Более сложным эмоциональным отношением личности является
У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными. Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности».
Определение. Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и мировоззренческими ориентациями.
Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям, оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.
К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие черты :
1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.
2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными особенностями личности.
3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.
Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.
1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные характеристики организма , поскольку они связаны с его функционированием, нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.
2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека , как и все психические процессы, развивается .
3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения совместимы друг с другом . Элементарные эмоции как субъективные проявления органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это утверждение неверно.
Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и становления личности в нескольких направлениях :
Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.
Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля чувств со стороны личности.
В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. д.
Источник
Более сложным эмоциональным отношением личности является
Вопрос №1. Эмоции и чувства
Общая характеристика эмоций и чувств
На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление — все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения — цвет, вкус, запах — не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим и пр. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1953. — Т.1. — С.389).
Термин «эмоция» (от лат. emovere — потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.
Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства и эмоции — это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.
Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки — в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.
Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость — грусть, любовь — ненависть, удовольствие — страдание, страх — смелость, благодарность — неблагодарность и т.п. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции — это приятные для человека чувства, отрицательные — неприятные.
Но некоторые переживания настолько сложны, многогранны, что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным. В таких случаях говорят о двойственности чувств. Так, один и тот же человек может одновременно любить и ненавидеть, если испытывает чувство ревности.
Перед реальной или мнимой опасностью у человека возникает состояние напряжения. Проявляется оно в особой переключаемости внимания, в скованности движений. Переход от состояния напряжения к его разрешению приятен. Эту особенность чувств используют в литературе, театре, кино: события показывают так, чтобы вызвать все более нарастающее напряжение у зрителей или читателей. Тогда развязка событий приводит к возникновению сильных положительных эмоциональных состояний.
При ожидании какого-либо значимого события человек переживает возбуждение. Первый выход на сцену, свидание с дорогим нам человеком, ожидание ребенком Деда Мороза с подарками и пр. вызывают это чувство.
Эмоциональный шок — своеобразное потрясение, выражается часто в кратковременной дезорганизации поведения. Например, неожиданно обрадованный человек как бы «теряется», не знает, что сделать. Особенно ярко это проявляется при внезапном испуге, вспышке гнева и пр.
Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. Стенические (от греческого слова «стенос» — сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) — уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека могут проявляться как в стенической, так и астенической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость у одного бурная, возбуждающая энергию, у другого — тихая, расслабляющая.
Чувства человека выполняют в жизни различные функции: оценивающую — положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки); побуждающую — чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; направление внимания — то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
Люди существенно отличаются друг от друга эмоциональным развитием. Основные различия в эмоциональной сфере людей определяются следующим: 1) на что направлены чувства и какое отношение они выражают (гнев может быть благороден, а радость презренна в зависимости от того, на кого и на что они направлены); 2) каковы легкость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний; 3) устойчивость и глубина чувства. Так, любовь отличается от увлечения прежде всего не интенсивностью чувства, а его глубиной, т.е. как глубоко в личность проникает это чувство, заполняет ли все сферы психической деятельности человека.
Эмоциональная сфера прошла длительный путь развития — от примитивной чувственной реакции у животных к высшим чувствам человека. У животных эмоции — ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохранения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особенности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, создали основу для формирования специфически человеческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у человека в связи с появлением новых потребностей. Культурные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человеческих чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.
Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства — стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.
Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства — ему интересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятельности будет много.
Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный.
Источник
Эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности
Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону личности. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений особо выделяются эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности.
Основные различия в эмоциональной сфере личности связаны с различием в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направляются и какое отношение к ним человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки человека, включая и мировоззренческие, идеологические, все его отношение к миру и прежде всего к другим людям. Если говорить о различном уровне чувств в смысле их ценности, о чувствах высших и низших, то исходить при этом надо из идеологической ценности того содержания, которое то или иное чувство выражает. Гнев может быть благороден и любовь презренна в зависимости от того, на кого или на что они направляются.
Типичные различия эмоциональных особенностей личности могут выражаться: 1) в сильной или слабой эмоциональной возбудимости; 2) в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Эти различия в эмоциональной возбудимости и устойчивости существенно характеризуют темперамент человека. Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут, как и люди, у которых не сразу можно разжечь чувство, но, воспламенившись, они не скоро охладеют. Далее можно различать: 3) силу, или интенсивность, чувства и 4) его глубину. Чувство, сильное в смысле интенсивности или стремительности, с которой оно захватывает человека, может быть неглубоким. Этим увлечение отличается от любви. Любовь отлична от увлечения в первую очередь не интенсивностью чувства, а его глубиной, т. е. не тем, как стремительно оно прорывается в действие, а тем, как глубоко оно проникает в личность. Глубина проникновения чувства определяется тем, настолько существенно для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано. Существенную роль играет, далее, и широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и многообразны те сферы личности, с которыми оно сплелось. От этого в значительной мере зависит прочность чувства.
Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной деятельности. Именно они в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Если в отношениях и чувствах людей разобраться нелегко, то эмоциональные особенности проявляются в поведении более или менее непосредственно и поэтому относительно легко фиксируются. Посредством наблюдения удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. По мере формирования навыков культурного поведения, сдержанности и других волевых свойств личности эмоциональные особенности начинают проявляться все менее и менее непосредственно.
Степень выраженности эмоциональных особенностей весьма вариативна и колеблется от легкой эмоциональной возбудимости у одних до эмоциональной инертности у других, от ярко выраженной импульсивности и аффективности до четко выраженной сдержанности. Сила, темп и ритм эмоциональных реакций также варьируются и индивидуальны у каждого человека.
Эмоциональные особенности личности в совокупности образуют эмоционально-аффе-ктивную сферу, в которой выражается динамическая сторона эмоциональных процессов. Эта динамическая сторона эмоциональных процессов проявляется в характере их протекания в том или ином внешнем, доступном глазу «колорите», который выступает в виде непроизвольных выразитель-ных движений: мимики, пантомимики, жестикуляции и интонационо-выразительных средств речи.
Динамика эмоциональных процессов, ее внешние проявления, выразительные движения, в частности, не исчерпывают индивидуальных проявлений эмоциональной сферы личности. Они в концентрированной форме выступают в эмоциональных свойствах личности.
К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлительность, отзывчивость, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие проявления личности и даже на весь ее психический облик.
Отзывчивость — одно из особо важных, социально значимых эмоциональных качеств человека. Отзывчив тот, кто откликается на радость и горе других людей, как на свое собственное. Отзывчивость предполагает понимание переживаний другого человека, так как сочувствовать другому можно, только понимая его переживания.
Качество, противоположное отзывчивости, — черствость. Черствый человек глух и безразличен к людям. Он живет только своей собственной жизнью, тем самым духовно обедняя и себя. Высшая степень проявления черствости — бесчеловечность и жестокость.
Впечатлительность представляет собой своеобразное проявление личности. Впечатлительность — эмоциональное качество, обусловленное всем складом личности, и прежде всего ее познавательным отношением к предметному миру и окружающим людям, ее интеллектуальным развитием.
Если эмоциональные черты личности положить в основу характеристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и холодные.
Эмоциональные натуры возбудимы, очень легко «воспламеняются» под действием раздражителей. Для них типична порывистость, импульсивность, часто переходящая в аффект. Переживаемое захватывает их, причем они не столько размышляют и рассуждают о содержании объекта, сколько анализируют свои переживания. Впечатлительность — не менее характерное качество эмоциональных натур.
Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к созерцательности. Мир отражается как бы через призму переживаний и эмоциональных состояний, которые накладывают отпечаток не только на процесс восприятия, но определяют и характер представлений человека об окружающих людях, предметах, событиях. Сентиментальные натуры чувствительны и пассивны: их чувства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний как бы замкнут в самом себе и не сопряжен с деятельностью. Отмечается направленность чувств на самого себя, т. е. стремление любоваться своими переживаниями.
Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданы любимому делу, они живут богатой и напряженной, эмоционально насыщенной жизнью. У них всегда есть предмет страсти. Кипучая энергия, трата сил без остатка — их характерная особенность. Это люди больших, глубоких чувств, переживающих в страсти.
Сравнивая эти три эмоциональных типа С.Л.Рубинштейн пишет: «Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; сентиментальные натуры, скорее, созерцают свои чувства, любуясь их переливами; натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. У первых господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны; для них само чувство с его захватывающим волнением важнее его объекта. Вторые — созерцательны и чувствительны, но пассивны; любовь для них по преимуществу любование. Третьи — действенны; ни переживание своего чувства, ни созерцательное любование его объектом их не удовлетворяет. Для них чувство — это не упоительное волнение и не блаженное созерцание, а страстное стремление» [Рубинштейн, С. 584].
Есть также люди, в жизни и деятельности которых эмоции не имеют особого значения. Их называют холодными натурами, иногда — «людьми холодного расчета». У них чувства, эмоциональные состояния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния на их поведение, поступки и действия. Они живут доводами разума. Для них типичны пониженная эмоциональная возбудимость, слаба впечатлительность и то, что называют обычно деловитостью.
Данная типология не исчерпывает и не охватывает тех нюансов и вариаций, которые накладывает эмоциональная сфера на психический облик человека. Действительно, среди окружающих нас людей далеко не всякого можно отнести к той или иной категории натур, которые были охарактеризованы выше. Но у всех можно обнаружить присущее им своеобразие эмоциональной сферы. К таким особенностям могут быть отнесены добродушие (чувство симпатии по отношению к людям), альтруизм, основой которого является любовь к людям, достигающая высокой степени своего развития. Такое качество личности, как эгоизм, также эмоционально обусловлено. Ведь эгоист прежде всего любит себя и именно этим чувством руководствуется в своей жизни и деятельности.
Следует также отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.
Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т.е. определяют его индивидуальность.
Источник