Буклеты по теме темперамент

Темперамент ребенка (буклет для родителей)

Четыре типа

Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением — сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость — необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и постоянством. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственна тонкость и глубина восприятия.

Рекомендации психолога

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

• важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;

• обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки);

• необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);

• целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное — показать ребенку конечный результат добросовестных действий;

• важно формировать у ребенка устойчивые интересы; не допускать частой смены деятельности;

• учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

• с пониманием относиться к проявлению активности ребенка;

• говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;

• целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение — все должно быть в меру; за два часа до сна — только спокойные игры и занятия;

• необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка — все, что требует усидчивости;

• воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками – “Замри”, где он будет подчиняться);

• приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;

• необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:

• нельзя применять окрики, угрозы, поторапливать — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;

• не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;

• следует чаще хвалить его за быстрые действия;

Читайте также:  Ботанический сад фестиваль оттепель чувств

• необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;

• следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);

• побуждать ребенка к игре, труду, конструированию — активизировать его;

• нельзя резко обрывать ребенка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;

• привлекать ребенка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:

• ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;

• нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;

• целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;

• ребенку полезно заниматься спортом;

• необходимо разнообразить жизнь ребенка;

• надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;

• развивать у него общительность;

• необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

МБДОУ «Детский сад № 4»

Темперамент — это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности (это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя).

Источник

Буклет по теме: «Четыре типа темперамента. Как понять и как общаться»

напряжении. Не забывайте, что двойственность этого темперамента требует контроля над ходом работ. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел.

Меланхолик — Пассивны, неуверенны в себе, тревожны, ненастойчивы, скрытны, легко уязвимы и мало реагируют на внешние воздействия. Чаще всего погружены в себя, настроение очень изменчиво, предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. Плюсами этого типа темперамента являются глубина и постоянство их чувств. Часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Обладают повышенной чувствительностью к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать “срыв”, “стопор”, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться его результаты деятельности.

Рекомендации по работе с данным типом.

Если вы сумеете организовать своему ученику — меланхолику спокойное рабочее место, то его работоспособность поразит вас. При поддержке и размеренном ритме работы они способны творить чудеса, но будут болезненно переживать любую сложную психологическую ситуацию. Меланхолики очень восприимчивы и наблюдательны, что делает их незаменимыми в работе.

Это настойчивые и упорные люди, ровно и спокойно идущие по жизненному пути. Обладают очень высокой работоспособностью, прочно запоминают все усвоенное, надежны, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способны быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Люди такого типа неразговорчивы, ненаходчивы, тяжело сходятся с людьми.

Рекомендации по работе с данным типом.

В сложных ситуациях самым надежным вашим помощником будет флегматик. Человек этого типа не будет спорить, в любой дискуссии он ограничится подведением итогов, причем мастерски учтет мнение каждой из сторон. Это надежный исполнитель, которого нет необходимости контролировать. Но ни в коем случае не стоит поручать человеку этого типа темперамента работу, требующую инициативности.

Темперамент – основа поведения.

Поведение и эмоциональные реакции человека зависят, прежде всего, от ТЕМПЕРАМЕНТА. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Проявление того или иного типа можно заметить уже в раннем детстве.

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего собеседника, эффективнее взаимодействовать с ним.

В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладает один тип.

У каждого типа есть свои достоинства и недостатки, в двух словах можно определить так:

Сангвиники – душа компании, жизнерадостные и коммуникабельные.

Холерики – движущая сила, импульсивные и боевые.

Флегматики – совесть компании, терпеливые и невозмутимые.

Меланхолики – мозг компании, анализаторы и разработчики стратегий.

Читайте также:  Реакции опасные эмоциональным заражением

Нетрудно заметить, что сангвиник и холерик похожи друг на друга своей быстротой и направленностью психической деятельности вовне, на других людей. Психологи объединяют их в одну группу – экстраверты . Экстраверт:

• жаждет новых впечатлений;

• активен в работе и учебе;

• общителен и имеет много друзей;

• склонен к рискованным поступкам;

• не контролирует эмоции;

• предпочитает движение и действие;

• не лезет в карман за словом;

• действует под влиянием момента;

Данная категория студентов не представляет больших проблем для опытного преподавателя. Экстраверту легче воспринимать новую информацию и легче принимать быстрые решения.

Флегматик и меланхолик относятся к группе интровертов. Интроверт:

• предпочитает общению с другими людьми собственные раздумья или чтение книг;

• тесно общается только с близкими;

• старается контролировать свои чувства;

• высоко ценит нравственные нормы;

• планирует свои действия наперед;

• склонен к самоанализу;

На первый взгляд может показаться, что студенты-интроверты сильно проигрывают в глазах учителя по сравнению с экстравертами. Они менее активны, менее открыты и менее сообразительны. Но у интровертов есть свои плюсы. Интроверты старательно выполняют данные ему задания, спокойно ведет себя на занятиях, вдумчив и пусть медленно, но достигает поставленной цели.

Преподавателю, вступившему в контакт со студентами-интровертами, следует бороться с их пассивностью и замкнутостью и чаще давать им индивидуальные задания, рассчитанные на длительный срок и предполагающие чтение множества источников.

Рекомендации по работе с обучающимися всех типов темперамента.

Холерик — легко возбудимы и неуравновешенны, очень подвижны. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит к резкому спаду деятельности. Минусы этого типа темперамента — неуравновешенность, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности, истощение сил.

Рекомендации по работе с данным типом.

Несмотря на свою неуравновешенность, это работоспособные и инициативные люди. Они выдвигают подчас фантастические идеи, азартно преодолевают трудности. Но, увлекшись, они могут потерять адекватность в оценке своих сил. Чтобы не допустить упадка, стоит контролировать их деятельность.

Сангвиник. Люди этого типа легко приспосабливаются к новой обстановке, живо откликаются на то, что привлекает их внимание. Хорошо контролируют свои эмоции и охотно берутся за новые дела. Сангвиники подвержены частой смене настроения, но характерным для них является состояние бодрости. Недостатком является то, что люди этого типа быстро отвлекаются от дел или эмоций, если внешние раздражители долгое время не меняются. Как только притупляется новизна ощущений, сангвиники становятся вялыми и безразличными.

Рекомендации по работе с данным типом.

Если ваш ученик – сангвиник, то помните, что его решения часто бывают необдуманными. Максимально эффективна его деятельность тогда, когда он будет занят новыми интересными проектами, делами, держащими его в

Источник

Темперамент ребенка (буклет для родителей)

Четыре типа

Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением — сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость — необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.

Читайте также:  Крутит живот чувство тошноты

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и постоянством. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственна тонкость и глубина восприятия.

Рекомендации психолога

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

• важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;

• обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки);

• необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);

• целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное — показать ребенку конечный результат добросовестных действий;

• важно формировать у ребенка устойчивые интересы; не допускать частой смены деятельности;

• учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

• с пониманием относиться к проявлению активности ребенка;

• говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;

• целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение — все должно быть в меру; за два часа до сна — только спокойные игры и занятия;

• необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка — все, что требует усидчивости;

• воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками — «Замри», где он будет подчиняться);

• приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;

• необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:

• нельзя применять окрики, угрозы, поторапливать — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;

• не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;

• следует чаще хвалить его за быстрые действия;

• необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;

• следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);

• побуждать ребенка к игре, труду, конструированию — активизировать его;

• нельзя резко обрывать ребенка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;

• привлекать ребенка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:

• ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;

• нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;

• целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;

• ребенку полезно заниматься спортом;

• необходимо разнообразить жизнь ребенка;

• надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;

• развивать у него общительность;

• необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

МБДОУ «Детский сад № 4»

Темперамент — это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности (это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя).

Источник

Оцените статью