Бойко эмоциональное выгорание фазы

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.

По мнению автора, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

Переживание психотравмирующих обстоятельств;

«Загнанность в клетку»;

Тревога и депрессия.

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

Расширение сферы экономии эмоций;

Редукция профессиональных обязанностей.

Личностная отстраненность (деперсонализация);

Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

Читайте также:  Непреодолимое желание укусить от переизбытка чувств как называется

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)

«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  • 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
  • 10-15 баллов – складывающийся симптом,
  • 16 -20 баллов – сложившийся симптом.
  • 20 и более баллов – симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  • 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
  • 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
  • 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Читайте также:  Что вызывает чувство ревности у мужчин

Источник

Модель эмоционального выгорания В.В.Бойко

Передаточное число

— передаточное число

При нормальных рабочих нагрузках ε [эпсилон] ≈ 0,01…0,02. Небольшое значение ε позволяет для обычных расчетов принимать

.

Для плоскоременных передач u ≤ 5, для клиноременных u ≤ 7.

1. Фаза «напряжения». Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и механизмом, который запускает, формирование эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается вимотуючою постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется в осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе невозможно побороть.
Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующее обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, выбранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» — энергетика направляется не только и не столько внешне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический круг «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее снова и снова переживать психотравмирующее элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, совесть и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания», они нагнетают напряжение, а на следующих провоцируют психологическую защиту.

Симптом «загнанности в клетку». Возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением стресса, который развивается. Когда психотравмирующее обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит ощущение безысходности. Мы стараемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, подключаются образы надлежащего и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает значительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-нибудь средство психологической защиты, включая «эмоциональное выгорание», то человек испытывает ощущение «загнанности в клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто испытываем состояние «загнанности в клетку», и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет предела», «я не могу с этим бороться», «я чувствую безвыходность ситуации».

Симптом «тревоги и депрессии». Выявляется в связи с профессиональной деятельностью в особо стесненных обстоятельствах, побуждающие к эмоционального выгорания как средства психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощную энергетическое напряжение в форме переживания ситуационной и личностной тревожности, разочарование в себе, в выбранной профессии, в конкретной должности. Симптом «тревоги и депрессии», — видимо, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

2. Фаза «резистенции». Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

Симптом «неадекватного выборочного эмоционального реагирования». Профессионал перестает улавливать разницу между двумя явлениями: экономическим проявлением эмоций и неадекватным выборочным эмоциональным реагированием.

В первом случае речь идет о произведенном впоследствии навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции достаточно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, потому что он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Совсем другое дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: считаю нужным — уделю внимание, будет строение – откликнусь на его состояние или потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он довольно распространен. Дело в том, что человеку зачастую кажется, будто он ведет себя соответствующим образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует другое — эмоциональную черствость, дерзость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость моральных оценок.

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Нередко у профессионала возникает потребность в самоопраданности. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждение: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».
Подобные суждения и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не будят или не достаточно стимулируют моральные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на «хороших» и «плохих». Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному опыту.
Симптом «расширение сферы экономии эмоций». Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области — в общении с родными, друзьями и знакомыми. Известный случай: на работе вы так устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом «отравления людьми».

— Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Понятие редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, которая предполагает широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

По «законам редукции» субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше поговорить с больным. Анамнез выходит скупым и недостаточно информатиdysv. Проводник не спешит предложить пассажирам чай. Стюардесса смотрит стеклянными глазами.

3. Фаза «истощение». Характеризуется более-менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

Читайте также:  Что чувствует человек при инсульте головного мозга геморрагическом

— Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, быть сообщником и сопереживать, откликаться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и моральную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит еще и недавний опыт: некоторое время назад таких ощущений не было и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более усложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции, а негативные все чаще. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы — дополняют симптом «эмоционального дефицита».
Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительного, ни отрицательного. Причем это не дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полноценнымиэмоциями.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне состояний и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная потеря интереса к человеку — субъекта профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится работать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия.Он образуется по принципу условно-рефлекторной связи негативного характера: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, глупые ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

В.В.Бойко говорит о том, что у каждого отдельного профессионала синдром эмоционального выгорания проходит динамику этих трех фаз по-разному. Две или даже все три фазы могут развиваться параллельно. Все зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей.
Сравнивая теорию В.В.Бойка с концепцией К.Маслач, можно провести определенные параллели между фазами синдрома выгорания, описанными российским исследователем, и его американской коллегой. Так, эмоциональное истощение, которое является первым и пусковым компонентом синдрома эмоционального выгорания в концепции К.Маслач, по смыслу похоже на описанную В.В.Бойко фазу тревожного напряжения. Оба автора отмечают хроничность психоэмоционального напряжения, связанного с большим количеством клиентов, с которыми приходится общаться, а также сильным эмоциональным окрасом, которое имеет место при общении с этими клиентами. Все это приводит к тому, что личность начинает защищаться от психотравмирующего воздействия стрессогенных факторов, используя дезадаптивыеі способы поведения и эмоционального реагирования: циничное и дегуманизорованное отношение к коллегам и клиентам, эмоциональное отчуждение от проблем клиентов. В конце концов все приводит к общему истощению организма и психики, возникновению чувства собственной неэффективности является неизбежным.
Наряду с уже названными симптомы выгорания, которые рассматриваются в вышеприведенных концепциях, в литературе описано еще около ста симптомов, которые исследователи связывают с синдромом эмоционального выгорания [5]. Чаще всего описываются симптомы, которые условно можно отнести к трехм сферам: физические или соматические, психологические и поведенческие.
Физические (или соматические) симптомы характеризуют актуальные изменения в физиологических функциях человеческого тела. Психологические симптомы касаются изменений в отношениях и чувствах человека. Поведенческие симптомы проявляются в поступках и действиях [ ]. Симптомы, которые чаще всего встречаются в литературе обобщены в табл. 1Симптоми синдрома эмоционального выгорания

Симптоми синдрому емоційного вигорання

Физические (соматические) Физическое истощение и усталость; Бессонница или чрезмерная сонливость; Головные боли; Гастроэнтерологические проблемы; Частые простуды; Потеря веса или лишний вес; Повышенное давление; Повышенное содержание холестерина; Коронарные болезни; нарушение речи; сексуальные дисфункции;
Психические Ригидность; Упаднический настрой и связанные с ним эмоциональные переживания: апатия, цинизм, негативизм; Эмоциональное истощение; Потеря контроля над эмоциями; Ощущение пустоты; Несостоятельность в преодолении стресса; Агрессивные чувства: злость, озлобление, возмущение, отвращение, напряжение, тревога; Скука; Изменения в «Я»- концепции (тенденция к негативной); Фрустрированность; Неспособность принимать решения; Потеря способности восхищаться, чувство ответственности, интуиции; Неуверенность в себе, негативное отношение к себе, к работе, к обществу и жизни Низкая сконцентрированность, ухудшение памяти
Поведенческие Низкая удовлетворенность работой; Избежание общения; Увеличение прогулов; Потеря интереса к работе; Рост количества конфликтов в семье; Отсутствие видения перспективы в работе; Рост жалоб на работу; Працеголізм; Злоупотребления химическими агентами: табак, кофе, алкоголь, наркотики

Как видно из приведенного выше перечня признаков синдрома «эмоционального выгорания», нет единой точки зрения на эту проблему. Но то, что он включает широкий спектр эмоционально-волевых и интеллектуальных компонентов, это бесспорный факт.

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филин, 1996. – 472с.

2. Гришина Н.В.Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. – С.143-156;

3. Кэри Л. Купер, Филипп Дж.Дэйв и др. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. – Х.: Изд.-во Гуманитарный центр, 2007. – 336 с.

4. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.

5. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. – 1998. – №1. – С.39-46., 130 Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. – 1998. – №1. – С.39-46.

6. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23, №3. – С.85-95.

7. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. – С. 57-64

8. New Webster’s dictionary of the English Language. — College Ed., 1988. – 1824 p.

9. Ferrari, V., Accettella, U., De Angelis, R. The Burn-Out Syndrome: comparison between an emergency unit vs. a general surgery department.// European Journal of Psychiatry. – 1999. — Vol. 13, No.1. – P. 19-31

Источник

Оцените статью