Борьба с чувством собственной важности
Сталкинг > Практика сталкинга > Выслеживание чувства собственной важности
Выслеживание чувства собственной важности
Одна из самых болезненных и трудных для понимания тем. Почему? Да потому, что чувство собственной важности является, по сути, фоном, на котором разворачивается вся наша жизнь. Чувство собственной важности настолько прочно и глубоко вошло в наши чувства и мысли, что воспринимается как само собой разумеющееся, как неотъемлемая часть нас самих. Именно поэтому выслеживать чувство собственной важности трудно, еще труднее избавляться от него. В данной статье рассматриваются способы выслеживания чувства собственной важности, способам избавления от него посвящена отдельная статья.
К настоящему моменту мне известны 5 вполне рабочих (опробованных) практик, позволяющих выслеживать чувство собственной важности (ЧСВ).
В этой статье я опишу 4, пятая — «Зеркало» — уже описана. Практики нестандартных поступков типа: «Соска», «Прогулка с ботинком» и т.д. здесь не рассматриваются. Отчасти потому, что они уже описаны, отчасти потому, что не являются в прямом смысле практиками выслеживания, а являются, скорее, практиками провоцирования ЧСВ. Практики нестандартных поступков — это способы моделирования трудных для себя условий, в которых легко и отчетливо проявляется ЧСВ, по сути — это способы использования одной из составляющих сталкинга — социального взаимодействия. К подобным провоцирующим практикам, несомненно, относится и практика использования мелочных тиранов.
Здесь же пойдет речь именно о практиках самовыслеживания, так называемых внутренних практиках, использование которых предполагает наличие хоть какого-то свободного осознания и элементарного опыта самовыслеживания.
Все ниже описанные практики — это результат моего опыта, а точнее, попытка его формализовать и систематизировать. Говоря проще — это слова описывающие, то, что я делал, и то, что мне помогало выслеживать ЧСВ. Короче, это действительно работает :).
К настоящему времени у меня нет для этих практик названий, поэтому просто буду обозначать их номерами 1, 2, 3 и 4.
Итак, приступим к рассмотрению практик выслеживания ЧСВ.
Практика 1.
1. В каких ситуациях проявилось ЧСВ?
2. Как проявилось?
Смысл практики в том, чтобы почаще задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Вот и все. Это действительно очень простая практика.
Обратите внимание, до сих пор так и не было упомянуто, что же такое чувство собственной важности? Каким образом можно выслеживать неизвестно что? На самом деле одной из важнейших целей практик выслеживания ЧСВ как раз и является его изучение. Ответ на вопрос, что такое ЧСВ, появляется в процессе его выслеживания. И появляется не сразу и не вдруг, а скорее, все глубже и глубже постигается (в соответствии с развитием осознания и опыта самовыслеживания).
Это важный момент, необходимо не только отслеживать ЧСВ, но и изучать его. Естественно, это предполагает и творчество, и исследование. Если вам все эти исследования не очень интересны, тогда лучше забудьте о пути воина. Это относится не только к выслеживанию ЧСВ, это относится ко всему пути.
Почему? Объяснение этому очень простое, в процессе пути воина добывается внутреннее знание, которое никаким другим способом, кроме как непрерывным и тщательным изучением себя самого, не добыть. В лучшем случае можно сориентировать внимание (текстом или устным комментарием) на том месте, «где нужно копать», но «копать и искать» все равно придется самому.
На самом деле ситуация не настолько сложна, как кажется на первый взгляд, примерное представление о том, что такое ЧСВ, дается в книгах Кастанеды. Например: «…ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. » или «ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты — единственный на земле, кто живет неправильно» (Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан»). Комментарии дона Хуана, разъясняющие некоторые аспекты чувства собственной важности, совершенно конкретны и недвусмысленны.
Если собрать все цитаты из книг Кастанеды относительно ЧСВ, то материала для осмысления и практических шагов будет более чем достаточно. Так что отправная точка есть, все что необходимо — это углублять и конкретизировать понимание ЧСВ, и самое главное — делать все это через призму собственного опыта, добывать то самое внутреннее знание.
Через несколько лет подобного выслеживания (т.е. применения практики №1), я выявил за собой несколько довольно характерных проявлений ЧСВ. Сейчас, оглядываясь назад, не могу назвать подобное представление о ЧСВ абсолютно точным и адекватным, но тогда для меня это был шаг вперед, и мне это действительно помогло.
Читая описание (приведенное в том виде, в котором оно появилось в свое время), делайте поправку на время и свой опыт. Возможно, у вас будут какие-то свои проявления ЧСВ.
Наиболее типичные проявления чувства собственной важности
Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на «путь истинный».
Еще такой вариант — «да я это знаю лучше тебя». Проявляется в иронии (чуть ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он говорит что-то известное тебе.
Отстаивание своей точки зрения, доказывания. Также любые внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения. Моделирование в голове разных конфликтных ситуаций.
Причина спора — попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку зрения. Попытка защиты — это неуверенность в себе.
И объяснения в качестве оправданий. Оправдания вызваны желанием выглядеть лучше. Оправдания — это форма защиты. Оправдывающийся человек защищает свой «светлый образ», «доброе имя» и т.д.
Часто оправдания — боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное, боязнь, что тебя неправильно поняли.
Типичный шаблон оправдания: «Ты плохой» — оправдание. «Ты плохой» — человек воспринимает в отношении самого себя после:
1) своих же слов, действий;
2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).
Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не раньше. Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и обвиняет себя сам. Он выбирает обижаться и обвинять себя. Можно причинить физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не выбирает.
Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.
Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре. Выражается в попытках сказать что-то «веское», «умное», «смешное». Покрасоваться перед людьми. Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о событиях своей жизни (в целях привлечения внимания — «а знаете, я тут недавно…»).
Синонимы — «рисовка», «дешевые понты». Более благозвучные названия — самопрезентация, самореклама. «Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный, любите меня». Особенно характерно проявляется в момент встречи людей. По тому, кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить — это ЧСВ.
Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы (например — расположение, интерес «нужных людей») — это стратегия, а есть «дешевые понты» — это уже ЧСВ.
По симптомам прямо противоположна «обратите на меня внимание». Возникает от неуверенности в себе. Очень часто сочетается с «обратите на меня внимание», в одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо противоположный. Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком, привязанным за веревку, и т.д.).
Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь. Когда тебе кто-то мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.
Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением по некоторому вопросу.
Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной мстительностью. «Ах, ты мне так, тогда я тебе так» — «ответить ударом на удар».
Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда очевидны причина и следствие. Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом всплывает и «вот тебе, на, получи. «. Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду, выждал, а потом отомстил.
Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: «ах, зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…», на уровне головы это вообще может не проявиться. Просто «вдруг» возникает какое-то желание «ударить» человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в чем-то, или просто подколоть.
Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями: «восстановить справедливость», «отстоять правоту», «наставить на путь истинный».
Выражается в неспособности принятия комплиментов. «Да нет, ну что вы…». Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто шаблон (в детстве научили так отвечать).
Например, в отношении с начальством. Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком. Причина этого проявления — страх. Страх получить наказание, потерять работу и т.д. Страх не получить что-то, например, не получить расположение «важного человека».
Излишнее внимание к недостаткам других. Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих — «Вот идиоты, придурки» и т.д.
Гневные проповеди и осуждение. По смыслу эти проповеди сводятся к «Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно». Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: «Хотя кто я такой, чтобы судить других». Или так: «Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично».
Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.
«. Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает. Ты сам должен быть безупречным человеком. . Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности. «
Реакция на «плохой» — раздражение, обида, оправдания.
«Плохой» может восприниматься после фраз, имеющих смысл: «Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь». «Полный придурок». Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению. Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.
Реакция на «хороший» — удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит. По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: «Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества». Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания. А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно. Во-первых — это повышение своей значимости, во-вторых — появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.
Очень забавное проявление ЧСВ. Осознается, как правило, уже годы спустя «титанических усилий», «одинокой безмолвной битвы» и подобного им идиотизма.
Образ героя в своем лице — это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их «тупостью», «заблуждениями» и т.д. Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.
Борьба воина — это борьба со своим идиотизмом. Вызов воину — это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться. Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно. Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд. Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов. Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом. Героизм в виде «титанических усилий» и попыток прорыва в «светлое завтра» — это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.
Проявляется в виде тревоги, нетерпения. Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом («Получится ли? Успею ли?»), внешностью («А хорошо ли я выгляжу?»), отношением к себе людей («Меня никто не любит», «Я никому не нужен», «Как-то он на меня косо посмотрел», «Интересно, я понравился ей, понравилась ему?») и т.д.
Более легкая форма озабоченности — ожидания. Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.
Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен («Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно», «Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь»).
Еще очень характерное проявление ЧСВ: «ожидание оценки» — ждать реакцию на свои поступки, слова. Ожидание и поиск признания со стороны окружающих. Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.
Я не успел, я опоздал, я не сделал. Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел. И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.
Очень характерно сожаление проявляется в случае — «я обидел человека». Потом идет «я плохой».
Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов («синдром гуру»), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант — «скромный» гений :).
Вариант самолюбования: «Взгляд глазами другого человека» (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека). Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.
Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования («я лучший», «я самый первый», «мы их сделали») и извращенные соревнования — «кому из нас было трудней?» («… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …»).
Практика №1 естественным образом приводит к ответу, что же такое ЧСВ? Немного поразмыслив, я пришел к выводу, что ЧСВ можно рассматривать через такие составляющие как 1) эмоциональные ловушки; 2) стереотипы восприятия и поведения; 3) принципы и закономерности работы внимания. Собственно, именно это понимание привело к появлению практики №2.
Практика 2.
1. В какую эмоциональную ловушку я попал?
2. Какой стереотип сработал?
3. В какой ситуации это произошло?
Опять же смысл практики в отслеживании и регистрировании этих 3-х моментов. Полезна также письменная фиксация результатов выслеживания, естественно, при наличии времени и возможности это сделать. По крайней мере, такая возможность всегда появляется в конце дня, когда мы обычно возвращаемся домой.
Тоже достаточно простая практика выслеживания ЧСВ. С тем лишь дополнением, что она предполагает наличие некоторых «полочек», по которым раскладывается ЧСВ. По мере изучения своих «любимых» эмоциональных ловушек и стереотипов, практика выслеживания ЧСВ приобретает более осмысленный и результативный характер. Знание эмоциональных ловушек и стереотипов позволяет через некоторое время отслеживать сам момент их зарождения и уничтожать их, пока они еще не набрали силу, т.е. «пресекать на корню», «вытаскивать хворост из-под котла» (стратагема 19).
Принципы и закономерности работы внимания здесь не предлагаются к выслеживанию, по одной простой причине — чтобы не усложнять практику. Того, что написано, вполне достаточно, если учесть, что выслеживание происходит в реальном режиме времени — «здесь и сейчас», и, как правило, речь идет о долях секунды реагирования на появление ЧСВ. Хотя, конечно, никто не мешает использовать эту практику в режиме «там и потом», спокойно перепросматривая события дня.
Подробнее узнать об эмоциональных ловушках и стереотипах восприятия и реагирования можно в соответствующих статьях. Нужно лишь отметить, что в рамках этой практики особенный интерес представляют те стереотипы, которые прямо и непосредственно приводят к попаданию в эмоциональные ловушки. Еще раз обращаю внимание на то, что собирать и изучать стереотипы и эмоциональные ловушки нужно, прежде всего, свои — индивидуальные.
Практика 3.
5. Отношение, оценка
Выслеживание чувства собственной важности происходит по пяти вышеперечисленным областям.
Эта практика появилась, как естественное желание понять и разобраться глубже, что же такое чувство собственной важности.
При всей полезности и простоте практики №2, определенно, есть проявления ЧСВ, которые явно не укладывались в модель ЧСВ, описываемую эмоциональными ловушками и стереотипами, либо укладываются, но с большой натяжкой. Собственно, практика №3 дает более точный и детальный анализ ЧСВ. Это ее несомненное достоинство, есть, конечно, и недостатки — о них чуть позже.
Смысл применения этой практики можно описать следующей аналогией: есть какое-то сложное многомерное образование ЧСВ, мы берем и проецируем его на 5 плоскостей (установки, реакция, ожидание, устремление, отношение) и детально изучаем полученную проекцию. Практика показывает, что ЧСВ, если оно имело место быть, не ограничивается каким-то одним проявлением (внешним или внутренним), но имеет сложный комплексный характер, как правило, затрагивающий все 5 изучаемых областей, т.е. проецирует себя на все плоскости сразу. Впрочем, проецирует себя на каждую из плоскостей в разной степени выраженности, т.е. определенные ситуации ЧСВ легче и отчетливее видны на каких-то отдельных плоскостях.
Разберем простой пример. В качестве рабочего материала — одно из моих проявлений ЧСВ. Было замечено и отслежено давно, но понять и разобрать его я смог только сейчас, используя данную практику.
Итак, пример. Я оставляю какие-то сообщения на форумах — ответы на чужие сообщения, свои соображения и т.д. Как правило, я считаю их достаточно интересными, полезными и, безусловно, глубокими по содержанию :). Потом я начинаю ждать ответ на свои сообщения. Иногда это выглядело особенно забавно, через каждые 5-10 минут я мог заходить в инет, чтобы проверить, не было ли ответа на мой пост. И чем дольше не было ответа, тем больше меня это напрягало. Испытываемые чувства в те моменты: нервозное ожидание, раздражение, разочарование, иногда даже обида (если на сообщения так и не отвечали).
Естественно, это не были истерики, а так, легкая степень проявленности данных чувств, но, тем не менее, они были. Особенно неприятно было, когда мои сообщения вообще игнорировали. В те моменты обычно появлялись мысли примерно такого содержания: «или я оставил очень умное сообщение, и его просто никто не понял, или какое-то очень глупое, на которое народ вообще решил не отвечать, или просто меня игнорируют».
Думаю, этого уже достаточно для того, чтобы разобрать применение практики №3.
1. Установки или убеждения. Обычно это несознаваемые и слабоосознаваемые правила, которые у каждого есть в голове. В данном случае несколько моих установок, непосредственно связанных с чувством собственной важности, могли иметь следующее содержание: «обычно я говорю умные мысли», «на мои умные мысли и речи люди должны реагировать», «когда на меня не реагируют, значит, что-то здесь не так». Обратите внимание, все эти убеждения непосредственно затрагивают «Я», т.е. интересующие нас установки (касающиеся ЧСВ) так или иначе будут крутиться вокруг «Я», своей личности, своей самооценки, своей самоидентификации и т.д.
Естественно, что все эти соображения относительно моих установок — не более чем гипотеза, которую можно и нужно проверять в других ситуациях. Если перечисленные выше установки имеют место быть в различных ситуациях (не ограничивающихся одним лишь примером с форумом), тогда с некоторой степенью вероятности можно предположить их действительное наличие.
Часто установки выражаются в виде самоограничений, т.е. «можно вот это и это, а это нельзя», в виде «мне надо», «мне нужно», «я должен» и т.д. (об этом уже шла речь в статье «Второй принцип сталкинга»).
2. Реакция. Это достаточно очевидный момент, я среагировал на эту ситуацию, она меня зацепила. Если бы мне было «параллельно», отвечают ли на мои сообщения или нет, то, естественно, никакой реакции, связанной с чувством собственной важности, и не было бы.
Если вспомнить про стереотипы, то в данном случае был весьма наглядный и что характерно, стабильно повторяющийся стереотип «меня игнорируют — раздражение, разочарование, обида» (повторяющийся не только в этой, но и других ситуациях). На самом деле, здесь конечно больше, чем один стереотип реагирования, здесь также присутствует несколько стереотипов восприятия: «мои умные сообщения», «меня игнорируют», но в контексте данной практики их уместнее рассматривать в области 5 — отношения и оценки.
3. Ожидание. С ожиданием здесь тоже все достаточно очевидно. Разбор данного проявления ЧСВ демонстрирует мое ожидание того, чтобы «меня заметили и обратили на меня внимание». Естественно это тоже относится к ЧСВ. И ровно также в центре внимания я сам. Синонимом ожидания является желание. Уместно вспомнить здесь известное изречение Будды — «желания порождают страдания», в нашем случае — вышеописанную реакцию.
4. Устремление или побуждение. Здесь ситуация несколько сложнее. Также, как и в случае с установками, мы можем только строить предположения, опираясь на смутные ощущения адекватности и объективности интерпретации. Как мне представляется, в данном случае проявляются устремления: «произвести собой впечатление», «продемонстрировать свои знания», «донести свою умную мысль».
Обратите внимание, устремление «произвести собой впечатление» является, в общем-то, довольно распространенным в нашем обществе, но проявляется оно у всех по-разному и проявляется в зависимости от интересов и приоритетов. Если взять, к примеру, женщин (в основной своей массе, хотя, конечно, есть и исключения), то подобное устремление конкретизируется у них в области внешнего вида, косметики и одежды.
Для меня, например, значимой является область знаний, и, соответственно, мои устремления, касающиеся ЧСВ, так или иначе связаны с моими интересами, в данном конкретном случае проявляется в виде устремления «продемонстрировать свои знания».
Естественно также, что ожидания и устремления связаны самым непосредственным образом, т.е. устремляясь куда-то там :), мы, естественно, что-то ожидаем.
5. Отношение, оценка. Здесь вроде бы все достаточно очевидно: «мои умные сообщения», «меня игнорируют» — это и есть оценка и отношение к происходящему, и опять в центре внимания я сам.
Еще стоит отметить, что основной причиной подобных «залетов» является слишком серьезное отношение к самому себе.
Описанный выше анализ — «разложение по полочкам» — и есть способ применения этой практики. Она тоже работает и дает неплохие результаты, однако у нее есть и минусы. Собственно минус один — она довольно громоздкая в плане оперативного реагирования в режиме реального времени. На нее нужно время и достаточный интеллектуальный ресурс. Нужно время, чтобы «пораскинуть мозгами», и нужно умение это делать. Надеюсь, что со вторым у вас все в порядке, с первым же. Это хорошо, когда есть свободная минутка-другая времени и можно проанализировать ЧСВ в соответствии с вышеприведенной схемой. А если нет? Тогда нам поможет практика №4.
Практика 4.
Выслеживание чувства собственной важности через отслеживание любого из следующих проявлений:
«выдвигание себя на первое место»;
«слишком много себя»;
«слишком серьезное отношение к себе».
Это метафоры, которые очень точно описывают наличие ЧСВ. Смысл практики в том, чтобы регулярно проверять себя на наличие любого из выше перечисленных проявлений.
Пишу эти строки и понимаю, что рациональных аргументов не хватает, просто попробуйте сами.
В тот момент, когда вы хотя бы смутно почувствовали за собой ЧСВ (вроде есть что-то, но что не понятно), попробуйте оценить свое состояние — мысли и чувства на предмет соответствия с любым из этих трех проявлений («выдвигание себя на первое место», «слишком много себя», «слишком серьезное отношение к себе»). Обычно они присутствуют все, хотя, может быть, какое-то из них будет более заметным и очевидным в конкретной ситуации.
Эта практика весьма эффективна и проста в использовании, единственное, что требуется для ее успешного применения, это некоторый опыт самовыслеживания.
Если не получается, попробуйте предыдущие практики. В этой статье они расположены в порядке возрастания необходимого для их использования осознания и опыта самовыслеживания.
Источник