- Трактовка бытия в философии Демокрита – Платона
- 5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея
- Читайте также
- 1. Прочь от бытия: Бытие и акт-существования (il у а).
- 7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла
- Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие)
- 2. Многообразные способы бытия и бытие.
- 4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело
- 1. Историко-философская трактовка сущности бытия
- с) При-сутствие и не-при-сутствие настроения на основании бытия человека как вот-бытия и от-бытия (бытия-отсутствующим)
- §17. Предварительная характеристика феномена настроения: настроение как основной способ (мелодия) вот-бытия; как то, что наделяет вот-бытие постоянством и возможностью. Пробуждение настроения как схватывание вот-бытия как вот-бытия
- 4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия
- 1. Бытие и свобода. Рабство человека у бытия
- § 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие
- § 12. Разметка бытия-в-мире из ориентации на бытие-в как таковое
- 2. Феномен бытия и бытие феномена
- §1. Бытие и время в реалистическом и мусульманском персонализме Мохаммеда Азиза Лахбаби в сравнении с концепцией бытия и времени Мартина Хайдеггера
- Глава 2 О ТОМ, ЧТО БЫТИЕ ТВОРЕНИЙ НЕПОСТИЖИМО ПРОИСХОДИТ ОТ ПЕРВОГО БЫТИЯ
- 4.5. Мартин Хайдеггер (1889–1976). Бытие языка и язык бытия. Отсылочная функция слов
Трактовка бытия в философии Демокрита – Платона
Трактовка бытия в философии Демокрита — Платона.
______________________________________________________________
Атомистическая трактовка бытия:
бытие как неделимое тело
Знаменитый греческий философ Демокрит (род. ок. 470 до н.
э.) принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, пони-
мая под ним неделимое — атом ( «атом» по-гречески означает
«нерассекаемое», «неразрезаемое» ). Он дает материалистическую
трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не
делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает
бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что
бытие — одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота
— это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утвержде-
ние Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, од-
нако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Харак-
терно также, что и Демокрит различает мир атомов — как истин-
ный и потому познаваемый лишь разумом — и мир чувственных ве-
щей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность ко-
торой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя
видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохра-
няется противопоставление «знания» и «мнения». Атомы Демокрита
различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они сое-
диняются ( «сцепляются» ) между собой в силу различия по фор-
ме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, за-
остренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, дос-
тупные нашему восприятию.
Демокрит предложил продуманный вариант механистического
объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей,
а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения
оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается по-
ложение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение
не дает возможности объяснить движение и изменение, происходя-
щее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Де-
мокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество от-
дельных «бытий»-атомов, которые трактует материалистически.
Идеалистическая
трактовка бытия:
бытие как бестелесная идея
Иная трактовка принципов Парменида была предложена Плато-
ном (427-347 годы до н.э.), противопоставившим Демокриту идеа-
листическое понимание бытия. Подобно элеатам, Платон характе-
ризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом
и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от элеатов
и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как мно-
жественное. Однако различие между Платоном и Демокритом носит
принципиальный характер: если Демокрит понимал бытие как мате-
риальный, физический атом, то Платон рассматривает его как
идеальное, бестелесное образование — идею, выступая тем самым
как родоначальник идеалистической линии в философии. Все, что
имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождест-
венно себе, а следовательно,- в парменидовско-платоновском
смысле — не существует ( таковыми являются тело и пространс-
тво, в котором все тела существуют ). Существует же только то,
что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувствен-
но-пространственному миру ( существование у Платона — характе-
ристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность,
бессмертие ). Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей,
который Платон называет просто «бытие», противостоит изменчи-
вая и преходящая сфера чувственных вещей (мир «становления»):
здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожа-
ется, но никогда не «есть». «. Нужно отвратиться всей душой
ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию
сможет выдержать созерцание бытия. » Критикуя тех, кто «приз-
нает тела и бытие за одно и то же» Платон утверждает, что ис-
тинное бытие — «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи».
Идеи Платон называет «сущностями»; греческое слово «сущность»
( ousia ) образовано от глагола «быть» ( einai ) ( так же,
кстати, как и аналогичные понятия русского языка «существо-
вать», «сущее», «сущность» ).
Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, сог-
ласно Платону, составляют сущность чувственного мира, данного
нам в опыте. Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и толь-
ко в силу этой причастности они существуют.
Вот ряд противоположных определений, характеризующих у
Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный
мир:
бытие — становление,
вечное — временное,
покоящееся — движущееся,
бессмертное — смертное,
постигаемое разумом — воспринимаемое чувствами,
всегда себе тождественное — всегда иное,
неделимое — делимое.
Здесь легко заметить сходство с учением элеатов и пифаго-
рейцев. Но у Платона есть и существенное отличие от элеатов:
ведь идей много, а поэтому возникает вопрос, как обеспечить их
связь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они на
множество изолированных сущностей?
Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается к
понятию единого, которое он толкует иначе, чем его предшест-
венники — элеаты. Единое, говорит Платон в диалоге «Парменид»,
само не есть бытие, оно — выше бытия и составляет условие воз-
можности бытия, то есть идей. Единое, по Платону, выше всякого
существования и всякой множественности, но без его объединяю-
щей силы невозможны и сами идеи, ибо невозможна даже и мно-
жественность: ведь каждое из многих тоже есть нечто одно, а
значит, оно тем самым причастно единому. Это единое Платон
отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и че-
рез это получает свое собственное бытие. Само же высшее благо
— по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно ра-
зуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний,
указывающих только, чем оно не является. У последователей Пла-
тона для обозначения единого закрепился термин «трансцендент-
ное» ( «то, что по ту сторону» ).
Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон одновремен-
но осуществил следующий важный шаг в движении философии от ме-
тафорического к понятийному мышлению. Чтобы объяснить то или
иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря,
его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное в нем,
что не дано чувственному восприятию. Платон многое сделал для
исследования природы понятия. К Платону вполне можно отнести
характеристику идеализма, данную В. И. Лениным: «Философский
идеализм есть только чепуха с точки зрения материализма грубо-
го, простого, метафизичного. Наоборот, с точки зрения диалек-
тического материализма философский идеализм есть односторон-
нее, преувеличенное. развитие ( раздувание, распухание ) од-
ной из черточек, сторон, граней познания во абсолют, оторван-
ный от материи, от природы, обожествленный».
Критика учения об идеях.
Бытие как реальный индивидуум
Идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворить
мыслителей, пытавшихся объяснить реальный мир природы: ведь
платоновский идеализм объявлял движение и изменение предметом,
о котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь
только «мнение». Критику платоновской концепции бытия предпри-
нял его ученик Аристотель (384-322 годы до н.э.). Последний
видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоя-
тельное существование, обособив и отделив их от чувственного
мира, для которого характерно движение, изменение.
При этом у Аристотеля сохраняется характерное для элеатов
и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменно-
го, неподвижного. Однако, в отличие от этих своих предшествен-
ников, он ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее, ин-
вариантное в чувственном мире, чтобы сделать возможным досто-
верное и доказательное научное знание подвижного и изменчивого
природного мира. В результате Аристотель дает понятию сущности
иное, чем у Платона, толкование. Он отвергает учение об идеях
как сверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от
«причастных» им вещей. Платон признавал реально существующими
виды и роды. Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивиду-
умы (индивидуум — неделимое), например, вот этого человека,
вот эту лошадь, а виды и роды, по его учению, суть лишь вто-
ричные сущности, производные от первичных.
Источник
5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея
5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея
Иная трактовка принципов Парменида была предложена Платоном (428/427-348/ 347 до н. э.). Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от элеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное. Однако если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование — идею, выступая тем самым и как родоначальник идеализма в философии. Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно, не существует (таковыми являются тело и пространство, в котором находятся все тела). Существует же только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру (существование у Платона — характеристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность, бессмертие). Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто «бытие», противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир «становления»): здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не «есть». «…Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия…» [1] Критикуя тех, кто «признает тела и бытие за одно и то же», Платон утверждает, что истинное бытие — «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи». Идеи Платон называет «сущностями»; греческое слово «сущность» (ousia) образовано от глагола «быть» (einai) (так же, кстати, как и аналогичные понятия русского языка «существовать», «сущее», «сущность»).
Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону, составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.
Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный мир:
постигаемое разумом — воспринимаемое чувствами,
всегда себе тождественное — всегда иное,
Здесь легко заметить сходство с учением элеатов и пифагорейцев. Но у Платона есть и существенное отличие от элеатов: ведь идей много, а поэтому возникает вопрос: как обеспечить их связь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они на множество изолированных сущностей?
Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается к понятию единого, которое он толкует иначе, чем его предшественники — элеаты. Единое, говорит Платон в диалоге «Парменид», само не есть бытие, оно — выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое, по Платону, выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны и сами идеи, и даже множественность: ведь каждое из многих тоже есть нечто одно, а значит, оно тем самым причастно единому. Это единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Само же высшее благо — по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно разуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний, указывающих только, чем оно не является. У последователей Платона для обозначения единого закрепился термин «трансцендентное» («то, что по ту сторону»).
Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон одновременно осуществил следующий важный шаг в движении философии от метафорического к понятийному мышлению. Чтобы объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие: что постоянное и устойчивое, неизменное в нем, что не подвержено чувственному восприятию. В диалогах Платона даны классические образцы исследования природы понятия.
Читайте также
1. Прочь от бытия: Бытие и акт-существования (il у а).
1. Прочь от бытия: Бытие и акт-существования (il у а). Собственно левинасовские идеи находят свое прояснение и продолжение, например, в философии мыслителя следующего поколения — имеется в виду не Ж. Деррида, а Ж. Делез. В частности, в своей книге «Ницше и философия» Делез
7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла
7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет»
Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие)
Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие) Бытие, как постигнутое, становится тут же определенным бытием. Поэтому в ответ на вопрос, что есть бытие, нам представляются различные виды бытия (vielerlei Sein): эмпирически действительное в пространстве
2. Многообразные способы бытия и бытие.
2. Многообразные способы бытия и бытие. — Вопрос; что есть бытие? заставляет мысль попытаться считать нечто бытием как таковым (das Sein schlechthin), из которого выводится другое бытие. Эта попытка знает много возможностей; но ни одна из возможностей неосуществима. Если бы, скажем, я
4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело
4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое — атом («атом» по-гречески означает «нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он
1. Историко-философская трактовка сущности бытия
1. Историко-философская трактовка сущности бытия С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение существования всего
с) При-сутствие и не-при-сутствие настроения на основании бытия человека как вот-бытия и от-бытия (бытия-отсутствующим)
с) При-сутствие и не-при-сутствие настроения на основании бытия человека как вот-бытия и от-бытия (бытия-отсутствующим) Когда, рассуждая о человеке, мы говорим об этом одновременном при-сутствии и не-при-сутствии, речь никоим образом не идет о различии между осознанием и
§17. Предварительная характеристика феномена настроения: настроение как основной способ (мелодия) вот-бытия; как то, что наделяет вот-бытие постоянством и возможностью. Пробуждение настроения как схватывание вот-бытия как вот-бытия
§17. Предварительная характеристика феномена настроения: настроение как основной способ (мелодия) вот-бытия; как то, что наделяет вот-бытие постоянством и возможностью. Пробуждение настроения как схватывание вот-бытия как вот-бытия Человека, с которым мы вместе,
4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия
4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия ДемокритДревнегреческий философ Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое – атом («атом» по-гречески означает «нерассекаемое», «неразрезаемое»).
1. Бытие и свобода. Рабство человека у бытия
1. Бытие и свобода. Рабство человека у бытия Метафизика всегда стремилась быть онтологией, философией бытия. Это очень древняя философская традиция. Парменид был её главным основоположником, он онтолог по преимуществу. Не было ничего отвлеченнее понятия бытия у
§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие
§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие Если в отношении описанных выше в высшей степени примечательных ситуаций мы говорим об интенциональности, с помощью которой вторичные модусы устанавливают свое обратное сопряжение с прадоксой, то
§ 12. Разметка бытия-в-мире из ориентации на бытие-в как таковое
§ 12. Разметка бытия-в-мире из ориентации на бытие-в как таковое В подготовительных разборах (§ 9) мы уже выделили черты бытия, призванные доставить надежный свет для дальнейшего разыскания, но вместе с тем сами получающие в этом разыскании свою структурную конкретность .
2. Феномен бытия и бытие феномена
2. Феномен бытия и бытие феномена Явление не подпирается каким-либо сущим, отличным от него самого: у него свое собственное бытие. Следовательно, первое бытие, с которым мы сталкиваемся в наших онтологических исследованиях, есть бытие явления. Явление ли оно само? Сперва
§1. Бытие и время в реалистическом и мусульманском персонализме Мохаммеда Азиза Лахбаби в сравнении с концепцией бытия и времени Мартина Хайдеггера
§1. Бытие и время в реалистическом и мусульманском персонализме Мохаммеда Азиза Лахбаби в сравнении с концепцией бытия и времени Мартина Хайдеггера Постановка вопросаДля сопоставления взглядов этих двух известных мыслителей ХХ века имеются определенные основания. Они
Глава 2 О ТОМ, ЧТО БЫТИЕ ТВОРЕНИЙ НЕПОСТИЖИМО ПРОИСХОДИТ ОТ ПЕРВОГО БЫТИЯ
Глава 2 О ТОМ, ЧТО БЫТИЕ ТВОРЕНИЙ НЕПОСТИЖИМО ПРОИСХОДИТ ОТ ПЕРВОГО БЫТИЯ Как научило нас в предыдущем святое незнание[82], ничто не существует от себя, кроме максимума просто, в котором «от себя», «в себе», «благодаря себе» в «для себя» суть одно, а именно само абсолютное бытие;
4.5. Мартин Хайдеггер (1889–1976). Бытие языка и язык бытия. Отсылочная функция слов
4.5. Мартин Хайдеггер (1889–1976). Бытие языка и язык бытия. Отсылочная функция слов Видный представитель заподноевропейской философии ХХ века. Родился в Месскирхе в бедной семье, в которой о школьном гимназическом и тем более академическом образовании и не помышляли. Судьба
Источник