Братья вачовски восьмое чувство

Разные люди. Обзор сериала Sense8

Какие Вачовски все-таки непредсказуемые. В один год, с разницей в пару месяцев, они могут выпустить на экран и самый заштампованный и бездушный блокбастер с момента выхода четвертых «Трансформеров», и один из оригинальнейших и искреннейших фантастических сериалов последнего времени. По какому, черт возьми, гороскопу отслеживать, когда Энди и Лану посетит вдохновение?!

Один за всех, и все за одного

Уже второй раз название сериала от Netflix оказывается невозможно перевести на русский, не потеряв изюминки авторской игры слов. То Daredevil превращается в «Сорвиголову», лишаясь всей дьявольщины, то вот Sense8 подпольные локализаторы обозвали «Восьмым чувством», хотя словом «sensate» в английском языке называют людей, восприимчивых к переживаниям других. Или, говоря более научным языком, — эмпатов.

В мире, созданном Вачовски, суперэмпаты, или сенсэйты (будем называть их так), — нечто вроде иной расы или следующей ступени эволюции человечества. Они рождаются одновременно в разных частях земного шара и с самого первого вздоха связаны между собой неразрывной ментальной связью. Радость, боль, тоска — все чувства сенсэйты делят между собой.

Нам не рассказывают, откуда они появились, как давно существуют и сколько их вообще на планете, но это и неважно. Sense8 — не «Люди Икс», тут не акцентируется внимание на том, каким образом одна раса уживается с другой. Куда интереснее наблюдать за тем, как люди, на первый взгляд не имеющие между собой ничего общего, делят одну судьбу на восьмерых.

Уилл — потомственный коп из Чикаго, Райли — ди-джей из Лондона, Лито — звезда мексиканских боевиков, Кафеус — простой африканский водитель автобуса, Вольфганг — немецкий бандит русского происхождения, Кала — индийская девушка-химик, Сан — корейская бизнес-леди, Номи — хакер из Сан-Франциско.

При иных обстоятельствах они вряд ли хотя бы задумались о существовании друг друга, но так сложилось, что они — обитатели одного кластера, то есть связанные между собой сенсэйты. И на плечи каждого из этого пестрой компании ложится ответственность за выживание остальных, ведь, по законам произведений о сверхлюдях, за любым, кто отличается от обычного homo sapiens, ведет охоту могущественная тайная организация.

Семеро одного.

Раскрыть характеры сразу восьми главных героев и довести до ума столько же сюжетных линий за каких-то двенадцать серий — задача неподъемная. С ней уже даже «Игра престолов» не справляется. Однако Энди и Лана, внимательно изучив собственные просчеты в «Облачном атласе», подошли к ее выполнению со знанием дела.

У Вачовски наконец-то получились не носители сюжетных функций, а живые люди. У каждого из них есть свои привязанности и проблемы, понятные зрителю. Например, африканец Кафиус обожает боевики с Жаном-Клодом Ван Даммом, а немец Вольфганг рос на «Конане-варваре» со Шварценеггером. Первый пытается во что бы то ни стало продлить жизнь умирающей от СПИДа матери, а второй — стереть из памяти воспоминания о жестоком отце.

Транссексуал Номи борется за право быть такой, какой она сама хочет, а не такой, какой видит ее властная родительница, а мексиканский мачо Лито, напротив, скрывает ото всех свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. На подобных параллелях и противоположностях строится повествование. Одна сюжетная линия плавно перетекает в другую, а герои помогают друг другу побороть внутренних демонов, взглянуть на ситуацию чужими глазами.

Читайте также:  Беговая дорожка для стресс теста

При этом Sense8 ловко балансирует на грани между драмой и лихим боевиком. У каждого члена кластера есть свой профиль, свои особые умения. Кореянка Сан — мастер единоборств, Номи — специалист по взлому техники, Кафиус — прекрасный водитель, а полицейский Уилл и бандит Вольфганг — меткие стрелки. Прочие герои тоже отнюдь не неумехи, но их таланты проявятся в сюжете далеко не сразу, зато приятно удивят зрителя. Поскольку сенсэйты могут вселяться друг в друга, «смена класса» происходит на ходу, что делает все сцены командной работы в высшей степени динамичными. Концептуально Sense8 очень похож на хорошую видеоигру.

Все флаги в гости будут к нам

Есть все же в сериале один аспект, о котором никак не умолчать, ведь он стал причиной недовольства уже немалого количества зрителей. Это тема ЛГБТ, о которой в Sense8 говорится много. В самом деле много. Фишка даже не в том, что двое из восьми героев — представители сексуальных меньшинств (этим сегодня никого не удивишь), а в том, что в «Восьмом чувстве», в отличие от Penny Dreadful или того же «Спартака», нетрадиционная ориентация персонажей — важная часть сюжета.

Отношениям Лито с его любовником Эрнандо и тому, что Номи когда-то была мужчиной, уделено немало авторского внимания. А ввиду того, что Netflix не ограничен возрастными рейтингами, откровенных сцен, в том числе и с участием геев, немало — и это стоит учитывать. Если такие вещи противоречат вашим взглядам на мораль, то вам сериал, вероятно, не придется по душе. Хотя ради отличной истории и прекрасной постановки предубеждения вполне можно и превозмочь. По крайней мере, на двенадцать серий.

Но есть интересный момент. В отличие от тех же «Игры престолов» и «Спартака», в Sense8 нетрадиционные отношения неожиданно уместны. Это как с Dragon Age: Inquisition — вся суть в разношерстных персонажах, а если ты хочешь сделать как можно более разноплановый состав команды, логично кого-то из героев сделать геем. Тем более что Вачовски не просто говорят: «Лито — гей, а Номи — транс», они при этом поднимают очень важные (и не только для геев) темы выбора и самоопределения, возводят на этом фундаменте вполне реальную и сложную трагедию. То есть это не просто эпатаж, это часть истории.

Выглядит Sense8 просто великолепно. Вачовски, видимо, самим до чертиков надоела сплошная компьютерная графика, поэтому сериал почти целиком снят на натуре. Африка в Африке, Индия в Индии, Корея, соответственно, в Корее, хотя никакие специфические ориентиры, вроде Тадж-Махала или там саванны, в кадре не маячат. Просто дело принципа. Картинка получилась насыщенной натуральными цветами и ярким национальным колоритом. А вот герои почему-то говорят исключительно на английском, пусть и с выразительными акцентами.

Sense8 — не просто очередной фантастический сериал. Это прежде всего послание Энди и Ланы Вачовски миру. Оно о том, что, вне зависимости от расы, национальности, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации, политических убеждений и прочей мишуры, все мы — люди, испытывающие одни и те же чувства и эмоции. И ими можно и нужно делиться. Быть может, именно в ваших руках находится решение чьей-нибудь проблемы, а кто-нибудь другой знает ответы на терзающие вас вопросы? Не оставайтесь безучастным. Не закрывайте глаза. Попробуйте чувствовать.

Читайте также:  Гормон стресса как снизить уровень

Источник

Новые сериалы «Восьмое чувство»: евангелие от Вачовски

Неделю назад канал Netflix выпустил первый сезон безумного сайфай-сериала Энди и Ланы Вачовски. Смотреть его совсем непросто, но Наиля Гольман считает, что он стоит потраченных усилий.

«Я видел такое в кино!» — с восторгом сообщает чернокожий водитель по прозвищу Ван Дамм, только что перевернувший машину в погоне по Сан-Франциско. Его настоящее имя — Кафиус, физически он в это время находится в Найроби, но дух его веет где хочет, особенно когда угнетенному товарищу нужна помощь. Таковы правила в киновселенной Энди и Ланы Вачовски, и согласно им прирожденный гонщик Вам Дамм в нужный момент молниеносно переносится через океан, чтобы спасти от преследователей хакершу-трансгендера Номи, ни разу не сидевшую за рулем. Подобное здесь случается на каждом шагу, и вождение автомобиля далеко не единственное, что несколько человек с разных континентов способны сделать друг для друга на расстоянии. От того, чтобы на собственной свадьбе увидеть голого незнакомца, тоже никто не застрахован. «Восьмое чувство» трудно кому-то посоветовать от души, но это точно самое амбициозное и самое странное детище Энди и Ланы Вачовски на сегодняшний день. Мы в кино такого не видели — по крайней мере в подобных масштабах, в формате двенадцати серий за одни выходные.

Помимо Ван Дамма, бунтующего против местной банды из трущоб, и Номи, которую не принимает после перемены пола собственная семья, в «Восьмом чувстве» есть еще шесть главных персонажей, разбросанных по разным городам — от Сеула до Лондона. Все они относятся к особому виду сверхчувствительных людей, за которыми издавна охотится таинственная корпорация. Они ментально связаны друг с другом и представляют собой что-то вроде группы супергероев со случайным набором сверхспособностей и неосознанной, но важной миссией: искоренить в мире любую нетерпимость. Одни борются против религиозных предрассудков, другие — против собственного прошлого и за распространение наркотиков.

Перечислять персонажей с ходу бесполезно, это все равно что представлять кому-то сразу нескольких людей на вечеринке: с первого раза имена все равно не запомнить. Принимая это во внимание, авторы щедро тратят первые три эпизода на то, чтобы подробно рассказать о каждом. С одной стороны, это утомительно. С другой — тут есть своя драматургическая логика: когда герои наконец начинают понимать, что с ними происходит, зритель искренне радуется, так как вместе с ними долго предпринимал в этом направлении серьезные усилия. Эти усилия, правда, поначалу вызывают сочувствия гораздо больше, чем сами истории, — особенно мешают диалоги, полные фундаментальных банальностей («Мне нужно сделать выбор». — «Делай. Но задумайся: не всегда выбор делаем мы. Порой выбор делает нас»). Впрочем, к пятой серии становится немного легче. Во-первых, привыкаешь, во-вторых, появляется больше здорово поставленных и в разной степени удивительных массовых сцен, в том числе отличные драки. Надо ли до нее досматривать? Вообще говоря, надо.

Если вы видели фильм «Облачный атлас», то, скорее всего, уже догадались: «Восьмое чувство» на него очень похоже — со всеми сопутствующими достоинствами и недостатками. Разница в том, что теперь авторы упростили структуру и наконец нашли форму, адекватную содержанию: времени вполне хватает и на кучу сюжетных линий, и на программные заявления, и на демонстрацию боевых искусств актрисы Пэ Ду На. Как телесериал это многоликое и неуклюжее произведение с трудом выдерживает критику: детали путаются, диалоги ужасные, удачные решения меркнут под грудой трюизмов. Но зато в качестве проповеди «Восьмое чувство» работает идеально, и с такой точки зрения многое в этих нравоучительных историях праведной борьбы встает на свои места. Под руководством продюсера «Вавилона-5» Дж.Майкла Стражински, при участии давних соратников Тома Тыквера, Дэна Гласса и Джеймса МакТига Энди и Лана вновь, спустя 15 лет после «Матрицы», приступили к созданию собственного евангелия — экранизировали житие героя своего времени, на этот раз единого в восьми лицах.

Читайте также:  Как сказываются стрессы при беременности

Да, почти все эти персонажи стереотипны, но стереотипы и есть материал, с которым Вачовски работают, это их главная мишень. Они заставляют индусов плясать на свадьбе традиционные танцы, азиатскую героиню делают мастером восточных единоборств, из живущих в Сан-Франциско девушек составляют квир-пару, а в Мексике главным героем выбирают накачанного мачо — чтобы постепенно выломать каждого из них из привычной схемы существования и привести сквозь муки к правильному взгляду на мир (правильный взгляд на мир, вкратце — можно все, главное, чтобы по любви). Делается это не всегда изящно, но всегда живо и с азартом.

Читая интервью, трудно не заметить, что каждый причастный рассказывает об этих съемках едва ли не как о сакральном опыте — общее воодушевление достигает сектантских масштабов, Энди и Лана вдохновляют всех. Надо думать, не в последнюю очередь своей пробивной искренностью: с тех пор как Ларри сменил имя и совершил публичный каминг-аут, искренность эта хлынула мощным потоком, и спорить с ней никакого смысла нет. Тем более что эти двое сами живут по собственным заповедям — принцип тотальной взаимопомощи, легший в основу сюжета, был реализован на практике. Вместо того чтобы разделить между режиссерами эпизоды, здесь каждому доверили съемки в отдельных странах, так что в конечном счете трудно определить, кто за что в ответе (хотя не идущая из головы песня «4 Non Blondes» из четвертой серии, кажется, все-таки дело рук Тыквера). Актеры — вопреки стандартной практике — почти на всех площадках присутствовали полным составом. В общем, работают эти люди по-семейному, ценности проповедуют человеческие, и нет ничего удивительного в том, что коллеги на их проектах охотно превращаются в единомышленников.

Стражински так вообще утверждает, что «Восьмое чувство» может изменить научно-фантастические сериалы, как это когда-то случилось с полицейскими шоу, где фокус сместился с особенностей жанра на личные драмы персонажей. Для этой задачи, правда, пока страдает матчасть: например, мало сказано про то, как технически устроены перемещения героев в пространстве. Во время драки каждый раз приходится гадать — воплощается ли один герой у другого в голове, появляется рядом отдельным телом или просто через какой-то общий iCloud дает ему пользоваться своими боевыми навыками? Но это неважно или, по крайней мере, не главное. Главное — это то, что, пока Энди и Лана Вачовски могут себе позволить снимать проповеди для Netflix, в этом мире, похоже, еще есть на что надеяться.

Источник

Оцените статью