Больной чувствует себя лучше сказал дежурный врач теперь жизнь его очевидно вне опасности

«О.Д. Ивашова к учебнику «Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. — 22– . »

1) Всё время она [мать] думала о чём-то – это я сразу узнавал по живым движениям лица — и то расстраивалась молча, про себя, то улыбалась. 2) К сожалению, мы очень редко так хорошо проводим время. 3) Вы думаете, может быть, что, однажды очнувшись, я стал поправляться? Ничуть не бы вало. 4) Врач назначил меня на рентген и вот тут я «поддался беде», как любила говорить тётя Даша. Во-первых, рентген показал, что нога непра вильно срослась. Во-вторых, я, должно быть, простудился.

I. Наступило молчание. Однообразная трескотня кузнечиков, дёрганье вв. сл.

коростеля и крик перепела не нарушали ночной тишины, а, напротив, при вв. сл.

давали ей ещё большую монотонность. Казалось, тихо звучали, чаровали слух не птицы, не насекомые, а звёзды, глядевшие на нас с неба.

Первый нарушил молчание Савка. Он медленно перевёл глаза с чёрной вв. сл.

Кутьки на меня и сказал: «Вам, барин, я вижу, скучно. Давайте ужинать».

II. Пластиковые лыжи — новинка в нашем зимнем спортинвентаре.

Преимущество их в сравнении с традиционными очевидно. Во-первых, лы жи из пластика обладают высокими спортивно-беговыми качествами, во вв. сл.

вторых, дают огромную экономию древесины, наконец, они очень изящны на вид.

I — повествование (рассказывается о событиях ночью). II — рассужде ние (доказывается преимущество пластиковых лыж). Предложения во вто ром тексте связаны при помощи вводных слов.

Монотонность — однообразие. Тихо — неслышно, беззвучно.

StudyPort.ru 1) Будут сегодня транслировать хоккейный матч по телевизору? Конеч но же, будут! Сомневаюсь, что будут. Разумеется! 2) Слушаете ли вы ра диопередачи «В мире слов»? — Да, слушаю. К сожалению, редко.

3) Неужели вам не нравится симфоническая музыка? Нет, не нравится. По мнению мамы, я еще до нее не дорос.4) Писали ли вы сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? — Конечно, писали. Разумеется, пи сали. 5) Видели ли вы фильм «Русский бунт», поставленный по этой повес ти? — К сожалению, нет.

1) Да здравствует солнце, да скроется тьма! 2) Нет ничего радостнее труда. 3) И этот голос наковален, да скрип мехов: да шум огня с далёкой той поры начальной в ушах не молкнет у меня. 4) Места совсем незнако мые. Больших домов нет, а стоят маленькие домики. 5) Да, вот так люди здесь живут. 6) Он был, о море, твой певец. 7) Ax, как холодно в дороге!

(Повеств., воскл., простое, односост., безличн., распростр., полн., осл. меж дометием.) [ ]. 8) Нет, радиограмму я посылать не буду.

I. Уважаемый Владимир Клавдиевич, книгу Вашу я читал с великим на вв. сл.

слаждением. Не говоря о её научной ценности, конечно, несомненной и крупной, увлечен и очарован был её изобразительною силою. Вам удалось вв. сл.

объединить в себе Брема и Фенимора Купера. Это, поверьте, неплохая по вв. сл.

хвала. Разумеется, я буду очень рад получить второе издание этой чудесной книги.

Великое наслаждение — большое удовольствие. Чудесная — удиви тельная, замечательная, необыкновенная.

Извини, что так долго тебе не отвечала.

Несколько дней назад мне в руки попала очень хорошая книга. Я знаю, что ты любишь сказки, и поэтому, мне кажется, она тебе тоже понравилась бы. У этой книги даже подзаголовок есть: «Сказка для научных работников младшего возраста». Это произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Ты не поверишь, но они собрали в одной книге компьютер и Бабу-Ягу, современный автомобиль и ковер-самолет, телефон и говорящего кота Баюна с русалками. Представляешь? Сначала герой тоже вначале удив лялся, но потом, кстати говоря, очень активно участвовал в сказочных экспериментах, например, испытывал машину времени. Правда, только в описываемом будущем. Самое интересное, ему было любопытно, но не страшно.

Над многими моментами я сильно смеялась. В книге много юмора. По слушай, найди книгу в библиотеке и прочти! Не пожалеешь!

StudyPort.ru Книги — наши верные друзья Я полностью согласен с этим тезисом. Во-первых, книги, как хорошие друзья, молчат, пока их не спросят, они не навязывают свое присутствие.

Во-вторых, из книг пополняешь свои знания. В-третьих, книги раскрывают внутренний мир автора, ты можешь соглашаться с его мнением или нет. В четвертых, книга просто развлечет тебя в свободное время. В-пятых, книга подскажет тебе выход из тяжелого положения.

Дружба подразумевает близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. И всегда среди тысячи можно найти книгу, которая тебя заинтересует, заденет душу, мысли, чувства.

Таким образом, книги можно считать нашими верными друзьями.

Для того, чтобы обнаружить присутствие углерода в углекислоте, не обходимо отнять у неё кислород. Этого можно достигнуть, заставив ки слород соединиться с каким-нибудь телом, обладающим ещё большим к нему сродством. Таков, например, металл магний, проволока которого сгорает, распространяя ослепительный свет. Зажигаю проволоку и опус каю её в стеклянную банку, заключающую обыкновенный воздух. Прово лока сгорает, и на дно падает совершенно белая зола. Это магнезия, со единение металла магния с кислородом. Повторяю тот же опыт, но на этот раз погружаю горящую проволоку в сосуд с углекислотой. Теперь уже она вынуждена добывать себе кислород, отнимая его у углерода, и этот последний должен обнаружиться. И действительно, на этот раз про волока горит не тихо, а с треском, как бы с целым рядом маленьких взры вов. а на стенках стеклянного сосуда осаждается черная копоть. Это осво бодившийся углерод.

Итак, в атмосферном воздухе, в невидимой для глаза форме, постоянно присутствует громадный запас углерода.

Стиль текста — научный (в научно-популярной разновидности). Боль шинство глаголов — в форме изъявительного наклонения.

Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смеш ным. Ученик, отступающий от школьных правил, не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, простой смешной — на это, пожалуй, многие согласились бы, — но какой-то обидно смешной. Смеш ной, непонимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом по следним… Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии.

Смешным мог оказаться каждый.

Разумеется, я тоже не избежал этой участи.

х х Лауреат Нобелевской премии, чествовать лауреата.

StudyPort.ru Поблизости от крупных промышленных центров создаются города спутники. По замыслам архитекторов, каждый такой город рассчитан на не сколько десятков тысяч жителей. Обычно он строится в местности с хоро шими климатическими условиями. Дома воздвигаются вдали от фабрик и заводов. Следовательно, зелёный заслон отделяет жилые кварталы от пред приятий. Таких жилых кварталов (строители называют их микрорайонами) проектируют несколько. Чистый воздух, солнце, зелень сочетаются в них с большими удобствами. Дворец культуры, кинотеатр, зимние спортивные залы, плавательные бассейны, а иногда и пляжи – всё это будет способство вать хорошему отдыху жителей.

Город (к а к о й ?) каждый.

непост. — в м.р., ед. ч., и. п.

Город (к а к о й?) каждый.

(Ч т о д е л а ю т ?) проектируют.

Н. ф. — проектировать. Пост. — несов.в., перех., I спр.;

непост. — в изъяв.накл., в наст. вр., во мн. ч., 3 л.

(Ч т о д е л а ю т ?) проектируют.

Удивительные способности животных Издавна поражают людей некоторые способности животных. Каждые два года черепахи собираются на острове Вознесения и откладывают яйца.

Как находят они посреди океана крохотный кусочек суши?

Рыбка мормирус создает вокруг себя электрическое поле. Любой пред мет, попадая в это поле, искажает его силовые линии. Мормирус, помещен ный в аквариум, чувствует, если рядом находится магнит. Он будет беспо коиться, если вы, например, рядом вздумаете причесываться. Перед штор мом медузы уходят в море, чтобы не разбиться о скалы. Они узнают о шторме за пятнадцать часов. (1-2 — цепная, 1-3 — параллельная, 3-4 — цепная, 4-5 — параллельная, 5-6 — цепная) Способность некоторых насекомых ориентироваться по различным от тенкам неба помогла в создании поляризированного компаса. Этот компас дает возможность определиться по крохотному кусочку неба. Любой школьник знает, что летучие мыши издают в полете ультразвуки, которые помогают им ориентироваться.

Разгадкой этих явлений занимается бионика. Сколько же удивительного откроется, когда человек проникнет в мир других живых организмов.

StudyPort.ru Интересная дискуссия, бурные дебаты, острая кульминация, химическая лаборатория, околоземная орбита, опытный пилот, просторная кабина, хра нить достоинство, гранитный постамент, высокий пьедестал, достоприме чательные места, искусство театра, монтировать декорации, репетировать ежедневно, телевизионная трансляция, дебют актрисы, симфонический ор кестр.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ.

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ 35. Предложения с прямой речью.

Знаки препинания при них 391 (342).

Если слова автора не разрывают прямую речь:

II. Если слова автора разрывают прямую речь:

П, — а, — п». 2) П? — а. — П». 3) П! — а. — П».

I. 1. Молчание нарушил этот неизвестный, произнеся низким тяжёлым го StudyPort.ru лосом и с иностранным акцентом следующие слова: «Добрый день, симпа тичнейший Степан Богданович!» 2) Иностранец откинулся на спинку скамей ки и спросил, даже привизгнув от любопытства: «Вы атеисты?» 3) «Да, мы атеисты», — улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердив шись: «Вот прицепился, заграничный гусь!» 4) Володя, жмурясь, посмотрел на свой поплавок, потом оглянулся и неуверенно спросил: «А что, может ры ба в другой бочаг уйти?» 5) «Ясное дело, — злобно ответил Яшка, — та со рвалась и всех распугала». 6) «Я думаю, что здесь должен остаться матрос Жухрай, — сказал Ермаченко, подходя к столу. — Во-первых, Жухрай из здешних мест;

во-вторых, он слесарь и монтёр, сможет устроиться работать на станции. По-моему, это самый подходящий человек».

II. 1) «Скоро мост, — весело сказал Зуев, — а там и Заборье. Можно сказать, пришли». 2) «Пойдёмте по берегу, — сказал я, — может быть, на ткнёмся на лодку». 3) «Стой! — вдруг сказал Гайдар. — Что это такое вон там, за кустом?» 4) «Что ты есть за человек? — спросил Гайдар. — Призна вайся». 5) «Да ведь это школа! — радостно сказал шофёр. — Тут учитель ница живёт».

III 1) «А почему мне ехать вправо? — спросил ямщик с неудовольстви ем. — Где ты видишь дорогу?» 2) «Помилуй, батюшка Пётр Андреич, — сказал Савельич, — зачем ему твой заячий тулуп?» 3) «Прошу не умни чать! — сказал я своему дядьке. — Сейчас неси сюда тулуп». 4) «Слушай, Василиса Егоровна, — отвечал урядник, — не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву?» 5) «Как Вам угодно, — сказал Иван Игнатьич, — де лайте, как разумеете». 6) «Смела ли Маша? — отвечала её мать. — Нет, Маша трусиха». 7) «Ну, матушка, – возразил Иван Кузьмич, — оставайся, пожалуй, коли ты на крепость нашу надеешься». 8) «Послушайте, Иван Кузьмич, — сказал я коменданту, — долг наш — защищать крепость до по следнего нашего издыхания». 9) «Вот я вас! — закричал Иван Кузьмич. — Ребята, стреляй!»

Привизгнув, радостно, учительница.

Подумал (к а к ?) рассердившись.

Н. ф. — рассердиться.

Подумал (к а к ?) рассердившись.

1) «Приходите вечером, — предложил тренер, — в плавательный бас сейн» (опред.-личн.) 2) «Больной чувствует себя лучше, — сказал дежур ный врач, — теперь жизнь его, очевидно, вне опасности». 3) «Ветер к утру утихнет, – сообщили по радио (неопр.-личн.), — погода улучшится».

4) «Участники соревнований! (назывн.) — раздалась команда. — Строить ся! (безл.)» 5) «Куда идёт этот автобус? — спросили мы у водителя. — Нам нужно в центр города (безл.)».

Читайте также:  6 отличных советов тибетской медицины как преодолеть стресс

StudyPort.ru х х х х Участвовать в диалоге, монолог героя, в эпилоге романа, в прологе пье сы.

– Кто такой этот Плюшкин? — спросил Чичиков.

– Мошенник, — отвечал Собакевич. — Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом.

– Вправду? —подхватил с участием Чичиков. — И вы говорите, что у него точно люди умирают в большом количестве?

– Неужели как мухи? А позвольте спросить, как далеко живёт он от вас?

– В пяти верстах! — воскликнул Чичиков и даже почувствовал неболь шое сердечное биение.

– Посмотрите, как хорошо! — сказал я, невольно понизив голос.

– Да, хорошо, — так же тихо отвечала она [Ася], не смотря на меня. — Если б мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как бы полетели… Но мы не птицы… – А крылья могут у нас вырасти, — возразил я.

– Поживете — узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли.

Не бойтесь, у вас будут крылья.

– Как вам сказать… Кажется, до сих пор я еще не летал.

36. Предложения с косвенной речью.

Замена прямой речи косвенной 398 (н).

1) Лесничий сказал: «Перед охотой нужно хорошо отдохнуть». (Пред ложение с прямой речью) — Лесничий сказал, что перед охотой нужно хо рошо отдохнуть. 2) Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идете?»

(Предложение с прямой речью) — Мы встретили друзей и спросили, куда они идут. 3) Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел».

(Предложение с прямой речью) — Учитель попросил дежурного, чтобы тот принес мел. 4) Я спросил друга: «Ты пойдешь сегодня на дискотеку?»

(Предложение с прямой речью) — Я спросил друга, пойдет ли он сегодня на дискотеку. 5) Бабушка попросила внучку: «Прочитай мне это письмо».

(Предложение с прямой речью) — Бабушка попросила внучку, чтобы та прочитала ей письмо.

StudyPort.ru 399 (349).

1) Шофёр такси уверял, что довезет нас до вокзала за пятнадцать минут.

2) Нина спросила подругу, пойдёт ли она сегодня вечером на концерт.

3) Коля говорил, что его брат работает слесарем-инструментальщиком.

4) Учитель истории предупредил нас, что надо быть у музея ровно в 11 часов.

I. 1) По утверждениям очевидцев, несчастный случай произошёл по ви не пешехода. 2) По сообщениям газет, весенний сев идёт успешно. 3) По мнению учёных, реки можно предохранить от загрязнения.

II. 1) Врачи считают, что курение особенно вредно для лёгких. 2) Спе циалисты утверждают, что лесные пожары чаще всего возникают от неос торожного обращения с огнём. 3) Синоптики обещают, что весна будет ранней.

III. 1) По-моему, хорошая книга — настоящий праздник. Я считаю, что хорошая книга — настоящий праздник. «Хорошая книга — настоящий праздник!» — сказал я брату. 2) По мнению психологов, внимательное и быстрое чтение — очень важный навык. Психологи считают, что внима тельное и быстрое чтение — очень важный навык. Психологи пишут:

«Внимательное и быстрое чтение — очень важный навык».

1) Мальчик сказал, что он не хочет ехать на экскурсию. Девочка про бормотала, что она не выучила уроки. Брат мне шепнул, что родители в со ре и чтобы я не ходил на кухню. Таня крикнула, чтобы подруги подошли к ней.

2) Он удивился, что я пришел так рано. Учитель обрадовался тому, что мы пришли на субботник. Витя поразился тому, что я так много успел про честь. Мама огорчилась, что мы не вымыли посуду.

1) Кивнув головой, старуха Изергиль спросила, почему я не пошел с ними. 2) Я ответил ей, что не хочу. 3) Я попросил старуху рассказать, как это было. 4) Лара сказал, чтобы его развязали, потому что он не будет гово рить связанный. 6) А когда его развязали, он спросил, что им нужно. 6) То гда один из людей крикнул, чтобы его не трогали, что он хочет умереть.

1) Пугачёв сказал Гринёву, что тот крепко перед ним виноват. 2) Царь говорит Кирибеевичу, что постарается помочь его горю. 3) Городничий со общает чиновникам, что пригласил их, чтобы сообщить пренеприятное из вестие. 4) Герой рассказа «После бала», Иван Васильевич, уверяет, что вся его жизнь переменилась от одной ночи. 5) Сокол отвечает Ужу, что знает счастье, что храбро бился.

StudyPort.ru Приставка пре- используется в значении:

– высокой степени качества (её можно заменить словами «очень», «весьма»): преувеличенный (= «весьма увеличенный»), преинтерес ный (= «очень интересный»);

– «через», «по-иному» (это значение близко значению приставки пе ре-): преступать (= «переступать).

Приставка при- используется в значении:

– пространственной близости (пригородный, приграничный);

– приближения, присоединения (приблизиться, приплыть);

– неполноты действия (прикрыть, приостановиться);

– доведения действия до конца (прибить, пристукнуть);

– совершения действия в чьих-либо интересах (припрятать).

В некоторых словах приставки пре- и при- не выделяются и правописа ние таких слов надо запомнить: пребывать (в знач. ‘быть в каком-то месте или состоянии’), презирать (в знач. ‘ненавидеть’), пренебрегать, президент (слово иноязычного происхождения);

прибор, приказ, призрение (в знач.

37. Цитаты и знаки препинания при них 404 (353).

В первом предложении изречение передается полностью.

I. 1) М. Горький считал, что нужно учить «экономии и точности языка».

2) «Самый верный признак истины — это простота и ясность», — утвер ждал Л. Н. Толстой. 3) Л. Н. Толстой называл неясность слова «неизменным признаком неясности мысли».

II. 1) «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — отвечает Фамусову Чацкий.

2) А. С. Пушкин сокрушенно замечает:

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран.

3) «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то сло ва, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности», — та ково мнение великого русского писателя.

4) О своем трагическом одиночестве говорит М. Лермонтов словах:

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной.

5) Н. А. Некрасов призывал деятелей культуры:

Сейте разумное, доброе, вечное, StudyPort.ru Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ.

6) Ф. И. Тютчев проницательно заметил: «Умом Россию не понять».

1) Нужно чаще вспоминать слова Л.Н. Толстого: «У человека есть толь ко обязанности!» 2) «Если добро имеет причину — это уже не добро», — писал Л.Н. Толстой. 3) «Тот не писатель, кто не прибавил к знанию челове ка хотя бы немного зоркости», — заметил К. Паустовский. 4) Академик И.П. Павлов писал, что «идея без развития мертва». 5) «Слово для поэта — собирательное стекло», — говорила Марина Цветаева. 6) М.Цветаева писа ла, что «подробность какого-нибудь описания почти всегда в ущерб его точности». 7) Замечательный русский ученый А.Ф. Лосев писал: «Мыс лить — всегда значит отвечать на вопрос «почему?»… Хочешь мыслить — бросайся в бездонную пучину мысли. 8) Как заметил Д.С. Лихачев, «вер нейший способ узнать человека,… его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

Я согласен с утверждением Л.Н. Толстого, что «у человека есть только обязанности», ведь если каждый человек будет выполнять свои обязанно сти, то он будет заботиться не только о себе, но и о всех окружающих его людях. Когда все люди заботятся друг о друге — это и есть идеальное об щество.

I. 1) А.С. Пушкин говорил: «Уважение к минувшему — вот черта, от личающая образованность от дикости». 2) Максим Горький считал, что людей нужно учить «экономии и точности языка». 3) Л.Н. Толстой писал:

«Самый верный признак истины — это простота и ясность». 3) Л.Н. Тол стой замечал, что «неясность слова есть неизменный признак неясности мысли».

II. 1) А.С. Пушкин замечал: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

2) М.Ю. Лермонтов писал:

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной… 3) Н.А. Некрасов призывал:

Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ… 4) Ф.И. Тютчев писал:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:

StudyPort.ru У ней особенная стать – В Россию модно только верить… 407 (н).

Замечательно, что уже в ранних, ученических стихах Жуковского черты будущего его облика во многом означены. Во всех них одно: «да, мы мгно венны, смертны, вся наша жизнь лишь только миг», «в тени ветвистых ки парисов брожу средь множества гробов…» и т.п. – но на всем высшее, и оно побеждает. Смерть не последнее. Она преодолевается силою нравст венной:

Тогда останутся нетленны Одни лишь добрые дела.

И еще позже, в 1800 году:

Любя добро и мудрость страстно, Стремясь друзьями миру быть, Мы живы в самом гробе будм… Свет всегда жил в Жуковском. Это был человек совершенной чистоты и душа вообще «небесная».

Нравственный — относящийся к внутренней, духовной жизни челове ка.

Нетленный — никогда не исчезающий;

Иван Иваныч осмотрел меня в последний раз и велел выписать из боль ницы. Мы простились, но он оставил мне свой адрес и велел зайти. «Только смотри, не позже двадцатого! — весело сказал он. — А то, брат, дома не за станешь».

С узлом в руках я вышел из больницы и, пройдя квартал, присел на тумбу. У меня закружилась голова, но я знал, что не упаду. Я поправился.

Прощай, больница! Здравствуй, школа!

В школе за эти полгода произошли большие перемены. Во-первых, она стала вдвое меньше: часть старших классов перевели в другие школы. Во вторых, её покрасили и побелили. В-третьих, заметно оживилась общест венная жизнь.

Словом, в школе стало в тысячу раз интереснее.

Поправился — выздоровел. Перемены — изменения.

Иван Иваныч осмотрел меня в последний раз и велел выписать из боль ницы. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., осл. однор сказ., полн) [ ] С узлом в руках я вышел из больницы и, |пройдя квартал|, присел на тумбу. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осл. однор. сказ. и обособл обст., вы-м прич. оборотом, полн.) [ ] вв. сл.

Словом, в школе стало в тысячу раз интереснее. (Повест., невоскл., про стое, двусост., распр., осл. обращ., полн.) [вв. сл., ] Эти — местоимение, н.ф. — (к а к о й?) этот Местои.-прилаг.

StudyPort.ru Во мн.ч., род. пад.

За полгода (к а к и е ?) эти.

Другие — прилагательное, н.ф. — (какой?) другой Качеств.

Во мн.ч., предл. пад.

В школы (к а к и е ?) другие.

Покрасили — глагол Н.ф. — (ч т о с д е л а т ь ?) покрасить Пост. призн.: сов. вид., перех., 2 спр.

Непост. призн.: изъяв. накл., прош. вр., мн.ч.

(ч т о с д е л а л и ?) покрасили.

Истинно народное произведение, лауреат конкурса скрипачей, вопло тить в персонажах комедии, симфонический оркестр, концерт старинной итальянской музыки, фольклорный ансамбль, разыгранные в лотерею вещи, проявить подлинное мужество, уважать человеческое достоинство, непри косновенность человеческой личности, закрепленные в конституции права и обязанности гражданина, хранить реликвии Великой Отечественной вой ны, замечательные памятники архитектуры, достопримечательности родно го края.

Наша учительница с восторгом говорила, какие в Петербурге замеча тельные памятники архитектуры. «Изучайте достопримечательности родно го края!» — воскликнул седовласый ученый.

Читайте также:  Для чего нам даны эмоции

Тема — личноть А. Ахматовы. Тип речи — описание с элементами по вествования.

В нашем классе есть две подружки не разлей вода — Катя и Надя. Они очень разные и по внешности и по характеру. Объединяет их, наверно, только то, что в первом классе первого сентября их посадили за одну парту.

Катюша — полненькая белокурая хохотушка с огромным бантом в косе;

Надя — серьезная высокая девочка с короткой стрижкой темных волос, с очками на маленьком носике, она очень обстоятельно подходит к решению каких-либо проблем и всегда доводит дело до конца. Надя всегда аккуратна и внимательна, а Катя — натура рассеянная, часто думает о чем-нибудь по стороннем, но это не мешает ей хорошо учиться. Надя — заводила в дуэте, а Катя всегда поддерживает ее. Они вместе посещают кружки и музыкаль ную школу, делают уроки, они замечательно дополняют друг друга.

На картине К. Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых» мы видим двух девушек, собирающихся совершить верховую прогулку. С пер вого взгляда видно, что они родные сестры, причем одна из девушек стар ше. У обеих очень похожие темные глаза, разлет бровей, гладкие прически, StudyPort.ru хотя одна имеет круглый овал лица, а другая — продолговатый.

Старшая сестра одета так же элегантно, как и младшая, но ее одежда более темных тонов. Вероятно, это отражает ее сдержанный и скромный характер. Младшая сестра более веселая, воздушная, но тем не менее она не ветрена, уважает свою старшую сестру, пропуская ее вперед.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ 413 (357).

Ураганный ветер (прил. + сущ., согласование), жить на взморье (гл. + сущ., управление), присутствовать на митинге (гл. + сущ. с предл.,), рабо тать веслом (гл. + сущ.,), принимать резолюцию (гл. + сущ.,), громко апло дировать (нар. + гл.,примыкание), уехать лечиться (гл. + н/ф гл., примык.), правильно информировать (нар. + гл., примык.), работать на стройке (гл. + сущ. с предл.,), рисовать плакат (гл. + сущ.,), новый директор (прил. + сущ., согл.), чертить тушью (гл. + сущ.,), пойти тренироваться (гл. + н/ф гл., при мык.), заниматься спортом (гл. + сущ.,), противоположное мнение (прил. + сущ., согл.) 414 (358).

Беспокоиться о сыне — тревожиться за сына;

дорожить вниманием — ценить внимание;

поделиться впечатлением — рассказать о впечатлении;

предупредить о просчёте — предостеречь от просчета, заплатить за кварти ру — оплатить квартиру.

Мать сильно беспокоилась о сыне. Не тревожься за сына, с ним не слу чится ничего страшного.

Я сел (простое глагольное) на камни и стал смотреть (составное гла гольное) в море. Вдруг слева от меня раздались (простое глагольное) гром кие крики. Какие-то люди увидели (простое глагольное) неизвестное жи вотное.

Животное оказалось большим осьминогом (составное именное). Он был похож (составное именное) на огромный мешок. Окраска его была какого то странного цвета.( составное именное) (Повеств., невоскл., простое, дву сост., распростр., полн.) Она постоянно менялась (простое глагольное), ка StudyPort.ru залась то синевато-зелёной, то изжелта-серой (составное именное).

х х Громкие крики (прил.+сущ., согласование);

раздались слева (гл.+нар., х х примыкание);

раздались вдруг (гл.+нар., примыкание);

слева от меня (нар.+мест., примыкание).

В роли подлежащего чаще всего выступают существительные (Мальчик ходит в школу) и местоимения (Никто не знал ответ). Также подлежащим может быть любая часть речи, употреблённая в значении существительного (Сытый голодного не разумеет), или числительное (Двадцать два – чётное число), или инфинитив (Курить – здоровью вредить).

глагольное именное про- глагол в форме какого-л наклон.:

стое Девочка пошла в магазин.

Напишите это предложение в тет радях.

состав вспомогат инфинитив глаг.-связка именная ное глаг. (выраж. смысл. (выражает часть — сущ., + знач. сказуем.) грам. + прил. и (вы (выражает грам. знач. знач. сказу- ражает ос сказуемого) ем., иногда – новн. смы смысловой слов. знач.

Она любит гулять по вечерам в оттенок сказуемого) парке.

В тот день отец был весел.

1) Правдоподобие положений и правда диалога — вот настоящие зако ны трагедии. 2) Поймать ерша или окуня — это такое блаженство.

3) Краткость — сестра таланта. 4) Лес — прекрасное выражение силы при роды и самый ясный образчик её совершенства. 5) Охранять природу — значит охранять родину.

1) Н а з ы в н ы е. Густой зелёный ельник у дороги, глубокие пушистые снега. Вот и вечер. Салон самолёта Ту-104. Белые мягкие кресла. Журналы и газеты на разных языках.

2) О п р е д е л е н н о — л и ч н ы е. Будь слову своему хозяин крепкий. Весё лого нрава не купишь. Веселей кружитесь, дамы!

3) Н е о п р е д е л е н н о — л и ч н ы е. Нас выстроили против самого малень StudyPort.ru кого дома.

4) Б е з л и ч н ы е. Вечереет. Сугробы намело выше окон. Лесу конца и края нет. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. На носки не на ступать! На палубе всегда бывает ветрено. По обоим берегам реки было врыто по толстому стоблу. Мне надо сходить к коменданту. Не расти траве после осени.

Весёлого нрава не купишь. (Повеств., невоскл., простое, односост. с главн. членом предложения сказуемым, опред.-личн., распр., неосл.. полн.) [ ].

Не расти траве после осени. (Повеств., невоскл., простое, односост. с главн. членом предложения сказуемым, безличн., распр., неосл.. полн.) [ ].

Салон самолёта Ту-104. (Повеств., невоскл.. простое, односост. с глав ным членом предложения подлежащим, назывное, распр., неосл., полн.) [ ].

Я проснулся под утро. Было еще темно в иллюминаторе. (Безличное) Что это? (Назывное) Шторм? (Назывное) И я тотчас же услышал напряжен ный вой ветра там, над палубой. Да, вот и шум зыби в скулу парохода… (Назывное) Я быстро оделся, вышел на палубу и тотчас схватился за фу ражку. ее чуть не унесло. (Безличное) Вслед за тем меня обдало сверху во допадом. (Безличное) Это с полубака, с носовой надстройки (назывное), наш пароход, значит, зарывался носом в зыбь.

Односоставные предложения придают тексту динамизм.

1) Ночь медленно течет без звёзд, без звуков, без движения. 2) Тайга стояла безмолвная и полная тайны. 3) И чист, и тих, и ясен свод небес.

4) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким во ем. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное, осл. однор.

сказ.) [– =, = и =, и =]. 5) Ни костёр, ни тёплая подстилка из сосновых веток не спасали от резкого холода. 6) Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное, осл. однор.

сказ.) [– то =, то =, =]. 7) Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходи ли теперь с трёх сторон. 8) Ребёнок был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому.

Ночь (ч т о д е л а е т ?) течет.

Пост. — несов.в., неперех., I спр.;

непост. – в изъяв.накл., в наст.вр., в 3 л., ед.ч.

Ночь (ч т о д е л а е т ?) течет.

StudyPort.ru Стояла (к а к а я ?) безмолвная.

Н. ф. — безмолвный.

непост. — в ж.р., ед.ч., и.п.

Тайга (ч т о д е л а л а ?) стояла безмолвная.

Ребенок (ч т о д е л а л ?) бегал.

Пост. — несов.в., неперех., I спр.;

непост. — в изъяв.накл., в прош.вр., в ед.ч., м.р.

Ребенок (ч т о д е л а л ?) бегал.

1) Всё пахло: кусты акации, листья сирени, листья смородины, цветы, травы, земля. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное, осл. однор. подлеж. С обобщ. словом.) [ ]. 2) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное, осл. од нор. обстоят. с обобщ. словом.) [ ]. 3) Среди птиц, на,, и секомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение весны.

4) Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.

1) Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы.

2) Звуки музыки, весёлые, радостные, доносились с большого парохода.

3) Много трещин, |наполненных водою|, образовалось в |разрушившемся от солнечных лучей| льду. 4) Мы, утомлённые, только к восьми часам верну лись с охоты. 5) Большие и неуклюжие на земле, аисты были легки и краси вы в небе. 6) Донельзя довольный своим выступлением, дед Щукарь устало опустился на скамью. 7) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.

8) Дальше простиралась пустыня, бесконечные желтые просторы песков.

9) У раннего грача-разведчика много хлопот. 10) Со времён Ермака русские люди, одержимые страстью познания, двигались на Восток. Двигались с Цны-голубки, Десны-красавицы, Волги-матушки. 11) Возвращаясь в таёж ный городок, я предвкушал ожидавшие меня радушие и гостеприимство Акимовны, моей квартирной хозяйки. 12) К нам спускается Иван Иванович Тишкин, астроном. 13) Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы должны стремиться. 14) Он, художник, никогда раньше не видел такого разнообразия красок. 15) На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра.

Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. (Повеств., невоскл., двусост., распр., осл. обособл. однор. определен., полн.) [ ].

Утомленные — причастие, (какой?) утомленный Страд., сов. вид, прош. вр.;

StudyPort.ru Мы (к а к и е ?) утомленные.

деепр. об. деепр. об.

Давыдов долго бежал, |держась за грядушку саней|, |пытаясь согреть но ги|, потом вскочил в сани и, притаившись, задремал. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полн., осл. однор. сказ. и дееприч. об.) Он проснулся от холода, взявшего в тиски сердце, и, открыв глаза, сквозь бле щущие радужным разноцветьем слезинки увидел холодное солнце, величе ственный простор безмолвной степи, свинцово-серое небо у кромки гори зонта и на белой шапке кургана невдалеке — рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису. Лиса мышковала. Она становилась в дыбки, извиваясь, пры гала вверх и, припадая на передние лапы, рыла ими, окутываясь сияющей серебряной пылью, а хвост её, мягко и плавно скользнув, ложился на снег красным языком пламени.

Холода (к а к о г о ?) взявшего.

Пост. – действ., сов.в., прош.вр.;

непост. – в м.р., ед.ч., Р. п.

Холода (к а к о г о ?) взявшего в тиски сердце.

Ложился (к а к ?) скользнув.

Ложился (к а к ?) мягко и плавно скользнув.

I. 1) Низко, над самой машиной, кружились чайки. 2) Лучше всего на блюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. 3) С работы ушли все, даже дежурный по станции.

II. 1) Кроме четырёх судов русской эскадры, на рейде было несколько иностранных военных судов. 2) Старший штурман «Красавца» – редкий до бряк, несмотря на свой суровый вид. 3) Суточное плавание корвета, благо даря попутному ветру, бывало не менее 200 миль.

Кружились (к а к ?) низко, признак действия.

Кружились (к а к ?) низко.

Вставать (к о г д а ?) пораньше, признак действия.

Качеств., сравнит. степень, неизм.

Вставать (к о г д а ?) пораньше.

В XVI веке наши соотечественники, мастера часового дела, стали созда вать часы собственной конструкции. Их, этих умельцев, на Руси было не StudyPort.ru мало.

Особенно яркий след в развитии часового дела оставил талантливый изобретатель-самоучка Иван Кулибин, уроженец города Нижнего Новгоро да. Помимо башенных часов и часов в перстне, Кулибин сконструировал так называемый «планетный» прибор. Кроме часов, минут и секунд, часы показывали и месяцы, и дни недели, и времена года, и фазы Луны.

Читайте также:  Сочинение поделись радостью с другими

|Затратив годы напряженного труда|, изобретатель создал удивительные часы в форме золотого яйца, |поражающие своим замыслом и сложностью механизма|. Они бьют каждый час, полчаса и четверть часа. Во время боя открываются дверки, возникает декорация, крошечные фигурки-«артисты»

разыгрывают целое представление, |сопровождающееся музыкой|. Эти часы Кулибина, как бесценное произведение не только техники, но и искусства, хранятся теперь в Эрмитаже.

Н.ф. (к т о ? ч т о ?) конструкция Пост. призн.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.

Непост. призн.: род. пад., ед.ч.

Часы (чего?) конструкции (В) развитии — существительное.

Н.ф. (к т о ? ч т о ?) развитие Пост. призн.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.

Непост. призн.: предл. пад., ед.ч.

След (в ч е м?) в развитии Бьют — 1 слог б — [б’] — согл., зв., тв.

ь — [-] ю — [й’] — согл., зв., мягк.

т — [т] — согл., тв., глух 4 букв, 5 звуков.

Восьмого мая тысяча восемьсот шестьдесят девятого года наша экспе диция направилась по северному берегу озера Ханка в бассейн реки Сиян хэ. Дуб и чёрная берёза — вот преобладающие породы деревьев, растущих в здешних лесах. Впрочем, встречаются и другие деревья, как-то: ясень, клён, черёмуха, и тополь, и акация, и абрикос.

В течение трёх месяцев странствовал я по лесам, горам и долинам, или в лодке по воде. Никогда я не забуду проведенного здесь времени. День за днём проходил то в экскурсиях, то в передвижениях с места на место. Ни горы, ни реки, ни болота — ничто не останавливало нас. Я пользовался тропинками только для перехода через горные перевалы, а затем обыкно венно шёл напрямик по долине как самой реки, так и её боковых протоков.

Подобные хождения напрямик, конечно, довольно затруднительны для вьючных лошадей. Им приходится или переправляться вброд через быст StudyPort.ru рые реки, или лазить через крутые горные отроги, или вязнуть в болотах. К счастью, местные лошади умеют справляться со всеми невзгодами.

1) Казалось, последний луч солнца медлил уходить из избы. 2) Незна комец, видимо, удивился, и на его лице появилось выражение доверчивой радости. 3) Мы решили продолжать наш путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу. 4) По словам наших проводников, река часто выходит из берегов и затопляет лес. 5) Я, милый друг, рассказал бы вам с самого начала, но история длинная и такая сложная. 6) Ax, какой я начал рассказ! 7) Сзади послышалось: «Эй, малый, ты куда провалился?»

Мы решили продолжать наш путь без проводника, но, к великой нашей до саде, совсем потеряли тропу. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осл. однор. сказ. и ввод. сл., полн.) [– =, но =] вв.

По словам наших проводников, река часто выходит из берегов и затоп ляет лес. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осл. однор. сказ. и ввод. сл., полн.) [вв., – = и =].

Рассказал бы — глагол Н.ф. — (ч т о с д е л а т ь ?) рассказать Пост. призн.: сов. вид, перех., 1 спр.

Непост. призн.: условн. накл., ед.ч., м.р.

(Ч т о с д е л а л ?) рассказал бы Сов-сем — 2 слог с — [с] — согл., глух., тв.

о — [а] — гласн., ударн.

в — [ф’] — согл., глух., мягк.

с — [с’] — согл., глух., мягк.

е — [э] — гласн., ударн.

м — [м] — согл., зв., тв.

6 букв, 6 звуков.

Знаки препинания Тип знака Примеры Точка разделительный Я живу в Москве.

Восклицательный разделительный Как же похорощела Наташа!

знак Вопросительный разделительный Почему ты не уроках?

знак Запятая разделительный На дискотеке были как мед ленные, так и быстрые танцы.

выделительный Мальчик, сидевший на дереве, дразнил прохожих.

Тире разделительный Москва — столица России.

выделительный Дубечня — так называлась наша деревня — находилась в семнадцати верстах от города.

StudyPort.ru Скобки выделительный Птенчик упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно.

Двоеточие разделительный Мы смотрим разныефильмы:

комедии, трагедии, мелодра мы.

Кавычки выделительный 428 (н).

Удивительный талант Гайдара Главным и самым удивительным свойством Гайдара было, наверное, то, что его жизнь никак нельзя отделить от его книг. Жизнь Гайдара была, по жалуй, продолжением его книг, а может быть, иногда их началом.

Писал Гайдар, по мнению знавших его друзей, совсем не так, как мы привыкли об этом думать. Он ходил по саду и бормотал, рассказывал вслух самому себе новую главу из начатой книги, тут же на ходу исправлял ее, менял слова, фразы, смеялся или хмурился, потом уходил в комнату и там записывал все, что прочно сложилось у него в сознании, в памяти.

Иногда Гайдар приходил и безо всяких обиняков спрашивал: «Хочешь, я прочту тебе новую повесть? Вчера окончил». — «Конечно, хочу».

И тут происходило непонятное. Гайдар никой рукописи из кармана не вынимал. Он останавливался посреди комнаты, закладывал руки за спину и, покачиваясь, начинал спокойно и уверенно читать повесть всю наизусть, страница за страницей. Раза два его друзья на пари следили за его чтением по напечатанной книге, но он ни разу не спутался и не замялся. Дело здесь, конечно, не только в памяти (кстати, память у Гайдара после контузии во время гражданской войны была несколько нарушена), но в отношении к слову. Каждое слово гайдаровской прозы было настолько взвешено, что было бы единственным для выражения, и поэтому, естественно, оставалось в памяти.

1) Жизнь Гайдара нельзя отделить от его жизни.

2) Необычный стиль работы Гайдара.

3) По окончании нового произведения.

4) Гайдар знал все свои произведения наизусть слово в слово.

Он обращает внимание на огромную значимость языковой культуры:

«Умение говорить — это то смазочное масло, которое необходимо для вся кой культурно-государственной машины и без которого она просто остано вилась бы».

Я согласен с утверждением А.М. Пешковского, что люди должны уметь говорить правильно, ведь это отражает культуру и образованность челове ка. Если каждый человек образован и культурен, значит и вся нация страны обладает такими же качествами.

StudyPort.ru 430 (370).

I. – Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?

– А смотрела, откуда ветер дует.

– Откуда ветер, оттуда и счастье.

II. Торжественная часть кончилась, и гостей пригласили к столу. Ро машка догнал меня в коридоре.

– Правда, прекрасно прошёл юбилей Ивана Павловича?

– Да, очень хорошо.

– В самом деле, жаль, что мы так редко встречаемся. Всё-таки старые товарищи! Ты где служишь?

– В гражданской авиации.

– Это я вижу, — сказал он и засмеялся. — Нет, «где» в другом смысле, в территориальном.

– На Крайнем Севере.

Тёплый майский вечер над Невой. Как свод гигантской раковины, отли вает нежными красками жемчужно-золотое небо. На сером куполе Исаакия, на стёклах необозримой набережной играют огоньки заката, пурпурные по лосы растекаются в серебряно-тяжёлой волне красавицы Невы. Огромна и прекрасна перспектива города. Кто строил двести пятьдесят лет этот могу чий город? Кто украшал его? Кто работал не покладая рук?

Весь гений русского народа выразился здесь в великих трудах.

Ленинград не имеет древней истории. Это молодой новый город. Он живёт всего двести пятьдесят лет. Но он так многообразно и богато прожил это короткое время! И он весь полон будущим.

О-гонь-ки о — [а] — гласн., безуд.

г — [г] — согл., зв., тв.

о — [а] — гласн., безуд.

н — [н’] — согл., зв., мягк.

ь — не обозн. звука к — [к’] — согл., глух., мягк.

7 букв, 6 звуков.

Двести пятьдесят — числительное.

Строил (с к о л ь к о ?) двести пятьдесят (лет).

Н. ф. — двести пятьдесят.

Пост. — колич., сост., целое;

Строил (с к о л ь к о ?) двести пятьдесят лет.

История развития знаков препинания Прообразы знаков препинания появляются уже в берестяных грамотах.

StudyPort.ru В некоторых из них начало текста отмечается крестом, изредка встречаются точки. В рукописных текстах знаков препинания было немного.

Система пунктуационных знаков сложилась только после распростра нения книгопечатания. В «Российской грамматике» М.В. Ломоносова уже есть специальный раздел, посвященный «строчным знакам» — знакам пре пинания. Ломоносов выделял точку, вопросительный и «удивительный»

знаки, запятую, точку с запятой, «две точки», вместительный» знак (скоб ки). Ученый определил и принцип постановки знаков препинания: «Строч ные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам».

С конца VXIII века появляются новые знаки препинания: тире, кавычки и многоточие. Первым тире («черту») стал употреблять замечательный рус ский писатель и историк Н.М. Карамзин. Кому принадлежит инициатива употребления в русской письменности кавычек и многоточия, точно не из вестно. Количество знаков препинания, как мы видим, постепенно увеличи валось. Позже в особых случаях начали использоваться комбинации знаков препинания.

Воспитывает человека то, что существует ещё до его рождения: дом и семья, близкие и дальние родственники, старшие сверстники. Воспитывает вся жизнь, всё окружающее. Во младенчестве воспитывают человека все звуки, все запахи и цвета, всё поведение окружающих. Песни, природа, иг ры. Наконец, образование и школа. Человек формируется, воспитывается всё время, меняясь под влиянием окружающего, пока у него не появляется способность лепить самого себя. Эта способность самоусовершенствования явно связана с критическим отношением к окружающему, с различением добра и зла. Бывают люди, так и не пробудившие свою совесть, бывают и такие, как Лев Толстой, который воспитывал себя всю жизнь, до самой смерти.

В молодом человеке нужно будить прежде всего эту способность.

Текст принадлежит к публицистическому стилю (цель — призыв, воз действие;

средства — эмоционально окрашенные слова, неполные предло жения, повторы).

1-й абзац – вступление, последний — заключение. Развитие действия — 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 7-й, 8-й абзацы. Отношение автора к событию — 6-й, 9-й, 10-й абзацы.

Восклицательные знаки, многоточия и тире употреблены для того, что бы сделать текст более эмоциональным.

Северная весна Весна, бесспорно, — самое лучшее и самое поэтическое время года, о чем писано и переписано поэтами всех стран и народов;

но едва ли где нибудь весна так хороша, как на далёком глухом севере, где она является StudyPort.ru поразительным контрастом сравнительно с суровой зимой. Притом южная весна наступает исподволь, а на севере она, наоборот, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы. С ясного голубого неба льются потоки животворящего света, земля торопливо выгоняет первую зе лень, бледные северные цветочки смело пробиваются через тонкий слой тающего снега. Одним словом, в природе творится великая тайна обновле ния, и, кажется, самый воздух цветёт и любовно дышит преисполняющими его силами. Прибавьте к этому освежённую глянцевитую зелень северного леса, весёлый птичий гам и трудовую возню, какими оглашаются и вода, и лес, и поля, и воздух.

Я люблю этот великий момент в бедной красками и звуками жизни се верной природы, когда смерть и полное оцепенение зимы сменяются кипу чими радостями короткого северного лета.

Суровая — свирепая, злая.

Животворящий — целебный, лечебный, благодатный.

Источник

Оцените статью