Больше всех чувствовал себя неловко

Как преодолеть чувство неловкости и смущения.

Многие люди страдают – действительно страдают – от того, что в обществе малознакомых (а порой и хорошо знакомых) людей чувствуют себя неловко, скованно, что называется «не в своей тарелке». В самых тяжелых случаях человек начинает ощущать «давление» от присутствия других людей в любом людном месте – на улице, в магазине, в транспорте.

Причин такого психического состояния может быть множество – кто-то не в восторге от своей внешности (фигуры, одежды, прически), кто-то не уверен в своих навыках общения, кому-то кажется, что он попал не в свой социальный круг и все вокруг успешнее, состоятельнее и смотрят на него сверху вниз…

Однако при всем многообразии причин, у таких случаев есть одно общее свойство, общий симптом, который позволяет контролировать и уменьшать «уровень неловкости» независимо причин его повышающих.

В подобных ситуациях, начиная испытывать неловкость, смущение люди переносят фокус внимания на самих себя, неосознанно (или осознанно) усиливая самоконтроль до такого уровня, когда он вместо пользы начинает приносить неудобство.

Как результат чрезмерной озабоченности тем, какое впечатление он производит, у человека появляется ощущение, что на него все смотрят (что наверняка не так). Растет эмоциональное и физическое напряжение, человек начинает буквально спотыкаться на ровном месте, его жесты становятся угловатыми, к лицу приклеиваться глупая улыбка, у него путаются мысли, ломается голос, он начинает говорить и делать глупости, в обычном состоянии ему несвойственные. И чем сильнее он старается вести себя естественно, тем больше напрягается, и тем хуже себя чувствует.

Самый простой способ исправить ситуацию, снять напряжение и уменьшить давление чрезмерного самоконтроля – перенести фокус внимания на других людей. Не нужно пытаться взять себя в руки, расслабиться волевым усилием – если и выйдет, то ненадолго, и в целом большого облегчения не принесет. Вместо этого постарайтесь сосредоточится на тех, кто вас окружает. Повторяйте про себя «люди, которые вокруг меня – кто они, какие они, что они делают?».

Смотрите на людей – и отмечайте, во что они одеты, какие у них фигуры, осанки, жесты, какая у них походка, выражения лиц. Просто смотрите и слушайте. Какие у них голоса, о чем они говорят, чем вообще заняты. При этом совсем не обязательно пристально пялиться на кого-то или демонстративно разглядывать – нескольких коротких взглядов, дополненных памятью и воображением, будет вполне достаточно для того, чтобы выстроить в сознании достаточно достоверный образ человека.

И помните – ваша задача не оценивать других, не выносить объективные приговоры и ставить диагнозы (хотя если так будет получаться – ничего страшного), а отвлечься от самого себя, переместить внимание изнутри вовне. Хотя бы частично. Осознать окружающих людей не как некую безликую оценивающую силу, а как живых существ, в целом – таких же как вы. Этого будет достаточно, чтобы снять напряжение и почувствовать себя свободнее и естественнее.

Если Вам интересна статья и близка тематика, ставьте лайк и подписывайтесь на канал .

Источник

Разбираем статью «Как не чувствовать себя неловко»

Советы в интернете, особенно касательно психологии – это зачастую трэш и угар. Сегодня на разборе – статья топ-1 по запросу «Как не чувствовать себя неловко». Давайте посмеемся вместе, а я вам покажу, почему бесполезно читать такие статьи.

Сразу оговорюсь. Подобные статьи пишут копирайтеры, авторы, они могут пролистать литературу, но на глубокий анализ у них банально нет ни сил, ни времени. Подготовка хорошей статьи вместе со специалистом трудозатратна и требует навыков в журналистике. А подобные статьи, которые потом попадают в топ поисковика, строчат буквально «на коленке».

Я как практикующий психолог оценю содержание статьи и действенность предлагаемых советов.

Эпичный совет из статьи-1

Совет в том же духе, как и «не думать о белой обезьяне».

В чем суть проблемы: неловкость – это «маленький стыд». Прорваться через стыд можно в бесстыдство, а такой хрен редьки не слаще. Второй вариант – человек, который вовсю старается игнорировать неловкость, становится еще более зажатым, смущенным, неловким, опрокидывает что-нибудь, задевает углы.

Что нужно на самом деле: начинать с маленькой группы доброжелательно настроенных людей. Действовать аккуратно, по мере сил, с учетом своего стыда.

Эпичный совет 2

Невозможно просто взять и перестать думать о других. Изначально люди опираются на других людей (родителей, родственников, воспитателя, учителей), и только на основе этого доброжелательного взгляда взращивают хорошую самооценку.

Читайте также:  Что такое висцеральные эмоций

Благодаря наличию внешнего объекта формируется «взгляд на себя».

И только тогда можно перестать думать о других.

Внимание. Работают психзащиты. Тут часто вылезает проекция. Человек, нуждающийся в одобрении, предполагает, что кто-то может его дать. Он ищет, ждет его. И даже если про него не говорят или не думают, то все равно будет приписывать другим, что «а на самом деле все замечают, как я лажаю или какой я неловкий, неуместный».

Эпичный совет-3

Тут авторы идут по «американскому» пути формализма. Интересуйтесь, спрашивайте, какую он книгу читает или чем она сейчас увлекается.

Идея неплоха – сделать из незнакомца вполне знакомого человека. Она может сработать.

Но вы когда-нибудь ощущали себя амебой под микроскопом? Или наоборот: было ли у вас ощущение, что вас расспрашивают формально, «для галочки», лишь бы что-то спросить?

Проблема в том , что мы, люди, очень легко считываем, истинный у других к нам интерес, или нет.

Вы можете хоть сто раз прочесть и выучить наизусть всего Дейла Карнеги, но ваше бодрое и натянутое одновременно общение никому вообще не сдалось. От вас продолжат шарахаться, только еще активнее. Потому что смущенный человек молчит и адаптируется.

А человек, воспитанный на Карнеги, лезет под кожу, не имея простого человеческого интереса.

Манипуляции – это готовые решения, но этот фаст-фуд в общении никого не заинтересует.

Кстати, а вот и манипуляции подвезли.

Эпичный совет-4

Вот пример того, как благодаря хорошей идее перейти к плохому общению.

Стандартные «фишки», которые привнесены из НЛП и подобных течений:

1. «Открытые вопросы» (вместо да-нет – как, что, почему, зачем)

2. Повторять имя. Узнать, какая форма имени нравится, и использовать ее (например, мне нравится Аннушка, но когда мой знакомый повторил его 5 раз, хотелось дать ему в глаз).

3. «Три ДА» (или пять) – якобы чтобы собеседник почувствовал, что вы с ним на одной волне.

4. Для особо продвинутых – «разрыв шаблона», который заставит думать о вас.

Все это работает, но очень условно. Какими бы продуманными ни были вопросы, если вы их берете «из головы», а не «от сердца», то это чувствуется.

Так же, как видна натянутая улыбка.

Поэтому все перечисленные выше эпичные советы из статьи – это костыли, которые не нужны человеку, умеющему ходить. А калека от общения даже с костылями все равно будет спотыкаться, идти медленней, ну и люди вокруг будут в курсе, что перед ними – человек с ограничениями.

Выводы и подсказки от Совы-Психолога

Надеюсь, вы поняли, чем плохи подобные статьи – кстати, разобранная сегодня статья еще вполне «годная». И кстати, судя по концовке на английском языке, словечкам-англицизмам – она переводная.

Впрочем, цель такой статьи – помочь человеку обрести хоть какую-то опору.

А если вам важно научиться свободно и комфортно общаться – хочу посоветовать другой путь. Найти динамическую группу в вашем городе (да-да, ту самую, где люди сидят кружочком и разговаривают), и с живыми людьми пробовать разные способы общения.

Вживую, с другими участниками, в безопасной доброжелательной обстановке можно сделать самое важное. А именно – нащупать, найти и запомнить эту разницу – когда вы общаетесь от души, а когда – принуждаете себя «перешагнуть через смущение».

Ваша Сова-Психолог. Лайк статье, репост и подписка на канал будут очень приятны! Заранее спасибо!

Источник

Как избавиться от неуклюжести? 5 упражнений из арсенала актеров

Мы совершаем неловкие движения, потому что невнимательны. Вот как это исправить

Скоординированность движений в быту воспринимается как нечто само собой разумеющиеся. На деле успех в элементарных операциях (подняться по лестнице, достать ключи из внутреннего кармана рюкзака) — знак, что тело и мозг работают синхронно. Простые действия не так просты, как кажется: в момент их выполнения мозг одновременно задействует как двигательные, так и сенсорные системы.

Прежде всего для баланса важен мозжечок: он отвечает за координацию рук и ног и выполнение плавных движений туловища. Кроме мозжечка, правильно должен работать и вестибулярный аппарат, который позволяет поддерживать равновесие и корректно оценивать свое положение в пространстве. Он состоит из трех полукружных каналов во внутреннем ухе, наполненных жидкостью. При повороте головы в вертикальной и горизонтальной плоскости эта жидкость давит на эластичную мембрану, а та уже превращает сигналы для мозга. Но и это не все. Рецепторы в суставах, связках и мышцах обеспечивают проприоцепцию — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.

Неуклюжесть может быть вызвана нарушением в любой из этих систем. Например, такое бывает при рассеянном склерозе, после инсульта или из-за поражения нервов при сахарном диабете. Если проблемы с координацией возникли внезапно и сопровождаются головокружением, тремором, ощущением «ватных» ног, шумом в ушах — это повод обратиться к врачу.

Но если некоторая неуклюжесть в быту для вас привычна и других тревожных симптомов нет, она может быть связана не с болезнью, а с особенностями вашего мышления. Хорошая новость: такого рода проблемы с координацией можно с помощью специальных тренировок. Но для начала нужно понять, как именно способность двигаться плавно и скоординировано связана с когнитивными способностями.

Читайте также:  Который принес всем нам много радости

Неуклюжесть — это когнитивный сбой

Группа ученых из университета Делавэра попыталась выяснить, почему даже спортсмены, обладающие хорошей физической подготовкой и координацией, получают случайные травмы. Оказалось, при тестировании когнитивных способностей те спортсмены, которые чаще других травмируются, также показывают низкие результаты на скорость реакции, обработку информации. А еще они продемонстрировали не самые лучшие результаты на зрительную и вербальную память. Исследователи предположили: неуклюжесть — это замедленная способность мозга оценивать ситуацию во внешнем мире и принимать решения, исходя из нее.

Допустим, мы случайно проливаем кофе на чужой плащ или спотыкаемся на ровном месте. В такие моменты кажется, что тело нас просто не слушается. Возможно, все ровно наоборот. Мы не заметили проходящего мимо человека, пока пытались разглядеть друзей, которые ждут нас в кафе. Или слишком сфокусировались на своих мыслях и упустили тот факт, что дорога перед нами стала не такой ровной. То есть, досадные оплошности происходят из-за того, что мозг неправильно распределяет внимание. А с контролем над телом все в порядке: тело просто получает не те команды, которые помогли бы ему действовать скоординировано.

Первым, кто попытался разобраться в работе внимания, был психолог Дональд Бродбент. Его теория избирательного фильтра основана на эксперименте с дихотическим слушанием. Участники одновременно слышали несколько разных сообщений: например, цифру 357 — левым ухом, а правым — 891. Прослушав такое сообщение, участники редко могли верно воспроизвести цифры, которые только что услышали. Но если они слышали те же сообщения не одномоментно, а последовательно — сначала 357 левым ухом, потом 891 правым, то легко повторяли последовательность цифр.

Бродбент предположил: восприятие имеет малую «пропускную способность», и уделять внимание одному объекту можно только за счет другого. Это значит, что наше внимание ограничено. Его можно сравнить с карманным фонариком. Концентрация (одно из свойств внимания) помогает нам ярко подсветить дверную скважину, а распределяемость (еще одно свойство) — рассеять свет по лестничной площадке. Но мы не можем ярко осветить весь лестничный пролет — так работает принцип ограниченности в распределении внимания.

Насколько вы неуклюжи? Тест

Чтобы можно было объективно оценить проблемы с восприятием, памятью и моторными функциями, Дональд Брондберт разработал специальный опросник — The Cognitive Failures Questionnaire. Люди, которые набирают в этом тесте 65 и более баллов, часто попадают в несчастные случаи из-за проблем с распределением внимания, особенно — на фоне стресса и волнения.

The Cognitive Failures Questionnaire (CFQ)

Оцените, насколько верно описывают вас следующие утверждения, по шкале от 0 до 4, где 0 — никогда, а 4 — очень часто.

Когда вы читаете, вы ловите себя на мысли, что не думали о смысле предложения, и приходится перечитывать его заново.

Вы входите в комнату и не помните, зачем вообще сюда пришли.

Вы не замечаете указатели на дороге.

Когда вам нужно указать направление, вы путаете право и лево.

Вы натыкаетесь на людей.

Вы не помните, выключили ли свет и заперли ли дверь перед тем, как выйти из дома.

Когда вы знакомитесь с людьми, то почти сразу забываете их имена.

Вы говорите что-то — и только потом понимаете, что ваши слова могут быть восприняты как оскорбление.

Вы не слышите, что вам говорят, когда заняты другими делами.

Вы теряете самообладание и сожалеете об этом.

Вы оставляете важные письма без ответа в течение нескольких дней.

Вы забываете, куда нужно повернуть на знакомой дороге, если редко ей пользуетесь.

В супермаркете вы не видите то, за чем пришли (хотя это что-то там есть).

Вы внезапно понимаете, что не уверены в выборе слов, и задаетесь вопросом: а правильно ли вы употребили слово?

Вам трудно принять решение.

Вы забываете о встречах.

Вы забываете, куда положили предметы вроде газеты или книги.

Вы случайно выбрасываете то, что не собирались, но оставляете то, что хотели выбросить. Например, можете выбросить спичечный коробок, а использованную спичку положить в карман.

Вы мечтаете, когда нужно слушать.

Вы забываете имена людей.

Вы начинаете заниматься одним домашним делом и поневоле отвлекаетесь на что-то другое.

Вы не можете вспомнить слово или выражение, хотя оно вертится на кончике языка.

Вы забываете, за какими продуктами пришли в магазин.

Вы роняете вещи.

Вы не можете придумать, что сказать в ответ на чьи-то слова или действия.

Как интерпретировать результаты

Чем больше баллов вы набрали в тесте, тем менее внимательно выполняете повседневные дела и тем более из-за этого неуклюжи. Если вы набрали 40 баллов, это может свидетельствовать о повышенном психическом напряжении. А 65 баллов — уже тревожный знак, который говорит о повышенной склонности попадать в несчастные случаи из-за проблем с распределением внимания.

Подсчет общего количества баллов — самый простой способ интерпретировать результаты теста. Более изощренный способ — изучить свои ответы по конкретным пунктам и выяснить, с чем именно связаны когнитивные сбои.

Если вы набрали больше всего баллов в пунктах 1, 2, 7, 17, 20, 22 и 23 — возможно, у вас есть проблемы с кратковременной и рабочей памятью. Из-за этого сложнее концентрировать внимание на задачах в момент их выполнения.

Читайте также:  Почему то именно плохие привычки способствуют хорошему настроению

Больше всего баллов в пунктах 2, 3, 5, 6, 12, 18, 23 и 24 — признак недостаточной концентрации и неумения выполнять задачи последовательно.

Больше всего баллов в пунктах 8, 9, 10, 11, 14, 19, 21 и 25 говорят о высокой социальной тревожности: вы слишком волнуетесь, когда окружены людьми или все взгляды обращены к вам, внимание расходуется неравномерно — так, что на координацию движений его остается слишком мало.

Концентрация и отвлекаемость: свойства внимания

Итак, внимание — это карманный фонарик, который может осветить мелкий объект точечно или рассеять свет по большому пространству. Первое свойство внимания — концентрация, способность сосредоточиться на одном деле и не обращать внимания на другие. Второе — распределяемость внимания, умение одновременно выполнять несколько задач (разговаривать по телефону и готовить ужин, например).

Но это еще не все свойства внимания. За то, как быстро мы можем менять объекты нашего внимания, при этом не сильно теряя концентрацию на каждом, отвечает переключаемость внимания. За то, как продолжительно мы можем концентрироваться на одной задаче, — устойчивость внимания, которая достигает пика к 40-летию, а потом снижается. Еще есть отвлекаемость — непроизвольные колебания уровня внимания, и объем — количество объектов, которые мы можем воспринимать одновременно.

Хотя внимание — сложный и не до конца изученный процесс, мы можем его тренировать — через развитие некоторых его свойств. Медитация, например, — один из самых надежных способов усилить концентрацию и устойчивость внимания и снизить отвлекаемость. Она даже избавляет нас от привычки не обращать внимание на новую информацию в привычной среде. Если медитировать не нравится, попробуйте простое упражнение на развитие устойчивого внимания. Возьмите в руку теплый стакан, выпрямите руку перед собой. Замрите и сфокусируйтесь на ощущении тепла в руке.

Медитации и упражнения на сосредоточение нацелены на концентрацию, устойчивость и отвлекаемость. Развивать распределение и переключаемость внимания сложнее. Но это то, с чем каждый день приходится сталкиваться актерам. И у них есть несколько техник, которые стоит перенять.

Как тренировать внимание. Актерские техники

Если вам приходилось случайно разбивать бокал с вином на публике, вы наверняка вспомните это ощущение стыда. Для актера такая неуклюжесть во время спектакля может стать серьезной проблемой: пара неуверенных, неловких движений, не говоря уже о случайном падении, — и вот он уже разрушил в сознании зрителя тщательно выстроенный образ героя. Реформатор русского театра Константин Станиславский считал: внимание актера должно быть многоплоскостным, т.е. распределенным. Это позволяет создавать перед зрителем образ плавного, легкого и непрерывного действия.

Уметь правильно распределять и переключать внимание — профессиональная обязанность актера. В театральных вузах студенты учатся одновременно держать в голове текст, двигаться по сцене так, как задумал режиссер, и точно выполнять задуманные движения. Те же техники, которые используют они, могут помочь избавиться от растерянности и неуклюжести и в обычной жизни. Вот несколько таких упражнений.

Упражнение 1. Собираем спички и читаем поэзию

Для начала нужно рассыпать по пол спички. Затем поочередно складывать каждую спичку обратно в коробок, параллельно рассказывая сказку или стихи.

Упражнение 2. Слушаем песню и стучим по столу

Упражнение позволяет координировать реакцию, слух и внимание одновременно. Включите песню и на каждую услышанную букву «п» (или любую другую) легко постукивайте ручкой по столу. Чтобы усложнить задачу, выполняйте упражнение, слушая чей-то рассказ. При этом, естественно, нужно сосредоточиться и на понимании смысла разговора.

Упражнение 3. Собираем друзей в круг и хлопаем в ладоши

Участники садятся в круг, за каждым закрепляется одна или несколько букв. Например, первому — «о», второму — «с», третьему — «к», четвертому — «л». Из них складывается «сокол». Задача участников — воспроизвести слово или фразу хлопками. Сначала хлопает второй человек (буква «с»), затем первый (буква «о»), третий («к»), снова первый («о») и четвертый («л»). Усложненный вариант: каждый человек хлопает столько раз, сколько предписывает его порядковый номер. То есть второй человек (буква «с») хлопает два раза, за ним один раз хлопает первый участник (буква «о») и т.д.

Упражнение 4. Чертим круг и треугольник — разными руками

Развитию внимания и координации способствуют упражнения, которые разным образом задействуют правую и левую сторону тела. Например, попробуйте выставить перед собой сжатые кулаки на вытянутой руке, затем одним запястьем крутить в левую сторону, а другим — в правую. Если хотите усложнить упражнение, можно развести руки в сторону, а затем одной попытаться начертить в воздухе треугольник, а другой — круг.

Упражнение 5. Стоим на одной ноге и машем руками

Более сложный вариант предыдущего упражнения. Нужно стоять на одной ноге. Левой рукой выполняйте такой жест, будто бы прогоняете кого-то, а правой — подзываете. Свободную ногу можно сгибать и разгибать ее в колене: так будет еще сложнее. Через минуту необходимо отзеркалить все движения, то есть повторить то же самое, но стоя уже на другой ноге и сменив движения для рук.

Источник

Оцените статью