Быстрая адаптация это темперамент

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА

В настоящее время, одним из важных факторов, определяющих качество жизни, является материальное благополучие. Оно влияет на мировоззрение человека и психологическое самовосприятие. Не маловажным является также состояние здоровья и общая адаптация. [4] В зависимости от качества жизни, люди учатся приспосабливаться к различным условиям окружающей действительности. Это и есть способность к адаптации. Остановимся на данном вопросе подробнее.

Адаптация (лат. – adaptatio) приспособление, приноровление. В широком смысле слова, данный термин определяется как приспособление организма к условиям существования. [2] Можно выделить три вида адаптационных возможностей человека:

1. Биологический вид – способность организма индивида подстраиваться под условия окружающей среды.

2. Социальный вид – возможность приспособиться к общественным нормам и требованиям.

3. Этнический вид – комплекс социальных, физиологических, культурных особенностей, свойственных народу, проживающему на определенной территории.

У каждого человека данные возможности развиты по-разному. В индивиде могут сочетаться различные способности к адаптации, в зависимости от условий, к которым нужно приспособиться. Например: человек быстро приспосабливается к новому коллективу, но имеет трудности при смене режима дня.

Наряду с адаптацией рассматривается понятие адаптивность, которое обозначает способность человека менять способ мышления, подстраиваться под нормы и критерии, которые существуют в обществе. Адаптивность в современной повседневной жизни может выражаться в следующих ситуациях:

1. Изменение места жительства. Человек может переехать не только из квартиры в квартиру, но и поменять город или страну. В таком случае ему придется приспособиться под устои, которые заведены в данной местности.

2. Изменение условий жизни. Помимо улучшений или ухудшений привычного образа жизни, могут возникнуть такие жизненные ситуации, как стихийные бедствия, эпидемии, войны, которые заставят резко перестроить привычное бытие человека.

3. Изменение экономической ситуации. Насколько человек найдет в себе силы справиться со сложившейся проблемой, влияет на то, сколько он сможет «оставаться на плаву» в трудные времена.

4. Изменение места работы. Смена коллектива и новые правила поведения в компании влияют на человека. Как скоро он сможет проявить себя, зависит от того, насколько быстро пройдет процесс приспособления к действующим устоям фирмы.

5. Изменение семейного положения. В случае вступления в брак или развода человек прилагает немалые усилия для адаптации, чтобы разрешить возникшие личностные конфликты.

Каждый человек приспосабливается к жизни с точки зрения своих личностных особенностей. Для систематизации данного рассмотрения адаптационных возможностей индивида можно выделить такую характеристику, как темперамент. Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) – это описание человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. интенсивности, быстроты, темпа, ритма психических процессов и состояний.

И.П. Павлов описал, как адаптируются к жизни сангвиники, флегматики, меланхолики и холерики. [3] По его мнению, самыми приспособленными являются люди с темпераментами сангвиника и флегматика. Менее – холерики, т.к. у них отсутствуют процессы возбуждения и торможения. И, наконец, наименее адаптирующимися следует считать меланхоликов с их низкой работоспособностью нервной системы.

Гиппократ описывал каждый из типов следующим образом:

Сангвиник – спокойный, жизнерадостный, общительный. Беспрепятственно находит выход из любых трудностей, доброжелателен в своих намерениях, в коллективе создает приятную атмосферу. Однако слишком быстро принимает решение, излишне самоуверен.

Холерик – резкий, несдержанный, смелый. Легко переживает жизненные трудности, способен быстро усваивать новую информацию. Но нетерпелив, вспыльчив и подвержен эмоциональным срывам.

Читайте также:  Изучение гендерных особенностей эмоциональной сферы детей

Флегматик – сдержанный, спокойный. Плохо приспосабливается к новой обстановке, в неблагоприятных ситуациях может стать пассивным и вялым. При этом отличается самообладанием, терпелив, не подвержен панике при стрессовых обстоятельствах.

Меланхолик – чувствительный, пассивный. Болезненно переживает изменения в окружающей обстановке. Подвержен пессимизму, но обладает аналитическим мышлением, творчески подходит к работе, тонко чувствует и доводит дело до завершения.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что качество жизни зависит от множества показателей, одним из которых является адаптация. В современном мире человеку приходится приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Данные адаптационные возможности можно рассматривать с точки зрения темперамента. Так, например, люди с сангвинистическим типом темперамента легче остальных переживают изменения, происходящие в жизни, они стараются избегать неприятностей и упрощают поставленные перед ними задачи. Хуже всего адаптируются к новым ситуациям представители меланхолического темперамента. Им сложно покинуть зону комфорта, они стараются избежать изменений.

Список литературы:

Давыдов Д.Г. Современные подходы к исследованию качества жизни / Д.Г. Давыдов // Социальные науки и современное общество. – 2013. — № 2 (16). 1012. МАБиУ. — С. 54-67.

Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека / Б.Г. Иоганзен // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных. — Кемерово, 2008. — 249с.

Павлов И. П. Поли. собр. соч., т. III, кн. вторая, с. 280.

Шатрова А.О. О материальной составляющей в структуре показателя качества жизни населения / А.О. Шатрова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 84-84.

Источник

Темперамент и воспитание

Темперамент – это тип нервной системы в деятельности, поведении человека, то есть динамические особенности психики. Надо помнить, что тип нервной системы – врожденное свойство, которое может несколько изменяться под влиянием условий жизни, воспитания и самовоспитания человека.

Автор: admin
Дата записи

Темперамент – это тип нервной системы в деятельности, поведении человека, то есть динамические особенности психики. Надо помнить, что тип нервной системы – врожденное свойство, которое может несколько изменяться под влиянием условий жизни, воспитания и самовоспитания человека.

Методики определения темпераментов разработаны очень хорошо и легко могут быть использованы в практической деятельности.

Темперамент можно определять при помощи нескольких методик. Одна из них – методика «пальцевых узоров». Она разработана в Ленинградском университете под руководством академика Б. Г. Ананьева. Эта методика основывается на дерматоглифике и определяет врожденный темперамент. Кратко опишем ее. Рисунок гребневой кожи на подушечках пальцев бывает в виде спирали, дуги или петли. Если на всех пальцах руки петли, то человек флегматик, если половина петель (пять пальцев), половина спиралей (5 пальцев), то – сангвиник. У холерика спиралей больше, чем петель. Если встречается хотя бы на одном пальце дуга, то человек меланхолик[1].

«Приобретенный» темперамент можно определить по адаптированному тесту Айзенка[1].

В таблице 1 представлены 15 эмпирических признаков, характеризующих типы темпераментов.

холерик сангвиник флегматик Меланхолик
1 Неуравновешенное поведение Хорошо уравновешенное поведение Отлично уравновешенное поведение Очень неуравновешенное поведение
2 Сильные, кратковременные эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания Слабые эмоциональные переживания Глубокие и длительные эмоциональные переживания
3 Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое без больших радостей и печалей Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма
4 Речь громкая, резкая, неравномерная Речь громкая, живая, плавная Речь монотонная, медленная Речь тихая с задыханием
5 Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое Терпение очень слабое
6 Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная Адаптация трудная
7 Общительность высокая Общительность умеренная Общительность невысокая Общительность низкая (замкнутость)
8 Агрессивность в поведении Миролюбивое поведение Сдержанность в поведении Истеричность в поведении, возмущение и уход от любых сложностей
9 Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Обидчивое отношение к критике
10 Страстные увлеченные поведение и деятельность Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность Поведение неутомимого труженика Неравномерное реактивное поведение (как ответ на активность других)
11 Отношение к новому положительное Безразличное отношение к новому Отрицательное отношение к новому Оптимистичное отношение сменяется пессимистичным и наоборот
12 Отношение к опасности боевое. рискованное, без особого расчета Расчетливое, без особого риска отношение к опасности Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности
13 Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще недооценка своих способностей
14 Стремление к цели сильное. с полной отдачей Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий Достижение цели медленное, упорное Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий
15 Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность Слабая внушаемость и мнительность Большая внушаемость и мнительность
Читайте также:  Темперамент как психологическое свойство тест

Таблица 1. Эмпирические признаки, характеризующие типы темпераментов (1,5)

При использовании данной методики, по каждому пункту выставляются баллы от «0» до «2». Если признак характерен для человека, то ставится «2» балла, если малохарактерен «1», не характерен – «0».

Но, несмотря на то, что Гиппократом, а затем И. П. Павловым выделено четыре типа нервной системы, в «чистом» виде темперамент встречается редко. У человека (на практике) обычно встречаются модификации и вариации темпераментов при более сильной выраженности одного из них. Это (по всей вероятности) является результатом воздействия воспитания и условий жизни.

Холерику в процессе воспитания, при подавлении его личности, грубом обращении с ним, неправильно направленных жизненных установках, могут быть привиты типичные черты поведения меланхолика[2].

А при давлении на личность у меланхолика развивается перегрузка нервной системы, и это приводит к формированию у него вспыльчивости, расторможенности, безудержности в проявлениях.

У ярко выраженного флегматика возможны вспышки гнева, этим он становится похожим на холерика. Последний может в ряде случаев, под влиянием жизненных потрясений, впадать в состояние торможения или демонстрировать быстроту мышления, свойственную сангвинику[3]. Но флегматик очень долго приходит в аффективное состояние и потом долго в нем пребывает. Успокоиться ему сложно. А для холериков характерной чертой является несдержанность, вспыльчивость, которая очень быстро проходит[3]. У меланхолика аффективное состояние гнева без напора и больше напоминает капризность.

Так как темперамент является врожденным качеством человека, определяется типом его нервной системы, то нежелательно «ломать» его. Ведь результатом такой «ломки», особенно «навязанной» извне, не из-за внутренних побуждений самого человека, могут стать психосоматические заболевания.

Как же нужно работать с детьми, учитывая их темперамент?

Каждый тип темперамента имеет свои слабые и сильные стороны, это надо учитывать при работе с детьми.

Все педагоги знают, что сангвиники подвижны, очень эмоциональны, если есть интерес к выполняемому заданию, то очень работоспособны, но, к сожалению, недолго. Их внимание нестабильно, и эти дети часто отвлекаются для общения со сверстниками. И при выполнении работы чаще не полностью вникают в нее, так как они торопятся с принятием решения.

Они чаще всего быстро ориентируются в незнакомой обстановке, инициативны, за короткое время входят в коллектив, хорошо в нем адаптируются, сравнительно легко переживают неудачи. Вместе с тем они склонны «скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений[1]. Их необходимо включать в активную деятельность – как в учебную, так и в общественную, ставить перед ними все новые задачи. Сангвиники могут часто что-либо обещать, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда выполняют обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнили ли они своё обещание.

Читайте также:  Постоянно чувствую голод что делать

Флегматики спокойны даже в сложнейших ситуациях, немного «заторможены», невозмутимы, устойчивы в стремлениях и настроениях. Придерживаются выработанного распорядка, неторопливы, основательны, стремятся к системе. Надо помнить о том, что они инертны, т. е. медленно переключаются с одной работы на другую[1]. Их нельзя торопить, это может привести к невротизации. Но в то же время, надо интересоваться как продвигается их работа, можно подсказать первые шаги в ней, чтобы дать возможность включиться в работу.

Холерики характеризуются быстротой действий и решений, быстрой сменой настроения, эмоциональной вспыльчивостью, повышенной раздражительностью. Во взаимоотношениях нередко излишне резки, прямолинейны в оценках. Зачастую неуживчивы, не умеют себя сдерживать. Однако проявляют инициативу, обладают влиянием на окружающих, быстро переходят от одного дела к другому. Любят быть в центре внимания[1]. Учитывая это, надо давать им работу, которая должна быть выполнена в очень короткие сроки. Полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ними недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой их поступок должен быть требовательно и справедливо оценен.

Меланхолики быстро утомляются, не уверены в себе, тревожны, осмотрительны. Характеризуются, как правило, замкнутостью, необщительностью, замедленной реакцией. Склонны к сильным переживаниям по незначительному поводу, застенчивы. В условиях, когда надо работать интенсивно, их трудоспособность снижается[1]. Необходимо следить, чтобы они меняли время от времени вид деятельности и чтобы темп работы был соизмеримым с их особенностями. В отношении к меланхолику недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше говорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за достигнутые успехи, проявленные решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие.

Также на темперамент стоит обратить внимание при групповой и парной работе учеников в классе.

Закономерности совместимости и срабатываемости людей учитывать необходимо, так как хорошая творческая дружелюбная атмосфера в коллективе способствует открытому проявлению творческих способностей детей. По исследованиям ученых из Санкт Петербурга и Москвы, в несовместимых группах появляются отказы от работы, эмоциональные срывы и конфликты[4]. По данным медицинского обследования, несовместимый экипаж (взрослых людей!) характеризовался большим утомлением[1].

Я заметила, что очень хорошо в тандеме работают холерик с флегматиком, взаимно дополняя друг друга. Взвешенность и спокойствие флегматика позволяют прорабатывать детали, замечать ошибки, а напористость и скорость действия холерика не позволяют работе застопориться.

Хорошо в паре работают сангвиники с меланхоликами. Их работа основывается на спокойной обстановке, которая возникает при их взаимодействии: хотя сангвиник и недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям обстоятельств, другим людям, но он уравновешен в поведении.

Но так же было замечено, что не эффективна совместная работа двух флегматиков, так как она выполняется хоть и качественно, но медленно. Нежелательно ставить в пару двух холериков, так как при их быстрой работе допускается много ошибок. И так же нежелательно ставить вместе холерика с меланхоликом, так как вспыльчивость холерика может глубоко ранить последнего.

Работа двух сангвиников чревата уходом от работы в общение.

Конечно, при работе с детьми, кроме темперамента, надо учитывать и многие другие факторы. Но игнорировать его ни в коем случае нельзя.

Источник

Оцените статью