Более эмоционально насыщенное состояние чем недоумение она активизирует познавательную деятельность

5rik.ru

Материалы для учебы и работы

Высшие чувства

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относи-тельной устойчивостью.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, его ситуативная зависимость от стихии низших эмоций.

В каждом чувстве сосредоточен личный опыт соответствующих эмоциональных переживаний. Причем чем сильнее чувство, тем больший эмоциональный заряд оно несет в себе. Поэтому чувства всегда переживаются как глубоко и интимно личные образования, составляющие сущность самого себя. Их можно определить как эмоциональную основу личности.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого человека есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Высшие чувства свойственны только человеку. Они обладают рядом особенностей (рис. 3).

Могут достигать в своих развитых формах большой степени обобщенности
Всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности
Выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

Рис. 3. Особенности высших чувств

Выделяют три основных вида высших чувств в соответствии с конкрет-ными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они находят отражение (рис. 4).

Виды высших чувств
Нравственные
Эстетические
Интеллектуальные

Рис. 4. Виды высших чувств

Нравственные чувства – это чувства, в которых отражается отношение человека к своему поведению и поведению других людей в зависимости от соответствия или несоответствия социальным нормам. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.п. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Нравственная норма является важнейшим средством социализации личности, обогащения индивида достижениями общества. Нравственные нормы – это требования общества к поведению личности. Эти нормы подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нормы-рамки.Для реализации нравственных норм необходимо соответствующее отношение к ним и здесь огромную роль играет чувство.

Нравственные чувства делятся на кратковременные, ситуативные (ра-дость, восхищение, негодование по поводу тех или иных поступков), устой-чивые интимные переживания (преданность, привязанность, любовь), и об-щественные переживания (патриотизм, коллективизм и др.).

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас». Нравственные чувства организуют поведение человека в социально положительном направлении, предотвращают нежелательные действия, побуждают к оценке совершенных поступков. Эти чувства, являясь субъективными переживаниями, проявляются в повседневных поступках людей. Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Справедливость и несправедливость – это моральные оценки общест-венных явлений, посредством которых оправдываются одни явления и осуж-даются другие. Это понятия историчны, т.е. меняются с изменением общест-венных отношений.

Совесть – это чувство, вызывающее реакцию человека на требования общества. Эта реакция зависит от понимания данным человеком моральной ответственности за свое поведение. Чувство совести является важнейшим стимулом нравственного усовершенствования личности.

Отрицательные нравственные качества человека (жестокость, зависть, стяжательство, властолюбие) могут явиться основой не только безнравст-венного, но и преступного поведения. Сама среда содержит множество проти-воречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается переходящими благами.

Читайте также:  Как принимать пикамилон при стрессе

Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соответст-вующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность – тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными только для других.

Эстетические чувства – это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явле-ний, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифферен-цировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способ-ности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теорети-ческих ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармо-ничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией. Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства.

Интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности обусловлены особыми психическими состояниями познавательной направленности, одним из которых является любопытство. Любопытство – это состояние направленности сознания на снятие неопределенности в той или иной проблемной ситуации. Следует отметить, что данное состояние прекра-щается сразу после его удовлетворения и не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше уровень психического развития человека, его культуры, тем больше осознается им степень необходимости той или иной информации. У человека возникает состояние познавательной активности, интеллектуальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты – любознательность.

Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации, которая всег-да содержит в себе элемент рассогласования знаний и опыта, которые имеет человек с каким-то новым фактом, явлением. Отражение проблемной ситуации вызывает у человека состояние недоумения или удивления. В отличие от недоумения, удивление является более эмоционально насыщенным состоянием и активизирует познавательную деятельность человека. Сопровождаемое очень сильными эмоциональными переживаниями удивление переходит в изумление, которое возникает у человека в связи с получением очень значимой и совер-шенно неожиданной информации. Интеллектуальные чувства проявляются как радость от самого процесса познания и удовлетворенность от успешного решения сложных и профессиональных задач, возникающих в деятельности юриста. Неудовлетворенность достигнутыми знаниями приводит к стремлению к постоянному познанию.

Существование интеллектуальных чувств – удивления, любопытства, любознательности, радости по поводу сделанного открытия, сомнения в правильности решения, уверенности в правильности доказательства и т.д. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоцио-нальных моментов.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении. В определении этих чувств как высших подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминут-ным эмоциональным переживаниям.

Источник

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность

Ирина Гладкова
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность

Цель: Способствовать формированию представления у педагогов ДОУ, как развитие познавательной деятельности влияет на эмоциональную сферу дошкольника.

познакомить педагогов с тестопластикой, пластилинографией, глинотерапией и технологическими возможностями этих материалов;

— Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии эмоциональной сферы дошкольника через познавательную деятельность;

— заинтересовать и вовлечь педагогов в творческий процесс;

— Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать познавательный интерес через экспериментирование.

Оборудование: тесто, пластилин, глина, скалка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, стека, гуашь, трафарет подковы, салфетки, досточки, крышки от фламастеров.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на моем мастер-классе.

Все люди – существа эмоциональные. Каждый день мы испытываем разнообразные эмоции. Дети также способны проявлять эмоции, однако делают они это более ярко и непосредственно, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта. Дети также очень любопытны, тем самым познают мир через новые открытия, экспериментирования.

Читайте также:  Чувствую хрип при глубоком вдохе

И сегодняшний мастер-класс направлен на то, как можно развивать и укреплять эмоциональную сферу ребенка через познавательную деятельность. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй — возможность совместного творчества вместе с детьми и педагогами. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий– идет мощное развитие способностей по многим направлениям. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид для познания, экспериментирования, открытия, художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, познавать и экспериментировать — лепка становится любимым занятием на долгие годы. И сегодня я предлагаю Вам поэкспериментировать и ощутить на себе то чувство радости, удовольствия, удовлетворения и эмоционального раскрепощения через такие виды лепки, как тестопластика, пластилинография, глинотерапия.

Что такое тестопластика? Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной объемной, полуобъемной или рельефной картинки.

Глинотерапия — Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью.

Сегодня нам предстоит через познание и эксперимент ощутить, как пластические материалы воздействуют на наши эмоции. Сегодня мы будем учиться делать подкову – оберег тремя пластическими способами. Вы ее можете оставить себе на память или подарить друзьям. Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца. На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой.В некоторых регионах даже была выведена правильная последовательность действий при такой счастливой находке: поднять подкову, плюнуть на нее, загадать желание, бросить через левое плечо и идти своей дорогой, не оглядываясь.Но прижилась-то другая практика: взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу. У разных европейских народов есть свои легенды о значении подковы, как символа удачи, благодати и счастья. Самая известная из них – это англосаксонская легенда о Св. Дунстане и Дьяволе. К будущему архиепископу Дунстану (909-988) явился сам чёрт и попросил подковать ему копыто. Дунстан, который был ещё и кузнецом, согласился на такую сделку. Однако подковал дьявола так крепко (по другому варианту легенды – приковал черта к стене, что тот, испытывая невероятную боль, попросил пощады. Взамен на свободу дьявол поклялся, что никогда не войдет в дверь, над которой висит подкова. Вероятно, эта христианская версия значения подковы как оберегающего предмета, была перенята христианами у древних языческих кельтов, которые верили, что прибитая над дверьми подкова в силе отразить вторжение потусторонних гостей. Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов — нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы ходите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужно повесить подкову концами вверх.

Читайте также:  Чем вызвать чувство сытости

Для того, чтобы изготовить подкову-оберег нам понадобиться тесто, пластилин, глина. Рецепт приготовления теста есть у Вас в памятках, пластилин и глина приобретены в магазине готовые к употреблению.

Давайте поэкспериментируем с этими материалами:

1. Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части.Существуют несколько способов: -откручивание, -отщипывание, -разрезание прочной нитью, -разрезание и надрезание стекой, -формование.

2. Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму? -раскатать в ладонях или на столе, -сплющить, -вдавить, -вытянуть, -согнуть.

3.Учимся соединять детали: -прижать, -примазать, -загладить.

4. Учимся оформлять изделие –это наиболее ответственный момент в работе: -дополнение изделия мелкими деталями (налепами): -процарапывание различными инструментами, -оформление рельефом (оттиском).

Итак, приступаем к изготовлению подковы-оберега.

1. раскатать тесто толщиной 1см.

2. обвести трафарет подковы,

3. вырезать подкову стекой;

4. фломастером нанести фактуру;

5. вылепить дополнительные детали;

6. собрать изделие;

Аналогичная работа с глиной и пластилином (последний сушить и красить не надо).

Уважаемые коллеги, вам было уютно, комфортно, вы испытывали чувство радости и гордости за себя? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Каким из представленных материалов вам было легко работать а каким не очень? Какие затруднения вы испытывали при изготовлении оберега?

Я надеюсь, что мой мастер – класс помог Вам повысить уровень своей профессиональной компетентности в развитии эмоциональной сферы дошкольника через познавательную деятельность.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры на развитие эмоциональной сферы детей В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольников. И главная цель.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют.

Планирование по программе «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Тема «Давайте познакомимся!» Создание атмосферы доверия в группе, установление эмоционального контакта между детьми, детьми и психологом,.

Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Данная коррекционно-развивающая программа способствует развитию.

Развитие эмоциональной сферы Цель:создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала;развивать навыки эмоциональной регуляции. Ход занятия:.

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей» Развитие эмоциональной сферы детейСоставила Мехнина Н. Н. воспитатель ГБДОУ детского сада № 61 Колпинского района Дошкольное детство –.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве.

Развитие эмоциональной сферы. Сказка «Грусть, Радость и Удивление» Развитие эмоциональной сферы. Сказка «Грусть, Радость и Удивление». Цель: вызвать положительные эмоции, сочувствие, сопереживание и искреннюю.

Влияние логосреды на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Основная направленность психолого-педагогической работы с ребенком — эмоциональное наполнение его жизни и оказание помощи в осознании эмоций.

Источник

Оцените статью