.
Упражнение «Я радуюсь,(грущу, злюсь, боюсь…) когда…»
Ребенку предлагается подумать и озвучить моменты, когда он радуются (грустит, злиться, боится…) «Я радуюсь, когда у меня день рожденье» или «Я злюсь, когда меня обижаю» и пр.
«Злые и добрые кошки»
Имитируем ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек, ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Упражнение повторяется несколько раз. Заканчивается всегда добрыми кошками.
Игра «Превращалочки». Детям называют начало высказывания, а они продолжают:
Я словно птица, когда…
Я превращаюсь в тигра, когда…
Я словно муравей, когда…
Я словно рыба, когда…
Я – прекрасный цветок, если…
При помощи выразительных движений мимики и пантомимики можно «иллюстрировать» стихотворения:
«Бываю чувства разные».
Источник
Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других
Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котёнок».
Выразительные движения. Шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу вверху, там.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряжённой позе. Морда у неё вытягивается вперёд, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих, на палубу моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»
Цель: обучение приёмам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, избирательный мутизм, заикания и др.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. У котёнка мерно поднимается и опускается животик.
Сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Возраст: 3 – 4 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Возраст: 3 – 4 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Собака лает и хватает за пятки (для детей 3 – 4 лет). Ребёнок гуляет. Мимо на поводке идёт собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.
Возраст: 4 – 10 лет
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).
Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что – нибудь печальное.
Дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость.
Цель: расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики и пантомимики); выяснить с какими цветами у ребёнка ассоциируется различные эмоции.
Возраст: 5 – 10 лет.
Форма игры: групповая.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задаёт вам различные вопросы».
Взрослый берёт микрофон и, поочерёдно подходя к каждому ребёнку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.
Примерные вопросы и незаконченные предложения:
Когда люди смеются?
Что вы чувствуете, когда другие смеются?
Что вы делаете, когда рядом кто – нибудь плачет?
Люди сердятся, когда…
Люди обижаются, если…
Люди удивляются, когда…
Люди радуются, если…
Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Бывают чувства разные:
Как клоун на манеже,
Как маленький подснежник.
Все скажут: «Он отважный!»
Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.
Возраст: 5 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: рисунки детей.
Ход игры: Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.
Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на своё мнение.
Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Возраст: 4 – 5 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: палочка длинной 0,5 м с прикреплённым к ней лёгким мячиком на яркой ленте.
Ход игры: Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий – в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови – лови!». Задача играющих – поймать мяч, который всё время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
Источник