Материал для родительского всеобуча «Делать уроки без стресса»
Материал для использования на родительских собраниях в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delat_uroki_bez_stressa.docx | 26.81 КБ |
pamyatka_roditelyam_delat_uroki_bez_stressa.docx | 96.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для родительского всеобуча «Делать уроки без стресса»
КАК ЭТО ОРГАНИЗОВАТЬ?
Золотое правило: превратить выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, происходящий в определенный час в одном и том же месте.
Ребенок с 1 класса должен знать, что уроки – это его дело. И что учится он не для мамы с папой, бабушки с дедушкой, а для себя. Домашние задания — дело ребенка и он волен выбирать, готовить их или нет. Поэтому иногда дайте ребенку возможность столкнуться с последствиями собственной безответственности. Только когда ребенок сталкивается с последствиями своих действий или бездействия, он может узнать реакцию мира на его поступки. Только так он понимает, что совершил ошибку или проступок.
Для психологического роста и развития ребенку нужно накапливать также и опыт преодоления собственных неудач. Как? Через собственный пример того, как вы исправляете свои ошибки, а также помогая ему понять, что именно не получилось. При поражении обращайтесь к чувствам ребенка («Ты очень расстроился?», «Что ты почувствовал?»), а также демонстрируйте уважение к его личности и безусловное принятие, веру в него.
Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15.00 до 17-18.00. Хотя длительность занятий может быть разной. В 8-12лет идеальное время выполнения домашних заданий 0,5 часа без перерыва, если дольше, — ребенок труднее сосредотачивается, поэтому необходимы перерывы в 5-10 мин на протяжении выполнения заданий.
НУЖЕН ЛИ ВЗРОСЛЫЙ?
Да, т.к. ребенку еще трудно организовать свою работу, и еще он нуждается в одобрении сделанного. Взрослый, которому ребенок доверяет, успокаивает своим присутствием и подпитывает веру ребенка в свои силы. Как только ребенок сможет справляться без мам и пап, он непременно откажется сам от их помощи.
Важно договориться с ребенком о правилах выполнения домашних заданий.
Черновик рекомендуется использовать не всегда, а только для выполнения отдельных заданий (для тренировки).
Нельзя заставлять ребенка переписывать всю работу целиком, если он допустил незначительную ошибку – научите его аккуратно ее исправлять.
СКОЛЬКО НУЖНО ПОМОГАТЬ?
Ребенок должен знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки. Принцип прост: ВМЕСТЕ, но не ВМЕСТО. Взрослый вместе с ребенком может посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь начать ее… и заняться своими делами, уточнив, что будет рядом, если ребенку понадобится помощь.
Контролируя каждый шаг ребенка, взрослый лишает его возможности стать самостоятельным и снимает с него ответственность.
КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ?
Если в совместной работе над заданием возникло напряжение – не стоит продолжать эту работу. Не кричите и не требуйте от ребенка повторить все снова и снова. Закройте учебник, тетрадь и вернитесь к заданию позже.
Если родители раздражаются или негодуют, в этом случае домашние задания – это источник всеобщего напряжения, и ребенок вследствие этогоо испытывает постоянное чувство вины, может легко потерять желание работать, т.к. будет бояться вновь разочаровать родителей.
Что чувствует ребенок, когда получает «2» или испытывает трудности в домашних заданиях?
Ему кажется, что он перестает нравиться своим родителям, и что они не верят в него, — и, т.о. теряет самоуважение. А когда домашние задания превращаются в мучения, ребенок теряет всякий смысл их выполнения.
Тем не менее, в основе детской психологии лежит принцип удовольствия, незамедлительного удовлетворения желаний. Именно поэтому мы стараемся учить ребенка по возможности через игру. Именно поэтому в любой работе детям нужен по возможности быстрый результат, т.к. когда они достигают желаемого, они становятся более самостоятельными и уверенными в себе. Поэтому учите ребенка ставить перед собой конкретные и выполнимые, недолгосрочные цели. Усилие легче прилагать, когда есть ясная цель и привлекательный «бонус» по завершении дела. Ребенок должен всегда понимать, чем бы он не занимался, что и зачем он должен сделать, иначе – досада, протест или бессилие. А взрослые, в свою очередь, должны стараться быть последовательными в своих требованиях, и требования эти должны быть четко сформулированы.
Что делать? – Объясните ребенку, что вы его не обвиняете. Скажите прямо: «Я нервничаю, потому что наши занятия вызывают у мены плохие воспоминания». Расскажите о своих школьных трудностях и о том, как вы их преодолели. Детям важно знать: с этим можно справиться .
Роль родителей в выполнении домашних заданий:
МАМА: Чаще уроками ребенка занимается мама.
- Если она умеет заставить ребенка работать – она чувствует, что выполняет свой долг, если нет – ей кажется, что она плохая мать.
- Нередко оценки ребенка мама воспринимает как оценку своей родительской успешности. Позиция отца более отстраненная, но и его самоуважение зависит от школьных успехов сына или дочери.
- Нередко школьные годы детей возвращают родителей к собственным школьным воспоминаниям. Н-р, если мама была отличницей, ей трудно понять, почему ее ребенку может трудно даваться тот или иной предмет. Если же она училась плохо, то может вновь переживать свой негативный опыт. В обоих случаях она чувствует тревогу . А на ребенка ложится груз двойной ответственности – за себя и за эмоции взрослых.
ПАПА : Какова же роль отца? Скорее он похож на миротворца. Его слова должны приносить умиротворение. Он должен быть тем, кто пресекает конфликт, дает и матери и ребенку ощущение уверенности в том, что они справятся с этими временными трудностями.
СТОИТ ЛИ ВЗЯТЬ РЕПЕТИТОРА?
Только, если пробелы в знаниях были замечены учителем. В другом случае у ребенка может возникнуть чувство, что вы слишком беспокоитесь («Значит, со мной не все в порядке?») и не доверяете ему. Он будет чувствовать тревогу и может замыкаться в себе.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ЛЕНИТСЯ ДЕЛАТЬ УРОКИ?
- Панический страх неудачи.
Ребенок может затормаживаться, частично или полностью отключаться от происходящего. Либо – мы можем наблюдать на его лице маску безмятежности.
Ребенок должен быть уверен, что взрослые верят в его успех, что, в конце концов, у него все получится. Вера родителей – основа уверенности ребенка в своих силах. Родители должны поддерживать ребенка, помогать ему готовить уроки, подбадривать, создавать у него ощущение, что он двигается вперед. Тогда ребенок поверит в себя. Главное, – никогда и ни при каких неудачах не теряйте контакта со своим ребенком. Дайте ребенку понять, что ошибаться естественно.
- Привлечение внимания взрослых к себе.
Обычно возникает у детей, склонных к демонстративному поведению. Такие дети обычно очень зависимы от родителей и повышенно нуждаются во внимании и ласке. Но не выражают свои эмоции прямо. Т.о. неуспеваемость – это средство вызвать беспокойство взрослых.
Родителям нужно окружить своего ребенка заботой, даже если им кажется, что он и без того с лихвой ее получает. Когда ребенок делает уроки, пододвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, по спине, пошепчите на ухо что-нибудь ободряющее и ласковое.
Помните: детям нужна не столько реальная помощь в уроках, сколько открытое выражение родительских чувств.
ЕСЛИ СНИЗИЛАСЬ УСПЕВАЕМОСТЬ…
Есть всего две причины снижения успеваемости:
- Высокая личностная или школьная тревожность.
- Низкий уровень учебной мотивации вследствие:
— педагогического отставания по программе;
— низкого уровня психологической готовности к обучению на данной школьной ступени;
— интеллектуальной пассивности (особенностей волевого и интеллектуального развития ребенка).
ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНОЧНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И КАК С НЕЙ СПРАВИТЬСЯ?
СИТУАЦИЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ всегда была и остается тревожной не только для детей, но и для взрослых. Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей. По факту это так называемая «оценочная тревожность».
Исследователи выделяют две составляющие оценочной тревожности :
— Беспокойство — определяется как состояние ума, осмысливающего труднообъяснимые или тревожащие обстоятельства.
— Эмоциональность — как неспецифические реакции, вызываемые возбуждением вегетативной нервной системы.
Теория оценочной тревожности была впервые разработана в 1952 году Джорджем Мандлером и Сеймуром Сарасоном. Она объясняла влияние тревожности на успешность выполнения заданий в ситуации оценивания. Было выявлено, что тревожные студенты получают меньший балл по тестам интеллекта, чем студенты с низким уровнем тревожности. И чем более значимым для студента был результат теста, тем более отчетливо проявлялась эта закономерность.
Т.О. уровень оценочной тревожности:
- находится в обратной пропорциональной зависимости от чувства самоуважения и признания своих достоинств;
- напрямую связан со страхом отрицательной оценки;
- зависит от способности к оцениванию, способности критически оценивать результаты своей работы, конкретных действий, умений;
- зависит от пола и возраста.
Важно учитывать, что учащиеся с высоким уровнем тревожности гораздо лучше выполняют работы, содержащие открытые вопросы, а не варианты ответов, поскольку возможность изложить свои мысли позволяет уменьшить напряжение, вызванное тестом (контрольной работой).
Кроме того, учащиеся с высоким уровнем тревожности совершают гораздо больше ошибок, когда оценка является для них главным стимулом.
- Будьте последовательными в своих требованиях.
Постоянная изменчивость требований взрослого, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступать в том или ином случае.
- Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая предстоящие ему трудности. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена по музыке очень многое зависит.
- Избегайте шантажировать ребенка его будущим. Нет смысла говорить 8-летнему ребенку о поступлении в университет или безработице. Это для него слишком далекая перспектива. Ваша цель – помочь ребенку стать самостоятельным. Это достигается через удовольствие. Ребенок, работающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает.
- Ребенок должен быть уверен, что взрослые верят в его успех, что, в конце концов, у него все получится. Вера родителей – основа уверенности ребенка в своих силах.
- Ребенка важно научить ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.
- Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, не смешивать оценку конкретной работы с отношением педагога к себе.
- Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил волю и т.д. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.
- Не делаете слишком большие ставки на школьные успехи ребенка. Успешность ребенка не ограничивается только его учебными достижениями. Старайтесь быть объективными в оценке возможностей своего ребенка и не предъявлять к нему требований, с которыми ему очень трудно справиться. Завышенные ожидания приводят лишь к гигантским разочарованиям. Тот, кого переоценивают, с трудом переживает испытание реальностью.
- Проявляйте искренний интерес к тому новому, что узнал ребенок, а не к его оценкам. Интересуйтесь знаниями, умениями, трудностями, которые пришлось преодолеть.
Что стоит за оценкой ребенка – вот что интересно.
Источник
10 советов, как делать с ребенком уроки и не нервничать
Доброжелательность и терпение обязательно дадут результат, и ваш ребенок научится делать уроки без стресса!
Если совместное выполнение домашнего задания с ребенком обычно заканчивается ссорами и испорченным настроением, если делать уроки с ребенком для вас не меньшее мучение, чем для него самого, тогда эта статья для вас.
Правило № 1. Выясните причину
Если ребенка никак не усадить за домашнее задание, он придумывает бесконечные отговорки или намеренно тянет время, чтобы не садиться заниматься, обязательно выясните, в чем причина. Важно понять, распространяется ли эта неприязнь на все уроки или на домашние задания по каким-то конкретным предметам. Если ребенок в целом не желает садиться за уроки, тогда переходим к Правилам № 2 и № 3.
Если негативные чувства вызывают вполне определенные предметы, расспросите, почему. Причин может быть множество: ребенку не дается предмет, не нравится учитель, занятия по этому предмету вызывают некие неприятные ассоциации и так далее. Читайте наше Правило № 8.
Правило № 2. Дайте отвлечься
Как только ребенок пришел из школы, не заставляйте его сразу заниматься. Ему необходим перерыв, чтобы переключиться и отвлечься от школьных проблем. Идеально, если на этот перерыв придутся обед или полдник, прогулка на свежем воздухе или активные игры.
Совсем маленьким школьникам, возможно, стоит и поспать. Все зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья вашего ребенка. Главное, чтобы за уроки он сел отдохнувшим и со свежей головой.
Правило № 3. Создайте ритуал
Создавайте определенный ритуал, чтобы делать уроки без стресса. Например, старайтесь, чтобы ваш ребенок садился делать уроки всегда в одно и то же время. Режим дня вообще полезен, а в этом конкретном случае он еще и приучает к собранности и организованности. Кроме того, подсознательно ребенок начинает воспринимать этот процесс как нечто постоянное, само собой разумеющееся, как приемы пищи, вечернее мытье перед отходом ко сну…
Возможно, стоит установить временные рамки (с учетом индивидуального ритма ребенка и объема домашних заданий), в течение которых ребенок занимается, например, полчаса- час (для младших школьников) или два часа (для ребят постарше).
Тому есть как минимум две причины. Во-первых, по истечении этого времени ребенку уже сложно концентрироваться и работать эффективно. Во–вторых, если к этому времени прибавить еще и количество часов, проведенных в школе, вы увидите, что получится почти полноценный рабочий день. А это очень много для детского организма.
Правило № 4. Организуйте перерывы
Чтобы делать уроки без стресса, во время выполнения домашнего задания позволяйте ребенку небольшие перерывчики – 5-10 минут (вспомните: ведь вы и сами на работе периодически отвлекаетесь на чай и перекуры). В это время ребенок может встать из-за стола и размяться, выпить сока или скушать дольку апельсина.
Это особенно нужно малышам, которые еще только учатся писать в прописи и долго сидят в одной позе, вырисовывая буквы. За перерыв успеют отдохнуть и глазки.
Правило № 5. Присутствуйте или проверяйте
Для того, чтобы ребенок (особенно первоклассник) делал уроки без стресса, родитель должен присутствовать при выполнении домашнего задания. Здесь важна постепенность.
Совсем маленьким школьникам папа или мама помогут организовать работу, проследить, чтобы ребенок не застревал на чем-то одном. Это может потребовать вашего присутствия в течение всего времени, отведенного на уроки. Затем, по мере взросления вашего ребенка и приобретения им навыков самостоятельной работы, можно договориться, что он сам делает легкие и понятные задания, а с вами – сложные.
Другой вариант – ребенок готовит все сам, а вы проверяете.
Обязательно хвалите и подчеркивайте его самостоятельность: «Какой ты молодец, почти все уроки сделал сам! Ты уже совсем взрослый!»
Правило № 6. Не делайте уроки за ребенка
Родитель НЕ ДОЛЖЕН делать уроки за ребенка. Иногда у вас может возникнуть соблазн сказать ребенку, как решать примеры или отвечать на вопросы, чтобы освободиться побыстрее. Это в корне неверно.
* Во-первых, тем самым вы подаете ребенку дурной пример и не удивляйтесь, если он через какое-то время попросит вас сделать уроки за него.
* Во-вторых, так он никогда не научится самостоятельности и ответственности.
Идите другим путем: вы всегда можете ненавязчиво подсказать, подтолкнуть, указать верный ход мыслей.
Правило № 7. Занимайтесь дополнительно
Понаблюдав какое-то время за тем, как ребенок выполняет домашние задания, вы без труда поймете, что именно вызывает у него наибольшие сложности и на что он тратит больше всего времени, когда делает уроки. Возможно, ему тяжело дается письмо или какие-то грамматические правила, счет в уме или пересказ текста.
Если вы хотите делать уроки без стресса, в выходные дни уделите этим «подводным камням» дополнительное время. Позанимайтесь с ребенком спокойно, без спешки, и через некоторое время эта тактика обязательно даст результат. Ваше чадо обретет уверенность в своих силах.
Правило № 8. Поговорите по душам
Если ваш ребенок воспринимает процесс обучения и домашние занятия скорее негативно, чем позитивно, поговорите с ним откровенно. Расскажите про свои школьные годы, какие предметы получались у вас лучше, а какие давались с трудом. Важно, чтобы ребенок понял, что не все и не всегда получается сразу, надо прикладывать усилия.
Если проблема в учителе, проявите максимум такта. Скажите, что учитель тоже человек, со своими плюсами и минусами, и ребенку надо как следует готовиться по предмету и вести себя на уроке как следует, тогда и проблемы исчезнут. Возможно, учитель просто очень строг, и ребенок чувствует себя в его присутствии неуютно. (Сразу скажем, что в особо сложных случаях, возможно, вам самим стоит поговорить с педагогом и выяснить, почему отношения с учеником не сложились.)
Если ребенку сложно найти общий язык с одноклассниками, стоит выяснить, в чем причина напряженности, пригласить кого-то из них в гости, организовать совместный поход куда-нибудь или детский праздник.
Правило № 9. Нанимайте репетитора только в крайнем случае
К репетитору стоит обращаться лишь, если вы видите явное отставание ребенка по какому-либо предмету, объективно подтверждаемое им самим и/или учителем. При этом вы сами не в состоянии обеспечить такой уровень занятий, который бы покрыл это отставание и дал бы возможность ребенку делать уроки без стресса.
Не нужно перегружать ребенка дополнительными занятиями по большому числу предметов, даже если ваши доходы позволяют записать его на десяток платных факультативов и нанять столько же репетиторов. Ваше чадо все равно будет не в состоянии усвоить такой объем знаний и одинаково эффективно заниматься всеми предметами. Здоровье и наличие у ребенка времени для отдыха и восстановления сил гораздо важнее.
Правило № 10. Будьте терпеливы
Хочется пожелать вам терпения. Будьте конструктивны. Это же ваш ребенок, не может быть, чтобы у него совершенно ничего не получалось.
Определенные совместные усилия, ваши доброжелательность и терпение обязательно дадут результат, и ваш ребенок научится делать уроки без стресса!
Новое видео:
Новое видео:
Источник