Быть человечным это значит чувствовать

Содержание
  1. В чем проявляется человечность и что дает: примеры и 8 преимуществ
  2. Что такое человечность — значение термина
  3. Гуманность и человечность — разница
  4. Для чего нужна человечность
  5. Как формируется и откуда берется качество
  6. Черты характера составляющие человечность
  7. В чем проявляется человеческое отношение в повседневной жизни
  8. Героические поступки
  9. Примеры из обыденной жизни
  10. Примеры из литературы
  11. Проблемы человечности
  12. Что дает человечность — 8 преимуществ
  13. Как развить в себе качество — техники
  14. Как отключить человечность
  15. Совет статьи
  16. Быть человечным это значит чувствовать
  17. 17.1 Общее по­ня­тие о ввод­ных сло­вах и ос­нов­ное пра­ви­ло их вы­де­ле­ния.
  18. 17.1. 1 НЕ ЯВ­ЛЯ­ЮТ­СЯ ВВОД­НЫ­МИ СЛО­ВА­МИ и по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми на пись­ме сле­ду­ю­щие слова:
  19. 17.1. 2 В за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста одни и те же слова могут вы­сту­пать то в роли ввод­ных слов, то в ка­че­стве чле­нов пред­ло­же­ния.
  20. 17.1.3 Су­ще­ству­ют осо­бые слу­чаи по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при ввод­ных сло­вах.
  21. 17.2 Общее по­ня­тие об об­ра­ще­нии и ос­нов­ное пра­ви­ло его вы­де­ле­ния.
  22. 17.1.2. Су­ще­ству­ют и более слож­ные пра­ви­ла вы­де­ле­ния об­ра­ще­ний.

В чем проявляется человечность и что дает: примеры и 8 преимуществ

Человечность — глубокое понятие. В нем заключена не только любовь к людям и участие в их жизни. Еще, это путь к хорошим заработкам, крепким дружеским контактам, уверенному положению в обществе, самореализации. Интересно почему?

Что такое человечность — значение термина

Человечность — это морально-нравственное качество личности. Слово означает гуманное отношение к другим людям, чувство любови и уважение по отношению к окружающим. Оно говорит о готовности помогать людям и участвовать в их жизни.

Понятие «человечность» подразумевает бережное отношении в принципе ко всему окружающему миру. Это забота о природе, имуществе, животных.

Если еще проще своими словами, проявления человека можно разделить на животную (инстинкты) и человеческую часть. Все что не относится к инстинктам, подходит под определение человечности.

  • спать;
  • есть;
  • инстинкт продолжения рода и др.

К инстинктивным поступкам относят действия, совершенные под влиянием страхов (осуждения, выглядеть глупо, наказания), это давление со стороны, достижение корыстной цели и другое.

Человечность подразумевает искренние намерения, душевный порыв.

Помощь или участие в жизни других людей, основанные на страхе, похоти, голоде, смущении и других инстинктах не относится к человечности.

Например, Вася Петров помогает прибирать класс, чтоб его не наказали и не засмеяли в школе. Или, Саша Иванов постоянно помогает своей сокурснице с домашними заданиями, чтоб она его вкусно кормила.

Интересное дополняющее видео по теме от Хасай Алиева.

Гуманность и человечность — разница

Есть путаница в значении слов: человечность, гуманность и гуманизм. Гуманность и человечность синонимы, но значат немного разное.

  • Гуманность — более широкое философское понятие, оно означает отношение ко всему живому, любовь и уважение, человеколюбие, систему установок личности, основанную на нравственных нормах.
  • Человечность — это качество. Заключается в высшем проявление человеческого поведения (помощь, участие, сопереживание, доброта и др.)

Гуманность — это отношение к чему-либо, а гуманизм — это система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, цель — сделать жизнь максимально безопасной и комфортной.

Для чего нужна человечность

С ходом эволюции к инстинктам людей присоединилась человечность. Именно человечность позволяет быть частью социума, зарабатывать, находить признание, заниматься любимым делом и реализовывать свой потенциал.

Ведь что такое «животное внутри нас» — это поел, поспал, в туалет сходил. Есть где переночевать — хорошо, есть «кабан» на ужин — здорово, а если получилось партнершу найти — идеально! Животному не нужны деньги, оно не действует наперед, не вкладывается в будущее. Животное есть только здесь и сейчас.

Проявляя человечность, человек получает уверенное развитие, рост доходов, крепкую семью, надежных друзей рядом. При одном условии, что человечность не только в действиях, но и присутствует внутри. Когда человек транслирует то, что действительно чувствует.

Как формируется и откуда берется качество

Человечность не появляется сразу после рождения, она формируется в процессе взросления и воспитания, благодаря социуму. Люди проявляют качество осознанно.

Основным источником формирования является пример взрослых, которые воспитывают, обучают ребенка.

  • В первую очередь это родители, затем бабуши и дедушки, другие значимые родственники.
  • Чуть позже воспитатели в детском саду, тренеры и учителя.

Если ребенка воспитывают очень строго, часто и безосновательно наказывают, это может отразиться на формировании человечности. Ребенок может озлобиться и проявлять жестокость — это противоположное человечности качество.

Навык человечного отношения ребенок нарабатывает, заботясь о домашних животных и общаясь со сверстниками. Ребенок проявляет внимание, участие, дружелюбие. Реакция социума на действия корректирует поведение. Если зачатки навыка не были сформированы до попадания в социум, у ребенка может произойти отторжение коллектива.

Дети берут пример человечности из сказок и мультиков, где показаны разные жизненные ситуации, ошибки и пути решения. Сказки учат быть другом, поддерживать и сопереживать, учат быть честными и искренними.

Единственный способ воспитать человечность в своем ребенке — личный пример. Ярче качество проявляется у ребенка из демократичной семьи, где больше одного ребенка.

Черты характера составляющие человечность

Быть человечным, значит проявлять такие качества:

  • доброта;
  • милосердие;
  • доброжелательность;
  • дружелюбие;
  • искренность;
  • открытость;
  • великодушие;
  • уважение;
  • сочувствие;
  • честность.

Можно выделить три составляющие: альтруизм, нравственность и сила воли.

Альтруизм Это принцип бескорыстной помощи. Высшая степень — жертвенность.
Нравственность Система принципов, которая помещает человека в разумные рамки, и помогает следовать выбранным ценностям.
Сила воли Нужна, потому что человечность требует действий и усилий, превозмогание слабости, принятия решений. Помогает справится с примитивными инстинктами (с животным внутри нас).

В чем проявляется человеческое отношение в повседневной жизни

Проявления человечности повсюду. От помощи другу, где пришлось пожерствовать своими интересами, до спасения человека из горящего здания. Все что совершено бескорыстно — это про человечность.

Поищите примеры в своей жизни, поделитесь в комментариях. У вас наверняка было много случаев.

Героические поступки

Летом 2021 года, мужчины помогли детям выбраться из горящей квартиры. Эвакуировали по сточной трубе. Детей в квартире закрыли родители, а они стали играть спичками и начался пожар.

Смотрите видео, как люди спасают животных.

Подборка человечных поступков на дороге, снятых на видеорегистратор.

Примеры из обыденной жизни

Самые очевидные и доступные примеры:

  • Волонтерство — самый простой и понятный пример помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Донорство — сдача крови на добровольной основе.
  • Благотворительность деньгами, игрушками, книгами. Это могут быть пожертвования на операцию, подаяния бедствующим людям.
  • Снисходительное отношение к оступившимся людям. Это сильное и достойное умение, учитывать мотивы другого человека при формировании о нем мнения.
  • Помощь людям, которым стало плохо на улице. А вы прошли бы мимо?
  • Поддержка близкого человека, когда случилось горе или неприятность, участие в его ситуации, сопереживание.

Примеры из литературы

Самый яркий пример безусловной человечности и человеколюбия Иисус, в Библии даже есть заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Яркий пример — произведение Гайдара «Тимур и его команда», где название говорит само за себя. Герои бескорыстно помогают другим людях и заботятся о них.

Вспомните героинь сказок: Золушка, Белоснежка, Герда. Как они заботились о всем, что их окружало, о животных, доме, людях вокруг. Героини всегда были дружелюбны и помогали другим. Они даже заботились о совершенно несносных родственниках. Понимающе относились к злодеям, понимая из суть и мотивы злых поступков.

В литературе и кино человечность часто усиливают в героях. Такие случаи нельзя перекладывать на настоящую жизнь, и воспринимать как руководство к действию. Преувеличение сделано лишь для яркости и выразительности.

Проблемы человечности

Основная проблема человечности — неискренность. Часто люди показывают себя человечными из-за страхов или под напором общества.

Некоторых людей быть человечными заставляют ожидания похвалы или награды, что их поступок вызовет резонанс в обществе. Не получая отклика, они возвращаются к эгоцентричной позиции и отказываются от помощи людям.

Быть человечным — значит не только помогать и совершать добрые поступки на внешнем, но и чувствовать этот энтузиазм внутри. Что внутри, то и снаружи. Если человек действует из состояния «так надо делать, так правильно» — на самом деле это не человечность.

Да, действительно, иногда противостоять привычкам и системе вокруг бывает трудно. Но это возможно. Осознанное проявление человечности через сопротивление на первом этапе, уже лучше, чем ничего. Главное начать.

Еще одно видео о человечности, очень глубокие слова. Размышления о животной и человеческой части в нас, о искушениях и выборе верного, пусть не всегда легкого пути.

Что дает человечность — 8 преимуществ

Человеческое отношение к людям имеет много плюсов:

  1. Позволяет фокусироваться на добрых поступках, помощи, любви, сострадании. Этот фокус позволяет воспринимать окружающий мир позитивно, появляется больше возможностей.
  2. Появляется энергия на действия, чтоб мир вокруг стал лучше. Формируется видение достойного будущего, это заряжает.
  3. Меняется отношение к людям, появляется вера в лучшее начало человечка.
  4. Экологично удовлетворяется потребность человека быть значимым для других людей.
  5. Укрепляются отношения с родственниками, друзьями и новыми знакомыми. Улучшается навык общения. Душевные человечные люди словно притягивают других людей.
  6. Улучшается финансовая ситуация, так как появляется больше возможностей.
  7. Открывается простор для самореализации. Если человек открыт, и другие люди будут ему открыты. Такого человека с охотой принимают, следят за его развитием.
  8. Улучшается отношение к самому себе, как к личности, повышается самооценка.
Читайте также:  Чувства угасли уже до брака

Как развить в себе качество — техники

👉 Первое. Для начала возьмите лист бумаги и ручку, составьте табличку из двух столбиков. Напишите минимум по 10 пунктов.

Таблица нужна, чтоб увидеть сколько позитивного принесла человечность именно в вашу жизнь на данный момент.

Как у меня проявляется человечность Что мне это дает (может дать)
Перевел бабушку через дорогу Хорошее настроение
Интересный рассказ о растениях (потом вырастил дома зелень)
Помог другу поклеить обои Сблизились, теперь проводим выходные играя в баскетболл, настолки и другое
И т. д… И т. д…

Пример выполнения домашнего задания

👉 Второе. Ежедневное ведение дневника. Через дневник отслеживать, как вы проявляете человечность каждый день, и что она дает, что потенциально может дать.

Чтобы было проще развивать в себе эту черту, планируйте поступки, делайте выбор между инстинктами и человечностью. Запланируйте на первый месяц хотя бы по одному человечному поступку за день. А вечером разбирайте его в дневнике.

Так, начиная с малого, вы научитесь разделять животное начало и человечность. Шаг за шагом развивая в себе эту черту.

👉 Третье. Интересуйтесь другими людьми, укрепляйте коммуникации с другими людьми, общайтесь.

Обязательно поделитесь своими наработками в комментариях, это залог успешного внедрения техники. Так вы соберете все мысли в единое целое. И ваши записи будут мотивировать других участников.

Как отключить человечность

Практикуя человечность, могут возникнуть сомнения, что будут отрицательные эффекты, например:

  • «мне сядут на шею, если я буду таким добрым»;
  • «а если я буду помогать, а мне нет»;
  • «вдруг меня засмеют»;
  • «у меня нет денег на помощь»;
  • «у меня просто не хватит времени всем помогать» и др.

Может возникнуть желание отключить человечность. Мы все люди, и это нормально ощущать опасение, страх и сомнения.

Только отключить человечность — это не выход. Описанные выше сомнения относятся к неумению выстроить границы с другими людьми, неумению планировать и расставлять приоритеты, нестабильной самооценке. Этому можно научиться, выключать в себе человеческую часть для этого не нужно.

Совет статьи

В статье мы много говорили о заботе о людях, окружении и пространстве вокруг. При всем этом не нужно забывать заботиться о себе. На первый взгляд может показаться, что это взаимоисключающие вещи. Нет, они взаимодополняющие.

Можно научиться жить в балансе, заботиться о себе и проявлять человеческое отношение к людям. Именно этот баланс и дает желаемые доходы, крепкое положение в социуме, самореализацию.

Цели нашего проекта показать здоровые проявления. Чем ваше состояние более стабильное и наполненное, тем больше вы сможете дать другим людям. Поэтому важно заботиться и о себе.

Напоминаю, делитесь в комментариях случаями из своей жизни, из жизни близких и друзей. Расскажите, что дало вам проявление человечности? И конечно, делитесь статье в социальных сетях, сохраняйте в закладках, так вы сможете вернутся к ней в любое удобное время.

Источник

Быть человечным это значит чувствовать

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Быть человеком — это (1)значит (2) чувствовать, что ты за все в ответе. В этом мире наше единственное предназначение — быть человечными(3) а значит (4) сострадательными и великодушными.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Быть человеком — это значит чувствовать , что ты за все в ответе. В этом мире наше единственное предназначение — быть человечными, а значит, сострадательными и великодушными.

Запятые 1, 2 не нужны, слово «значит» является связкой;

запятые 3 и 4 нужны, вводное слово имеет значение «следовательно» и в этом случае выделяется вместе с союзом а.

В за­да­нии 18 про­ве­ря­ет­ся уме­ние ста­вить знаки пре­пи­на­ния при сло­вах, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ных с пред­ло­же­ни­ем. К таким от­но­сят­ся и ввод­ные слова (кон­струк­ции, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния), встав­ные кон­струк­ции и об­ра­ще­ния

В ЕГЭ 2016-2017 года одна часть за­да­ний 18 будет пред­став­ле­на фор­мой по­вест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния с ввод­ны­ми сло­ва­ми

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Дача (1) может быть (2) на­зва­на ко­лы­бе­лью, с ко­то­рой для каж­до­го из нас на­чи­на­лось по­сти­же­ние мира, по­на­ча­лу огра­ни­чен­ное садом, затем огром­ной ули­цей, потом участ­ка­ми и (3) на­ко­нец (4) всей за­го­род­ной сто­ро­ной.

Дру­гая часть (судя по де­мо­вер­сии и книге И.П. Цы­буль­ко Ти­по­вые эк­за­ме­на­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы 2017) будет вы­гля­деть вот так:

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

По­слу­шай(1)быть может (2)когда мы по­ки­нем

Навек этот мир, где душою так сты­нем,

Быть может(3) в стра­не, где не знают об­ма­ну,

Ты (4) ан­ге­лом бу­дешь, я де­мо­ном стану!

Кля­ни­ся тогда по­за­быть (5)до­ро­гая(6)

Для преж­не­го друга все сча­стие рая!

Пусть (7)мрач­ный из­гнан­ник, судь­бой осуж­ден­ный,

Тебе будет раем, а ты мне — все­лен­ной!

Рас­смот­рим пра­ви­ла и по­ня­тия, не­об­хо­ди­мые для вы­пол­не­ния дан­но­го типа за­да­ний.

17.1 Общее по­ня­тие о ввод­ных сло­вах и ос­нов­ное пра­ви­ло их вы­де­ле­ния.

Ввод­ные слова — это слова (или сло­во­со­че­та­ния), грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ные с пред­ло­же­ни­ем и вно­ся­щие до­пол­ни­тель­ные смыс­ло­вые от­тен­ки. На­при­мер: Оче­вид­но, об­ще­ние с детьми раз­ви­ва­ет в че­ло­ве­ке мно­гие доб­рые свой­ства ; К сча­стью, тайна так и оста­лась тай­ной.

Дан­ные зна­че­ния пе­ре­да­ют­ся не толь­ко ввод­ны­ми сло­ва­ми, но и ввод­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми . На­при­мер: Вечор, ты пом­нишь, вьюга зли­лась... (Пуш­кин).

К ввод­ным еди­ни­цам при­мы­ка­ют встав­ные кон­струк­ции , ко­то­рые со­дер­жат раз­лич­ные до­ба­воч­ные за­ме­ча­ния, по­прав­ки и разъ­яс­не­ния. Встав­ные кон­струк­ции, как и ввод­ные, не свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми в пред­ло­же­нии. Они резко раз­ры­ва­ют пред­ло­же­ние. На­при­мер: Жур­на­лы ино­стран­ной ли­те­ра­ту­ры (два) я велел вы­слать в Ялту ; Маша го­во­ри­ла с ним о Рос­си­ни (Рос­си­ни толь­ко что вхо­дил в моду), о Мо­цар­те.

Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми с двух сто­рон, если на­хо­дит­ся внут­ри пред­ло­же­ния. Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­той с одной сто­ро­ны, если на­хо­дит­ся в на­ча­ле или конце пред­ло­же­ния.

К сво­е­му стыду, я не читаю се­рьез­ной ли­те­ра­ту­ры, пред­по­чи­тая ей де­тек­ти­вы и, между нами го­во­ря, лю­бов­ные ро­ма­ны.

Глав­ная ошиб­ка боль­шин­ства пи­шу­щих свя­за­на с не­точ­ным зна­ни­ем спис­ка ввод­ных слов. По­это­му пре­жде всего сле­ду­ет вы­учить, какие имен­но слова могут быть ввод­ны­ми, какие груп­пы ввод­ных слов могут быть вы­де­ле­ны и какие слова ни­ко­гда не бы­ва­ют ввод­ны­ми.

ГРУП­ПЫ ВВОД­НЫХ СЛОВ.

1. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие чув­ства го­во­ря­ще­го в связи со ска­зан­ным: к сча­стью, к не­сча­стью, к со­жа­ле­нию, к до­са­де, к ужасу, на беду, чего доб­ро­го…

2. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие оцен­ку го­во­ря­щим сте­пе­ни до­сто­вер­но­сти того, что он ска­зал: ко­неч­но, не­со­мнен­но, ра­зу­ме­ет­ся, бес­спор­но, оче­вид­но, без­услов­но, на­вер­ное, воз­мож­но, верно, может быть, долж­но быть, ка­жет­ся, по всей ви­ди­мо­сти, по-ви­ди­мо­му, по су­ще­ству, по сути, думаю… Эта груп­па ввод­ных слов наи­бо­лее мно­го­чис­лен­на.

3. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на по­сле­до­ва­тель­ность из­ла­га­е­мых мыс­лей и их связь между собой: во-пер­вых, итак, сле­до­ва­тель­но, в общем, зна­чит, кста­ти, далее, впро­чем, на­ко­нец, с одной сто­ро­ны Эта груп­па также до­ста­точ­но боль­шая и ко­вар­ная.

4. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на при­е­мы и спо­со­бы оформ­ле­ния мыс­лей: сло­вом, дру­ги­ми сло­ва­ми, иначе го­во­ря, вер­нее, точ­нее, так ска­зать…

5. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на ис­точ­ник со­об­ще­ния: го­во­рят, по-моему, по сло­вам…, по слу­хам, по све­де­ни­ям…, по мне­нию…, на мой взгляд, пом­нит­ся…

6. ввод­ные слова, пред­став­ля­ю­щие собой об­ра­ще­ние го­во­ря­ще­го к со­бе­сед­ни­ку: ви­дишь (ли), зна­е­те, пойми, про­сти­те, по­жа­луй­ста, со­гла­сись…

7. ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на оцен­ку меры того, о чем го­во­рит­ся: самое боль­шее, по край­ней мере…

8. ввод­ные слова, по­ка­зы­ва­ю­щие сте­пень обыч­но­сти ска­зан­но­го: бы­ва­ет, слу­ча­лось, по обык­но­ве­нию…

9. ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие экс­прес­сив­ность вы­ска­зы­ва­ния: кроме шуток, смеш­но ска­зать, чест­но го­во­ря, между нами го­во­ря…

17.1. 1 НЕ ЯВ­ЛЯ­ЮТ­СЯ ВВОД­НЫ­МИ СЛО­ВА­МИ и по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми на пись­ме сле­ду­ю­щие слова:

бук­валь­но, будто, вдо­ба­вок, вдруг, ведь, вот, вон, вряд ли, все-таки, в ко­неч­ном счете, едва ли, даже, имен­но, ис­клю­чи­тель­но, как будто, как бы, как раз, между тем, почти, по­это­му, по­то­му, при­бли­зи­тель­но, при­мер­но, при­том, при­чем, про­сто, ре­ши­тель­но, слов­но… — в эту груп­пу вхо­дят ча­сти­цы и на­ре­чия, наи­бо­лее часто ока­зы­ва­ю­щи­е­ся оши­боч­но обособ­лен­ны­ми как ввод­ные.

Читайте также:  Почему после дня рождения плохое настроение

по тра­ди­ции, по со­ве­ту…, по ука­за­нию…, по тре­бо­ва­нию…, по рас­по­ря­же­нию…, по за­мыс­лу…— эти со­че­та­ния вы­сту­па­ют в ка­че­стве не­обособ­лен­ных (не­вы­де­ля­е­мых за­пя­ты­ми) чле­нов пред­ло­же­ния :

По со­ве­ту стар­шей сест­ры она ре­ши­ла по­сту­пить в МГУ.

По рас­по­ря­же­нию врача боль­ной был по­са­жен на стро­гую диету.

По за­мыс­лу ав­то­ра роман дол­жен был охва­ты­вать пе­ри­од до 1825 года.

17.1. 2 В за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста одни и те же слова могут вы­сту­пать то в роли ввод­ных слов, то в ка­че­стве чле­нов пред­ло­же­ния.

• МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖ­НО БЫТЬ, КА­ЖЕТ­СЯ (КА­ЗА­ЛОСЬ) вы­сту­па­ют в ка­че­стве ввод­ных, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го:

Может, я приду зав­тра? На­ше­го учи­те­ля нет уже два дня; может быть, он за­бо­лел. Ты, долж­но быть, в пер­вый раз встре­ча­ешь­ся с таким яв­ле­ни­ем. Я, ка­жет­ся, его где-то ви­де­ла.

Эти же слова могут ока­зать­ся в роли ска­зу­е­мых:

Что мне может при­не­сти встре­ча с тобой? Как че­ло­век может быть столь не­обя­за­тель­ным ! Это долж­но быть твоим са­мо­сто­я­тель­ным ре­ше­ни­ем. Мне все это ка­жет­ся очень по­до­зри­тель­ным .За­меть­те: ни­ко­гда нель­зя вы­бро­сить из пред­ло­же­ния его ска­зу­е­мое, а ввод­ное слово — можно.

• ОЧЕ­ВИД­НО, ВОЗ­МОЖ­НО, ВИДНО ока­зы­ва­ют­ся ввод­ны­ми, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти вы­ска­зы­ва­ния:

Ты, оче­вид­но, хо­чешь из­ви­нить­ся за свой по­сту­пок? В сле­ду­ю­щем ме­ся­це я, воз­мож­но, уеду от­ды­хать. Ты, видно, не хо­чешь рас­ска­зать нам всей прав­ды?

Эти же слова могут войти в со­став ска­зу­е­мых:

Всем стало оче­вид­но , что надо ис­кать дру­гой спо­соб ре­ше­ния про­бле­мы. Это стало воз­мож­но бла­го­да­ря со­гла­со­ван­ным дей­стви­ям по­жар­ной бри­га­ды. Солн­ца не видно из-за туч.

• НА­ВЕР­НО, ВЕРНО, ТОЧНО, ЕСТЕ­СТВЕН­НО ока­зы­ва­ют­ся ввод­ны­ми при ука­за­нии на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го (в этом слу­чае они вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы или могут быть за­ме­не­ны на близ­кие по смыс­лу слова этой груп­пы) — Ты, на­вер­но (=долж­но быть), и не по­ни­ма­ешь, как важно сде­лать это во­вре­мя. Вы, верно, и есть тот самый Си­до­ров? Она, точно, была кра­са­ви­цей. Все эти рас­суж­де­ния, есте­ствен­но, пока толь­ко наши пред­по­ло­же­ния.

Эти же слова ока­зы­ва­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния (об­сто­я­тель­ства­ми) – Он верно (=пра­виль­но, об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия) пе­ре­вел текст. На­вер­но не знаю (=на­вер­ня­ка, об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия), но он дол­жен был сде­лать это назло мне. Уче­ник точно (=пра­виль­но) решил за­да­чу. Это есте­ствен­но (=есте­ствен­ным об­ра­зом) при­ве­ло нас к един­ствен­но пра­виль­но­му от­ве­ту.

• КСТА­ТИ яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Он хо­ро­ший спортс­мен. Кста­ти, учит­ся он тоже хо­ро­шо.

Это же слово вы­сту­па­ет не как ввод­ное в зна­че­нии «за­од­но»:

Пойду про­гу­ля­юсь, кста­ти куплю хлеба.

• МЕЖДУ ПРО­ЧИМ ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным сло­вом, ука­зы­вая на связь мыс­лей:

Ее ро­ди­те­ли, по­дру­ги и, между про­чим, луч­ший друг про­тив по­езд­ки.

Это слово может упо­треб­лять­ся как нев­вод­ное в кон­тек­сте:

Он про­из­нес длин­ную речь, в ко­то­рой между про­чим от­ме­тил, что вско­ре ста­нет нашим на­чаль­ни­ком.

• ПРЕ­ЖДЕ ВСЕГО как ввод­ное слово ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Пре­жде всего (=во-пер­вых), нужно ли во­об­ще под­ни­мать столь ще­кот­ли­вую тему?

Это же слово может вы­сту­пать как об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни (=сна­ча­ла):

Пре­жде всего я хочу пе­ре­дать при­вет от твоих ро­ди­те­лей.

Нужно ска­зать, что в одной и той же фразе «пре­жде всего» может рас­смат­ри­вать­ся как ввод­ное, так и нет в за­ви­си­мо­сти от воли ав­то­ра.

• ДЕЙ­СТВИ­ТЕЛЬ­НО, НЕ­СО­МНЕН­НО, БЕЗ­УСЛОВ­НО, СОБ­СТВЕН­НО будут ввод­ны­ми, если ука­зы­ва­ют на сте­пень до­сто­вер­но­сти со­об­ща­е­мо­го:

С этого холма, дей­стви­тель­но (=точно, в самом деле, без вся­ко­го со­мне­ния), от­кры­вал­ся самый луч­ший вид. Не­со­мнен­но (=в самом деле, дей­стви­тель­но), ваш ре­бе­нок спо­со­бен к му­зы­ке. Он, без­услов­но, читал этот роман. – или на прием оформ­ле­ния мыс­лей – Вот, соб­ствен­но, и вся ис­то­рия.

Эти же слова не яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми, если вы­сту­па­ют в дру­гих зна­че­ни­ях:

Я и дей­стви­тель­но таков, каким ты меня пред­став­ля­ла (=в дей­стви­тель­но­сти, на самом деле). Он был не­со­мнен­но та­лант­ли­вым ком­по­зи­то­ром (=без со­мне­ния, на самом деле). Она без­услов­но права, пред­ла­гая нам такой про­стой путь ре­ше­ния про­бле­мы (=очень даже, впол­не права). Я не имел ни­че­го соб­ствен­но про­тив школы, но в эту идти не хотел (=во­об­ще, имен­но). Слова «дей­стви­тель­но» и «без­услов­но» в за­ви­си­мо­сти от ин­то­на­ции, пред­ло­жен­ной го­во­ря­щим, может в одном и том же кон­тек­сте быть или ввод­ным, или нет.

• ТАКИМ ОБ­РА­ЗОМ, ДАЛЕЕ, ПОТОМ, НА­КО­НЕЦ, В КОНЦЕ КОН­ЦОВ в ка­че­стве ввод­ных слов ука­зы­ва­ют на по­сле­до­ва­тель­ность мыс­лей:

И, потом, она ока­за­лась зна­ме­ни­то­стью. Далее, мы ска­жем о своих вы­во­дах. Таким об­ра­зом (=итак), наши ре­зуль­та­ты ни­чуть не про­ти­во­ре­чат по­лу­чен­ным дру­ги­ми уче­ны­ми. Она умная, кра­си­вая и, на­ко­нец, она очень добра ко мне. Что же, в конце кон­цов, вы от меня хо­ти­те? Обыч­но пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ука­зан­ные выше слова, за­вер­ша­ют ряд пе­ре­чис­ле­ний, сами слова имеет зна­че­ние «и еще». В кон­тек­сте выше могут встре­тить­ся слова «во-пер­вых», «во-вто­рых», «с одной сто­ро­ны» и т.д. «Таким об­ра­зом» в зна­че­нии ввод­но­го слова ока­зы­ва­ет­ся не толь­ко за­вер­ше­ни­ем пе­ре­чис­ле­ния, но и вы­во­дом.

Эти же слова не вы­де­ля­ют­ся как ввод­ные в зна­че­ни­ях: «таким об­ра­зом» = «таким спо­со­бом»:

Таким об­ра­зом он и смог пе­ре­дви­нуть тя­же­лый шкаф.

Далее слово предо­став­ля­ет­ся вто­ро­му оп­по­нен­ту.

Обыч­но в преды­ду­щем кон­тек­сте встре­ча­ют­ся об­сто­я­тель­ства вре­ме­ни, на­при­мер «сна­ча­ла». «Потом» = «затем, после этого»:

А потом он стал из­вест­ным уче­ным.

«На­ко­нец» = «под конец, на­по­сле­док, после всего, в ре­зуль­та­те всего»:

На­ко­нец все дела были бла­го­по­луч­но за­вер­ше­ны. Обыч­но в этом зна­че­нии к слову «на­ко­нец» может быть до­бав­ле­на ча­сти­ца «-то», что не­воз­мож­но сде­лать, если «на­ко­нец» яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом. В тех же зна­че­ни­ях, что ука­за­ны выше для «на­ко­нец», не яв­ля­ет­ся ввод­ным со­че­та­ние «в конце кон­цов»:

В конце кон­цов (=в ре­зуль­та­те) со­гла­ше­ние было до­стиг­ну­то.

• ОД­НА­КО яв­ля­ет­ся ввод­ным, если стоит в се­ре­ди­не или в конце пред­ло­же­ния:

Дождь, од­на­ко, шел уже вто­рую не­де­лю, не­смот­ря на про­гно­зы си­ноп­ти­ков. Как я его ловко, од­на­ко!

«Од­на­ко» не ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным в на­ча­ле пред­ло­же­ния и в на­ча­ле части слож­но­го пред­ло­же­ния, когда оно вы­сту­па­ет в роли про­ти­ви­тель­но­го союза (=но): Од­на­ко люди не хо­те­ли ве­рить в его доб­рые на­ме­ре­ния. Мы не на­де­я­лись на встре­чу, од­на­ко нам по­вез­ло.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ино­гда слово «од­на­ко» может сто­ять и в на­ча­ле пред­ло­же­ния, но не вы­пол­нять функ­цию союза: Од­на­ко, это не­ве­ро­ят­но слож­но.

• ВО­ОБ­ЩЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным в зна­че­нии «во­об­ще го­во­ря», когда оно ука­зы­ва­ет на спо­соб оформ­ле­ния мыс­лей:

Его ра­бо­ты, во­об­ще, пред­став­ля­ет ин­те­рес толь­ко для уз­ко­го круга спе­ци­а­ли­стов. В дру­гих зна­че­ни­ях слово «во­об­ще» яв­ля­ет­ся на­ре­чи­ем в зна­че­нии «в целом, со­всем, во всех от­но­ше­ни­ях, при всех усло­ви­ях, все­гда»:

Ост­ров­ский для рус­ско­го те­ат­ра то же, что Пуш­кин для ли­те­ра­ту­ры во­об­ще . По но­во­му за­ко­ну ку­рить на ра­бо­чем месте во­об­ще за­пре­ще­но.

• ПО-МОЕМУ, ПО-ТВО­Е­МУ, ПО-НА­ШЕ­МУ, ПО-ВА­ШЕ­МУ яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми, ука­зы­вая на ис­точ­ник со­об­ще­ния:

Ваш ре­бе­нок, по-моему, про­сту­дил­ся. Это, по-ва­ше­му, что-то до­ка­зы­ва­ет? Слово «по-сво­е­му» ввод­ным не яв­ля­ет­ся: Он по-сво­е­му прав.

• КО­НЕЧ­НО чаще всего яв­ля­ет­ся ввод­ным, ука­зы­ва­ет на сте­пень до­сто­вер­но­сти вы­ска­зы­ва­ния:

Мы, ко­неч­но, го­то­вы по­мочь тебе во всем.

Ино­гда это слово не обособ­ля­ет­ся, если ин­то­на­ци­он­но вы­де­ля­ет­ся тоном уве­рен­но­сти, убеж­ден­но­сти. В этом слу­чае слово «ко­неч­но» счи­та­ет­ся уси­ли­тель­ной ча­сти­цей: Я ко­неч­но бы со­гла­сил­ся, если бы ты пре­ду­пре­дил меня за­ра­нее.

• ВО ВСЯ­КОМ СЛУ­ЧАЕ чаще яв­ля­ет­ся ввод­ным и упо­треб­ля­ет­ся для оцен­ки:

Я, во вся­ком слу­чае, не хотел бы вспо­ми­нать об этом. Эти слова, во вся­ком слу­чае, сви­де­тель­ству­ют о се­рьез­но­сти его от­но­ше­ния к жизни.

В зна­че­нии «все­гда, при любых об­сто­я­тель­ствах» это со­че­та­ние ввод­ным не яв­ля­ет­ся:

Я во вся­ком слу­чае дол­жен был встре­тить его се­год­ня и по­го­во­рить с ним.

• В САМОМ ДЕЛЕ чаще НЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным, вы­сту­пая в зна­че­нии «дей­стви­тель­но» — Петя в самом деле хо­ро­шо раз­би­ра­ет­ся в ком­пью­те­рах. Я здесь в самом деле не при чем. Реже это сло­во­со­че­та­ние ока­зы­ва­ет­ся ввод­ным, если слу­жит для вы­ра­же­ния не­до­уме­ния, воз­му­ще­ния – Что это ты, в самом деле, стро­ишь из себя ум­ни­ка?

• В СВОЮ ОЧЕ­РЕДЬ может быть ввод­ным, когда ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей или на спо­соб оформ­ле­ния мысли:

Среди мно­же­ства со­вре­мен­ных пи­са­те­лей ин­те­рес вы­зы­ва­ет Вла­ди­мир Со­ро­кин, а среди его книг, в свою оче­редь, можно особо вы­де­лить «Роман». По­про­сив меня по­мочь ему в ра­бо­те, он, в свою оче­редь, тоже не стал без­дель­ни­чать. Это же сло­во­со­че­та­ние может быть нев­вод­ным в зна­че­ни­ях «в ответ», «со своей сто­ро­ны» (= когда на­сту­па­ет оче­редь) – Маша в свою оче­редь рас­ска­за­ла о том, как она про­ве­ла лето.

Читайте также:  Как вызывать у себя нужные эмоции

• ЗНА­ЧИТ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если оно может быть за­ме­не­но сло­ва­ми «сле­до­ва­тель­но», «стало быть»:

Со­об­ще­ние слож­ное, зна­чит, его нужно пе­ре­дать се­год­ня. Дождь уже кон­чил­ся, зна­чит, мы можем идти гу­лять. Если она так упор­но бо­рет­ся с нами, зна­чит, она чув­ству­ет свою право­ту.

Это слово может ока­зать­ся ска­зу­е­мым, близ­ким по смыс­лу к «озна­ча­ет»:

Со­ба­ка зна­чит для него боль­ше , чем жена. Когда по-на­сто­я­ще­му дру­жишь с че­ло­ве­ком, это зна­чит , что ему во всем до­ве­ря­ешь. «Зна­чит» может ока­зать­ся между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, осо­бен­но когда они вы­ра­же­ны ин­фи­ни­ти­ва­ми. В этом слу­чае перед «зна­чит» ста­вит­ся тире:

Оби­жать­ся — зна­чит при­зна­вать себя сла­бым. Дру­жить — зна­чит до­ве­рять сво­е­му другу.

• НА­О­БО­РОТ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей:

Он не хотел оби­жать её, а, на­о­бо­рот, пы­тал­ся по­про­сить у неё про­ще­ния. Вме­сто того, чтобы за­ни­мать­ся спор­том, она, на­о­бо­рот, целый день сидит дома.

Не яв­ля­ет­ся ввод­ным со­че­та­ние «и на­о­бо­рот», ко­то­рое может вы­сту­пать в ка­че­стве од­но­род­но­го члена пред­ло­же­ния, оно упо­треб­ля­ет­ся как слово, за­ме­ща­ю­щее целое пред­ло­же­ние или его часть:

Вес­ною де­вуш­ки ме­ня­ют­ся: брю­нет­ки ста­но­вят­ся блон­дин­ка­ми и на­о­бо­рот (т.е. блон­дин­ки брю­нет­ка­ми). Чем боль­ше ты за­ни­ма­ешь­ся, тем более вы­со­кие оцен­ки по­лу­ча­ешь, и на­о­бо­рот (т.е. если за­ни­ма­ешь­ся мало, оцен­ки будут пло­хие; за­пя­тая перед «и» ока­зы­ва­ет­ся в конце части пред­ло­же­ния – по­лу­ча­ет­ся как бы слож­но­со­чи­нен­ное пред­ло­же­ние, где «на­о­бо­рот» за­ме­ща­ет его вто­рую часть). Я знаю, что он вы­пол­нит мою прось­бу и на­о­бо­рот (т.е. я вы­пол­ню его, перед «и» нет за­пя­той, так как «на­о­бо­рот» за­ме­ща­ет од­но­род­ное при­да­точ­ное).

• ПО КРАЙ­НЕЙ МЕРЕ яв­ля­ет­ся ввод­ным, если имеет зна­че­ние оцен­ки:

Миша, по край­ней мере, знает, как нужно себя вести, а не ко­вы­ря­ет­ся вил­кой в зубах.

Это сло­во­со­че­та­ние может упо­треб­лять­ся в зна­че­ни­ях «не мень­ше чем», «самое мень­шее», тогда оно не обособ­ля­ет­ся:

Она по край­ней мере будет знать, что её отец не зря про­жил жизнь. По край­ней мере пя­те­ро из клас­са долж­ны при­нять уча­стие в лыж­ных гон­ках.

• С ТОЧКИ ЗРЕ­НИЯ яв­ля­ет­ся ввод­ным в зна­че­нии «по мне­нию»:

С точки зре­ния моей ба­буш­ки, де­вуш­ка не долж­на но­сить брюки. Её ответ, с точки зре­ния эк­за­ме­на­то­ров, до­сто­ин самой вы­со­кой оцен­ки.

Тот же обо­рот может иметь зна­че­ние «в от­но­ше­нии» и тогда ввод­ным не яв­ля­ет­ся:

Ра­бо­та идет по плану с точки зре­ния сро­ков. Если оце­ни­вать по­ве­де­ние ге­ро­ев не­ко­то­рых ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний с точки зре­ния со­вре­мен­ной мо­ра­ли, то его сле­ду­ет счи­тать без­нрав­ствен­ным.

• В ЧАСТ­НО­СТИ вы­де­ля­ет­ся как ввод­ное, если ука­зы­ва­ет на связь мыс­лей в вы­ска­зы­ва­нии: Её ин­те­ре­су­ет, в част­но­сти, во­прос о вкла­де этого уче­но­го в раз­ви­тие тео­рии от­но­си­тель­но­сти. Фирма при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в бла­го­тво­ри­тель­ной де­я­тель­но­сти и, в част­но­сти, по­мо­га­ет дет­ско­му дому № 187.

Если со­че­та­ние В ЧАСТ­НО­СТИ ока­за­лось в на­ча­ле или в конце при­со­еди­ни­тель­ной кон­струк­ции, то оно от этой кон­струк­ции не от­де­ля­ет­ся (об этом более по­дроб­но будет идти речь в сле­ду­ю­щем раз­де­ле):

Я люблю книги о жи­вот­ных, в част­но­сти о со­ба­ках. Мои дру­зья, в част­но­сти Маша и Вадим, от­ды­ха­ли этим летом в Ис­па­нии. Ука­зан­ное со­че­та­ние не вы­де­ля­ет­ся как ввод­ное, если оно со­еди­не­но со­ю­зом «и» со сло­вом «во­об­ще»:

Раз­го­вор зашел о по­ли­ти­ке во­об­ще и в част­но­сти о по­след­них ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ства.

• ГЛАВ­НЫМ ОБ­РА­ЗОМ яв­ля­ет­ся ввод­ным, когда слу­жит для оцен­ки ка­ко­го-ни­будь факта, его вы­де­ле­ния в вы­ска­зы­ва­нии: Учеб­ник сле­ду­ет пе­ре­пи­сать и, глав­ным об­ра­зом, до­ба­вить в него такие главы… Ком­на­та ис­поль­зо­ва­лась по тор­же­ствен­ным слу­ча­ям и, глав­ным об­ра­зом, для ор­га­ни­за­ции па­рад­ных обе­дов.

Это со­че­та­ние может вхо­дить в со­став при­со­еди­ни­тель­ной кон­струк­ции, в этом слу­чае, если оно стоит в ее на­ча­ле или в конце, не от­де­ля­ет­ся от самой кон­струк­ции за­пя­той:

Мно­гие рус­ские люди, глав­ным об­ра­зом пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции, не ве­ри­ли обе­ща­ни­ям пра­ви­тель­ства.

В зна­че­нии «в первую оче­редь», «боль­ше всего» это со­че­та­ние не яв­ля­ет­ся ввод­ным и не обособ­ля­ет­ся:

Он бо­ял­ся со­чи­не­ния глав­ным об­ра­зом из-за своей без­гра­мот­но­сти. Мне в нем нра­вит­ся глав­ным об­ра­зом его от­но­ше­ние к ро­ди­те­лям.

• НА­ПРИ­МЕР все­гда будет ввод­ным, но оформ­ля­ет­ся по-раз­но­му. Оно может быть вы­де­ле­но за­пя­ты­ми с двух сто­рон:

Павел Пет­ро­вич че­ло­век край­не вни­ма­тель­ный к сво­е­му внеш­не­му виду, на­при­мер, он тща­тель­но уха­жи­ва­ет за сво­и­ми ног­тя­ми. Если «на­при­мер» ока­зы­ва­ет­ся в на­ча­ле или в конце уже обособ­лен­но­го члена, то за­пя­той от этого обо­ро­та оно не обособ­ля­ет­ся:

Во мно­гих боль­ших го­ро­дах, на­при­мер в Москве, скла­ды­ва­ет­ся не­бла­го­при­ят­ная эко­ло­ги­че­ская об­ста­нов­ка. Не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния рус­ских пи­са­те­лей, на­при­мер «Ев­ге­ний Оне­гин» или «Война и мир», по­слу­жи­ли ос­но­вой для со­зда­ния ху­до­же­ствен­ных филь­мом не толь­ко в Рос­сии, но и в дру­гих стра­нах. Кроме того, после «на­при­мер» может сто­ять двое­то­чие, если «на­при­мер» стоит после обоб­ща­ю­ще­го слова перед рядом од­но­род­ных чле­нов:

Не­ко­то­рые фрук­ты могут вы­звать ал­лер­гию, на­при­мер: апель­си­ны, ман­да­ри­ны, ана­нас, крас­ные ягоды.

17.1.3 Су­ще­ству­ют осо­бые слу­чаи по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при ввод­ных сло­вах.

Для вы­де­ле­ния ввод­ных слов и пред­ло­же­ний могут ис­поль­зо­вать­ся не толь­ко за­пя­тые, но и тире, а также со­че­та­ния тире и за­пя­той.

Эти слу­чаи не вхо­дят в курс сред­ней школы и в за­да­ни­ях ЕГЭ не ис­поль­зу­ют­ся. Но не­ко­то­рые обо­ро­ты, часто ис­поль­зу­е­мые, нужно за­пом­нить. При­во­дим при­ме­ры из Спра­воч­ни­ка по пунк­ту­а­ции Ро­зен­та­ля.

Так, если ввод­ное со­че­та­ние об­ра­зу­ет не­пол­ную кон­струк­цию (про­пу­ще­но какое-либо слово, вос­ста­нав­ли­ва­е­мое из кон­тек­ста), то оно вы­де­ля­ет­ся за­пя­той и тире: Ма­ка­рен­ко не­од­но­крат­но подчёрки­вал, что пе­да­го­ги­ка ос­но­ва­на, с одной сто­ро­ны, на без­гра­нич­ном до­ве­рии к че­ло­ве­ку, а с дру­гой — на вы­со­ких к нему тре­бо­ва­ни­ях; Чи­чи­ков велел оста­но­вить­ся по двум при­чи­нам: с одной сто­ро­ны, чтобы дать от­дох­нуть ло­ша­дям, с дру­гой — чтобы и са­мо­му от­дох­нуть и под­кре­пить­ся (за­пя­тая перед при­да­точ­ной ча­стью «по­гло­ща­ет­ся» тире); С одной сто­ро­ны, важно было при­нять сроч­ное ре­ше­ние, но тре­бо­ва­лась осто­рож­ность — с дру­гой.

17.2 Общее по­ня­тие об об­ра­ще­нии и ос­нов­ное пра­ви­ло его вы­де­ле­ния.

Впер­вые вклю­че­но в за­да­ния ЕГЭ в 2016-2017 году. Уча­щим­ся пред­сто­ит ис­кать об­ра­ще­ния в сти­хо­твор­ных про­из­ве­де­ни­ях, что зна­чи­тель­но услож­ня­ет за­да­чу.

Об­ра­ще­ния — это слова, на­зы­ва­ю­щие того, к кому об­ра­ща­ют­ся с речью. Об­ра­ще­ние имеет форму име­ни­тель­но­го па­де­жа и про­из­но­сит­ся с осо­бой ин­то­на­ци­ей: Та­тья­на, милая Та­тья­на! С тобой те­перь я слезы лью. Об­ра­ще­ния обыч­но вы­ра­жа­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, а также при­ла­га­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми в зна­че­нии су­ще­стви­тель­ных. На­при­мер: Жиз­нью поль­зуй­ся, жи­ву­щий. В ху­до­же­ствен­ной речи об­ра­ще­ни­я­ми могут быть и су­ще­стви­тель­ные не­оду­шев­лен­ные. На­при­мер: Шуми, шуми, по­слуш­ное вет­ри­ло; Не шуми ты, рожь, спе­лым ко­ло­сом .

Лич­ные ме­сто­име­ния ты и вы, как пра­ви­ло, вы­сту­па­ют не в роли об­ра­ще­ния, а в роли под­ле­жа­ще­го: Про­сти­те, мир­ные до­ли­ны, и вы , зна­ко­мых гор вер­ши­ны, и вы , зна­ко­мые леса!

Об­ра­ще­ние вме­сте со всеми от­но­ся­щи­ми­ся к нему сло­ва­ми вы­де­ля­ет­ся (в се­ре­ди­не пред­ло­же­ния) или от­де­ля­ет­ся (в на­ча­ле либо в конце пред­ло­же­ния) за­пя­ты­ми, если про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ции:

При­я­тель до­ро­гой, здо­ро­во!; Ва­си­лий Ва­си­льич, прошу вас оста­вить меня в покое; Поз­воль­те мне, чи­та­тель мой, за­нять­ся стар­шею сест­рой; Ты пом­нишь, Алёша, до­ро­ги Смо­лен­щи­ны; До сви­да­ния, бла­го­род­ней­ший гос­по­дин Глин­кин; И вы туда же, ста­рый бан­дит пера.

17.1.2. Су­ще­ству­ют и более слож­ные пра­ви­ла вы­де­ле­ния об­ра­ще­ний.

1. Если об­ра­ще­ние, сто­я­щее в на­ча­ле пред­ло­же­ния, про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак (сле­ду­ю­щее за об­ра­ще­ни­ем слово пи­шет­ся с про­пис­ной буквы): Ста­рик! О преж­нем по­за­будь; Мо­ло­дой уро­же­нец Неа­по­ля! Что оста­вил в Рос­сии ты на поле?

2. Если об­ра­ще­ние стоит в конце пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся за­пя­тая, а после него — тот знак пре­пи­на­ния, ко­то­рый тре­бу­ет­ся со­дер­жа­ни­ем и ин­то­на­ци­ей пред­ло­же­ния: Думай же, ма­стер куль­ту­ры; При­вет вам, люди мир­но­го труда!; Ты здесь, ми­лень­кий?; Сви­нья ты, бра­тец

3.По­вто­ря­ю­щи­е­ся об­ра­ще­ния раз­де­ля­ют­ся за­пя­той или вос­кли­ца­тель­ным зна­ком: Степь ши­ро­кая, степь без­люд­ная, от­че­го ты так смот­ришь пас­мур­но?; Здрав­ствуй, ветер, гроз­ный ветер, по­пут­ный ветер все­мир­ной ис­то­рии!; Вась­ка! Вась­ка! Вась­ка! Здо­ро­во!

4.Од­но­род­ные об­ра­ще­ния, со­еди­нен­ные со­ю­зом и или да, за­пя­той не раз­де­ля­ют­ся: Пойте, люди, го­ро­да и реки! Пойте, горы, степи и поля!; Здрав­ствуй, солн­це да утро весёлое!

5. При на­ли­чии не­сколь­ких об­ра­ще­ний к од­но­му лицу, на­хо­дя­щих­ся в раз­ных ме­стах пред­ло­же­ния, каж­дое из них вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми: Иван Ильич, рас­по­ря­дись, бра­тец, насчёт за­кус­ки; …Я по­то­му, Фома, не лучше ли, брат, рас­стать­ся?

6. Если рас­про­стра­нен­ное об­ра­ще­ние «разо­рва­но» дру­ги­ми сло­ва­ми — чле­на­ми пред­ло­же­ния, то каж­дая часть об­ра­ще­ния вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми по об­ще­му пра­ви­лу: Креп­че, кон­ское, бей, ко­пы­то, от­че­ка­ни­вая шаг! ; За кровь и слёзы жаж­дав­ший рас­пла­ты, тебя мы видим, сорок пер­вый год.

Источник

Оцените статью