Быть это быть воспринимаемым через посредство чувств
Вот уже несколько лет, как я приметил, сколь многие ложные мнения я принимал с раннего детства за истинные и сколь сомнительны положения, выстроенные мною впоследствии на фундаменте этих ложных истин.; а из этого следует, что мне необходимо раз и навсегда до основания разрушить эту постройку и положить в ее основу новые первоначала, если только я хочу когда-либо установить в науках что-то прочное и постоянное. Однако труд этот виделся мне огромным, и я отложил его до возраста настолько зрелого, что более подходящие годы для жадного усвоения наук последовать за ним уже не могут. А посему я медлил так долго, что в дальнейшем не искупил бы своей вины, если бы время, оставшееся мне для действия, я потратил на размышления. Итак, я довольно кстати именно сейчас освободил свой ум от всяких забот и обеспечил себе безмятежный покой в полном уединении, дабы на свободе серьезно предаться этому решительному ниспровержению всех моих прежних мнений.
Для этого, однако, не было нужды обнаруживать ложность всех их без исключения, да я, возможно, и не сумел бы никогда этого достичь; но так как сам разум побуждает нас столь же тщательно воздерживаться от признания вполне достоверных и безусловных истин, сколь и от явно ложных, то, чтобы отвергнуть все эти мнения, будет довольно, если для каждого из них я найду причину в нем усомниться. Это не значит, что мне следует разбирать в отдельности каждое: то был бы нескончаемый труд; но так как подкоп фундамента означает неизбежное крушение всего воздвигнутого на этом фундаменте здания, я сразу поведу наступление на самые основания, на которые опирается все то, во что я некогда верил.
Без сомнения, все, что я до сих пор принимал за самое истинное, было воспринято мною или от чувств, или через посредство чувств; а между тем я иногда замечал, что они нас обманывают, благоразумие же требует никогда не доверяться полностью тому, что хоть однажды ввело нас в заблуждение.
Но, может быть, хотя чувства иногда и обманывают нас в отношении чего-то незначительного и далеко отстоящего, все же существует гораздо больше других вещей, не вызывающих никакого сомнения, несмотря на то что вещи эти воспринимаются нами с помощью тех же чувств. К примеру, я нахожусь здесь, в этом месте, сижу перед камином, закутанный в теплый халат, разглаживаю руками эту рукопись и т. д. Да и каким образом можно было бы отрицать, что руки эти и все это тело мои? Разве только я мог бы сравнить себя с Бог ведает какими безумцами, чей мозг настолько помрачен тяжелыми парами черной желчи, что упорно твердит им, будто они короли, тогда как они нищие, или будто они облачены в пурпур, когда они попросту голы, наконец, что голова у них глиняная либо они вообще не что иное, как тыквы или стеклянные шары; но ведь это помешанные, и я сам показался бы не меньшим безумцем, если бы перенял хоть какую-то их повадку.
Однако надо принять во внимание, что я человек, имеющий обыкновение по ночам спать и переживать во сне все то же самое, а иногда и нечто еще менее правдоподобное, чем те несчастные наяву. А как часто виделась мне во время ночного покоя привычная картина будто я сижу здесь, перед камином, одетый в халат, в то время как я раздетый лежал в постели! Правда, сейчас я бодрствующим взором вглядываюсь в свою рукопись, голова моя, которой я произвожу движения, не затуманена сном, руку свою я протягиваю с осознанным намерением спящему человеку все это не случается ощущать столь отчетливо. Но на самом деле я припоминаю, что подобные же обманчивые мысли в иное время приходили мне в голову и во сне; когда я вдумываюсь в это внимательнее, то ясно вижу, что сон никогда не может быть отличен от бодрствования с помощью верных признаков; мысль эта повергает меня в оцепенение, и именно это состояние почти укрепляет меня в представлении, будто я сплю.
Допустим, что мы действительно спим и все эти частности открывание глаз, движения головой, протягивание рук не являются подлинными, и вдобавок, быть может, у нас и нет таких рук и всего этого тела; однако следует тут же признать, что наши сонные видения суть как бы рисованные картинки, которые наше воображение может создать лишь по образу и подобию реально существующих вещей; а посему эти общие представления относительно глаз, головы, рук и всего тела суть не воображаемые, но поистине сущие вещи. Ведь даже когда художники стремятся придать своим сиренам и сатирчикам самое необычное обличье, они не могут приписать им совершенно новую природу и внешний вид, а создают их облик всего лишь из соединения различных членов известных животных; но, даже если они сумеют измыслить нечто совершенно новое и дотоле невиданное, то есть абсолютно иллюзорное и лишенное подлинности, все же эти изображения по меньшей мере должны быть выполнены в реальных красках. По той же самой причине, если даже эти общие понятия «глаза», «голова», «руки» и т. п. могут быть иллюзорными, с необходимостью следует признать, что по крайней мере некоторые другие вещи, еще более простые и всеобщие, подлинны и из их соединения, подобно соединению истинных красок, создаются воображением все эти существующие в нашей мысли (in cogitatione nostrae) то ли истинные, то ли ложные образы вещей.
Такого рода универсальными вещами являются, по-видимому, вся телесная природа и ее протяженность, а также очертания протяженных вещей, их количество, или величина, и число, наконец, место, где они расположены, время, в течение которого они существуют, и т. п. На этом основании, быть может, будет правдоподобным наш вывод, гласящий, что физика, астрономия, медицина и все прочие науки, связанные с исследованием сложных вещей, недостаточно надежны; что же до арифметики, геометрии и других такого же рода дисциплин, изучающих лишь простейшие и наиболее общие понятия причем их мало заботит, существуют ли эти понятия в природе вещей, то они содержат в себе нечто достоверное и не подлежащее сомнению. Ибо сплю ли я или бодрствую, два плюс три дают пять, а квадрат не может иметь более четырех сторон; представляется совершенно немыслимым подозревать, чтобы столь ясные истины были ложны.
Между тем в моем уме издавна прочно укоренилось мнение, что Бог существует, что он всемогущ и что он создал меня таким, каков я есть. Но откуда я знаю, не устроил ли он все так, что вообще не существует ни земли, ни неба, никакой протяженности, формы, величины и никакого места, но тем не менее все это существует в моем представлении таким, каким оно мне сейчас видится? Более того, поскольку я иногда считаю, что другие люди заблуждаются в вещах, которые, как они считают, они знают в совершенстве, то не устроил ли Бог так, что я совершаю ошибку всякий раз, когда прибавляю к двум три или складываю стороны квадрата либо Произвожу какое-нибудь иное легчайшее мысленное действие? Но, может быть, Бог не пожелал, чтобы я так обманывался, ведь он считается всеблагим? Однако, если его благости в высшей степени противоречило бы, если бы он создал меня вечно заблуждающейся тварью, той же благости должно быть чуждо намерение вводить меня иногда в заблуждение; а между тем этого последнего нельзя исключить.
Быть может, найдутся люди, предпочитающие отрицать существование столь могущественного Бога, чтобы не признавать недостоверность всех остальных вещей. Что ж, не будем пока с ними спорить и допустим, что все наши представления о Боге ложны. Но поскольку ошибки в заблуждения считаются неким несовершенством, то, каким бы образом я, по их мнению, ни достиг состояния своего бытия в силу ли рока, случайности, последовательной связи вещей или какой-то иной причины, чем менее могущественным они сочтут виновника моего появления на свет, тем вероятнее я окажусь столь несовершенным, что буду всегда заблуждаться. На такого рода аргументы мне нечего возразить, и я вынужден признать, что из всех вещей, некогда почитавшихся мною истинными, нет ни одной, относительно которой было бы недопустимо сомневаться; к такому выводу я пришел не по опрометчивости и легкомыслию, но опираясь на прочные и продуманные основания. Поэтому я должен тщательно воздерживаться от одобрения не только вещей явно ложных, но точно так же и от того, что прежде мне мнилось истинным,- если только я хочу прийти к чему-либо достоверному.
Однако недостаточно того, чтобы только обратить на это внимание, необходимо всегда это помнить; ведь привычные мнения упорно ко мне возвращаются и овладевают моей доверчивостью, словно против моей воли, как бы в силу долголетней привычки и знакомства с ними; а я никогда не отвыкну соглашаться с ними и им доверять, пока буду считать их такими, каковы они и на самом деле, то есть в чем-то сомнительными (как я только что показал), но тем не менее весьма вероятными и гораздо более заслуживающими доверия, нежели опровержения. А посему, как я полагаю, я поступлю хорошо, если, направив свою волю по прямо противоположному руслу, обману самого себя и на некоторый срок представлю себе эти прежние мнения совершенно ложными домыслами до тех пор, пока, словно уравновесив на весах старые и новые предрассудки, я не избавлюсь от своей дурной привычки отвлекать мое суждение от правильного восприятия (perceptio). Ведь я уверен, что отсюда не воспоследует никакой опасности заблуждения, а также и не останется места для дальнейшей неуверенности, поскольку я усердствую теперь не в каких-то поступках, но лишь в познании вещей.
Итак, я сделаю допущение, что не всеблагой Бог, источник истины, но какой-то злокозненный гений, очень могущественный и склонный к обману, приложил всю свою изобретательность к тому, чтобы ввести меня в заблуждение: я буду мнить небо, воздух, землю, цвета, очертания, звуки и все вообще внешние вещи всего лишь пригрезившимися мне ловушками, расставленными моей доверчивости усилиями этого гения; я буду рассматривать себя как существо, лишенное рук, глаз, плоти и крови, каких-либо чувств: обладание всем этим, стану я полагать, было лишь моим ложным мнением; я прочно укореню в себе это предположение, и тем самым, даже если и не в моей власти окажется познать что-то истинное, по крайней мере, от меня будет зависеть отказ от признания лжи, и я, укрепив свой разум, уберегу себя от обманов этого гения, каким бы он ни был могущественным и искусным. Однако решение это исполнено трудностей, и склонность к праздности призывает меня обратно к привычному образу жизни. Я похож на пленника, наслаждавшегося во сне воображаемой свободой, но потом спохватившегося, что он спит: он боится проснуться и во сне размягченно потакает приятным иллюзиям; так и я невольно соскальзываю к старым своим представлениям и страшусь пробудиться из опасения, что тяжкое бодрствование, которое последует за мягким покоем, может не только не привести меня в будущем к какому-то свету, но и ввергнуть меня в непроглядную тьму нагроможденных ранее трудностей.
Источник
Быть это быть воспринимаемым через посредство чувств
- Вы здесь:
- Главная
- Для школьников
- Философия
- Диалектика
Авторизация
Сайты партнеры:
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Диалектика
Что такое диалектическое отрицание?
процесс уничтожения старого;
процесс, который отражает наиболее общие черты прогрессивного развития;
преемственность, передача положительных качеств в новое.
Не является законом диалектики:
закон перехода количественных изменений в качественные;
закон единства и борьбы противоположностей;
закон отрицания отрицания;
закон целостности системы и ее связи.
Автор понятия “диалектика” :
Сократ;
Аристотель;
Гегель;
Ленин.
Категории, характеризующие закон перехода количественных изменений в качественные:
качество;
признак
количество;
свойство;
объем;
мера.
В чем заключается суть закона перехода количественных изменений в качественные?
количественные накопления не могут происходить сколь угодно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;
количественные накопления могут происходить бесконечно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;
количественные накопления характеризуют одну сторону объекта или вещи и являются формой проявления качества.
Что такое качество согласно Гегелю?
мера в пространственнно-временном отношении;
внутренняя определенность вещи, тождественная с ее бытием;
категория, выражающая уникальность вещи или объекта.
Автор закона единства и борьбы противоположностей:
Аристотель;
Фромм;
Гегель;
Юм.
Категории закона единства и борьбы противоположностей :
тождество;
свойство;
различия;
противоречия;
мера;
противоположность.
Учением о чем является онтология?
о ценностях, об их происхождении и сущности;
о развитии вселенной;
о бытии как таковом;
о духовной культуре общества и человека;
о сущности человеческой истории.
Древний философ, который первым сформулировал понятие «бытие»:
Пифагор;
Гераклит;
Парменид;
Платон;
Сократ.
Понятие, возникшее первым:
материя;
бытие;
субстанция;
первоначало.
Какую концепцию понимания бытия выдвинул Аристотель?
пассивную материю и активную форму;
активную материю и пассивную форму;
активное сознание и пассивную форму;
пассивное сознание и активную форму.
Какое развитие сопровождается появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:
деградация;
упадок;
регресс;
прогресс;
интеграция.
Объективной связью между отдельными состояниями видами и формами материи в процессах ее движения и развития является:
причинность;
детерминизм;
дуализм;
синергия;
индукция.
Детерминизм учение:
о божественной предопределенности;
о всеобщей познаваемости мира;
о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;
о непознаваемости мира;
о сотворении мира.
Что утверждали материалисты?
существуют два независимых и равноправных начала (принцип: материальное и духовное;
первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
мир создан Богом из ничего.
Материей по мнению материалистов является:
пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
абсолютное Единое;
абстрактное понятие.
Что утверждают идеалисты:
первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
существуют два независимых и равноправных начала (принцип: материальное и духовное;
материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
мир создан Богом из ничего.
Что такое пантеизм?
учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
учение, утверждающее познаваемость мира;
учение, о духовной культуре общества;
о сущности познания, о путях постижения истины;
о сущности человеческой истории.
Что такое гилозоизм?
учение о природе;
учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;
учение о бытии как таковом;
учение о мире как таковом;
учение о духовной культуре общества и человека.
Первоначало в материалистических философских концепциях:
дух;
сознание;
материя;
логос;
опыт.
Первоначало в идеалистических философских концепциях:
дух;
божество;
материя;
логос;
опыт.
Чем является необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества?
движение;
деформация;
регресс;
развитие;
трансформация.
Фундаментальными понятиями, которые отражают наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:
термины;
категории;
символы;
универсалии;
парадигмы.
В чем проявляется сущность любых объектов мира?
в их внутренних качествах;
в их внешних признаках;
в их обособленности;
во взаимодействии с другими объектами.
Формой бытия материи, которая выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
время;
пространство;
движение;
развитие;
взаимодействие.
Форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
время;
пространство;
движение;
развитие;
взаимодействие.
Основные трактовки пространства и времени:
субстанциональная;
реляционная;
субъективно-идеалистическую.
Основные трактовки категории материи:
субстратная;
корпускулярная;
континуальная;
Материя нечто … с точки зрения континуальной трактовки.
обладающее энергией и массой;
обладающее душой и жизненностью;
обладающее пространственно-временными характеристиками;
обладающее волей и желанием;
находящееся в движении.
Универсальная форма существования материи:
определенный набор форм;
ограниченность в пространстве.
Основными видами взаимодействия элементов на уровне неживой природы являются:
психологические и эмоциональные;
гравитационные и электромагнитные;
энергетические и информационные;
социальные и институциональные.
Что такое существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь?
Чему присуща неравномерность протекания?
историческому времени.
Каким был материализм французских просветителей-энциклопедистов?
механистический;
Название материализма Фейербаха:
антропологический;
Названия сведения высших форм движения материи к низшим:
редукционизма;
Название сведения всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической:
механицизма;
Положение, признаваемое объективным идеализмом:
мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
мир является ареной войны всех против всех;
мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.
Закон диалектики, иллюстрируемый спиралью:
тождества материи и сознания;
перехода количественных изменений в качественные;
отрицания отрицания.
Закон диалектики, наглядно иллюстрируемый таблицей химических элементов Д.И. Менделеева?
тождества материи и сознания;
перехода количественных изменений в качественные;
Основные законы диалектики:
закон единства и борьбы противоположностей;
закон взаимного перехода качества и количества;
закон отрицания отрицания;
закон нравственного воздаяния.
Двумя формами чего являются прогресс и регресс?
Не является законом диалектики:
единства и борьбы противоположностей;
тождества материи и сознания;
перехода количества в качество;
Что такое диалектика?
учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
учение о всеобщей причинно-следственной связи;
учение о божественном предопределении.
Последовательность возникновения трактовок бытия:
бытие как Единое
бытие творящее и бытие сотворенное
бытие мира как «часовой механизм»
бытие как экзистенция
Восстановите последовательность возникновения философских категорий:
первоначало (архэ)
Восстановите последовательность в историческом развитии материализма:
стихийный материализм
механистический материализм
антропологический материализм
диалектический материализм
Восстановите последовательность в развитии идеализма:
объективный идеализм Платона
схоластический реализм Ансельма Кентерберийского
рационализм Декарта
трансцендентальный идеализм Канта
абсолютный идеализм Гегеля
Восстановите последовательность возникновения онтологических трактовок:
мир идей и мир теней
град земной и Град Божий
мир как механизм
мир как объективная реальность
Восстановите последовательность в развитии диалектики:
стихийная диалектика (Гераклит)
идеалистическая категориальная диалектика (Платон)
абсолютный идеализм (Гегель)
диалектический материализм
Восстановите соответствие определения бытия тому или иному философу:
а. бытие есть сущность и существование человека; при этом существование человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;
б. Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;
в. быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же.
Выполните соотношение данных трактовки бытия с философскими школами:
а. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;
б. пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,
частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;
в. неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.
Соотнесите трактовки бытия и учения того или иного философа:
а. бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начал, оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б. бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.;
в. бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;
г. бытие вещей состоит в их воспринимаемости.
Источник