Боль всего лишь обман чувств

Фокусы мозга. Как жить дальше, если сознание — всего лишь иллюзия

Что такое иллюзионизм

Название этого философского направления не случайно созвучно со словом «иллюзионист», которое мы употребляем в значении «фокусник». Философ и писатель Кит Франкиш, автор книги Illusionism as a Theory of Consciousness и кандидат философских наук Шеффилдского университета в Великобритании, объясняет концепцию иллюзионизма как раз через фокусы.

Представьте: вы видите на сцене, как фокусник осуществляет телекинез — то есть, передвигает предметы «силой мысли». Вы можете предложить несколько объяснений этому явлению. Первое — что оно реально, вполне объяснимо с точки зрения науки, просто мы пока не открыли те законы физики, которые могли бы дать этому рациональное обоснование. Второе — что трюк осуществляется с помощью вполне изученных физических явлений, таких как электромагнетизм. В этом случае событие все еще реально. Наконец, есть третий вариант: решить, что это все иллюзия и никакого телекинеза не происходит — а затем попытаться объяснить, как фокуснику удалось так обмануть ваш мозг.

Так вот, первые две интерпретации соответствуют концепции реализма, а последняя — философской концепции иллюзионизма. Иллюзионизм отрицает реальность, объективность какого-либо явления — и фокусируется на том, как возникает восприятие его как настоящего, существующего в этом мире.

Сознание = иллюзия

Колонка, которую Кит Франкиш опубликовал в журнале о культуре и философии Aeon, начинается с уже набившей оскомину отсылки к фильму «Матрица». Красная или синяя таблетка, Нео? Приятная иллюзия или жестокая правда о реальности, которая на самом деле вовсе не реальна? Франкиш предлагает своим читателям другую «таблетку», посягающую на нечто еще более святое, чем существование нашего мира: реальность человеческого сознания.

Объясняет он это вновь на простом примере. Вот есть красное яблоко, которое лежит перед вами на столе. Вы видите яблоко, потому что свет, отраженный от поверхности фрукта, попадает на светочувствительные клетки сетчатки. Дальше они отправляют «транш» электрохимических импульсов по оптическому нерву в мозг, и вуаля — вы осознаете образ красного яблока. Но осознаете ли вы его на самом деле?

Вот в этом месте и начинается разговор об иллюзии сознания. Яблоко реально (в отличие от ложки, которой «нет» в «Матрице»), и с тем, что мы его видим, никто не спорит. Но наше восприятие этого яблока, как и все ощущения, связанные с ним — воспоминания, желания, ассоциации — не добавляют никакой информации в физический мир. Эмоции и ощущения не состоят из атомов, они эфемерны — а значит, как они могут иметь хоть какое-то влияние на что угодно, даже на наши собственные мысли и поступки?

Зачем нужны иллюзии

Кит Франкиш считает, что природа создала для нас иллюзию сознания в процессе эволюции по какой-то веской причине — значит, зачем-то эта иллюзия нужна. Даже если она не несет никакого дополнительного физического смысла.

А вот Юваль Ной Харари в своей книги Homo Deus высказывает еще более радикальную идею. Он предполагает, что сознание как восприятие собственного «я», все наши ощущения и эмоции — это лишь «побочный эффект» эволюции нашего сложного мозга. В таком случае сознание — штука не более полезная, чем зубы мудрости и мужские соски.

В своих рассуждениях Харари заходит так далеко, что даже создатели «Матрицы» бы позавидовали. Он доводит идею с наличием сознания до абсурда: единственным доказательством его существования, говорит Харари, является собственный опыт человека. «Я мыслю, следовательно, существую». Но при этом вы, как сознательный человек, никак не сможете проверить, есть ли сознание у вашего партнера, коллеги, соседа и самого Харари. А вдруг единственный, у кого есть сознание — это вы, а остальные люди — бездушные роботы или аватары из виртуальной реальности?

Пойдем дальше: с чего вы взяли, что ваше сознание реально, и что вы действительно не в «Матрице»? Потому что, если предположить, что существуют миллионы воображаемых миров, то вероятность того, что именно вы находитесь в реальном, стремится к нулю. Поэтому с математической точки зрения вполне логично утверждать, что сознание — иллюзия, созданная с помощью виртуальной реальности, а вы — в «Матрице».

Если об этом слишком много думать, можно, кажется, сойти с ума. Поэтому вернемся все-таки к предпосылке, что мир реален. Но вот сознание — зачем оно нужно? И как появляется? Харари поясняет: ученым известно лишь, что ощущение своего «я», эмоции и чувства рождаются в результате взаимодействия массы электрических импульсов. Но, даже если бы мы не осознавали свои ощущения — например, страх, влечение, голод и так далее, — эти самые импульсы все равно заставляли бы нас искать еду, спариваться и всячески бороться за выживание.

Читайте также:  Моя радость вязание крючком

Зачем тогда осознавать это все, и как следствие, испытывать страдания, рефлексировать, искать смысл жизни? Это ли не главный баг нашего высокоразвитого мозга?

Как жить?

С мыслью о том, что наше сознание а) иллюзорно и б) бесполезно, конечно, трудно смириться. Но есть и хорошие новости: пока это все-таки не абсолютно достоверная научная теория, а всего лишь одна из концепций сознания.

Кит Франкиш считает, что нужно доказать теорию иллюзионизма — собрать железные аргументы в пользу того, что все наши чувства, суждения и переживания иллюзорны. После того, как это произойдет, по его мнению, проблема существования сознания перестанет волновать людей.

Другой известный философ, профессор философии и содиректор Центра когнитивных исследований Университета Тафтса Дэниел Деннет, в своих рассуждениях согласен с Франкишем. Деннет написал книгу Concsiousness Explained, где он говорит: раз нет никакого качественного носителя чувственного восприятия (он называет его qualia), то мы все с точки зрения философии — «зомби». И тот, кто выглядит как человек и ведет себя как человек, им и является — не нужно никаких дополнительных характеристик типа сознания.

Эту идею, которая была высказана в начале 90-х, сегодня интересно рассмотреть в контексте роботизации. Если удастся воссоздать работу человеческого мозга у робота, значит ли это, что к роботу придется применять и человеческую этику? Ведь сознания, получается, не будет ни у тех, ни у других — и поэтому отношение к ним должно быть одинаковое.

Харари, кстати, тоже поднимает несколько этических вопросов. С одной стороны, говорит он, даже если идея (она же иллюзия) о собственном сознании есть только у человека, это не значит, что сознания нет у животных (с этим, кстати, согласен и известный исследователь мозга Дик Свааб). И если уж мы не можем удостовериться в наличии сознания у других людей, то что уж говорить о собачках и коровах! Значит ли это, что пора распускать фермы и переходить на веганство — на тот случай, если животные таки могут осознавать боль и страх?

С другой стороны, если сознание — лишь побочный эффект эволюции, то можно подумать: а зачем его вообще учитывать? Если все, что с нами происходит — лишь поток электрических импульсов в мозге (а он не может быть ни «хорошим», ни «плохим»), то почему тогда нельзя насиловать и пытать людей (или животных)? Харари предупреждает, что нужно быть осторожными в таких рассуждениях, потому что с ними можно зайти очень далеко.

Конечно, далеко не все ученые согласны с концепцией иллюзорности сознания. Многие нейробиологи сейчас пытаются разгадать тайну сознания — как раз для того, чтобы объяснить, как из массы электрических импульсов рождаются желания, мысли и чувства. И почему они — это нечто большее, чем просто сумма своих компонентов.

А пока можно применять концепцию иллюзии сознания в своей жизни, когда вы начинаете воспринимать все слишком всерьез — и эмоции кажутся невыносимыми. Возможно, тогда вас утешит такая мысль: все то, что делает с вами сознание — лишь набор электрических импульсов в мозге (но это не точно).

Источник

Боль всего лишь обман чувств

Симфония
Муз. и сл. — Е. Минина

1. Кто ты?
Сегодня песчинка в чьих-то песочных часах..
Кто ты?
А завтра лишь пыль на весах
гигантов.
Кто-то
Сегодня играет симфонию вместо тебя
По нотам, в которых всегда одна
Доминанта.

В мире, где деньги правят,
Так мало тех, кто свет в себе оставил,
Ты можешь угаснуть.
Но в твоих руках любых достичь вершин —
Свою Симфонию пиши!

Припев:
Потом и кровью,
Болью,
Под тяжестью свинца.
Предназначеньем,
Сомненьем,
С начала до конца!
Да зазвучит она громче, и громче,
И громче, и громче, и
День ото дня
От Ада до Рая,
Взрывная,
Звучит симфония твоя!

2. Кто ты?
Сегодня ты знак репризы для песни чужой..
Годы
Уходят меж пальцев водой
Прозрачной.

В мире, где слабых доля,
Играть лишь в эпизодах смешные роли..
Но ты не угаснешь!
В силах каждого любых достичь вершин
Свою Симфонию пиши!

Бридж:
Хватит мириться!
Все ведь может измениться.
Сам выбираешь
Что ты теперь сыграешь.

Читайте также:  Как восстановить эмоциональные силы

Каждый охотник желает знать
Муз. и сл. — Е. Минина

Каждый охотник желает знать,
Каждый невидящий хочет видеть.
Тот, кто отстал хочет обогнать,
А обиженный хочет обидеть.

1. Ты достал меня вечной гонкой.
Мы застряли в режиме «поиск»..
Я всегда недочемпионка —
Всегда чуть хуже, чем ты достоин.

Получив, что хотел — не ценишь.
Каждый пройденный шаг стал скучен.
Я устала быть лишь ступенью
В твоей охоте за тем что круче.

Оглянись
И остановись.

Припев:
Каждый охотник желает знать,
Каждый невидящий хочет видеть.
Тот, кто отстал хочет обогнать,
А обиженный хочет обидеть.
Нету нам счастья ни в мыслях, ни в деле,
Мы снова не там, где мы быть хотели.
Каждый ждёт впереди
Другого пути.

2. Ты достал меня вечной гонкой
И, пожалуй, я съеду с трассы
Твоя жизнь — это светский конкурс
Кто лучше носит счастливую маску.

Оглянись
И остановись.

Муз. и сл. — Е. Минина

1. Нам любовь нелегко давалась —
Вокзалы, скандалы
И аэропорты..
Убегать от проблем устала.
И в кровь ноги стерты,
И нервы ни к черту.

Я не могу остаться,
Пора прощаться..
Мы оба знаем это,
Ясен расклад. Как
Тень
Маячит одиноко
Твой враг жестокий:
Финальная схватка.

Припев:
На краю
Нечего терять.
Мы с собою в бою
И без права проиграть.
Разобью
Правила игры,
Только что нам дары,
Которые нельзя принять.
Эту боль ни забыть,
Ни унять.

2. Чувства, что измерялись в джоулях
Заметно истёрлись
Застыли, замёрзли.
Но экзамен на силу воли
Пройти так непросто
Без горечи в горле.

И можно счёт продолжить,
Кому кто должен,
Как будто есть в этом смысл.
Цинично и пошло..
Но
Оставил враг жестокий
Кровоподтёки
На память о прошлом.

Бридж:
Стереть тебя, нажать delete.
(Если это не любовь, что тогда любовь?)
Зачем же сердце так болит.
(Что тогда любовь, что тогда любовь?)

Муз. и сл. — Е. Минина

1. Смотри!
Знаком до боли взгляд остывший,
Ты как все —
Единая стезя.
Забудь, сотри!
Ни видеть, ни дышать, ни слышать
Здесь тебе
Без ведома нельзя.

Исчезаешь..
К мозгу доступ ограничен,
Бесполезен, обезличен.
Словно зомби.
Это бред, полный бред —
Столько лет нету сил
сказать Нет!

Припев:
Сжигай! Круши!
В системе будешь ты непогрешим!
Души
Остатки своей собственной души!
Замри
На миг —
Что дальше?
Костры из книг.

2. Молчи.
Иначе выбьешься из стада.
Ты обрёл
Совсем ненужный скилл.
Прочесть, познать?
Нам здесь таких как ты не надо,
Вмиг сотрём,
Как будто и не жил.

Забываешь.
Ампутированы чувства,
Это геноцид искусства.
Словно зомби.
Это бред, полный бред —
Столько лет нету сил
сказать Нет!

1. Иди за мной — среди тысяч снов я одна стану явью.
Познай со мной чувство что вне времени и расстояний.

Как наваждение вкус на губах колдовства
Ты забудешь едва..
Только скажи, что любишь меня одну —
И ты в плену.

Припев:
Беги или будет поздно!
Солги, что умеешь все забывать.
Мы околдованы, скованы, все эти сны
На двоих нам даны —
От нас самих нам не убежать.

2. Скучай по мне — как скучает берег по ласке прибоя.
Желай меня — словно эта жажда не знает покоя..
Нежная буря, изменчива словно вода, не забыть никогда..
Тайны во мне, которые не открыть.
И не простить.

Капкан
Муз. – Е. Минина, сл. – Е. Минина (ред. Надежды Петрушиной)

1. Ветер в моей голове,
Снова стрела на тетиве.
Если рискую, я словно
Чувствую себя живей.

Ты мой заветный приз,
Значит, любой оправдан риск.
Я тебя заполучу, поверь,
Ты — больше чем каприз.

Мимо ушей,
Что с огнем играть опасно —
Акселератор в пол и быстрей
Я гоню вперёд на красный

Припев:
Расставляя свой капкан, целилась прямо в сердце
Но обман к чувству не откроет дверцу.
Почему же я сама
В сети свои попалась
И одна
вся покрыта ранами рваными
Я осталась.

2. Это уже не игра
Место азарта занял страх
Ты ускользаешь от западни,
Ключи с собой забрав.

Все так же неуловим,
Для моих стрел неуязвим,
Это непросто признать, но я дышу
Тобой одним.

Мимо ушей,
Что с огнём играть опасно
Акселератор в пол и быстрей
Я гоню вперёд на красный

Лидокаин
Муз. и сл. — Е. Минина

1. Знаешь, непросто быть убийцей..
Памяти.
Боль в голове подбитой птицей
Мается..
Время потерь расставляет все по местам,
И теперь плачу по счетам.

Читайте также:  Продукты которые дают чувство сытости надолго

Припев:
Кто-нибудь услышит и придёт
На помощь.
Кто-нибудь поверит и поймёт, зашьёт, пусть и по живому.
Кто-нибудь, прости..
И вроде нет причин,
но нам не по пути.
Ты только лидокаин,
А жизнь — это он один.

2. Каждая ночь длиннее жизни
В моей тюрьме.
Воспоминания неподвижны,
Шепчут мне:
Снова одна, под глазами мокро опять..
Тишина, и не закричать.

3. Видимо, не освободиться
От собственных чувств.
Как же непросто быть убийцей,
Но я учусь.
Время потерь расставляет все по местам.
Открыта дверь, но к чужим мечтам..

Припев:
Кто-нибудь услышит и придёт
На помощь.
Кто-нибудь поверит и поймёт, зашьёт, пусть и по живому.
Кто-нибудь, прости..
И вроде нет причин,
но нам не по пути.
Ты всего лишь лидокаин,
А жизнь — это он..
Один.

Демоны
Муз. и сл. — Е. Минина

1. Демоны ищут непрочные звенья,
Демоны страхов твоих отражения,
Частью тебя завладели легко.
Демонов кормишь своим отрицанием,
Демоны жаждут твоих оправданий,
Словно с собой ты совсем не знаком.

В зеркало смотрясь
Узнаешь все черты
Признай — все это ты.
И только так становишься сильней их.

Припев:
Ангел и демон — вечная схема,
Меж чёрным и белым выбор не сделан.
Ты каждый миг изменяешь суть.
Благословенье или проклятье,
Смертельно паденье от счастья к несчастью.
Кто ты теперь? Выбирай свой путь.

2. В каждом поступке есть ангел и демон,
Нету «неправильно», нету «неверно».
В прочную нить судьба их сплела.
В мире есть благо, что кажется болью,
В мире есть свет, обернувшийся тьмою.
Каждый твой вздох разделен пополам.

Выбор за тобой,
И в этом наша жизнь.
Только ты держись —
Ты каждый день становишься сильнее!

Мне не больно
Муз. и сл. — Е. Минина

1. Мне кажется, меня разделили на части,
Разрезали, в клочья разорвали, Боже..
И хрупкие мечты о моем маленьком счастье
Рассыпались морозом по коже.

Я иду за тобой
Босиком по осколкам.
Нет ни смысла ни толка,
Умирают недолго
Цветы на снегу..
Эту странную боль
Принимаем мы слепо.
Тяжело и нелепо
Строить замки из пепла —
Я так жить не смогу.

Припев:
Мне не больно.
Мне не больно.
Я устала наощупь идти,
И зажжется ли свет в конце пути?
Но мне не больно!
Мне не больно.
Как над пропастью тонкая нить,
Тот кто слаб — тот уже сорвался вниз.

2. И вроде бы бороться нас жизнь обучала,
Мы намертво запомнили эти уроки.
И все же все попытки начинать всё с начала
С разрезанным сердцем жестоки.

Ничего не забыть,
Ничего не оставить.
Оба были неправы,
Просто почерк корявый
У нашей судьбы.
Скажешь, что не любовь?
Скажешь, просто упрямство?
Но я все же не сдамся,
Без остатка отдам всё —
Я иду за тобой.

Бридж:
Мне кажется, меня разделили на части,
Разрезали, в клочья разорвали.
Скажешь, что не любовь,
Скажешь, просто упрямство, но я всё же не сдамся.
Ты слышишь?

В иной реальности
Муз. и сл. — Е. Минина

1. Когда хочу просыпаюсь, будильник зло!
У кутюрье одеваюсь — мне повезло.
Живу у моря на вилле красивой,
Финансы в банке приносят доход пассивный.
Здоровье супергероя, модельный вид.
Я не сжигаю калорий — само сгорит.
Я белозубой улыбкой сражаю,
И Голливуд с надеждой ждёт, что у них сыграю.

Мир на ладони моей —
Только крылья раскрой
И взлетай!
Не жалей, что жизнь такой бывает только

Припев:
В иной, в иной реальности,
В иной, в иной, но ты не грусти —
В любой, в любой реальности
Сумей найти
Способ всех завести!
(В иной, в иной реальности,
В иной, в иной реальности 2р.)

2. Семь языков иностранных мой мозг постиг.
И визы есть во все страны — валяй, лети!
Я занимаюсь искусством без блата
И гонорары за песни гребу лопатой.
Обречены мои цели лишь на успех,
Изобрету панацею — отдам для всех.
Кормлю голодных, забочусь о людях,
Взмахну рукой и планета добрее будет.

Мир на ладони моей —
Только крылья раскрой
И взлетай!
Не жалей, что жизнь такой бывает только

3. Сквозь миллионы вселенных
Возьму с собой
То, что всегда неизменно —
Мою любовь.
Не может быть идеальной
Реальность,
В которой мы с тобой не сможем быть снова рядом.

Источник

Оцените статью