Быстрое усвоение материала эмоциональная устойчивость выразительная речь характерна для учащихся

Быстрое усвоение материала эмоциональная устойчивость выразительная речь характерна для учащихся

5.6. Типологические особенности нервной системы у детей

Н.И.Красногорский (1954 год), изучая особенности ВНД детей, дополнил классификацию типов ВНД И.П.Павлова, учитывая не только свойства нервных процессов, а также взаимоотношения коры больших полушарий и подкорковых структур, первой и второй сигнальных систем.

1. Сильный оптимально возбудимый, уравновешенный — «быстрый» тип. Для детей этого типа характерна функционально сильная кора больших полушарий и подкорковых структур, уравновешенность первой и второй сигнальных систем. Дети обладают сильной нервной системой, высокой работоспособностью, уравновешенностью нервных процессов, высокой эмоциональной устойчивостью. У них достаточно легко и быстро вырабатываются условные рефлексы, они быстро усваивают новый материал, а усвоенное характеризуется большой прочностью. Дети охотно участвуют в работе разнообразного характера, работают в достаточно быстром темпе с хорошим качеством, легко переключаются с одного вида деятельности на другой вид. Во время ответов у доски, при выполнении контрольных работ, на экзаменах они уверены в своих знаниях, возможностях и волнуются в меньшей степени, чем дети с инертным или слабым типами нервной системы.

Речь у детей быстрого типа хорошо развитая, выразительная, эмоциональная с большим словарным запасом. Они достаточно быстро адаптируются в новой незнакомой обстановке, способны принимать волевые решения, быть лидерами. Учащиеся с таким типом ВНД легко поддаются воспитанию, они являются первыми помощниками учителя.

2. Сильный, нормально возбудимый, уравновешенный — «медленный» тип. Для детей этого типа характерно выраженный контроль коры больших полушарий над подкорковыми отделами, эмоциями, преобладание второй сигнальной системы над первой. Это спокойные, уравновешенные, медлительные дети. Положительные и отрицательные условные рефлексы (усвоение знаний) у них вырабатываются медленно, но обладают большой прочностью. Для учащихся с этим типом на уроке, дома, при самоподготовке характерно медленное нарастание активности, но длительное ее сохранение. Учащиеся очень добросовестно, скрупулезно, с большой ответственностью выполняют задания (для них подходит пословица «7 раз отмерь, 1раз отрежь» ), могут работать достаточно долго, не отвлекаясь. В работе на сообразительность принимают участие, если только они имеют достаточно времени на обдумывание, поэтому их называют тугодумами.

Речь у детей медленного типа неторопливая, медленная, без резко выраженных эмоций, мимики. Отвечают медленно, долго обдумывают ответ, может создастся ложное впечатление, что они не знают материал и, если учитель нетерпелив, могут совсем отказаться отвечать.

При выполнении контрольной работы, самостоятельных заданий большое внимание уделяют проверке выполненного, исправлению ошибок. Они заранее планируют новую работу, принимаются за нее только после полного завершения предыдущей работы. Дети с таким типом нервной системы тяжело переносят резкое изменение обстоятельств, обстановки, труднее адаптируются к новым условиям жизни.

3. Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный — «безудержный» тип. У детей с таким типом ВНД подкорка, эмоции не всегда контролируются корой больших полушарий , особенно в трудных ситуациях. Возбуждение преобладает над торможением, первая сигнальная система — над второй сигнальной системой.

Дети с безудержным типом непоседливы, очень подвижны, легко возбудимы. При выполнении однообразной, монотонной работы быстро отвлекаются, начинают разговаривать, заглядывать к соседям по парте, задают учителю несущественные вопросы, отвлекая от работы других. Новый м атериал «схватывают на лету», внимательно прослушав на уроке, могут сразу ответить, но прочность усвоенного может быть ниже, чем у школьников первых двух типов. В работе им присуща торопливость, при выполнении самостоятельных заданий они мало времени уделяют подготовительному и контрольному этапам, исправления делают в основном в ходе выполнения задания. При достаточно быстром темпе работы у них нередко наблюдаются пропуски элементов задания, незначительные ошибки. Не дослушав до конца объяснение учителя, начинают выполнять работу, а затем задают вопросы, по которым уже было дано объяснение. Они л егко переключаются с одного вида работы на другую, не закончив до конца выполнение первой работы, могут работать в неспокойной шумной обстановке.

Детей безудержного типа не смущают неожиданные вопросы учителя, ответы у доски. При выполнении контрольной работы, сдаче экзаменов, у них можно не заметить особого волнения, растерянности. Они самоуверенны и нередко переоценивают свои знания, возможности.

Речь у детей этого типа быстрая, громкая, неровная, с выкриками (особенно в начальном и среднем звене), излишней мимикой, жестикуляцией. Такие дети л егко адаптируются в новой обстановке, любят быть лидерами, быть всегда в центре внимания. В силу преобладания процессов возбуждения у них наблюдается неровность в поведении, частые срывы, они плохо подчиняются дисциплине, в спорах нередко держат себя вызывающе и агрессивно. Любое замечание, отрицательная оценка их действий вызывают: либо повышенное эмоциональное состояние с попыткой доказать несправедливость замечания, либо наоборот — торможение , они как бы «выключаются», перестают работать. Воспитание этих детей представляет определенные трудности для родителей и педагогов.

4. Слабый, пониженно возбудимый тип . Дети с таким типом характеризуются сниженной деятельностью коры больших полушарий и подкорковых структур . Слабой нервной системе свойственна высокая чувствительность и ранимость. Дети со слабым типом ВНД застенчивы, легко тормозимы, не переносят длительных и сильных раздражений, быстро утомляются. У них пониженная двигательная активность, стараются быть в стороне от других детей. Образование условных рефлексов (усвоение материала) у них замедлено, требует частого подкрепления, то есть характеризуется невысокой прочностью. Они не могут быстро включаться в деятельность, переключаться на другой вид работы.

Читайте также:  После какого дня чувствуется беременность

В силу высокой чувствительности нервной системы им сложно включиться в работу после неудачного ответа, резкого замечания, реплики учителя или одноклассника. Они не могут сосредоточиться в шумной обстановке, перестают работать, впадают в застойное тормозное состояние. Дети с таким типом ВНД имеют заниженную самооценку, они не уверены в себе, своих знаниях, возможностях, теряются при ответах, особенно у доски, на экзаменах.

Речь у детей очень тихая, медленная, не выразительная, монотонная, с малым словарным запасом, они стараются говорить простыми предложениями. Они с трудом сходятся с другими детьми, теряются в незнакомой обстановке, не могут показать себя с лучшей стороны, не могут принимать самостоятельных решений, с большим трудом адаптируются при резкой смене условий жизни, нередко у них в этой ситуации возникают функциональные расстройства ВНД — неврозы . Но в знакомой доброжелательной обстановке они выполняют все, что от них требуется.

«Чистых» типов ВНД у здоровых детей и подростков (как и у взрослых) практически не выявляется: в каждом ребенке в зависимости от ситуации обнаруживаются в разной степени черты других типов, но черты какого-то одного преобладают и определяют тип. ВНД.

Различия в свойствах нервных процессов определяют разные функциональные возможности детей и последующий выбор ими профессии. Поэтому родителям и педагогам, закладывающим у детей основы знаний, нужно знать типологические особенности ВНД для индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

И хотя тип ВНД определяется наследственностью, немаловажную роль играет и воспитание, так как в силу большой пластичности нервной системы в детском возрасте ( способности ЦНС к перестройке) свойства нервных процессов под влиянием длительных внешних воздействий в той или иной степени могут изменяться .

Особенности учебно-воспитательной работы с учащимися разных типов ВНД. У детей с безудержным типом нервной системы нужно усиливать процессы торможения: останавливать их при чрезмерном проявлении эмоций, учить их контролировать себя, воспитывать у них выдержку. Необходимо у чить их кропотливо, последовательно, неторопливо выполнять задания. На уроках для меньшего отвлечения этим учащимся необходимо разнообразить виды деятельности.

У учащихся с медленным типом нужно развивать быстроту реакции, подвижность нервных процессов, не оставлять их без внимания. В работе с ними нежелательно: требовать быстрых ответов на неожиданные вопросы, спрашивать в начале урока, потому что они медленно отвлекаются от предыдущей работы. Не следует сразу после объяснения учителя спрашивать новый материал. Лучше дать им возможность позаниматься дома и спросить на следующем уроке.

У детей со слабым типом нервной системы нужно усиливать процессы возбуждения, постоянно вовлекать их в работу, постепенно увеличивая степень нагрузки, повышать работоспособность корковых нейронов. Для работы с ними характерны те же рекомендации, что и для детей с медленным типом ВНД. Нужно осторожно оценивать их неудачи, так как они очень болезненно их воспринимают. Нужно формировать у них уверенность в своих силах путем тактики поощрений (не только оценкой, но и словесной похвалой: «хорошо», « молодец», «умница»). При ответах давать достаточно времени на обдумывание, или предложить ответить в письменной форме.

Учителю нужно помнить, что нет «хороших» или «плохих» типов ВНД, каждый тип обладает своими положительными свойствами. Правильно организованная учебно-воспитательная работа позволит ученику с любым типом ВНД добиться успеха в любых делах.

Источник

Vozrastnaya_anatomia_i_fiziologia

6. Слуховая сенсорная система. Строение и функции наруж-ного, среднего и внутреннего уха. Строение кортиева органа, механизм восприятия звуков разной частоты и интенсивности.

7. Возрастные особенности слухового анализатора. Значение слуха в формировании речи, регуляции голоса и развитии певческих способностей у детей, влияние музыкальных занятий на развитие слуховой сенсорной системы.

8. Вестибулярная сенсорная система, ее строение, роль сис-темы в управлении движениями. Созревание различных отделов вестибулярной сенсорной системы в процессе индивидуального развития организма. Особенности вестибулярных реакций у детей разного возраста.

9. Значение, общий план строения и функционирования кожной, двигательной, обонятельной и вкусовой сенсорных систем. Особенности их строения и функционирования у детей разного возраста.

(может быть несколько правильных ответов)

1. Глаз можно сравнить со сложным оптическим прибором, потому,

содержит среды, преломляющие световые лучисодержит в сетчатке палочкисодержит в радужной оболочке пигментысодержит в сетчатке колбочки

2. К оптической системе глаза у детей и взрослых относятся .

3. Место наилучшего видения в сетчатке глаза у детей и взрослых называется …

4. Цветовое зрение у детей и взрослых обеспечивают . Назвать фоторецепторные клетки сетчатки глаза.

5. Под аккомодацией глаза у детей и взрослых понимают .

отсутствие четкого изображения предмета на сетчатке

приспособление глаза к четкому видению близких и дальних предметов совокупность точек, видимых глазом при фиксировании взгляда в

световую адаптацию глаза

6. Аккомодация глаза обеспечивается .

сокращением глазодвигательных мышцсведением зрительных осей на предмете

разложением зрительных пигментов фоторецепторовизменением кривизны хрусталикаизменением диаметра зрачка

7. Назовите последовательно оптические среды глаза, через которые проходят световые лучи .

стекловидное теловлага камер глазароговица

Читайте также:  Овуляция состояние женщины настроение

8. Для слепого пятна глаза детей и взрослых характерно .

наличие палочекналичие колбочек

отсутствие фоторецепторовбольшая плотность фоторецепторов

9. Место выхода зрительного нерва из глазного яблока называется

10. Желтым пятном в сетчатке глаза детей и взрослых называют .

участок, в котором отсутствуют палочки и колбочкиместо выхода зрительного нерва из глазаучасток с большой плотностью палочекучасток с большой плотностью колбочек

11. Световой поток, поступающий в глаз, регулируется изменением размера .

12. К нарушениям рефракции глаза (преломления световых лучей) относится .

темновая адаптациясветовая адаптация

13. У детей до 8–10 лет глаз является .

14. На каком расстоянии от глаза находится ближайшая точка ясного видения у людей разного возраста .

молодой человек -дошкольник —

15. Нарушение рефракции глаза, при котором человек нечетко видит удаленные от глаза предметы, называется …

16. В близоруком глазу у детей и взрослых световые лучи после преломления оптической системой фокусируются .

на сетчаткеза сетчаткой

17. Близорукость у детей может развиваться .

при световой адаптациипри темновой адаптации

при ярком освещении в учебном помещениипри дефиците света в учебном помещении

18. Дальнозоркость у пожилых людей (пресбиопия) связана с .

нарушением функции палочекнарушением функции колбочекизменением диаметра зрачка

уменьшением эластичности хрусталикаувеличением эластичности хрусталика

19. Естественная дальнозоркость у детей дошкольного и младшего школьного возраста не мешает четкому видению близких предметов потому, что у них .

переднезадний диаметр глаза меньше, чем у взрослыхсклера обладает большей растяжимостью, чем у взрослых

хрусталик обладает меньшей эластичностью, чем у взрослыххрусталик обладает большей эластичностью, чем у взрослых

20. Дневное зрение у человека обеспечивается .

пигментными клетками сетчатки

21. При длительной напряженной работе на близком рас-стоянии и дефиците света у детей быстрее, чем у взрослых, развивается близорукость потому, что у них .

хрусталик обладает большей эластичностью

длина глазного яблока короче

радужная оболочка содержит меньше пигментов

склера обладает большей растяжимостью

22. На рисунке 19 цифрами указаны структуры глазного яблока. Выберите правильный вариант ответа.

1 – склера, 2 – роговица, 3 – хрусталик, 4 – стекловидное тело

1 – сосудистая оболочка, 2 – роговица, 3 – передняя камера, 4 – стекловидное тело1 – сетчатая оболочка, 2 – роговица, 3 – хрусталик,4 – стекловидное тело1 – склера, 2 – роговица, 3 – ресничное тело, 4 – стекловидное тело

23. Какое нарушение рефракции глаза отмечено на рисунке 20 цифрой 2 .

24. Способность глаза настраиваться на четкое видение предметов, находящихся на разном расстоянии от глаза называется .

25. Какое нарушение рефракции глаза отмечено на рисунке 20 цифрой 3 .

26. Корковый отдел зрительной сенсорной системы располагается .

в затылочной доле коры головного мозгав височной доле коры головного мозга

в теменной доле коры головного мозга

в задней центральной извилине коры головного мозга

в передней центральной извилине коры головного мозга

27. Острота зрения наибольшая, если световые лучи после преломления оптической системой глаза фокусируются .

в центральной ямке желтого пятна

на периферии сетчатки

28. Для улучшения естественной освещенности в классе, за исключением кабинета черчения и рисования, в соответствии с санитарными правилами и нормами окна должны быть ориентированы .

на северо-восток, северо-запад

на юго-восток, юго-запад

29. Наружное ухо отделено от среднего уха .

ушной раковинойслуховыми косточками

барабанной перепонкойосновной мембранойвестибулярной мембраной

30. Рецепторный аппарат улитки, воспринимающий звуковые колебания, образован .

рецепторными волосковыми клетками

31. Слуховая (евстахиева) труба обеспечивает .

восприятие звуковых колебаний

выравнивание давления по обе стороны барабанной перепонки

возможность различения высоты звука

определение направления звука

32. Основной функцией среднего уха является .

улавливание звуковых колебанийпередача звуковых колебаний на кортиев орган

различение частоты звуковых колебанийобеспечение колебаний барабанной перепонкиусиление звуковых колебаний

33. Стремечко среднего уха передает звуковые колебания на .

мембрану овального окнамембрану круглого окнабарабанную перепонкувестибулярную мембрануосновную мембрану

34. Слуховые рецепторы расположены .

в наружном слуховом проходе

на слуховых косточкахна барабанной перепонке

в слуховой трубе

в улитке внутреннего уха

35. Звуковые колебания передаются от барабанной перепонки к овальному окну .

с увеличением звукового давленияс ослаблением звукового давления

без изменения звукового давления

с увеличением частоты звуковых волн

с уменьшением частоты звуковых Рисунок 21 волн

36. Назвать структуру наружного уха на рисунке 21, обозначенную цифрой 1.

37. Назовите структуры среднего уха на рис 21, обозначенные цифрой 2.

38. Назовите структуру внутреннего уха на рисунке 21, обозначенную цифрой 3.

11. В ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Значение трудов С.М. Сеченова и И.П. Павлова в раз-витии учения о высшей нервной деятельности. Отличия условных рефлексов от безусловных рефлексов. Инстинкты.

2. Образование условных рефлексов. Условия, необходимые для образования условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Условные рефлексы различных порядков. Механизмы образования условных связей. Значение ориентировочного рефлекса и доминанты. Современные представления о путях замыкания условных связей. Морфофункциональные и химические основы формирования условных связей. Возрастные изменения скорости образования и устойчивости условных рефлексов.

3. Торможение условных рефлексов, его виды: безуслов-ное (внешнее, запредельное), условное (угасательное, дифференцировоч-

ное, условный тормоз, запаздывающее), их значение. Развитие в процессе онтогенеза безусловного и условного торможения.

4. Закономерности интегративной деятельности мозга. Явления иррадиации, концентрации и взаимной индукции. Системность в работе коры больших полушарий, динамический стереотип, особенности его образования у детей. Мотивации, эмоции и поведенческие реакции организма. Функциональная система организма, ее роль в организации поведенческих актов (П.К. Анохин).

Читайте также:  Чувство тяжести под левой грудью

5. Механизмы сна и бодрствования организма. Роль различных структур головного мозга в регуляции биоритма: сон и бодрствование. Роль гуморальных факторов в возникновении сна. Электрическая активность мозга во время сна (быстрый и медленный сон). Виды сна. Сновидения, их природа.

6. Механизмы памяти. Механизмы непосредственной и оперативной кратковременной памяти. Долговременная память, ее компоненты (фиксация, хранение и воспроизведение информации), молеку- лярно-генетические механизмы памяти.

7. Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимоотношения. Роль лобных долей в осуществлении психических функций. Нейрофизиологические

и морфологические основы речи.

8. Типы высшей нервной деятельности человека. Типологические особенности ВНД детей и подростков. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения.

9. Эмоции и мотивации. Физиологические механизмы восприятия, внимания, обучения, мышления. Возрастные особенности эмоциональных реакций у детей разного возраста. Физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия.

(может быть несколько правильных ответов)

1. Для условных рефлексов характерны признаки .

замыкание временной связи на любом уровне нервной системы

замыкание временной связи преимущественно в коре больших полушарий

2. Признаки безусловных рефлексов . Смотрите ответы к вопросу №1

3. При выработке условных рефлексов необходимо соблюдать следующие условия .

безусловный раздражитель должен следовать за условным раздражителембиологическая сила условного раздражителя должна быть больше

силы безусловного подкреплениябиологическая сила безусловного подкрепления должна быть больше силы условного раздражителя

биологическая сила условного раздражителя должна быть равна силе безусловного подкрепленияусловный раздражитель должен следовать за безусловным раздражителем

4. При действии сильного постороннего раздражителя в коре головного мозга возникает . торможение. Назвать вид торможения.

5. Наиболее выраженную охранительную функцию по отношению к

корковым нейронам выполняет . торможение.

дифференцировочное торможениезапредельное торможениеугасательное торможениезапаздывающее торможениеусловный тормоз

6. Можно ли выработать у животного условный рефлекс на свет после удаления затылочной доли коры головного мозга.

7. В основе механизма забывания лежит . торможение. Смотрите ответы к вопросу №5.

8. В основе навыков и привычек детей лежит .

иррадиация нервных процессовдинамический стереотипиндукция нервных процессов

концентрация нервных процессов

9. Увеличение силы и длительности действия условного раздражителя может привести к развитию . торможения. Смотрите ответы к вопросу №5.

10. Наиболее прочные динамические стереотипы вырабатываются у детей в возрасте .

от 6 до 8 летот 15 до 17 летот 12 до 14 лет

от 1 года до 5 лет

11. Вторая сигнальная система действительности обеспечивает человеку .

конкретное образное мышлениелогическое абстрактное мышление

12. Первая сигнальная система действительности обеспечивает человеку . Смотрите ответы к вопросу №11.

13. Вторая сигнальная система формируется только у .

у птицу собаку обезьян

14. Типы ВНД классифицируются на основании проявления .

иррадиации возбуждения и торможения

концентрации возбуждения и торможения

силы возбуждения и торможения

уравновешенности нервных процессов

подвижности нервных процессов

15. Посторонние раздражители, действующие на организм во время выработки условного рефлекса .

не влияют на его выработкутормозят выработку

усиливают безусловное подкрепление

16. Каким типам ВНД (по И.П.Павлову) соответствуют темпераменты (по Гиппократу). Назвать типы ВНД.

сангвиник -меланхолик -флегматик —

17. Уравновешенность нервных процессов выражается .

в смене торможения возбуждением

в балансе между возбуждением и торможением

в смене возбуждения торможением

18. Под пластичностью типов ВНД понимают .

наследуемость основных свойств нервных процессов

изменение свойств нервных процессов при воспитании детейнеизменность свойств нервных процессов при воспитании детей

преобладание возбуждения над торможением

19. К художественному типу ВНД относятся учащиеся, у которых

уравновешенность нервных процессов

преобладание деятельности коры головного мозга над подкорковыми отделамипреобладание деятельности подкорковых отделов над корой головного мозга

преобладание активности первой сигнальной системы над второй

преобладание активности второй сигнальной системы над первой

20. К мыслительному типу ВНД относятся учащиеся, у которых наблюдается . Смотрите ответы к вопросу №19.

21. Медленное запоминание материала, пунктуальность при выполнении заданий, трудность адаптации к новым условиям жизни характерны для учащихся с . типом ВНД.

22. Быстрое усвоение материала, эмоциональная устойчивость, выразительная речь характерны для учащихся с . типом ВНД. Смотрите ответы к вопросу №21.

23. Чрезмерная подвижность, эмоциональная неустойчивость, громкая с выкриками речь характерны для учащихся с . типом ВНД. Смотрите ответы к вопросу №21.

24. Наибольшую сложность для учителя, выполняющего воспитательную функцию, представляют учащиеся с . типом ВНД. Смотрите ответы к вопросу №21.

25. В индивидуальной работе с учащимися, у которых преобладают черты безудержного типа, следует .

усиливать подвижность нервных процессовусиливать процессы возбужденияусиливать процессы торможения

не сдерживать на уроках их эмоции

26. В индивидуальной работе с учащимися, у которых преобладают черты медленного типа ВНД, следует .

спрашивать новый материал сразу после объяснения учителятребовать быстрые ответы на неожиданные вопросы

не требовать быстрых ответов на неожиданные вопросы

спрашивать новый материал после домашней подготовки

27. Наибольшую сложность для учителя, выполняющего обучающую функцию, представляют учащиеся с . типом ВНД. Назвать тип ВНД.

28. Классификация частных типов ВНД, характерных только для человека, основана на определении .

Источник

Оцените статью