- В чем проявляется человечность и что дает: примеры и 8 преимуществ
- Что такое человечность — значение термина
- Гуманность и человечность — разница
- Для чего нужна человечность
- Как формируется и откуда берется качество
- Черты характера составляющие человечность
- В чем проявляется человеческое отношение в повседневной жизни
- Героические поступки
- Примеры из обыденной жизни
- Примеры из литературы
- Проблемы человечности
- Что дает человечность — 8 преимуществ
- Как развить в себе качество — техники
- Как отключить человечность
- Совет статьи
- Быть человечным это значит чувствовать
- 17.1 Общее понятие о вводных словах и основное правило их выделения.
- 17.1. 1 НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ и поэтому не выделяются запятыми на письме следующие слова:
- 17.1. 2 В зависимости от контекста одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения.
- 17.1.3 Существуют особые случаи постановки знаков препинания при вводных словах.
- 17.2 Общее понятие об обращении и основное правило его выделения.
- 17.1.2. Существуют и более сложные правила выделения обращений.
В чем проявляется человечность и что дает: примеры и 8 преимуществ
Человечность — глубокое понятие. В нем заключена не только любовь к людям и участие в их жизни. Еще, это путь к хорошим заработкам, крепким дружеским контактам, уверенному положению в обществе, самореализации. Интересно почему?
Что такое человечность — значение термина
Человечность — это морально-нравственное качество личности. Слово означает гуманное отношение к другим людям, чувство любови и уважение по отношению к окружающим. Оно говорит о готовности помогать людям и участвовать в их жизни.
Понятие «человечность» подразумевает бережное отношении в принципе ко всему окружающему миру. Это забота о природе, имуществе, животных.
Если еще проще своими словами, проявления человека можно разделить на животную (инстинкты) и человеческую часть. Все что не относится к инстинктам, подходит под определение человечности.
- спать;
- есть;
- инстинкт продолжения рода и др.
К инстинктивным поступкам относят действия, совершенные под влиянием страхов (осуждения, выглядеть глупо, наказания), это давление со стороны, достижение корыстной цели и другое.
Человечность подразумевает искренние намерения, душевный порыв.
Помощь или участие в жизни других людей, основанные на страхе, похоти, голоде, смущении и других инстинктах не относится к человечности.
Например, Вася Петров помогает прибирать класс, чтоб его не наказали и не засмеяли в школе. Или, Саша Иванов постоянно помогает своей сокурснице с домашними заданиями, чтоб она его вкусно кормила.
Интересное дополняющее видео по теме от Хасай Алиева.
Гуманность и человечность — разница
Есть путаница в значении слов: человечность, гуманность и гуманизм. Гуманность и человечность синонимы, но значат немного разное.
- Гуманность — более широкое философское понятие, оно означает отношение ко всему живому, любовь и уважение, человеколюбие, систему установок личности, основанную на нравственных нормах.
- Человечность — это качество. Заключается в высшем проявление человеческого поведения (помощь, участие, сопереживание, доброта и др.)
Гуманность — это отношение к чему-либо, а гуманизм — это система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, цель — сделать жизнь максимально безопасной и комфортной.
Для чего нужна человечность
С ходом эволюции к инстинктам людей присоединилась человечность. Именно человечность позволяет быть частью социума, зарабатывать, находить признание, заниматься любимым делом и реализовывать свой потенциал.
Ведь что такое «животное внутри нас» — это поел, поспал, в туалет сходил. Есть где переночевать — хорошо, есть «кабан» на ужин — здорово, а если получилось партнершу найти — идеально! Животному не нужны деньги, оно не действует наперед, не вкладывается в будущее. Животное есть только здесь и сейчас.
Проявляя человечность, человек получает уверенное развитие, рост доходов, крепкую семью, надежных друзей рядом. При одном условии, что человечность не только в действиях, но и присутствует внутри. Когда человек транслирует то, что действительно чувствует.
Как формируется и откуда берется качество
Человечность не появляется сразу после рождения, она формируется в процессе взросления и воспитания, благодаря социуму. Люди проявляют качество осознанно.
Основным источником формирования является пример взрослых, которые воспитывают, обучают ребенка.
- В первую очередь это родители, затем бабуши и дедушки, другие значимые родственники.
- Чуть позже воспитатели в детском саду, тренеры и учителя.
Если ребенка воспитывают очень строго, часто и безосновательно наказывают, это может отразиться на формировании человечности. Ребенок может озлобиться и проявлять жестокость — это противоположное человечности качество.
Навык человечного отношения ребенок нарабатывает, заботясь о домашних животных и общаясь со сверстниками. Ребенок проявляет внимание, участие, дружелюбие. Реакция социума на действия корректирует поведение. Если зачатки навыка не были сформированы до попадания в социум, у ребенка может произойти отторжение коллектива.
Дети берут пример человечности из сказок и мультиков, где показаны разные жизненные ситуации, ошибки и пути решения. Сказки учат быть другом, поддерживать и сопереживать, учат быть честными и искренними.
Единственный способ воспитать человечность в своем ребенке — личный пример. Ярче качество проявляется у ребенка из демократичной семьи, где больше одного ребенка.
Черты характера составляющие человечность
Быть человечным, значит проявлять такие качества:
- доброта;
- милосердие;
- доброжелательность;
- дружелюбие;
- искренность;
- открытость;
- великодушие;
- уважение;
- сочувствие;
- честность.
Можно выделить три составляющие: альтруизм, нравственность и сила воли.
Альтруизм | Это принцип бескорыстной помощи. Высшая степень — жертвенность. |
Нравственность | Система принципов, которая помещает человека в разумные рамки, и помогает следовать выбранным ценностям. |
Сила воли | Нужна, потому что человечность требует действий и усилий, превозмогание слабости, принятия решений. Помогает справится с примитивными инстинктами (с животным внутри нас). |
В чем проявляется человеческое отношение в повседневной жизни
Проявления человечности повсюду. От помощи другу, где пришлось пожерствовать своими интересами, до спасения человека из горящего здания. Все что совершено бескорыстно — это про человечность.
Поищите примеры в своей жизни, поделитесь в комментариях. У вас наверняка было много случаев.
Героические поступки
Летом 2021 года, мужчины помогли детям выбраться из горящей квартиры. Эвакуировали по сточной трубе. Детей в квартире закрыли родители, а они стали играть спичками и начался пожар.
Смотрите видео, как люди спасают животных.
Подборка человечных поступков на дороге, снятых на видеорегистратор.
Примеры из обыденной жизни
Самые очевидные и доступные примеры:
- Волонтерство — самый простой и понятный пример помощи тем, кто в ней нуждается.
- Донорство — сдача крови на добровольной основе.
- Благотворительность деньгами, игрушками, книгами. Это могут быть пожертвования на операцию, подаяния бедствующим людям.
- Снисходительное отношение к оступившимся людям. Это сильное и достойное умение, учитывать мотивы другого человека при формировании о нем мнения.
- Помощь людям, которым стало плохо на улице. А вы прошли бы мимо?
- Поддержка близкого человека, когда случилось горе или неприятность, участие в его ситуации, сопереживание.
Примеры из литературы
Самый яркий пример безусловной человечности и человеколюбия Иисус, в Библии даже есть заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Яркий пример — произведение Гайдара «Тимур и его команда», где название говорит само за себя. Герои бескорыстно помогают другим людях и заботятся о них.
Вспомните героинь сказок: Золушка, Белоснежка, Герда. Как они заботились о всем, что их окружало, о животных, доме, людях вокруг. Героини всегда были дружелюбны и помогали другим. Они даже заботились о совершенно несносных родственниках. Понимающе относились к злодеям, понимая из суть и мотивы злых поступков.
В литературе и кино человечность часто усиливают в героях. Такие случаи нельзя перекладывать на настоящую жизнь, и воспринимать как руководство к действию. Преувеличение сделано лишь для яркости и выразительности.
Проблемы человечности
Основная проблема человечности — неискренность. Часто люди показывают себя человечными из-за страхов или под напором общества.
Некоторых людей быть человечными заставляют ожидания похвалы или награды, что их поступок вызовет резонанс в обществе. Не получая отклика, они возвращаются к эгоцентричной позиции и отказываются от помощи людям.
Быть человечным — значит не только помогать и совершать добрые поступки на внешнем, но и чувствовать этот энтузиазм внутри. Что внутри, то и снаружи. Если человек действует из состояния «так надо делать, так правильно» — на самом деле это не человечность.
Да, действительно, иногда противостоять привычкам и системе вокруг бывает трудно. Но это возможно. Осознанное проявление человечности через сопротивление на первом этапе, уже лучше, чем ничего. Главное начать.
Еще одно видео о человечности, очень глубокие слова. Размышления о животной и человеческой части в нас, о искушениях и выборе верного, пусть не всегда легкого пути.
Что дает человечность — 8 преимуществ
Человеческое отношение к людям имеет много плюсов:
- Позволяет фокусироваться на добрых поступках, помощи, любви, сострадании. Этот фокус позволяет воспринимать окружающий мир позитивно, появляется больше возможностей.
- Появляется энергия на действия, чтоб мир вокруг стал лучше. Формируется видение достойного будущего, это заряжает.
- Меняется отношение к людям, появляется вера в лучшее начало человечка.
- Экологично удовлетворяется потребность человека быть значимым для других людей.
- Укрепляются отношения с родственниками, друзьями и новыми знакомыми. Улучшается навык общения. Душевные человечные люди словно притягивают других людей.
- Улучшается финансовая ситуация, так как появляется больше возможностей.
- Открывается простор для самореализации. Если человек открыт, и другие люди будут ему открыты. Такого человека с охотой принимают, следят за его развитием.
- Улучшается отношение к самому себе, как к личности, повышается самооценка.
Как развить в себе качество — техники
👉 Первое. Для начала возьмите лист бумаги и ручку, составьте табличку из двух столбиков. Напишите минимум по 10 пунктов.
Таблица нужна, чтоб увидеть сколько позитивного принесла человечность именно в вашу жизнь на данный момент.
Как у меня проявляется человечность | Что мне это дает (может дать) |
Перевел бабушку через дорогу | Хорошее настроение Интересный рассказ о растениях (потом вырастил дома зелень) |
Помог другу поклеить обои | Сблизились, теперь проводим выходные играя в баскетболл, настолки и другое |
И т. д… | И т. д… |
Пример выполнения домашнего задания
👉 Второе. Ежедневное ведение дневника. Через дневник отслеживать, как вы проявляете человечность каждый день, и что она дает, что потенциально может дать.
Чтобы было проще развивать в себе эту черту, планируйте поступки, делайте выбор между инстинктами и человечностью. Запланируйте на первый месяц хотя бы по одному человечному поступку за день. А вечером разбирайте его в дневнике.
Так, начиная с малого, вы научитесь разделять животное начало и человечность. Шаг за шагом развивая в себе эту черту.
👉 Третье. Интересуйтесь другими людьми, укрепляйте коммуникации с другими людьми, общайтесь.
Обязательно поделитесь своими наработками в комментариях, это залог успешного внедрения техники. Так вы соберете все мысли в единое целое. И ваши записи будут мотивировать других участников.
Как отключить человечность
Практикуя человечность, могут возникнуть сомнения, что будут отрицательные эффекты, например:
- «мне сядут на шею, если я буду таким добрым»;
- «а если я буду помогать, а мне нет»;
- «вдруг меня засмеют»;
- «у меня нет денег на помощь»;
- «у меня просто не хватит времени всем помогать» и др.
Может возникнуть желание отключить человечность. Мы все люди, и это нормально ощущать опасение, страх и сомнения.
Только отключить человечность — это не выход. Описанные выше сомнения относятся к неумению выстроить границы с другими людьми, неумению планировать и расставлять приоритеты, нестабильной самооценке. Этому можно научиться, выключать в себе человеческую часть для этого не нужно.
Совет статьи
В статье мы много говорили о заботе о людях, окружении и пространстве вокруг. При всем этом не нужно забывать заботиться о себе. На первый взгляд может показаться, что это взаимоисключающие вещи. Нет, они взаимодополняющие.
Можно научиться жить в балансе, заботиться о себе и проявлять человеческое отношение к людям. Именно этот баланс и дает желаемые доходы, крепкое положение в социуме, самореализацию.
Цели нашего проекта показать здоровые проявления. Чем ваше состояние более стабильное и наполненное, тем больше вы сможете дать другим людям. Поэтому важно заботиться и о себе.
Напоминаю, делитесь в комментариях случаями из своей жизни, из жизни близких и друзей. Расскажите, что дало вам проявление человечности? И конечно, делитесь статье в социальных сетях, сохраняйте в закладках, так вы сможете вернутся к ней в любое удобное время.
Источник
Быть человечным это значит чувствовать
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Быть человеком — это (1)значит (2) чувствовать, что ты за все в ответе. В этом мире наше единственное предназначение — быть человечными(3) а значит (4) сострадательными и великодушными.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Быть человеком — это значит чувствовать , что ты за все в ответе. В этом мире наше единственное предназначение — быть человечными, а значит, сострадательными и великодушными.
Запятые 1, 2 не нужны, слово «значит» является связкой;
запятые 3 и 4 нужны, вводное слово имеет значение «следовательно» и в этом случае выделяется вместе с союзом а.
В задании 18 проверяется умение ставить знаки препинания при словах, грамматически не связанных с предложением. К таким относятся и вводные слова (конструкции, словосочетания, предложения), вставные конструкции и обращения
В ЕГЭ 2016-2017 года одна часть заданий 18 будет представлена формой повествовательного предложения с вводными словами
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, поначалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной.
Другая часть (судя по демоверсии и книге И.П. Цыбулько Типовые экзаменационные материалы 2017) будет выглядеть вот так:
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Послушай(1)быть может (2)когда мы покинем
Навек этот мир, где душою так стынем,
Быть может(3) в стране, где не знают обману,
Ты (4) ангелом будешь, я демоном стану!
Клянися тогда позабыть (5)дорогая(6)
Для прежнего друга все счастие рая!
Пусть (7)мрачный изгнанник, судьбой осужденный,
Тебе будет раем, а ты мне — вселенной!
Рассмотрим правила и понятия, необходимые для выполнения данного типа заданий.
17.1 Общее понятие о вводных словах и основное правило их выделения.
Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки. Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства ; К счастью, тайна так и осталась тайной.
Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями . Например: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (Пушкин).
К вводным единицам примыкают вставные конструкции , которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту ; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.
Вводное слово или словосочетание выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри предложения. Вводное слово или словосочетание выделяется запятой с одной стороны, если находится в начале или конце предложения.
К своему стыду, я не читаю серьезной литературы, предпочитая ей детективы и, между нами говоря, любовные романы.
Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.
ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ.
1. вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…
2. вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.
3. вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная.
4. вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…
5. вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам…, по слухам, по сведениям…, по мнению…, на мой взгляд, помнится…
6. вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…
7. вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…
8. вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…
9. вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…
17.1. 1 НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ и поэтому не выделяются запятыми на письме следующие слова:
• буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вот, вон, вряд ли, все-таки, в конечном счете, едва ли, даже, именно, исключительно, как будто, как бы, как раз, между тем, почти, поэтому, потому, приблизительно, примерно, притом, причем, просто, решительно, словно… — в эту группу входят частицы и наречия, наиболее часто оказывающиеся ошибочно обособленными как вводные.
• по традиции, по совету…, по указанию…, по требованию…, по распоряжению…, по замыслу…— эти сочетания выступают в качестве необособленных (невыделяемых запятыми) членов предложения :
По совету старшей сестры она решила поступить в МГУ.
По распоряжению врача больной был посажен на строгую диету.
По замыслу автора роман должен был охватывать период до 1825 года.
17.1. 2 В зависимости от контекста одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения.
• МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ (КАЗАЛОСЬ) выступают в качестве вводных, если указывают на степень достоверности сообщаемого:
Может, я приду завтра? Нашего учителя нет уже два дня; может быть, он заболел. Ты, должно быть, в первый раз встречаешься с таким явлением. Я, кажется, его где-то видела.
Эти же слова могут оказаться в роли сказуемых:
Что мне может принести встреча с тобой? Как человек может быть столь необязательным ! Это должно быть твоим самостоятельным решением. Мне все это кажется очень подозрительным .Заметьте: никогда нельзя выбросить из предложения его сказуемое, а вводное слово — можно.
• ОЧЕВИДНО, ВОЗМОЖНО, ВИДНО оказываются вводными, если указывают на степень достоверности высказывания:
Ты, очевидно, хочешь извиниться за свой поступок? В следующем месяце я, возможно, уеду отдыхать. Ты, видно, не хочешь рассказать нам всей правды?
Эти же слова могут войти в состав сказуемых:
Всем стало очевидно , что надо искать другой способ решения проблемы. Это стало возможно благодаря согласованным действиям пожарной бригады. Солнца не видно из-за туч.
• НАВЕРНО, ВЕРНО, ТОЧНО, ЕСТЕСТВЕННО оказываются вводными при указании на степень достоверности сообщаемого (в этом случае они взаимозаменяемы или могут быть заменены на близкие по смыслу слова этой группы) — Ты, наверно (=должно быть), и не понимаешь, как важно сделать это вовремя. Вы, верно, и есть тот самый Сидоров? Она, точно, была красавицей. Все эти рассуждения, естественно, пока только наши предположения.
Эти же слова оказываются членами предложения (обстоятельствами) – Он верно (=правильно, обстоятельство образа действия) перевел текст. Наверно не знаю (=наверняка, обстоятельство образа действия), но он должен был сделать это назло мне. Ученик точно (=правильно) решил задачу. Это естественно (=естественным образом) привело нас к единственно правильному ответу.
• КСТАТИ является вводным словом, если указывает на связь мыслей:
Он хороший спортсмен. Кстати, учится он тоже хорошо.
Это же слово выступает не как вводное в значении «заодно»:
Пойду прогуляюсь, кстати куплю хлеба.
• МЕЖДУ ПРОЧИМ оказывается вводным словом, указывая на связь мыслей:
Ее родители, подруги и, между прочим, лучший друг против поездки.
Это слово может употребляться как невводное в контексте:
Он произнес длинную речь, в которой между прочим отметил, что вскоре станет нашим начальником.
• ПРЕЖДЕ ВСЕГО как вводное слово указывает на связь мыслей:
Прежде всего (=во-первых), нужно ли вообще поднимать столь щекотливую тему?
Это же слово может выступать как обстоятельство времени (=сначала):
Прежде всего я хочу передать привет от твоих родителей.
Нужно сказать, что в одной и той же фразе «прежде всего» может рассматриваться как вводное, так и нет в зависимости от воли автора.
• ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗУСЛОВНО, СОБСТВЕННО будут вводными, если указывают на степень достоверности сообщаемого:
С этого холма, действительно (=точно, в самом деле, без всякого сомнения), открывался самый лучший вид. Несомненно (=в самом деле, действительно), ваш ребенок способен к музыке. Он, безусловно, читал этот роман. – или на прием оформления мыслей – Вот, собственно, и вся история.
Эти же слова не являются вводными, если выступают в других значениях:
Я и действительно таков, каким ты меня представляла (=в действительности, на самом деле). Он был несомненно талантливым композитором (=без сомнения, на самом деле). Она безусловно права, предлагая нам такой простой путь решения проблемы (=очень даже, вполне права). Я не имел ничего собственно против школы, но в эту идти не хотел (=вообще, именно). Слова «действительно» и «безусловно» в зависимости от интонации, предложенной говорящим, может в одном и том же контексте быть или вводным, или нет.
• ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДАЛЕЕ, ПОТОМ, НАКОНЕЦ, В КОНЦЕ КОНЦОВ в качестве вводных слов указывают на последовательность мыслей:
И, потом, она оказалась знаменитостью. Далее, мы скажем о своих выводах. Таким образом (=итак), наши результаты ничуть не противоречат полученным другими учеными. Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне. Что же, в конце концов, вы от меня хотите? Обычно предложения, содержащие указанные выше слова, завершают ряд перечислений, сами слова имеет значение «и еще». В контексте выше могут встретиться слова «во-первых», «во-вторых», «с одной стороны» и т.д. «Таким образом» в значении вводного слова оказывается не только завершением перечисления, но и выводом.
Эти же слова не выделяются как вводные в значениях: «таким образом» = «таким способом»:
Таким образом он и смог передвинуть тяжелый шкаф.
Далее слово предоставляется второму оппоненту.
Обычно в предыдущем контексте встречаются обстоятельства времени, например «сначала». «Потом» = «затем, после этого»:
А потом он стал известным ученым.
«Наконец» = «под конец, напоследок, после всего, в результате всего»:
Наконец все дела были благополучно завершены. Обычно в этом значении к слову «наконец» может быть добавлена частица «-то», что невозможно сделать, если «наконец» является вводным словом. В тех же значениях, что указаны выше для «наконец», не является вводным сочетание «в конце концов»:
В конце концов (=в результате) соглашение было достигнуто.
• ОДНАКО является вводным, если стоит в середине или в конце предложения:
Дождь, однако, шел уже вторую неделю, несмотря на прогнозы синоптиков. Как я его ловко, однако!
«Однако» не оказывается вводным в начале предложения и в начале части сложного предложения, когда оно выступает в роли противительного союза (=но): Однако люди не хотели верить в его добрые намерения. Мы не надеялись на встречу, однако нам повезло.
Обращаем внимание на то, что иногда слово «однако» может стоять и в начале предложения, но не выполнять функцию союза: Однако, это невероятно сложно.
• ВООБЩЕ является вводным в значении «вообще говоря», когда оно указывает на способ оформления мыслей:
Его работы, вообще, представляет интерес только для узкого круга специалистов. В других значениях слово «вообще» является наречием в значении «в целом, совсем, во всех отношениях, при всех условиях, всегда»:
Островский для русского театра то же, что Пушкин для литературы вообще . По новому закону курить на рабочем месте вообще запрещено.
• ПО-МОЕМУ, ПО-ТВОЕМУ, ПО-НАШЕМУ, ПО-ВАШЕМУ являются вводными, указывая на источник сообщения:
Ваш ребенок, по-моему, простудился. Это, по-вашему, что-то доказывает? Слово «по-своему» вводным не является: Он по-своему прав.
• КОНЕЧНО чаще всего является вводным, указывает на степень достоверности высказывания:
Мы, конечно, готовы помочь тебе во всем.
Иногда это слово не обособляется, если интонационно выделяется тоном уверенности, убежденности. В этом случае слово «конечно» считается усилительной частицей: Я конечно бы согласился, если бы ты предупредил меня заранее.
• ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ чаще является вводным и употребляется для оценки:
Я, во всяком случае, не хотел бы вспоминать об этом. Эти слова, во всяком случае, свидетельствуют о серьезности его отношения к жизни.
В значении «всегда, при любых обстоятельствах» это сочетание вводным не является:
Я во всяком случае должен был встретить его сегодня и поговорить с ним.
• В САМОМ ДЕЛЕ чаще НЕ является вводным, выступая в значении «действительно» — Петя в самом деле хорошо разбирается в компьютерах. Я здесь в самом деле не при чем. Реже это словосочетание оказывается вводным, если служит для выражения недоумения, возмущения – Что это ты, в самом деле, строишь из себя умника?
• В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ может быть вводным, когда указывает на связь мыслей или на способ оформления мысли:
Среди множества современных писателей интерес вызывает Владимир Сорокин, а среди его книг, в свою очередь, можно особо выделить «Роман». Попросив меня помочь ему в работе, он, в свою очередь, тоже не стал бездельничать. Это же словосочетание может быть невводным в значениях «в ответ», «со своей стороны» (= когда наступает очередь) – Маша в свою очередь рассказала о том, как она провела лето.
• ЗНАЧИТ является вводным, если оно может быть заменено словами «следовательно», «стало быть»:
Сообщение сложное, значит, его нужно передать сегодня. Дождь уже кончился, значит, мы можем идти гулять. Если она так упорно борется с нами, значит, она чувствует свою правоту.
Это слово может оказаться сказуемым, близким по смыслу к «означает»:
Собака значит для него больше , чем жена. Когда по-настоящему дружишь с человеком, это значит , что ему во всем доверяешь. «Значит» может оказаться между подлежащим и сказуемым, особенно когда они выражены инфинитивами. В этом случае перед «значит» ставится тире:
Обижаться — значит признавать себя слабым. Дружить — значит доверять своему другу.
• НАОБОРОТ является вводным, если указывает на связь мыслей:
Он не хотел обижать её, а, наоборот, пытался попросить у неё прощения. Вместо того, чтобы заниматься спортом, она, наоборот, целый день сидит дома.
Не является вводным сочетание «и наоборот», которое может выступать в качестве однородного члена предложения, оно употребляется как слово, замещающее целое предложение или его часть:
Весною девушки меняются: брюнетки становятся блондинками и наоборот (т.е. блондинки брюнетками). Чем больше ты занимаешься, тем более высокие оценки получаешь, и наоборот (т.е. если занимаешься мало, оценки будут плохие; запятая перед «и» оказывается в конце части предложения – получается как бы сложносочиненное предложение, где «наоборот» замещает его вторую часть). Я знаю, что он выполнит мою просьбу и наоборот (т.е. я выполню его, перед «и» нет запятой, так как «наоборот» замещает однородное придаточное).
• ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ является вводным, если имеет значение оценки:
Миша, по крайней мере, знает, как нужно себя вести, а не ковыряется вилкой в зубах.
Это словосочетание может употребляться в значениях «не меньше чем», «самое меньшее», тогда оно не обособляется:
Она по крайней мере будет знать, что её отец не зря прожил жизнь. По крайней мере пятеро из класса должны принять участие в лыжных гонках.
• С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ является вводным в значении «по мнению»:
С точки зрения моей бабушки, девушка не должна носить брюки. Её ответ, с точки зрения экзаменаторов, достоин самой высокой оценки.
Тот же оборот может иметь значение «в отношении» и тогда вводным не является:
Работа идет по плану с точки зрения сроков. Если оценивать поведение героев некоторых литературных произведений с точки зрения современной морали, то его следует считать безнравственным.
• В ЧАСТНОСТИ выделяется как вводное, если указывает на связь мыслей в высказывании: Её интересует, в частности, вопрос о вкладе этого ученого в развитие теории относительности. Фирма принимает активное участие в благотворительной деятельности и, в частности, помогает детскому дому № 187.
Если сочетание В ЧАСТНОСТИ оказалось в начале или в конце присоединительной конструкции, то оно от этой конструкции не отделяется (об этом более подробно будет идти речь в следующем разделе):
Я люблю книги о животных, в частности о собаках. Мои друзья, в частности Маша и Вадим, отдыхали этим летом в Испании. Указанное сочетание не выделяется как вводное, если оно соединено союзом «и» со словом «вообще»:
Разговор зашел о политике вообще и в частности о последних решениях правительства.
• ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ является вводным, когда служит для оценки какого-нибудь факта, его выделения в высказывании: Учебник следует переписать и, главным образом, добавить в него такие главы… Комната использовалась по торжественным случаям и, главным образом, для организации парадных обедов.
Это сочетание может входить в состав присоединительной конструкции, в этом случае, если оно стоит в ее начале или в конце, не отделяется от самой конструкции запятой:
Многие русские люди, главным образом представители интеллигенции, не верили обещаниям правительства.
В значении «в первую очередь», «больше всего» это сочетание не является вводным и не обособляется:
Он боялся сочинения главным образом из-за своей безграмотности. Мне в нем нравится главным образом его отношение к родителям.
• НАПРИМЕР всегда будет вводным, но оформляется по-разному. Оно может быть выделено запятыми с двух сторон:
Павел Петрович человек крайне внимательный к своему внешнему виду, например, он тщательно ухаживает за своими ногтями. Если «например» оказывается в начале или в конце уже обособленного члена, то запятой от этого оборота оно не обособляется:
Во многих больших городах, например в Москве, складывается неблагоприятная экологическая обстановка. Некоторые произведения русских писателей, например «Евгений Онегин» или «Война и мир», послужили основой для создания художественных фильмом не только в России, но и в других странах. Кроме того, после «например» может стоять двоеточие, если «например» стоит после обобщающего слова перед рядом однородных членов:
Некоторые фрукты могут вызвать аллергию, например: апельсины, мандарины, ананас, красные ягоды.
17.1.3 Существуют особые случаи постановки знаков препинания при вводных словах.
Для выделения вводных слов и предложений могут использоваться не только запятые, но и тире, а также сочетания тире и запятой.
Эти случаи не входят в курс средней школы и в заданиях ЕГЭ не используются. Но некоторые обороты, часто используемые, нужно запомнить. Приводим примеры из Справочника по пунктуации Розенталя.
Так, если вводное сочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то оно выделяется запятой и тире: Макаренко неоднократно подчёркивал, что педагогика основана, с одной стороны, на безграничном доверии к человеку, а с другой — на высоких к нему требованиях; Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой — чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться (запятая перед придаточной частью «поглощается» тире); С одной стороны, важно было принять срочное решение, но требовалась осторожность — с другой.
17.2 Общее понятие об обращении и основное правило его выделения.
Впервые включено в задания ЕГЭ в 2016-2017 году. Учащимся предстоит искать обращения в стихотворных произведениях, что значительно усложняет задачу.
Обращения — это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью. Обращения обычно выражаются одушевленными существительными, а также прилагательными и причастиями в значении существительных. Например: Жизнью пользуйся, живущий. В художественной речи обращениями могут быть и существительные неодушевленные. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило; Не шуми ты, рожь, спелым колосом .
Личные местоимения ты и вы, как правило, выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего: Простите, мирные долины, и вы , знакомых гор вершины, и вы , знакомые леса!
Обращение вместе со всеми относящимися к нему словами выделяется (в середине предложения) или отделяется (в начале либо в конце предложения) запятыми, если произносится без восклицательной интонации:
Приятель дорогой, здорово!; Василий Васильич, прошу вас оставить меня в покое; Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой; Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины; До свидания, благороднейший господин Глинкин; И вы туда же, старый бандит пера.
17.1.2. Существуют и более сложные правила выделения обращений.
1. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы): Старик! О прежнем позабудь; Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле?
2. Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него — тот знак препинания, который требуется содержанием и интонацией предложения: Думай же, мастер культуры; Привет вам, люди мирного труда!; Ты здесь, миленький?; Свинья ты, братец…
3.Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком: Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?; Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории!; Васька! Васька! Васька! Здорово!
4.Однородные обращения, соединенные союзом и или да, запятой не разделяются: Пойте, люди, города и реки! Пойте, горы, степи и поля!; Здравствуй, солнце да утро весёлое!
5. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми: Иван Ильич, распорядись, братец, насчёт закуски; …Я потому, Фома, не лучше ли, брат, расстаться?
6. Если распространенное обращение «разорвано» другими словами — членами предложения, то каждая часть обращения выделяется запятыми по общему правилу: Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг! ; За кровь и слёзы жаждавший расплаты, тебя мы видим, сорок первый год.
Источник