Буклет для родителей депрессия у детей

Стресс и депрессия у подростков

Многие статьи и дискуссии по проблемам подростков полны драматической риторики. Например, в одной статье может утверждаться, что всем подросткам свойственно впадать в депрессию, бунтовать или убегать из дому, в другой заявляют: «Подождите, пока вашему ребенку исполнится 12 лет, вот тогда и узнаете, что такое буря и натиск!». Ясно одно, преувеличение психологических травм в отрочестве влечет за собой появление двух проблем: стресса и депрессии.

Стресс — обширный круг состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела, и начавшиеся поиски индивидуальности, контрольные, зачеты и экзамены, давление родителей по поводу успеваемости в школе, колледже или ВУЗе, проблемы в отношениях между парнями и девчонками, неуверенность в себе, необходимость заботиться о младших братьях и сестрах, тяга ко всему запрещенному и осознание того, что это запрещенное, выбор между добром и злом. Подростки уже умеют осознавать свои проблемы, говорить о них, находить решения. Но из-за излишней эмоциональности в принятии решений и возрастной неуверенности в их правильности, подросткам необходима помощь родителей. В это время подростки очень чувствительны к критике, поэтому советы могут вызывать агрессию, раздражение, вспышки эмоций и желание действовать наперекор.

Однако контролировать и определять стрессовое состояние нужно уметь, делать это вовремя, когда стресс не перешел в депрессию и другие расстройства. Признаки того, что у подростка стресс: проблемы с едой и питанием, нервный тик, излишний дневной сон или бессонница, повышенная раздражительность, физическое истощение, нежелание следить за своей внешностью, разговоры о самоубийстве. Многие тинэйджеры реагируют на стресс отстраненностью, замкнутостью, часто закрываются в комнате и долго оттуда не выходят. Или же начинают бунтовать и попадать в различные переделки. Чем родители могут помочь? Для начала пересмотреть загруженность подростка на предмет того, как много у него различных дополнительных занятий помимо учебы, как много домашних обязанностей. Возможно, что-то можно убрать, чтобы у ребенка было больше времени для отдыха. Обязательно быть рядом и дать понять, что всегда придете на помощь. Ни в коем случае не навязывать своего общества, не читать нотаций и лекций. Ему может и не захочется слышать ваш совет, но ему, как и взрослому, нужен человек, который просто может выслушать. Это не значит, что вам не следует выражать своего мнения, ваш разговор не должен переходить в спор.

Очень благоприятны для снятия стресса занятия спортом. Это помогает контролировать гнев и помогает быть более рассудительным.

Хорошо научить подростка ко всему относиться с юмором и не зацикливаться на проблемах, а сразу их проговаривать, отреагировать. Если подросток обратился за помощью, найдите время, чтобы поговорить с ним, обсудить его проблемы. Будьте в свою очередь с ним открыты, говорите об общих семейных целях и стремлениях, обсуждайте, что важно для вашей семьи.

Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как пьянство или употребление наркотиков. Подростки-девочки, скорее, загоняют свои симптомы внутрь и развивают депрессию. В общем, среди тех, кто испытал депрессию, девочек-подростков и взрослых женщин вдвое больше, чем представителей мужского пола.

Есть ли у Вашего ребенка-подростка стресс, можно определить по следующим признакам:

  • проблемы с едой и питанием
  • нервный тик
  • излишний дневной сон или бессонница
  • повышенная раздражительность
  • физическое истощение
  • нежелание следить за своей внешностью
  • разговоры о самоубийстве.

Многие подростки реагируют на стресс отстраненностью, замкнутостью, часто закрываются в комнате и долго оттуда не выходят. Или же начинают бунтовать и попадать в различные переделки. Увеличение количества разнообразных социальных стрессогенных событий провоцирует развитие подростковой депрессии.

Депрессия в подростково-юношеском возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение. У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, у девочек и девушек — нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия или булимия.

У девушек недовольство своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем и к депрессии. Как известно, особую опасность депрессии всегда связывали с нездоровьем, — исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым к болезни. Депрессия может вызывать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения. Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения «родитель-ребенок» в отрочестве и влиять на романтические отношения в юности. Например, среди переживающих депрессию девушек число беременностей в три раза превышает среднестатистическую «норму».

Читайте также:  Паника это стресс или нет

Депрессивные расстройства подросткового возраста могут привести к тяжёлым социальным последствиям, к числу которых относятся самоубийства, насилие, наркомания и поведенческие девиации.

Вероятность возникновения депрессии и стрессовых реакций повышают следующие факторы:

  • Негативный образ тела (неудовлетворенность собственной внешностью) – частое явление среди подростков
  • Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личности и своего будущего
  • Низкая школьная успеваемость ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у подростков
  • Безответная любовь
  • Отвержение одноклассниками или другой, желанной, компанией.

Советы родителям подростка, страдающего депрессией.

  • Покажите подростку, что вы любите его. Проводите время в его обществе, с симпатией слушайте его и оказывайте ему внимание.
  • Приобщайте подростка к работе над переменами к лучшему. Поддерживайте любые конструктивные действия и отступления от повседневной рутины.
  • Попытайтесь не стыдить и не критиковать подростка за «несобранность» — это никогда не помогает, а лишь усиливает чувство вины, которое он, возможно, уже испытывает.
  • Похвала более эффективна, чем критика, хотя страдающий от депрессии человек часто отказывается от похвал в свой адрес.
  • Ни в коем случае не навязывайте своего общества, не читайте нотаций и лекций.
  • Постарайтесь убедить подростка воспользоваться помощью специалиста. Консультации психолога могут помочь ему узнать о причинах депрессии и научить его справляться с ней.
  • Даже если подросток не захочет обратиться к специалисту, посоветовавшись с психологом, вы извлечете несомненную пользу для понимания сути его проблемы.
  • Очень хорошо помогает собственный пример: демонстрируйте контроль над собой и критической ситуацией.
  • Срочно обратитесь к специалисту, если вы наблюдаете признаки депрессии более чем одну неделю. Такую проблему человек не всегда в состоянии пережить сам, ему нужна помощь.

Источник

Памятка для родителей «Признаки депрессии у подростков»

Если бы это в моей было власти,

Убедила бы всех я в одном —

В жизни, кроме несчастья, все — счастье,

В каждом часе и миге земном.

В. Звягинцева

От того, насколько крепка наша нервная система, насколько готова к различного рода неожиданностям, зависит нервно-психическое здоровье. Труднее всего в этом отношении детям. Высшие отделы нервной системы ребенка еще не сформированы, защитные механизмы коры головного мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невроз. Неправильные приемы воспитания, стрессовые ситуации, игнорирование родителями и педагогами возможности нервного срыва у ребенка при перенапряжении раздражительного или тормозного процесса, или их подвижности часто приводят к печальным результатам.

Ошибки воспитателя и переоценка психических возможностей ребенка — одни из основных причин детских неврозов и депрессии. Однако они не результат какого-либо злого умысла. В большинстве случаев они совершаются потому, что взрослые не пытаются разобраться в причинах того или иного поступка ребенка, не знают его возрастных особенностей.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, к сверстникам, к родителям. И от того, смогут ли взрослые увидеть эти перемены, понять изменения, происходящие в ребенке, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья детей.

Подростковая депрессия — сложное, коварное и опасное явление. Коварное потому, что трудно распознается. Опасное потому, что может привести ребенка к самоубийству.

Причины подростковой депрессии

Причинами депрессии у подростка могут стать такие «сильнодействующие» факторы, как:

  • смерть близкого человека
  • болезнь и отъезд близкого человека
  • перемена места жительства
  • жизнь вдали от родителей
  • равнодушное отношение родителей к ребенку

Особенности подростковой депрессии

Депрессию у подростков трудно распознать даже специалистам. Так, в начальной стадии подросток ведет себя как обычно, никаких внешних признаков депрессии не наблюдается. Но зная ребенка, родители могут обратить внимание на его мрачные фантазии, грезы наяву. Это легкая степень депрессии.

Средняя степень депрессии характеризуется тем, что разговор подростка чрезмерно эмоционален. Волнуют его такие темы, как смерть, болезни.

При умеренной степени депрессии подросток выглядит подавленным и уже с первого взгляда можно сказать: «У этого ребенка серьезные проблемы».

Депрессию у подростков трудно распознать потому, что они умело ее скрывают. Никому и в голову не придет, что он бесконечно несчастлив. Такую маску подростки надевают и в присутствии посторонних людей.

Как родителям обнаружить депрессию у ребенка

Настроение ребенка — один из показателей его психического состояния. Понаблюдайте за подростком в тот момент, когда он уверен, что его никто не видит. Вы обнаружите, как меняется выражение его лица, какой у него грустный или несчастный вид. Но как только он замечает, что кто-то на него смотрит, печаль тут же прячется за улыбкой.

Симптомы подростковой депрессии

В легкой степени подростковой депрессии характерно ухудшение внимания. Подросток не может подолгу фиксировать свое внимание на какой-либо теме. Его мысли перескакивают с одного на другое, и он все более отвлекается. Об ухудшении внимания можно судить по тому, как ребенок делает домашние задания. Сконцентрироваться на работе ему все труднее и труднее, и кажется, что чем больше он старается, тем хуже у него получается. Естественно, это ведет к раздражительности, потому что подросток начинает думать, что он «тупой». Все это влияет на самооценку.

Читайте также:  Как притягивать людей эмоционально

Ухудшение внимания влияет на поведение подростка в классе. Сначала он какое-то время способен сконцентрироваться на работе. Мысли его где-то витают. Он погружается в мечты. В этом случае учителю легче, чем кому-либо другому, выявить депрессию. Но, к сожалению, грезы наяву часто принимаются за лень или неуважение к учителю. Однако один или два отдельно взятых признака еще не позволяют поставить точный диагноз.

Из-за снижения внимания у подростка ухудшаются оценки. Это ухудшение происходит постепенно, а потому его редко связывают с депрессией. По сути дела, и родители, и учитель, как правило, начинают думать, что задания слишком трудны для подростка или что он слишком увлечен чем-то другим.

Когда тоска не отпускает подростка несколько дней, это уже не нормально и должно стать сигналом о том, что с ребенком происходит что-то неладное. Мало что беспокоит так сильно, как затяжная тоска, особенно в младшем подростковом возрасте. Это состояние обычно проявляется в том, что подросток хочет быть один. Он проводит время, лежа на кровати, мечтая и слушая музыку. Впавший в такое состояние подросток теряет интерес ко всему: к спорту, к друзьям, к учебе.

Когда подросток переходит в стадию средней степени депрессии, он начинает страдать от того, что называют соматической депрессией, т.е. ее симптомы проявляются на чисто физическом уровне. Например, подросток начинает испытывать физическую боль: в нижнем отделе средней трети грудины или головные боли. Некоторые подростки испытывают боли в нижней трети грудины или головные боли. Это вторичное проявление депрессии.

В этом состоянии подросток отдаляется от сверстников и не просто избегает их, а отгораживается от них своей враждебностью, грубостью и неприветливостью, заставляя их отвернуться от него. В результате он остается в полном одиночестве, что может подтолкнуть его к наркотикам. На этой стадии заболевания душевная и физическая боль подростка может усиливаться и временами быть просто нетерпимой, и он уже не в состоянии выносить ее. Отчаяние настолько овладевает им, что он начинает искать хоть какой-нибудь выход.

Опасные последствия подростковой депрессии

Когда подросток, находясь в средней или сильной степени депрессии, доходит до того, что не может больше выдерживать ее, он старается предпринять что-либо, чтобы облегчить свое горе и страдания. Более всего удивительно то, что даже на этой стадии подросток едва ли осознает, что он находится в депрессии. Его способность не признаваться в этом даже себе, поистине невероятна. Поэтому-то депрессия практически не заметна для окружающих до тех пор, пока не случается трагедия. Действия подростка в этой ситуации называются «выходом из депрессии».

Таких выходов из депрессии довольно много. Мальчики могут начать воровать, лгать, драться. Опасность возбуждает нервную систему и в какой-то мере облегчает боль. Девочки довольно часто пытаются выйти из этого состояния, вступая в беспорядочные половые связи. Однако, когда связь с очередным партнером заканчивается, они чувствуют себя еще хуже, становятся более подавленными, их самооценка резко падает. В состоянии депрессии ребенок может начать принимать наркотики.

Еще один способ выхода из депрессии. Самый страшный. Самоубийство.

Как помочь подростку

  1. Надо научиться быть чутким и внимательным к ребенку.
  2. Знать причины возникновения депрессии
  3. Показать ребенку, что вы к нему неравнодушны, что вы его любите и понимаете.
  4. Если же вам не удается облегчить состояние подростка, срочно обращайтесь к специалисту.

Источник

«Стресс и его последствия» информационный буклет для родителей и педагогов
консультация на тему

В буклете содержится информация о признаках и причинах возникновения стресса . Даны способы преодоления стресса.

Скачать:

Вложение Размер
buklet_5.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Способы борьбы со стрессом

  • Релаксация – снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  • Правильное питание . На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  • Лекарственные настои.
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  • Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
  • Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).
  1. Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  2. Вне работы о работе стараться не говорить.
  3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных моментов (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
  4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных .

Что такое стресс, причины его возникновения.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 — 21 века . Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

Они делятся на три категории:

  • Физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
  • Эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
  • Поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:

  • чувство опустошенности;
  • депрессия;
  • суицид;
  • шизофрения;
  • сексуальные расстройства;
  • неврозы;
  • физические боли и т.д.

Способы преодоления стресса.

  1. Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).
  2. Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т.д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).

Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных.

Как снять профессиональные стрессы

Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей и педагогов «Дыхательная гимнастика» (Стрельникова)

Дыхательная гимнастика Стрельниковой подходит для ребятишек 3-4 лет. «Нижней» границы возраста практически не существует. Можно заниматься до глубокой старости, так что выполняйте упражнения все.

Буклет для родителей и педагогов «Дыхательная гимнастика» (Стрельникова) 2 часть

Метод А.Н. Стрельниковой стоит особняком среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Его называют даже парадоксальным. Суть этой системы в том, что в отличие от традиционных под.

буклет для родителей и педагогов «Как помочь ребенку подготовиться к школьной жизни»

В предшкольный период родители должны обратить внимание на формирование у ребенка таких качеств, которые помогут ему адаптироваться в школьной жизни, наладить общение со сверстниками и учителями.

Логопедическая работа в ДОУ. Буклет для родителей и педагогов.

Задачи работы логопеда: *Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений устной речи детей – дошкольников;*Профилактическая работа по предупреждению нарушений речи у детей.

Буклет для родителей и педагогов «Камешки-игра нашего детства»

Игры в камешки интересны и увлекательны, воспитывают внимание, находчивость, развивают иелкую моторику пальцев ирук.

Буклет для родителей и педагогов «Секреты» заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Даны советы родителям и педагогам по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Буклет для родителей и педагогов «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

В методической разработке собран материал о психологический особенностях детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Читайте также:  Доброго утра арбузного настроения
Оцените статью