- Буклет «Синдром эмоционального выгорания», рекомендации педагогам материал по психологии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Буклет «Эмоциональное выгорание педагогов» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Буклет «Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания» консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет «Синдром эмоционального выгорания», рекомендации педагогам
материал по психологии на тему
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sev_buklet.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ничто не становится для человека
такой сильной нагрузкой и таким
как другой человек»
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Существуют три основных фактора, которые играют существенную роль в синдроме эмоционального сгорания — личностный, ролевой и организационный.
Исследования показали, что возраст человека, его семейное положение, стаж работы никак не связаны с уровнем эмоционального сгорания.
Развитие синдрома эмоционального сгорания у человека в современном обществе связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: активное восприятие и переработка получаемой информации, необходимость быстрого принятия многих решений. Другой фактор развития эмоциональных стрессов — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, на рабочем месте. Это, прежде всего, нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых технических средств бюрократические моменты, многочасовая и сверхурочная работа, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами. Ученые выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания — существование психологически трудного контингента, с которым приходится работать.
Физические: усталость, слабость, частые головные боли, бессонница, расстройства желудочно-кишечного тракта и т. п.
Поведенческие и психологические: неуверенность, беспокойство, частые обиды, раздражительность, подозрительность, общая негативная установка на жизненные перспективы, ощущение невостребованности и т. п.
Профилактика профессионального выгорания.
∙ Если вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.
∙ Стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни,
∙ Удовлетворяйте потребности в общении;
∙ Старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);
∙ Отвлекайтесь от переживаний, связанных с работой.
∙ Находите смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);
∙ Боритесь со своими негативными убеждениями;
∙ Повышайте уровень своего профессионального мастерства.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
· НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
· НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
· НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
· НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.
· Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений;
· Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
· Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно;
· Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.
Упражнение на дыхание
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вздох. На следующие четыре счета проводится задержка дыхания. Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Упражнение, связанное с воздействием слов
Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда испытываете чувство гнева, раздражения.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокации!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! У тебя хорошо получается!».
Муниципальное автономное образовательное учреждение «лицей №2»г.Балаково
Источник
Буклет «Эмоциональное выгорание педагогов»
методическая разработка на тему
Буклет для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_emotsionalnoe_vygoranie.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Стадии профессионального выгорания
- приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
- возникают недоразумения с коллегами;
- появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
- безразличие ко всему.
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.
Подготовила: педагог — психолог
Ливадняя Ирина Викторовна
Симптомы профессионального выгорания
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Профилактика профессионального выгорания
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
- немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Источник
Буклет «Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания»
консультация
Буклет включает основные симптомы эмоционального выгорания, техники управления своим психоэмоциональным состоянием, рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет «Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания» | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», что приводит к появлению у них так называемого синдрома «эмоционального выгорания»
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания»
1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками.
2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….).
3. Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины.
4. Повышенная раздражительность (и на работе и дома).
5. Упорное желание переменить род занятия.
6. То и дело возникающая рассеянность.
7 . Нарушение сна.
8. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
9. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
3.Откажитесь от перфекционизм а. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенство не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.
6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
8. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
9. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
13. Не забывайте хвалить себя!
14. Улыбайтесь! Даже если не хочется.
15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное!
16. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
17. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
18. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд.
19. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
20. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Помните: работа — всего лишь часть жизни!
Техники управления своим психоэмоциональным состоянием
Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге
Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное.
Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
Упражнение «Лимон»
Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руки в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… Так по 3 раза каждой рукой.
Упражнение «Кошечки»
Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи и спины… 3 раза.
Притча об ослике и колодце
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал его хозяин и развел руками – ведь вытащить животное из колодца было невозможно.
Тогда человек рассудил так: “Питомец мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец совсем высох, и я уже давно собирался его засыпать, чтобы вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.
Недолго думая, он пригласил соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему, и начал истошно орать, но люди не обращали на него внимания и молча продолжали свое дело.
Однако очень скоро животное замолчало. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину: каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
В жизни каждого из нас бывают неприятности и проблемы, и они, конечно же, ещё будут встречаться на нашем пути. Но относиться к ним надо мудро и спокойно. Всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и, благодаря ему, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно выберетесь из самого глубокого колодца.
Яковлева Наталья Алексеевна
МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка — «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
«Господи, дай мне силы изменить то,
что я могу изменить, терпение —
принять то, что я не могу изменить,
и ум — отличать одно от другого» .
В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами,
способствуют возникновению и закреплению в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что п.
Цель:Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристикамиОпределение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.Анализ.
Тренинг для педагогов для профилактики эмоционального выгорания . Доверие. Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Проснись для жизни!».
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·.
Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят.
В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов.
Источник